Неделя математики
методическая разработка по математике на тему

Бадинова Жанна Станиславовна

Методическая разработка недели математики в школе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotk_nedeli_matematiki.docx388.83 КБ

Предварительный просмотр:

                             Методическая разработка:  Неделя математики в МАОУ СОШ №1

“Предмет математики настолько серьёзен,
что полезно не упускать случаев делать его немного занимательным”
.

Б. Паскаль

                                                               Пояснительная записка.

   К сожалению, многие люди считают, что математика – «сухая» наука и в ней нет ничего интересного: одни цифры да формулы.

Методическое объединение математиков школы № 1 активно работает над вопросом занимательности и необходимости математики.

В решении этой проблемы есть два пути:

1) активизация и разнообразие форм деятельности на уроках;

2) кропотливая, разносторонняя внеклассная  работа.

       Внеклассная работа является неотъемлемой частью учебно-воспитательной работы в школе. Она углубляет знания учащихся, способствует развитию их способностей, расширяет кругозор, а также развивает интерес к изучаемому предмету. В настоящее время существует много разновидностей внеклассной работы по математике, олимпиады, КВН, различные математические эстафеты, марафоны, математические кружки и элективы, научно-практические конференции. Данные виды внеклассной работы, как правило, охватывают учащихся, имеющих хорошие способности в области точных дисциплин, а, следовательно, не позволяют вовлечь большое число учеников, что может привезти к потере интереса к предмету учащихся, не вовлеченных в мероприятие.  Существуют внеклассные мероприятия, которые позволяют привлечь большое количество учащихся с разными способностями и интересами, такие как предметные недели. Одной из форм внеурочной работы являются недели математики, которые обладают большим эмоциональным воздействием на участников. И методическое объединение математиков нашей школы очень активно работает над вопросом полноценного и качественного проведения тематических недель, их формы и содержания. Мы столкнулись с тем, что когда из года в год проведение предметных недель идет по одной и той же схеме: оформление газеты, доклады, устные журналы, то это становится неинтересным как детям, так и учителям. Получается мероприятие для «галочки». И методическое объединение математиков нашей школы решило пойти другим путем, нам захотелось праздника! Но сделать праздник можно только всем вместе: учителям, ученикам и даже родителям.

 С чего мы начали? При планировании предметной недели выбрали основную тему, идею, вокруг которой строится дальнейшая работа, продумали оформление и мероприятия. Мы стараемся учитывать разную математическую подготовку учащихся, так как основная задача предметной недели – привлечь и заинтересовать каждого ученика. Любой ученик должен найти себе дело по силам и интересам.

  В данной разработке представлен план недели математики, а также приведен сценарий открытия недели математики и одного из математических состязаний.

   Данный материал можно использовать как во внеклассной деятельности, так и на уроках математики в целях развития познавательного интереса учащихся к изучаемому предмету.

 

             

 

Цели:

  • развитие интереса к предмету;
  • расширение знаний по предмету;
  • формирование творческих способностей: логического мышления, рациональных способов решения задач, смекалки;
  • содействие воспитанию коллективизма и товарищества, культуры чувств (ответственности, чести, долга).

Задачи:

  1. Привлечь всех учащихся для организации и проведения недели.
  2. Провести в каждом классе мероприятия, содействующие развитию познавательной деятельности учащихся.
  3. Познакомить учащихся на практике со спецификой применения отдельных знаний в некоторых профессиональных сферах.
  4. Организовать самостоятельную и индивидуальную, коллективную практическую деятельность учащихся.

Перед проведением недели математики с учащимися проводится подготовительная работа: обсуждаются планируемые мероприятия, разъясняется их предстоящая деятельность.

Каждый учащийся 5-11 классов самостоятельно отслеживает состояние своей учебной работы. Для того проводится расчет индивидуального показателя степени обученности (СОУ) по формуле:

 

СОУ = (n5  1 + n4  0,64 + n3  0,36+ n2  0,18) / N  100%

 

Этот показатель рассчитывается по итогам 3 учебной четверти  и по итогам недели, предшествующей неделе математики (решено учитывать и "2", т.к. для «слабых» учащихся это дополнительный вклад, характеризующий 1/11 часть знаний).

Инициативные группы в классах, собрав общие сведения, рассчитывают СОУ по своим классам (общий показатель класса равен среднему арифметическому показателя класса за четверть и показателя за неделю).

Вычисляя СОУ, учащиеся знакомятся с применением математических знаний для сравнительного анализа в общеобразовательной сфере, приобретают некоторые навыки рефлексии собственной учебной деятельности.

Серьезная для учащихся работа по сбору данных, по расчету показателей сочетается с оформлением шуточных газет, содержащих информацию о распределении мест в каждом классе.

Здесь вносится некоторый «соревновательный дух»: "Совет мудрецов" из числа учащихся 11»а» класса с углубленным изучением математики   выявляет наиболее старательных учащихся (и классов), сумевших достичь самых высоких показателей.

 В течение недели в каждом классе проводятся внеклассные мероприятия, посвященные математике, развивающие интерес, логичность, рациональность мышления, смекалку учащихся (перечень мероприятий прилагается).

При проведении таких мероприятий учителя стараются создавать атмосферу творческого вдохновения, чтобы присутствовали мгновения удивления, заинтересованности, увлеченности. Мероприятия позволяют учащимся глубже понять роль предметов в жизни человека.

В течение недели учащимися самостоятельно (индивидуально и по группам) готовятся "сюрпризы": газеты, ребусы, кроссворды, сочиняются стихи, изготовляются памятные медали победителям, пишутся интересные доклады и сообщения по математике, с которыми учащиеся выступают.

Все газеты и "сюрпризы" оцениваются в условных денежных единицах: "эвриках". На заработанные "эврики" классы могут купить( при заранее оговоренном в положении эквиваленте):

  • урок без двоек;
  • урок без домашнего задания;
  • урок ответов по желанию;
  • урок самоуправления;
  • урок-игру.

В течение недели идет подготовка к торжественному заседанию-концерту, посвященному закрытию недели: разучиваются инсценировки, стихи, песни, фокусы, опыты, отбираются лучшие сообщения.

На торжественном заседании-концентре "Совет мудрецов" награждает самых активных учащихся (победителей) памятными медалями в присутствии классных коллективов.

 

День недели

Название мероприятия

Участники

Ответственный

1

Понедельник

Оформление школы и кабинетов. Открытие недели математики.

Открытие «Галереи великих»

   На стенах вывешиваются плакаты с высказываниями великих людей.

Примеры плакатов:

«Нет ни одной области математики, как бы абстрактна она ни была, которая когда-нибудь не окажется применимой к явлениям действительного мира» (Н. И. Лобачевский).

«Разве ты не заметил, что способный к математике изощрен во всех науках о природе» (Платон).

«Рано или поздно всякая правильная математическая идея находит применение в том или ином деле» (А. Н. Крылов).

«Химия – правая рука физики, математика – ее глаз» (М. В. Ломоносов).

«Слеп физик без математики» (М.В. Ломоносов).

«Математика – это язык, на котором говорят все точные науки» (Н. И. Лобачевский).

   Вывешиваются газеты с математическим названием и содержанием. В оформление принимают участия учащиеся всех классов. Задания они получают заранее, примерно за неделю до мероприятия.

Проводится вечер, посвященный открытию Недели математики.

(приложение 1)

1-4 классы

5-8 классы

9-11 классы

Классные руководители. Учителя-предметники

2

Вторник

День 2. «Измерения»
Афоризм дня: «Никакой достоверности нет в науках там, где нельзя приложить ни одной из математических наук, и в том, что не имеет связи с математикой» (Л. да Винчи).
Оформление сменного стенда «Меры длины, площади, массы, вместимости
и объема, применяемые в различных странах»
Игра по станциям «Измеряй, не зевай» (5-6 кл.)
Геометрический съезд (7-8 кл.)
Задания дня: подсчет количества ступеней, окон (1-4 кл.), вычисление периметров и площадей школьных помещений (5-7 кл), вычисление длин диагоналей, объема классных кабинетов (8-9 класс), вычисление процентного состава ученического коллектива школы по разным критериям (10-11 класс).

Выставка наглядных пособий. В фойе школы ставятся столы, на которых выставляются различные модели, фрагменты задач, оригинальные комбинации разных геометрических тел, звездчатые многогранники, иллюстрации геометрических задач. Выставка проходит по параллелям и оценивается соответственно (Приложение2- наглядное пособие «Макеты геометрических фигур»)

1-4 классы

5-8 классы

9-11 классы

Классные руководители. Учителя-предметники

3

Среда

День 3. «История»
Афоризм дня: «Изучение математики приближает к бессмертным богам» (Платон)
Веселые перемены («История математики в стихах и прозе»: выступления агитбригады 8-9 кл. в рекреациях начальной школы)
Доклады из истории математики на уроках (5-7 кл.)

На уроках математики несколько учащихся готовят небольшие сообщения из истории изучаемых тем. Так, например, при изучении темы «Пропорции» в 6 классе, ученик рассказывает, что слово «пропорция» происходит от латинского proportion, означающего соразмерность, определенное соотношение частей между собой;

 ученики 7 класса заслушивают сообщение о Пифагоре: "Все - есть Число..." - учил Пифагор. Современная мысль так дополняет это изречение:
Все есть комплексное число Меры качества. Великий посвященный философ, гениальный ученый, мудрец, основатель знаменитой Школы Пифагорейцев, духовный Учитель плеяды выдающихся философов мира. Пифагор впервые развил учения о Числах, Космосе, Музыке небесных сфер, заложив основу монадологии, милогии, современной квантовой теории строения материи. ( Приложение 3- материал по биографии Пифагора и его работах)

5-11 классы

Классные руководители. Учителя-предметники

4

Четверг

День 4. «Наука»
Девиз дня: «Если мы действительно что-то знаем, то мы знаем это благодаря изучению математики» (Гассенда). 

Оформление сменного стенда «Занимательные математические факты»
Решение заданий «Кенгуру-ассорти» (2-4 кл.)
Турнир смекалистых (5-6 класс)

Открытие выставки лучших тетрадей.
Практическая конференция «Нескучная наука математика» (10-11 класс)
Задания дня: решение ребусов, шарад, кроссвордов.

 На одной из больших перемен проводится математическая лотерея. Игра состоит в решение простых шуточных задач, простейших ребусов, загадочных картинок. Каждый вопрос записан на небольшом листке бумаги и имеет свой номер. Листочки свертываются трубочкой и складываются в глубокую коробку. Коробка стоит на столе, за которым сидит дежурный и выдает билеты. Другой дежурный имеет контрольный листок с ответами и выдает призы (игру составляют и проводят старшеклассники, в качестве призов также могут служить поделки ребят). ( Приложение 4)

2-4 классы

5-6 классы

10-11 классы

Классные руководители. Учителя-предметники

5

Пятница

День 5. «Поэзия»
Афоризм дня: «Нельзя быть настоящим математиком, не будучи немного поэтом» (Вейерштрасс).
Оформление сменного стенда: стихи о математике, о геометрических фигурах, об арифметических знаках, о законах алгебры. День торгов - « эвриков».

Школьный Звездный час (7-8 кл.)

7-8 классы

Классные руководители. Учителя-предметники

6

Суббота

День 6. «Закрытие»
Подведение итогов недели.
Церемония награждения победителей в отдельных номинациях, чествование самого математического класса.

2-11 классы

Классные руководители. Учителя-предметники

Цель: создание условий для развития интереса учащихся к математике.

Задачи:
1.Активизация деятельности учащихся.

2.Развитие познавательных и творческих способностей, остроты мышления и наблюдательности.

3.Воспитание культуры коллективного общения.


Программа недели:

День недели

Мероприятия

Понедельник

Оформление школы. Открытие недели математики. Галерея Великих математиков.  Приложение 1.

Вторник

Математические перемены. Блиц опрос. Приложение 2.

Среда

Конкурс эрудитов.  Приложение 3.

Четверг

Математические перемены. Блицтурнир.

Приложение 4.

Пятница

Концерт «Математики шутят». Конкурсное задание от каждого класса. Приложение 5.

Суббота

Закрытие недели математики. «Математическое кофе». . Приложение 6.

                                                                                                           Приложение 1.

Понедельник.

Открытие недели математики.

На втором этаже в рекреации школы вывешены портреты великих математиков, нужно узнать фамилию математиков и их вклад в науку. Краткую биографию. Нужно писать на листе формата А4 (рукописным или печатным текстом). Делать это можно в течении недели до пятницы. Готовые работы сдавать дежурным  на первом этаже.

Правильные  и полные ответы будут  премироваться эвриками.

                                                                                                           Приложение 2.

Вторник.

На второй и третьей переменах, каждому желающему принять участие в конкурсе будут задаваться различные математические вопросы, каждый правильный ответ будет оцениваться  эвриками.

                                                                                                           Приложение 3.

Среда.

1. Проводится конкурс эрудитов. Отгадывание кроссвордов.   Кроссворды можно взять у учителей математиков на второй перемене  в фойе школы.

В пятницу разгаданные кроссворды сдаются также учителям математикам на второй перемене в фойе школы.

                                                                                       

                                                                                                        Приложение 4.

Четверг.

  1. На второй и третьей переменах, каждому желающему принять участие в конкурсе будут задаваться различные математические вопросы, каждый правильный ответ будет оцениваться  «эвриками».

               

                                                                                            Приложение 5.

Пятница.

 В начале недели каждому классу было дано конкурсное задание.

«Математический концерт».

По жребию каждый класс  выбрал себе задание. Все задания обязательно должны отражать тему математическую.

  1. Стихотворение;
  2. Стихи в цифрах;
  3. Математические частушки;
  4. Сценка (Толик-математик);
  5. Песня (на мотив «Зайка моя»);
  6. Басня;
  7. Песня (на мотив «Остров невезения»);
  8. Сценка (Ода геометрии);
  9. Строки о великих математиках;
  10.  Песня (на мотив «Хвастать милая не стану).

                                                                                                           Приложение 6.

Суббота.

Закрытие недели математики.

Конкурс «Математическое кафе».

В конкурсе участвуют 2 команды по пять человек в каждой;

Команда «А»: учащиеся 5а,6а,7а,8а,9а классов;

Команда «Б»: учащиеся 5б, 6б,7б,8б,9б классов.

Конкурсные номера для математического концерта.

  1. Стихотворение «Слово о математике».

Слово о математике 

Почему торжественность вокруг? 
Слышите, как быстро смолкла речь? 
Это о царице всех наук 
Начинаем мы сегодня вечер. 

Не случайно ей такой почет. 
Это ей дано давать ответы, 
Как хороший выполнить расчет 
Для постройки здания, ракеты. 

Есть о математике молва, 
Что она в порядок ум приводит, 
Потому хорошие слова 
Часто говорят о ней в народе. 

Ты нам, математика, даёшь 
Для победы трудностей закалку, 
Учиться с тобой молодёжь 
Развивать и волю и смекалку . 

И за то, что в творческом труде 
Выручаешь в трудные моменты, 
Мы сегодня искренне тебе 
Посылаем гром аплодисментов.

  1. Стихи в цифрах.

Пушкин:                                                                  

17 30 48                                                                  

140 10 01

126 138

140 3 501

Маяковский:

2 46 38 1

116 14 20!

15 14 21

14 0 17

Есенин:

14 126 14

132 17 43…

16 42 511

704 83

170! 16 39

514 700 142

612 349

17 114 02

Веселые:

2 15 42

42 15

37 08 5

20 20 20!

7 14 100 0

2 00 13

37 08 5

20 20 20!

Грустные:

511 16

5 20 337

712 19

2000000 47

  1. Математические частушки.

Математические частушки.

Мы веселые ребята

Очень весело живем

И задачи мы решаем

И частушки вам споем.

В нашем классе все ребята

Хороши как на подбор.

Математику не знают

«Хорошистов» недобор

Мы задачи на движенье

Порешать всегда хотим

Наше в классе поведенье

Всем известно – не молчим.

Алгебру решать устал,

Только время потерял

Все - равно ни че не понял,

Лучше я бы погулял.

В математике задачи

Словно в жизни неудачи

И скажу я вам ребята.

Как решать их непонятно.

Математика наука

Всех наук - нам говорят,

А ведь в жизни нам науки

Никогда не повредят

Биссектриса это крыса,

Только я не поняла

Для чего же эта крыса

Делит угол пополам.

Я примерный ученик

Всю таблицу знаю

5*5=25,

6*6 –не знаю.

Математик Пифагор

Супер джинсы изобрел

Говорят его штаны

Во все стороны равны

Мы с решебника списали,

Думали все правильно,

А на алгебру пришли-

Двойку нам поставили.

На уроке я была

Алгебру учила

На контрольной отсидела

Пару получила.

Над тетрадкой Влад рыдает: 
Как пример решить – не знает. 
Плачет баба, плачет дед, 
Ну, не сходится ответ! 

Мы частушки вам пропели,
С вами распрощаемся, 
И опять на викторине, 
Завтра повстречаемся.

  1. Сценка.

Сценка «ТОЛИК-МАТЕМАТИК»

1-й: Хоть ты смейся, хоть ты плачь, не люблю решать задач,

Потому что нет удачи на проклятые задачи,

Может быть, учебник скверный, может быть, таланта нет.

Но нашел я способ верный – сразу посмотреть в ответ.

2-й: Сколько чашек, сколько ложек? Можно проще, без затей.

Он сложил часы и кошек. Перемножил на людей

1-й: Занимайтесь на здоровье, если вам не жалко сил!

Ну, зачем читать условье? Раз – прибавил, два – решил.

В общем, нехитра наука. Если посмотреть в ответ!

3-й: Только дед моложе внука оказался на пять лет.

2-й: И к Свердловску город Нальчик ближе стал, чем Камышов.

3-й: И один индийский мальчик съел 125 слонов.

2-й: Стал до Марса путь недлинный – 200 метров от Земли...

3-й: Два мальчишки с половиной с пол девчонкой в школу шли.

2-й: Толик— математик бойкий! Множит, делит пополам.

2-й и 3-й (хором): Интересно, сколько двоек стоит лени килограмм?

  1. Песня (на мотив «Зайка моя»);

Плюсик ты мой, я твой минус,

Косинус мой, я твой синус.

Ты аксиома, я –  теорема.

Следствие ты, а я лемма.

Ма-те-ма-ти-ка моя.

Я ночами плохо сплю

Математику я так давно люблю.

Я и днем теперь не сплю,

Я и вечером не сплю,

Математику, математику люблю.

Знание ты, я – шпаргалка,

Если ты ноль, то я – палка,

Ты ордината, я – абсцисса,

Ты уголок, я – биссектриса.

Частное ты, я – делитель.

Ты знаменатель, я – числитель,

Ты мой кружок, я –  твой сектор,

Ты – модуль мой, я твой – вектор.

Математика моя….

Сумма моя, а я – разность,

Дольная ты, а я – кратность.

Гипотенуза ты, я твой катет.

Терминов нам с тобой хватит.

Математика моя.

  1. Басня «Медвежья услуга».

У Волка, Зайца и Медведя

Настали трудные деньки,

Крот перестал учиться в школе

А им – готовят дневники!

                За всех ученый Крот трудился,

                Решал задачи и примеры,

                И выручал их нерадивых,

                Подсказывая им без меры.

Крот  заболел – у всех беда,

Уж очень строг учитель Дрозд ,

На математике пожалуй,

Получит кто-то лишний «хвост»!

                 Медведь решил подзаниматься:

                 Где подучить, а где схитрить.

                 Но, в общем, в чем-то постараться

                 Дрозда решил перехитрить.

Дрозд вызвал Зайца отвечать:

«Скажи любезный, что ты знаешь

О треугольнике и круге?»

Зайчишка, чтобы не молчать

Поддержку ищет в сильном друге.

                  Медведь, стараясь угодить

                  Трусливому зайчишке

                  Повел себя перед дроздом

                  Проказливым мальчишкой.

Он стал кривляться и шептать

Старательно и нудно.

А Заяц на доске писать,

Хотя и было трудно.

                  Медведю, видно, как всегда,

                  Не все учить хотелось,

                  Его подсказка иногда

                  На языке вертелась.

Так и сейчас, сказав не то,

Помог он плохо другу,

Он окзал ему опять

Медвежью услугу!

  1. Песня (на мотив «Остров невезения»);

«Остров математики».

Весь покрытый цифрами,

Абсолютно весь,

Остров математики

В нашей школе есть!

Весь покрытый цифрами,

Абсолютно весь,

Остров математики

В нашей школе есть!

Там живут несчастные

Дети-дикари.

На лицо глупейшие,

Умные внутри,

На лицо глупейшие,

Умные внутри,

Там живут несчастные

Дети-дикари.

Вроде не бездельники

И могли бы жить,

Им бы математику

Взять и отменить

Им бы математику

Взять и отменить,

Вроде не бездельники

И могли бы жить.

Формула не ловится,

График не растет,

Плачут, Богу молятся,

Контрольная их ждет!

Плачут, Богу молятся,

Контрольная их ждет!

Может быть, шпаргалочка

Снова их спасет!

На число13

Людям не везет,

А для нашей «дюжины»

Все наоборот.

Интегралы, графики

Все нам по душе

Все мы математики, абсолютно все.

  1. Сценка «Ода геометрии».

 

«Ода геометрии».

Мальчик  -Эй, сестренка, что ты учишь?

Девочка  -Геометрию, браток.

Мальчик  -Это что же за наука?

Девочка  -Подойди ко мне, дружок.

Это, брат, такая штука:

Без нее ты никуда!

В общем, так сказать короче:

Ни туда и ни сюда!

Без нее, браток не сможешь

Профессионалом стать.

Не сломать и не построить,

Не летать и не пахать,

Не нырять в морские бездны

И кроссворды сочинять,

И на древних экспонатах

Тайнопись расшифровать….

Мальчик  - Стоп! Стоп! Стоп! Во! Заливает!

Геометрия! Браток!

Проще в жизни все бывает!

И не в пользу твой урок!

Ну, сестренка, коль все знаешь

И, что б я знал наперед,

Объясни-ка по понятней:

Кто трусы ребятам шьёт?

Может, скажешь математик?

Геометр? Не пойдет!

Девочка  -Что я слышу? Ты смеёшься?

Не советую спешить.

И тебя я попытаюсь

Просто переубедить.

В лоб скажу, что б стало ясно

Всё моё намеренье:

«Геометрия» - по-русски,

Значит «землемеренье»

Вот, к примеру, без замеров

Мы сошьём трусы тебе.

Эти могут потеряться

(приставляет к нему очень большие трусы в горошек, вырезанные из картона)

При купании в воде.

Эти – будут длинноваты (приставляет длинные трусы),

Ну, а эти – коротки (приставляет очень короткие трусы).

Эти - будут узковаты (приставляет очень узкие трусы),

Ну, а эти – широки (приставляет очень широкие трусы).

А теперь, дружок, послушай:

Прежде, чем трусы пошить,

Их, наверно, кто-то все же

Должен будет раскроить!

Что б равны детали были,

Здесь важна симметрия.

Вот и тут, не дать, не взять:

Сплошная геометрия!

Мальчик  - Ну, довольно! Убедила!

Вот как только подрасту,

Я твою науку эту непременно изучу!

А пока я - на природу.

С одноклашками – в футбол!

Может быть и мне удастся

Залепить в ворота гол.

Ну, а ты грызи науку!

Как приду, что б понял я:

На кой лад нам – футболистам-

Геометрия твоя

  1. Строки о математиках.

- Разгадал загадку круга, 
Метод площадей нам дал, 
Знаем мы, как в Сиракузах 
Родину он защищал. 
Свой народ спасал от бед, 
Его имя ….. (Архимед).

- На острове Самос 
Философ сей родился. 
И во главу угла 
Поставлены им числа. 
И, говорят, за теорему 
Принес богам быка он в жертву. 
Был чемпионом Олимпиады, 
Имел своих учеников. 
Надеюсь, догадался каждый, 
Что его имя ….. (Пифагор)

- Все, что раньше люди знали, 
Он собрал в своих «Началах». 
Было их 13 книг, 
Написал их все …. (Евклид)

- Очень слабым он родился, 
Но науке все ж сгодился. 
Открыл не кто иной, 
А он притяжения закон. 
Интеграл дал миру он, 
Физик Исаак….. (Ньютон)

- Математика начала 
По обоям изучала 
И влюбилась в ту науку. 
Только вот какая штука. 
Ведь в России в это время 
Не пускали в вузы женщин. 
Чтоб в математике достичь вершин, 
Пришлось уехать девушке в Берлин, 
И стать для этого фальшивою невестою, 
Такой мы знаем Софью……. (Ковалевскую).

  1.  Песня о математике.

Хвастать, милые, не стану,

Знаю сам, что говорю,

Математику я знаю,

Производную беру.

Обо мне все люди скажут:

Математик хоть куда!

Тесты на 12 баллов

Выполняю я всегда!

Припев:       С математикой мы рядом

        И на расстоянии.

        Без нее мы, как без сердца

                      Жить не в состоянии!

Площадь круга, объем шара

Так люблю я вычислять.

Логарифмы, интегралы

Не дают мне унывать.

Конкурс «математическое кафе.

 Внеклассное мероприятие по математике 
в рамках недели математики

для учащихся 5 – 9-х классов

 « Математическое кафе» 

Цели проведения игры:

Стимулирование интереса к математике;


Способствование развитию логического мышления, умению быстро думать и принимать правильное решение;


Развитие сообразительности, внимания, интуиции и находчивости учащихся.


Оборудование: плакат «Математическое кафе», плакат с меню, плакаты с названием команд и девизами, на доске – таблица для внесения результатов конкурсов.

Меню: 

Салаты:

Математическая разминка. 

Математический ералаш. 

Первые блюда – алгебраические:

Уха из уравнений. 

Суп функциональный. 

Вторые блюда – геометрические:

Жаркое из уголков. 

Гарнир треугольный. 

Напитки:

Математический коктейль. 


   
Правила проведения игры:

В игре принимают участие 2  команды учащихся 5-9-х классов. Конкурсы соответствуют представленному меню. В конкурсах, где выдаются карточки с заданиями, команды за отведенное время выполняют задания и сдают их жюри на проверку, жюри выставляет за каждый конкурс баллы, 1 балл соответствует 1 эврике.

Ход мероприятия

1. Вступительное слово: 

представление команд учащихся, представление жюри, знакомство с меню.

2. Математическая разминка

Проводится в форме «Вопрос-ответ» поочередно для каждой команды в течение 

1,5 мин. 

  1. Математическая разминка. 

Вопросы для первой команды:

  1. Как называется результат сложения? (Сумма) 
  2. Сколько минут в одном часе? (60) 
  3. Как называется прибор измерения углов? (Транспортир) 
  4. На что похожа половина яблока? (На другую половину) 
  5. Назовите наименьшее трехзначное число? (100) 
  6. Тройка лошадей пробежала 30 км. Какое расстояние пробежала каждая лошадь? (30 км) 
  7. Назовите модуль числа -6? (6) 
  8. Как называется дробь, в которой числитель равен знаменателю? (Неправильная) 
  9. Чему равна сумма смежных углов? (180) 
  10.  Назовите число, «разделяющее» положительные и отрицательные числа. (0) 
  11.  72:8. (9)
  12.  Одна сотая часть числа. (1%) 
  13.  Третий месяц летних каникул. (Август) 
  14.  Другое название независимой переменной. (Аргумент) 
  15.  Наименьшее четное натуральное число. (2) 
  16.  Сколько козлят было «многодетной» козы? (7) 
  17.  Треугольник, у которого две стороны равны? (Равнобедренный) 
  18.  Сумма длин всех сторон многоугольника? (Периметр) 
  19.  Какой вал изображен на картине Айвазовского? (9) 
  20.  Соперник нолика. (Крестик) 
  21.  Часть прямой, ограниченная двумя точками? (Отрезок) 
  22.  Число, обратное 2. (0,5) 
  23.  Результат вычитания. (Разность) 
  24.  Как называется отрезок, выходящий из вершины треугольника и делящий противоположную сторону пополам? (Медиана) 
  25.  Число, противоположное 5. (-5) 
  26.  Прямоугольник, у которого все стороны равны. (Квадрат) 
  27.  Одна сотая часть метра. (1 см) 
  28.  50 разделите на половину. (100) 
  29.  Как называется прибор для измерения отрезков? (Линейка) 
  30.   Если у четырёхугольника отрезать один угол, то сколько у него их останется? (5) 

Вопросы для второй команды:

  1. Как называется результат умножения? (Произведение) 
  2. Сколько секунд в одной минуте? (60) 
  3. Назовите наибольшее трёхзначное число? (999) 
  4. Назовите модуль числа -4. (4) 
  5. Как называется дробь, в которой числитель больше знаменателя? (Неправильная) 
  6. Чему равен развернутый угол? (180) 
  7. Назовите целое число, большее -1, но меньшее 1. (0) 
  8. 60:5. (12) 
  9. Последний месяц учебного года. (Май) 
  10.  Наибольшее двухзначное число. (99) 
  11. Число, обратное 5. (0,2) 
  12.  Название графика функции прямой пропорциональности. (Прямая)
  13.  День недели, предшествующий пятнице. (Четверг) 
  14.  Одна десятая дециметра. (1 см) 
  15.  Сколько сторон у квадрата? (4) 
  16.  Число противоположное -7. (7) 
  17.  Единица измерения углов. (Градус) 
  18.  14•4. (56) 
  19.  Какие прямые пересекаются под прямым углом? (Перпендикулярные) 
  20.  Первый месяц зимы. (Декабрь) 
  21.  Как найти неизвестный множитель? (Произведение разделить на известный множитель)
  22.  Как называются равные стороны в равнобедренном треугольнике? (Боковые) 
  23.  Число, на которое данное число делится без остатка. (Делитель) 
  24.  Фигура, образованная двумя лучами с общим началом. (Угол)
  25.  Сколько отрицательных множителей должно быть в произведении, чтобы оно было отрицательным числом? (Нечётное число) 
  26.  1/60 часть градуса? (Минута) 
  27.  Друг игрека. (Икс) 
  28.  Как называется значение зависимой переменной? (Значение функции) 
  29.  Угол, равный 180. (Развернутый) 
  30.  Число, обращающее уравнение в верное равенство. (Корень) 


Дополнительные вопросы.

  1. Как называется результат деления? (Частное) 
  2. Сколько месяцев в году? (12) 
  3. Как называется прибор для измерения длины отрезков? (Линейка) 
  4. Назовите наибольшее однозначное число. (9) 
  5. Число, на которое нельзя делить. (0) 
  6. Назовите модуль числа -2. (2) 
  7. 42:6 (7) 
  8. Первый месяц года. (Январь) 
  9. Треугольник, у которого две стороны равны. (Равнобедренный) 
  10.  Число противоположное -4. (4) 
  11.  7•8 (56) 
  12.  Первый месяц осени. (Сентябрь) 
  13.  На какое наибольшее целое число делится без остатка любое целое число? (Само на себя) 
  14.  Высшая оценка знаний в школе. (5) 
  15.  Наименьшее четное число. (2) 
  16.  Равенство с переменной. (Уравнение) 
  17.  Что является графиком функции y=kx+b? (Прямая) 
  18.  Объем килограмма воды? (Литр) 
  19.  Сумма длин всех сторон многоугольника? (Периметр) 
  20.  Часть прямой, ограниченная двумя точками. (Отрезок) 
  21.  Как найти неизвестное делимое? (Делитель умножить на частное) 
  22.  Свойство вертикальных углов. (Равны) 
  23.  Сколько отрицательных множителей должно быть в произведении, чтобы оно было положительным числом? (Чётное) 
  24.  Одна сотая часть километра. (10 метров) 
  25.  Не учебный день недели. (Воскресенье) 
  26.  1/60 часть минуты. (Секунда) 
  27.  Количество высот в треугольнике. (3) 
  28.  Наибольшее пятизначное число. (99999) 
  29.  Угол, равный 90 градусов. (Прямой)
  30.  Как называется результат вычитания? (Разность) 
  31.  Сколько часов в сутках? (24) 
  32.  Как называется инструмент для проведения окружности? (Циркуль)
  33.   Наибольшее двухзначное число. (99) 
  34.  Модуль числа 15. (15) 
  35.  Как называется дробь, в которой числитель меньше знаменателя? (Правильная) 
  36.  Чему равен прямой угол? (90 градусов) 
  37.  Число, не относящееся ни к положительным, ни к отрицательным? (0) 
  38.  100:4. (25) 
  39.   Одна седьмая часть недели. (День) 
  40.  Первый месяц нового учебного года. (Сентябрь)
  41.   Название графика линейной функции. (Прямая) 
  42.  Наименьшее целое положительное число. (1) 
  43.  Треугольник, у которого все стороны равны. (Равносторонний) 
  44.  Число, обратное 3. (1/3) 
  45.  Как называется луч, выходящий из вершины и делящий его пополам? (Биссектриса) 
  46.  Что следует за вторником? (Среда) 
  47.  Число, противоположное 9. (-9) 
  48.  12•5. (60) 
  49.  Что тяжелее 1 кг ваты или 1 кг железа? (Одинаково) 
  50.  Первый месяц лета? (Июнь) 
  51.  В каком случае произведение равно нулю? (Множитель равен нулю) 
  52.  Как найти неизвестное вычитаемое? (Уменьшаемое вычесть разность)
  53.  Отрезок, соединяющий две соседние вершины треугольника. (Сторона) 
  54.  1/180 часть развернутого угла. (Градус) 
  55.  Самый короткий месяц года. (Февраль) 
  56.  20 умножить на половину. (10) 
  57.  Угол, меньший 90 градусов. (Острый)

  1.  Математический ералаш. 

Каждая команда получает карточку 1, которую необходимо заполнить и сдать в жюри.

Во время выполнения зданий проводится конкурс пословиц, в которых встречаются натуральные числа. В конкурсе участвуют по одному человеку от каждой команды. 

  1. Карточка 1

    Заполните пустые клетки квадрата, вписав 1, 2, 3, 4 так, чтобы по горизонтали и по вертикали не было одинаковых цифр.


    http://rudocs.exdat.com/pars_docs/tw_refs/16/15017/15017_html_2f029721.png


    Вставьте пропущенное число:

    а) 1; 3; 6; 10; … . 

    б) 3; 5; 9; 17; … .

    В каких местах необходимо поставить скобки:

    21 : 8 – 5 • 2 + 6 : 3 = 16

    Решите анаграмму:

    а) РИПЕТРЕМ

    б) БОДЬР


  3.  Уха из уравнений 

Команды получают задания на карточках 2.

Карточка 2

Решите уравнение:

3(4х – 3) – (5х+11) = 9 – (3х – 1)

10х – (2х + 5) = 2(4х – 7)

5(3х – 4) = 1 + (15х – 21)

Во время выполнения заданий проводится конкурс среди болельщиков:

1. В клетке находилось 4 кролика. Четверо ребят купили по одному кролику, и один кролик остался в клетке. Как это могло получиться? (Одного кролика купили с клеткой) 

2. Найдите «лишнее» по смыслу слово, а остальные замените общим названием: 
Метр 
Дециметр 
Килограмм (Килограмм. Единицы длины) 
Сантиметр 
Миллиметр 

3. Крыша дома имеет разный наклон, один ее скат составляет с горизонтом угол в 70%, другой - в 60%. Предположим, что петух откладывает на гребне крыши яйцо. Куда оно покатится? (Петух яйца не несет) 

5. У меня в кармане две монеты на общую сумму 15 коп. Одна из них не пятак. Что это за монеты? (10 и 5 коп.) 

6. Вдоль улицы стоит 100 домов. Мастера попросили изготовить номера для всех домов от 1 до 100. Чтобы выполнить заказ, он должен запастись цифрами. Подсчитайте, сколько девяток потребуется мастеру? (20 штук) 

7. Если в 12 часов ночи идет дождь, то можно ли ожидать, что через 72 часа будет солнечная погода? (Нет, так как это будет ночь) 

  1. . Суп функциональный

    Команды получают задания на карточках 3.

    Карточка 3

    Выясните, пересекаются ли графики заданных функций:

    а) y = 2х – 3 и у = 0,5х – 3; 

    б) у = 3х – 5 и у = -3х + 5;

    в) у = -12х + 5 и у = -12х –7.

    Найдите координаты точки пересечения графиков функций:

    у = 2х – 4 и у = -3х – 1.

  1. Жаркое из уголков 

    Выдаются карточки 4. 

    Карточка 4

    Проведите прямые AС и ВD, пересекающиеся в точке О. Найдите все образовавшиеся углы, если угол ВОС равен 37°.

    Проведите прямые AВ и СD, пересекающиеся в точке О. Найдите углы AОD и DОВ, если сумма углов AОD, АОС и СОВ равна 240°.

  1. Гарнир треугольный 

    Команды получают задания на карточках 5.

    Карточка 5

    Постройте треугольник, проведите все его медианы и сосчитайте количество полученных треугольников.

    Постройте прямоугольник, проведите его диагонали и сосчитайте количество полученных треугольников.

  1.  Математический коктейль 

    Проводится конкурс пантомимы: один участник для своей команды жестами объясняет понятия по выбранной карточке, а команда в течении 1 мин старается как можно больше дать правильных ответов.

        

Геометрические фигуры.

1

Точка

10

Четырехугольник

2

Квадрат

11

Круг

3

Угол

12

Ломаная

4

Прямая

13

Шестиугольник

5

Прямоугольник

14

Развернутый угол

6

Луч

15

Многоугольник

7

Треугольник

16

Равнобедренный треугольник

8

Окружность

17

Прямой угол

9

Отрезок

18

Равносторонний треугольник

Элементы геометрических фигур, школьные принадлежности

1

Линейка

10

Диаметр

2

Карандаш

11

Диагональ

3

Тетрадь

12

Центр окружности

4

Ластик

13

Смежные углы

5

Транспортир

14

Вертикальные углы

6

Учебник

15

Высота

7

Сторона

16

Краски

8

Вершина

17

Кисточка

9

Радиус

18

Вершина

КАРТОЧКА  № 1

КАРТОЧКА  № 1

ЗАДАНИЕ

ЗАДАНИЕ

1


Заполните пустые клетки квадрата, вписав 1, 2, 3, 4 так, чтобы по горизонтали и по вертикали не было одинаковых цифр.
http://rudocs.exdat.com/pars_docs/tw_refs/16/15017/15017_html_2f029721.png

1


Заполните пустые клетки квадрата, вписав 1, 2, 3, 4 так, чтобы по горизонтали и по вертикали не было одинаковых цифр.
http://rudocs.exdat.com/pars_docs/tw_refs/16/15017/15017_html_2f029721.png

2

Вставьте пропущенное число:
а) 1; 3; 6; 10; … . 

б) 3; 5; 9; 17; … .

2

Вставьте пропущенное число:
а) 1; 3; 6; 10; … . 

б) 3; 5; 9; 17; … .

3

В каких местах необходимо поставить скобки:
21 : 8 – 5 • 2 + 6 : 3 = 16

3

В каких местах необходимо поставить скобки:
21 : 8 – 5 • 2 + 6 : 3 = 16

4

Решите анаграмму:

а) РИПЕТРЕМ

б) БОДЬР

4

Решите анаграмму:

а) РИПЕТРЕМ

б) БОДЬР

КАРТОЧКА  № 2

КАРТОЧКА  № 2

Решите уравнения

Решите уравнения

1

3(4х – 3) – (5х+11) = 9 – (3х – 1)

1

3(4х – 3) – (5х+11) = 9 – (3х – 1)

2

10х – (2х + 5) = 2(4х – 7

2

10х – (2х + 5) = 2(4х – 7

3

5(3х – 4) = 1 + (15х – 21)

3

5(3х – 4) = 1 + (15х – 21)

КАРТОЧКА  № 3

КАРТОЧКА  № 3

ЗАДАНИЕ

ЗАДАНИЕ

1

Выясните, пересекаются ли графики заданных функций:

1

Выясните, пересекаются ли графики заданных функций:

функция

функция

а) y = 2х – 3 и у = 0,5х – 3; 

а) y = 2х – 3 и у = 0,5х – 3; 

б) у = 3х – 5 и у = -3х + 5;

б) у = 3х – 5 и у = -3х + 5;

в) у = -12х + 5 и у = -12х –7.

в) у = -12х + 5 и у = -12х –7.

2

Найдите координаты точки пересечения графиков функций:

2

Найдите координаты точки пересечения графиков функций:

у = 2х – 4 и у = -3х – 1.

у = 2х – 4 и у = -3х – 1.

КАРТОЧКА  № 4

КАРТОЧКА  № 4

ЗАДАНИЕ

ЗАДАНИЕ

1

Проведите прямые AС и ВD, пересекающиеся в точке О. Найдите все образовавшиеся углы, если угол ВОС равен 37°.


1

Проведите прямые AС и ВD, пересекающиеся в точке О. Найдите все образовавшиеся углы, если угол ВОС равен 37°.


2

Проведите прямые AВ и СD, пересекающиеся в точке О. Найдите углы AОD и DОВ, если сумма углов AОD, АОС и СОВ равна 240°.


2

Проведите прямые AВ и СD, пересекающиеся в точке О. Найдите углы AОD и DОВ, если сумма углов AОD, АОС и СОВ равна 240°.


КАРТОЧКА  № 5

КАРТОЧКА  № 5

ЗАДАНИЕ

ЗАДАНИЕ

1

Постройте треугольник, проведите все его медианы и сосчитайте количество полученных треугольников.

1

Постройте треугольник, проведите все его медианы и сосчитайте количество полученных треугольников.

2

Постройте прямоугольник, проведите его диагонали и сосчитайте количество полученных треугольников.

2

Постройте прямоугольник, проведите его диагонали и сосчитайте количество полученных треугольников.

http://vseportrety.ru/archimed-rz.gif 

http://vseportrety.ru/archimed-rz.gif 

http://vseportrety.ru/archimed-rz.gif 

http://vseportrety.ru/archimed-rz.gif 

http://vseportrety.ru/archimed-rz.gif 

http://vseportrety.ru/archimed-rz.gif 

http://vseportrety.ru/archimed-rz.gif 

http://vseportrety.ru/archimed-rz.gif 

http://vseportrety.ru/archimed-rz.gif 

http://go.imgsmail.ru/imgpreview?key=http%3A//upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/e/e7/Domenico-Fetti%5FArchimedes%5F1620.jpg/200px-Domenico-Fetti%5FArchimedes%5F1620.jpg&mb=people&l=http%3A//go.imgsmail.ru/img/mail/avatar.png&w=100

   

http://go.imgsmail.ru/imgpreview?key=http%3A//upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/e/e7/Domenico-Fetti%5FArchimedes%5F1620.jpg/200px-Domenico-Fetti%5FArchimedes%5F1620.jpg&mb=people&l=http%3A//go.imgsmail.ru/img/mail/avatar.png&w=100

   

http://go.imgsmail.ru/imgpreview?key=http%3A//upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/e/e7/Domenico-Fetti%5FArchimedes%5F1620.jpg/200px-Domenico-Fetti%5FArchimedes%5F1620.jpg&mb=people&l=http%3A//go.imgsmail.ru/img/mail/avatar.png&w=100

   

http://nsportal.ru/sites/default/files/2012/12/nachalo.jpg


Всем! Всем! Всем! 
Указ:

Ее Величество королева математики приказывает прочитать указ со вниманием и выполнять с усердием.


Приказываю своим подданным:

  1. Всем выучить таблицу умножения.
  2. Всем классам выпустить стенгазету о математике.
  3. Приказываю принять участие во всех конкурсах с 3 по 8 декабря.

А сейчас поспешите выполнять указ Ее Величества! Удачи вам!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Математика.План недели математики

Предлагаю вашему вниманию план недели математики...

Сценарий внеклассного мероприятия по математике (в рамках Недели математики) "Ее зовут Королевой"

Сценарий математического вечера – «Ее зовут Королевой» - это сценарий праздника Математики в школе. Это конкурсы, соревнования, дружеские шаржи, сценки, фокусы, которые соединяют «Веселые минутки» (пе...

Сценарий внеклассного мероприятия по математике (в рамках Недели математики) "Бросайка"

Сценарий математического соревнования – «Бросайка» - это сценарий праздника Математики в школе. Это конкурсы, соревнования, которые соединяют «Веселые минутки» ( танцы, сценки), игры с болельщиками. В...

Внеклассные мероприятия по математике к неделе математики

В папке представлены разработки внеклассных мероприятий по математике для 6-9 классов, которые можно провести в рамках предметных недель в школе. Мероприятия очень интересны и познавательны, и актуаль...

Неделя математики в школе, как средство развития познавательного интереса учащихся. Сценарий открытия недели математики.

Цель:Стимулирование познавательного интереса к учебной дисциплине «математика»...

Неделя математики Открытие недели

Неделя математики Открытие недели...

Неделя математики Открытие недели

Неделя математики Открытие недели...