Анализ результатов ЕГЭ
статья по математике (11 класс) на тему
Анализ результатов ЕГЭ в 2014 году в МАОУ СОШ №1
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
analiz_rezultatov_ege_po_matematike_za_2013-2014_uchebnyy_god.docx | 51.09 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Анализ результатов ЕГЭ по математике за 2013-2014 учебный год»
По сравнению с моделью 2013 г. имеются изменения. Работа в 2014 г. состоит из двух частей и содержит 21 задание. Сохраняется преемственность в тематике, примерном содержании и уровне сложности заданий. С целью оптимизации структуры варианта и с учётом опыта ЕГЭ 2012 г. и 2013 г. произведена перестановка некоторых заданий с кратким ответом. Добавлено одно задание с кратким ответом базового уровня сложности, предназначенное для проверки навыков практического применения математики.
В соответствии с действующими нормативными документами результат выполнения экзаменационной работы не влияет на аттестационную отметку выпускника. По результатам ЕГЭ устанавливается только минимальный балл, достижение которого необходимо для получения аттестата о среднем (полном) общем образовании. В этих условиях выполнение заданий части 1 экзаменационной работы (задания В1-В10) свидетельствует о наличии у участника экзамена общематематических умений, необходимых человеку в современном обществе.
Задания этой части проверяют базовые вычислительные и логические умения и навыки, умение анализировать информацию, представленную на графиках и в таблицах, использовать простейшие вероятностные и статистические модели, ориентироваться в простейших геометрических конструкциях. В часть 1 работы включены задания базового уровня по всем основным разделам предметных требований ФГОС (геометрия (планиметрия и стереометрия), алгебра, начала математического анализа, теория вероятностей и статистика).
В целях более эффективного отбора выпускников для продолжения образования в высших учебных заведениях с различными требованиями к уровню математической подготовки выпускников задания части 2 работы предназначены для проверки знаний на том уровне требований, которые традиционно предъявляются вузами с профильным экзаменом по математике. Последние два задания части 2 предназначены для конкурсного отбора в вузы с повышенными требованиями к математической подготовке абитуриентов.
1.1.Назначение контрольных измерительных материалов
Контрольные измерительные материалы позволяют установить уровень освоения выпускниками федерального компонента государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования.
Результаты единого государственного экзамена по математике признаются общеобразовательными учреждениями, в которых реализуются образовательные программы среднего (полного) общего образования, как результаты государственной (итоговой) аттестации, а образовательными учреждениями среднего профессионального образования и образовательными учреждениями высшего профессионального образования как результаты вступительных испытаний по математике.
1.2. Документы, определяющие нормативно – правовую базу экзаменационной работы
Содержание экзаменационной работы определяется на основе следующих документов:
а) Федеральный компонент государственного стандарта основного общего образования по математике (приказ Минобразования России № 1089 от 05.03.2004 г.).
б) Федеральный компонент государственного стандарта среднего (полного) общего образования по математике (приказ Минобразования России № 1089 от 05. 03. 2004 г.).
1.3. Структура экзаменационной работы2014 г.
Часть 1 | Часть 2 | |
10 | 11 | |
Тип заданий и форма ответа | В1-В10 с кратким ответом в виде целого числа или конечной десятичной дроби | В11-В15 с кратким ответом в виде целого числа или конечной десятичной дроби С1-С6 с развёрнутым ответом (полная запись решения с обоснованием выполненных действий) |
Назначение | Проверка освоения базовых умений и практических навыков применения математических знаний в повседневных ситуациях | Проверка освоения математики на профильном уровне, необходимом для применения математики в профессиональной деятельности и на творческом уровне |
Уровень сложности |
Базовый | Повышенный и высокий |
Проверяемый учебный материал курсов математики | 1. Математика 5-6-х классов 2. Алгебра 7-9-х классов 3. Алгебра и начала анализа 4. Теория вероятностей и статистика 7-9-х классов 5. Геометрия 7-11-х классов | 1. Алгебра 7-9-х классов 2. Алгебра и начала анализа 10-11-х классов 3. Геометрия 7-11-х классов |
1.4 Распределение заданий экзаменационной работы по содержательным блокам курса математики
Содержательные блоки по кодификатору КЭС | Число заданий | Максимальный первичный балл | Процент максимального первичного балла за задания данного блока содержания от максимального первичного балла за всю работу, равного 33 |
Алгебра | 5 | 8 | 24,2% |
Уравнения и неравенства | 5 | 11 | 33,3% |
Функции | 2 | 2 | 6,1% |
Начала математического анализа | 2 | 2 | 6,1% |
Геометрия | 6 | 9 | 27,3% |
Элементы комбинаторики, статистики и теории вероятностей | 1 | 1 | 3,0% |
Итого | 21 | 33 | 100% |
1.5 Распределение заданий по проверяемым
умениям и видам деятельности
Проверяемые умения и виды деятельности (по кодификатору КТ) | Число заданий | Максимальный первичный балл | Процент максимального первичного балла за задания данного вида учебной деятельности от максимального первичного балла за всю работу, равного 33 |
Уметь использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни | 5 | 5 | 15,2% |
Уметь выполнять вычисления и преобразования | 1 | 1 | 3,0% |
Уметь решать уравнения и неравенства | 4 | 10 | 30,3% |
Уметь выполнять действия с функциями | 2 | 2 | 6,1% |
Уметь выполнять действия с геометрическими фигурами, координатами и векторами | 6 | 9 | 27,3% |
Уметь строить и исследовать математические модели | 3 | 6 | 18,2% |
Итого | 21 | 33 | 100% |
1.6 Распределение заданий экзаменационной работы по уровню сложности
Часть 1 содержит 10 заданий базового уровня (задания В1-В10). Часть 2 содержит пять заданий повышенного уровня (задания В11-В15), четыре задания повышенного уровня (задания С1-С4) и два задания высокого уровня сложности (задания С5, С6).
2. Основные результаты экзамена по математике
По сравнению с прошлым годом средний балл по школе уменьшился на 8 баллов, но это выше среднего балла по России (на 4,4 балла).
Анализируя результаты ЕГЭ по математике за прошлый учебный год, следует отметить, что по сравнению с прошлыми годами, средний балл по школе значительно уменьшился. 11 «А» - математический класс, сдал ЕГЭ хуже, чем ожидалось. Наивысший балл по классу – 68, средний балл по классу – 49. 11 «Б» - класс гуманитарной направленности, средний балл по классу – 39. Все выпускники прошли порог. В прошлом году он был 20 баллов. Такой низкий результат сдачи ЕГЭ объясняется низкой мотивацией выпускников получения высокого балла. Многие из них были нацелены только перейти порог, так как результаты ЕГЭ по математике им не нужны при поступлении в ВУЗ.
3. Анализ результатов выполнения экзаменационной работы по математике
3.1 Анализ выполнения заданий Части 1, 2.
Часть 1 содержит 10 заданий (задания В1-В10) с кратким числовым ответом, проверяющих наличие практических математических знаний и умений базового уровня.
Часть 2 содержит 11 заданий по материалу курса математики средней школы, проверяющих уровень профильной математической подготовки. Из них: пять заданий (задания В11-В15) с кратким ответом и шесть заданий (задания С1-С6) с развёрнутым ответом.
Поэлементный анализ:
Обозначение задания в работе | Проверяемые требования (умения) | Уровень трудности | Процент выполнения заданий |
В1 | Уметь использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни | Б | 84,85 |
В2 | Уметь использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни | Б | 70,39 |
В3 | Уметь использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни | Б | 93,75 |
В4 | Уметь использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни | Б | 50,21 |
В5 | Уметь выполнять действия с геометрическими фигурами, координатами и векторами | Б | 48,86 |
В6 | Уметь строить и исследовать простейшие математические модели | Б | 33,20 |
В7 | Уметь решать уравнения и неравенства | Б | 65,14 |
В8 | Уметь выполнять действия с геометрическими фигурами, координатами и векторами | Б | 45,83 |
В9 | Уметь выполнять действия с функциими | Б | 21,84 |
В10 | Уметь выполнять действия с геометрическими фигурами, координатами и векторами | Б | 13,78 |
В11 | Уметь выполнять вычисления и преобразования | П | 30,51 |
В12 | Уметь использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни | П | 33,94 |
В13 | Уметь выполнять действия с геометрическими фигурами, координатами и векторами | П | 38,88 |
В14 | Уметь строить и исследовать простейшие математические модели | П | 42,49 |
В15 | Уметь выполнять действия с функциями | П | 34,53 |
C1 | Уметь решать уравнения и неравенства | П | 30,42 |
C2 | Уметь выполнять действия с геометрическими фигурами, координатами и векторами | П | 0,42 |
C3 | Уметь решать уравнения и неравенства | П | 0,37 |
C4 | Уметь выполнять действия с геометрическими фигурами, координатами и векторами | П | 0 |
C5 | Уметь решать уравнения и неравенства | В | 0 |
C6 | Уметь строить и исследовать простейшие математические модели | В | 0,31 |
Вывод: видно, что выпускники показали слабые результаты при выполнении заданий В9 (уметь выполнять действия с функциями), В10 (уметь выполнять действия с геометрическими фигурами, координатами и векторами), В11 (Уметь выполнять вычисления и преобразования), В12 (Уметь использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни), В13 (уметь выполнять действия с геометрическими фигурами, координатами и векторами), В14 (уметь строить и исследовать простейшие математические модели), В15 (уметь выполнять действия с функциями). Т. е. все задания повышенного уровня выполняются слабо. Отсюда невысокий средний балл.
Выводы
1. Все вышеперечисленные результаты показывают определённую адаптацию системы образования к данной модели экзамена, направленной на проверку всего курса математики, а не только курса X-XI классов
2. ЕГЭ 2014 года показал наметившуюся тенденцию к переходу от формальных манипуляций в изучении начал анализа и геометрии к освоению основных идей и приложений данных разделов математики.
Рекомендации
1. Организацию подготовки к сдаче ЕГЭ по математике следует начать с выявления целевых групп учащихся (первая группа – учащиеся, которые ставят перед собой цель преодолеть порог минимального балла ЕГЭ, вторая – получить сертификат и поступить в вуз).
2. К экзамену можно готовить по пособиям, рекомендованным ФИПИ для подготовки к единому государственному экзамену.
3. Использовать для информирования учащихся об уровне сложности задач при подготовке к итоговой аттестации открытый банк заданий первой части ЕГЭ (сайт www.fipi.ru, www.mioo.ru).
4. Использовать для подготовки учащихся к выполнению заданий С5 и С6 сайт www.problems.ru.
5. При проведении тренировочных тестов рекомендовать учащимся задания Части1 выполнять письменно, используя для этого черновик. Решение должно быть записано аккуратно и с достаточной степенью подробности, для того, чтобы ученик не допускал досадных ошибок технического характера.
6. В процессе обучения вырабатывать у учащихся привычки самоконтроля и самопроверки.
7. Дать учащимся некоторые советы по использованию тренировочных тестов в процессе самостоятельной подготовки к экзамену:
выполняя тест, нужно сверять свои ответы с ответами, приведёнными в сборнике;
если в каком-то задании ответ неверен и ошибку найти не удаётся или же путь решения вообще неясен, то следует обратиться за консультацией к учителю;
зафиксировать время, затраченное на работу, а также количество верных ответов (примерное выполнение заданий части 1 учащимися, изучавшим математику на базовом уровне составляет 170 минут, Части 2 – 70 минут; примерное выполнение заданий Части 1 учащимися, изучавшим математику на профильном уровне составляет 65 минут, Части 2 – 175 минут).
8. При подготовке к экзамену проверить учащихся в ситуации, максимально приближённой к реальной ситуации экзамена.
9. При подготовке учащихся к выполнению второй части экзаменационной работы необходимо постоянно помнить о её дифференцированном характере. Подбирая задания для тренировки (например, в ходе итогового повторения), их следует соотносить с возможностями и потребностями каждого учащегося, а также с уровнем класса в целом.
10. Многие задачи, предлагаемые на экзамене, допускают разные способы решения. Ученик вправе решать задачу любым из них. Соображения типа «можно решить рационально, более красиво» и пр. при оценивании не играют роли. Однако в ходе подготовки целесообразно показать учащимся такие решения, знакомить их с некоторыми общими приёмами решения тех или иных видов задач, что будет служить пополнению их «математического багажа» и в конечном итоге их математическому развитию.
11. Ставить в ходе обучения перед учащимися такие проблемы, решение которых выходило бы за рамки стандартных алгоритмов, и учить школьников справляться с ними.
12. Уделять должное внимание геометрической подготовке.
Анализируя результаты ЕГЭ по математике за прошлый учебный год, следует отметить, что по сравнению с прошлыми годами, средний балл по школе значительно уменьшился. 11 «А» - математический класс, сдал ЕГЭ хуже, чем ожидалось. Наивысший балл по классу – 68, средний балл по классу – 49. 11 «Б» - класс гуманитарной направленности, средний балл по классу – 39. Все выпускники прошли порог. В прошлом году он был 20 баллов. Такой низкий результат сдачи ЕГЭ объясняется низкой мотивацией выпускников получения высокого балла. Многие из них были нацелены только перейти порог, так как результаты ЕГЭ по математике им не нужны при поступлении в ВУЗ
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Анализ результатов государственной (итоговой) аттестации по математике
Анализ итоговой аттестации по математике в 9 классе....
анализ результатов ЕГЭ и ГИА в Можайском муниципальном районе
Результаты анализа результатов ЕГЭ и ГИА в можайском районе по математике в 2012 году...
Анализ результатов воспитательной работы классного руководителя
Настоящий материал содержит шаблон, который был разработан мной для классных руководителей. Представленная форма позволяет в короткие сроки собрать необходимую информацию для подготовки анализа воспит...
Анализ результатов пробного экзамена по математике в новой форме выпускников 9 классов(2011-2012 учебный год) в МАОУ СОШ №147 города Челябинска
Предлагается анализ результатов пробного экзамена по математике в новой форме в 9 классах школы №147 города Челябинска, проводимого в рамках работы городского педагогического сообще...
Доклад на заседании районного методического объединения по теме "Анализ результатов единого государственного экзамена по химии в Республике Хакасия"
В докладе показано процентное соотношение результатов сдачи ЕГЭ по химии в 2010-2012 годах. Указан средний балл, общие результаты экзамена, динамика по максимальным тестовым баллам. Указаны лучшие обр...
методическая разработка "Анализ результатов учёбы и поведения суворовцев, использование его результатов в воспитательной работе"
Формы, методы, способы, пути воспитания суворовцев. Выработки у них сознательного поведения....
«Система анализа результатов учебы и поведения суворовцев и использование ее результатов».
Анализ - способ познания предметов и явлений, в основе которого лежит изучение составных частей, элементов изучаемой системы.Важно подчеркнуть, что целевая установка проведения анализа -...