Урок на тему "Смешанные числа"
методическая разработка по математике (5 класс)

Конспект  и презентация по открытому уроку на тему "Смешанные числа" .

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_konspekt_ou.docx21.21 КБ
Файл otkrytyy_urok_smeshanye_chisla.pptx1.85 МБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 411

Петродворцового района Санкт-Петербурга

ПЛАН-КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА

по математике

в 5 «В» классе

на тему:

«СМЕШАННЫЕ ЧИСЛА»

Подготовила: Егорова

 Виктория Александровна

Учитель математики

 Санкт-Петербург

2018 год

5 класс                                                                             Дата проведения: 15.02.2018

Тема урока: Смешанные числа

Цель урока:

  1. Совершенствование навыков применения ранее приобретенных знаний и умений в различных заданиях.
  2. Знакомство с понятием смешанного числа, научиться записывать неправильные дроби в виде смешанных чисел.

Задачи:

Предметные результаты:

  • Актуализировать теоретические знания по темам: «Обыкновенные дроби», «Виды обыкновенных дробей», «Сравнение обыкновенных дробей».
  • Изучить смешанное число.
  • Разобрать алгоритм перевода неправильной дроби в смешанное число.

Метапредметные результаты:

  • Способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства и способы её осуществления.
  • Умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её выполнения, определять наиболее эффективные способы достижения результата.

Личностные результаты:

  • воспитывать у учащихся культуру труда, взаимоуважение, стремление хорошо учиться; воспитывать стремление достигать поставленную цель; уверенности в себе, умение работать в коллективе, аккуратность в записях.
  • Установку на здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, к работе на результат.
  • Рефлексивную самооценку, умение анализировать свои действия и управлять ими.

Тип урока: изучение нового материала.

Формы и методы обучения: фронтальная, в парах, индивидуальная. Объяснительно-иллюстративный метод, частично-поисковый.

Ход урока

  1. Организационный момент. Приветствие. Слайд 1
  2. Актуализация базовых знаний.

Слайд 2 (давайте вспомним)

Учитель: Необходимо дети всё нам помнить, иначе мы не сможем изучить новую тему. Выполним задания с экрана.

Повторение основных терминов и видов для обыкновенных дробей, правила сравнения обыкновенных дробей с одинаковым числителем или знаменателем.

Учитель: К нам сегодня помимо гостей пришел ещё Гарри Поттер, чтобы помочь разобраться в новой теме! Давайте с ним отправимся в путешествие.

  1. Тема урока и постановка целей.

Слайд 3 (платформа)

Учитель: Кто помнит с какой платформы отправлялся Гарри в Хогвартс?

Дети: Девять и три четверти!

Учитель: Замечательно, давайте посмотрим на такое число. Как вы думаете, что это за число? Мы можем его назвать натуральным? Дробным?

В ходе дискуссии выясняем, что представленное число не относится к ранее изученным. Учитель объявляет название таких чисел: Смешанные.

Слайд 4 (тема урока)

Объявляется тема урока и записывается в тетради, обсуждаются цели урока.

  1. Закрепление понятия смешанного числа.
  2. На меловой доске вместе с классной работой написана тема и много чисел (дроби, натуральные, смешанные)

Учитель: Давайте с доски устно выберем смешанные числа.

Организовать коллективную дискуссию по выбору смешанных чисел, кто похож на платформу с Гарри Поттера.

Слайд 5 (смешанное число)

Под диктовку с экрана списывается определение смешанного числа, а также название его частей. Записываются основное правило смешанного числа, способ чтения.

Слайд 6 (закрепление)

Учитель: Вам хорошо известно, что подруга Гарри Гермиона уж очень любит учиться! А помимо учебы она обожает порядок. Нам необходимо с вами помочь его установить, а это значит рассортировать числа по их названию.

Детям предлагается Карточка 1, где представлены ранее изученные дроби, а также смешанные числа. Работа производится индивидуально с последующей коллективной проверкой (в парах обмениваются тетрадями, правильные ответы появляются на экране).

  1. Физкультминутка.
    Учитель: Давайте дети разомнемся, а то устали мы писать. Правила такие, я буду писать на доске числа, а в зависимости от того какие они, вы будете делать определенные действия.

Если это правильная дробь – поднимаем руки, если неправильная опускаем. Увидели смешанное число – встаем, а натуральное садимся!

На меловой доске постепенно пишутся числа, следим за выполнением зарядки, а главное её правильностью! Ведь это ещё один способ закрепить определения.  

  1. Постановка проблемной ситуации.
    Слайд 7 (Снейп)

Учитель: Следующее задание мы с вами получаем от профессора Снейпа, как вы знаете он преподает зельеварение. Но чтобы сварить зелье правильно, необходимо ингредиенты брать в правильном соотношении. Задача: установить соответствие между числами на экране. Как это сделать?

Заводим дискуссию для нахождения способа разрешения текущей проблемы, ведь дети ещё не умеют переводить неправильные дроби в смешанные числа. Дойдя до этого вывода, предлагаем им следующую задачу, которая поможет разрешить проблему.

Слайд 8-9 (Джинни и яблоки)

Предлагается задача о пяти яблоках и способах их разделения между четырьмя людьми. Необходимо детей подвести к двум способам:

  1. Разделить все яблоки на четыре части, тогда мы получаем число 5/4.
  2. Каждому отдать по яблоку, а пятое разделить на четыре части, тогда получаем 1 целую и 1/4.

Подводим детей к мысли, что ведь в любом случае человек получит одну и ту же порцию яблок, следовательно, эти два числа равны.

Слайд 10 (алгоритм)

Поднимается вопрос о том, как перевести неправильную дробь в смешанное число. Наталкиваем детей на повторение свойства дробной черты. Какое действие оно обозначает? Вспоминается деление с остатком, остается только определиться куда отправляется неполное частое и остаток, в этом уже на помощь приходит учитель.

Слайд 11 (Снейп)

Возвращаемся к зелью, теперь дети смогут установить соответствие между числами и сварить зелье удачи! Выполнение задания на доске с помощью учителя.

Слайд 12 (алгоритм)

Запись под диктовку с экрана алгоритма перевода неправильной дроби в смешанное число.

  1. Закрепление изученного материала

Слайд 13 (персонажи)

Учитель: Работа у нас нелегкая, но командная. Кто-то зашифровал фамилии персонажей Хогвартса, нам необходимо узнать кто к нам в гости пришёл! Помните, что каждый должен вносить посильный вклад в общее дело, быть добрым и терпимым, помогать своему товарищу и тогда все вместе мы справимся с задачей!

Карточка 2. Дети разделены на три команды по 6-7 человек. Каждому дается карточка с заданием перевода неправильной дроби в смешанное число. Цель правильно перевести и получить букву фамилии, соединив буквы в команде получаем фамилию учителя. Во время решения разрешается воспользоваться помощью товарища или учителя. После соревнования проверяем на экране верность.

  1. Итоги и рефлексия.

Обсуждение с детьми о достижениях на уроках, нашлись ли ответы на все вопросы о смешанных числах. Запись домашнего задания.

Рефлексия проводится следующим образом, у каждого ученика на столе лежит стикер, который необходимо приклеить на доску. Доска с обратной стороны расчерчена на три части: Я разобрался в теме/ Я скорее разобрался, чем нет/ Я затрудняюсь. Каждый ученик выбирает своё в конце урока.  


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок математики 5 класс

Слайд 2

Давайте вспомним! Что означает “ 17 ” и “3” в записи числа: 17 . 3 Какие дроби называются правильными? Какие дроби называются неправильными? Выберите правильные и неправильные дроби: 1 3 5 11 3 2 8 . 2 4 3 8 3 9 15 Т Т П Е О Р 1 7 11 7 1 8 7 5 7 17 7 Расположите в порядке возрастания: П о т т е р 1 7 5 7 1 8 7 11 7 17 7 Г а р р и

Слайд 3

С какой платформы Гарри Поттер отправлялся в Хогвартс ? 3 4 9 Что это за число? Мы можем назвать его натуральным? Дробным? Смешанное число

Слайд 4

Тема урока: «Смешанные числа»

Слайд 5

Закрепим понятие смешанного числа. Число 2 называют смешанным числом . В смешанном числе натуральное число 2 называют целой частью смешанного числа, а дробь - его дробной частью . Дробная часть смешанного числа – это правильная дробь! Число 2 читают: «две целых пять седьмых». 5 7 5 7 5 7

Слайд 6

150 45 ; 30 24 ; 1 6 14 ; 4 1 ; 16 9 Закрепим понятие смешанного числа. Проверка: а) б) в)

Слайд 7

Профессор Снейп задал друзьям Гарри сварить зелье! Но ингредиенты зелья важно брать в правильном количестве. Помогите ребятам установить соответствие, чтобы получить зелье удачи! 5 4 1 . 4 1 31 5 6 1 . 5 17 3 5 2 . 3

Слайд 8

Решим задачу от Джинни . Когда Рон привел своих друзей в гости, его сестра Джинни захотела угостить их яблоками. Вот незадача, у нее было больше яблок чем гостей! Она используя свою магию обратилась за помощью к нам. Как разделить 5 яблок между четырьмя детьми?

Слайд 9

5 4 1+ 1 . 4 = 1 1 . 4

Слайд 10

5 . 4 = 1 1 . 4 Как неправильную дробь превратить в смешанное число? (Вспомните, что означает дробная черта) 5 | 4 1 4 - ___ 1 (Неполное частное) (Остаток)

Слайд 11

Профессор Снейп задал друзьям Гарри сварить зелье! Но ингредиенты зелья важно брать в правильном количестве. Помогите ребятам установить соответствие, чтобы получить зелье удачи! 5 4 1 . 4 1 31 5 6 1 . 5 17 3 5 2 . 3

Слайд 12

Чтобы из неправильной дроби выделить целую часть, надо: 1. разделить с остатком числитель на знаменатель; 2. неполное частное будет целой частью; 3. остаток (если он есть) дает числитель, а делитель- знаменатель дробной части.

Слайд 13

Персонажи Хогвартса

Слайд 14

Подведем итоги работы: Достигли ли мы наши цели? изучить понятие « смешанное число », научиться выделять целую часть из неправильной дроби . Задание на дом: Выучить правила, рассказать про любимого персонажа № 770; № 772 ; № 783.

Слайд 15

Спасибо за сотрудничество! Презентацию подготовила: Виктория Александровна Егорова учитель математики школы № 411 Оформление презентации использовано с сайта: http://pedsovet.su/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок по теме "Число. Имя числительное".

Сейчас все понимают, что важно дать ребёнку не разрозненные знания по отдельным предметам, а, знакомя с отдельными науками, показать их взаимосвязь, дать представление об окружающем мире, где чи...

Методическая разработка интегрированного урока "Стандартный вид числа"

Методическая разработка интегрированного урока (математика + физика)  Урок обобщения - повторения при подготовке к ГИА....

Презентация. Коsmo - star. Урок обобщение "Натуральные числа"

Повторение и систематизация изученного материала по теме. Закрепление и обобщение знаний при действиях с натуральными числами. Развитие интереса учащихся к математике и расширению кругозора....

Урок по теме "Числа и величины"

Урок в 5 классе. Цель: научить различать числа и величины, изображать отрезки, лучи, прямые и уметь их изображать и читать...

Урок-презентация "Степень числа"

Урок-презентация в 5 классе " Степень числа"...

Технологическая карта урока «Загадка множественного числа» (Имена существительные, имеющие форму только множественного числа).

Технологическая карта урока «Загадка множественного числа» (Имена существительные, имеющие форму только множественного числа)....