Математика и музыка
занимательные факты по математике (5, 6 класс) по теме

Гисс Татьяна Анатольевна

Материал для внеклассного мероприятия, показывающий связь математики и музыки. Расчитан на 5 - 6 классы. Проводится в игровой форме учителями математики и музыки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mir_matematiki_i_muzyki.pptx202.03 КБ
Файл urok_matemtika_i_muzyka.docx24.2 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Подготовила учитель математики Гисс Татьяна Анатольевна. Мир математики и музыки

Слайд 2

Ноты, их написание, размеры

Слайд 3

Задание №1 Сравним длительности. Нужно поставить соответствующие знаки <, >, =. Запишем данные сравнения на языке математики.

Слайд 4

Здание №2.Задача. Решим музыкальную задачу. Петя сочинял мелодию в размере 4/4. Последний такт остался незаконченным и выглядел так:

Слайд 5

Задание №4. Разгадаем ребус . Расставив координаты дробей в порядке возрастания, вы сможете прочитать жанр музыкального произведения.

Слайд 6

Задание № 5. С =2 П R ; П = ; S = П R 2 ;



Предварительный просмотр:

Внеклассное мероприятие « Математика и музыка».

Возрастная категория: 5-6 класс.

Цель: выявление общих элементов и установление связи между музыкой и математикой, повышение качества образовательного потенциала урока.

Задачи:

  • определить взаимосвязь музыки и математики;
  • способствовать формированию нового взгляда на мир;
  • формировать потребность поиска ответов на возникающие вопросы;
  • развивать творческие способности учащихся, ассоциативное мышление, воображение и фантазию;
  • воспитывать открытую, свободную личность, способную к познанию, активному действию.

Оборудование: компьютер, проектор, презентация к уроку, фортепиано.

Ход:

Ι. Организационный момент, постановка целей урока.

ΙΙ. Вступительное слово учителя.

Математика неисчерпаема и многозначна. Одних покоряет ее логичная стройность, другие ценят в ней точность, а третьи восхищаются ее красотой. Наше мероприятие посвящено красоте математики, а именно связи математики и музыки. В том, что существует связь математики и физики, математики и химии, математики и черчения никто не сомневается. А вот о связи математики и музыки догадывается не каждый. Мы сегодня постараемся раскрыть эту связь. О том кто первый увидел связь математики и музыки мы сейчас послушаем. ( презентация учащегося о Пифагоре)

ΙΙΙ. Дроби в математике и музыке.

 Опрос

  1. Записи какого вида называют обыкновенными дробями?
  2. Что показывает знаменатель дроби?
  3. Что показывает числитель дроби?
  4. Какая из двух дробей с одинаковыми знаменателями меньше, а какая больше?

Учитель - Дроби широко используются в музыке для обозначения длительностей нот.

Давайте вспомним длительности, которые мы знаем.

Дети - Целая

Учитель - А если перевести на язык математики, что это будет?

Дети - 1

Учитель - Какие еще длительности знаем?

Дети - Половинная.

Учитель - Почему она так называется, и как она будет выглядеть, если перевести ее на язык математики?

Дети - По длительности она ровно на половину короче целой. На языке математики это будет 1/2. Еще существует четвертная, на языке математики это будет 1/4. Восьмая, на языке математики - 1/8. Слайд №2

Учитель - Как вы думаете, почему удобнее опираться на дроби в обозначениях длительностей нот?

Дети – Сразу понятно, насколько один звук должен быть короче или длиннее другого.

Задание №1

Учитель - Сравним длительности. Нужно поставить соответствующие знаки <, >, =.

Переведем и запишем в тетрадь данные сравнения на языке математики. Слайд № 3.

Здание №2.Задача.

Учитель - Решим музыкальную задачу.

Петя сочинял мелодию в размере 4/4. Последний такт остался незаконченным и выглядел так: слайд № 4

Сколько четвертей не хватает в такте?

Каков будет ответ?

Дети – в такте не хватает двух четвертей, потому что размер мелодии 4/4, а в такте есть одна четверть и две восьмые, которые по длительности равны еще одной четверти, значит, в такте не хватает двух четвертей.

Учитель - Каков ритмический рисунок получился в такте?

Дети – четверть, восьмая, восьмая, четверть, четверть

Задание № 3.

Сейчас мы будем слушать мелодии и необходимо определить размер произведений.  (Звучат 3 – 4 отрывка из произведений)

Задание №4.

Учитель - Разгадаем ребус. Слайд №5

Расставив координаты дробей в порядке возрастания, вы сможете прочитать жанр музыкального произведения.

Учитель - Какое слово зашифровано?

Дети – опера

Учитель - Что такое опера?

Дети – Опера – это музыкально-сценический жанр, в котором главные герои выражают свои эмоции и чувства, главным образом, с помощью пения.

ΙV. Число Пи и музыка. Слайд № 6

С =2 П R;         П = ;                         S = П R2;        

Число Пи – число созданное самой природой. Это иррациональное число приблизительно равное 3, 14. Для запоминания числа можно пользоваться следующей фразой: « Вот и Ксюша и Анна прибежали . Пи число узнать они желали». Количество букв в слове соответствует цифре, которую мы пишем. 3,1414925637…..

Интересным фактом является то, что если пронумеровать клавиши на фортепиано от1 до 9 – можно проиграть музыку числа Пи.    (просмотр видео )

Заметим, что эта музыка очень благотворно влияет на психику человека.

V. Рефлексия.

Итак, что интересного сегодня вы узнали? Каково ваше настроение? ( ответы детей).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Математика и музыка

Проект -Математика и музыка.Работа ученика 6 класса о том ,что учеба в музыкальной школе помогает усвоит математику....

Элективный курс "Математика и музыка" для 10-11 классов

Курс призван расширить знания учащихся о музыкальном искусстве в контексте одного из многочисленных аспектов его бытования, сосредоточить их внимание на осмыслении различных точек соприкосновения иску...

Математика и музыка-два полюса человеческой культуры

Это интегрированный урок является обобщением изученных тем прошлых уроков по музыке ("Музыкальный ритм и размер") и по математике ("Обыкновенные дроби"). Поэтому основная работа ведётся на повторение...

Открытый урок "Диалог математики и музыки" 5 класс

Материал предназначен для проведения открытого интегрированного урока математики и музыки в 5 классе...

Бинарный урок математики и музыки в 5 классе. Тема "Дроби и ноты" (укр яз.)

                                     «Математика й музика  потребують...

Интегрированный урок в 5-6 классе " Взаимосвязь математики и музыки " ( Противоположности)

Это урок, объединяющий две области музыку и математику! доказательство того, что они взаимосвязанны! Главная тема в математике Потивоположные числа. Они сопоставляются со шкалой певческих голосов. Дет...

Интегрированный урок математики и музыки по теме: Делители и кратные (математика 6 класс)

Решая математические задачи, мы погружаемся в строгое пространство чисел. И не задумываемся о том, что мир звуков и пространство чисел издавна тесно связаны друг с другом....