Математика и музыка
занимательные факты по математике (5, 6 класс) по теме
Материал для внеклассного мероприятия, показывающий связь математики и музыки. Расчитан на 5 - 6 классы. Проводится в игровой форме учителями математики и музыки.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mir_matematiki_i_muzyki.pptx | 202.03 КБ |
urok_matemtika_i_muzyka.docx | 24.2 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Ноты, их написание, размеры
Задание №1 Сравним длительности. Нужно поставить соответствующие знаки <, >, =. Запишем данные сравнения на языке математики.
Здание №2.Задача. Решим музыкальную задачу. Петя сочинял мелодию в размере 4/4. Последний такт остался незаконченным и выглядел так:
Задание №4. Разгадаем ребус . Расставив координаты дробей в порядке возрастания, вы сможете прочитать жанр музыкального произведения.
Задание № 5. С =2 П R ; П = ; S = П R 2 ;
Предварительный просмотр:
Внеклассное мероприятие « Математика и музыка».
Возрастная категория: 5-6 класс.
Цель: выявление общих элементов и установление связи между музыкой и математикой, повышение качества образовательного потенциала урока.
Задачи:
- определить взаимосвязь музыки и математики;
- способствовать формированию нового взгляда на мир;
- формировать потребность поиска ответов на возникающие вопросы;
- развивать творческие способности учащихся, ассоциативное мышление, воображение и фантазию;
- воспитывать открытую, свободную личность, способную к познанию, активному действию.
Оборудование: компьютер, проектор, презентация к уроку, фортепиано.
Ход:
Ι. Организационный момент, постановка целей урока.
ΙΙ. Вступительное слово учителя.
Математика неисчерпаема и многозначна. Одних покоряет ее логичная стройность, другие ценят в ней точность, а третьи восхищаются ее красотой. Наше мероприятие посвящено красоте математики, а именно связи математики и музыки. В том, что существует связь математики и физики, математики и химии, математики и черчения никто не сомневается. А вот о связи математики и музыки догадывается не каждый. Мы сегодня постараемся раскрыть эту связь. О том кто первый увидел связь математики и музыки мы сейчас послушаем. ( презентация учащегося о Пифагоре)
ΙΙΙ. Дроби в математике и музыке.
Опрос
- Записи какого вида называют обыкновенными дробями?
- Что показывает знаменатель дроби?
- Что показывает числитель дроби?
- Какая из двух дробей с одинаковыми знаменателями меньше, а какая больше?
Учитель - Дроби широко используются в музыке для обозначения длительностей нот.
Давайте вспомним длительности, которые мы знаем.
Дети - Целая
Учитель - А если перевести на язык математики, что это будет?
Дети - 1
Учитель - Какие еще длительности знаем?
Дети - Половинная.
Учитель - Почему она так называется, и как она будет выглядеть, если перевести ее на язык математики?
Дети - По длительности она ровно на половину короче целой. На языке математики это будет 1/2. Еще существует четвертная, на языке математики это будет 1/4. Восьмая, на языке математики - 1/8. Слайд №2
Учитель - Как вы думаете, почему удобнее опираться на дроби в обозначениях длительностей нот?
Дети – Сразу понятно, насколько один звук должен быть короче или длиннее другого.
Задание №1
Учитель - Сравним длительности. Нужно поставить соответствующие знаки <, >, =.
Переведем и запишем в тетрадь данные сравнения на языке математики. Слайд № 3.
Здание №2.Задача.
Учитель - Решим музыкальную задачу.
Петя сочинял мелодию в размере 4/4. Последний такт остался незаконченным и выглядел так: слайд № 4
Сколько четвертей не хватает в такте?
Каков будет ответ?
Дети – в такте не хватает двух четвертей, потому что размер мелодии 4/4, а в такте есть одна четверть и две восьмые, которые по длительности равны еще одной четверти, значит, в такте не хватает двух четвертей.
Учитель - Каков ритмический рисунок получился в такте?
Дети – четверть, восьмая, восьмая, четверть, четверть
Задание № 3.
Сейчас мы будем слушать мелодии и необходимо определить размер произведений. (Звучат 3 – 4 отрывка из произведений)
Задание №4.
Учитель - Разгадаем ребус. Слайд №5
Расставив координаты дробей в порядке возрастания, вы сможете прочитать жанр музыкального произведения.
Учитель - Какое слово зашифровано?
Дети – опера
Учитель - Что такое опера?
Дети – Опера – это музыкально-сценический жанр, в котором главные герои выражают свои эмоции и чувства, главным образом, с помощью пения.
ΙV. Число Пи и музыка. Слайд № 6
С =2 П R; П = ; S = П R2;
Число Пи – число созданное самой природой. Это иррациональное число приблизительно равное 3, 14. Для запоминания числа можно пользоваться следующей фразой: « Вот и Ксюша и Анна прибежали . Пи число узнать они желали». Количество букв в слове соответствует цифре, которую мы пишем. 3,1414925637…..
Интересным фактом является то, что если пронумеровать клавиши на фортепиано от1 до 9 – можно проиграть музыку числа Пи. (просмотр видео )
Заметим, что эта музыка очень благотворно влияет на психику человека.
V. Рефлексия.
Итак, что интересного сегодня вы узнали? Каково ваше настроение? ( ответы детей).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Математика и музыка
Проект -Математика и музыка.Работа ученика 6 класса о том ,что учеба в музыкальной школе помогает усвоит математику....
Элективный курс "Математика и музыка" для 10-11 классов
Курс призван расширить знания учащихся о музыкальном искусстве в контексте одного из многочисленных аспектов его бытования, сосредоточить их внимание на осмыслении различных точек соприкосновения иску...
Математика и музыка-два полюса человеческой культуры
Это интегрированный урок является обобщением изученных тем прошлых уроков по музыке ("Музыкальный ритм и размер") и по математике ("Обыкновенные дроби"). Поэтому основная работа ведётся на повторение...
Открытый урок "Диалог математики и музыки" 5 класс
Материал предназначен для проведения открытого интегрированного урока математики и музыки в 5 классе...
Бинарный урок математики и музыки в 5 классе. Тема "Дроби и ноты" (укр яз.)
«Математика й музика потребують...
Интегрированный урок в 5-6 классе " Взаимосвязь математики и музыки " ( Противоположности)
Это урок, объединяющий две области музыку и математику! доказательство того, что они взаимосвязанны! Главная тема в математике Потивоположные числа. Они сопоставляются со шкалой певческих голосов. Дет...
Интегрированный урок математики и музыки по теме: Делители и кратные (математика 6 класс)
Решая математические задачи, мы погружаемся в строгое пространство чисел. И не задумываемся о том, что мир звуков и пространство чисел издавна тесно связаны друг с другом....