Педсовет "Рекомендации по преемственности преподавания математики в 4-5 классах"
статья на тему
Предварительный просмотр:
Математика является одним из базовых предметов в школе. Она обеспечивает изучение других дисциплин – это относится не только к предметам физико - математического, технического и естественнонаучного циклов, но и гуманитарным дисциплинам. В современных условиях определенный объем математических знаний, владение некоторыми математическими методами стали обязательными элементами общей культуры – без математических знаний, без сформированных в ходе изучения математики технических навыков и умений (т.е. без владения вычислительными и иными алгоритмами) невозможно дальнейшее обучение, да и практическая деятельность часто оказывается затрудненной. Этим, однако, далеко не исчерпывается роль и значение математики как учебного предмета. Обучение математике выполняет чрезвычайно важные развивающие функции. При изучении математики формируются интеллектуальные умения, необходимые любому человеку вне зависимости от того, в какой сфере деятельности он будет занят в дальнейшем.
Совершенствование содержания школьного математического образования связано с требованиями, которые предъявляет к математическим знаниям учащихся практика: промышленность, производство, военное дело, сельское хозяйство, социальное переустройство.
Содержание учебного предмета математики меняется со временем в связи с расширением целей образования, появлением новых требований к подготовке учащихся, изменением стандартов образования. Кроме того, непрерывное развитие самой науки, возникновение новых ее отраслей и направлений влечет за собой также обновление содержания образования
В основу новых Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) положен культурно-исторический системно-деятельностный подход (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, П.Я. Гальперин, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов и их ученики и последователи), согласно которому содержание образования проектирует как тип мышления, так и универсальные учебные действия, являющиеся неотъемлемой частью полноценной учебной деятельности.
Учебный предмет «Математика» согласно одному из базовых документов нового федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования – фундаментальному ядру содержания общего образования «обладает исключительным воспитательным потенциалом: воспитывает интеллектуальную корректность, критичность мышления, способность различать обоснованные и необоснованные суждения, приучает к продолжительной умственной деятельности».
Современному обществу нужны образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут:
• анализировать свои действия;
• самостоятельно принимать решения, прогнозируя их возможные последствия;
• отличаться мобильностью;
• быть способными к сотрудничеству;
• обладать чувством ответственности за судьбу страны, ее социально-экономическое процветание.
Переход учащихся из начальной школы в основную, считается одной из наиболее сложных и значимых педагогических проблем, а период адаптации в 5 классе – одним из трудных периодов процесса обучения. Переходные периоды имеют ряд специфических проблем, которые требуют пристального внимания. Так как вопрос преемственности обучения – один из основополагающих вопросов педагогики, то при решении данного вопроса необходима продуманная система работы всех участников педагогического процесса: учащиеся, педагоги, администрация школы, психолог.
Рекомендации по преемственности преподавания
математики для 4-5 классов
Начальная школа | 5 класс |
1. Довести до автоматизма табличные навыки умножения и деления, навыки сложения однозначных чисел | |
2. Отработать письменные вычислительные навыки основных четырех действий с однозначными и двузначными числами | 1. В начальной школе письменное умножение и деление на трехзначное число дается в пределах умений, навыков по программе не отрабатывается. Рекомендуется на эту тему обратить внимание |
3. Рекомендуется учить учащихся рациональным приемам устного счета на основе законов сложения и умножения | 2. Рекомендуется учесть, что некоторые устные приемы умножения в программу начальной школы не входят |
4. Обратить внимание на работу с величинами (именованными числами): сравнивать по числовым значениям, выражать данные величины в различных единицах | 3. Вести работу с величинами (именованными числами) в соответствии с программой начальной школы |
5. Довести работу над порядком действий в выражениях, содержащих до 4 знаков, до навыка | |
6. Отработать умение решать текстовые задачи арифметическим способом (не более 2 действий) | 4. Использовать отработанные умения в решении задач более 2 действий |
7. Научить учащихся распознавать плоские геометрические фигуры и изображать на листе с разлиновкой в клетку. Учителям рекомендуется организовывать изучение объемных геометрических фигур только в ознакомительном порядке | 5. Тему нахождения объема геометрических фигур перенести в программу основной школы |
8. Работа на уроках проводится только с обыкновенными дробями (с одинаковыми знаменателями). Сравнение и действия с дробями отрабатываются на уровне навыка. | |
9. Обратить особое внимание на правильное использование изученной математической терминологии в речи учащихся и учителей начальной школы | 6. Продолжить развитие математической речи обучающихся |
7. Обратить внимание на то, что нахождение неизвестного компонента арифметического действия в начальной школе изучается только на одношаговых уравнениях. |
Математические знания и умения необходимы современному школьнику для продолжения обучения в других образовательных учреждениях, для изучения различных смежных с математикой дисциплин. Задача учителя состоит, прежде всего, в том, что бы научить ребёнка применять полученные знания в повседневной жизни и создать прочный фундамент для дальнейшего математического развития.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Начальная школа 5 класс 1. Довести до автоматизма табличные навыки умножения и деления, навыки сложения однозначных чисел 2. Отработать письменные вычислительные навыки основных четырех действий с однозначными и двузначными числами 1. В начальной школе письменное умножение и деление на трехзначное число дается в пределах умений, навыков по программе не отрабатывается. Рекомендуется на эту тему обратить внимание
Начальная школа 5 класс 3. Рекомендуется учить учащихся рациональным приемам устного счета на основе законов сложения и умножения 2. Рекомендуется учесть, что некоторые устные приемы умножения в программу начальной школы не входят 4. Обратить внимание на работу с величинами (именованными числами): сравнивать по числовым значениям, выражать данные величины в различных единицах 3. Вести работу с величинами (именованными числами) в соответствии с программой начальной школы
Начальная школа 5 класс 5. Довести работу над порядком действий в выражениях , содержащих до 4 знаков, до навыка 6. Отработать умение решать текстовые задачи арифметическим способом ( не более 2 действий) 4. Использовать отработанные умения в решении задач более 2 действий
Начальная школа 5 класс 7. Научить учащихся распознавать плоские геометрические фигуры и изображать на листе с разлиновкой в клетку. Учителям рекомендуется организовывать изучение объемных геометрических фигур только в ознакомительном порядке 5. Тему нахождения объема геометрических фигур перенести в программу основной школы 8. Работа на уроках проводится только с обыкновенными дробями (с одинаковыми знаменателями). Сравнение и действия с дробями отрабатываются на уровне навыка.
Начальная школа 5 класс 9. Обратить особое внимание на правильное использование изученной математической терминологии в речи учащихся и учителей начальной школы 6. Продолжить развитие математической речи обучающихся 7. Обратить внимание на то, что нахождение неизвестного компонента арифметического действия в начальной школе изучается только на одношаговых уравнениях.
5 А класс
5 Б класс
Кризисные периоды - первые 4-6 недель ( сентябрь,октябрь ) - середина декабря; - неделя после зимних каникул; - середина марта.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Преемственность в преподавании математики в 5-х классах.
При переходе из начальной школы в среднее звено, возникает много проблем. Остановлюсь на двух аспектах преемственности - обеспечение, повторение ранее изученного материала в ходе усвоение новых знаний...
Особенности преподавания математики в 5-6 классах по УМК "Сферы" (из опыта работы)
В статье рассказывается об особенностях работы в 5-6 классах, используя УМК " Сферы". Доклад был представлен на заседании методического объединения в рамках недели педагогического мастерства....
Статья "Инновационный подход к преподаванию математики в 5-6 классах"
Поскольку традиционное обучение не отвечает современным требованиям общества, существует объективная необходимость применения новых методов обучения, которые позволят формировать творческих знающих сп...
Доклад "Преподавание математики в 5-9 классах в условиях внедрения ФГОС"
«Преподавание математики в 5-9 классах в условиях внедрения ФГОС. Отличительные особенности содержания предметной области «Математика» при внедрении в учебный процесс новых стандартов и их отраж...
«Технологические подходы к преподаванию математики в 5-6 классах в рамках реализации ФГОС основного общего образования»
Переход на ФГОС предъявляет повышенные требования к математической и методической подготовке учителя математики. Система математического образования в основной школе должна стать более дин...
Особенности преподавания математики в 10-11 классах в рамках реализации ФГОС
В работе указаны особенности преподавания математики в 10-11 классах в рамках реализации ФГОС с опорой на Примерную основную образовательную программу среднего общего образования и Конц...
Обобщение опыта: Развитие пространственного мышления обучающихся в преподавании математики в 5-6 классах
Материал о формировании и развитии простраственного мышления у учащихся 5-6 классов....