Неделя математики
методическая разработка по математике на тему
План проведения недели математики для 5-11 классов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nedelya_matematiki.docx | 59.39 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
«Быковская средняя общеобразовательная школа имени А.С.Джурко» Шипуновского района Алтайского края
Неделя математики
для 5-11 классов
Составитель:
Малахова Е. И.
Учитель математики
Быково
2016-2017 учебный год
О, математика земная, гордись прекрасная, собой.
Ты всем наукам мать родная и дорожат они тобой.
Твои расчёты величаво ведут к планетам корабли,
Не ради праздничной забавы, а ради гордости Земли!
В веках овеяна ты славой, светило всех земных светил.
Тебя царицей величавой недаром Гаусс окрестил.
Строга, логична, величава, стройна в полёте, как стрела.
Твоя не меркнувшая слава в веках бессмертье обрела.
Я славлю разум человека, дела его волшебных рук,
Надежду нынешнего века, царицу всех земных наук!
Внеклассная работа является неотъемлемой частью учебно-воспитательной работы в школе. Она углубляет знания учащихся, способствует развитию их способностей, расширяет кругозор, а также развивает интерес к изучаемому предмету. В настоящее время существует много разновидностей внеклассной работы по математике, олимпиады, КВН, различные математические эстафеты, марафоны, математические кружки. Данные виды внеклассной работы, как правило, охватывают учащихся, имеющих хорошие способности в области точных дисциплин, а, следовательно, не позволяют вовлечь большое число учеников, что может привезти к потере интереса к предмету учащихся, не вовлеченных в мероприятие. Существуют внеклассные мероприятия, которые позволяют привлечь большое количество учащихся с разными способностями и интересами, такие как предметные недели.
Активизация внеклассной деятельности по математике призвана не только возбуждать и поддерживать у учеников интерес к предмету, но и желание заниматься ею дополнительно, как под руководством учителя во внеурочное время, так и при целенаправленной самостоятельной познавательной деятельности по приобретению новых знаний. Одной из форм внеурочной работы по предмету является неделя математики.
В течение недели в классах на уроках математики учащиеся знакомятся с историческим материалом, решают занимательные задачи, определяют лучших счетоводов, решают и сами составляют кроссворды, придумывают математические сказки, истории. В первый день проводится открытие недели математики, а в завершение недели проводятся математические КВН, математические бои, конкурсы, викторины, вечера.
Разработка недели математики
Цель: создание условий для развития интереса учащихся к математике.
Задачи:
- Активизация деятельности обучающихся.
- Развитие познавательных и творческих способностей, остроты мышления и наблюдательности.
- Воспитание культуры коллективного общения.
Ученик:
- активный субъект деятельности;
- удовлетворяет личный интерес;
- инициативен;
- самостоятелен в поиске решения проблемы;
- проявляет способности, талант, творчество.
Программа недели
День недели | Мероприятия |
Понедельник | Выставка математических газет. Вывешиваются газеты с математическим названием и содержанием. В оформление принимают участия учащиеся всех классов. Задания они получают заранее, примерно за неделю до мероприятия. По громкой связи инициативная группа учащихся делает объявление о начале недели математики. Объявляют программу недели, и приглашают всех желающих принять участие. Оглашают членов жюри, которые подведут итоги всех конкурсов в конце недели. |
Вторник | Сообщения об ученых-математиках. На уроках математики несколько учащихся готовят небольшие сообщения об ученых – математиках, которые раздаются заранее учителем. |
Среда | «Математический поезд» Познавательная игра для учащихся 5-9 классов «Математический поезд» проводится после шестого урока, в которой соревнуется 4 команды, сборные со всех классов. |
Четверг | Математические гонки В течение дня по школе развешаны пронумерованные вопросы, а рядом стоят пустые ящики, в которые учащиеся скидывают подписанные листы с ответами и номером вопроса, на который отвечали. Вопросы составляются отдельно для учащихся 1-4 классов, 5-11 классов. |
Пятница | «Математический поезд» Познавательная игра для учащихся 1-4 классов «Математический поезд» проводится после четвертого урока, в которой соревнуется 4 команды, сборные со всех классов. Математический вечер Данное мероприятие проводится вечером в школе для учащихся 5-11 классов. Участвует 2 сборные команды. |
Суббота | Подведение итогов. На общешкольной линейке подводятся итоги за всю неделю. Награждение победителей. |
Игра «Математический поезд» (5 – 9 классы)
Цели проведения игры:
1.Стимулирование интереса к математике;
2.Способствование развитию логического мышления, умению быстро думать и принимать правильное решение;
3.Развитие сообразительности, внимания, интуиции и находчивости учащихся.
Данная математическая игра проводится в школе после уроков. В ней участвуют от двух команд и более. Каждая команда - сборная 5 - 9 классов (игра «Математический поезд» для 1-4 классов проводится по тем же правилам). Учащиеся 10 -11 помогают организатору игры.
Перед соревнованиями в каждой команде выбирается капитан, придумывается название команды. Участникам игры раздаются маршрутные листы. Маршруты расписаны таким образом, чтобы две команды не встретились одновременно на одной станции. Название станций на дверях кабинетов.
Маршрутный лист
Название экипажа | |||
Состав экипажа | |||
Название станций | Время прибытия | Время отправления | Кол-во баллов |
1.Вопросительная | |||
2.Шифровка | |||
3.Геометрическая | |||
4. Загадочная | |||
5. Строительная | |||
Итого | |||
Маршрутный лист
Название экипажа | |||
Состав экипажа | |||
Название станций | Время прибытия | Время отправления | Кол-во баллов |
1. Строительная | |||
2. Вопросительная | |||
3. Загадочная | |||
4. Геометрическая | |||
5. Шифровка | |||
Итого |
Маршрутный лист
Название экипажа | |||
Состав экипажа | |||
Название станций | Время прибытия | Время отправления | Кол-во баллов |
1. Шифровка | |||
2. Загадочная | |||
3. Вопросительная | |||
4. Строительная | |||
5. Геометрическая | |||
Итого |
Маршрутный лист
Название экипажа | |||
Состав экипажа | |||
Название станций | Время прибытия | Время отправления | Кол-во баллов |
1. Геометрическая | |||
2. Строительная | |||
3. Шифровка | |||
4. Вопросительная | |||
5. Загадочная | |||
Итого |
Задания на станциях связаны с их названиями, например, если станция «Геометрическая», то задания, непосредственно, с области геометрии.
На каждой так называемой станции стоят помощники, которые дают задания для «пассажиров» и следят за правильностью их выполнения. Всё делается на время, после истечения времени помощники на маршрутном листе ставят заработанные командой баллы.
После того, как все «поезда» пройдут через все «станции», все встречаются на конечной остановке, капитаны сдают маршрутные листы, подводятся итоги игры и объявляются победители.
Математические гонки.
В течение дня по школе развешаны пронумерованные вопросы, а рядом стоят пустые коробочки, в которые учащиеся скидывают подписанные листы с ответами и номером вопроса, на который отвечали. Вопросы составляются отдельно для учащихся 1-4 классов, 5-11 классов.
Вопросы для 1-4 классов
1.Сколько ушей у трех мышей?
2.Сколько концов у двух с половиной палок?
3. В два часа стенные часы отбивают два удара за две секунды. 4. За сколько секунд эти часы отобьют удары в 6 часов?
4. Какие цифры могут сказать про себя: «повернешь меня вниз головой, стану цифрой я другой»?
5. Слева от знака равенства поставьте между цифрами знаки сложения так, чтобы получилось верное равенство:
1 2 3 4 5 6 7 = 100
6. Слева от знака равенства поставьте между цифрами знаки сложения так, чтобы получилось верное равенство:
4 4 4 4 4 4 4 4 = 500
7. Слева от знака равенства поставьте между цифрами знаки вычитания так, чтобы получилось верное равенство:
3 4 5 6 7 = 16
8. Слева от знака равенства поставьте между цифрами знаки вычитания так, чтобы получилось верное равенство:
9 8 7 6 5 = 17
9. Слева от знака равенства поставьте между цифрами знаки умножения так, чтобы получилось верное равенство:
2 3 4 5 = 340
10. Слева от знака равенства поставьте между цифрами знаки деления так, чтобы получилось верное равенство:
1 2 3 4 = 1
11. Заметив закономерность, допишите 3 числа в ряду:
24, 21, 18, 15, 12……
12. Заметив закономерность, допишите 3 числа в ряду:
1, 4, 9, 16, 25………
13. За 30 минут пара лошадей пробежала 10 километров. Сколько километров пробежала каждая лошадь?
14. Горело 7 свечей, 2 свечи погасили. Сколько свечей осталось?
15. В колесе 10 спиц. Сколько промежутков между спицами?
16. У Тани было 5 орехов. Один она отдала брату, и у них стало орехов поровну. Сколько орехов было у брата в начале?
17. Решите уравнение: 12 * у = 24.
18. Лена сорвала с дерева две пары вишен и еще одну вишенку. Сколько всего вишен сорвала девочка?
19. Назовите 5 дней, не называя чисел и названий дней недели.
20. Миша старше Димы на 3 года. Миша младше Оли на 2 года. На сколько лет Оля старше Димы?
Вопросы для 5-11 классов (подобные вопросам для начальных классов, но значительно сложнее).
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
«Быковская средняя общеобразовательная школа имени А.С.Джурко» Шипуновского района Алтайского края
Внеклассное мероприятие для 5-11 классов
Составитель:
Малахова Е. И.
Учитель математики
Быково
Сценарий математического вечера
Цель:
1.Привить интерес к предмету.
2.Развить интеллектуальную культуру средствами математики.
3.Воспитание самостоятельности, чувства ответственности, коллективизма.
Правила игры. В игре участвуют две сборные команды 5-11 классов по 10 человек в каждой. Команды придумывают себе названия и девизы, а также отличительные знаки. Победители награждаются подарками, получают «5» по предмету.
Ход мероприятия:
Вступление (звучит музыка).
Ведущий:
С тех пор, как существует мирозданье,
Такого нет, кто б не нуждался в знанье.
Какой мы не возьмем язык и век -
Всегда стремился к знанью человек…
Мы рады приветствовать всех собравшихся в этом зале. Приветствуем всех, кто любит математику, кто учит математике, кто занимается и увлекается математикой.
Сегодня мы приглашаем на сцену сборные команды 5-11 классов. Давайте с ними познакомимся поближе.
1) Представление команд
2) Представление жюри
3) Математические конкурсы.
1. Математическая разминка
Проводится в форме «Вопрос-ответ» поочередно для каждой команды в течение 1,5 мин.
Вопросы для первой команды:
- Как называется результат сложения? (Сумма)
- Сколько минут в одном часе? (60)
- Как называется прибор измерения углов? (Транспортир)
- На что похожа половина яблока? (На другую половину)
- Назовите наименьшее трехзначное число? (100)
- Тройка лошадей пробежала 30 км. Какое расстояние пробежала каждая лошадь?
- (30 км)
- Назовите модуль числа -6? (6)
- Как называется дробь, в которой числитель равен знаменателю? (Неправильная)
- Чему равна сумма смежных углов? (180)
- Назовите число, «разделяющее» положительные и отрицательные числа. (0)
- 72:8. (9)
- Одна сотая часть числа. (1%)
- Третий месяц летних каникул. (Август)
- Другое название независимой переменной. (Аргумент)
- Наименьшее четное натуральное число. (2)
- Сколько козлят было «многодетной» козы? (7)
- Треугольник, у которого две стороны равны? (Равнобедренный)
- Сумма длин всех сторон многоугольника? (Периметр)
- Какой вал изображен на картине Айвазовского? (9)
- Соперник нолика. (Крестик)
- Часть прямой, ограниченная двумя точками? (Отрезок)
- Число, обратное 2. (0,5)
- Результат вычитания. (Разность)
- Как называется отрезок, выходящий из вершины треугольника и делящий противоположную сторону пополам? (Медиана)
- Число, противоположное 5. (-5)
- Прямоугольник, у которого все стороны равны. (Квадрат)
- Одна сотая часть метра. (1 см)
- 50 разделите на половину. (100)
- Как называется прибор для измерения отрезков? (Линейка)
Вопросы для второй команды:
- Как называется результат вычитания? (Разность)
- Сколько часов в сутках? (24)
- Как называется инструмент для проведения окружности? (Циркуль)
- Наибольшее двухзначное число. (99)
- Модуль числа 15. (15)
- Как называется дробь, в которой числитель меньше знаменателя? (Правильная)
- Чему равен прямой угол? (90 градусов)
- Число, не относящееся ни к положительным, ни к отрицательным? (0)
- 100:4. (25)
- Одна седьмая часть недели. (День)
- Первый месяц нового учебного года. (Сентябрь)
- Название графика линейной функции. (Прямая)
- Наименьшее целое положительное число. (1)
- Треугольник, у которого все стороны равны. (Равносторонний)
- Число, обратное 3. (1/3)
- Как называется луч, выходящий из вершины и делящий его пополам? (Биссектриса)
- Одна десятая дециметра. (1 см)
- Что следует за вторником? (Среда)
- Число, противоположное 9. (-9)
- 12•5. (60)
- Что тяжелее 1 кг ваты или 1 кг железа? (Одинаково)
- Первый месяц лета? (Июнь)
- В каком случае произведение равно нулю? (Множитель равен нулю)
- Как найти неизвестное вычитаемое? (Уменьшаемое вычесть разность)
- Отрезок, соединяющий две соседние вершины треугольника. (Сторона)
- 1/180 часть развернутого угла. (Градус)
- Самый короткий месяц года. (Февраль)
- 20 умножить на половину. (10)
- Угол, меньший 90 градусов. (Острый)
- Если у четырёхугольника отрезать один угол, то сколько у него их останется? (5)
Жюри подводит итоги
2. На сообразительность.
Командам раздаются карточки №1 с заданиями, которые необходимо заполнить и сдать в жюри.
Во время выполнения зданий проводится игра со зрителями.
Карточка №1 для команд.
Заполните пустые клетки квадрата, вписав 1, 2, 3, 4 так, чтобы по горизонтали и по вертикали не было одинаковых цифр.
Вставьте пропущенное число:
а) 1; 3; 6; 10; … .
б) 3; 5; 9; 17; … .
В каких местах необходимо поставить скобки:
21 : 8 – 5 • 2 + 6 : 3 = 16
Решите анаграмму:
а) РИПЕТРЕМ
б) БОДЬР
Игра со зрителями.
За каждый правильный ответ, болельщик получает жетон, который, по желанию самого болельщика можно отдать любой команде, что повлияет на итоговый балл.
- В клетке находилось 4 кролика. Четверо ребят купили по одному кролику, и один кролик остался в клетке. Как это могло получиться? (Одного кролика купили с клеткой)
- Найдите «лишнее» по смыслу слово, а остальные замените общим названием:
Метр
Дециметр
Килограмм (Килограмм. Единицы длины)
Сантиметр
Миллиметр
- Крыша дома имеет разный наклон, один ее скат составляет с горизонтом угол в 70%, другой - в 60%. Предположим, что петух откладывает на гребне крыши яйцо. Куда оно покатится? (Петух яйца не несет)
- У меня в кармане две монеты на общую сумму 15 коп. Одна из них не пятак. Что это за монеты? (10 и 5 коп.)
- Вдоль улицы стоит 100 домов. Мастера попросили изготовить номера для всех домов от 1 до 100. Чтобы выполнить заказ, он должен запастись цифрами. Подсчитайте, сколько девяток потребуется мастеру? (20 штук)
- Если в 12 часов ночи идет дождь, то можно ли ожидать, что через 72 часа будет солнечная погода? (Нет, так как это будет ночь)
Жюри подводит итоги.
3.Конкурс уравнений.
Каждая команда получает карточку №2 с уравнениями, которые надо решить за определенное время. И в это же время проходит конкурс капитанов.
Карточка №2
Решите уравнения:
3(4х – 3) – (5х+11) = 9 – (3х – 1)
10х – (2х + 5) = 2(4х – 7)
5(3х – 4) = 1 + (15х – 21).
Конкурс капитанов.
В то время, как команды решают уравнения, капитаны должны нарисовать картину, в которой будет использовано наибольшее количество математических фигур. Оценивается разнообразие, красочность, красота фигур, из которой составлена картина.
Жюри подводит итоги.
- Конкурс геометрический.
Командам раздаются карточки №3, задания которых выполняется всей командой за определенное время.
Карточка №3
Проведите прямые AС и ВD, пересекающиеся в точке О. Найдите все образовавшиеся углы, если угол ВОС равен 37°.
Проведите прямые AВ и СD, пересекающиеся в точке О. Найдите углы AОD и DОВ, если сумма углов AОD, АОС и СОВ равна 240°.
Пока команды выполняют задания, ведущий проводит игру с болельщиками.
Всем болельщикам одновременно на 3 сек. показывается карточка. Задание: найти сумму чисел. (На карточке нарисованы квадрат, круг и треугольник, разного цвета. В них соответственно числа : 9, 4, 3).
На самом деле задаются следующие вопросы:
- Какое число записано в квадрате?
- Каким цветом нарисован круг?
- В какой фигуре записано число 9?
- Какая фигура стоит последней?
За каждый правильный ответ, болельщик получает жетон, который, по желанию самого болельщика можно отдать любой команде, что повлияет на итоговый балл.
Жюри подводит итоги.
- Конкурс пантомимы.
Проводится конкурс пантомимы: один участник для своей команды жестами объясняет понятия по выбранной карточке, а команда в течении 1 мин старается как можно больше дать правильных ответов.
Жюри подводит итоги.
- Музыкальный конкурс.
Командам необходимо спеть по 2-3 строчки из песен, в которых присутствуют математические термины. Болельщикам разрешается помогать командам.
Проводится подведение итогов игры.
Ведущий говорит заключительные слова.
Запомни, что Гаусс всем сказал:
«Наука математика - царица всех наук!»
Не зря, поэтому он завещал -
Творить в огне трудов и мук.
Безмерна роль её в открытии законов,
В создании машин, воздушных кораблей
Пожалуй, трудно нам пришлось бы без Ньютонов
Каких дала история до наших дней
Пусть ты не станешь Пифагором,
Каким хотел бы может быть
Но будешь ты рабочим, иль ученым
И будешь честно Родине служить.
Заключение
Песня (на мотив песни "Мы желаем счастья вам")
Нам без математики нельзя,
Математика для нас важна -
Делает нас сильными и мудрыми она.
Снова всех сплотила нас она,
В этом зале вместе собрала.
Рады всех приветствовать мы
И пропеть друзьям.
Припев. Мы желаем счастья вам, счастья в этом мире большом.
Как солнце по утрам пусть оно приходит в дом.
Мы желаем, счастья вам, и оно должно быть таким -
Когда ты счастлив сам, счастьем поделись с другим.
Математика везде нужна,
Помогает в жизни нам она,
Корабли водить на море, строить города.
Будем с математикой дружить,
Интересней будет в жизни жить.
Литература:
- Власова Т.Г. Предметная неделя математики в школе . Ростов-на-Дону: «Феникс» 2006г.
- Галкин Е.В. Нестандартные задачи по математике .- Чел.: «Взгляд», 2005г.
- Депман И.Я. Мир чисел.: Рассказы о математике . - Л.:Дет.лит., 1982.
- Фарков А.В. Математические кружки в школе . 5-8 классы.- М.: Айрис-пресс, 2005г.
- Шарыгин И.Ф., Шевкин А.В. Математика . Задачи на смекалку 5-6 классы.- М.: «Просвещение», 2000г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Математика.План недели математики
Предлагаю вашему вниманию план недели математики...
Сценарий внеклассного мероприятия по математике (в рамках Недели математики) "Ее зовут Королевой"
Сценарий математического вечера – «Ее зовут Королевой» - это сценарий праздника Математики в школе. Это конкурсы, соревнования, дружеские шаржи, сценки, фокусы, которые соединяют «Веселые минутки» (пе...
Сценарий внеклассного мероприятия по математике (в рамках Недели математики) "Бросайка"
Сценарий математического соревнования – «Бросайка» - это сценарий праздника Математики в школе. Это конкурсы, соревнования, которые соединяют «Веселые минутки» ( танцы, сценки), игры с болельщиками. В...
Внеклассные мероприятия по математике к неделе математики
В папке представлены разработки внеклассных мероприятий по математике для 6-9 классов, которые можно провести в рамках предметных недель в школе. Мероприятия очень интересны и познавательны, и актуаль...
Неделя математики в школе, как средство развития познавательного интереса учащихся. Сценарий открытия недели математики.
Цель:Стимулирование познавательного интереса к учебной дисциплине «математика»...
Неделя математики Открытие недели
Неделя математики Открытие недели...
Неделя математики Открытие недели
Неделя математики Открытие недели...