Рабочая программа кружка "Юный математик"
рабочая программа (5 класс) по теме
Рабочая программа кружка "Юный математик" для обучающихся 5-6 классов с нарушением интеллекта
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
yunyy_matemkti.docx | 34.16 КБ |
Предварительный просмотр:
БОУ «Саланчикская общеобразовательная школа-интернат
для обучающихся с ОВЗ» Минобразования Чувашии
Рассмотрена на ШМО Утверждена
Протокол №1 от 25.08.2017г. приказ №137-ОД от01.09.2017г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
КРУЖКА «ЮНЫЙ МАТЕМАТИК»
2017-2018 учебный год
Учитель: Николаева Т.А.
2017г.
Пояснительная записка.
Настоящая программа составлена на основе программы Министерства образования и науки Российской Федерации, которая содержит минимум учебного материала, необходимого учащимся с ОВЗ для социальной адаптации. Программа кружка «Юный математик» углублена и расширена представлениями о числе, об исторических корнях ряда арифметических понятий и символов, о роли математики в общечеловеческой культуре. Содержание программы позволяет ученику любого уровня обученности активно включиться в учебно-познавательную деятельность и максимально проявить себя, научиться применять знания на практике. Она учитывает особенности познавательной деятельности учащихся с нарушением интеллекта.
Органическое поражение головного мозга детей с недостатками умственного развития приводит к разрушению нервных клеток мозга их неправильному развитию в определённых участках мозга. Нарушаются так же и функции клеток, а это ведёт к тому, что процессы возбуждения и активного внутреннего торможения слабеют. Слабость процесса возбуждения обуславливает плохое замыкание новых условных связей, а активного внутреннего торможения обуславливает плохое качество дифференцировок. Это ведёт к тому, что у наших детей замедленно формируются новые условные связи и затруднены их дифференцировки. А, если они сформировались, то они оказываются непрочными, хрупкими. Обучающиеся не могут переносить приобретенный опыт в другую ситуацию в том числе и жизненную. Они в большей степени мере руководствуются наглядным восприятием, чем словесной инструкцией. Поэтому обычные методы и приёмы обучения не дают положительных результатов полноценной социальной адаптации детей с ОВЗ.
Математика является одним из тех предметов, который требует от ребёнка достаточно высокого уровня развития мышления, памяти, внимания. Мышление складывается из процессов анализа и синтеза, сравнения, классификации и обобщения. В результате исследования анализа и синтеза умственно неполноценных детей выяснилось, что эти дети выделяют гораздо меньше существенных признаков, причём типичным является выделение таких элементов, которые наиболее ярко бросаются в глаза, независимо от того существенны ли признаки. Анализ происходит бессистемно, непоследовательно. Дети не умеют классифицировать, обобщать - это ведёт к тому, что они плохо усваивают правила и общие понятия. Память детей с умственной неполноценностью характеризуется малым объёмом и замедленным темпом формирования новых связей, быстрой забываемостью,что плохо сказывается на адаптации в жизни.
Несмотря на все вышеуказанные особенности высшей нервной деятельности, памяти и мышления ученики специальной школы усваивают определённый объём знаний по математике и учатся применять их на практике.
Одним из способов развития познавательных способностей учащихся специальной коррекционной школы является использование занимательного материала и дидактических игр на факультативных занятиях. Получение новых знаний на факультативных занятиях даёт возможность приблизить учащихся к реальной жизни, помогает больше узнать о математике как науке, о роли математики в жизни о людях её создавших, обогащает детей социальными знаниями и умениями.
Разработанная программа кружка для 5-6 классов основана на получении знаний по истории математики, углублении знаний о метрической системе мер и мер времени. Она расширяет понятия о натуральном числе, нуле и натуральном ряде чисел. Материал программы тесно связан с различными сторонами нашей жизни, а также с другими учебными предметами. В программу включены игры, задачи-шутки, задачи на смекалку, ребусы и кроссворды, которые способствуют развитию логического мышления. Заучивание стихотворений, включённых в программу, способствует развитию речи учащихся. Обучающиеся научатся на практике применять полученные знания.
Цель: формирование умений применять полученные знания на практике.
Задачи:
- повысить активность учащихся с ОВЗ и расширение их кругозора;
- систематизировать и углубить имеющиеся знания по математике;
- создать условия для самостоятельной творческой работы учащихся;
- совершенствовать навыки счёта;
- развивать мышление, память, внимание детей, а также их речь;
- направлять содержание факультативного курса на коррекцию недостатков познавательной деятельности и личностных качеств учащихся;
- дать учащимся такие знания, которые помогут им в дальнейшем включиться в трудовую деятельность;
- повышать мотивацию обучения;
- повышать социокультурную осведомлённость учащихся;
- формировать такие черты личности, как аккуратность, настойчивость, воля;
- воспитывать привычку к труду, умение доводить начатое дело до конца.
Учащиеся должны знать:
- некоторые исторические сведения о мерах длины, массы и стоимости, о числах календаря, арифметических действиях;
- об истории появления измерительных приборов;
- несколько стихотворений о математике.
Учащиеся должны уметь:
- выполнять арифметические действия;
- пользоваться измерительными инструментами;
- разбираться в правилах игры и соблюдать их;
- уметь переносить полученные знания в новые условия и применять их в новой ситуации.
Кружок «Юный математик» рассчитан на 34 часа, 1час в неделю. Каждое занятие состоит из следующих частей:
- частичное изложение программного материала;
- стихи о математике;
- интересные факты из жизни;
- занимательные и практические задачи;
- дидактические игры.
В конце года проводится урок-обобщение «Математика вокруг нас».
Ценностными ориентирами содержания данного кружка являются:
- формирование умения рассуждать как компонента логической грамотности; освоение эвристических приемов рассуждений;
- формирование интеллектуальных умений, связанных с выбором стратегии решения, анализом ситуации, сопоставлением данных;
- развитие познавательной активности и самостоятельности учащихся;
- формирование способностей наблюдать, сравнивать, обобщать, находить
простейшие закономерности, использовать догадку, строить и проверять
простейшие гипотезы;
- формирование пространственных представлений и пространственного воображения;
- привлечение учащихся к обмену информацией в ходе свободного общения на занятиях.
В работе с детьми нами будут использованы следующие методы:
- словесные,
- наглядные,
- практические,
- исследовательские.
Виды деятельности:
- творческие работы,
- задания на смекалку,
- лабиринты,
- кроссворды,
- логические задачи,
- упражнения на распознавание геометрических фигур,
- решение нестандартных задач,
- решение текстовых задач различными способами,
- выражения на сложение, вычитание, умножение, деление в различных системах счисления,
- задачи на проценты,
- решение задач на части ,
- решение геометрических задач.
УЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ занятий | Название темы | Кол-во часов | Теория | практика |
1 | Старинные и современные системы записи чисел. | 1 | 0,5 | 0,5 |
2 | Четыре действия арифметики. | 1 | 0,5 | 0,5 |
3 | Как появились меры длины. Как измеряли на Руси. | 1 | 0,5 | 0,5 |
4 | Возникновение денег. Денежная система в Др.Руси и современности. | 1 | 0,5 | 0,5 |
5 | Как люди научились измерять время. Изобретение календаря. Применение в жизни. | 1 | 0,5 | 0,5 |
6-7 | Происхождение метрической системы мер. Система мер русского народа. | 2 | 0,5 | 1,5 |
8 | Знаменитые математики | 1 | 0,5 | 0,5 |
9-10 | Из истории цифр | 2 | 0,5 | 1,5 |
11-12 | Математика и столица России. | 2 | 1 | 1 |
13 | Геометрия - значит «земледелие». | 1 | 0,5 | 0,5 |
14-15 | Многоугольники. Их применение на практике | 2 | 1 | 1 |
16-17 | Происхождение дробей. Дроби в нашей жизни. | 2 | 1 | 1 |
18-19 | Комбинаторные задачи. Применение графов к решению практических задач | 2 | 1 | 1 |
20 | Геометрия в пространстве | 1 | 0,5 | 0,5 |
21-22 | Математика и здоровье человека | 2 | 1 | 2 |
23-24 | Покорение космоса и математика | 2 | 1 | 1 |
25-26 | Экономика и математика. | 2 | 1 | 1 |
27 | Бережливость дороже богатства | 1 | 0,5 | 0,5 |
28 | Земля-кормилица | 1 | 0,5 | 0,5 |
29-30 | Логические и практические задачи | 2 | 0,5 | 1,5 |
31-32 | Делится или не делится. Признаки делимости | 2 | 1 | 1 |
33 | Урок обобщения. «Математика вокруг нас» | 1 | 0 | 1 |
итого | 33 |
СОДЕРЖАНИЕ КРУЖКА
Тема 1. Старинные и современные системы записи чисел (1 ч.)
Занятие 1.
Иероглифическая система древних египтян. Римские цифры. История возникновения названий - «миллион, миллиард, триллион». Числа великаны. Игра-соревнование «Кто быстрее долетит до Марса».
Методы обучения: лекция, объяснение.
Формы контроля: решение творческих задач в процессе игры-соревнования «Кто быстрее долетит до Марса».
Тема 2. Четыре действия арифметики (1 ч.)
Занятие 2.
Как появились знаки «+», «-«, «х», «:». История открытия нуля. Занимательные задачи. Игра «Математическая цепочка».
Методы обучения: рассказ, объяснение.
Формы контроля: решение занимательных задач в процессе игры «Математическая цепочка».
Тема 3. Как появились меры длины. Как измеряли на Руси (1 ч.)
Занятие 3 .
Сведения из истории мер длины, в том числе исконно русские. История линейки в России. Занимательные задачи. Игра «Математический бег».
Методы обучения: учебная беседа с использованием приема активного слушания.
Формы контроля: Решение занимательных задач в процессе игры «Математический бег».
Тема 4. Возникновение денег. Денежная система Древней Руси и современности (1 ч.)
Занятие 4.
Возникновение денег, как и откуда произошли их названия. Старинная русская денежная система. Появление названий рубль и копейка. Задачи-шутки.
Методы обучения: активное участие учащихся в эвристических беседах.
Формы контроля: выполнение творческих заданий «Задачи-шутки».
Тема 5. Как люди научились измерять время. Изобретение календаря. Применение в жизни (1ч.)
Занятие 5.
Возникновение мер времени. Название месяцев и их продолжительность. Загадки о времени.
Методы обучения: рассказ, объяснение.
Формы контроля: проверка творческих заданий «Загадки о времени».
Тема 6. Происхождение метрической системы мер. Система мер русского народа (2 ч.)
Занятие 6.
Разработанная во Франции в XVIII в. Единая система мер массы и длины. Основные единицы измерения массы и длины в России.
Методы обучения: рассказ, объяснение.
Формы контроля: фронтальный опрос.
Занятие 7.
Решение занимательных задач. Стихотворения о линейке и циркуле. Игра-соревнование «Пройди по цепочке».
Методы обучения: решение занимательных задач.
Формы контроля: проверка творческих заданий.
Тема 7. Знаменитые математики (1 ч.)
Занятие 8.
Знаменитые русские математики. Пифагор и его ученики. Древнеиндийские математики.
Методы обучения: выступления учащихся с рефератами.
Формы контроля: проверка рефератов.
Тема 8. Из истории цифры 7 (2 ч.)
Занятие 9.
О числе и цифре 7. Пословицы и поговорки. Почему в неделе 7 дней.
Методы обучения: учебная беседа с приемом активного слушания.
Формы контроля: выполнение творческих заданий (подготовка пословиц и поговорок о числах)
Занятие 10.
Математические кроссворды о цифрах.
Методы обучения: выполнение творческих заданий (составление кроссвордов)
Формы контроля: выпуск газеты «Юный математик №1».
Тема 9. Математика и столица России (2 ч.)
Занятие 11.
История строительства Московского Кремля. Занимательные задачи о Кремле.
Методы обучения: рассказ, объяснение с применением презентации.
Формы контроля: выполнение творческих заданий.
Занятие 12.
Игра-соревнование «Кто быстрее». Выпуск газеты «Юный математик» (№2)
Методы обучения: выпуск газеты.
Формы контроля: подготовка материала для газеты.
Тема 10. Геометрия - значит «земледелие» (1 ч.)
Занятие 13.
История возникновения геометрии как науки. Конкурс рисунка или аппликации «Геометрия вокруг нас.
Методы обучения: рассказ, объяснение с просмотром презентации.
Формы контроля: игра «Из каких геометрических фигур состоит рисунок», конкурс рисунков.
Тема 11. Многоугольники. Их применение на практике (2 ч.)
Занятие 14.
Виды многоугольников. Равносоставленные фигуры.
Методы обучения: объяснение с просмотром презентации.
Формы контроля: творческие задания.
Занятие 15.
Вычерчивание паркетов. Стихотворения о геометрических фигурах.
Методы обучения: выступления учащихся.
Формы контроля: выполнение творческих заданий.
Тема 12. Происхождение дробей. Дроби в нашей жизни (2 ч.)
Занятие 16.
История возникновения обыкновенных и десятичных дробей.
Методы обучения: рассказ, объяснение.
Формы контроля: решение занимательных задач.
Занятие 17.
Арифметические ребусы. Выпуск газеты «Юный математик» (№3).
Методы обучения: выполнение тренировочных упражнений.
Формы контроля: составление арифметических ребусов для газеты «Юный математик».
Тема 13. Комбинаторика. Применение графов к решению практических задач (2 ч.)
Занятие 18.
Комбинаторные задачи. Решение задач с применением графов.
Методы обучения: объяснение.
Формы контроля: выполнение тренировочных упражнений.
Занятие 19.
Чтение и составление таблиц, чтение и построение диаграмм.
Методы обучения: активное участие учащихся в эвристических беседах.
Формы контроля: проверка задач самостоятельного решения.
Тема 14. Геометрия в пространстве (1 ч.)
Занятие 20.
Геометрия в пространстве. Задачи, связанные с прямоугольным параллелепипедом.
Методы обучения: объяснение с просмотром презентации.
Форма контроля: подготовка мини-докладов.
Тема 15. Математика и здоровье человека (3 ч.)
Занятие 21.
Основы здорового образа жизни и математика.
Методы обучения: рассказ, объяснение с просмотром презентации.
Формы контроля: подготовка сообщения.
Занятие 22.
Занимательные задачи, связанные с сохранением здоровья. Стихотворения о пользе здорового образа жизни.
Методы обучения: решение занимательных задач.
Формы контроля: подготовка творческих заданий.
Занятие 23.
Решение задач, содержание которых направлено на здоровье человека.
Методы обучения: решение задач.
Формы контроля: проверка рефератов.
Тема 16. Покорение космоса и математика (2 ч.)
Занятие 24.
Роль математики в освоении космического пространства человечеством.
Методы обучения: объяснение с просмотром презентации.
Формы контроля: проверка творческих заданий.
Занятие 25.
Задачи, связанные с историей освоения космоса. Игра «Полет на Марс».
Методы обучения: игра «Полет на Марс».
Формы контроля: решение занимательных задач в процессе игры.
Тема 17. Экономика и математика (2 ч.)
Занятие 26.
Раскрытие содержательной стороны экономических понятий через математические задания.
Методы обучения: рассказ, объяснение.
Формы контроля: мини-сообщения.
Занятие 27.
Решение комбинаторных задач.
Методы обучения: решение тренировочных задач.
Формы контроля: проверка задач самостоятельного решения.
Тема 18. Бережливость дороже богатства (1 ч.)
Занятие 28.
Пути экономии в домашнем хозяйстве.
Методы обучения: объяснение с просмотром презентации.
Формы контроля: разработка творческого проекта.
Тема 19. Земля-кормилица (1 ч.)
Занятие 29.
О бережном отношении к земле, умелом ее использовании для производства продуктов питания. Оригинальные задачи «Огород на подоконнике.
Методы обучения: рассказ, объяснение с просмотром презентации.
Формы контроля: выпуск математической газеты «Юный математик» (№4).
Тема 20. Логические и практические задачизадачи (2 ч.)
Занятие 30-31.
Решение задач на переливание. Решение задач на взвешивание.
Методы обучения: решение занимательных задач.
Формы контроля: проверка творческих заданий.
Тема 21. Делится или не делится. Признаки делимости (2 ч.)
Занятие 32.
Признаки делимости на 2, 3, 5, 6, 9, 10.
Методы обучения: объяснение.
Формы контроля: проверка задач самостоятельного решения.
Занятие 33.
Задачи на смекалку.
Методы обучения: решение занимательных задач.
Формы контроля: проверка творческих заданий.
Тема 22. Урок обобщения. «Математика вокруг нас» (1 ч.)
Занятие 34.
Игры и соревнования. Награждение учащихся успешно освоивших программу курса.
Методы обучения: игра «Математика вокруг нас».
Формы контроля: подведение итогов.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
1. Актуальные проблемы подготовки будущего учителя математики. Межвузовский сборник научных трудов. Выпуск 3 / Под ред. Ю.А. Дробышева и И.В. Дробышевой. - Калуга: Изд-во КГПУ им. К.Э. Циолковского, 2001. - 176с.
2. Глейзер Г.И. История математики в школе: IV-VI кл. Пособие для учителей. - М.: Просвещение, 1981. - 239с.
3. Глейзер Г.И. История математики в школе: VII-VIII кл. Пособие для учителей. - М.: Просвещение, 1982. - 240с.
4. Депман И.Я., Виленкин Н.Я. За страницами учебника математики: Пособие лоя учащихся 5-6 классов средней школы - М.: Просвещение, 1989.
5. Фридман Л.М. Теоретические основы методики обучения математике. - М.: Флинта, 1998. - 224 с.
6. Энциклопедия для детей. Т. 11. Математика / Глав. ред. М.Д.Аксенова; метод. и отв. ред. В.А.Володин. - М.: Аванта+, 2003. - 688с.
7. Электронные ресурсы на компакт - дисках:
Детская энциклопедия «Хочу все знать»
Детская энциклопедия Кирилла и Мефодия.
Большая советская энциклопедия.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по математике в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по математики 5-9 классы. Математика 5 класс: И.И.Зубарева, А.
Рабочая программа разработана на один учебный год: в основу программы положены педагогические и дидактические принципы (личностно ориентированные; культурно ориентированные; деятельно...
Рабочая программа по математике в соответствии с требованиями ФГОС основного общего образования и на основе примерной основной образовательной программы. 5 класс Математика
Примерная программа по математике предназначена для 5 классов общеобразовательных учреждений. Она составлена на основе проекта Федерального государственного образовательного стандарта общего образован...
Рабочая программа по математике 9 класс - программа для специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида (сборник 1) В. В. Воронкова 5 – 9 классы Математика ГИЦ «Владос», 2000г.
Рабочая программа по математике 9 класс - программа для специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида (сборник 1) В. В. Воронкова 5 – 9 классы Математика ГИЦ «Владос», 20...
Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.
Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...
Примерная рабочая программа по математике в соответствии с требованиями ФГОС основного общего образования и на основе примерной основной образовательной программы.5 класс Математика.
Примерная программа по математике предназначена для 5 классов общеобразовательных учреждений. Она составлена на основе проекта Федерального государственного образовательного стандарта общего образован...
Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс
Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по математике для 5-х классов Разработана на основе примерной рабочей программы ( автор – составитель О.С. Кузнецова ) учителем математики ГБОУ школы № 645 Старковской С.Н
Настоящая рабочая программа разработана в соответствии с основными положениями федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования по математике....