Окружность и круг 5 класс
план-конспект урока по математике (5 класс) на тему

Ямалиева Лилия Тальгатовна

План-конспект урока в 5 классе по теме "Окружность и круг". 

Планируемые результаты:

· Различать окружность и круг;

· находить радиус и диаметр на окружности;

· правильно употреблять в речи математические понятия;

· правильно чертить окружность с помощью циркуля;

знать соотношение между радиусом и диаметром.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon okruzhnost_i_krug.doc58.04 КБ

Предварительный просмотр:

План-конспект урока по учебнику «Математика. 5 класс».

Автор учебника: Дорофеев Г.В.

Тема: «Окружность и круг»

Тема

Окружность и круг

Цель темы

Учить обучающихся формулировать тему и цели урока;

учить распознавать геометрические фигуры «окружность» и «круг», «видеть» радиус и диаметр, уметь их находить;

учить построению окружности с помощью циркуля;

учить учеников подводить итог урока.

Планируемый результат

Различать окружность и круг;

находить радиус и диаметр на окружности;

правильно употреблять в речи математические понятия;

правильно чертить окружность с помощью циркуля;

знать соотношение между радиусом и диаметром.

Основные понятия

Окружность, круг; радиус, диаметр, циркуль.

Межпредметные связи

Русский язык, изобразительное искусство, технология, история.

Ресурсы:

- основные: 

- дополнительные:

учебник

наглядный и раздаточный материал

Организация пространства

Работа фронтальная, индивидуальная, в парах.

Технология проведения

Деятельность ученика

Деятельность учителя

Обучающие и развивающие задания каждого этапа

Диагностирующие задания каждого этапа

I этап. Оргмомент.

Цель – активизация учащихся.

Анализировать стихотворение и высказать свое мнение.

Создавать эмонациональный настрой на деятельность.

I этап. Оргмомент.

Пусть каждый день и каждый час

Вам новое добудет.

Пусть добрым будет ум у вас,

А сердце умным будет. (С.Маршак)

- Тихо садитесь. Улыбнитесь друг другу и мы начинаем урок.

I этап. Оргмомент.

Как вы думаете, почему я начала урок с этих строк?

Коммуникативные УУД (планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками))

Личностные УУД(самоопределение)

II этап. Актуализация знаний.

Цель – закрепить навык выполнения действий с натуральными числами; знание геометрических фигур.

Работать с информацией, представленной в виде цепочки.

Формулировать собственное мнение и аргументировать его.

Организовать фронтальную работу по выполнению действий с натуральными числами;

- по узнаванию геометрических фигур.

Вычислите устно:

60 · 6        200 : 50

    - 120            · 25

    : 80              + 140

    · 30               : 60

?                         ?

- С какими числами мы работали?

- Какие действия выполняли?

- Перечислите свойства этих действий.

- Какие фигуры изображены?

Познавательные УУД

(анализ объектов с целью выделения признаков)

III этап. Изучение нового материала.

Цель – познакомить учащихся с понятием «окружность» и «круг», «радиус», диаметр; выявить соотношение между ними.

Формулировать выводы наблюдений.

Объяснить свой выбор.

Формулировать тему и цели урока.

Сравнивать окружность и круг.

Выявлять соотношение между диаметром и радиусом окружности.

Выдвигать проблему.

Включить учащихся в обсуждение проблемных вопросов и определение темы урока.

Озвучивать тему и цели урока.

Формулировать задание.

III этап. Изучение нового материала.

Постановка проблемы. Открытие нового.

- Давайте выполним следующее задание.

1. Берем стакан, опускаем горлышком в тарелку с окрашенной водой и ставим отпечаток на бумагу. Сделаем так несколько раз. Обратите внимание, какой след оставил стакан.

2. Теперь берем тарелку, прикладываем к листу бумаги и обводим маркером. Сравните получившийся след с первым опытом.

3. А теперь возьмем ножницы и аккуратно вырежем по той линии, которую оставил маркер.

- Ответьте мне на вопрос: Что такое окружность? А что такое круг?

4. А сейчас свернем круг пополам. Сгиб образует линию. Она называется… диаметр. А если еще раз свернем пополам, то линия  сгиба – радиус.

- А как начертить окружность определенного размера?

-Для этого существует Циркуль

Циркуль мой, циркач лихой,

Чертит круг одной ногой,

А другой проткнул бумагу, Уцепился – и ни шагу.

-Обратите внимание как пишется слово ЦИРКУЛЬ.

Эталон

Отмечаем центр окружности.

Поставим в центр окружности ножку циркуля с иглой.

Возьмем циркуль за хвостик и проведем окружность.

Примечание. Острый конец циркуля всегда должен оставаться в одной точке, а расстояние между ножками не должно меняться.

III этап. Изучение нового материала.

КоммуникативныеУУД (Постановка вопросов)

Познавательные УУД (самостоятельное выделение-формулирование познавательной цели)

- Какая геометрическая фигура у нас получилась? Почему вы так считаете?А может это круг?

- О чем мы будем сегодня говорить на уроке?

- Сформулируйте цель урока, тему урока.

- Давайте вернемся к нашим фигурам. Уточним понятие окружности и круга.

 Работаем с учебником в парах .

- Что такое диаметр?

- Что такое радиус?

Коммуникативные УУД(инициативное сотрудничество)

Познавательные УУД

(формулирование проблемы, решение проблемы, построение логической цепи рассуждений)

- Сформулируйте алгоритм построения окружности.

- Сверьте с эталоном.

IV этап. Закрепление изученного.

Цель – научиться правильно строить окружность с помощью циркуля; определять элементы окружности.

Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.

Анализируют  текст задания и делают выводы

Осуществляют самопроверку

Обеспечить контроль за выполнением задания

Предоставить информацию для обсуждения

Побуждать к высказыванию своего мнения

Организовать фронтальную работу по учебнику.

Организовать самостоятельную работу учащихся.

IV этап. Закрепление изученного.

Начертить окружность в тетради.

Провести диаметр АД.

 Провести радиус ОК.

Историческая справка. В Древней Греции круг и окружность считались венцом совершенства. Действительно, в каждой своей точке окружность устроена одинаковым образом, что позволяет ей двигаться самой по себе. Это свойство окружности  сделало возможным возникновение колеса, поскольку ось и втулка колеса должны все время быть в соприкосновении. Но еще до колеса люди использовали круглые бревна-катки для перевозки тяжестей. Рисунки на стенах египетских пирамид рассказывают нам, что именно так доставлялись огромные камни на строительство этих пирамид.

- В русском языке слово «круглый» тоже означает высокую степень чего-либо: «круглый отличник», «круглый сирота» и даже «круглый дурак».

- Тема нашего урока «Окружность и круг». Покажите мне руками маленькую окружность. А теперь представьте, что наша окружность раздувается, становится все больше, больше. Показываем, вот какая получилась окружность. А теперь поднимаем эту окружность над собой и держим над головой. Представим, что подул ветер и наша окружность наклоняется то вправо., потом влево. А теперь представим, что окружность превратилась в воздушный шарик и отпускаем ее.

№ 46

№ 49 

№ 4. Начертите окружность, радиус которой равен 2 см. Отметьте диаметр и радиус окружности. Найдите длину диаметра.

IV этап. Закрепление изученного.

Регулятивные УУД ( контроль, оценка, коррекция).

Познавательные УУД ( умение структуризировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач, рефлексия способов и условий действия).

Физминутка.

- Сравните с ЭТАЛОНОМ

КоммуникативныеУУД ( управление поведением партнера, контроль, коррекция, оценка действий партнера.

V этап урока.  Итог урока. Рефлексия.

Цель – подвести итог проделанной работе на уроке.

Осуществить самооценку.

Сформулировать конечный результат своей работы на уроке.

Организовать беседу, связывая результаты урока с его целями.

Акцентировать внимание на конечных результатах учебной деятельности обучающихся на уроке.

- Какова была цель нашего урока?

- Чему вы научились?

- Что нового вы узнали?

Расскажите по схеме:

Я знаю – Я запомнил – я смог

Регулятивные: оценка-осознание уровня и качества усвоения; контроль

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

Познавательные: рефлексия.

VI. Домашнее задание

Цель – выяснить степень сформированности усвоенных знаний

Записывают задание в дневниках

Дать характеристику предложенным заданиям

П1.4 учебника изучить, решить №

Из предложенных заданий выберите 2 и выполните их дома.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Окружность и круг. Задачи", 6 класс

Презентация "Окружность и круг. Задачи", 6 класс...

К уроку по теме "Окружность и круг" в 5 классе.

Материал урока по теме "Окружность и круг".1. Устный счет.2. Сообщение темы урока в виде отгадывания кроссворда    Вопросы к кроссворду:     1. Часть плоскости, ограниченная о...

Проект урока математики в 5 классе "Окружность и круг"

Проект урока математики в 5 классе "Окружность и круг" (И.И.Зубарева, А.Г.Мордкович)...

Длина окружности. Площадь круга. 6 класс

Длина окружности. Площадь круга. 6 класс  Дидактический материал к уроку....

Урок в 9 классе по теме: «Длина окружности. Площадь круга»

Цель урока:1.       Рассмотреть  применение формул длины окружности, длины дуги, площади круга, площади сектора при решении задач практического содержания.Науч...

"Окружность и круг". 5 класс.

Дать детям представление об окружности и круге, научить измерять радиус, диаметр....

5 класс. Длина окружности. Площадь круга

Подборка дополнительных упражнений по теме....