Статья на тему: "Проектная деятельность на уроках математики"
статья по математике на тему
Обобщение опыта работы по проектной деятельности .
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
обобщение опыта по проектному методу в обучении. | 20.03 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Применение проектного метода на уроках математики»
В современном обществе, в век цифровых ресурсов наиболее актуальна проблема повышения качества знаний учащихся, а также развития их творческих и умственных способностей. Поэтому основная цель современного учителя - привлечь особое внимание к проблеме мотивации школьников.
На мой взгляд, наиболее результативным является метод проектов, который позволяет школьникам овладеть пошаговым алгоритмом: от начальной концепции к достижению цели, задачи, мозговой штурм до осуществления и защиты своего проекта. Метод проектов первоначально учит детей самостоятельно мыслить, анализировать и сопоставлять факты. Роль же учителя сводится к направляющей функции, где основная цель педагога-консультирование на каждом этапе проекта.
Основная цель внедрения проектного метода: создание условий для формирования исследовательских умений учащихся.
Внедрять метод проектов я начала в 2015 году. Мною была проделана следующая работа:
- изучение литературы по проектному методу,
- посещение обучающих семинаров;
- посещение уроков педагогов, применяющих данный метод.
Поскольку в 2015 году я преподавала в старших классах, то сразу возникла необходимость создавать проекты по стереометрии, чтобы расширить кругозор учащихся, развить у них пространственное воображение.
Список проектов на начальном этапе (по типологии: информационные)
- «Правильные многогранники»(11 класс, Рыбкин Данил)
- «Методы интегрирования»(11 класс, Филиппов Дмитрий)
- «Симметрия в природе» (10-11 класс, Матвиец Игорь);
- «Математика в искусстве» (10 -11 класс, Привалова Ольга);
- «Тела вращения» (10-11 класс, Шабанова Наталья);
- «Уравнения кривых на плоскости» (10-11 класс, Чуркина Анжела).
В 2016 году к изучению данного вопроса подключились ученики из социально-экономического класса.
Список проектов расширился (по типологии: исследовательские)
- «Экономические задачи»(10 класс, Штенгер Эмилия)
- «Задачи на сложные проценты»(10 класс, Веряскин Андрей)
- Взаимодействие математики и экономики. (10 класс, Зарубин Андрей)
На сайте nsportal.ru размещен проект Литвиненко Андрея в рубрике для одаренных детей «Алые паруса» под названием «Золотое сечение в искусстве». В презентации показана связь математики с искусством и архитектурой через золотое сечение.
Анализируя работы ребят , я заметила, что в результате подготовки и защиты проектов у старшеклассников формируются следующие важнейшие навыки:
- рефлексивные умения;
- поисковые умения;
- навыки оценочной самостоятельности;
- умения и навыки работы в сотрудничестве;
- менеджерские умения и навыки;
- коммуникативные и презентационные умения и навыки.
Также результативностью является побуждение к самостоятельной учебной деятельности, происходит плодотворное развитие личности.
По временным рамкам проекты делю на долгосрочные (2 месяца, в основном это исследовательские и творческие проекты) и краткосрочные (1 неделя, к ним относятся информационные и игровые проекты).
Ко всем проектам предъявляются единые требования:
- Титульный лист.
- Введение с обоснованием актуальности темы, цель ,задачи, средства ,с помощью которых будет достигаться цель.
- Основная часть (форма может быть различна: презентация или реферат с элементом исследования)
- Заключение и выводы (что в ходе исследования удалось установить)
- Список литературы и других источников информации.
Проект может носить, как индивидуальный, так и групповой характер. Так, например, в 2018 году среди шестиклассников был замечен интерес к теме: «Математика и оригами», дети увлеклись древним японским искусством складывания фигур из бумаги. Они разбились на группы по складыванию фигур: классическое, модульное, техническое оригами. Очень увлеченно работали в течение месяца , затем представили свой проект на школьный конкурс и заняли 2 место (защита проекта: Саньков Глеб, 6 класс).
Также метод проектов пришелся по душе и пятиклассникам, которые с удовольствием приняли участие в конкурсе проектов. Работа носила творческий характер, защищал ее Гусельников Стас из 5 б ( имеет диплом победителя), выбирали тему совместно. Стас не только проинформировал слушателей о старинных мерах длины, но также провел исследование, к которому привлек и своих родителей.
Безусловно, метод проектов является одним из самых востребованных в рамках ФГОС. Но только при условии, что проектная деятельность проводится учителем в системе, а не носит единичный характер.
В заключение хотелось бы отметить, что если ученик получит в школе исследовательские навыки ориентирования в потоке информации, научится анализировать ,обобщать, сопоставлять факты, делать выводы и заключения, то он в силу более высокого образовательного уровня легче будет адаптироваться в современном обществе, к меняющимся условиям жизни, правильно будет ориентироваться в выборе профессии и будет жить творческой жизнью.
Литература:
- Митрофанова Г. Г. Трудности использования проектной деятельности в обучении // Молодой ученый. — 2011. — №5. Т.2. — С. 148-151.
- Пахомова Н.Ю. Проектное обучение – что это? Из опыта методической работы: Дайджест журнала “Методист” / Сост. Е.М. Пахомова. Науч. ред. Э.М. Никишин. – М.: АПК и ПРО, 2004
- Байбородова, Л. В., Харисова И. Г., Чернявская А. П. Проектная деятельность школьников // Управление современной школой. Завуч. – 2014. - № 2. – С. 94-117
- Вебер, С. А. О механизме реализации личностных ресурсов старшеклассников через проектную деятельность // Воспитание школьников. – 2013. - № 1. – С. 16-23
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
статья по теме: "Проектно-исследовательская деятельность на уроках биологии"
Исследовательская и проектная деятельность учащихся является инновационной образовательной технологией и служит средством комплексного решения задач воспитания, образования, развития личности в ...
презентация на тему: «Проектно-исследовательская деятельность на уроках физической культуры»
Актуальность умения учиться для современного человека подчеркивается практически во всех документах, касающихся рефо...
Статья на тему:"Проектно-иследовательная деятельность на уроках географии"
Статья на тему:"Проектно-иследовательная деятельность на уроках географии"....
Тема: «Проектно-исследовательская деятельность на уроках истории и обществознания».
Проектно-исследовательская деятельность на уроках являлась до недавнего, времени, педагогическим новаторством. Преимущество отдавалось традиционным урокам. Но в настоящий момент достаточно много учите...
Доклад на тему "Проектно-исследовательская деятельность на уроках русского языка"
Проектно-исследовательская деятельность на уроках русского языка...
выступление на тему Проектно-исследовательская деятельность на уроках химии как средство повышения качества образования
выступление на тему Проектно-исследовательская деятельность на уроках химии как средство повышения качества образования...
Статья "Основы развития мыслительной деятельности на уроках математики"
В последнее время всё чаще можно слышать суждения о трудности усвоения детьми математического материала. Математика как школьный предмет не нравится ученикам. На уроках им скучно, непонятно и неинтере...