Статья на тему: "Проектная деятельность на уроках математики"
статья по математике на тему

Епифановская Юлия Александровна

Обобщение опыта работы по проектной деятельности .

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: «Применение проектного метода на уроках математики»

В современном обществе, в век цифровых ресурсов наиболее актуальна проблема повышения качества знаний учащихся, а также развития их творческих и умственных  способностей. Поэтому основная цель современного учителя - привлечь особое внимание к проблеме мотивации школьников.

На мой взгляд, наиболее результативным  является  метод проектов, который позволяет школьникам овладеть  пошаговым алгоритмом: от начальной концепции к достижению  цели, задачи, мозговой штурм до осуществления  и защиты своего проекта. Метод проектов первоначально учит детей самостоятельно мыслить, анализировать и сопоставлять факты. Роль же учителя сводится к направляющей функции, где основная цель педагога-консультирование на каждом этапе проекта.

Основная цель внедрения проектного метода: создание условий для формирования исследовательских умений учащихся.

Внедрять метод проектов я начала в 2015 году. Мною была проделана следующая работа:

  1. изучение литературы по проектному методу,
  2. посещение обучающих семинаров;
  3. посещение уроков педагогов, применяющих данный метод.

Поскольку в 2015 году я преподавала в старших классах, то сразу возникла необходимость создавать проекты по стереометрии, чтобы расширить кругозор учащихся, развить  у них пространственное воображение.

Список проектов на начальном этапе (по типологии: информационные)

  1. «Правильные многогранники»(11 класс, Рыбкин Данил)
  2. «Методы интегрирования»(11 класс, Филиппов Дмитрий)
  3. «Симметрия в природе» (10-11 класс, Матвиец Игорь);
  4. «Математика в искусстве» (10 -11 класс, Привалова Ольга);
  5. «Тела вращения» (10-11 класс, Шабанова Наталья);
  6. «Уравнения кривых на плоскости» (10-11 класс, Чуркина Анжела).

В 2016 году к изучению данного вопроса подключились ученики из социально-экономического класса.

Список проектов расширился (по типологии: исследовательские)

  1. «Экономические задачи»(10 класс, Штенгер Эмилия)
  2. «Задачи на сложные проценты»(10 класс,  Веряскин Андрей)
  3. Взаимодействие математики и экономики. (10 класс, Зарубин Андрей)

На сайте nsportal.ru размещен проект Литвиненко Андрея в рубрике для одаренных детей «Алые паруса» под названием «Золотое сечение в искусстве». В презентации показана связь математики с искусством и архитектурой  через золотое сечение.

Анализируя работы ребят , я заметила, что в результате подготовки и защиты проектов у старшеклассников формируются следующие важнейшие навыки:

- рефлексивные умения;

- поисковые умения;

- навыки оценочной самостоятельности;

- умения и навыки работы в сотрудничестве;

- менеджерские умения и навыки;

- коммуникативные и презентационные умения и навыки.

Также результативностью является побуждение к самостоятельной учебной  деятельности, происходит плодотворное развитие личности.

По временным рамкам  проекты делю на долгосрочные (2 месяца, в основном это исследовательские и творческие проекты) и краткосрочные (1 неделя, к ним относятся информационные и игровые проекты).

Ко всем проектам предъявляются единые требования:

  1. Титульный лист.
  2. Введение с обоснованием актуальности темы, цель ,задачи, средства ,с помощью которых будет достигаться цель.
  3. Основная часть (форма может быть  различна: презентация или реферат с элементом исследования)
  4. Заключение и выводы (что в ходе исследования удалось установить)
  5. Список литературы и других источников информации.

Проект может носить, как индивидуальный, так и групповой характер. Так, например, в 2018 году среди шестиклассников был замечен интерес к теме: «Математика и оригами», дети увлеклись древним японским искусством складывания фигур из бумаги. Они разбились на группы по складыванию фигур: классическое, модульное, техническое оригами. Очень увлеченно работали в течение месяца ,  затем представили свой проект на школьный конкурс и заняли 2 место (защита проекта: Саньков  Глеб,  6 класс).

Также метод проектов пришелся по душе и пятиклассникам, которые с удовольствием приняли участие в конкурсе проектов. Работа носила творческий характер, защищал ее Гусельников Стас из 5 б ( имеет диплом победителя), выбирали тему совместно. Стас не только проинформировал слушателей  о старинных  мерах длины, но также  провел исследование, к которому привлек и своих родителей.

Безусловно, метод проектов является одним из самых востребованных в рамках ФГОС. Но только при условии, что проектная деятельность проводится учителем в системе, а не носит единичный характер.

В заключение хотелось бы отметить, что если ученик получит в школе исследовательские навыки ориентирования в потоке информации, научится анализировать ,обобщать, сопоставлять факты, делать выводы и заключения, то он в силу более высокого образовательного уровня легче будет адаптироваться в современном обществе, к меняющимся условиям жизни, правильно будет ориентироваться в выборе профессии и будет жить творческой жизнью.

Литература:

  1. Митрофанова Г. Г. Трудности использования проектной деятельности в обучении // Молодой ученый. — 2011. — №5. Т.2. — С. 148-151. 
  2. Пахомова Н.Ю. Проектное обучение – что это? Из опыта методической работы: Дайджест журнала “Методист” / Сост. Е.М. Пахомова. Науч. ред. Э.М. Никишин. – М.: АПК и ПРО, 2004
  3. Байбородова, Л. В., Харисова И. Г., Чернявская А. П. Проектная деятельность школьников // Управление современной школой. Завуч. – 2014. - № 2. – С. 94-117
  4. Вебер, С. А. О механизме реализации личностных ресурсов старшеклассников через проектную деятельность // Воспитание школьников. – 2013. - № 1. – С. 16-23




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

статья по теме: "Проектно-исследовательская деятельность на уроках биологии"

Исследовательская и проектная деятельность учащихся является инновационной образовательной технологией и служит средством комплексного решения задач воспитания, образования, развития личности в ...

презентация на тему: «Проектно-исследовательская деятельность на уроках физической культуры»

                      Актуальность умения учиться для современного человека подчеркивается практически во всех документах, касающихся рефо...

Статья на тему:"Проектно-иследовательная деятельность на уроках географии"

Статья на тему:"Проектно-иследовательная деятельность на уроках географии"....

Тема: «Проектно-исследовательская деятельность на уроках истории и обществознания».

Проектно-исследовательская деятельность на уроках являлась до недавнего, времени, педагогическим новаторством. Преимущество отдавалось традиционным урокам. Но в настоящий момент достаточно много учите...

Доклад на тему "Проектно-исследовательская деятельность на уроках русского языка"

Проектно-исследовательская деятельность на уроках русского языка...

выступление на тему Проектно-исследовательская деятельность на уроках химии как средство повышения качества образования

выступление на тему Проектно-исследовательская деятельность на уроках химии как средство повышения качества образования...

Статья "Основы развития мыслительной деятельности на уроках математики"

В последнее время всё чаще можно слышать суждения о трудности усвоения детьми математического материала. Математика как школьный предмет не нравится ученикам. На уроках им скучно, непонятно и неинтере...