Компетентностно-ориентированные задания
статья по математике на тему
Для формирования компетенций необходимо уметь составлять и использовать в своей учебной деятельности специальные задания: практические, жизненные задачи, или компетентностно-ориентированные задания (КОЗ).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kompetentnostno-orientirovannye_zadaniya_v_spo.docx | 27.82 КБ |
Предварительный просмотр:
Петухова И.С., преподаватель математики
ГБПОУ РХ «Хакасский политехнический колледж», г. Абакан
Iriina_petuhova_@mail.ru
Компетентностно-ориентированные задания на уроках математики в системе среднего профессионального образования.
Ни для кого не секрет, что успех студента в колледже не гарантирует его успех в жизни, и наоборот. Одна из самых больших проблем в том то, что студенты не могут применить полученные знания в жизни, в незнакомой ситуации. Федеральный образовательный стандарт содержит общие и профессиональные компетенции специалиста. Каждый преподаватель, составляя рабочую программу преподаваемой дисциплины, в соответствии со стандартом, выбирает над какими компетенциями, ему предстоит работать.
Выбранная компетенция «трансформируется» в проблемные ситуации с учётом изучаемой дисциплины и анализа внутридисциплинарных и междисциплинарных связей
Для формирования компетенций необходимо уметь составлять и использовать в своей учебной деятельности специальные задания: практические, жизненные задачи, или компетентностно-ориентированные задания (КОЗ).
Компетентностно-ориентированные задания (КОЗ) являются одним из способов повышения мотивации к изучению любого предмета, во-первых, потому, что, работая над ними, студент меняет подход к выполнению задания; во-вторых, компетентностно-ориентированные задания требуют других способов деятельности; в-третьих, позволяют моделировать образовательные ситуации для освоения и применения деятельности посредством учета дополнительных возможностей изучаемого материала; в-четвертых, способствуют развитию мышления, лучшему усвоению материала и изменению отношения к предмету.
При конструировании КОЗ необходимо осуществить выбор содержания задачи: предметная, межпредметная или практическая.
- Предметные компетентностные задачи: в условии описана предметная ситуация, для решения которой требуется установление и использование широкого спектра связей математического содержания, изучаемого в разных разделах математики.
- Межпредметные компетентностные задачи: в условии описана ситуация на языке одной из предметных областей с явным или неявным использованием языка другой предметной области.
- Практические компетентностные задачи: в условии описана практическая ситуация, для разрешения которой, нужно применять не только знания из разных предметных областей (обязательно включающих математику), но и приобретенные из повседневного опыта студентов. Данные в задаче, не должны быть оторваны от реальности.
Пример межпредметной компетентностной задачи, связывающей экономику и математику:
Компетенция: ОК 4.
Аспект - использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач
Стимул:
Экономисту необходимо спланировать объем производства.
Задачная формулировка:
Предприятие выпускает три вида продукции, используя сырье трех видов. Требуется определить объем выпуска продукции каждого вида при заданных запасах сырья.
Источник информации:
1.Характеристики производства представлены в таблице
Вид сырья | Расход сырья по видам продукции, вес.ед/изд | Запас сырья, вес.ед | ||
1 | 2 | 3 | ||
1 | 6 | 4 | 5 | 2400 |
2 | 4 | 3 | 1 | 1450 |
3 | 5 | 2 | 3 | 1550 |
2. Методы решения систем линейных уравнений (метод Крамера, Гаусса, матричный)
Модельный ответ: Решение системы
X1=150, X2=250, X3=100
Пример практического компетентностно-ориентированного задания по математике для 1 курса по теме
«Площадь поверхности многогранника»
Применение компетентностно-ориентированных заданий в системе позволяет:
- Формировать ключевые компетенции.
- Развить мотивацию: из пассивного слушателя превратиться в активного, целеустремлённого члена группы.
- Активизировать творческие и познавательные способности.
- Изменить эмоциональную тональность общения с учителем: на уроке возникает атмосфера взаимного уважения, доброжелательности, заинтересованности в совместной деятельности.
- Сохранить устойчивый интерес к предмету на протяжении всего периода изучения.
Список литературы:
- Иванов, Д.А., Митрофанов, К.Г., Соколова, О.В.Компетентностный подход в образовании. Проблемы, понятия, инструментарий. Учебно-методическое пособие [Текст]/ Д.А. Иванов, К.Г.Митрофанов, О.В. Соколова,.-М.: АПКиППРО, 2005.—101 с.
- Хуторской, А.В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты [Текст]/ А.В. Хуторской // Интернет-журнал "Эйдос". - 2002. - 23 апреля.
- М. Демидова Компетентностно – ориентированные задания в научно – естественном образовании. Народное образование. – 2008. № 4
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Компетентностно-ориентированные задания на уроках химии"
В данной презентации я предлагаю использование КОЗ на уроках химии. Урок с использованием компетентностно-ориентированных заданий имеет явные преимущества перед традиционным: ме...
Структура задания и презентация компетентностно-ориентированного задания
Презентация "Метапредметные результаты. Компетентностно-ориентированные задания. " Структура задания. Материал предназначен для урока биологии в 7 классе....
Реализация компетентностного подхода при обучении химии.Компетентностно-ориентированные задания для 8 и 9 класса
Данный материал содержит статью о компетентностном подходе в преподавании химии в школе и дидактические материалы для учащихся 8-9 класса....
Компетентностно-ориентированные тестовые задания по геометрии по теме «Окружность» для 9 класса
Разработка "Компетентностно-ориентированные тестовые задания по геометрии для 9 класса по теме "Окружность". содержит 21 задание разного вида компетентностно-ориентированной направл...
Сборник компетентностно-ориентированных уроков по материалам участников телекоммуникационного проекта-конкурса «Компетентностно-ориентированный урок» .
Данный сборник объединяет в себе материалы участников конкурса по практическому этапу «Компетентностно-ориентированный урок». В сборнике представлены разработанные участниками компетентностно-ориентир...
Сборник компетентностно-ориентированных заданий по материалам участников телекоммуникационного проекта-конкурса «Компетентностно-ориентированный урок»
Данный сборник объединяет в себе материалы участников конкурса по практическому этапу "Компетентностно-ориентированные задания». В сборникепредставлены разработанные участниками компетентностно-ориент...
Компетентностно-ориентированные тестовые задания по английскому языку
Компетентностно-ориентированные тестовые задания по английскому языку...