Компетентностно-ориентированные задания
статья по математике на тему

Петухова Ирина Сергеевна

Для формирования компетенций необходимо уметь составлять и использовать в своей учебной деятельности специальные задания: практические, жизненные задачи, или компетентностно-ориентированные задания (КОЗ).  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kompetentnostno-orientirovannye_zadaniya_v_spo.docx27.82 КБ

Предварительный просмотр:

Петухова И.С., преподаватель математики

ГБПОУ РХ «Хакасский политехнический колледж», г. Абакан

Iriina_petuhova_@mail.ru

Компетентностно-ориентированные задания на уроках математики в системе среднего профессионального образования.

Ни для кого не секрет, что успех студента в колледже не гарантирует его успех в жизни, и наоборот. Одна из самых больших проблем в том то, что  студенты не могут применить полученные знания в жизни, в незнакомой ситуации. Федеральный образовательный стандарт содержит общие и профессиональные компетенции специалиста. Каждый преподаватель, составляя рабочую программу преподаваемой дисциплины, в соответствии со стандартом, выбирает над какими компетенциями, ему предстоит работать.

Выбранная компетенция «трансформируется» в проблемные ситуации с учётом изучаемой дисциплины и анализа внутридисциплинарных и междисциплинарных связей

Для формирования компетенций необходимо уметь составлять и использовать в своей учебной деятельности специальные задания: практические, жизненные задачи, или компетентностно-ориентированные задания (КОЗ).  

Компетентностно-ориентированные задания (КОЗ) являются одним из способов повышения мотивации к изучению любого предмета, во-первых, потому, что, работая над ними, студент меняет подход к выполнению задания; во-вторых,  компетентностно-ориентированные задания требуют других способов деятельности; в-третьих, позволяют моделировать образовательные ситуации для освоения и применения деятельности посредством учета дополнительных возможностей изучаемого материала; в-четвертых, способствуют развитию мышления, лучшему усвоению материала и изменению отношения к предмету.

При конструировании КОЗ необходимо осуществить выбор содержания задачи: предметная, межпредметная или практическая.

  1. Предметные компетентностные задачи: в условии описана предметная ситуация, для решения которой требуется установление и использование широкого спектра связей математического содержания, изучаемого в разных разделах математики.
  2. Межпредметные компетентностные задачи: в условии описана ситуация на языке одной из предметных областей с  явным или неявным использованием языка другой предметной области.
  3. Практические компетентностные задачи: в условии описана практическая ситуация, для разрешения которой, нужно применять не только знания из разных предметных областей (обязательно включающих математику), но и приобретенные из повседневного опыта студентов. Данные в задаче, не должны быть оторваны от реальности.

Пример межпредметной компетентностной задачи, связывающей экономику и математику:

Компетенция: ОК 4.

Аспект -  использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач

Стимул:

Экономисту необходимо спланировать объем производства.

Задачная формулировка:

Предприятие выпускает три вида продукции, используя сырье трех видов. Требуется определить объем выпуска продукции каждого вида при заданных запасах сырья.

Источник информации:

1.Характеристики производства представлены в таблице

Вид сырья

Расход сырья по видам продукции, вес.ед/изд

Запас сырья, вес.ед

1

2

3

1

6

4

5

2400

2

4

3

1

1450

3

5

2

3

1550

2. Методы решения систем линейных уравнений (метод Крамера, Гаусса, матричный)

Модельный ответ: Решение системы

 

X1=150,  X2=250,  X3=100

 Пример практического компетентностно-ориентированного задания  по математике для 1 курса по теме

 «Площадь поверхности многогранника»

Элемент структуры

Требования

Компетенция

ОК 3, ОК 5

Аспект:      - применение знаний в нестандартной ситуации.

Стимул

Родители решили сделать ремонт в вашей комнате (покрасить стены и потолок), но так как времени свободного нет, было принято решение привлечь специалистов по покраске. Вам необходимо помочь родителям с расчетами затрат на ремонт.

Задачная формулировка

1.Определить сумму денег, которую нужно заплатить за работу при покраске комнаты, ширина, длина и высота которой соответственно равны 2,83 м, 4,32 м, 2,6 м. Покраска одного квадратного метра в 2 слоя стоит 100 рублей. Окна и двери составляют 6,2 % общей площади комнаты.

2.Какую сумму необходимо потратить на краску?

3.Покупка краски какого объема будет выгоднее?

Источник информации

1.Учебник геометрия 10-11 класс Л.С Атанасян;

Тема: Площадь поверхности призмы.

2.На 10 кв. метр площади расходуется 1л краски

3.Одна банка краски весом 1 кг стоит 540 рубля;

4.Одна банка краски весом 3 кг стоит 1566 рублей.

Бланк выполнения задания

длина

ширина

высота

S потолка

S бок. пов

S полн. пов

-6,2%

Работа

вес

цена

количество

стоимость

Инструмент проверки

 Модельный ответ:

1.

длина

ширина

высота

S потолка

S бок. пов

S полн. пов

-6,2%

Работа

4.32

2.83

2.6

12.2256

37.18

61.6312

57.81

5781р.

1 балл

1 балл

1 балл

1 балл

1 балл

2.

вес

цена

количество

стоимость

1 кг

540 р

6 банок

3240 р

1 балл

3 кг

1566 р

2 банки

3132 р

1 балл

Вывод: выгоднее купить краску весом 3 кг

1 балл

Оценочная шкала:

 8  баллов – «5»

6-7  баллов – «4»

4-5  балла –«3»

0-3  балла – «2»

Применение компетентностно-ориентированных заданий в системе позволяет:

  1. Формировать ключевые компетенции.
  2. Развить мотивацию: из пассивного слушателя превратиться в активного, целеустремлённого члена группы.
  3. Активизировать творческие и познавательные способности.
  4. Изменить эмоциональную тональность общения с учителем: на уроке возникает атмосфера взаимного уважения, доброжелательности, заинтересованности в совместной деятельности.
  5. Сохранить устойчивый интерес к предмету на протяжении всего периода изучения.

Список литературы:

  1. Иванов, Д.А., Митрофанов, К.Г.Соколова, О.В.Компетентностный подход в образовании. Проблемы, понятия, инструментарий. Учебно-методическое пособие [Текст]/ Д.А. Иванов, К.Г.Митрофанов, О.В. Соколова,.-М.: АПКиППРО, 2005.—101 с.
  2. Хуторской, А.В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты [Текст]/ А.В. Хуторской // Интернет-журнал "Эйдос". - 2002. - 23 апреля.
  3. М. Демидова Компетентностно – ориентированные задания в научно – естественном образовании. Народное образование. – 2008. № 4

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Компетентностно-ориентированные задания на уроках химии"

В данной презентации я предлагаю использование КОЗ на уроках химии.  Урок с использованием компетентностно-ориентированных заданий  имеет  явные преимущества перед традиционным: ме...

Структура задания и презентация компетентностно-ориентированного задания

Презентация "Метапредметные результаты. Компетентностно-ориентированные задания. " Структура задания. Материал предназначен для урока биологии в 7 классе....

Реализация компетентностного подхода при обучении химии.Компетентностно-ориентированные задания для 8 и 9 класса

Данный материал содержит статью о компетентностном подходе в преподавании химии в школе и дидактические материалы для учащихся 8-9 класса....

Компетентностно-ориентированные тестовые задания по геометрии по теме «Окружность» для 9 класса

Разработка   "Компетентностно-ориентированные тестовые  задания по геометрии  для 9 класса по теме "Окружность". содержит 21 задание разного вида компетентностно-ориентированной направл...

Сборник компетентностно-ориентированных уроков по материалам участников телекоммуникационного проекта-конкурса «Компетентностно-ориентированный урок» .

Данный сборник объединяет в себе материалы участников конкурса по практическому этапу «Компетентностно-ориентированный урок». В сборнике представлены разработанные участниками компетентностно-ориентир...

Сборник компетентностно-ориентированных заданий по материалам участников телекоммуникационного проекта-конкурса «Компетентностно-ориентированный урок»

Данный сборник объединяет в себе материалы участников конкурса по практическому этапу "Компетентностно-ориентированные задания». В сборникепредставлены разработанные участниками компетентностно-ориент...

Компетентностно-ориентированные тестовые задания по английскому языку

Компетентностно-ориентированные тестовые задания по английскому языку...