Математическая гостиная "Суд над нулём"
методическая разработка по математике (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс) на тему
Внеклассное мероприятие по математике в рамках Недели математики.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sud_nad_nulem.ppt | 821 КБ |
zanimatelnaya_matematika.pptx | 1.9 МБ |
stsenariy_meropriyatiya.docx | 28.31 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Разные названия нуля Оуден Нуллум Сунья Ас-Сифр Ничто
Вавилонская письменность
Числовая прямая
Рациональные числа
Противоположные числа
Действия с нулем
Алгебраическое выражение Не имеет смысла
Уравнение Нет корней
Рене Декарт
Десятичная нумерация
Свойство десятичной дроби
Цифра и число
Уравнивание количества цифр после запятой Решить 5,2+7,45= + 5,20 7,45 Решить 8,6-3,19= - 8,60 3,19
Памятник нулю в Будапеште
Действия с нулем 534+0=534 534-0=534 534*0=0 Не имеет смысла
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Рене Декарт Человек, который мечтал стать юристом, офицером и философом, но стал математиком. Первый ввел прямоугольную систему координат.
Автор книги «Начала». В ней представлены основные принципы построения в геометрии. Евклид
Ученый, который известен как создатель школы математиков. Он открыл замечательное свойство прямоугольных треугольников. Пифагор Самосский
Ученый, который нашел отношение длины окружности диаметру. Архимед
В 21 год этот ученый сделал много открытий в математике, но был убит на дуэли. Эварист Галуа
Этот математик открыл новую геометрию, отличную от евклидовой. Геометрия носит его имя. Николай Иванович Лобачевский
Какой цифрой оканчивается произведение всех чисел от 7 до 81? Нулем
Даны цифры 1,2,3,4,5. Не меняя порядка цифр, вставьте между ними математические знаки так, чтобы получилось 100. (1*2+3)*4*5
Какие три числа, если их сложить или перемножить, дают один и тот же результат? 1, 2, 3
В семье пять сыновей. Каждый имеет сестру. Сколько всего детей в семье? 6
Разделите число 10 на 2 части так, чтобы разность этих частей равнялась 5. 2,5 и 7,5
Меры длины
Какая мера длины была введена указом короля Генриха I в начале XII? Ярд
Какая мера длины была распространена на Руси? Локоть, сажень
Какой мерой длины пользуются в большинстве государств в настоящие время? Метр
Какая мера длины произошла от римской меры двойной шаг? Миля
Какая английская мера длины используется для измерения небольших расстояний, где нужна большая точность? Фут
Появилась девочка в чашечке цветка. И была та девочка чуть больше ноготка. В ореховой скорлупке та девочка спала. И маленькую ласточку от холода спасла. Как звали девочку? И какой ее рост? Дюймовочка . 1 дюйм = 2,54 см
Какую меру длины использовали на дуэли для определения расстояния между дуэлянтами? Шаг
При каком царе впервые русские меры (верста, сажень, аршин, вершок, дюйм, фут, пуд, фунт, золотник) были определены в соответствующую систему? При Петре I
Предварительный просмотр:
«Суд над нулём»
Система образования столкнулась с непривычной для себя функцией обеспечения конкурентноспособности молодых кадров. Одним из методов обучения, наиболее полно реализующихся в ходе ролевых игр, является интерактивность, которая достигается через имитационное моделирование и игровое обучение. Роль позволяет учащемуся почувствовать себя на разных местах, «примерить на себя» профессии юриста. Комплексная ролевая игра «СУД НАД НУЛЁМ» является одной из форм закрепления материала по предмету математика и право. Подобная работа отвечает современным требованиям создания условий для развития творческих способностей учащихся, междисциплинарной интеграции, которая способствует формированию целостного мировоззрения.
Цели:
Образовательные
Обобщение знаний учащихся по теме «Нуль»: арифметические действия с нулём, нуль в десятичной нумерации;
Расширение кругозора детей по математике: история происхождения нуля, значимость нуля в жизни и математике;
Знакомство с правилами проведения судебных процессов;
Воспитательные
Формирование личностной позиции, нравственных морально-этичеких норм, деловой коммуникабельности учащихся;
Развитие чувства законности и гражданского самосознания;
Развивающие
Воспитание внимания, интереса и любви к предмету, математическим играм;
Формирование правильной и грамотной речи учащихся.
ЗАДАЧИ:
Способствовать овладению учащимися навыками ведения полемики, аргументированного выражения своей мысли, предвидения действий оппонентов и коллег, необходимыми в дальнейшей практической профессиональной деятельности;
Поставить учащихся в условия, при которых достижение запланированного результата возможно лишь в результате органической взаимодополняемости индивидуальной и коллективной работы;
Познакомить учащихся с особенностями методов работы в судебной сфере.
1слайд
Действующие лица: Нуль, Председатель суда, Прокурор, Адвокат, Эксперт.
Свидетели обвинения: Единица, Двойка, Знак деления, Алгебраическое выражение, Уравнение.
Свидетели защиты: Координатная плоскость, Ученик, Десятичная нумерация
Секретарь Суда: Прошу всех встать, Суд идёт…. Прошу всех сесть.
2слайд
Пред. Суда: Сегодня слушается дело №1 по обвинению гражданина Нуля, он же Оуден, он же Нуллум, он же Сунья(индийский), он же Ас-Сифр(араский), он же Ничто, в убийстве чисел при выполнении умножения, в саботаже и прочих преступлениях. Я призываю сегодня обстоятельно разобраться в поставленном вопросе, со справедливостью и беспристрастностью выслушать свидетелей и вынести приговор. Подсудимый, клянётесь ли вы говорить только правду и ничего кроме правды.
Нуль: Клянусь.
Пред. Суда: Установим личность подсудимого. Ваши фамилия, имя, отчество?
Нуль: Число Нуль.
Пред. Суда: Место и точная дата рождения?
Нуль: Не знаю.
Пред. Суда: Ваши родители?
Нуль: Я сирота.
Пред. Суда: Прошу Эксперт пояснить этот факт.
3слайд
Эксперт: Происхождение, название и знак Нуля имеют интересную историю. В древней Вавилонской письменности был специальный значок обозначавший отсутствующий разряд в записи числа, это- далёкий предок Нуля. Греческие астрономы переняли у Вавилонян шестидесятеричную систему счисления, но вместо клиньев они для обозначения цифр употребляли буквы. При этом для обозначения пропущенного 60-ричного разряда они употребляли букву О- первую букву греческого слова «оуден», что означает «ничто». Запись чисел в десятичной системе счисления с использованием того обозначения нуля, который мы применяем теперь, появилось в Древней Индии в v!-v!!в. до н.э. Долгое время Нуль не признавали числом. Например, Диофант не считал Нуль корнем уравнения , так же как математики в средние века.
4слайд
Лишь к 17в. с введением метода координат нуль начинает выступать наравне с остальными числами, положительными и отрицательными: все они изображаются точками числовой оси.
Пред. Суда: Благодарю вас. Есть ли вопросы к подсудимому у обвинения?
Прокурор: Есть. Уважаемый Нуль, к какому классу чисел вы себя относите? Считаете ли вы себя натуральным числом?
Нуль: Нет.
5слайд
Прокурор: Как натуральное число вы были бы нам полезней. А положительным или отрицательным числом?
Нуль: Нет, я - рациональное число!
Пред. Суда: У защиты есть вопросы?
Адвокат: У меня вопрос к суду. Будет ли приниматься во внимание тот факт, что подсудимый- сирота? Если да, то будут ли в этом случае судьи снисходительны к подсудимому?
Пред. Суда: Суд рассмотрит и учтёт все факты. Если вопросов больше нет, то переходим к заслушиванию свидетелей. Вызываются представители натурального ряда чисел: Единица и Двойка.
Единица: Безобразие! Куда только смотрят математики? Хоть я и просто число, но молчать не буду! Этот Нуль никакого отношения к нам натуральным числам не имеет, но кто-то позволил ему участвовать в записи натуральных чисел. Это оскорбительно для нашей чести и достоинства.
6слайд
Двойка: Я, как чётное число, обладаю многими свойствами, но такого как Нуль, себе не позволяю! Вы только подумайте: стоит ему подойти справа к любому натуральному числу, как оно увеличится в 10 раз! А вы нас, числа, спросили, хотим мы этого? (21; 210)
7слайд
Единица: Да, да. А он ещё ведь может подойти и слева, да ещё и свою пособницу запятую с собой притащит. Как станет рядом, так и поминай как звали: сразу пулей из своего родимого натурального ряда приходиться вылетать, да прямо к десятичным дробям! (21; 0,21)
Адвокат: Разрешите вопрос к свидетелям?.... Итак, из ваших слов следует, что подсудимый противопоставляет себя коллективу?
Двойка: Получается, так.
Адвокат: Замечательно, но ведь и у вас, многоуважаемые, имеются противоположные числа, не правда ли?
8слайд
Единица: У меня «-1»
Двойка: У меня «-2»
Адвокат: Прошу суд снять обвинение в противопоставлении коллективу, ибо Нуль противоположен только самому себе.
Прокурор: Прошу слова! По моим данным, Нуль – отъявленный единоличник: у всех чисел есть обратное число, а у него – нет!
Пред. Суда: Минуту внимания! Поясните суду ваше высказывание.
Прокурор: Прошу, уважаемый Эксперт.
Эксперт: Два числа, произведение которых равно 1, называются взаимно обратными.
Пред. Суда: Спасибо. С вопросом умножения и деления мы разберёмся. Прошу вызвать следующего свидетеля обвинения – Знак Деления.
9слайд
Знак Деления: Как всё было замечательно, как хорошо и спокойно мы жили, пока не появился этот Нуль. Мои братья, Знаки Умножения и сложения, увеличивали натуральное число, а я и Знак Вычитания – уменьшали. А что же происходит сейчас? Складываешь с Нулём – ничего не меняется, вычитаешь – та же картина. Умножаешь на Нуль – самое большое число исчезает. Да ведь он просто аферист, убийца! А попробуйте делить?! Мне, бедному, совсем житья не стало: все боюсь, что Нуль делителем окажется. А ведь первоклассник уже знает, что на Нуль делить нельзя!
Пред. Суда: Благодарю вас. Есть ещё свидетели обвинения. Группа Алгебраических Выражений с неизвестным в знаменателе дроби. Прошу войти представителя группы.
10слайд
Алг. Выраж.: Можете ли вы себе представить, что я, замечательное Алгебраическое Выражение, не могу иметь смысла?! Вот подставьте сюда a=2, и я теряю смысл. И думаете я одно такое? Я говорю от имени всех обиженных Нулём Алгебраических Выражений.
11слайд
(вбегает уравнение)
Уравнение: Выслушайте меня Моё выступление кратко. Свидетельствую о том, что я из-за ужасных свойств Нуля не имею корней. Как же мне жить?...
Пред. Суда: Итак, были заслушаны все свидетели обвинения. Слово свидетелям защиты. Координатная плоскость, пожалуйста.
12слайд
Коорд. Пл.: Нуль – это не просто число! Нуль – начало всего! Мой папа, французский учёный Рене Декарт, назвал его началом отсчёта. Нуль стоит всегда на страже, на границе между положительными и отрицательными числами. И не заслуга ли его в том, что отношения между числами самые добрососедские. Сказать аналогичное в защиту Нуля просила и моя родственница Координатная Прямая. Передаю в суд её собственноручные свидетельские показания.
Пред. Суда: Прошу следующего свидетеля.
13слайд
Ученик: Хочу сказать, что Нуль очень облегчил моё существование. Стало очень просто при его появлении умножать числа на10,100,1000 и т. д.: приписывай себе нули справа от числа и получай пятёрки в журнал.
Пред. Суда: Следующий свидетель мадам Десятичная Нумерация.
14слайд
Дес. Нум.: Я слишком стара, чтобы долго разглагольствовать. Все вы тут говорите, говорите. А я вам на примере покажу, что без Нуля и шагу нельзя ступить в математике. Уважаемые Судьи, прочитайте число 201. А теперь…21. И что вы мне на это возразите?
Пред. Суда: Благодарю, мадам. Заслушаны все свидетели защиты. Слово Прокурору.
Прокурор: Уважаемый судья, уважаемые присяжные заседатели. Зачем мы здесь собрались? Что мы с вами так долго разбираем? Ведь перед столь уважаемым собранием сидит Ничто, круглый ноль! И мы должны тратить своё время, чтобы обсуждать его похождения? Аферист, убийца, некто с подозрительным происхождением! А двуличие? О двойственности его натуры говорит уже то, что он называет себя то цифрой, то числом. А его расточительность? В наше время, когда так тяжело с бумагой стране, он позволяет себе вставать после запятой в десятичной записи числа n-е количество раз! Достаточно красивы были и выступления свидетелей обвинения. Доколе мы будем терпеть его издевательства? Предлагаю без лишних обсуждений вынести преступнику самый суровый приговор:
1. Лишить нуля звания числа;
2. Обязать его в течение 24 часов покинуть Математику;
3. Запретить проживание в Арифметике, Алгебре, Геометрии, Тригонометрии, Планиметрии, Стереометрии и других крупных разделах математики.
Пред. Суда: Благодарю. Слово адвокату.
15слайд
Адвокат: Вначале своего выступления хочу зачитать телеграмму, поступившую в адрес суда из компетентных источников. В ней приводятся слова Ф.Энгельса: «Нуль богаче содержанием, чем всякое любое число. Его практическое применение доказывает, что он важнее, чем все действительные числа».
16слайд
Уважаемый прокурор, о двойственности натуры моего подзащитного. Но разве 1,2,3,…,9 не являются одновременно и цифрой, и числом? Однако ж мы их не судим. Да, Нуль использовали бесчестные чиновники для приписок в отчётных документах: ведь достаточно приписать один или несколько нулей справа от числа и…. Но и в этом случае вина не Нуля, а тех, кто пользуется слабостью и добротой моего подзащитного. Вот их и надо судить!
17слайд
Далее, я внимательно выслушал показания представителей натуральных чисел. Как можно быть такими эгоистами! Так много о себе говорить! Было вскользь упомянуто о десятичной дроби и совершенно не указано, что она, наша труженица, без Нуля никак не сможет выполнить сложение и вычитание: кто же ей будет уравнивать количество цифр после запятой? Наконец, Нуль – это единственное число, которому установлен памятник в Будапеште. Прошу вас, уважаемый Эксперт.
18слайд
Эксперт: В центре Будапешта неподалеку от одного из красивейших мостов, установлено каменное изваяние Нуля. Цифра 0 две буквы на пьедестале –км- означают начало всех дорог, нулевой километр, от которого ведётся отсчёт всем километрам.
Адвокат: Спасибо. Это ли не является подтверждением значимости числа Нуль и неуместности всяческих его притеснений? Считаю необходимым вынести оправдательный приговор Нулю и освободить его в зале суда.
Пред. Суда: Имеются ли желающие выступить? Слово подсудимому.
19слайд
Нуль: Внимай! Кому? Ты в удивленье?
Доступен слуху я, не зренью.
Я бестелесен, невесом,
А кто я, я скажу потом.
Без «Некто» я б остался нем,
И «Некто» возвещает всем,
Что нет меня, и правда, я-
Лишь отрицание бытия.
Меня кружочком очертили,
Нулём кружочек окрестили.
Понять же людям мудрено
То, что во мне воплощено.
Они запомнили название
И видят только начертание.
Для них всего лишь цифра я.
Подвергли действиям меня
И всем прямым, и всем обратным…
Мне умноженье лишь приятно!
Ведь при сложении, вычитании
Меня оставят без внимания.
О том же, чтоб на нуль делить,
Не стоит даже говорить.
А то, что ты на нуль помножишь,
В одно мгновение уничтожишь.
Так берегись же ты Нуля,
Чтоб он к нулю не свёл тебя!
Секретарь Суда: Суд удаляется на совещание. Прошу всех встать. Прошу всех сесть.
Игра « Занимательная математика»
Секретарь Суда: Встать, Суд идёт.
Пред. Суда: Суд присяжных в составе 1 председателя и 2 заседателей, ознакомившись с делом по обвинению Нуля в содеянных преступлениях, заслушав свидетелей, защиту и обвинение, пришёл к следующему решению:
20слайд
учитывая некоторые отрицательные стороны деятельности подсудимого, суд, тем не менее, полагаясь на речь уважаемой защиты и показания свидетелей защиты, считает большую часть обвинений преувеличенными, а посему постановляет:
с учётом полезности положительных сторон деятельности Нуля и вредности отрицательных, всемерно изучать и глубоко осмысливать свойства Нуля, проникать в тайны Математики и ставить их на службу человеку. На этом заседание считается законченным.
Секр. Суда: Встать, суд идёт.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа для математического курса "Элементы математической логики"
Рабочая программа для курса "Элементы математической логики" составлена на основе программы общеобразовательных учреждений, рекомендовано Департаментом образовательных прграмм и стандартов образования...
Математическая игра "Математический поезд"
Эта игра расчитана на учащихся 5-8 классов. Для проведения игры привлекаются учащиеся 9 класса в качестве консультантов....
Математический язык и математическая модель
Комплект дидактического материала по учебнику А.Г. Мордковича: математические диктанты, проверочные работы, самостоятельные работы, контрольные работы....
Урок русского языка (с применением ИКТ) Варианты морфем. История происхождения чередования фонем <е> и <о> с нулём фонемы.
Главный принцип линии учебников под редакцией М.В.Панова – «обучение должно быть научным». Новый стиль общения авторов с учеником-читателем – диалог, активизирующий мысл...
Конспект урока по математике для 4 класса "Решение примеров с нулём"
Данный урок предназначен для закрепления решения примеров с нулем в 4 классе коррекционной школы....
Внеклассное мероприятие по математике для учащихся 7-х классов « Математическое кафе» Внеклассное мероприятие по математике для учащихся 7-х классов « Математическое кафе» Внеклассное мероприятие по математике "Математическое каые" 7 кл.
В интересной форме представлены задания для трех команд, например, для классов на параллели....
Проведение недели математики: математические интеллектуальные игры "Математический квест", "Математическое ассорти"
В рамках недели математики в 5-8 классах можно провести математические интеллектуальные игры "Математический квест", "Математическое ассорти". В данной работе изложен порядок ...