Математическая гостиная "Суд над нулём"
методическая разработка по математике (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс) на тему

Внеклассное мероприятие по математике в рамках Недели математики.

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon sud_nad_nulem.ppt821 КБ
Файл zanimatelnaya_matematika.pptx1.9 МБ
Файл stsenariy_meropriyatiya.docx28.31 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Суд над нулем

Слайд 2

Разные названия нуля Оуден Нуллум Сунья Ас-Сифр Ничто

Слайд 3

Вавилонская письменность

Слайд 4

Числовая прямая

Слайд 5

Рациональные числа

Слайд 8

Противоположные числа

Слайд 9

Действия с нулем

Слайд 10

Алгебраическое выражение Не имеет смысла

Слайд 11

Уравнение Нет корней

Слайд 12

Рене Декарт

Слайд 14

Десятичная нумерация

Слайд 15

Свойство десятичной дроби

Слайд 16

Цифра и число

Слайд 17

Уравнивание количества цифр после запятой Решить 5,2+7,45= + 5,20 7,45 Решить 8,6-3,19= - 8,60 3,19

Слайд 18

Памятник нулю в Будапеште

Слайд 19

Действия с нулем 534+0=534 534-0=534 534*0=0 Не имеет смысла


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Занимательная математика

Слайд 2

Рене Декарт Человек, который мечтал стать юристом, офицером и философом, но стал математиком. Первый ввел прямоугольную систему координат.

Слайд 3

Автор книги «Начала». В ней представлены основные принципы построения в геометрии. Евклид

Слайд 4

Ученый, который известен как создатель школы математиков. Он открыл замечательное свойство прямоугольных треугольников. Пифагор Самосский

Слайд 5

Ученый, который нашел отношение длины окружности диаметру. Архимед

Слайд 6

В 21 год этот ученый сделал много открытий в математике, но был убит на дуэли. Эварист Галуа

Слайд 7

Этот математик открыл новую геометрию, отличную от евклидовой. Геометрия носит его имя. Николай Иванович Лобачевский

Слайд 8

Какой цифрой оканчивается произведение всех чисел от 7 до 81? Нулем

Слайд 9

Даны цифры 1,2,3,4,5. Не меняя порядка цифр, вставьте между ними математические знаки так, чтобы получилось 100. (1*2+3)*4*5

Слайд 10

Какие три числа, если их сложить или перемножить, дают один и тот же результат? 1, 2, 3

Слайд 11

В семье пять сыновей. Каждый имеет сестру. Сколько всего детей в семье? 6

Слайд 12

Разделите число 10 на 2 части так, чтобы разность этих частей равнялась 5. 2,5 и 7,5

Слайд 13

Меры длины

Слайд 14

Какая мера длины была введена указом короля Генриха I в начале XII? Ярд

Слайд 15

Какая мера длины была распространена на Руси? Локоть, сажень

Слайд 16

Какой мерой длины пользуются в большинстве государств в настоящие время? Метр

Слайд 17

Какая мера длины произошла от римской меры двойной шаг? Миля

Слайд 18

Какая английская мера длины используется для измерения небольших расстояний, где нужна большая точность? Фут

Слайд 19

Появилась девочка в чашечке цветка. И была та девочка чуть больше ноготка. В ореховой скорлупке та девочка спала. И маленькую ласточку от холода спасла. Как звали девочку? И какой ее рост? Дюймовочка . 1 дюйм = 2,54 см

Слайд 20

Какую меру длины использовали на дуэли для определения расстояния между дуэлянтами? Шаг

Слайд 21

При каком царе впервые русские меры (верста, сажень, аршин, вершок, дюйм, фут, пуд, фунт, золотник) были определены в соответствующую систему? При Петре I



Предварительный просмотр:

                              «Суд над нулём»

 Система образования столкнулась с непривычной для себя функцией обеспечения конкурентноспособности молодых кадров. Одним из методов обучения, наиболее полно реализующихся в ходе ролевых игр, является интерактивность, которая достигается через имитационное моделирование и игровое обучение. Роль позволяет учащемуся почувствовать себя на разных местах, «примерить на себя» профессии юриста. Комплексная ролевая игра «СУД НАД НУЛЁМ» является одной из форм закрепления материала по предмету математика и право. Подобная работа отвечает современным требованиям создания условий для развития творческих способностей учащихся, междисциплинарной интеграции, которая способствует формированию целостного мировоззрения.

Цели:

Образовательные

Обобщение знаний учащихся по теме «Нуль»:  арифметические действия с нулём, нуль в десятичной нумерации;

Расширение кругозора детей по математике: история происхождения нуля, значимость нуля в жизни и математике;

Знакомство с правилами проведения судебных процессов;

Воспитательные

Формирование личностной позиции, нравственных морально-этичеких норм, деловой коммуникабельности учащихся;

Развитие чувства законности и гражданского самосознания;

Развивающие

Воспитание внимания, интереса и любви к предмету, математическим играм;

Формирование правильной и грамотной речи учащихся.

ЗАДАЧИ:

Способствовать овладению учащимися навыками ведения полемики, аргументированного выражения своей мысли, предвидения действий оппонентов и коллег, необходимыми в дальнейшей практической профессиональной деятельности;

Поставить учащихся в условия, при которых достижение запланированного результата возможно лишь в результате органической взаимодополняемости индивидуальной и коллективной работы;

Познакомить учащихся с особенностями методов работы в судебной сфере.

                             

1слайд

Действующие лица: Нуль, Председатель суда, Прокурор, Адвокат, Эксперт.

Свидетели обвинения: Единица, Двойка, Знак деления, Алгебраическое выражение,      Уравнение.

Свидетели защиты: Координатная плоскость, Ученик, Десятичная нумерация

Секретарь  Суда: Прошу всех встать, Суд идёт…. Прошу всех сесть.

2слайд

Пред. Суда: Сегодня слушается дело №1 по обвинению гражданина Нуля, он же Оуден, он же Нуллум, он же Сунья(индийский), он же Ас-Сифр(араский), он же Ничто, в убийстве чисел при выполнении умножения, в саботаже и прочих преступлениях. Я призываю сегодня обстоятельно разобраться в поставленном вопросе, со справедливостью и беспристрастностью выслушать свидетелей и вынести приговор. Подсудимый, клянётесь ли вы говорить только правду и ничего кроме правды.

Нуль: Клянусь.

Пред. Суда: Установим личность подсудимого. Ваши фамилия, имя, отчество?

Нуль: Число Нуль.

Пред. Суда: Место и точная дата рождения?

Нуль: Не знаю.

Пред. Суда:  Ваши родители?

Нуль: Я сирота.

Пред. Суда: Прошу Эксперт пояснить этот факт.

3слайд

Эксперт: Происхождение, название и знак Нуля имеют интересную историю. В древней Вавилонской письменности был специальный значок обозначавший отсутствующий разряд в записи числа, это- далёкий предок Нуля. Греческие астрономы переняли у Вавилонян шестидесятеричную систему счисления, но вместо клиньев они для обозначения цифр употребляли буквы. При этом для обозначения пропущенного 60-ричного разряда они употребляли букву О- первую букву греческого слова «оуден», что означает «ничто». Запись чисел в десятичной системе счисления с использованием того обозначения нуля, который мы применяем теперь, появилось в Древней Индии в v!-v!!в. до н.э. Долгое время Нуль не признавали числом. Например, Диофант не считал Нуль корнем уравнения , так же как математики в средние века.

4слайд

Лишь к 17в. с введением метода координат нуль начинает выступать наравне с остальными числами, положительными и отрицательными: все они изображаются точками числовой оси.

Пред. Суда: Благодарю вас. Есть ли вопросы к подсудимому у обвинения?

Прокурор: Есть.  Уважаемый Нуль, к какому классу чисел вы себя относите? Считаете ли вы себя натуральным числом?

Нуль: Нет.

5слайд

Прокурор: Как натуральное число вы были бы нам полезней. А положительным или отрицательным числом?

Нуль: Нет, я - рациональное число!

Пред. Суда: У защиты есть вопросы?

Адвокат: У меня вопрос к суду. Будет ли приниматься во внимание тот факт, что подсудимый- сирота? Если да, то будут ли в этом случае судьи снисходительны к подсудимому?

Пред. Суда: Суд рассмотрит и учтёт все факты. Если вопросов больше нет, то переходим к заслушиванию свидетелей. Вызываются представители натурального ряда чисел: Единица и Двойка.

Единица: Безобразие! Куда только смотрят математики? Хоть я и просто число, но молчать не буду! Этот Нуль никакого отношения к нам натуральным числам не имеет, но кто-то позволил ему участвовать в записи натуральных чисел. Это оскорбительно для нашей чести и достоинства.

6слайд

Двойка: Я, как чётное число, обладаю многими свойствами, но такого как Нуль, себе не позволяю! Вы только подумайте: стоит ему подойти справа к любому натуральному числу, как оно увеличится в 10 раз! А вы нас, числа, спросили, хотим мы  этого? (21; 210)

7слайд

Единица: Да, да. А он ещё ведь может подойти и слева, да ещё и свою пособницу запятую с собой притащит. Как станет рядом, так и поминай  как звали: сразу пулей из своего родимого натурального ряда приходиться вылетать, да прямо к десятичным  дробям! (21; 0,21)

Адвокат: Разрешите вопрос к свидетелям?.... Итак, из ваших слов следует, что подсудимый противопоставляет себя коллективу?

Двойка: Получается, так.

Адвокат: Замечательно, но ведь и у вас, многоуважаемые, имеются противоположные числа, не правда ли?

8слайд

Единица: У меня «-1»

Двойка: У меня «-2»

Адвокат: Прошу суд снять обвинение в противопоставлении коллективу, ибо Нуль противоположен только самому себе.

Прокурор: Прошу слова! По моим данным, Нуль – отъявленный единоличник: у всех чисел есть обратное число, а у него – нет!

Пред. Суда: Минуту внимания! Поясните суду ваше высказывание.

Прокурор: Прошу, уважаемый Эксперт.

Эксперт: Два числа, произведение которых равно 1, называются взаимно обратными.

Пред. Суда: Спасибо. С вопросом умножения и деления мы разберёмся. Прошу вызвать следующего свидетеля обвинения – Знак Деления.

9слайд

Знак Деления: Как всё было замечательно, как хорошо и спокойно мы жили, пока не появился этот Нуль. Мои братья, Знаки Умножения и сложения, увеличивали натуральное число, а я и Знак Вычитания – уменьшали. А что же происходит сейчас? Складываешь с Нулём – ничего не меняется, вычитаешь – та же картина. Умножаешь на Нуль – самое большое число исчезает. Да ведь он просто аферист, убийца! А попробуйте делить?! Мне, бедному, совсем житья не стало: все боюсь, что Нуль делителем окажется. А ведь первоклассник уже знает, что на Нуль делить нельзя!

Пред. Суда: Благодарю вас. Есть ещё свидетели обвинения. Группа Алгебраических Выражений с неизвестным в знаменателе дроби. Прошу войти представителя группы.

10слайд

Алг. Выраж.: Можете ли вы себе представить, что я, замечательное Алгебраическое Выражение, не могу иметь смысла?! Вот подставьте сюда a=2, и я теряю  смысл.  И думаете я одно такое? Я говорю от имени всех обиженных Нулём Алгебраических Выражений.

11слайд

 (вбегает уравнение)

Уравнение: Выслушайте меня Моё выступление кратко. Свидетельствую о том, что я из-за ужасных свойств Нуля не имею корней. Как же мне жить?...

Пред. Суда: Итак, были заслушаны все свидетели обвинения. Слово свидетелям защиты. Координатная плоскость, пожалуйста.

12слайд

Коорд. Пл.: Нуль – это не просто число! Нуль – начало всего! Мой папа, французский учёный Рене Декарт, назвал его началом отсчёта. Нуль стоит всегда на страже, на границе между положительными и отрицательными числами. И не заслуга  ли его в том, что отношения между числами самые добрососедские. Сказать аналогичное в защиту Нуля просила и моя родственница Координатная Прямая. Передаю в суд её собственноручные свидетельские показания.

Пред. Суда: Прошу следующего свидетеля.

13слайд

Ученик: Хочу сказать, что Нуль очень облегчил моё существование. Стало очень просто при его появлении умножать числа на10,100,1000 и т. д.: приписывай себе нули справа от числа и получай пятёрки в журнал.

Пред. Суда: Следующий свидетель мадам Десятичная Нумерация.

14слайд

Дес. Нум.: Я слишком стара, чтобы долго разглагольствовать. Все вы тут говорите, говорите. А я вам на примере покажу, что без Нуля и шагу нельзя ступить в математике. Уважаемые Судьи, прочитайте число 201. А теперь…21. И что вы мне на это возразите?

Пред. Суда: Благодарю, мадам. Заслушаны все свидетели защиты. Слово Прокурору.

Прокурор: Уважаемый судья, уважаемые присяжные заседатели. Зачем мы здесь собрались? Что мы с вами так долго разбираем? Ведь перед столь уважаемым собранием сидит Ничто, круглый ноль! И мы должны тратить своё время, чтобы обсуждать его похождения? Аферист, убийца, некто с подозрительным происхождением! А двуличие? О двойственности его натуры говорит уже то, что он называет себя   то цифрой, то числом. А его расточительность? В наше время, когда так тяжело с бумагой  стране, он позволяет себе вставать после запятой в десятичной записи числа n-е количество раз! Достаточно красивы были и выступления свидетелей обвинения. Доколе мы будем терпеть его издевательства? Предлагаю без лишних обсуждений вынести преступнику самый суровый  приговор:

1. Лишить нуля звания числа;

2. Обязать его в течение 24 часов покинуть Математику;

3. Запретить проживание в Арифметике, Алгебре, Геометрии, Тригонометрии, Планиметрии, Стереометрии и других крупных разделах математики.

Пред. Суда: Благодарю. Слово адвокату.

15слайд

Адвокат: Вначале своего выступления хочу зачитать телеграмму, поступившую в адрес суда из компетентных источников. В ней приводятся слова Ф.Энгельса: «Нуль богаче содержанием, чем всякое любое число. Его практическое применение доказывает, что он важнее, чем все действительные числа».

16слайд

Уважаемый прокурор, о двойственности натуры моего подзащитного. Но разве 1,2,3,…,9 не являются одновременно и цифрой, и числом? Однако ж мы их не судим. Да, Нуль использовали бесчестные чиновники для приписок в отчётных документах: ведь достаточно приписать один или несколько нулей справа от числа и…. Но и в этом случае вина не Нуля, а тех, кто пользуется слабостью и добротой моего подзащитного. Вот их и надо судить!

17слайд

Далее, я внимательно выслушал показания представителей натуральных чисел. Как можно быть такими эгоистами! Так много о себе говорить! Было вскользь упомянуто о десятичной дроби и совершенно не указано, что она, наша труженица, без Нуля никак не сможет выполнить сложение и вычитание: кто же ей будет уравнивать количество цифр после запятой? Наконец, Нуль – это единственное число, которому установлен памятник в Будапеште. Прошу вас, уважаемый Эксперт.

18слайд

Эксперт: В центре Будапешта неподалеку от одного из красивейших мостов, установлено каменное изваяние Нуля. Цифра 0 две буквы на пьедестале –км- означают начало всех дорог, нулевой километр, от которого ведётся отсчёт всем километрам.

Адвокат: Спасибо. Это ли не является подтверждением значимости числа Нуль и неуместности всяческих его притеснений? Считаю необходимым вынести оправдательный приговор Нулю и освободить его в зале суда.

Пред. Суда: Имеются ли желающие выступить? Слово подсудимому.

19слайд

Нуль: Внимай! Кому? Ты в удивленье?

            Доступен слуху я, не зренью.

Я бестелесен, невесом,

А кто я, я скажу потом.

Без «Некто» я б остался нем,

И «Некто» возвещает всем,

Что нет меня, и правда, я-

Лишь отрицание бытия.

Меня кружочком очертили,

Нулём кружочек окрестили.

Понять же людям мудрено

То, что во мне воплощено.

Они запомнили название

И видят только начертание.

Для них всего лишь цифра я.

Подвергли действиям меня

И всем прямым, и всем обратным…

Мне умноженье лишь приятно!

Ведь при сложении, вычитании

Меня оставят без внимания.

О том же, чтоб на нуль делить,

Не стоит даже говорить.

А то, что ты на нуль помножишь,

В одно мгновение уничтожишь.

Так берегись же ты Нуля,

Чтоб он к нулю не свёл тебя!

Секретарь Суда: Суд удаляется на совещание. Прошу всех встать. Прошу всех сесть.

Игра « Занимательная математика»

Секретарь Суда: Встать, Суд идёт.

Пред. Суда: Суд присяжных в составе 1 председателя и 2 заседателей, ознакомившись с делом по обвинению Нуля в содеянных преступлениях, заслушав свидетелей, защиту и обвинение, пришёл к следующему решению:

20слайд

 учитывая некоторые отрицательные стороны деятельности подсудимого, суд, тем не менее, полагаясь на речь уважаемой защиты и показания свидетелей защиты, считает большую часть обвинений преувеличенными, а посему  постановляет:

с учётом полезности положительных сторон деятельности Нуля и вредности отрицательных, всемерно изучать и глубоко осмысливать свойства Нуля, проникать в тайны Математики и ставить их на службу человеку. На этом заседание считается законченным.

Секр. Суда: Встать, суд идёт.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа для математического курса "Элементы математической логики"

Рабочая программа для курса "Элементы математической логики" составлена на основе программы общеобразовательных учреждений, рекомендовано Департаментом образовательных прграмм и стандартов образования...

Математическая игра "Математический поезд"

Эта игра расчитана на учащихся 5-8 классов. Для проведения игры привлекаются учащиеся 9 класса в качестве консультантов....

Математический язык и математическая модель

Комплект дидактического материала по учебнику А.Г. Мордковича: математические диктанты, проверочные работы, самостоятельные работы, контрольные работы....

Урок русского языка (с применением ИКТ) Варианты морфем. История происхождения чередования фонем <е> и <о> с нулём фонемы.

Главный принцип  линии учебников под редакцией М.В.Панова – «обучение должно быть научным».  Новый стиль общения авторов с учеником-читателем – диалог, активизирующий мысл...

Конспект урока по математике для 4 класса "Решение примеров с нулём"

Данный урок предназначен для закрепления решения примеров с нулем в 4 классе коррекционной школы....

Проведение недели математики: математические интеллектуальные игры "Математический квест", "Математическое ассорти"

В рамках недели математики в 5-8 классах можно провести математические интеллектуальные игры "Математический квест", "Математическое ассорти". В данной работе изложен порядок ...