ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И ВОСПИТАНИЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ
статья по математике на тему

Гаврилова Наталья Викторовна

ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И ВОСПИТАНИЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ

Скачать:


Предварительный просмотр:

ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И ВОСПИТАНИЕ                                   ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ

Гаврилова Н.В., учитель математики

МБОУ «Гимназия №24»

В современных социально-экономических условиях особая роль отводится школьному экономическому образованию и воспитанию, призванному сформировать экономическое мышление, привить навыки рационального экономического поведения, создать предпосылки для последующего профессионального обучения и эффективной практической деятельности подрастающего поколения. 

Экономическое образование и экономическое воспитание подрастающего поколения должно формироваться не только при изучении курса экономики в старшей школе, но и на основе всего комплекса школьных предметов, где математике принадлежит особая роль.

Экономика и математика связаны между собой уже тысячелетия. Само появление чисел и многого того, что ныне составляет основу математики, было вызвано к жизни задачами практики, производства, обмена, торговли и земледелия. И по мере становления и развития математики укреплялись ее связи с экономикой. Современная экономика широко использует математические методы.

Не секрет, что при изучении некоторых тем по математике дети и взрослые часто задают вопрос: "А зачем это надо?". Знания математических формул, законов зачастую не подкрепляются основами применения их при решении практических задач. Я считаю, что очень важно формировать у обучающихся убеждение, что математика – это наука,  полезная для жизни. К задачам с экономическим содержанием учащиеся всегда проявляют живой интерес. Введение экономических знаний в содержание задач, решаемых математическими методами, помогает детям развить экономическое мышление, освоить понятийный аппарат, столь необходимый для ориентации в современном рыночном мире.

Экономическая линия курса математики может быть реализована как непрерывная - от начальной школы до выпускного класса. В начальной школе при изучении темы «Цена, количество, стоимость» дети могут познакомиться с формированием цены товаров, видами затрат, разными профессиями в сфере торговли.

При решении практических задач по данной теме обучающиеся 5 классов выполняют расчеты, оценивают выгоду той или иной покупки.

Задача 1. В гипермаркете можно купить картофель на развес по цене 20 руб./кг или в сетках по 10 кг, по цене 150 руб./кг.

 А) Во что обойдется 1 кг помидоров в сетке?

Б) Что выгоднее купить 1 сетку или картофель на развес, если нам нужно 5 кг?

Хорошие результаты приносит использование практического материала при изучении данной темы.  Так, например, предлагаю учащимся сходить с родителями в магазин за покупками и поработать с чеками (выбрать товары определённой группы, подсчитать, сколько денег за них заплатили, или найти массу всей покупки).  Кроме математических знаний дети приобретают ещё и умения делать покупки, подсчитывать их стоимость и сдачу, которую они должны получить. Вызывают у обучающихся интерес задания, связанные с расчётом расходных материалов для проведения тех или иных  ремонтных работ (количество обоев, масса краски),  расчёта материалов для изготовления швейных изделий (метраж ткани), изделий из дерева  (длина доски), расчёт продуктов, необходимых для приготовления того или иного блюда, расчёт выхода готового блюда, расчёт расходов на приобретение продуктов, одежды, обуви.

Ребята постарше рассчитывают стоимость потреблённой электроэнергии, стоимость услуг связи, коммунальных услуг и т.д. При этом обучающиеся проводят исследовательскую работу, учатся получать данные, представлять их в удобном виде, анализировать информацию, делать выводы.

В курсе математики можно выделить множество тем, в ходе изучения которых очень легко и интересно можно раскрыть для обучающихся содержательную сторону экономических понятий. На своих уроках я ввожу в виде информации экономическое понятие и предлагаю решить задачу. Знакомство с понятиями «Акция», «Налог», «Дивиденды», «Банк», «Кредит», «Торговля оптом» и происходит в 5 и 6 классе при изучении темы «Проценты». Примеры задач:

 Задача 1. Тетрадь стоит 5 рублей 40 копеек. Какое наибольшее количество тетрадей можно купить на 70 рублей? Как измениться это количество, если цена уменьшится на 10%?.

 Задача 2. Банк начисляет по вкладам 20% годовых. Какую сумму денег можно получить через год, положив на депозитный счет 25000 рублей?

Задача 3. Мы пришли на оптовый рынок. Розничная цена конфет - 200 руб./кг, а оптовая - на 15% ниже. Сколько мы сэкономим денег при покупке 5 кг конфет?

Задача 4. Цена на новогодний подарок в розницу - 150 руб., а оптом - на 15% дешевле. Какова выгода от покупки десяти подарков?

Задача 5. Иванов взял ссуду 100000 руб. под 18% годовых на три года. Сколько он должен будет вернуть денег в банк?

При изучении темы «Диаграммы» формируется понятие «Доход», «Расход», «Бюджет». Обучающиеся получают задание составить диаграмму «Семейный бюджет». При изучении темы «Дроби» можно предложить детям следующую задачу: «Папа получает 40000 рублей в месяц, а мама – 30000 рублей. Сколько денег они зарабатывают за 1 год? Смогут ли они за три месяца купить телевизор за 20000 рублей, если 2/3 зарплаты уходит на бытовые расходы?»

В 7 классе при изучении темы «Линейная функция» отмечается, что линейная функция в экономике может выражать зависимость между издержками производства и выпуском продукции, между ценой товара и спросом, между нормой прибыли и прибавочной стоимостью, и т. п. Решаются различные задачи по определению себестоимости. Обучающимся даются сведения о выгодности перевозки груза на основе графического решения системы линейных уравнений. Даются примеры вычисления транспортных расходов, амортизационных отчислений и других экономических показателей с помощью понятия функции. Решаются задачи типа:

Задача 1. Перевозка груза из пункта А в пункт В, расстояние между которыми 230 км, обходится в 57 рублей, а в пункт С, находящийся на расстоянии 680 км – 118 рублей. Вычислить стоимость перевозки в пункты Д, К, М, расстояние до которых от пункта А 120 км, 750 км, 900 км.

Задача 2. Себестоимость перевозки груза двумя видами транспорта выражается функциями: С = 0,22х + 5,25 и С = 0,18х + 8,05, где х – расстояние в км, С – транспортные расходы. Определить, какой вид транспорта выгоднее для перевозок и, начиная с какого расстояния.

В 9 классе в темах «Арифметическая и геометрическая прогрессии» экономические знания могут быть расширены в процессе работы с различными экономическими ставками, математическим дисконтированием, банковским учетом векселей и т.д.

В 10 и 11 классах в темах «Обобщение понятия степени» и «Логарифмическая функция» учащиеся продолжат знакомство с наращением по сложной ставке, что позволит им, используя математический аппарат, научится определять срок ссуды и размер процентной ставки. При изучении темы: «Введение в статистику» учащихся можно познакомить с такими экономическими понятиями, как «диверсификация инвестиций» и «дисперсия дохода».

  Таким образом, использование задач с экономическим содержанием на уроках математики превращает обучение в творческий процесс, способствуя более глубокому осмыслению и освоению материала. Полученные обучающимися знания по основам экономики позволяют детям участвовать в экономической жизни своей семьи, помогают усвоить сущность рыночной экономики, формируют способности к экономическому мышлению.

Список использованной литературы

1. Винокуров Е. Бизнес в три вопроса: Издержки? Цена? Выручка? // Математика в школе. – 2002. – № 8.

2. Мицкевич А.А. Сборник заданий по экономике. - М.: Вита-Пресс, 1998. – 36 с.

3. Симонов А.С. Экономика на уроках математики. – М.: Школа-Пресс, 1999. – 110 с.

4. Аменд А.Ф. Состояние и развитие теории и практики экономического воспитания школьников/А.Ф. Аменд - Челябинск, Изд-во ЧГПИ, 2004г.- с. 71-73.

5. Корощенко Н.А., Кушнир Т.И., Шебанова Л.П., Яркова Г.А., Демисенова С.В. ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ В ШКОЛЕ И В ВУЗЕ // Фундаментальные исследования. – 2015. – № 2-13. – С. 2956-2960


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Провожу работу по распространению опыта в области повышения качества образования и воспитания обучающихся

Обобщение/распространение опыта на уровне (муниципальном, региональном, всероссийском и т.д.)Форма (мастер-классы, семинары, конференции, круглые столы и др.)Тема(проблема)Результаты (презентации, пуб...

Воспитание самостоятельности обучающихся на уроках математики

Общей задачей коррекционной школы является подготовка обучающихся с интеллектуальными нарушениями  к самостоятельной жизни и труду. Особо важное значение в выполнении этой задачи имеет трудовое о...