Конспект урока "Сложение чисел с разными знаками" в 6 классе
план-конспект урока по математике (6 класс) на тему
Тема урока: «Сложение чисел с разными знаками»
( продолжительность урока 45 мин)
Предмет: математика
Авторы учебника: Н.Я. Виленкин, В.И. Жохов, и др.
Класс: 6
Учитель: Мавлютова Е.И.
Цель урока:
формирование навыка сложения отрицательных чисел и чисел с разными знаками.
Задачи урока: сформировать навыки сложения чисел с разными знаками.
Образовательные задачи урока (формирование познавательных УУД):
- познакомить учащихся с правилом сложения отрицательных чисел
- тренировать способность к использованию выведенного алгоритма;
- организовать деятельность учащихся по приобретению необходимых умений и навыков;
- повторить и закрепить;
Воспитательные задачи урока (формирование коммуникативных и личностных УУД):
- содействовать развитию познавательного интереса учащихся к предмету;
- прививать учащимся навыки организации самостоятельной работы;
- умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие, воспитывать ответственность и аккуратность.
Развивающие задачи урока: (формирование регулятивных УУД)
- развивать умения учащихся анализировать, делать выводы, определять взаимосвязь и логическую последовательность мыслей;
- развивать умения слушать и исправлять речь своих товарищей;
тренировать способность к рефлексии собственной деятельности и деятельности своих товарищей.
Тип урока Урок первичного предъявления новых знаний.
Формы работы учащихся: Фронтальная, в парах, групповая, индивидуальная
Оборудование: компьютер, раздаточный материал для лабораторно- практической работы, листы самооценки, проектор, компьютер.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok_slozhenie_chisel_s_raznymi_znakami.doc | 153.5 КБ |
slozhenie_chisel_s_raznymi_znakami.pptx | 72.78 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: «Сложение чисел с разными знаками»
( продолжительность урока 45 мин)
Предмет: математика
Авторы учебника: Н.Я. Виленкин, В.И. Жохов, и др.
Класс: 6
Учитель: Мавлютова Е.И.
Цель урока:
формирование навыка сложения отрицательных чисел и чисел с разными знаками.
Задачи урока: сформировать навыки сложения чисел с разными знаками.
Образовательные задачи урока (формирование познавательных УУД):
- познакомить учащихся с правилом сложения отрицательных чисел
- тренировать способность к использованию выведенного алгоритма;
- организовать деятельность учащихся по приобретению необходимых умений и навыков;
- повторить и закрепить;
Воспитательные задачи урока (формирование коммуникативных и личностных УУД):
- содействовать развитию познавательного интереса учащихся к предмету;
- прививать учащимся навыки организации самостоятельной работы;
- умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие, воспитывать ответственность и аккуратность.
Развивающие задачи урока: (формирование регулятивных УУД)
- развивать умения учащихся анализировать, делать выводы, определять взаимосвязь и логическую последовательность мыслей;
- развивать умения слушать и исправлять речь своих товарищей;
тренировать способность к рефлексии собственной деятельности и деятельности своих товарищей.
Тип урока Урок первичного предъявления новых знаний.
Формы работы учащихся: Фронтальная, в парах, групповая, индивидуальная
Оборудование: компьютер, раздаточный материал для лабораторно- практической работы, листы самооценки, проектор, компьютер.
Технологическая карта
Этап урока | Деятельность учителя | Планируемая деятельность учащихся | Развиваемые (формируемые) учебные действия | |
предметные | универсальные | |||
1.Организационный. | Приветствие учащихся; проверка учителем готовности класса к уроку; организация внимания; инструктаж по работе с листом самооценки. Аутотренинг. | Знакомство с листом самооценки, уточнение критериев оценки. Настраиваются на рабочий лад. | Л: умение выделять нравственный аспект поведения Р: способность к рефлексии собственной деятельности и деятельности товарищей. К: осознанное и произвольное построение речевого высказывания. | |
2.Мотивационный Актуализация знаний Фронтальная работа. | Предлагает ответить на поставленные вопросы, на устном счете повторить материал по теме «Положительные и отрицательные числа». Подготовить учащихся к изучению новой темы. После проведения проверки результатов, учащимся предлагается выдвинуть предположение о теме урока, о цели урока. | Выполняют задания устного счета (взаимодействуют с учителем во время устного счета). Выдвигают предположение о теме урока. Контролируют правильность ответов, информации, выработка собственного отношения к изученному материалу. Записывают тему урока | .Повторить модуль числа, положительные и отрицательные числа, сравнение, сложение отрицательных чисел. | Л: развитие мотивов учебной деятельности. Р: целеполагание. К: слушать собеседника, строить понятные для собеседника высказывания. П: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель. Выделять существенную информацию, выдвигать гипотезы и осуществлять актуализацию личного жизненного опыта |
3. Планирование действий по достижению цели. Фронтальная работа. | Выясняет у учащихся, какие качества необходимы им для достижения цели, как достичь цели, что для этого будем делать? Предлагает выполнить Лабораторно-практическую работу. | Перечисляют качества личности: настойчивость, силу воли, дисциплинированность…. Перечисляют действия, которые нужно предпринять для выполнения поставленных задач. Намечают план работы, с помощью каких средств будут выполнять намеченный план. | Умение применять знания полученные ранее для изучения нового. | Л: принятие социальной роли обучающегося, смыслообразование. Р:составление плана и последовательности действий, прогнозирование результата и уровня усвоения материала. К: умение слушать собеседника, дополнять и уточнять высказанные мнения. П: умение осознанно строить речевое высказывание. |
4. Реализация намеченного (изучение нового материала). Работа в группах. | Предлагает поработать в парах, выполнить практическую работу; группах. | Выполняют практическую работу. Формулируют правило, работают по учебнику, сравнивают со своей формулировкой, придумывают и разбирают свои примеры. Проговаривают свои предположения, выслушивают варианты одноклассников, делают выводы, применяют полученные знания на практике. | Умение понимать и формулировать правило сложения чисел с разными знаками с помощью понятия «модуль», применять правило при решении примеров. | Л: независимость и критичность мышления; развитие навыков сотрудничества. Р: Контроль правильности ответов информации по учебнику, выработка собственного отношения к изученному материалу обучающихся. Коррекция. П:Поиск и выделение необходимой информации. К:Слушать собеседника, строить понятные для собеседника высказывания. Смысловое чтение |
5. Первичное осмысление и закрепление знаний. | Организует работу по составлению алгоритма сложения чисел с разными знаками. Предлагает решить пример, который не смогли решить в начале урока. Предлагает выполнить задание на нахождение ошибок в решении примеров. | Выполняют задание на нахождение ошибок в решении примеров. | Умение применять правило сложения чисел с разными знаками при проверке решения примеров. | Л:смыслообразование. Р: тренировать способность к рефлексии собственной деятельности и деятельности своих товарищей. К: умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие, воспитывать ответственность и аккуратность. П: способность к использованию выведенного алгоритма; |
6. Закрепление изученного. | Организует отработку навыков сложения чисел с разными знаками №1066 в тетрадях и на доске. Предлагает решить самостоятельную работу с последующей самопроверкой. (На интерактивной доске). Организует воспроизведение и коррекцию опорных знаний обучающихся | Выполняют задание, сравнивают с решением на доске, оценивают свое решение. Выполняют самостоятельную работу, выполняют самооценку. | Применять правило сложения чисел с разными знаками при решении задач. | Л:уважительное отношение к ошибкам одноклассников, независимость и критичность мышления. Р: осуществляют самоконтроль процесса выполнения задания, оценивают предложенные варианты решений. Коррекция. П: сравнивать и обобщать факты, строить логически обоснованное рассуждение, использовать доказательную математическую речь. К:Слушать собеседника, строить понятные для собеседника высказывания. |
7. «Творческое применение знаний». Работа в парах. | Предлагает найти наиболее удобный способ решения примера в несколько действий на применение правила сложения чисел с разными знаками и отрицательных чисел. | Работают в группах, ищут различные способы решения примера, осуществляют взаимоконтроль процесса выполнения задания, оценивают предложенные варианты высказываний, выбирают наиболее точный. | Применять правило сложения чисел с разными знаками и отрицательных чисел при решении задач. | Л:принятие социальной роли обучающегося; независимость и критичность мышления; развитие мотивов учебной деятельности, развитие навыков сотрудничества. Р:принимать и осуществлять учебную задачу П:сравнивать и анализировать результаты предложенного задания, обосновывать свое мнение К: слушать собеседника, согласовывать усилия по решению учебной задачи, договариваться и приходить к общему мнению в совместной деятельности, строить понятные для собеседника высказывания. |
8. Домашнее задание. | Объясняет и записывает домашнее задание. | Записывают домашнее задание | Знать правило сложения чисел с разными знаками, уметь применять его при решении практических задач. | Л.принятие социальной роли обучающегося |
9. Рефлексия. | Организует обсуждение достижений, ставя заранее подготовленные вопросы. Предлагает осуществить самооценку достижений по предложенному алгоритму. | Участвуют в беседе по обсуждению достижений, отвечая на заранее подготовленные вопросы. Делают выводы, осуществляют самооценку достижений по предложенному алгоритму. | Л: независимость и критичность мышления; Р: принимать и сохранять учебную цель и задачу, осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату, планировать будущую деятельность П: анализировать степень усвоения нового материала К:выслушивают одноклассников, озвучивают своё мнение. |
Ход урока:
Деятельность учителя | Деятельность учеников |
I. Организационный этап Вступительное слово учителя: Здравствуйте ребята. Один мудрец однажды сказал: « Не для школы, а для жизни мы учимся!» А для чего Вы изучаете такую сложную науку как математика? Проводит инструктаж по работе с листом самооценки: На столах у вас лежат листы самооценки. Подпишите их. В течение урока вы постарайтесь оценить себя и одного из одноклассников, по критериям, которые указаны в листе самооценки. |
|
2 Актуализация знаний. Фронтальная работа
Что такое целые числа? Проведем разминку: (Презентация) а) назовите модуль каждого числа; (А что такое модуль?) б) назовите в каждой строчке число, модуль которого больше; в) назовите в каждой строчке знак числа, модуль которого больше. 2)Вычислите, подтверждая действие правилом (на доске) -15+ (-23) -41+(-32) -2,6+(-8,7) 0+(-12,3) -6 + 8 ; 10 +(- 14); -8 +11 -456+ 287 Удобно складывать числа -456 и 287 по координатной прямой? Как же нам быть в подобных случаях? Попробуйте сформулировать тему нашего урока? Правильно. Откройте тетради и запишите тему урока «Сложение чисел с разными знаками» Чем мы будем заниматься на уроке? Значит, какую цель вы определите для себя на данном уроке? Выставляем в оценочный лист результаты. |
дробные, целые.
Сделают вывод, что с помощью координатной прямой не все числа удобно складывать
|
3. Планирование действий по достижению цели. Фронтальная работа Ребята, как легче справиться с какой-то проблемой в одиночку или сообща? Какими качествами должен обладать ваш товарищ, с которым вам захотелось бы поработать над решением проблемы? как достичь цели, что для этого будем делать? |
|
4. Изучение нового материала Работа в группах Молодцы. Сейчас вы будете исследователями и самостоятельно сделаете открытие, выведя правило сложения чисел с разными знаками. Выполните лабораторно - практическую работу в группах, сделайте вывод, ответив на поставленные вопросы, попробуйте сформулировать правило сложения чисел с разными знаками. Проверьте себя по учебнику на стр.180. (обрати внимание на рекомендацию авторов учебника, записанную после правила сложения чисел с разными знаками). |
|
5. Первичное осмысление и закрепление знаний. 1) Давайте поиграем. Будут мальчики играть против девочек. (Презентация) На экране вы видите примеры. Ваша задача, не решая, определить знак суммы. При чем девочки находят ответы с «+», а мальчики с «-». Подведем итоги. Заполним наш лист самооценки. 2) Ребята, один учащийся решал примеры и попросил меня проверить, все ли верно он сделал? Вы поможете мне это сделать? Поработайте в парах. -12+5=7 34+(-49)=-15 -11+18=-7 47+(-35)=8 -53+19=-35 -41+32=-12 Не забывайте про самооценку. |
|
6. Закрепление полученных знаний. Работа по учебнику: выполнить № 1066 (а-з) у доски и в тетрадях. (Два человека у доски – по строчкам) Остальные решают сами, а потом проверяют. |
|
7. «Творческое применение знаний» Работа в парах Найдите наиболее удобный способ решения. (на доске) - 4,8 +3,4 +2,6 -7 ⅔ - 3,4 + 4,8 + 2⅔ - 1⅖ |
|
8. Домашнее задание. Запишите д/з:
|
|
9. Рефлексия. В течении всего урока вы заполняли лист самооценки, посчитайте количество баллов и выставьте себе отметку за урок, согласно критериям. Соседи тоже вас оценивают. Сравните вашу оценку и оценку товарища. Мне бы хотелось узнать, у кого не совпали оценки. Какую цель мы поставили в начале урока? Достигли ли вы цели? На обратной стороне оценочного листа карта успеха. Давайте её заполним. |
|
Лабораторно-практическая работа
Тема: «Сложение чисел с разными знаками»
Задача: Вывести правило сложения чисел с разными знаками.
Ход работы: начертите координатную прямую.
С помощью координатной прямой выполните сложение чисел. Заполните таблицу:
Пример | Сравнить | Знак суммы | Ответ |
-5 + 3= | |-5| |3| | ||
7 + ( -3 )= | |7| |-3| | ||
-4 + 6 = | |-4| |6| | ||
-9 +10= | |-9| |10| | ||
-8 + 3= | |-8| |3| |
Обратите внимание на знак ответов. Сделайте вывод: при сложении чисел с разными знаками какой знак может получиться?
________________________________________________________________________________________
С каким из знаков слагаемых совпадает знак ответа? ___________________________________
Что можно сказать о модуле этого слагаемого по сравнению с модулем другого слагаемого? Сделайте вывод: при сложении чисел с разными знаками, получается знак числа, модуль которого____________________________
Обратите внимание на модуль ответа. Как он связан с модулями слагаемых?
Сделайте вывод: при сложении чисел с разными знаками модуль ответа равен ________________________________________________.
Основываясь на полученных выводах, не используя координатную прямую, сложите числа:
36 +(-33)=
-92 + 12=
15 + (-18)=
-44 +56=
Попробуйте сформулировать правило сложения чисел с разными знаками: Чтобы сложить два числа с разными знаками надо:
1) из ________ модуля слагаемых ___________________________________;
2) поставить перед полученным числом ________ того слагаемого, ________ которого ________.
Проверьте себя по учебнику на стр.180. (обрати внимание на рекомендацию авторов учебника, записанную после правила сложения чисел с разными знаками).
Лист самооценки
___________________________________________(Ф.И.)
№ п/п | Деятельность учащегося | Критерии самооценки | Самооценка | Оценка одноклас-сника |
1. | Разминка | Верно и активно отвечал на вопросы -2 б. Принимал участие в опросе, но знал ответы не на все вопросы – 1 б. Не участвовал в опросе – 0 б. | ||
2 | Лабораторно - практическая работа | Участвовал в работе группы – 1 б. Не участвовал в работе группы – 0 б. | ||
3 | Игра «Мальчики против девочек» | Все верно – 3 б. Есть 1-2 ошибки – 2 б. Верно нашел половину ответов – 1 б. Верно меньше половины – 0 б. | ||
4 | Практикум «Найди ошибку» | Нашел все ошибки – 2 б. Нашел половину ошибок – 1 б. Нашел менее половины – 0 б. | ||
5 | Выполнение № 1066 | Сделал все примеры сам верно- 2 б. Сделал больше половины сам – 1 б. Сделал меньше половины сам- 0 б. | ||
6 | Работа в парах | Нашел удобный способ решения 1 б. Не нашел удобного способа решения 0 б. | ||
ИТОГО (баллов): 10-11 баллов – «5» 8-10 баллов – «4» 5-7 баллов – «3» Менее 4 баллов – «2» ОТМЕТКА: | ||||
Лист самооценки
___________________________________________(Ф.И.)
№ п/п | Деятельность учащегося | Критерии самооценки | Самооценка | Оценка одноклас-сника |
1. | Разминка | Верно и активно отвечал на вопросы -2 б. Принимал участие в опросе, но знал ответы не на все вопросы – 1 б. Не участвовал в опросе – 0 б. | ||
2 | Лабораторно - практическая работа | Участвовал в работе группы – 1 б. Не участвовал в работе группы – 0 б. | ||
3 | Игра «Мальчики против девочек» | Все верно – 3 б. Есть 1-2 ошибки – 2 б. Верно нашел половину ответов – 1 б. Верно меньше половины – 0 б. | ||
4 | Практикум «Найди ошибку» | Нашел все ошибки – 2 б. Нашел половину ошибок – 1 б. Нашел менее половины – 0 б. | ||
5 | Выполнение № 1066 | Сделал все примеры сам верно- 2 б. Сделал больше половины сам – 1 б. Сделал меньше половины сам- 0 б. | ||
6 | Работа в парах | Нашел удобный способ решения 1 б. Не нашел удобного способа решения 0 б. | ||
ИТОГО (баллов): 10-11 баллов – «5» 8-10 баллов – «4» 5-7 баллов – «3» Менее 4 баллов – «2» ОТМЕТКА: | ||||
Карта успеха
Теория | Практика |
!! – Я хорошо знаю правила (решаю примеры практически без ошибок)
!? – Я не совсем уверен в знаниях (допускаю ошибки)
?? – Мне еще нужно повторить правила (допускаю много ошибок)
Карта успеха
Теория | Практика |
!! – Я хорошо знаю правила (решаю примеры практически без ошибок)
!? – Я не совсем уверен в знаниях (допускаю ошибки)
?? – Мне еще нужно повторить правила (допускаю много ошибок)
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Разминка. Вставьте пропущенные числа: -5 + ( - 13 ) = ? ? = - 18 - 3 + ? = - 14 ? = - 11 ( ? ) + ( - 6 ) = - 49 ? = - 43
Назовите модуль каждого числа - 6 ; - 12 ; 15 4 ; - 8 ; - 9 -2 ; - 6 ; - 8 9 ; -10 ; - 12
Назовите в каждой строчке число, модуль которого больше: - 6 ; - 12 ; 15 4 ; - 8 ; - 9 -2 ; - 6 ; - 8 9 ; -10 ; - 12
Назовите в каждой строчке знак числа, модуль которого больше: - 6 ; - 12 ; 15 4 ; - 8 ; - 9 -2 ; - 6 ; - 8 9 ; -10 ; - 12
а) 16 + (-35) б) - 24 + 14 в) - 46 + 47 г ) 36 + (- 32) д ) -15,1 + 15,1 е ) 0,6 + (-1) ж ) -2 + 2,001 з) 44 + (-39,9) и) - 33 + 33 к) - 58 + 5,8 л ) 630 + (-63) м ) -2,5 + 25 н ) -4,5 + (-1) о ) -3 + 2,999 а, б, е, к, н , о в, г, ж, з , л, м Определите знак суммы, не выполняя вычислений:
Практикум : «Проверьте себя: найдите ошибку» 1. -12+5=7 2. 47+(-35)=8 3. 34+(-49)=-15 4. 53+(-19) =-35 5. -11+18=-7 6. -41+32=-12
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока математики в 6 классе "Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями".
Формы организации познавательной деятельности обучающихся: индивидуальная, групповая, коллективная....
План конспект урока по алгебре 8 класс. "Сложение дробей с разными знаменателями"
План конспект урока по алгебре 8 класс, УМК Мордкович А.Г....
План-конспект урока математики в 6 классе по теме "Сложение отрицательных чисел и чисел с разными знаками"
Урок изучения нового материала.Содержательная основа учебного занятия: 1)опорные знания: понятие координатной прямой, понятие отрицательных иположительных чисел, понятие модуля числа; 2) опорные ...
Конспект урока-практикума в 7 классе на тему: «Слитное и раздельное написание НЕ с разными частями речи».
Коспект урока по русскому языку для учащихся 7 класса в нетрадиционной форме....
Конспект урока математики в 6 классе по теме: "Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями"
Конспект и презентация к уроку математики в 6 классе по теме: "Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями" ...
План-конспект урока математики в 6 классе по теме "Умножение чисел с разными знаками"
Урок построен с учётом индивидуальных особенностей детей. В классе выявлены три уровня обучаемости: сильный, средний и слабый ( 1, 2 и 3). Но у...
Конспект урока математики в 6 классе по теме: «Сложение чисел с разными знаками».
Урок математики в 6 классе по теме: «Сложение чисел с разными знаками».Методическая разработка конспекта урока к учебнику "Математика 6" коллектива авторов Н.Я. Виленкин, В.И. Жохов и др. издательства...