"Урок-экскурсия по городу Сыктывкар" (Математика. 5 класс)
методическая разработка по математике (5 класс)
На уроке учащиеся знакомятся с историей г. Сыктывкара – столицы Коми Республики. Данный вид урока-экскурсии способствует развитию как интереса к истории родного города, Республики, так и к истории России, воспитанию чувства гордости и патриотизма. Чтобы пробудить любознательность учащихся, реализовать их общекультурные потребности, были включены в урок такие исторические факты, как: история основания города, старинные названия улиц Сыктывкара, история герба Республики Коми, история ремесел и профессий города со времен его основания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
matematika_urok-ekskursiya_5_klass.doc | 158 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока математики
«Урок-экскурсия по городу Сыктывкар»
Автор: Григорьева Ирина Николаевна
учитель математики
МАОУ «СОШ №21»
г.Сыктывкар Республика Коми
г.Сыктывкар, 2018г.
Пояснительная записка урока
В настоящее время духовно-нравственное воспитание является одним из важнейших направлений в воспитании школьников. Проводятся мероприятия с целью знакомства с историей малой Родины, местом, где они живут. Духовно-нравственное становление личности начинается со знакомства ребенка со своей малой родиной, тем городом, в котором они родились, его историей, символикой и достопримечательностями. Чтобы ученики полюбили свою малую Родину, гордились ее историей, мною был разработан урок-экскурсия, в котором соединены математика и история нашего города. На уроке мною используются учебно-практические и учебно-познавательные задачи с краеведческим содержанием. Краеведческая основа урока математики усиливает воспитательное воздействие самого учебного предмета, приближает его к ученику. Таким образом, повышается интерес к математике и обеспечивается включенность учащегося в урок.
На уроке учащиеся знакомятся с историей г. Сыктывкара – столицы Коми Республики. Данный вид урока-экскурсии способствует развитию как интереса к истории родного города, Республики, так и к истории России, воспитанию чувства гордости и патриотизма. Чтобы пробудить любознательность учащихся, реализовать их общекультурные потребности, были включены в урок такие исторические факты, как: история основания города, старинные названия улиц Сыктывкара, история герба Республики Коми, история ремесел и профессий города со времен его основания.
Решая уравнения, задачи, отвечая на вопросы, учащиеся узнают старые названия улиц, сопоставляя их с современными названиями, а также знакомятся с историей, расширяя свой кругозор. На уроке математики, с использованием игровых технологий формируются такие духовно-нравственные ценности, как: любовь к своей Республике и Отечеству; уважение к своему народу; его культуре и духовным традициям.
Технологическая карта урока
Данные об учителе: Григорьева Ирина Николаевна, МАОУ «Средняя общеобразовательная школа №21 с углубленным изучением немецкого языка» г.Сыктывкар, Республика Коми
Предмет: математика, класс 5
УМК: Виленкин Н.Я., Жохов В.И., Чесноков А.С., Шварцбурт С.И. Математика 5 класс
Тема урока: Решение уравнений
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний
Технологии: игровые (урок-экскурсия)
Формулируемые результаты:
Предметные: формировать умение решать уравнения, используя свойства уравнений, исследовать уравнения
Личностные: формировать умение соотносить полученный результат с поставленной целью
Метапредметные: формировать умение строить логические рассуждения, делать выводы, развивать понимание сущности алгоритмических предписаний и умение действовать в соответствие с предложенным алгоритмом
Планируемые результаты: учащиеся научаться решать уравнения, используя свойства уравнений, исследовать уравнения, решать задачи с помощью уравнений, узнают историю Сыктывкара
Оборудование: проектор, экран, магнитная доска, классная доска
Организационная структура урока:
- Мотивация:
Действия педагога | Действия учащихся | Формируемые УУД и ЛР |
Приветствует учащихся. На прошлом уроке мы изучали тему «Решение уравнений». Мы продолжаем сегодня решать уравнения, но это будет необычный урок. О чем будет идти речь, узнаем, если устно решим примеры. | Настраиваются на работу | ЛР: Мотивация на учебную деятельность |
- Актуализация опорных знаний:
- Закрепление изученного:
Действия педагога | Действия учащихся | Формируемые УУД и ЛР | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Слайд: Решение уравнений + история Сыктывкара. 05.02.1780 погост Усть-Сысольск именным указом Екатерины II преобразован в уездный город Читает задание: Отметим на координатном луче единичный отрезок в 2 клетки, точку Д1(4), точка Д2 правее Д1 на 4 единичных отрезка, Ь(9), точка В правее точки Д1 на 1 единичный отрезок. Е1 и Е2 находятся на расстоянии 2 единичных отрезка от В в обе стороны. М левее точки В на 3 единичных отрезка. Получают: МЕДВЕДЬ У кого все получилось – ставим в тетради восклицательный знак, у кого есть вопросы - вопросительный Задает вопрос: Почему мы вспомнили о медведе? На экране слайд: Медведь – символ города. Первое символическое изображение город получил в год своего рождения. Герб Усть-Сысольска был высочайше утвержден Екатериной II 2 октября 1780 года. Изображен медведь в берлоге. В знак того, что «такого рода зверей в окрестностях сего города находится довольно». И этот герб по праву служил символом города до 18 мая 1978 года. 18 мая 1978 года был утвержден новый герб. Здесь автор Поляков изображает медведя, вышедшего из берлоги, как олицетворение разбуженного и преображенного края. 29 ноября 1993 утверждается новый проект герба главного художника г.Сыктывкара – Неверова. Символ герба – медведь в берлоге, уже в новом назначении. Медведь – талисман, хранитель традиций города, оберегающий ростки новой жизни. Раздает текст (История Сыктывкара) Что интересного мы узнали? Как называются некоторые из этих улиц, мы сейчас узнаем, решая уравнения. Проверяем и не забываем ставить знак вопроса и восклицательный знак. Молодцы. А теперь работаем по группам. В группе каждый решает не менее двух уравнений, и все вместе с помощью ключа узнаем названия улиц. Не забываем ставить знак вопроса и восклицательный знак. | Ребята открывают тетради, записывают число и тему урока. Ребенок читает стихотворение Куратова: Куратов Петр Алексеевич. Усть-Сысольск. В конце 16 века По селам Яренской земли Два воеводских человека С подворной переписью шли На устье Сысолы впервые Они увидели погост Десяток изб, поля ржаные Он стал уездным городком Не примечательным, но все же И с городничим, и с гербом Стоял на бойком переступе, Торговлю вел и службу нес, К нему стремились сами люди Из разных мест за много верст Когда все старое сметая Здесь революция прошла, Он стал столицей Коми края И слава новая пошла. Остальные учащиеся слушают. Каждый строит в тетради координатный луч, отмечает точки и получает слово МЕДВЕДЬ Ставят в тетради восклицательный или вопросительный знак. Отвечают: Медведь – символ города. Слушают рассказ. Читают исторический текст: История Сыктывкара берет начало в XVI веке. Первые сведения приведены в писцовой книге 1586 г. 25 января (5 февраля) 1780г. село Усть-Сысола было преобразовано в город Усть-Сысольск, в то время он представляет собой крупное сельское поселение, в котором насчитывалось 324 двора и две каменные церкви. В 1783 году в Петербурге во «Всероссийской комиссии Строений» был разработан инженерный план застройки города Усть-Сысольска, по которому он развивался на протяжении 19 – 20 вв. Город был разделен на 26 кварталов, в которых намечалось сформировать 12 прямых улиц. Названия улиц несли печать своего времени, в честь святых, именных горожан, а то и просто по географическому принципу. Семь из них располагались прямыми лучами, расходящимися веером от реки. Острие улиц пересекали дугами, тянувшимися параллельно излучине Сысолы. Отвечают на вопросы. У доски работают 4 человека. Решают по 2 уравнения каждый. Используя ключ, сопоставляют ответы с буквами.
Ставят в тетради восклицательный или вопросительный знак. Работают 5 групп. Решают уравнения. Если у кого-то что-то не получается, помогают друг другу найти ошибки и правильно решить. На магнитную доску вывешивают под номером группы названия улиц.
Ставят в тетради восклицательный или вопросительный знак. |
К: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, владение устной речью Л: проявляют интерес к новому содержанию, нравственно-этическое оценивание на основе ценностно-смысловой ориентации учащихся П: извлекать необходимую информацию из прослушанных текстов П: применять на практике полученные знания, называть способы решения уравнений, находить неизвестные компоненты, применять на практике полученные выводы К: вступать в диалог, с достаточной полнотой выражать свои мысли К: координировать позиции в сотрудничестве с учетом различных мнений Р: планировать действия в соответствии с поставленной задачей (свои и группы), выбирая наиболее эффективные способы и пути достижения |
- Физкультминутка:
Действия педагога | Действия учащихся | Формируемые УУД и ЛР | ||||||||||||||
Какие красивые названия! Давайте попробуем угадать, как сейчас эти улицы называются. Исправляет, у кого не получилось. | Ребята пробуют сопоставить старые и новые названия улиц, выходя по одному к доске из группы.
Аплодируют друг другу. | К: уметь аргументировать свою точку зрения П: установление причинно-следственных связей Р: составление плана и последовательности действий |
- Продолжение закрепления знаний:
Действия педагога | Действия учащихся | Формируемые УУД и ЛР |
Обращает внимание на слайд на экране, читает задачу: А еще, ребята, в 1858 году, по статистическим данным городской думы, в Усть-Сысольске было кузнецов и сапожников поровну. Мясников было на 8 больше, чем кузнецов, а портных и столяров на одного меньше, чем сапожников (по отдельности). И еще 1 плотник и 4 печника. Сколько было кузнецов, мясников, сапожников, портных, столяров, если всех было 36? Чтобы ответить на вопрос задачи, нам надо её перевести на математический язык. | Записывают краткую запись задачи. Решают совместно с учителем, анализируя ошибки и исправляя их. | К: умение организовывать учебное сотрудничество с учителем, владение диалогической формой речи. Р: умение самостоятельно определять цели учебной деятельности (УД), задачи УД, определять последовательность действий, соотносить свои полученные результаты и способы действий с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей УД, вносить изменения в свои действия с целью устранения выявленных проблем, умение оценивать правильность выполнения задания. П: умение работать с текстом, умение проводить причинно-следственные связи, применять и преобразовывать знаки и символы. |
6. Подведение итогов. Домашнее задание.
Действия педагога | Действия учащихся | Формируемые УУД и ЛР |
Какие цели урока были поставлены? Давайте запишем домашнее задание: узнать, какие улицы ещё были в Усть-Сысольске, составить уравнение и ключи к ним. У нас с вами творческое задание для всех, но тем, у кого на полях появился знак вопроса, необходимо подойти к учителю или поработать дома самостоятельно. Разобрать номера из учебника №372 и 446 | Изучить историю Сыктывкара через решение уравнений. Делают вывод: Мы заглянули в «колодец времени» и узнали историю Сыктывкара. Записывают домашнее задание в дневниках. | К: умение организовывать учебное сотрудничество с учителем, владение диалогической формой речи. Р: умение самостоятельно определять цели учебной деятельности (УД), задачи УД, определять последовательность действий, соотносить свои полученные результаты и способы действий с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей УД, вносить изменения в свои действия с целью устранения выявленных проблем, умение оценивать правильность выполнения задания. П: умение работать с разными видами текста, умение проводить причинно-следственные связи, применять и преобразовывать знаки и символы, проводить анализ. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка "Урок-экскурсия "Острова любви Марины Цветаевой", 11 класс
Урок-экскурсия знакомит обучающихся с исключительностью дарования, трагическим величием М.Цветаевой, для которой вся жизнь - это хождение по душам и творение судеб, «езда на остров любви»....
Урок – экскурсия «История космонавтики», с презентацией. 6 класс
Цели:Образовательные: повторить действия с рациональными числами и порядок действий при нахождении значений числовых выражений.Воспитательные: привить чувство патриотизма при решении математических за...
урок-экскурсия по нашему микрорайону в 9 классе.
У нас была организованна настоящая экскурсия по интересным местам нашего микрорайона "Ховрино"Ученики приготовили для меня сюрприз, который открылся только в конце экскурсии....
Урок-экскурсия. Страна "Морфология" город- "Имя прилагательное".
Данный материал можно использовать на итоговом уроке по теме "Имя прилагательное". Занятие может быть проведено в игровой форме....
Урок-экскурсия на тему: "Школа" в 6 классе
Урок, проведенный в 6 классе. Обучающие устраивают экскурсию по школе для гостей - их сверстников из зарубежных стран. В интересной и непринуждённой форме ребята повторяют и закрепляют ранее изу...
План-конспект урока-экскурсии "Многообразие живых организмов", биология, 5 класс
Представленный материал содержит описание урока, технологическую карту, форму отчета по экскурсии...
Урок-экскурсия по центру города Белгорода
В статье рассказывается о проведении урока-экскурсии по историческому центру Белгорода, показаны этапы проведения пешеходной экскурсии с учениками 8 и 9 классов....