План-конспект урока математики в 6 классе по теме"Сравнение рациональных чисел"
план-конспект урока по математике (6 класс) на тему

Иванова Марина Львовна

На уроке выводится правило сравнения рациональных чисел, формируется умение сравнивать рациональные числа, приводить примеры, аргументировать ответ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sravnenie_ratsionalnyh_chisel.doc796.59 КБ
Microsoft Office document icon prilozhenie.doc352.5 КБ
Файл prilozhenie_2.docx1.68 МБ

Предварительный просмотр:

Урок математики в 6 классе

Тема: «Сравнение рациональных чисел»

Учитель математики  М.Л.Иванова

Цели урока:

Образовательные:

  • повторить положительные и отрицательные числа; модуль числа; изображение чисел на координатной прямой;
  • сравнение положительных чисел; выведение правил сравнения рациональных чисел;
  • формировать умение сравнивать рациональные числа, приводить примеры;

Развивающие:

  • развивать внимание, речь, память, логическое мышление, самостоятельность.

Воспитательные:

  • воспитывать стремление достигать поставленную цель; уверенности в себе, умение работать в коллективе.

Знать: правила сравнения двух рациональных чисел.

Уметь: сравнивать рациональные числа, аргументируя свой ответ.

Тип урока: изучение нового материала и первичного закрепления.

Оборудование:  мультимедиа, бланк ответов (приложение ).

№ п/п

Этап урока

Время

Задачи этапа

1

Организационный момент.

2 мин.

Настроить учащихся на урок.

2

Актуализация знаний. Повторение пройденного материала.

10 мин.

Повторить положительные и отрицательные числа, изображение их на координатной прямой, модуль числа, сравнение положительных чисел.

3

Изучение нового материала.

10 мин.

Выведение правил сравнения чисел.

4

Физкультминутка.

3 мин.

Снять утомление ребенка, обеспечить активный отдых и повысить умственную работоспособность учащихся.

5

Закрепление изученного материала.

14 мин.

Формировать умение сравнивать рациональные числа, приводить примеры, аргументировать ответ.

6

Домашнее задание.

2 мин.

Инструктаж по домашнему заданию.

7

Итог урока.

4 мин.

Подведение итога. Выставление оценок. Рефлексия.

Ход урока

1). Организационный момент.

Настрой на урок

2). Актуализация знаний. Повторение пройденного материала.

Фронтальный опрос:

- Какую тему изучали на предыдущих уроках?

Положительные и отрицательные числа, координатная прямая, модуль числа, противоположные числа.

- Какую цель будем ставить перед собой?

Повторить положительные и отрицательные числа; определение координатной прямой; изображение точек на координатной прямой; модуля числа; нахождение модуля; противоположных чисел.

Повторим положительные и отрицательные числа

- Приведите примеры положительных чисел.

- Приведите примеры отрицательных чисел.

- Чем отличаются друг от друга положительные и отрицательные числа?

- Что можно сказать про число 0?

- Как можно назвать все целые числа и все дроби?

Письменно на листочках (слайд № 1).

1. Из чисел 13; -7.2; 0; 46; -46 выпишите:

а) положительные числа;

б) отрицательные числа;

в) число, которое не относится ни к положительным, ни к отрицательным.

Проверить и подвести итог

  • 5 "+" отметка 5,
  • 4 "+" отметка 4 ,
  • 3 "+" отметка 3.

Повторим про координатную прямую (слайд № 2).

- Дайте определение координатной прямой.

Письменно на листочках:

2. а) Запишите координаты отмеченных точек.

б) Отметьте на координатной прямой точки М(4); N(-3,5); Р(2,5);К(-2).

Проверить и подвести итог

  • 9 "+" отметка 5,
  • 8-7 "+" отметка 4 ,
  • 5-6 "+" отметка 3.

Повторим про противоположные числа, модуль числа 

- Дайте определение противоположных чисел и приведите примеры.

- Что называется модулем числа а?

- Чему равен модуль положительного числа? Пример.

- Чему равен модуль отрицательного числа? Пример.

- Чему равен модуль 0?

Письменно на листочках (слайд № 3).

3.

а) Выпишите точки, которые имеют противоположные координаты.

б) Из данных чисел -2,6; 2,05; 2,2; -2,22; 2,53 выберите то, которое имеет наибольший модуль.

в) Вычисли: |-4|1,5; 34 - |- 16|; |+23|+|-8|.

Проверить и подвести итог:

  • 5 "+" отметка 5,
  • 4 "+" отметка 4 ,
  • 3 "+" отметка 3.

Проверим домашнее задание (№956, №958)

Рефлексия:

- Кто думает, что материал предыдущих уроков усвоил хорошо?

- Кто считает, что надо ещё поработать над этим материалом?

- Кто удовлетворён своими результатами?

3). Изучение нового материала.

А) Подготовительная работа

В домашнем задании вам надо было сравнить числа. Сегодня мы продолжим учиться сравнивать числа.

- Какие числа мы умеем сравнивать?

Натуральные числа, десятичные и обыкновенные дроби.

Каким образом мы сравниваем эти числа?

С помощью координатной прямой (луча).

Устно: сравнить числа (слайд №4) :

  • 15 и 28;
  • 13,7 и 8,6;
  •  и ;
  • 12,3 и 12,29;
  • -8 и 6.

- Почему мы не можем сравнить последнюю пару чисел?

- Как называются эти числа?

- Все ли числа мы умеем сравнивать?

- Тогда сформулируйте тему урока. Учащимся предлагается записать число и тему урока в тетрадь "Сравнение чисел" (слайд № 5). 

Попробуйте определить цели и задачи урока (учитель может их записать на доске).

Решить последний пример поможет нам координатная прямая (слайд № 6). Замечаем, что по мере "продвижения" вправо от точки О положительные числа увеличиваются, а по мере "продвижения" влево к точке О числа уменьшаются до нуля. Сделайте вывод о расположении больших положительных чисел и меньших положительных чисел на координатной прямой.

  • Из двух положительных чисел больше то, которое на координатной прямой расположено правее, меньше то - которое левее.

Во всех случаях правее на координатной прямой расположено большее число, левее - меньшее. Следовательно, для отрицательных чисел на координатной прямой, сохраняется тот же порядок, что и для положительных. Учащимся предлагается сформулировать правило для рациональных чисел и записать его в тетрадь.

  • Из двух рациональных чисел больше то, которое на координатной прямой расположено правее, меньше то, которое левее.

Теперь мы сможем сравнить последнюю пару чисел и объяснить почему.

 Физкультминутка. "Дыхание горкой"

Вдох - выдох - пауза.

  • 2 вдоха - 2 выдоха - пауза.
  • 3 вдоха - 3 выдоха - пауза.
  • 2 вдоха - 2 выдоха - пауза.

Вдох - выдох - пауза.

(Чем длиннее пауза, тем лучше). 

Б) Работа над новой темой. (слайд № 7).

  1. Отметьте на координатной прямой точки с координатами  -13; -1; 0; 9.

Прежде, чем сравнивать, откройте учебник на стр. 164. и прочитайте, как правильно произносить о сравнении чисел.

      Устно сравнивают числа, объясняя по правилу.

  1. Запишите одно положительное и одно отрицательное число. Сравните. Сделайте вывод.

Сравните отрицательное число и нуль. Сделайте вывод.

Сравните положительное число и нуль. Сделайте вывод.

Сравните два отрицательных числа. Сравните их модули.

Правила сравнения чисел:

  1. Любое отрицательное число меньше любого положительного.
  2. Нуль больше любого отрицательного числа.
  3. Нуль меньше любого положительного числа.
  4. Из двух отрицательных чисел меньше то, у которого модуль больше.

В) Закрепление изученного материала  

- самостоятельно с последующей проверкой (слайд № 8):

Молодцы. А теперь проверим, как вы усвоили новую тему.

3. Выполните тест на листочках (слайд № 9).

1) Из двух рациональных чисел больше то, которое на координатной прямой расположено -

а) правее;        б) левее.

2) Из двух рациональных чисел меньше то, которое на координатной прямой расположено -

а) правее;   б) левее.

3) Какое из данных чисел 0, -10, 12, -6 на координатной прямой расположено левее?

а) 0;        б) -10;          в )12;           г) -6.

4) Какое из данных чисел 0, -8, -14, 5 имеет наименьший модуль?

а) 0;         б) -8;         в )-14;         г) 5.

5) Запишите числа -5, 0, 11, - 2 в порядке возрастания.

а) 0, 12, -5, 11;             б) 11, 0, -2, -5;                в ) -5, -2, 0, 11.

Проверить и подвести итог:

  • 5 "+" отметка 5,
  • 4 "+" отметка 4 ,
  • 3 "+" отметка 3.

4. Домашнее задание (слайд № 10).

Стр.163 -правила выучить; № 995, 999

5. Подведение итогов (каждый учащийся выставляет себе оценку за работу на уроке),

Учитель оценивает работу учащихся на уроке и выставляет оценки , собирает листочки.

6. Рефлексия 

В конце урока подводится итог работы, уровень достижения цели:

  • Чему сегодня на уроке мы научились?
  • Трудно ли было?
  • Довольны ли вы своей работой на уроке?

Спасибо за урок.



Предварительный просмотр:

1.

а) _________________________________________________________;

б) ________________________________________________________;

в) ________________________________________________________.

Отметка

2.

а)  А(       );   В (      );    С (      );       D(       );       О(       );

б)

Отметка

3.

а) _________________________________________________________;

б) ________________________________________________________;

в) _________, __________, __________.

Отметка

1)  Из двух рациональных чисел больше то, которое на координатной прямой расположено -

    а) правее;   б) левее.

2) Из двух рациональных чисел меньше то, которое на координатной прямой расположено -

    а) правее;   б) левее.

3) Какое из данных чисел 0, -10, 12, -6 на координатной прямой расположено левее?

    а) 0;             б) -10;              в )12;         г) -6.

4) Какое из данных чисел 0, -8, -14, 5  имеет наименьший модуль?

    а) 0;             б) -8;                в )-14;        г) 5.

5) Запишите числа -5, 0, 11, - 2 в порядке возрастания.

   а) 0, 12, -5, 11;          б) 11, 0, -2, -5;           в ) -5, -2, 0, 11.

Итоговая отметка:

1.

а) _________________________________________________________;

б) ________________________________________________________;

в) ________________________________________________________.

Отметка

2.

а)  А(       );   В (      );    С (      );       D(       );       О(       );

б)

Отметка

3.

а) _________________________________________________________;

б) ________________________________________________________;

в) _________, __________, __________.

Отметка

1)  Из двух рациональных чисел больше то, которое на координатной прямой расположено -

    а) правее;   б) левее.

2) Из двух рациональных чисел меньше то, которое на координатной прямой расположено -

    а) правее;   б) левее.

3) Какое из данных чисел 0, -10, 12, -6 на координатной прямой расположено левее?

    а) 0;             б) -10;              в )12;         г) -6.

4) Какое из данных чисел 0, -8, -14, 5  имеет наименьший модуль?

    а) 0;             б) -8;                в )-14;        г) 5.

5) Запишите числа -5, 0, 11, - 2 в порядке возрастания.

   а) 0, 12, -5, 11;          б) 11, 0, -2, -5;           в ) -5, -2, 0, 11.

Итоговая отметка:


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока в 6 классе по теме « Сложение рациональных чисел с разными знаками».

Разработка урока в 6 классе по математике Тема: « Сложение рациональных чисел с разными знаками»....

Урок математики 5 класс по теме "Умножение натуральных чисел "

Урок обобщить и систематизировать знания свойств умножения....

Конспект урока в 5 классе по теме Сравнение натуральных чисел

В курсе математики начальной школы учащиеся сравнивали натуральные числа. Поэтому эта тема не вызывает затруднений. Сформулированные правила совершенно очевидны для учащихся. Они просто ускоряют проце...

презентация к открытому уроку математики в 6 класс по теме "Сравнение рациональных чисел"

Презентация к открытому уроку математики в 6 класс по теме "Сравнение рациональных чисел" с элементами исследовательской и проектной деятельности учащихся...

Технологическая карта урока в 6 классе по теме: " Умножение рациональных чисел"

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА по учебному предмету «Математика» в 6 классе на тему: «Умножение рациональных чисел». Цель урока: создать условия для осмысления, повторения, закрепл...