Конспект урока по математике на тему «Пропорции» ( 6 класс)
план-конспект урока по математике (6 класс) на тему
Урок - путешествие по теме "Пропорции" позволяет повторить изученный материал в увлекательной форме.Путешествуя по предприятиям г.Волгограда обучающиеся решают задачи на прямую и обратную пропорциональные зависимости.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_proportsii.docx | 26.22 КБ |
Предварительный просмотр:
Заварыкина Наталья Николаевна,
учитель математики
МОУ СШ №92
г. Волгограда
Конспект урока по математике на тему
«Пропорции» ( 6 класс)
Тип урока: обобщения и систематизации знаний (урок – путешествие)
Цели урока:
- повторение изученного материала по теме «Пропорции»,
- выработка умений и навыков в применении основного свойства пропорции при решении задач на прямую и обратную пропорциональные зависимости
Задачи урока:
Образовательные:
- Закрепление основного пропорции
- Формирование умений и навыков в нахождении неизвестного члена пропорции, в решении задач на прямую и обратную пропорциональные зависимости
Развивающие:
- Развитие познавательного интереса;
- Развитие логического мышления, памяти, внимания;
Воспитательные:
- Воспитание активности;
- Привитие учащимся навыков самостоятельной работы;
- Воспитание настойчивости в достижении цели
Ход урока.
Учитель. Пройдет еще пять лет и вы закончите среднюю школу. Перед вами станет вопрос: какую профессию выбрать? Профессий много, как же тут разобраться? Вы уже знакомы с профессиями своих родственников, с профессией учителя. Но существует еще много интересных профессий. Чтобы узнать как можно больше о них, на наших уроках мы можем путешествовать, встречаясь с людьми разных профессий, с различных предприятий, знакомиться с продукцией этих предприятий. Сегодня мы с вами отправляемся в поездку по некоторым местам нашего города. Путешествуя, выясним, как вы усвоили тему «Пропорции». Ведь данная тема служит основой для решения многих задач практического характера. С задачами, решение которых сводится к составлению пропорций, встречаются люди любой профессии. Итак, в путь!
Карта путешествия ( Слайд 2)
Школа – Университет – Хлебозавод – Волгострой – Сахарный завод - Школа
I.Станция «Университет»
Учитель. Внимание. На нашем пути студенческий городок. Заглянем в одну из аудиторий университета. Здесь идет конференция по истории математики.
1.Историческая справка (сообщение ученика)
Ученые в Древней Греции не признавали дробных чисел и из-за этого у них возникали затруднения с измерением величин. Пришлось греческим ученым придумывать способ , как обходиться в науке без того, чтобы выражать длины, площади, и объемы числами. Так было создано учение об отношениях величин, о равенстве таких отношений. (Слайд 3) Равенство двух отношений стали потом называть латинским словом «пропорция». С пропорциями имели дело строители уже в Древнем мире. Правильное соотношение размеров возводимых ими дворцов и храмов придавало этим зданиям ту необыкновенную красоту, которая и сегодня восхищает нас. (Слайд 4) Учитель. А в другой аудитории идет практическое занятие. Давайте примем в нем участие.
2.Работа по карточкам. Два человека работают на откидных досках, остальные работают устно.
Карточка 1 | Карточка 2 |
Найти неизвестный член пропорции: а6 : 3 = у : 1 б) 6,4 : (х + 0,3) = 1 : | Найти неизвестный член пропорции: а5 : 1 б) 3,5 : 0,4 = х : 1 |
Ответы: а) у = 3 б) х= 2,7 | Ответы: а) у = 1 б) х = 20 |
3.Устная работа (Слайд 5)
1.Какие из данных равенств являются пропорциями? Почему?
а) 30 : 5 = 18 : 3
б)2,5 : 0,5 = 4 + 1
в) 1,5 : 0,3 = 5 : 1
г) 18 : 3 = 36 : 4
2.Назовите крайние и средние члены пропорций.
3.Из чисел 4,2,5,10 составьте пропорцию. Как из данной пропорции получить верную пропорцию?
4.Проверьте, правильно ли найден неизвестный член пропорции:
45 : 15= у : 9
у = у = 27
Как найти неизвестный средний член пропорции?
Как найти неизвестный крайний член пропорции?
Учитель. Так как следующие станции связаны с решениями задач практического характера, давайте ответим на следующие вопросы.(Слайд 6)
- Какие величины называются прямо пропорциональными?
- Какие величины называются обратно пропорциональными?
- Приведите примеры прямо пропорциональных величин.
- Приведите примеры обратно пропорциональных величин.
- Приведите примеры величин, не являющихся пропорциональными.
II. Станция «Хлебозавод» ( Слайд 7)
Один ученик решает у доски с объяснением.
Задача.
При выпечке хлеба из килограмма ржаной муки пекарь получает
1,4 кг хлеба. Сколько килограммов муки расходуется на выпечку 21 ц хлеба?
Решение.
Пусть х кг муки расходуется а выпечку 21 ц хлеба.
1 кг муки - 1,4 кг хлеба
↓ х кг муки - 2100 кг хлеба↓
Прямая пропорциональность
1 : х = 1,4 : 2100
х= х = 1500 Ответ: 1500 ц
Учитель. О какой профессии мы узнали из этой задачи?
III. Станция «Волгострой» (Слайд 8)
Два ученика решают самостоятельно у доски, остальные самостоятельно с последующей проверкой.
Задача. Пять каменщиков могут закончить работу за 9 дней. Инженер попросил ускорить работу и для этого добавил еще 10 каменщиков. За какое время они закончат работу, считая, что все каменщики будут работать с одинаковой производительностью?
Решение.
Пусть за х дней каменщики закончат работу.
5 каменщиков - 9 дней
↑15 каменщиков - х дней↓
Обратная пропорциональность
15 : 5 = 9 : х
15* х = 5 *9
х= 3 Ответ: за 3 дня.
Каким свойством пользовались при решении задачи? Сформулируйте.
Учитель. В какой организации мы с вами побывали? Чем занимается эта организация? С какими профессиями мы познакомились?
Физминутка (Слайд 9)
Много ль надо нам, ребята,
Для умелых наших рук?
Нарисуем два квадрата,
А на них огромный круг,
А потом еще кружочек,
Треугольный колпачок.
Вот и вышел очень, очень
Развеселый чудачок.
(Дети рисуют в воздухе геометрические фигуры.)
IV. Станция «Сахарный завод» (Слайд 10)
Один ученик решает у доски с объяснением.
Задача. В сахарной свекле содержится 18,5% сахара. Сколько сахара
содержится в 50 т сахарной свеклы?
Решение. Пусть х т сахара содержится в 50 т сахарной свеклы.
50 т свеклы - 100 % свеклы
↓х т сахара - 18,5 % сахара↓
100 х = 50 *18,5
х = 9,25 Ответ: 9,25 т
Работа с плакатом (Слайд 10)
Краткая запись задачи | Краткая запись обратной задачи |
50 т свеклы - 100 % свеклы Х т сахара - 18,5 % сахара | 50 т свеклы - 100 % свеклы Х т сахара - 18,5 % сахара |
По краткой записи обратной задачи сформулируйте условие.
Где мы с вами были? Какой продукт там изготавливается? Из чего получается сахар?
V. Самостоятельная работа (Слайд 12)
По итогам путешествия предлагается самостоятельная работа с взаимопроверкой учениками в конце урока (Слайд 13)
Вариант 1 1.Найти неизвестный член пропорции: а) 2,8 : 3,2 = 2,1 : х б) у : 1/3 = 3/4 : 1/2. 2. Решите задачу. На 20 км пути автомашина расходует 3,2л горючего Сколько горючего автомашина израсходует на 50 км пути? | Вариант 2 1.Найти неизвестный член пропорции: а) у : 2,1 = 4,5 : 3,5 б) х : 7/18= 2/3 : 7/9. 2. Решите задачу. Участок клубники 24 человека пропололи за 6 дней. За сколько дней выполнят ту же работу 36 человек, если будут работать с такой же производительностью? |
VI. Подведение итогов урока
Задание на дом.
Придумать две новые станции, составить к ним две задачи и решить их.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по математике в 5-м классе по теме "Обыкновенные дроби"
Данная тема по программе любого действующего учебника по математике из Федерального комплекта.Тип урока: Урок обобщения и систематизации, проводимый в форме урока – путешествия....
Конспект урока по математике в 6-ом классе "Дробные выражения"
Урок изучения, закрепления и первичной проверки знаний.Цель: - рассмотреть дробные выражения, нахождение значения дробного выражения;- закрепление знаний, умений, навыков решения задач на нахожд...
Конспект урока по математике "Площадь прямоугольника" 5 класс
Урок систематизации и обобщения заний по теме "Площадь прямоугольника". Урок составлен в соотвествии с требованиями ФГОС....
Методическая разработка урока математики по теме "Пропорция" 6 класс
Первый урок по данной теме....
Урок математики по теме «Пропорции», 6 класс
Современный урок математики по теме "Пропорции", проведенный в 6 классе, с учетом требовоний ФГОС...
Конспект урока математики по теме "Пропорция" 6 класс
Класс: 6Предмет: математикаТема: прямая и обратная пропорциональные зависимости. Цели урока:Дидактическая:Обеспечить закрепление понятий прямой и обратной пропорциональных велич...
Конспект урока по математике на тему "Пропорции"
Тема: ПропорцииТип урока: Урок формирования и применения знаний, умений, навыковЦель урока: Продолжить изучать свойства пропорции, решать уравнения с помощью пропорции.Задачи: Формировать навык ...