ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО МАТЕМАТИКЕ НА УРОКАХ И ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
статья по математике по теме

Жукова Любовь Михайловна

Во все времена школа, помимо обучения детей основам наук, выполняла и важнейшую задачу подготовки учащихся, к самостоятельной жизни в обществе. В связи с переходом к новым образовательным стандартам учитель призван не только сформировать у учеников системные знания, но и научить применять усвоенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни, создать условия для всестороннего развития личности. Поэтому сегодня в центре внимания находится исследовательская деятельность.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО МАТЕМАТИКЕ НА УРОКАХ И ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Жукова Любовь Михайловна, учитель математики,  МБОУ СОШ №12 с углубленным изучением отдельных предметов «Центр образования», г. Серпухов.

        Во все времена школа, помимо обучения детей основам наук, выполняла и важнейшую задачу подготовки учащихся, к самостоятельной жизни в обществе. В связи с переходом к новым образовательным стандартам учитель призван не только сформировать у учеников системные знания, но и научить применять усвоенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни, создать условия для всестороннего развития личности. Поэтому сегодня в центре внимания находится исследовательская деятельность.

        Внедрение проектно-исследовательской деятельности на уроках и во внеурочное время приводит к развитию  творческого потенциала и природных способностей учащихся; созданию условий для обретения каждым учеником универсальных умений и навыков деятельности; созданию ситуации «успеха»; подготовке ребят к жизни в современном мире, которому свойственно наличие проблемных ситуаций в различных сферах деятельности человека.

Проектная деятельность учащихся сейчас получила такое распространение и развитие, что, наверное, нет школы, где бы ею не занимались. Мы, учителя, давно применяем  ее на уроках и во внеурочное время:

- творческие работы по теме: «Координатная плоскость» (математика 6 класс);

- изготовление моделей многогранников (геометрия 10 класс);

- исторические справки на уроках;

- исследование свойств различных многоугольников (геометрия 7-9 класс);

- исследование свойств функций (алгебра);

- подготовка рефератов и выступление о жизни великих математиков (неделя математики);

- презентации на различные темы.

Все-таки необходимо отметить, что проект - это особый вид целенаправленной, познавательной, интеллектуальной, в целом самостоятельной деятельности учащихся, осуществляемой под гибким руководством учителя, преследующего конкретные дидактические цели, направленной на решение творческой, исследовательской, личностно или социально значимой проблемы и на получение конкретного результата в виде материального и/или идеального продукта.

         Организуя работу над проектом на уроках математики очень важно соблюсти несколько условий: 

  1. Тематика проектов должна быть известна заранее. Учащиеся должны быть ориентированы на сопоставление и сравнение некоторых фактов, фактов из истории математики и жизни ученых математиков, подходов и решений тех или иных проблем. Желательно чтобы ученик или группа выбрала тему самостоятельно.
  2. Проблема, предлагаемая ученикам, формулируется так, чтобы ориентировать учеников на привлечение фактов из смежных областей знаний и разнообразных источников информации.
  3. Необходимо вовлечь в работу над проектом как можно больше учеников класса, предложив каждому задание с учетом уровня его математической подготовки.

Выделяется несколько видов проектов по математике:

а) исследовательские. Такие проекты требуют хорошо продуманной структуры, обозначенных целей, актуальности проекта для всех участников, продуманных методов, в том числе экспериментальных и опытных работ, методов обработки результатов. Пример: проекты для старшеклассников: эссе, исследовательские работы.

б) творческие. Такие проекты, как правило, не имеют детально проработанной структуры, она только намечается и далее развивается, подчиняясь логике и интересам участников проекта. Пример: газета, видеофильм, подготовка выставки.

в) игровые. В таких проектах структура также только намечается и остается открытой до окончания проекта. Участники принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием проекта. Это могут быть литературные персонажи или выдуманные герои, имитирующие социальные или деловые отношения, осложняемые придуманными участниками ситуациями. Результаты таких проектов могут намечаться в начале проекта, а могут вырисовываться лишь к его концу. Степень творчества здесь очень высокая, но доминирующим видом деятельности все-таки является ролево-игровая, приключенческая. Пример: сценарий праздника, фрагмент урока, кроссворды.

г) информационные проекты. этот тип проектов изначально направлен на сбор информации о каком-то объекте, ознакомление участников проекта с этой информацией, ее анализ и обобщение фактов, предназначенных для широкой аудитории. Пример: различные сообщения, доклады.
По продолжительности подготовки:  Краткосрочный, средней продолжительности , долгосрочный . По количеству участников: Индивидуальный,  работа в парах, групповой (4-6 человек)
По методу: Творческий,  исследовательский,  информационный (ознакомительно-ориентированный).

        В последнее время в нашу жизнь прочно вошли научно-практические конференции школьников и студентов. В которых мы с учениками ежегодно принимаем участие. При подготовке к конференциям важно соблюсти все этапы работы над проектом. Необходимо отметить, что метод проектов может принести пользу только при правильном его применении, хорошо продуманной структуре осуществляемых проектов и личной заинтересованности всех участников проекта в его осуществлении.

       Этапы  работы над проектом.

  1. Подготовка

Содержание работы: Определение темы и целей проекта, его исходного положения. Подбор рабочей группы.

Деятельность  учащихся: Обсуждают тему проекта с учителем и получают при необходимости дополнительную информацию.

 Деятельность учителя: Знакомит со смыслом проектного подхода и мотивирует учащихся. Помогает в определении цели проекта. Наблюдает за работой учеников.

  1. Планирование

Содержание работы:

а) Определение источников необходимой информации.

б) Определение способов сбора и анализа информации.

в) Определение способа представления результатов (формы проекта)

г) Установление процедур и критериев оценки результатов проекта.

д) Распределение задач (обязанностей) между членами рабочей группы

Деятельность  учащихся:Формируют задачи проекта. Вырабатывают план действий. Выбирают и обосновывают свои критерии успеха проектной деятельности.

Деятельность учителя:Предлагает идеи, высказывает предположения. Наблюдает за работой учащихся

  1. Исследование

Содержание работы:

а) Сбор и уточнение информации (основные инструменты: интервью,  опросы, наблюдения, эксперименты и т.п.)

б) Выявление («мозговой штурм») и обсуждение альтернатив, возникших в ходе выполнения проекта.

в) Выбор оптимального варианта хода проекта.

г)  Поэтапное выполнение исследовательских задач проекта.

Деятельность  учащихся: Поэтапно выполняют задачи проекта.

Деятельность учителя: Наблюдает, советует, косвенно руководит деятельностью учащихся.

  1. Выводы

Содержание работы: Анализ информации. Формулирование выводов 

Деятельность  учащихся: Выполняют исследование и работают над проектом, анализируя информацию. Оформляют проект.

Деятельность учителя: Наблюдает, советует (по просьбе учащихся)

  1. Представление (защита) проекта и оценка его результатов

Содержание работы: Подготовка отчета о ходе выполнения проекта с объяснением полученных результатов (возможные формы отчета: устный отчет, устный отчет с демонстрацией материалов, письменный отчет). Анализ выполнения проекта, достигнутых результатов (успехов и неудач) и причин этого.

Деятельность  учащихся: Представляют проект, участвуют в его коллективном самоанализе и оценке.

Деятельность учителя: Слушает, задает целесообразные вопросы в роли рядового участника. При необходимости направляет процесс анализа. Оценивает усилия учащихся, качество отчета,  креативность, качество использования источников, потенциал продолжения проекта.

Очень важно организовать промежуточные обсуждения полученных данных в группах на уроках или занятиях в научном обществе. Раз в четверть или в триместр участник проекта докладывает о промежуточных результатах. Это позволяет организовать планомерную работу учащихся над проектом. Обычно проводится предзащита проекта, где высказываются замечания, даются советы по окончательному оформлению результатов.

        Проектная технология, способная развить у обучающегося важнейшие компетенции: общенаучную; информационную; познавательную; коммуникативную; ценностно-смысловую; социальную; стремление личностного самосовершенствования.

Преимущества проектной деятельности в школе налицо:
1. В корне меняются отношения «учитель – ученик»:
- ученик определяет цель деятельности – учитель помогает ему в этом;
- ученик открывает новые знания – учитель рекомендует источники знаний;
- ученик экспериментирует – учитель раскрывает возможные формы и методы эксперимента, помогает организовывать познавательно-трудовую деятельность;
- ученик выбирает – учитель содействует прогнозированию результатов выбора;
- ученик активен – учитель создает условия для проявления активности;
- ученик субъект обучения – учитель партнер;
- ученик несет ответственность за результаты своей деятельности – учитель помогает оценить полученные результаты и выявить способы совершенствования деятельности.
2. Педагог имеет возможность использовать разные дидактические подходы.
3. По мере выполнения работы интерес к предмету у учащихся возрастает.
4. Проекты сплачивают детей, развивают коммуникабельность, умение работать в команде и ответственность за совместную работу.
5. Проектная деятельность позволяет учиться на собственном опыте и опыте других.
6. Видимый результат деятельности приносит огромное удовлетворение учащимся и может даже повысить самооценку и веры в свои силы.
7. Часто результат деятельности представляется в форме презентации, что позволяет учащимся повышать уровень ИКТ-компетенции.

         Однако, без сомнения, в ходе проектной деятельности возникают определенные проблемы:

Работа над проектом объемная, кропотливая, поэтому возникает проблема перегрузки учащихся. Дети – люди увлекающиеся, поэтому работу начинают с желанием, энтузиазмом, но, сталкиваясь с трудностями (большой объем информации, которую нужно найти, проанализировать, систематизировать, провести исследования), могут бросить работу над проектом. Самая большая проблема для учителя – не превратиться в ментора, диктующего свое мнение, или взвалить на себя всю работу, оставив детям самый минимум.
Пути разрешения обозначенных проблем:

1. Четко определить объем и временные рамки проекта, не «давить» на учащихся.
2. Терпеливо анализировать причины неудач вместе с детьми.
3. Оказывать помощь в работе с компьютером, помогать с оформлением работы.
4. Предоставить учащимся возможность работать максимально самостоятельно, встать в позицию старшего друга, соратника.
5. Привлечь для работы над проектом родителей, консультантов.

      Ориентация образовательного стандарта на результат делает главной целью образования развитие личности обучающегося на основе освоения различных способов действий, формирование у него умения ориентироваться в больших объемах информации, ставить образовательные цели, оценивать полученный результат, а в конечном итоге – умения учиться.

        Реализация проектного   метода  на практике ведет к изменению позиции   учителя. Из носителя готовых знаний он превращается в организатора познавательной деятельности своих учеников. Меняется и психологический климат на уроке, так как учителю приходится переориентировать свою учебно-воспитательную работу. Из авторитетного источника информации преподаватель становится соучастником исследовательского, творческого процесса, наставником, консультантом, организатором самостоятельной деятельности учащихся. В этом я вижу основной результат своей работы.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Романовская. М. Б. Метод проектов в образовательном процессе / Романовская М. Б. // Завуч: управление современной школой. - 2007. - N 1. - С. 118-143; N 3. - С. 121-141

2. Худин А. Н. Проектная и исследовательская деятельность в профильном обучении / Худин А. Н. // Завуч. - 2006. - N 6. - С. 116-124

3. Новикова Т.Н. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности. // Народное образование. - 2000. -  № 7 – с. 103-115


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование технологии проектного и исследовательского обучения на уроках и во внеурочной деятельности (ФГОС основная школа)

Ведущее место среди методов, обнаруженных в арсенале мировой и отечественной педагогической практики, принадлежит сегодня   методу проектов. В основу метода проектов положена идея о...

Организация научно – исследовательской работы учащихся по математике на уроках и во внеурочной деятельности

Отчет о работе над методической темой представлен в виде сообщения и сопровождающей презентации...

«Организация внеурочной деятельности: модель организации работы школы по реализации внеурочной деятельности в 5-х классах»

В рамках перехода на новые образовательные стандарты актуальным является вопрос  формирования модели построения внеурочной деятельности, ее специфики, основанной на   взаимосвязи внутре...

Использование игровых технологий на уроках и во внеурочной деятельности по математике

Многих педагогов занимает вопрос: почему дети приходят в школу с огромным желанием учиться, а через несколько лет этот огонек угасает? Что нужно сделать, чтобы этого не случилось? Наверное, дать почув...

РАЗВИТИЕ МОТИВАЦИИ УЧАЩИХСЯ ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ К ИЗУЧЕНИЮ МАТЕМАТИКИ НА УРОКАХ И ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Любому обществу нужны одаренные люди, но, к большому сожалению, далеко не каждый человек способен развивать свои способности. Одной из основных целей современного образования является гармоничное разв...

Применение здоровьесберегающих технологий на уроках ИЗО и во внеурочной деятельности. Формирование УУД в художественном обрвзовании, во внеурочной деятельности духовно-нравственной и направленности. Используемые педагогические методики.

Представление опыта рабботы на уроках изобразительного искусства. Доклад включает в себя примеры практического применения современных педагогических технологий на уроках и во внеурочной деятельности. ...

Современные воспитательные технологии в работе учителя математики на уроке и во внеурочной деятельности

Любой урок математики несет в себе огромный воспитательный потенциал, и поэтому на учителя возлагается большая ответственность, чтобы не навредить ребенку. Методически правильно построенный урок воспи...