Математика 2 класс Взаимное расположение фигур на плоскости
методическая разработка по математике на тему
Математика 2 класс Взаимное расположение фигур на плоскости
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
matem_2a_vzaimnoe_raspolozhenie_figur_na_ploskosti.docx | 148.76 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта
урока математики во втором классе
«Взаимное расположение фигур на плоскости»
Тема | Взаимное расположение фигур на плоскости. |
Цели | Образовательные:
Способствовать развитию математической речи, оперативной памяти, произвольного внимания, наглядно-действенного мышления. Воспитывать сознательное отношение к учебе, культуру поведения при фронтальной работе, индивидуальной работе, работе в парах. Формировать УУД: - Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. - Регулятивные УУД: умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение. - Коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им. - Познавательные УУД: умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. |
Планируемый результат | Предметные: Знать и различать геометрические фигуры; владеть основами математической речи. Уметь: характеризовать расположение фигур на плоскости, находить общую часть пересекающихся фигур. Использовать модели:
Решать учебные и практические задачи: - уметь использовать полученные математические знания для описания и объяснения различных процессов и явлений окружающего мира. Личностные: Уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности. Метапредметные: Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение (Регулятивные УУД). Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им (Коммуникативные УУД). Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке, создавать моделей изучаемых объектов с использованием знаково-символических' средств. (Познавательные УУД). |
Основные понятия | Геометрические фигуры, плоскость |
Межпредметные связи | Математика, физическая культура |
Ресурсы: - основные - дополнительные | Математика: 2 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. Ч. 1, 2 / В.Н. Рудницкая, Т.В. Юдачева. - М.: Вентана-Граф, 2012. - (Начальная школа XXI века). Учительская презентация «Взаимное расположение фигур на плоскости», спортивный инвентарь, материалы для проведения практической работы, перьевые ручки и чернила |
Организация пространства | Фронтальная работа, работа в группах, в парах |
Технология проведения | Деятельность учеников | Деятельность учителя | Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов | Планируемые результаты | |
Предметные | УУД | ||||
I. Мотивация к учебной деятельности(3мин) Цели: - Приветствовать друг друга, повторить требования к ученику; Создать условия и положительный настрой для возникновения у учеников заинтересованности и внутренней потребности включения в учебную деятельность; Познакомить с порядком деятельности на уроке. Выполнить дыхательную гимнастику. | Здороваются и желают удачи друг другу Повторяют правила поведения на уроке математики. Дежурный ученик проводит дыхательную гимнастику, остальные ученики выполняют. Подходят к доске и , поднимаясь на носочки, достают с сенсорных крестов конверты со своими именами. Запоминают порядковый номер конверта. | Здоровается с детьми и желает им удачи. Делает дополнения и пояснения (при необходимости) по требованиям к ученику со стороны учебной деятельности. Дает указание для начала дыхательной гимнастики. Выводит на экран фотографию луга (экологическое панно) Знакомит с порядком работы на уроке (конверты с именами учащихся), вращает сенсорные кресты Дает указания, чтобы учащиеся разобрали конверты со своими именами. Объясняет , что ученики по очереди выходят к доске, проходят по массажному ковру, встают за конторку, знакомят учащихся с заданием, указанным в конверте, и выполняют их, стоя за конторкой. Создаёт условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность. | Организационный этап.
Выполнение дыхательной гимнастики. - Посмотрите на экран, представьте, что вы на этом лугу. Закройте глаза и вдыхайте аромат цветов этого луга. -Ребята, на двух сенсорных крестах вы видите конверты, на которых написаны ваши имена. Постарайтесь найти свое имя, когда кресты будут вращаться. - Подойдите к нужному кресту и , встав на носочки, возьмите свой конверт . -Вернитесь на свое рабочее место и посмотрите номер, под которым вы будете выходить к доске. Конверты заранее Каждый ученик, выходящий к доске, проходит по массажному ковру, встает за конторку, знакомит учащихся с заданием, указанным в конверте, и выполняет это задание, стоя за конторкой. - Сегодня вы должны работать очень внимательно, и каждый из вас будет на несколько минут учителем. | Уметь совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им (Коммуникативные УУД). Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД). Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя (Познавательные УУД). Умение слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД). Уметь проговаривать последовательность действий на уроке (Регулятивные УУД). Установка на здоровый образ жизни | |
II.Актуализация знаний (1 мин) Цели: -организовать актуализацию знаний , умений и навыков, которые необходимы обучащимся для ознакомления с новым материалом;
| Ученик 1 проходит по массажному ковру, встает за конторку и читает вопросы из конверта № 1. Ученики отвечают. | Следит за порядком в классе и правильностью ответов учащихся. | - Посмотрите вокруг. Найдите в классе предметы, которых здесь не должно быть. (обручи и гимнастические палки) -Для чего эти предметы нужны? (Эти предметы нужны для занятия спортом, гимнастикой) - Какую форму они имеют? (Обруч имеет форму окружности, а гимнастическая палка – отрезка). -Продолжите пословицу: В здоровом теле …(здоровый дух) | Предметные: Знать и различать: геометрические фигуры | Уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую (Познавательные УУД). Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативное УУД). Уметь проговаривать последовательность действий на уроке; высказывать своё предположение (Регулятивные УУД). Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя (Познавательные УУД). Установка на здоровый образ жизни |
III. Формулирование темы урока, постановка цели (5 мин) Цели: -организовать формулирование темы и постановку цели урока; | Ученик 1 продолжает знакомить учащихся с заданиями из конверта Учащиеся выполняют задания: берут обручи и гимнастические палки, под музыку двигаются, встают парами, образовав фигуру с экрана. Ученик 2 проходит по массажному ковру, встает за конторку и читает вопросы из конверта № 2. Ученики отвечают. Ученики находят листочки со словами темы и составляют на доске тему урока. Далее формулируют цели урока. | Меняет слайды на экране. Включает и выключает музыку. Учитель комментирует взаимное расположение фигур на данном слайде. Следит за порядком в классе и правильностью ответов учащихся. | -Попрошу всех встать, взять обруч или гимнастическую палку. Под музыку вы двигаетесь. Как только музыка останавливается, встаете в пары для изображения фигуры, изображенной на слайде. Звучит музыка. Останавливается. Дети делятся на пары и образуют фигуры. -Как расположены окружности? (пересекаются) -Как расположены отрезки? (пересекаются) Аналогично:
-Как расположены окружность и отрезок? (не пересекаются) -Как расположены окружность и отрезок? ( пересекаются) -Как расположены окружности? (не пересекаются) -Как расположены отрезки? (не пересекаются) -Как расположены окружность и отрезок? Сколько у них общих точек? (1 общая точка, пересекаются) Учитель: -В старших классах, когда фигуры имеют одну общую точку, вы будете говорить, что фигуры касаются друг друга. Конверт 2 -Как вы думаете, над какой темой мы будем работать сегодня? (взаимное расположение фигур на плоскости) -Найдите в классе листочки со словами и составьте тему урока. -Сформулируем цели урока. Продолжим фразы: -Мы познакомимся.. -Мы узнаем… -Мы вспомним… | Знать и различать геометрические фигуры; владеть основами математической речи. Уметь: характеризовать взаимное расположение отрезка и окружности | Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя (Познавательные УУД). Уметь добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке (Познавательные УУД). Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД). Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя (Регулятивные УУД). Уметь проговаривать последовательность действий на уроке (Регулятивные УУД). |
IV. Изучение нового (5 мин) Цель: - направить действия обучающихся на построение детьми нового способа действий (алгоритма) -уточнить тему урока. | Ученик 3 проходит по массажному ковру, встает за конторку и читает задания из конверта № 3. Делают пальчиковую гимнастику. Ученики открывают тетради и выполняют задания, отвечают на вопросы ученика 3 Проверяют работы в парах Ученик 4 проходит по массажному ковру, встает за конторку и читает задания из конверта № 4. Ученики делают гимнастику для глаз | Контролирует правильное оформление работы в тетради и уровень освоения нового материала. Следит за порядком в классе. | 3 конверт. -Разомнем руки перед письмом: На двери висит замок (руки в замке) Кто его открыть бы смог (пальчики тянем, не разжимая) Потянули (потянули) Покрутили (вращаем руки) Постучали (не разжимая , стучим основаниями ладоней) И – открыли (руки разжимаются ) -Откройте тетради и покажите на рисунке взаимное расположение прямой и окружности. -С правой стороны подпишите : «пересекаются» и «не пересекаются» -Что вы можете сказать о пересечении других фигур? (различные фигуры либо пересекаются, либо не пересекаются.) -Обменяйтесь работами и проверьте друг у друга 4 конверт . Гимнастика для глаз (по схемам универсальных символов) 1. Дадим отдохнуть глазам. Смотрим на потолок. Я называю цвета, а вы проводите по фигурам данного цвета глазами: синий, зеленый, красный, черный и т.д. (ускоряя темп) 2.Устремляем взгляд далеко в парк на макушки деревьев (раз два) , смотрим на подоконник и снова…(повтор) | Предметные: Знать и различать геометрические фигуры; владеть основами математической речи. Уметь: характеризовать предъявленный многоугольник (название, число вершин, сторон, углов), расположение фигур на плоскости, находить общую часть пересекающихся фигур.
| Уметь добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке (Познавательные УУД). Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД). Уметь работать по коллективно составленному плану (Регулятивные УУД). |
IV. Закрепление нового (15 мин). 1. Работа по учебнику Цель: - закрепить изученный материал, -организовать устранение и фиксирование преодоления затруднения | Ученик 5 проходит по массажному ковру, встает за конторку и читает задания из конверта № 5. Ученики выполняют задания | Следит за порядком в классе и правильностью выполнения заданий учащимися | 5 конверт. 1. Откройте учебник на стр. 93. №1. Прочитаем задание и выполним. №1Какие из данных лучей пересекаются? Поясни свой ответ (ВА пересекается с ОМ) Выполнение заданий № 3,4,6 | Знать и различать геометрические фигуры; владеть основами математической речи. Уметь: характеризовать расположение фигур на плоскости, находить общую часть пересекающихся фигур. | Уметь проговаривать последовательность действий на уроке (Регулятивные УУД). Уметь оформлять свои мысли в устной и письменной форме; слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД). |
V/ Физкультминутка (2 мин) | Ученик 6 проходит по массажному ковру, встает за конторку и читает задания из конверта № 6. Ученики выполняют общеразвивающие упражнения | Следит за порядком в классе и правильностью выполнения упражнений | 6 конверт -Мы засиделись . Надо отдохнуть. (Показывает учащимся общеразвивающие упражнения) | ||
VI. Контролирующее задание (15 мин) Цель: -организовать выполнение учащимися практической работы -выяснить и доказать, что пересечением треугольников может быть любая фигура (до шестиугольника включительно) | Ученик 7 проходит по массажному ковру, встает за конторку и читает задания из конверта № 7. Учащиеся выполняют практическую работу. Выполняют задание самостоятельно в тетради. Выполняют самопроверку по эталону. | Организует выполнение учащимися практической работы на новое знание. Организует проверку по эталону (на доске по очереди представители разных групп выполняют задания) Организует выявление места и причины затруднений, работу над ошибками. | 7 конверт. 1. Прочитаем правило на стр. 93 2.Давайте проверим правило. Выполним практическую работу группой. На темном листе приклеивают треугольники из кальки так , чтобы получались разные фигуры. (в приложении) | Знать и различать геометрические фигуры; владеть основами математической речи. Уметь: характеризовать расположение фигур на плоскости, находить общую часть пересекающихся фигур. | Уметь проговаривать последовательность действий на уроке Уметь выполнять работу по предложенному плану. Уметь вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок (Регулятивные УУД). Способность к прогнозтической самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД). |
VII. Рефлексия учебной деятельности на уроке (3 мин) Цели: - зафиксировать новое содержание урока; - организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности. | Ученик 8 проходит по массажному ковру, встает за конторку и читает задания из конверта № 8. Учащиеся выполняют Отвечают на вопросы учителя. Делают самооценку | Следит за порядком в классе и правильностью выполнения упражнений Организует фиксирование нового содержания. Организует рефлексию. Организует самооценку учебной деятельности. Благодарит за урок | 8 конверт 1. Подойдите к парте с перьями и чернилами. 2. Изобразите на листе то, как вы поняли тему урока (Как могут располагаться фигуры на плоскости?) 3. Нарисуйте смайлик, который характеризует ваше настроение на уроке Учитель: -Спасибо всем ребятам за урок.
. | Предметные: Знать и различать геометрические фигуры; владеть основами математической речи. Уметь: характеризовать расположение фигур на плоскости, находить общую часть пересекающихся фигур. | Уметь проговаривать последовательность действий на уроке (Регулятивные УУД). Уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки. (Регулятивные УУД). Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД). |
VIII/ Домашнее задание (1 мин) | Учитель записывает на доске домашнее задание и объясняет ее выполнение. | -выполнить практическую работу с любыми многоугольниками. |
http://www.chudesnayastrana.ru/palchikovie-igri.htm пальчиковая гимнастика
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс: "Аксиомы стереометрии. Взаимное расположение прямых в пространстве. Взаимное расположение прямой и плоскости"
Мастер-класс: "Аксиомы стереометрии. Взаимное расположение прямых в пространстве. Взаимное расположение прямой и плоскости", по УМК Е.В.Потоскуев, Л.И.Звавич....
Взаимное расположение прямых и плоскостей в пространстве. Углы между прямыми и плоскостями
Данные задачи могут быть использованы при изучении темы "Взаимное расположение прямых и плоскостей в пространстве. Углы между прямыми и плоскостями." Задачи представлены в табличной форме....
Взаимное расположение сферы и плоскости
Данная учебная презентация предназначена для изучения темы "Взаимное расположение сферы и плоскости" на уроках геометрии в основной школе. В презентации, в соответствии со школьной программой, рассмат...
Карточка "Взаимное расположение прямой и плоскости в пространстве"
Позволяет организовать блочное изучение этой темы, составить в ходе совместного заполнения опорный конспект, проверить знания учащихся....
Научно – методическая разработка по теме: «Методика изучения темы: «Взаимное расположение прямых и плоскостей в пространстве» в процессе обучения математике в профильных классах» Автор: учитель математики МОУ СОШ №2 г. Мглина Матвеенко В.Н.
НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ПОЛЕЗНА ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ, РАБОТАЮЩИХ В ПРОФИЛЬНЫХ КЛАССАХ . АПРОГРАММЫ ПОЛЕЗНЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ С 4 ЧАСАММ МАТЕМАТИКИ В НЕДЕЛЮ...
Методическая разработка урока « Стереометрия. Аксиомы стереометрии. Взаимное расположение прямых в пространстве. Взаимное расположение прямой и плоскости»
Методическая разработка урока по геометрии для групп первого курса социально-экономического профиля. Целью работы является познакомить с разделом геометрии: стереометрия; изучи...
математический диктант, 10 класс, взаимное расположение прямых, прямой и плоскости
математический диктант в двух вариантах...