Внеурочное занятие по математике 6 класс "Математические фокусы"
план-конспект занятия по математике (6 класс) на тему
· Вызвать у учеников интерес к математике, привить к ней любовь, развивать логическое мышление, внимание, вычислительные навыки
· Поднять настроение учащихся, воспитывать чувство коллективизма, ответственность, эстетичность
· Научить выполнению простейших математических фокусов
Скачать:
Предварительный просмотр:
Внеурочное занятие по математике для 6-Г класс «Математические фокусы».
Цель: Объяснить, что такое математические фокусы, зачем они нужны, научить детей нескольким из них.
Задачи:
- Вызвать у учеников интерес к математике, привить к ней любовь, развивать логическое мышление, внимание, вычислительные навыки
- Поднять настроение учащихся, воспитывать чувство коллективизма, ответственность, эстетичность
- Научить выполнению простейших математических фокусов
Ход занятия:
- Организационный момент.
- Ребята, а вы любите цирк? Что вам больше всего там нравится? - Хотите, я научу вас показывать фокусы? Но это будут не простые фокусы, а математические.
- Демонстрация математических фокусов
Я умею отгадывать задуманные вами числа.
- Задумайте число от 1 до 20
- Прибавьте к нему 5.
- Результат умножьте на 3.
- От того, что получилось, отнимите 15 и запомните ответ.
- Если вы назовете мне ответ, я скажу какое число вы загадали.
Секрет фокуса: названный ответ нужно разделить на 3. Получится число, задуманное зрителем. Почему?
Или:
- Задумайте число.
- Умножьте его на 2
- Прибавьте 4
- Умножьте на 4
- Отнимите 16
- Разделите на задуманное число.
- У всех получилось число 8. Почему?
Феноменальная память
Учитель пишет на листке очень длинный числовой ряд (22—26 чисел) и заявляет, что сможет по памяти перечислить все числа в ряду в том же порядке. Выполнив, можно повторить фокус, чтобы доказать, что числовой ряд абсолютно произвольный (в нем действительно не должно быть никакой закономерности).
Секрет фокуса: Все числа в ряду - всего-навсего хорошо знакомые номера телефонов (можно брать последние 4-7 чисел от каждого номера).
Интуиция, или магическая девятка
Один ученик (или все сразу) пишет число из 3 разных цифр, а рядом — число из этих же цифр, но в обратном порядке. Из большого числа вычитается меньшее. Не видя результата, учитель говорит, что в середине полученного ответа стоит девять (если в ответе двузначное число – то записать его в виде 0…). И действительно, девятка стоит, где и было предсказано учителем.
Секрет фокуса: Поскольку меняются местами только 1 и 3 цифры, то у большего числа, цифра в разряде единиц всегда будет меньше, значит, из разряда десятков нужно будет занять 1, а когда нужно будет вычитать десятки – из разряда сотен (чтобы понять – попробуйте решить столбиком). Например, 653-356=297.
Угаданный день рождения
Объявите зрителям, что вы сможете угадать день рождения любого незнакомого человека, сидящего в зале.
- Вызовите любого желающего и предложите ему умножить на 2 число дня своего рождения
- Затем пусть зритель сложит получившееся произведение и число 5,
- теперь пусть умножит на 50 полученную сумму.
- К этому результату необходимо прибавить номер месяца рождения (июль — 7, январь — 1)
- вслух назвать полученное число.
Через секунду вы называете день и месяц рождения зрителя.
Секрет этого математического фокуса.
Все очень просто. В уме от того числа, которое назвал зритель, отнимите 250.
У вас должно выйти трехзначное или четырехзначное число. Первая и вторая цифры — день рождения, две последние — месяц.
Феномен шахматной доски
Предложите зрителям внимательно посмотреть на шахматную доску, изготовленную из плотного картона, — в ней нет абсолютно ничего необычного. Предложите подсчитать количество квадратных единиц; их, естественно, будет 8 х 8=64. А теперь на глазах у зрителей разрежьте картонную шахматную доску ножницами строго по диагонали и полученные части сдвиньте. Теперь нужно отрезать небольшой треугольник, выступающий в правом верхнем углу и подставить его на свободное место в левом нижнем углу: получился прямоугольник в 7 х 9 квадратных единиц. Первоначальная площадь, как мы помним, равнялась 64 квадратным единицам, теперь же она почему-то уменьшилась на одну квадратную единицу. Куда исчезла у всех на глазах одна недостающая единица?
Секрет фокуса:
Ответ состоит в том, что наша диагональная линия проходит несколько ниже левого нижнего угла клетки, находящейся в правом верхнем углу доски. Благодаря этому отрезанный треугольник имеет высоту, равную не единице, а единице плюс одна седьмая, и, таким образом, высота равна не 9, а 9 плюс одна седьмая единицы. Увеличение высоты на одну седьмую почти незаметно, но, будучи принято в расчет, оно приводит к требуемой площади прямоугольника в 64 квадратные единицы. Так что на самом деле площадь остается прежней. Парадокс становится еще более поразительным, если вместо шахматной доски взять просто квадратный лист бумаги без клеток, так как в первом случае при внимательном изучении обнаруживается неаккуратное смыкание клеток вдоль линии разреза.
Хитрость с листом бумаги.
Скажите, что вы сможете пройти сквозь обыкновенный лист бумаги, имея только этот лист и ножницы, и предложите зрителям разгадать секрет и продемонстрировать “прохождение”. (Сложите лист пополам и сделайте надрезы так, как показано на рисунке. После этого лист превратится в большое кольцо, сквозь которое вы легко пройдете.)
Хитрость с фигуркой из бумаги.
Поставьте на стол фигурку из бумаги, изображенную на рисунке 2 и предложите зрителям, внимательно рассмотрев ее сделать такую же. Но в руки ее брать нельзя и клеить ничего нельзя!
(Лист плотной бумаги согнуть по пунктирной линии и надрезать по сплошным линиям; заштрихованную часть повернуть на 180? вокруг сгиба и поставить фигурку так, чтобы с каждой стороны было по одной узкой и одной широкой ножке.)
- Итог занятия.
Найдите и научитесь сами показывать математические фокусы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
внеурочная занятость по математике
ПрограммаНаучно – позновательного часапо математике«Математика. ГИА. От простого к сложному.»для 9 классавсего 34часов (1 ч. в неделю)...
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ внеурочных занятий по математике «А ну-ка, посчитай!!!»
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ внеурочных занятий по математике «А ну-ка, посчитай!!!» 1 час в неделю, 34 часа вгод...
Внеурочное занятие по математике "С математикой за столом"
Внеурочное занятие по математике «С математикой за столом»Задачи:— формирование представления о важности здорового питания как обязательной составляющей ежедневного рациона питания;— Рассмотреть взаим...
Методическая разработка внеурочного занятия по математике «МАТЕМАТИКА БЕЗ ФОРМУЛ»
Развитие личностных, регулятивных, коммуникативных и познавательных универсальных учебных действий; раскрытие способностей и поддержка одарённости обучающихся; организация интеллектуальных и творчески...
Рабочая программа внеурочных занятий по математике в 6 классе "Занимательная математика"
Рабочая программа внеурочных занятий по математике в 6 классах "Занимательна математика" рассчитана на 1 час занятий в неделю.Всего 35 занятий в год....
Внеурочное занятие по математике для 8-9 классов.Викторина-игра по математике для 8-9 классов
Викторина-игра для использования во внеурочной деятельности, на неделе математики....
Внеурочное занятие по математике «Математика в профессиях»
открытый урок по внеурочной деятельности по формированию математической грамотности в 9 классе...