элективный курс
элективный курс по математике (11 класс) на тему

Гильмутдинова Ильза Маснавиевна

элективный курс для 10-11 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon elektiv_10-11_matem.doc173 КБ

Предварительный просмотр:

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА ПО ПРЕДМЕТУ «МАТЕМАТИКА»

«РЕШЕНИЕ  ЗАДАЧ  ПОВЫШЕННОЙ  ТРУДНОСТИ»

для 10- 11 класса

учителя математики первой квалификационной категории  Гильмутдиновой Ильзы Маснавиевны 

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

В результате изучения элективного курса ученик должен

знать/понимать

  • значение математической науки для решения задач, возникающих в теории и практике; широту и ограниченность применения математических методов к анализу и исследованию процессов и явлений в природе и обществе;
  • значение практики и вопросов, возникающих в самой математике, для формирования и развития математической науки;
  • значение идей, методов и результатов алгебры и математического анализа для построения моделей реальных процессов и ситуаций;
  • возможности геометрии для описания свойств реальных предметов и их взаимного расположения;
  • универсальный характер законов логики математических рассуждений, их применимость в различных областях человеческой деятельности;
  • различие требований, предъявляемых к доказательствам в математике, естественных, социально-экономических и гуманитарных науках, на практике

ФУНКЦИИ И ГРАФИКИ

уметь

- уметь выполнять действия с функциями и строить графики с  модулем и параметром;

  • описывать по графику и по формуле поведение и свойства функций;
  • решать уравнения, системы уравнений, неравенства, используя свойства функций и их графические представления;

- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для описания и исследования с помощью функций реальных зависимостей, представления их графически; интерпретации графиков реальных процессов

НАЧАЛА МАТЕМАТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА

уметь

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для решения геометрических, физических, экономических и других прикладных задач, в том числе задач на наибольшие и наименьшие значения с применением аппарата математического анализа;

УРАВНЕНИЯ И НЕРАВЕНСТВА

уметь

  • решать уравнения и неравенства с параметрами и модулями;
  • решать текстовые задачи с помощью составления уравнений, и неравенств, интерпретируя результат с учетом ограничений условия задачи;
  • находить приближенные решения уравнений и их систем, используя графический метод;
  • решать уравнения, неравенства и системы с применением графических представлений, свойств функций;

ГЕОМЕТРИЯ

уметь

  • соотносить плоские геометрические фигуры и трехмерные объекты с их описаниями, чертежами, изображениями; различать и анализировать взаимное расположение фигур;
  • изображать геометрические фигуры и тела, выполнять чертеж по условию задачи;
  • решать геометрические задачи, опираясь на изученные свойства планиметрических и стереометрических фигур и отношений между ними, применяя алгебраический и тригонометрический аппарат;
  • проводить доказательные рассуждения при решении задач, доказывать основные теоремы курса;
  • вычислять линейные элементы и углы в пространственных конфигурациях, объемы и площади поверхностей пространственных тел и их простейших комбинаций;
  • применять координатно-векторный метод для вычисления отношений, расстояний и углов;
  • строить сечения многогранников и изображать сечения тел вращения;

- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • исследования (моделирования) несложных практических ситуаций на основе изученных формул и свойств фигур;
  • вычисления длин, площадей и объемов реальных объектов при решении практических задач, используя при необходимости справочники и вычислительные устройства.

СОДЕРЖАНИЕ ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА «РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ ПОВЫШЕННОЙ ТРУДНОСТИ»

Перечень и название раздела и тем курса

Краткое содержание учебной темы

Количество  часов

ГЕОМЕТРИЯ

Решение планиметрических задач

 Три основных метода решения геометрических задач: геометрический; алгебраический; комбинированный. Анализ и синтез. Метод восходящего анализа. Дополнительные методы и приемы решения задач.

Конструктивное и аксиоматическое определения понятия площади. Аксиомы площади. Различные формулы площади треугольника; четырехугольников. Площадь произвольного четырехугольника. Экстремальные свойства площади многоугольника. Метрические соотношения между длинами хорд, отрезков касательных и секущих. Свойства дуг и хорд. Свойства вписанных углов. Углы между хордами, касательными и секущими. Четырехугольники, вписанные и описанные около окружности. Теорема Птолемея (Вокруг четырехугольника можно описать окружность тогда и только тогда, когда произведение его диагоналей равно сумме произведений его противоположных сторон)

Метод координат. Решение  задач методом  координат

Роль графического языка в передаче информации о предметном     мире. Графическое представление информации в различных профессиях

Решение стереометрических задач

Методы построения сечения многогранников.

Простейшие задачи на построение сечений параллелепипеда и тетраэдра.  Аксиоматический метод (Метод следов. Метод внутреннего проектирования).  Комбинированный метод. Метод выносных чертежей.

Нахождение площади сечений в многогранниках

Площади многоугольников.  Признаки подобия треугольников.  Ортогональное проектирование и его свойства. Теорема о площади ортогональной проекции многоугольника.

Нахождение  расстояния и угла между скрещивающимися прямыми в многогранниках

Нахождение угла между плоскостями 

24

УРАВНЕНИЯ И НЕРАВЕНСТВА

Уравнения и неравенства с параметрами и модулями

Понятие модуля. Решение уравнений по определению модуля. Решение уравнений с переходом к системе или совокупности уравнений. Рациональные неравенства с модулем. Обобщенный метод интервалов. Простейшие задачи с параметрами . Задачи с параметром, сводящиеся к использованию квадратного трехчлена. Использование ограниченности функций, входящих в левую и правую части уравнений и неравенств. Метод приведения к уравнению относительно неизвестной х с параметром у. Сочетание графического и алгебраического методов решения уравнений.

Использование производной при решении задач с параметрами. Задачи на максимум и минимум.

Комбинированные задачи с модулем и параметрами. Обобщенный метод областей.

Задачи с параметром. Задачи с логическим содержанием.

22

ФУНКЦИИ И ГРАФИКИ

Построение графиков, содержащих знак модуля. Использование графических иллюстраций в задачах с параметрами. Приемы составления задач с параметрами, используя графики различных соответствий и уравнений.

3

НАЧАЛА МАТЕМАТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА

Задачи с экономическим содержанием

Финансовая математика, решение заводской задачи, задачи на сравнение, задачи на проценты, задачи на оптимальный выбор, решение банковских задач, вклады, кредиты, сложные практические задачи.

Текстовые задачи и техника их решения

Задачи на движение

Движение тел по течению и против течения. Равномерное и равноускоренное движение тел по прямой линии в одном направлении и навстречу друг другу, формулы зависимости расстояния, пройденного телом, от скорости, ускорения и времени в различных видах движения. Графики движения в прямоугольной системе координат. Чтение графиков движения и применение и для решения задач с использованием элементов геометрии. Особенности выбора переменных и методика решения задач на движение. Составление таблицы данных задачи и её значение для составления математической модели

Задачи на сплавы, смеси, растворы

Особенности выбора переменных и методика решения задач на сплавы, смеси, растворы. Составление таблицы данных задачи и её значение для составления математической модели, схематизация при решении задач,  задачи с химическим содержанием;  нестандартные задачи на сплавы и смеси.

Задачи на работу

Особенности выбора переменных и методика решения задач на работу. Составление таблицы данных задачи и её значение для составления математической модели,  задачи на вычисление неизвестного времени работы.  Задачи на планирование: задачи на вычисление объема выполняемой работы;  задачи на определение времени, затраченного на выполнение предусмотренного объема работ;  задачи, в которых вместо времени выполнения некоторой работы дано число рабочих, участвующих в выполнении работы.

Особенности выбора переменных и методика решения задач на прогрессии.

Методика решения задач на вычисление рейтинга компании. Задачи с прикладным содержанием

20

.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ  ПЛАНИРОВАНИЕ

Название    раздела, тема  урока

Количество  часов

Основные виды учебной деятельности

Календарные сроки

Примечание

Планируемые сроки

Фактические сроки

Решение планиметрических задач (10ч.)

1

Вводный урок. Методы решения геометрических задач

1

Выполнение заданий по разграничению методов решения геометрических задач: геометрический; алгебраический; комбинированный

6.09

2

Основные теоремы вычисления площадей многоугольников

1

Решение геометрических задач дополнительными методами  и приемами ( метода опорного элемента, метода площадей; метода введения вспомогательного параметра;

метода дополнительного построения и др.)

13.09

3

Формула площади трапеции через её  вторую среднюю линию

1

Формулируют теоретические положения и излагают

собственные рассуждения в ходе решения заданий. Решение задач на применение формулы площади трапеции  через вторую среднюю  линию трапеции

20.09

4

Решение задач методом площадей

1

Решают задачи методом площадей

27.09

5

Площади четырехугольников, вписанных и описанных около окружностей. Теорема Птолемея

1

Решают задачи на нахождение площадей четырёхугольников

Изучают теорему Птолемея, формулы вычисления площадей различных многоугольников и их комбинаций с окружностью

4.10

6

Вычисление площадей различных многоугольников и их комбинаций с окружностью

1

Применяют ключевые теоремы, формулы площадей при решении задач

11.10

7

Решение задач на свойства дуг и хорд окружности

1

Применяют ключевые теоремы, формулы курса планиметрии в разделе “Окружность и круг” при решении задач

18.10

8

 Метод координат

1

Изучение метода координат

25.10

9

Решение  задач методом  координат

1

Решение задач методом координат

8.11

10

Решение задач на вычисление площадей

1

Овладение умениями решать задачи на нахождение площадей различных многоугольников и их комбинаций с окружностью

15.11

Уравнения и неравенства с параметрами и модулями (25ч.)

11

Понятие модуля. Решение уравнений по определению модуля

1

Решение уравнений с модулем по определению модуля

22.11

12

Построение графиков, содержащих знак модуля

1

Построение графиков элементарных функций и их комбинации, усложненные модулями

29.11

13

Решение уравнений с переходом к системе или совокупности уравнений

1

Решение  уравнений с переходом к системе или совокупности уравнений

6.12

14

Иррациональные уравнения

1

Решение иррациональных уравнений

13.12

15

Рациональные неравенства с модулем

1

Решение рациональных неравенств с модулем

20.12

16

 Обобщенный метод интервалов

1

Решение неравенств обобщённым методом интервалов

10.01

17

Простейшие задачи с параметрами

1

Уметь применять аппарат алгебры и математического анализа для решения прикладных задач

17.01

18

Задачи с параметром, сводящиеся к использованию квадратного трехчлена

1

Решение линейных и квадратных уравнений с параметром

24.01

19

Использование графических иллюстраций в задачах с параметрами

1

Формируют  четкое представление о возможностях функционально-графического подхода к решению различных задач

31.01

20

Приемы составления задач с параметрами, используя графики различных соответствий и уравнений

1

Формируют представление о приёме составления задач с параметром методом «от картинки к задаче»

7.02

21

Использование ограниченности функций, входящих в левую и правую части уравнений и неравенств

1

Используют ограниченность функций, входящих в левую и правую части уравнений и неравенств

14.02

22

«Полезные неравенства»

1

Применяют «полезные неравенства»: сумма двух взаимно обратных чисел, неравенство для суммы синуса и косинуса одного аргумента, неравенство между средним арифметическим и средним геометрическим положительных чисел

21.02

23

Метод приведения к уравнению относительно неизвестной х с параметром у

1

Формируют представление о методе приведения к уравнению относительно неизвестной х с параметром у

28.02

24

Основные приемы решения уравнений

1

Применяют основные приёмы решения уравнений

7.03

25

Сочетание графического и алгебраического методов решения уравнений

1

Решают уравнения и неравенства графическим и алгебраическим способами

14.03

26

Уравнения, неравенства и системы с параметрами

1

Решают и исследуют несложные уравнения, неравенства и системы с параметрами

4.04

27

Решение задач с параметрами

1

Формируют представление об использовании производной при решении задач с параметрами

11.04

28

Задачи на максимум и минимум

1

Формируют представление о  применении производной при решении задач с параметрами

18.04

29

Комбинированные задачи с модулем и параметрами

1

Формируют представление о нахождении площади фигур, ограниченных неравенством

25.04

30

Обобщенный метод областей

1

Применяют метод областей к решению уравнений и неравенств с параметрами и модулем, и их комбинации

2.05

31

Нетрадиционные задачи

1

Создают  математические  модели  практических  задач

9.05

32

Нестандартные по формулировке задачи, связанные с уравнениями или неравенствами

1

Решают  нестандартные  задачи,  применяя  изученные  методы

16.05

33

Решение планиметрических задач

1

Решают планиметрические задачи  разными способами

23.05

34

Задачи с параметром

1

Применяют  аппарат  математического  анализа  к  решению  задач

30.05

35

Итоговый урок

1

Применяют изученный материал при выполнении заданий

30.05

11 класс 34 урока

Решение стереометрических задач (14ч.)

1

Вводный урок. Методы решения задач на построение сечений многогранников

1

Формируют представление о трёх основных методах  решения геометрических задач: геометрическом; алгебраическом; комбинированном

2.09

2

  Метод следов

1

Строят сечение данным методом

9.09

3

Метод вспомогательных сечений. Комбинированный метод

1

Составляют алгоритм действия и строят сечения

16.09

4

Методы решения задач на построение сечений многогранников.   Метод внутреннего проектирования. Метод параллельных прямых

1

Составляют алгоритм действия и строят сечения

23.09

5

  Нахождение площади сечений в    многогранниках

1

Вычисляют площади сечений

30.09

6

  Нахождение площади сечений куба, призмы

1

Решают задачи на нахождение площади сечений в кубе, в призме

7.10

7

Нахождение площади сечений в многогранниках (пирамида)

1

Решают задачи на нахождение площади сечений в пирамиде

14.10

8

Решение задач на вычисление площадей  сечений с использованием свойств подобных треугольников

1

Решают задачи, применяя свойства подобных треугольников

21.10

9

Нахождение площади сечений в многогранниках с применением теоремы о площади ортогональной проекции многоугольника

1

Решают задачи на нахождение площади сечений с применением теоремы о площади ортогональной проекции многоугольника

28.10

10

Нахождение расстояния и угла  между скрещивающимися прямыми в многогранниках

1

Решают задачи на нахождение расстояния и угла  между скрещивающимися прямыми в многогранниках

11.11

11

Нахождение угла между плоскостями

1

Решают задачи на нахождение угла  между плоскостями

18.11

12

Отношение объемов частей многогранника

1

Решают задачи на нахождение отношения объёмов частей многогранника

25.11

13

Решение задач повышенной сложности

1

Применяют изученный материал при выполнении заданий

2.12

14

Обобщающий урок по теме «Метод сечений в стереометрии»

1

Применяют изученный материал при выполнении заданий

9.12

Задачи с экономическим содержанием (9ч.)

15

Финансовая математика

1

Переводят условие задачи на математический язык

16.12

16

Решение заводской задачи

1

Составляют уравнение, неравенство или систему уравнений для решения задачи

23.12

17

Задачи на сравнение

1

Решают задачи выбирая методы и приемы решения задачи в соответствии с ее типом

13.01

18

Задачи на проценты

1

Решают задачи на проценты

20.01

19

Задачи на оптимальный выбор

1

Решают задачи на оптимальный выбор

27.01

20

Решение банковских задач

1

Формируют представление о методах решения банковских задач

3.02

21

Вклады

1

Формируют представление о методах решения задач на вклады

10.02

22

Кредиты

1

Формируют  представление о методах решения задач на кредиты

17.02

23

Сложные практические задачи

1

Используют аппарат дифференциального исчисления при решении экономических задач

24.02

Текстовые задачи и техника их решения (11ч.)

24

Задачи на движение по прямой

1

Классифицируют основные типы текстовых задач по содержанию и способам решения

3.03

25

 Задачи на движение по окружности

1

Выполняют схематизацию по условию текстовых задач различных типов

10.03

26

Задачи на движение по воде

1

Решают задачи на движение

17.03

27

Задачи на проценты

1

Решают задачи на проценты

24.03

28

Задачи на сплавы и смеси

1

Решают задачи на сплавы и смеси

7.04

29

Задачи на совместную работу

1

Решают задачи на совместную работу

14.04

30

Задачи на планирование

1

Применяют полученные знания в практической и повседневной жизни

21.04

31

Задачи на прогрессии

1

Определяют тип текстовой задачи, зная особенности методики её решения

28.04

32

Задачи на рейтинг

1

Решают задачи на определение рейтинга компании

5.05

33

Задачи с прикладным содержанием

1

Применяют полученные математические знания при решении задач

12.05

34

Итоговый урок

1

Применяют изученный материал при выполнении заданий

19.05


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа элективного курса по русскому языку «ГИА: курс подготовки к экзамену по русскому языку в новой форме. 9 класс»

Программа элективного курса по русскому языку позволяет эффективно подготовить учащихся 9 класса к экзамену по русскому языку в новой форме....

Модифицированная программа элективного курса по информатике в 6β классе «ЗНАКОМСТВО С МУЛЬТИМЕДИЙНЫМИ ТЕХНОЛОГЯМИ» на 2010-2011 учебный год (на основе государственной программы элективного курса С.Н. Леготина «Мультимедийная презентация. Компьютерная

Информационно-коммуникативная компетентность — один из основных приоритетов в целях современного общего образования. Сформировать ИКТ- компетентность у учащихся позволяет реализация данного проекта, н...

ЭЛЕКТИВНЫЕ КУРСЫ Требования к элективным курсам

ЭЛЕКТИВНЫЕ КУРСЫТребования к элективным курсамИзбыточность (их должно быть много).Кратковременность (6–16 часов).Оригинальность содержания, названия.Курс должен заканчиваться определенным результатом ...

Программа элективного курса для 11 классов «Информационно-коммуникационные технологии в учебных проектах (11 класс)» (68 часов) межпредметный элективный курс

Учебная программа соответствует требованиям стандарта базового курса «Информатика и ИКТ» для старшей ступени обучения, предназначена для изучения информационных – коммуникационных технологий в 11 клас...

Программа элективного курса для 10 классов «Информационно-коммуникационные технологии в учебных проектах (10 класс)» (68 часов) межпредметный элективный курс

Учебная программа соответствует требованиям стандарта базового курса «Информатика и ИКТ» для старшей ступени обучения, предназначена для изучения информационных – коммуникационных технологий в 11 клас...

ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС ПО ЛИТЕРАТУРЕ «СЕРЕБРЯНЫЙ ВЕК РУССКОЙ ПОЭЗИИ» В СТАРШИХ КЛАССАХ (Авторская программа элективного курса для учащихся 10-11 класса)

РЕЦЕНЗИЯна программу элективного курса«Серебряный век русской поэзии» в старших классахучителя русского языка и литературы МБОУ « Тогурская СОШ» Ольги Георгиевны Зиновой.Элективный курс «Серебряный ве...