Урок математики в 6-м классе по теме: "Решение задач с помощью пропорций"
план-конспект урока по математике (6 класс) на тему

Динекина Галина Павловна

Тип урока: комбинированный.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_matematiki_v_6_proportsii.docx303.27 КБ

Предварительный просмотр:

Урок математики в 6-м классе по теме: "Решение задач с помощью пропорций"

Тип урока: комбинированный.

Цели урока:

  • научить учащихся выделять в условиях задач две величины;
  • устанавливать вид зависимости между ними;
  • научить их делать краткую запись условия задачи и составлять пропорцию;
  • развить воображение, математическую интуицию, память, мышление, сформировать правильную математическую речь;
  • активизировать познавательную и творческую активность учащихся.

ХОД УРОКА

Организационный момент

  • Проверка готовности класса к уроку;
  • Сообщение темы и цели урока.

Устные задания (тест с использованием сигнальных карточек):

Найти отношение:

а) http://festival.1september.ru/articles/417664/img1.gif [8]; б) http://festival.1september.ru/articles/417664/img2.gif [6].

Верна ли пропорция:

а) http://festival.1september.ru/articles/417664/img3.gif [2]; б) http://festival.1september.ru/articles/417664/img4.gif [1].

3. Решить пропорцию:

а) 12,5:Х = 1,2 : 0,6 [4]

б) http://festival.1september.ru/articles/417664/img5.gif [0]

Ответы: 1) да; 2) нет; 3) 2; 4) 6,25; 5)http://festival.1september.ru/articles/417664/img6.gif; 6) http://festival.1september.ru/articles/417664/img7.gif; 7)12,05; 8)http://festival.1september.ru/articles/417664/img8.gif; 9)http://festival.1september.ru/articles/417664/img9.gif; 0) ?.

Вопросы:

  1. Что называется отношением двух чисел?
  2. Что показывает отношение двух чисел?
  3. Что такое пропорция?
  4. Сформулируйте основное свойство пропорции?

Решение задач

На предыдущем уроке учащимся были введены понятия прямой и обратной пропорциональности, отработаны данные понятия на задачах. На данном уроке решаем задачи с помощью пропорций. Рассматриваемые задачи – это задачи с целыми значениями величин, отношение которых тоже целое число. Для этого составляем краткую запись условия задачи. В процессе устного обсуждения выделяем 2 величины, устанавливаем вид зависимости. Уменьшение величины показываем стрелкой вниз, а увеличение - стрелкой вверх. Затем составляем пропорцию и решаем её.

Решите задачу с помощью пропорции

1. В 2,5 кг сиропа содержится 1,2 кг сахара. Сколько сахара содержится в 3 кг такого же сиропа? 

Сироп            Сахар                                    

2,5 кг    -        1,2 кг                                              

   3 кг    -          х кг  

2.Из 30 кг свежих яблок выходит 10,5 кг сушеных. Сколько надо взять свежих яблок, чтобы получить 14,7 кг сушеных? 

Свежие  яблоки        Сушёные яблоки

30 кг                    -           10, 5 кг

Х кг                     -           14, 7 кг

3.Со 125 гусей получают 4 кг пуха. Сколько пуха можно получить с 875 гусей?

4. 4 комбайнера могут убрать пшеницу с поля за 10 дней. За сколько дней уберут это поле 5 таких же комбайнеров?

5. Для варки варенья из вишни на 6 кг ягод берут 4 кг сахарного песку. Сколько килограмм сахарного песку надо взять на 12 кг ягод? [8 кг]. (Задача дается на самостоятельное решение, но перед этим устное обсуждение задачи).

6. За 6 ч поезд прошел 480 км. Какой путь прошел поезд за первые 2 ч, если его скорость была постоянна.

Решение.

I способ (“по-старому”).

1) 480 : 6 = 80 (км/ч)
2) 80 • 2 = 160 (км)

II способ

Составим краткую запись условия задачи:

http://festival.1september.ru/articles/417664/img13.gif

Затем, составляем пропорцию и решаем её: http://festival.1september.ru/articles/417664/img10.gif; Х= 160 (км)

7. Расстояние между городами пассажирский поезд прошел со скоростью 80 км/ч за 3 ч. За сколько часов товарный поезд пройдет то же расстояние, со скоростью 40 км/ч?

Решение.

http://festival.1september.ru/articles/417664/img14.gif

В процессе устного обсуждения выясняем, что скорость уменьшилась, а время увеличилось в одно и то же число раз, следовательно, эти величины при одном и том же расстоянии являются обратно пропорциональными.

http://festival.1september.ru/articles/417664/img11.gif http://festival.1september.ru/articles/417664/img12.gif(ч)

8. Пять маляров могли бы покрасить забор за 8 дней. За сколько дней покрасят тот же забор 10 маляров? [4 дня] (Для самостоятельного решения).

Домашнее задание

1) В 100 граммах раствора содержится 4 грамма соли. Сколько граммов соли содержится в 300 граммах раствора?
2) 4 комбайна могут убрать пшеницу с поля за 10 дней. За сколько дней уберут это поле 8 комбайнов?
3) Три петуха разбудили 6 человек. Сколько человек разбудят пять петухов?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок ( математика +история) в 7 классе по теме "Решение задач с помощью уравнения"

вырабатывать навыки  Материал приурочен к году Истории. Данная методическая разработка в интересной форме позволит : закрепить навык составления уравнения по тексту задачи, умения решать...

Интегрированный урок по математике и физике в 7 классе по теме:«Решение физических задач с помощью линейных уравнений»

Математика  настолько универсальна, что при желании может интегрироваться с любым предметом. В каждом уроке математике можно найти связь, с какой либо дисциплиной.Общие задачи интеграции выстроил...

Открытый (интегрированный) урок по физике и математике в 7 классе по теме: «Решение физических задач с помощью линейных уравнений»

Данный урок "Решение физических задач с помощью линейных уравнений" был проведен в рамках городского семинара для учителей физики и математики «Интеграция уроков физики и математики ка...

Технологическая карта урока математики (ФГОС) в 5 классе по теме «Решение задач с помощью уравнения»

В материале представлена технологическая карта урока в 5 классе по теме "Решение задач с помощью уравнений". Конспект составлен с учетом требований ФГОС ООО....

Сценарий проведения урока математики в 5-м классе по теме: "Решение комбинаторных задач"

Урок проводится в быстром темпе и на высоком уровне сложности. Он знакомит учащихся с деревом возможных вариантов, правилом перемножения возможностей, перестановками, размещениями, сочетаниями, формул...

Конспект урока математики в 5 классе по теме: «Решение текстовых задач с помощью умножения и деления» «Космическое путешествие»

Конспект урока математики в 5 классе по теме: «Решение текстовых задач с помощью умножения и деления»«Космическое путешествие»...

Методическая разработка урока математики в 6-м классе по теме «Решение задач с помощью уравнений» Урок математики в 6-м классе по теме «Решение задач с помощью уравнений»

Тип урока: введение новых знаний. Цели:Личностные: способность к эмоциональному восприятию математических объектов, умение ясно и точно излагать свои мысли.Метапредметные: умение понимать и испол...