Урок по математике 5 класс "Понятие доля, дробь"
презентация к уроку по математике (5 класс) на тему

Кузнецова Ольга Анатольевна

1

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt.doc48 КБ
Office presentation icon dolya._drob.ppt751 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

учителя структурного подразделения «Центр дистанционного обучения

детей-инвалидов в РК» ГОУ РК «РЦО»

Предмет: математика       Класс: 5        Автор: Кузнецова Ольга Анатольевна

Тема: Доли. Обыкновенные дроби.

УМК: Учебник: Г.В. Дорофеева и др. «Математика,5», «Математика, 6», М.: Просвещение, 2014.

Тип урока: Урок изучения нового материала.

1

2

Цель урока

Ознакомление учащегося с понятием дроби, определение числителя и знаменателя дроби, что показывает числитель и знаменатель дроби;  понимание, что такое доля, половина, треть и четверть;  уметь записывать дроби

Задачи

Образовательные: формировать теоретическое и практическое представление о долях, обыкновенных дробях, знаменателе, числителе, записи и чтения обыкновенных дробей; формировать умения работать с математическим текстом (структурирование, извлечение необходимой информации), точно и грамотно выражать свои мысли в устной и письменной речи, применяя математическую терминологию и символику, использовать различные языки математики (словесный, символический, графический);

Развивающие: создать условия для развития коммуникативных навыков, для развития памяти, внимания, анализа и синтеза. Содействовать формированию самостоятельной познавательной деятельности.

Воспитательные: повышать уровень мотивации и интереса к математике, умения отстаивать свою точку зрения.

Планируемые результаты

Предметные: уметь правильно читать и записывать обыкновенную дробь; знать что показывает числитель и знаменатель дроби.

Метапредметные:

Регулятивные: уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по составленному плану; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки; планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок; высказывать свое предположение; регулировать свою волю в ситуации затруднения.

Коммуникативные:  уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им; выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью.

Познавательные: уметь ориентироваться в своей системе знаний, добывать новые знания.

Личностные: уметь осуществлять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

УУД

Регулятивные: умения определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по составленному плану; оценивать правильность выполнения действия на уроке на уровне адекватной оценки; планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок; высказывать свое предположение.

Коммуникативные: умения оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им.

Познавательные: умения ориентироваться в своей системе знаний, добывать новые знания.

Основные понятия

Доля, дробь, числитель, знаменатель.

Межпредметные связи

Подготовка к изучению алгебры, геометрии, физики

Ресурсы:

- основные

- дополнительные

- Учебник: Виленкин Н.Я., Жохов В.И., Чесноков А.С. «Математика. 5 класс». Учебник для общеобразовательных учреждений. - М.: Мнемозина, 2015.

- Мультимедийная презентация в формате NeoOffice Document по теме «Доля. Обыкновенная дробь», электронная доска «Twiddla»

Формы урока

Индивидуальная

Методы

  • по источникам знаний: словесный;
  • по степени взаимодействия учитель-ученик: диалог;
  • относительно дидактических задач: восприятие;
  • относительно характера познавательной деятельности: репродуктивный, частично-поисковый

Этап урока

(обязательные этапы урока)

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формируемые УУД

Результат

1. Этап

Мотивации (самоопределения) к учебной деятельности.

Цель: включить учащегося в учебную деятельность.

Приветствует учащегося.

Настраивает на работу.

Предлагает проверить готовность рабочего места.

Приветствует учителя.

Проверяют готовность к уроку.

Познавательные: логический анализ объектов с целью выделения признаков.

Регулятивные: прогнозирование своей деятельности.

Коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог.

Личностные: мотивация учения.

Создание благоприятного психологического настроя на работу

2. Актуализация знаний. Целеполагание.

Цель: -актуализация опорных знаний и способов действий;

-обеспечение мотивации  учения детьми, принятие ими  тему и целей урока .

Предлагает сформулировать тему урока:

один из разделов математики считался самым трудным в средние века, и, люди, овладевшие им, считались настоящими мудрецами.

Но для того, чтобы узнать название этого раздела и тему сегодняшнего урока, я предлагаю решить следующую математическую цепочку.

(Слайд 1-2-3)

Выдвигает свои предположения.

Под руководством учителя формулирует тему урока.

Ставит цели урока.

Познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной

 цели, выбор эффективных

способов решения задач.

Регулятивные:

выявление объективной учебной информации, необходимой для освоения, соотнесение и реализация плана деятельности при освоения учебной информации.

 Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации,

использовать речевые средства для дискуссии и аргументации.  

Личностные: самоопределение

Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности; развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности.

3. Открытие новых знаний.

Цель: Обеспечение мотивации к познавательной деятельности и подготовка к усвоению нового материала.

Проводит фронтальный опрос после просмотра Слайда 4.

- На сколько равных частей мама поделила арбуз, чтобы все получили поровну?

-   Какую часть арбуза получил каждый член семьи?

- Как называются части, на которые разделили арбуз?

- Что такое доля?

Слайда 5.

- Как записываются доли?

Вводит обозначение записи долей.

- Что показывает число под чертой?

Слайда 6.

- Посмотрим как читаются другие доли.

Слайда 7-8-9-10.

Отвечает на вопросы учителя.

- на 6 частей;

- 1/6 часть.

- доли.

Формулирует определение.

Доля – каждая из равных частей целого.

Познавательные: умение решать проблемы, возникающие в ходе фронтальной работы.

Регулятивные: способность к волевому усилию; постановка учебной задачи на основе известного.

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, слушать и вступать в диалог.

Личностные: самоопределение.

Умение обобщать представление об объектах; обеспечение закрепления в памяти ребенка знаний и способов действий, которые ему необходимы для самостоятельной работы по новому материалу.

4. Первичная проверка понимания

Цели: Обеспечение усвоения знаний.

-Учитель предлагает учащемуся прочитать доли.

Слайда 11.

Анализирует, комментирует рассмотренные примеры на слайдах.

Регулятивные: способность к волевому усилию; оценка-осознание уровня и качества усвоения; контроль.

Познавательные: умение осмысленно читать, извлекать нужную информацию; умение вести поиск и выделять необходимую информацию; проведение аналогии на основе аргументации; анализ и синтез объектов.

Коммуникативные: формулирование собственного мнения и позиции; умение вступать в диалог, работать в паре; коллективное обсуждение проблем.

Личностные: самоопределение, смыслообразование.

Умение обобщать представление об объектах; обеспечение закрепления в памяти ребенка знаний и способов действий, которые ему необходимы для самостоятельной работы по новому материалу.

5. Физкультминутка

Цель:сменить вид деятельности, обеспечит эмоциональную разгрузку.

Слайд 12.

- Предлагаю отдохнуть.

- Алина, сейчас немного отодвинься от стола, расслабься, слушай меня и выполняй действия, о которых я тебе скажу.

- Руки подняли и покачали –
Это деревья в лесу.
- Руки нагнули, кисти встряхнули. Ветер сбивает росу.
- В стороны руки!
Плавно помашем –
Это к нам птицы летят.
- Как они сядут,
Тоже покажем –
Крылья сложили назад.

Учащийся сменил вид деятельности и готов продолжить работу.

6. Первичное закрепление.

Цели: Применение изученного в стандартных условиях.

Переход к понятию обыкновенная дробь.

Слайд 13-14-15-16.

Отработка полученных знаний.

- Какая часть фигуры закрашена цветом? (выводится на экран) Слайд 17.

- Теперь продолжим работу на электронной доске «Twiddla» и выполним задания 1, 2, 3

Приложения 1, 2, 3.

Анализирует, комментирует рассмотренные примеры на слайдах. Объясняют свой выбор.

Познавательные: умение составлять модель и преобразовывать её в случае необходимости; анализ и синтез объектов.

Регулятивные: умение проанализировать ход и способ действий; оценка-осознание уровня и качества усвоения; коррекция полученного результата.

Коммуникативные: умение слышать и слушать, вступать в диалог.

Личностные: самоопределение, смыслообразование.

Умение самостоятельно решать задачи

7. Этап рефлексии учебной деятельности на уроке.

Цели: Оценка деятельности.

- Какую цель ставили на урок?

- Удалось ли достичь цели?

У нас есть поговорка: “попал в тупик”, т.е. попал в такое положение, откуда нет выхода. У немцев аналогичная поговорка гласит: “попасть в дроби”. Она означает, что человек, попавший в “дроби”, оказался в затруднительном положении. Итак, как ты думаешь: попали ли мы с тобой сегодня в затруднительное положение? Удалось нам из него выйти?

Отвечает на вопросы учителя.

Анализирует, достигнута ли цель урока

Выражает свои эмоции с помощью рисунка.

Познавательные:  умение обобщить на доступном уровне полученную информацию.

Регулятивные: умение критично относится, оценивать чужие   и свои высказывания,  умение активно слушать.

Коммуникативные:  умение точно и полно строить высказывание; оценка своей деятельности и деятельности других людей

Личностные: смыслообразование.

Оценка своей деятельности.

8. Информация о домашнем задании

В качестве домашнего задания я предлагаю просмотреть мультфильм «Мы делили апельсин» и ответь на вопросы.

Какой фрукт делили звери?  (апельсин)

- Из чего он состоит? (Из долек)

- А какие дольки в апельсине? (равные)

- Значит, что такое доли? (Доли – это равные части)

- На сколько частей надо разделить апельсин, чтобы все звери получили поровну? (на восемь)

- Какую часть получит каждый? (одну восьмую)

- А сколько долек достанется трём зверям (3 доли)?

Принимает файл с домашним заданием.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Реши математическую цепочку и узнай о чем мы сегодня будем говорить

Слайд 2

Доли Обыкновенные дроби

Слайд 3

Цели урока: 1. Познакомить с понятием доля, обыкновенная дробь, числитель и знаменатель дроби 2. Развивать умение читать и записывать обыкновенную дробь по числителю и знаменателю

Слайд 4

бабушке, дедушке, папе, двум детям и себе. Мама купила арбуз. Разрезала его на 6 равных частей:

Слайд 5

Что такое доля? Доля – каждая из равных частей единицы. Так как арбуз разрезали на 6 равных частей, значит его разделили на 6 долей и каждый получил «одну шестую» долю арбуза, или, короче «одну шестую арбуза». Как записывают доли? Для записи любой доли используют горизонтальную чёрточку. Её называют дробной чертой Пишут :

Слайд 6

Что показывает число под чертой? Число под чертой показывает на сколько равных частей (долей) разделили единицу целое разделили на 6 равных частей (долей)

Слайд 7

Половина. Самая известная доля – это, конечно, половина. Слова с приставкой «пол» можно услышать часто: полчаса, полкилометра… Разделили целое на две части – «половина». Долю называют половина .

Слайд 8

Треть. Название доли зависит от того, на сколько равных частей разделили единицу . Разделили на три части – «треть». Долю называют «треть»

Слайд 9

Четверть. Если целое разделили на 4 части, то получается или по другому говорят «четверть» .

Слайд 10

Как называются другие доли? А если разделить на пять частей, то что ли «пятерть», на шесть – «шестерть»? Таких смешных слов в русском языке нет. Чтобы назвать доли пользуются словами «пятая», «шестая»

Слайд 11

Выполни задания. Прочитайте доли Как по другому можно назвать доли четверть треть половина

Слайд 12

Руки подняли и покачали – это деревья в лесу. Руки нагнули, кисти встряхнули Ветер сбивает росу. В стороны руки! Плавно помашем – это к нам птицы летят. Как они сядут, Тоже покажем – крылья сложили назад. Физкультминутка

Слайд 13

Обыкновенная дробь. Записи вида называют обыкновенными дробями … Числитель дроби Черта дроби (дробная черта) Знаменатель дроби

Слайд 14

Обыкновенные дроби. Каждый может за версту Видеть дробную черту. Над чертой – числитель , знайте, Под чертою – знаменатель. Дробь такую, непременно, Надо звать обыкновенной .

Слайд 15

Прочитай дроби; Назовите числитель и знаменатель каждой дроби; Что показывает числитель и знаменатель каждой дроби? Что показывают числитель и знаменатель дроби? Знаменатель показывает, на сколько долей делят, а числитель – сколько таких долей взято.

Слайд 16

При чтении дробей надо помнить: числитель дроби – количественное числительное женского рода (одна, две, восемь и т.д.), а знаменатель – порядковое числительное (седьмая, сотая, двести тридцатая и т.д.) Например: - одна пятая; - две шестых; - восемьдесят три сто пятьдесят вторых

Слайд 17

Подумай и ответь. Какая часть фигуры закрашена?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока по математике 9 класс "Дроби"

Конспект урока по математике  9 класс специальная (коррекционная ) школа VIII вида по теме "Дроби". Конспект урока имеет четкую структуру и интересное наполнение...

Конспект урока по математике по теме "Дроби"

Методическая разработка урока по математике по теме "Дроби"...

конспект урока по математике "Сложение, вычитание дробей с одинаковыми знаменателями"

конспект урока по математике "Сложение, вычитание дробей с одинаковыми знаменателями" для учащихся 5 классов. тип урока: изучение нового материала. литература: 1.     Математи...

урок по математике:"история возникновения дробей"

5 класс,урок межпредметной связи математика-история...

Открытый урок по математике "Умножение десятичных дробей на натуральные числа"

Открытый урок по теме "Умножение десятичных дробей на натуральные числа" для сильных учеников. Отработка навыков устного счета с использованием интерактивной доски . Автор Шишигина Ю.В....

Урок по математике-проектная задача. «Дроби вокруг нас».

Проект «Дроби вокруг нас»1.учитель объявляет тему урока «Дроби вокруг нас» и задает вопрос: «Какая цель урока?»...

Конспект урока по математики "Сравнение обыкновенных дробей"

В данном материале представлен конспект урока по теме "Сравнение обыкновенных дробей"....