Урок по математике 5 класс "Понятие доля, дробь"
презентация к уроку по математике (5 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока
учителя структурного подразделения «Центр дистанционного обучения
детей-инвалидов в РК» ГОУ РК «РЦО»
Предмет: математика Класс: 5 Автор: Кузнецова Ольга Анатольевна
Тема: Доли. Обыкновенные дроби.
УМК: Учебник: Г.В. Дорофеева и др. «Математика,5», «Математика, 6», М.: Просвещение, 2014.
Тип урока: Урок изучения нового материала.
1 | 2 |
Цель урока | Ознакомление учащегося с понятием дроби, определение числителя и знаменателя дроби, что показывает числитель и знаменатель дроби; понимание, что такое доля, половина, треть и четверть; уметь записывать дроби |
Задачи | Образовательные: формировать теоретическое и практическое представление о долях, обыкновенных дробях, знаменателе, числителе, записи и чтения обыкновенных дробей; формировать умения работать с математическим текстом (структурирование, извлечение необходимой информации), точно и грамотно выражать свои мысли в устной и письменной речи, применяя математическую терминологию и символику, использовать различные языки математики (словесный, символический, графический); Развивающие: создать условия для развития коммуникативных навыков, для развития памяти, внимания, анализа и синтеза. Содействовать формированию самостоятельной познавательной деятельности. Воспитательные: повышать уровень мотивации и интереса к математике, умения отстаивать свою точку зрения. |
Планируемые результаты | Предметные: уметь правильно читать и записывать обыкновенную дробь; знать что показывает числитель и знаменатель дроби. Метапредметные: Регулятивные: уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по составленному плану; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки; планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок; высказывать свое предположение; регулировать свою волю в ситуации затруднения. Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им; выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью. Познавательные: уметь ориентироваться в своей системе знаний, добывать новые знания. Личностные: уметь осуществлять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности. |
УУД | Регулятивные: умения определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по составленному плану; оценивать правильность выполнения действия на уроке на уровне адекватной оценки; планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок; высказывать свое предположение. Коммуникативные: умения оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им. Познавательные: умения ориентироваться в своей системе знаний, добывать новые знания. |
Основные понятия | Доля, дробь, числитель, знаменатель. |
Межпредметные связи | Подготовка к изучению алгебры, геометрии, физики |
Ресурсы: - основные - дополнительные | - Учебник: Виленкин Н.Я., Жохов В.И., Чесноков А.С. «Математика. 5 класс». Учебник для общеобразовательных учреждений. - М.: Мнемозина, 2015. - Мультимедийная презентация в формате NeoOffice Document по теме «Доля. Обыкновенная дробь», электронная доска «Twiddla» |
Формы урока | Индивидуальная |
Методы |
|
Этап урока (обязательные этапы урока) | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Формируемые УУД | Результат |
1. Этап Мотивации (самоопределения) к учебной деятельности. Цель: включить учащегося в учебную деятельность. | Приветствует учащегося. Настраивает на работу. Предлагает проверить готовность рабочего места. | Приветствует учителя. Проверяют готовность к уроку. | Познавательные: логический анализ объектов с целью выделения признаков. Регулятивные: прогнозирование своей деятельности. Коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог. Личностные: мотивация учения. | Создание благоприятного психологического настроя на работу |
2. Актуализация знаний. Целеполагание. Цель: -актуализация опорных знаний и способов действий; -обеспечение мотивации учения детьми, принятие ими тему и целей урока . | Предлагает сформулировать тему урока: один из разделов математики считался самым трудным в средние века, и, люди, овладевшие им, считались настоящими мудрецами. Но для того, чтобы узнать название этого раздела и тему сегодняшнего урока, я предлагаю решить следующую математическую цепочку. (Слайд 1-2-3) | Выдвигает свои предположения. Под руководством учителя формулирует тему урока. Ставит цели урока. | Познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, выбор эффективных способов решения задач. Регулятивные: выявление объективной учебной информации, необходимой для освоения, соотнесение и реализация плана деятельности при освоения учебной информации. Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации, использовать речевые средства для дискуссии и аргументации. Личностные: самоопределение | Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности; развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности. |
3. Открытие новых знаний. Цель: Обеспечение мотивации к познавательной деятельности и подготовка к усвоению нового материала. | Проводит фронтальный опрос после просмотра Слайда 4. - На сколько равных частей мама поделила арбуз, чтобы все получили поровну? - Какую часть арбуза получил каждый член семьи? - Как называются части, на которые разделили арбуз? - Что такое доля? Слайда 5. - Как записываются доли? Вводит обозначение записи долей. - Что показывает число под чертой? Слайда 6. - Посмотрим как читаются другие доли. Слайда 7-8-9-10. | Отвечает на вопросы учителя. - на 6 частей; - 1/6 часть. - доли. Формулирует определение. Доля – каждая из равных частей целого. | Познавательные: умение решать проблемы, возникающие в ходе фронтальной работы. Регулятивные: способность к волевому усилию; постановка учебной задачи на основе известного. Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, слушать и вступать в диалог. Личностные: самоопределение. | Умение обобщать представление об объектах; обеспечение закрепления в памяти ребенка знаний и способов действий, которые ему необходимы для самостоятельной работы по новому материалу. |
4. Первичная проверка понимания Цели: Обеспечение усвоения знаний. | -Учитель предлагает учащемуся прочитать доли. Слайда 11. | Анализирует, комментирует рассмотренные примеры на слайдах. | Регулятивные: способность к волевому усилию; оценка-осознание уровня и качества усвоения; контроль. Познавательные: умение осмысленно читать, извлекать нужную информацию; умение вести поиск и выделять необходимую информацию; проведение аналогии на основе аргументации; анализ и синтез объектов. Коммуникативные: формулирование собственного мнения и позиции; умение вступать в диалог, работать в паре; коллективное обсуждение проблем. Личностные: самоопределение, смыслообразование. | Умение обобщать представление об объектах; обеспечение закрепления в памяти ребенка знаний и способов действий, которые ему необходимы для самостоятельной работы по новому материалу. |
5. Физкультминутка Цель:сменить вид деятельности, обеспечит эмоциональную разгрузку. | Слайд 12. - Предлагаю отдохнуть. - Алина, сейчас немного отодвинься от стола, расслабься, слушай меня и выполняй действия, о которых я тебе скажу. - Руки подняли и покачали – | Учащийся сменил вид деятельности и готов продолжить работу. | ||
6. Первичное закрепление. Цели: Применение изученного в стандартных условиях. | Переход к понятию обыкновенная дробь. Слайд 13-14-15-16. Отработка полученных знаний. - Какая часть фигуры закрашена цветом? (выводится на экран) Слайд 17. - Теперь продолжим работу на электронной доске «Twiddla» и выполним задания 1, 2, 3 Приложения 1, 2, 3. | Анализирует, комментирует рассмотренные примеры на слайдах. Объясняют свой выбор. | Познавательные: умение составлять модель и преобразовывать её в случае необходимости; анализ и синтез объектов. Регулятивные: умение проанализировать ход и способ действий; оценка-осознание уровня и качества усвоения; коррекция полученного результата. Коммуникативные: умение слышать и слушать, вступать в диалог. Личностные: самоопределение, смыслообразование. | Умение самостоятельно решать задачи |
7. Этап рефлексии учебной деятельности на уроке. Цели: Оценка деятельности. | - Какую цель ставили на урок? - Удалось ли достичь цели? У нас есть поговорка: “попал в тупик”, т.е. попал в такое положение, откуда нет выхода. У немцев аналогичная поговорка гласит: “попасть в дроби”. Она означает, что человек, попавший в “дроби”, оказался в затруднительном положении. Итак, как ты думаешь: попали ли мы с тобой сегодня в затруднительное положение? Удалось нам из него выйти? | Отвечает на вопросы учителя. Анализирует, достигнута ли цель урока Выражает свои эмоции с помощью рисунка. | Познавательные: умение обобщить на доступном уровне полученную информацию. Регулятивные: умение критично относится, оценивать чужие и свои высказывания, умение активно слушать. Коммуникативные: умение точно и полно строить высказывание; оценка своей деятельности и деятельности других людей Личностные: смыслообразование. | Оценка своей деятельности. |
8. Информация о домашнем задании | В качестве домашнего задания я предлагаю просмотреть мультфильм «Мы делили апельсин» и ответь на вопросы. Какой фрукт делили звери? (апельсин) - Из чего он состоит? (Из долек) - А какие дольки в апельсине? (равные) - Значит, что такое доли? (Доли – это равные части) - На сколько частей надо разделить апельсин, чтобы все звери получили поровну? (на восемь) - Какую часть получит каждый? (одну восьмую) - А сколько долек достанется трём зверям (3 доли)? | Принимает файл с домашним заданием. |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Доли Обыкновенные дроби
Цели урока: 1. Познакомить с понятием доля, обыкновенная дробь, числитель и знаменатель дроби 2. Развивать умение читать и записывать обыкновенную дробь по числителю и знаменателю
бабушке, дедушке, папе, двум детям и себе. Мама купила арбуз. Разрезала его на 6 равных частей:
Что такое доля? Доля – каждая из равных частей единицы. Так как арбуз разрезали на 6 равных частей, значит его разделили на 6 долей и каждый получил «одну шестую» долю арбуза, или, короче «одну шестую арбуза». Как записывают доли? Для записи любой доли используют горизонтальную чёрточку. Её называют дробной чертой Пишут :
Что показывает число под чертой? Число под чертой показывает на сколько равных частей (долей) разделили единицу целое разделили на 6 равных частей (долей)
Половина. Самая известная доля – это, конечно, половина. Слова с приставкой «пол» можно услышать часто: полчаса, полкилометра… Разделили целое на две части – «половина». Долю называют половина .
Треть. Название доли зависит от того, на сколько равных частей разделили единицу . Разделили на три части – «треть». Долю называют «треть»
Четверть. Если целое разделили на 4 части, то получается или по другому говорят «четверть» .
Как называются другие доли? А если разделить на пять частей, то что ли «пятерть», на шесть – «шестерть»? Таких смешных слов в русском языке нет. Чтобы назвать доли пользуются словами «пятая», «шестая»
Выполни задания. Прочитайте доли Как по другому можно назвать доли четверть треть половина
Руки подняли и покачали – это деревья в лесу. Руки нагнули, кисти встряхнули Ветер сбивает росу. В стороны руки! Плавно помашем – это к нам птицы летят. Как они сядут, Тоже покажем – крылья сложили назад. Физкультминутка
Обыкновенная дробь. Записи вида называют обыкновенными дробями … Числитель дроби Черта дроби (дробная черта) Знаменатель дроби
Обыкновенные дроби. Каждый может за версту Видеть дробную черту. Над чертой – числитель , знайте, Под чертою – знаменатель. Дробь такую, непременно, Надо звать обыкновенной .
Прочитай дроби; Назовите числитель и знаменатель каждой дроби; Что показывает числитель и знаменатель каждой дроби? Что показывают числитель и знаменатель дроби? Знаменатель показывает, на сколько долей делят, а числитель – сколько таких долей взято.
При чтении дробей надо помнить: числитель дроби – количественное числительное женского рода (одна, две, восемь и т.д.), а знаменатель – порядковое числительное (седьмая, сотая, двести тридцатая и т.д.) Например: - одна пятая; - две шестых; - восемьдесят три сто пятьдесят вторых
Подумай и ответь. Какая часть фигуры закрашена?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект урока по математике 9 класс "Дроби"
Конспект урока по математике 9 класс специальная (коррекционная ) школа VIII вида по теме "Дроби". Конспект урока имеет четкую структуру и интересное наполнение...
Конспект урока по математике по теме "Дроби"
Методическая разработка урока по математике по теме "Дроби"...
конспект урока по математике "Сложение, вычитание дробей с одинаковыми знаменателями"
конспект урока по математике "Сложение, вычитание дробей с одинаковыми знаменателями" для учащихся 5 классов. тип урока: изучение нового материала. литература: 1. Математи...
урок по математике:"история возникновения дробей"
5 класс,урок межпредметной связи математика-история...
Открытый урок по математике "Умножение десятичных дробей на натуральные числа"
Открытый урок по теме "Умножение десятичных дробей на натуральные числа" для сильных учеников. Отработка навыков устного счета с использованием интерактивной доски . Автор Шишигина Ю.В....
Урок по математике-проектная задача. «Дроби вокруг нас».
Проект «Дроби вокруг нас»1.учитель объявляет тему урока «Дроби вокруг нас» и задает вопрос: «Какая цель урока?»...
Конспект урока по математики "Сравнение обыкновенных дробей"
В данном материале представлен конспект урока по теме "Сравнение обыкновенных дробей"....