«Дифференцированный подход в преподавании математики в условиях личностно - ориентированного обучения»
статья по математике по теме
Каждый школьник должен иметь возможность развиваться в соответствии со своими склонностями и способностями, полностью реализуя природный потенциал. Природа одарила каждого человека способностью к познанию мира. Учитель, применяющий дифференцированный подход в обучении в условиях личностно - ориентированной технологии, наилучшим образом позволяет развивать индивидуальные особенности личности. Личностно-ориентированный подход – это методологическая ориентация в педагогической деятельности, позволяющая посредством опоры на систему взаимосвязанных понятий, идей и способов действий обеспечить и поддержать процессы самопознания и самореализации личности ребенка, развитие его неповторимой индивидуальности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.doc | 66.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Статья на тему: «Дифференцированный подход в преподавании математики в условиях личностно ориентированного обучения»
Выполнила Шипёнок М.Л.
Ориентируясь на проект Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования за основу приняты следующие требования к результатам обучающихся:
- личностным, включающим готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению, познанию, выбору индивидуальной образовательной траектории, ценностоно-смысловые установки обучающихся, отражающие их личностные позиции, социальные компетенции, сформированность основ гражданской идентичности;
- метапредметным, включающим освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные, коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и межпредметные понятия;
- предметным, включающим освоенный обучающимися в ходе изучения учебного предмета опыт специфической для данной предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также систему основополагающих элементов научного знания, лежащую в основе современной научной картины мира.
Каждый школьник должен иметь возможность развиваться в соответствии со своими склонностями и способностями, полностью реализуя природный потенциал. Природа одарила каждого человека способностью к познанию мира.
Учитель, применяющий дифференцированный подход в обучении в условиях личностно ориентированной технологии, наилучшим образом позволяет развивать индивидуальные особенности личности.
В педагогической науке индивидуализация определяется как «организация учебного процесса, при которой выбор способов, приемов, темпа обучения учитывает индивидуальные различия учащихся, уровень развития их способностей к учению». Важный способ индивидуализации – это помощь ученику в формировании индивидуального стиля учебной деятельности.
Цели и принципы технологии уровневой дифференциации.
ЦЕЛИ:
- сформировать у всех умения, предусмотренные «стандартом»;
- систематизировать и закрепить знания со «слабыми» и «средними» учащимися;
- проводить работу по формированию умений выполнять творческие задания с детьми, имеющими различные способности.
ПРИНЦИПЫ:
- предъявление учащемуся минимально обязательных требований;
- учет индивидуально-психологических, возрастных особенностей учащегося;
- создание условий для развития каждого учащегося с учетом его запросов;
- база для каждого учащегося должна быть посильной;
- контроль за соответствием знаний учащегося текущим требованиям;
- оценивается не только результат труда, но и деятельность, в процессе которой он получен;
- оказание помощи ребенку в стремлении его продвинуться вперед;
- общение ведется в виде диалога;
- самостоятельность в процессе овладения знаниями, повторения, закрепления.
Ведущим стратегическим направлением развития системы школьного образования в мире, на сегодняшний день является, личностно – ориентированное образование. Личностно ориентированное обучение понимается, как обучение, выявляющее особенности ученика – субъекта, признающее самобытность и самоценность субъектного опыта ребенка, выстраивающее педагогические воздействия на основе субъектного опыта учащегося.
При этом существенно меняется функция обучения. Его задача не планировать общую, единую и обязательную для всех линию психического развития, а помогать каждому ученику с учетом имеющегося у него опыта познания совершенствовать свои индивидуальные способности, развиваться как личность. В этом случае исходные моменты обучения - не реализация его конечных целей (планируемых результатов), а раскрытие индивидуальных познавательных возможностей каждого ученика и определение педагогических условий, необходимых для их удовлетворения. Развитие способностей ученика - основная задача личностно ориентированной педагогики, и «вектор» развития строится не от обучения к учению, а, наоборот, от ученика к определению педагогических воздействий, способствующих его развитию. На это должен быть нацелен весь образовательный процесс.
Проектирование личностно ориентированной системы обучения предполагает:
- признание ученика основным субъектом процесса обучения;
- определение цели проектирования - развитие индивидуальных способностей ученика;
- определение методов, приемов и средств, обеспечивающих реализацию поставленной цели посредством выявления и структурирования субъектного опыта ученика, его направленного развития в процессе обучения.
Реализация личностно ориентированного обучения требует разработки такого содержания образования, куда включаются не только научные знания, но и метазнания, т.е. приемы и методы познания. Важным является разработка специальных форм взаимодействия участников образовательного процесса (учеников, учителей, родителей).
Необходимы также особые процедуры отслеживания характера и направленности развития ученика; создание благоприятных условий для формирования его индивидуальности; изменение сложившихся в нашей культуре представлений о норме психического развития ребенка (сравнение не по горизонтали, а по вертикали, т.е. определение динамики развития ребенка в сравнении с самим собой, а не с другим).
Что нужно для того, чтобы реализовать модель личностно ориентированного обучения в школе?
Необходимо: во-первых, принять концепцию образовательного процесса не как соединение обучения и воспитания, а как развитие индивидуальности, становление способностей, где обучение и воспитание органически сливаются; во-вторых, выявить характер взаимоотношений основных участников образовательного процесса: управленцев, учителей, учеников, родителей; в-третьих, определить критерии эффективности инновационности образовательного процесса.
При проектировании образовательного процесса нужно исходить из признания двух равноправных источников: обучения и учения. Последнее не есть просто дериват первого, а является самостоятельным, личностно значимым, а потому очень действенным источником развития личности.
Технологизация личностно ориентированного образовательного процесса предполагает специальное конструирование учебного текста, дидактического материала, методических рекомендаций к его использованию, типов учебного диалога, форм контроля над личностным развитием ученика в ходе овладения знаниями. Только при наличии дидактического обеспечения, реализующего принцип субъектности образования, можно говорить о построении личностно-ориентированного процесса.
Кратко сформулируем основные требования к разработке дидактического обеспечения личностно ориентированного образовательного процесса:
- учебный материал должен обеспечивать выявление содержания субъектного опыта ученика, включая опыт его предшествующего обучения;
- изложение знаний в учебнике (учителем) должно быть направлено не только на расширение их объема, структурирование, интегрирование, обобщение предметного содержания, но и на постоянное преобразование наличного субъектного опыта каждого ученика;
- в ходе обучения необходимо постоянное согласование субъектного опыта учеников с научным содержанием задаваемых знаний;
- активное стимулирование ученика к самоценной образовательной деятельности, содержание и формы которой должны обеспечивать ученику возможность самообразования, саморазвития, самовыражения в ходе овладения знаниями;
- конструирование и организация учебного материала, предоставляющие ученику возможность выбирать его содержание, вид и форму при выполнении заданий, решении задач;
- выявление и оценка способов учебной работы, которыми пользуется ученик самостоятельно, устойчиво, продуктивно. Возможность выбора способа должна быть заложена в самом задании. Необходимо средствами учебника (учителя) стимулировать учащихся к выбору и использованию наиболее значимых для них способов проработки учебного материала;
- при введении метазнаний, т.е. знаний о приемах выполнения учебных действий, необходимо выделять общелогические и специфические предметные способы учебной работы с учетом их функций в личностном развитии;
- необходимо обеспечивать контроль и оценку не только результата, но главным образом процесса учения, т. е. тех трансформаций, которые выполняет ученик, усваивая учебный материал;
- образовательный процесс должен обеспечивать построение, реализацию, рефлексию, оценку учения, как субъектной деятельности. Для этого необходимо выделение единиц учения, использование в целях организации учения учителем на уроке, в индивидуальной работе (различные формы коррекции, репетиторства).
Сравнительная характеристика деятельности педагога при проведении традиционного и личностно-ориентированного урока
Традиционный урок | Личностно-ориентированный урок |
Обучает всех детей установленной сумме знаний, умений и навыков. | Способствует эффективному накоплению каждым ребенком своего собственного личного опыта. |
Распределяет учебные задания, форму работы детей и демонстрирует им образец правильного выполнения заданий. | Предлагает детям на выбор различные учебные задания и формы работы, поощряет детей к самостоятельному поиску путей решений этих заданий. |
Старается заинтересовать детей в том учебном материале, который предлагает сам учитель. | Стремится выявить реальные интересы детей и согласовать с ними подбор и организацию учебного материала. |
Предполагает дополнительные индивидуальные занятия с отстающими детьми. | Ведет индивидуальную работу с каждым ребенком. |
Осуществляет планирование детской деятельности в определенном русле. | Помогает детям самостоятельно спланировать свою деятельность. |
Оценивает результаты работы детей, подмечая и исправляя допущенные ими ошибки. | Поощряет детей самостоятельно оценивать результаты их работы и исправлять допущенные ошибки. |
Определяет правила поведения в классе и следит за их выполнением. | Учит детей самостоятельно вырабатывать правила поведения и контролировать их выполнение. |
Разрешает возникающие конфликты между детьми: поощряет правых и наказывает виновных. | Побуждает детей обсуждать возникающие конфликтные ситуации и самостоятельно искать пути их решения. |
Таким образом, личностно-ориентированное обучение предоставляет каждому ученику возможность изучить учебный материал на различных уровнях (но не ниже базового), в зависимости от интеллектуальных способностей и индивидуальных предпочтений.
Средствами развития интеллектуальных способностей ученика при личностно-ориентированном обучении являются стремление к развитию личности, предоставление
ученику возможности активной познавательной деятельности через посильную самостоятельную работу и предоставление творческой свободы.
ОРГАНИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТНО ОРИЕНТИРОВАННОГО УРОКА
- При подготовке и проведении личностно ориентированного урока учитель должен выделить основополагающие направления своей деятельности, выдвигая на первый план УЧЕНИКА, затем деятельность, определяя собственную позицию.
Направление деятельности учителя | Пути и средства его реализации |
I.Обращение к субъектному опыту школьников | Выявление этого опыта путём постановки вопросов: как он это делал, почему, на что опирался и т.д. Организация обмена содержанием субъектного опыта между учениками, через взаимопроверку, выслушивание. Поддержка учителем наиболее правильных версий учеников по обсуждаемой проблеме- подвести всех к правильному решению. Выстраивание на их основе нового материала: путём высказываний, суждений, понятий. Обобщение и систематизация субъективного опыта учеников на уроке на основе контакта. |
II. Применение на уроке разнообразного дидактического материала | Использование учителем различных источников информации. Побуждение учащихся к выполнению проблемных, внутренне неоднородных учебных заданий. Предложение на выбор заданий различного типа, вида и формы. Стимулирование учащихся к выбору такого материала, который бы соответствовал их личным предпочтениям. Применение карточек с описанием основных учебных действий и последовательности их выполнения , т.е. технологических карт, на основе дифференцированного подхода к каждому и постоянного контроля. |
III. Характер педагогического общения на уроке | Уважительное и внимательное выслушивание отвечающего, независимо от уровня его успеваемости. Обращение к ученикам по ИМЕНИ. Беседа с детьми не свысока, а "глаза в глаза", поддержка беседы улыбкой! Поощрение в ребёнке независимости, уверенности в себе при ответе. |
IV. Активизация способов учебной работы | Стимулирование учеников к применению различных способов учебной работы. Анализ всех предполагаемых способов, не навязывая своего мнения учащимся. Анализ действий каждого ученика. Выявление значимых способов, избираемых учащимися. Обсуждение наиболее рациональных способов - не хорошо или плохо, а что в данном способе положительно. Оценивание и результата, и процесса. |
V. Педагогическая гибкость учителя в работе с учащимися на уроке | Организация атмосферы "включённости" каждого ученика в работу класса. Предоставление детям возможности проявить избирательность к видам работы, характеру учебного материала, темпу выполнения учебных заданий. Создание условий, позволяющих каждому ученику быть активным, самостоятельным. Проявление отзывчивости учителя к эмоциям ученика. Оказание помощи детям, не успевающим за темпом работы класса. |
Применение дидактического материала на личностно ориентированном уроке.
Цель дидактического материала:
а) отработка учебной программы,
б) обученность необходимым ЗУН,
в) для осуществления разноуровневого подхода.
Виды дидактического материала:
а) учебные тексты,
б) карточки-задания,
в) дидактические тесты.
Задания разрабатываются по тематике, по уровню сложности, по цели использования, по количеству операций на основе разноуровневого дифференцированного и индивидуального подхода с учётом ведущего типа учебной деятельности учащегося.
В своей работе на этапе активизации знаний учитель использует устные упражнения, при этом контроль происходит с помощью «сигнальных» карточек, что позволяет сразу увидеть, как учащиеся справляются с заданиями и остановиться на тех упражнениях, которые вызвали затруднения. Систематическое проведение такой работы позволяет активизировать учащихся.
На следующем этапе усвоения знаний ставиться задача: разобраться в материале, понять принцип действий. В этот момент учитель использует фронтальную и индивидуальную работу с использованием технологии дифференцированного обучения. Каждый ученик может работать, в силу своих возможностей, вместе с классом, выполняя практическую работу, или выполнять задание по карточке «Работа по образцу».
Следующий этап применения знаний в новой ситуации является уже продуктивным уровнем усвоения. Здесь возможно использование парной и групповой работы (разноуровневые задания в группах)
На последнем этапе контроля, коррекции и самоконтроля можно сделать выводы о результативности самостоятельной деятельности учащихся на основе тестов, контрольных работ и зачетов. Перед зачетом (и не только) учитель рекомендует: подумайте, с какого задания лучше начать работу; выбирайте то задание, которое покажется вам наиболее легким; можете решать по порядку. Эти советы «включают» в работу всех учеников, ориентируясь на их процессуальные особенности деятельности.
Главное в том, что учитель должен не только давать знания, но и создавать оптимальные условия для развития личности учащихся через его учебно-познавательную деятельность.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
обобщение опыта учителя биологии по теме "Проблемное обучение на уроках биологии в условиях личностно – ориентированного обучения"
обоснование и перспективы опыта...
обобщение опыта учителя биологии по теме "Проблемное обучение на уроках биологии в условиях личностно – ориентированного обучения"
опминееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееее7шшлгпортолдрчкашлдолрвчальбтимоеаеншщлдб ркенршщлдбьим6п78шщгшльпенгшлджлрп...
Описание опыта работы по теме: "Проблемное обучение на уроках биологии и химии в условиях личностно- ориентированного обучения".
Описание опыта работы по теме: "Проблемное обучение на уроках биологии и химии в условиях личностно- ориентированного обучения"....
Дифференцированный подход как условие личностно-ориентированного обучения слабоуспевающих учащихся
Опыт: "Дифференцированный подход как условие личностно-ориентированного обучения слабоуспевающих учащихся"...
ПРЕПОДАВАНИЕ ПРЕДМЕТА «ТЕХНОЛОГИЯ» В УСЛОВИЯХ ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ
В статье говорится о необходимости преподавания предмета «Технология» в условиях личностно-ориентированного обучения. Ключевые слова: технология, личностно-ориентированное обучение. ...
Реализация дифференцированного подхода на уроках математики в условиях личностно ориентированного обучения.
Принимая учащихся в 5 класс от разных учителей начальных классов, иногда с низким темпом продвижения в обучении, испытывающих затруднения при усвоении нового материала, имеющих пробелы в знаниях, учит...
ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫЙ ПОДХОД - ОДНО ИЗ УСЛОВИЙ ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ
Уровень подготовки и развития способностей к учению не у всех школьников одинаков, но образовательный процесс должен быть построен с учётом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических...