Внеклассное мероприятие «Математический турнир»
методическая разработка по математике (10, 11 класс) на тему
Цели и задачи мероприятия:
· Развивающие:
1. развивать коммуникативные возможности обучающихся в процессе подготовки к внеклассным мероприятиям по предмету;
2. развивать у обучающихся сообразительность, любознательность, логическое мышление, укреплять память;
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
matemat_turnir.docx | 799.81 КБ |
Предварительный просмотр:
Областное государственное профессиональное
образовательное бюджетное учреждение
«Многопрофильный лицей»
Методическая разработка
внеклассного мероприятия
по математике
«Математический турнир»
разработала:
А.В. Дегтяренко
преподаватель математики
2017
Внеклассное мероприятие «Математический турнир»
Цели и задачи мероприятия:
- Развивающие:
- развивать коммуникативные возможности обучающихся в процессе подготовки к внеклассным мероприятиям по предмету;
- развивать у обучающихся сообразительность, любознательность, логическое мышление, укреплять память;
- развивать творческую фантазию, смекалку;
- вовлечь обучающихся в активную практическую деятельность;
- развивать навыки грамотного ответа, умения доказывать свою точку зрения.
- Воспитательные:
- Воспитание сознательной дисциплины и норм поведения;
- Воспитание духа соревнования;
- Формирование дружеских отношений, умения работать командой.
Участники:
- Команды по 4 человек от групп 2 курса (3 команды).
Оборудование:
Презентация, мультимедийный проектор, раздаточный материал
Ход мероприятия:
Вступительное слово
Царица - математика опять
Вас собрала на праздник знаний
И приглашает всех блистать
Умом, смекалкой, юмором дерзаний.
Нет скучных формул, теорем,
Сегодня – не урок, а праздник!
И пусть не все получится, как ты хотел,
Тебе откроется дорога к знаньям.
Поверьте мне, друзья,
Что этот путь нелегок и тернист,
Немало тех, кто наставлял себе здесь шишки,
Но радости открытий не сравнишь
С тем горьким мигом, быстротечным слишком.
И я желаю всем сегодня
Успехов, радости, побед,
Нет в нашем деле побежденных,
Здесь каждый - обреченный на успех!
Первый тур - Разминка:
Командам поочерёдно задаются вопросы. Учитывается количество правильных ответов.
- Площадь прямоугольника со сторонами 15 и 5 см? 75 см?
- Площадь квадрата, периметр которого 36 см? 81 см?
- Точка, равноудаленная от всех точек окружности? Центр
- Отрезок ломаной? Звено
- Расстояние, измеряемое между концами отрезка? Длина
- Запись, состоящая из одной или нескольких цифр? Число
- Значение буквы, при котором уравнение превращается в верное числовое равенство? Корень
- Число, которое не может быть делителем? Ноль
- Место, занимаемое цифрой в записи числа? Разряд
- Замена числа его приближенным значением? Округление
- Совокупность делений на линейках различных форм? Шкала
- Величина, измеряемая в кубических единицах? Объем
- Выражение, представляющее произведение одинаковых множителей? Степень
- Часть окружности? Дуга
- Слагаемые, имеющие одинаковую буквенную часть? Подобные
- Дробь, числитель которой меньше ее знаменателя? Правильная
- Прямоугольный параллелепипед, все измерения которого равны? Куб
- Функция вида у = кх + в? Линейная
Второй тур – Задачи-заморочки
Каждая команда тянет себе по 4 задачи-заморочки (свёрнуты в одинаковые трубочки), находящиеся в коробке. Время для написания ответов 4 минуты. Результаты сдаются жюри для проверки правильности ответов.
Заморочка 1. Если поздней осенью в 12 часов идёт дождь, то возможна ли через 36 часов солнечная погода? [Нет будет темно]
Заморочка 2. Двое подошли к реке. У берега стояла лодка, которая могла вместить только одного. Но оба переправились. Как это могло случиться? [Они подошли с разных берегов]
Заморочка 3. Сколько горошин можно поместить в пустой стакан? [1]
Заморочка 4. Почему крышки уличного люка делают круглыми, а не квадратными? [Если квадратную крышку поставить на ребро, то она может соскользнуть в люк]
Заморочка 5. Какая собачка получится из 16 кг и хвойного дерева? [Пудель]
Заморочка 6. Математик, оказавшись случайно в небольшом городе и желая как-то убить время, решил постричься. В городе имелось лишь два мастера. Заглянув к одному мастеру, математик увидел, что в салоне грязно, сам мастер неряшливо одет и небрежно острижен. В салоне другого мастера было идеально чисто, а владелец без укоризненно одет и пострижен. Поразмыслив, математик отправился стричься к первому мастеру. Не могли бы вы объяснить причину столь странного, на первый взгляд поведения математика? [Т. к. в городе два парикмахера, каждый мастер вынужден стричься у другого. Математик выбрал того мастера, который лучше постриг своего конкурента.]
Заморочка 7. Чем кончаются день и ночь? [Мягким знаком]
Заморочка 8. Что это за предмет, который незаменим в архитектуре и строительстве и о котором известный писатель Ю. Олеша, автор «Трёх толстяков», писал: «В бархате лежит, плотно сжав ноги, холодные и сверкающие, у него тяжёлая голова. Я намереваюсь поднять его, он неожиданно раскрывается и производит укол в руку». Этот геометрический инструмент, согласно римскому поэту Овидию (I в.), был изобретён в Древней Греции. [Циркуль]
Заморочка 9 Кто придумал метод, с помощью которого можно находить простые числа в их естественном порядке. (Эратосфен).
Третий тур – Рифмоплёты
Командам предлагается сочинить по заданным рифмам стихи с математическим содержанием. Учитывается рифма и смысл стихотворения. Время 4 минуты.
Геометрия – симметрия
Двойка – головомойка
Умножение – головокружение
Дробь – сдобь
Единица – озорница
Круг – друг
Синус – минус
Точка - дочка
Уравнение - напряжение
Пифагор - забор
Треугольник - разбойник
Квадрат – фасад
Тема – теорема
Свет – Виет
Пора была – парабола
Задача – удача
Решить – сушить
Доска – тоска
Кровь – любовь
Десять – повесить.
Например:
Вчера на геометрии изучали мы симметрию
А потом от умножения началось головокружение,
И от страха получил я двойку –
Дома ждёт головомойка!
Если верно я решил бы дробь,
Мама б мне купила, сдобь…
Четвёртый тур – Марафон:
За 1,5 минуты капитаны команд должны дать ответы на наибольшее число вопросов. В это время команды составляют «математический словарь» на буквы «п», «к», «т».
Вопросы для первого капитана:
- Как называется результат сложения? (Сумма)
- Сколько минут в одном часе? (60)
- Как называется прибор измерения углов? (Транспортир)
- На что похожа половина яблока? (На другую половину)
- Назовите наименьшее трехзначное число? (100)
- Тройка лошадей пробежала 30 км. Какое расстояние пробежала каждая лошадь? (30 км)
- Назовите модуль числа -6? (6)
- Как называется дробь, в которой числитель равен знаменателю? (Неправильная)
- Чему равна сумма смежных углов? (180)
- Назовите число, «разделяющее» положительные и отрицательные числа. (0)
- 72:8. (9)
- Одна сотая часть числа. (1%)
- Третий месяц летних каникул. (Август)
- Другое название независимой переменной. (Аргумент)
- Наименьшее четное натуральное число. (2)
- Сколько козлят было у «многодетной» козы? (7)
- Треугольник, у которого две стороны равны? (Равнобедренный)
- Сумма длин всех сторон многоугольника? (Периметр)
- Какой вал изображен на картине Айвазовского? (9)
- Соперник нолика. (Крестик)
- Результат вычитания. (Разность)
- Как называется отрезок, выходящий из вершины треугольника и делящий противоположную сторону пополам? (Медиана)
- Число, противоположное 5. (-5)
- Прямоугольник, у которого все стороны равны. (Квадрат)
Вопросы для второго капитана:
- Как называется результат умножения? (Произведение)
- Сколько секунд в одной минуте? (60)
- Назовите наибольшее трёхзначное число? (999)
- Назовите модуль числа -4. (4)
- Как называется дробь, в которой числитель больше знаменателя? (Неправильная)
- Чему равен развернутый угол? (180)
- Назовите целое число, большее -1, но меньшее 1. (0)
- 60:5. (12)
- Последний месяц учебного года. (Май)
- Наибольшее двухзначное число. (99)
- Число, обратное 5. (0,2)
- Название графика функции прямой пропорциональности. (Прямая)
- День недели, предшествующий пятнице. (Четверг)
- Одна десятая дециметра. (1 см)
- Сколько сторон у квадрата? (4)
- Число противоположное -7. (7)
- Единица измерения углов. (Градус)
- 14∙4. (56)
- Какие прямые пересекаются под прямым углом? (Перпендикулярные)
- Первый месяц зимы. (Декабрь)
- Число, на которое данное число делится без остатка. (Делитель)
- Фигура, образованная двумя лучами с общим началом. (Угол)
- Сколько отрицательных множителей должно быть в произведении, чтобы оно было отрицательным числом? (Нечётное число)
- 1/60 часть градуса? (Минута)
Вопросы для третьего капитана
- Сотая часть числа? (процент)
- Когда произведение равно 0?(если один из множителей =0)
- Сколько цифр вы знаете? (10)
- Катет, лежащий напротив угла в 30 градусов равен…? (половине гипотенузы)
- Как называется результат деления? (Частное)
- Назовите наибольшее однозначное число. (9)
- Число, на которое нельзя делить. (0)
- Треугольник, у которого две стороны равны. (Равнобедренный)
- Число противоположное -4. (4)
- Наименьшее четное число. (2)
- Равенство с переменной. (Уравнение)
- Часть прямой, ограниченная двумя точками. (Отрезок)
- Одна тысячная часть километра. (1метр)
- Не учебный день недели. (Воскресенье)
- Количество высот в треугольнике. (3)
- Угол, равный 90 градусов. (Прямой)
- Одна сотая часть метра. (1 см)
- 50 разделите на половину. (100)
- Как называется прибор для измерения отрезков? (Линейка)
- Направленный отрезок? (вектор)
- Друг игрека. (Икс)
- Как называется значение зависимой переменной? (Значение функции)
- Угол, равный 180. (Развернутый)
- Число, обращающее уравнение в верное равенство. (Корень)
Пятый тур – Теоремы в стиле «рэп»
Каждой команде выдаётся по одной теореме, записанной в стихах, задача – спеть теоремы в стиле «рэп». Учитывается артистичность, попадание в ноты.
Шестой тур – Математический калейдоскоп
Командам предлагается за 3 минуты написать продолжение для предложенных формул. Учитывается количество правильных ответов.
- (x – y)2 = ?
- b2 +c2 -2bc×cosA = ?
- tg60º = ?
- x2 +y2 + z2 = 16 R- ?
- a0 = ?
- a2 + b2= ?
- D = ?
- sin2a + cos2a =?
- Sin30º =?
- ½ah= ?
- am ×an = ?
- (x – y)(x + y) = ?
- (lnx)/ = ?
- log31= ?
Подводятся итоги поединка. Победители награждаются грамотами, проигравшие – сладкими призами.
Окончена игра, но не грустите,
Хоть проиграли или выиграли сейчас –
Будут в вашей жизни успехи
И победы еще не раз.
Главное, не забывайте:
Чтоб врачом, моряком
Или летчиком стать.
Нужно прежде всего
Математику знать.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внеклассное мероприятие"математический турнир" 5 класс.
Внеклассное мероприятие. Игра. Интересные задачи,загадки,подвижная игра,стихи....
Внеклассное мероприятие "Математический турнир"
Занимательный материал по математике для учащихся 8-9 классов....
Внеклассное мероприятие "Математический турнир" для 6 классов
Тип: познавательная игра. Форма: соревнование. В качестве участников турнира выступают учащиеся 6 классов....
Внеклассное мероприятие" Математический турнир"
Внеклассное мероприятие " Математический турнир" проводилось в рамках недели математики. Участники игры - лбучающиеся 8 и 9 классов. Материал содержит описание игры и презентацию ....
Внеклассное мероприятие "Математический турнир" для учеников 8 класса
В данном материале представлен сценарий внеклассного материала по математике для учеников 8 классов "Математический турнир"...
Внеклассное мероприятие "Математический турнир"
Внеклассное мероприятие по математике в форме викторины....
Внеклассное мероприятие "Математический турнир"
Внеклассное мероприятие "Математический турнир"...