Программа и КТП кружка "Занимательная математика"
рабочая программа по математике (5 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Российская Федерация
Республика Хакасия
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
муниципального образования г. Саяногорск
средняя общеобразовательная школа № 5.
Рассмотрено методическим объединением учителей математики, физики и информатики Протокол № 1 от 30.08.2017г. Руководитель ШМО _______________ /А. В. Ечкалова | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по ВР МБОУ СОШ № 5 _____________ /Е.Ф. Лыскина | УТВЕРЖДЕНО Приказ № 113 от 01.09.2017г. Директор МБОУ СОШ № 5 _____________ / О.В. Гришина |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Направление: общеинтеллектуальное
Кружок «Занимательная математика»
Среднее общее образование, 5 класс, 34 часа
Срок реализации: 1 год
Автор - составитель программы:
Ечкалова А. В.., учитель математики
г. Саяногорск 2017 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа кружка «Занимательная математика» разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта. Программа авторская, разработана учителем математики Ечкаловой А. В.
Рабочая программа составлена на уровень основного общего образования по общеинтеллектуальному направлению развития личности.
Актуальность программы: являясь дополнением к урочной деятельности внеурочная позволяет сделать обучение более успешным, включить учащихся в активную познавательную деятельность, способствует формированию УУД. Программа даёт возможность углубить знания по отдельным темам, приобрести навыки исследовательской деятельности, выявить и реализовать свои возможности, получить более прочные, дополнительные знания по предмету. Внедрение программы повышает эффективность образовательного процесса и увеличивает мотивацию обучающихся к изучению математики.
Практическая значимость программы: содержание программы предназначено для развития математических способностей учащихся, для формирования элементов логической и алгоритмической грамотности, коммуникативных умений школьников с применением коллективных форм организации занятий и использованием современных средств обучения. Создание на занятиях ситуаций активного поиска, предоставление возможности сделать собственное «открытие», знакомство с оригинальными путями рассуждений, овладение элементарными навыками исследовательской деятельности позволят обучающимся реализовать свои возможности, приобрести уверенность в своих силах.
Реализация программы рассчитана на один год. Занятия проводятся 1 раз в неделю (понедельник- 5 «в», среда- 5 «а» класс) по 1 часу. Общее кол-во часов в год - 34 часа. Работа проводится в форме теоретических и практических занятий.
Программа обучения построена по принципу от «простого к сложному» и углубления теоретических знаний и практических умений на каждом последующем этапе обучения.
Возраст детей которым адресована программа 11- 12 лет.
Программа учитывает особенности обучения детей среднего возраста, их психологические особенности. На каждом занятии органически сочетается изучение нового и повторение пройденного материала. Программа предусматривает итоговые занятия по каждой теме в форме игр, викторин, тестов, контрольных срезов.
Система отслеживания и оценивания результатов обучения детей представлены на конкурсах, олимпиадах, интеллектуальных соревнованиях.
- Цель и задачи программы
Целью программы является - создание условий и содействие интеллектуальному развитию детей, способствовать воспитанию интереса учащихся к математике и развитию их творческих способностей, логического мышления, углубления знаний полученных на уроке, и расширение общего кругозора ребенка в процессе рассмотрения различных практических задач и вопросов.
Задачи программы:
Обучающие:
• углубление и расширение знаний учащихся по математике;
• привитие интереса учащихся к предмету;
• активизировать познавательную деятельность;
• показать универсальность математики и её место среди других наук.
Воспитательные:
• воспитание культуры личности;
• воспитание отношения к математике как к части общечеловеческой культуры;
• воспитание понимания значимости предмета для научно - технического прогресса;
• воспитание настойчивости, инициативы, чувства ответственности, самодисциплины;
• выработка умения детей целенаправленно овладеть волевыми усилиями, устанавливать правильные отношения со сверстниками и взрослыми, видеть себя глазам окружающих.
Развивающие:
• развитие ясности и точности мысли, критичность мышления, интуиции, логического мышления, элементов алгоритмической культуры, пространственных представлений, способности к преодолению трудностей;
• формирование математического кругозора, исследовательских умений учащихся.
- Планируемые результаты реализации программы
Планируемые результаты реализации программы внеурочной деятельности кружка «Занимательная математика» в соответствии с требованиями ФГОС, конкретизированные по следующим уровням:
первый – основная функция – познавательная, умение актуализировать математические знания, определять границы своих знаний при решении задач практического содержания; умение оперировать со знакомой информацией; формировать обобщенный способ действия; моделировать задачу и ее условия, оценивать и корректировать результаты решения задачи.
второй – основная функция – формирование личностного отношения и развития любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера; развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности, умения преодолевать трудности – качеств весьма важных в практической деятельности любого человека; воспитание чувства справедливости, ответственности; развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления.
третий – основная функция – деятельностная, определение образовательной цели, выбор пути ее достижения; рефлексия способов и условий действий; самоконтроль и самооценка; критичность; выполнение текущего контроля и оценки своей деятельности; сравнивание характеристик запланированного и полученного продукта; оценивание результатов своей деятельности на основе заданных критериев, умение самостоятельно строить отдельные индивидуальные образовательные маршруты, планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками — определение цели, способов взаимодействия; контроль и оценка своей деятельности, обращение по необходимости за помощью к сверстникам и взрослым; формирование умения коллективного взаимодействия.
Система отслеживания и оценивания результатов обучения детей проходит через участие их в конкурсах, олимпиадах, интеллектуальных соревнованиях, создании портфолио.
- Содержание курса кружка внеурочной деятельности
Программа состоит из нескольких тематических разделов, которые взаимосвязаны между собой.
Тематическое планирование
№ п/п | Название разделов и тем | Формы проведения | Формы организации | |
теоретические | практические | |||
1 | Математика – царица наук. Занимательные задачи. | Определение интересов, склонностей учащихся, анкетирование. Решение занимательных задач. | 1 | |
2 | Как люди научились считать, из истории счета. Интересные приемы устного счёта. | Выполнение заданий презентации «Как люди научились считать». Устный счёт, математический диктант | 1 | |
3 | Готовимся к олимпиаде. Решение олимпиадных задач. | Решение олимпиадных задач. | 1 | |
4 | Готовимся к олимпиаде. Решение олимпиадных задач. | Решение олимпиадных задач. | 1 | |
5 | Внутришкольная олимпиада по математике. | Решение олимпиадных задач. | 1 | |
6 | Внутришкольная олимпиада по математике. | Решение олимпиадных задач. | 1 | |
7 | Участие в городском конкурсе для учащихся 5-6 классов | Решение конкурсных задач. | 1 | |
8 | Участие в городском конкурсе для учащихся 5-6 классов | Решение конкурсных задач. | 1 | |
9 | Математические горки. Типичные ошибки в олимпиадных и конкурсных задачах. | Решение олимпиадных и конкурсных задач с указанием типичных ошибок. | 1 | |
10 | Упражнения с многозначными числами | Выполнение заданий с многозначными числами | 1 | |
11 | Учимся отгадывать ребусы. | Решение математических ребусов | 1 | |
12 | Числа-великаны. Коллективный счёт. | Приемы счета | 1 | |
13 | Задачи с неполными данными, лишними, нереальными данными | Решение задач | 1 | |
14 | Загадки- смекалки. Обратные задачи. | Решение задач | 1 | |
15 | Загадки- смекалки. Обратные задачи. | Решение задач | 1 | |
16 | Практикум «Подумай и реши». | Решение задач на установление причиноследственных отношений | 1 | |
17 | Практикум «Подумай и реши». | Решение задач на установле-ние причиноследственных отношений | 1 | |
18 | Решение нестандартных задач | Решение задач | 1 | |
19 | Решение нестандартных задач | Решение задач | 1 | |
20 | Логические задачи | Решение задач | 1 | |
21 | Логические задачи | Решение задач | 1 | |
22 | Задачи по теории вероятности | Решение вероятностных задач | 1 | |
23 | Задачи по теории вероятности | Решение вероятностных задач | 1 | |
24 | Задачи международной игры «Кенгуру» прошлых лет | Решение конкурсных задач. | 1 | |
25 | Решение задач международной игры «Кенгуру» | Решение конкурсных задач. | 1 | |
26 | Решение задач международной игры «Кенгуру» | Решение конкурсных задач. | 1 | |
27 | Задачи с многовариантными решениями | Решение задач | 1 | |
28 | Задачи с многовариантными решениями | Решение задач | 1 | |
29 | Игра «У кого какая цифра?» Математические фокусы | Математические фокусы | 1 | |
30 | Игра «У кого какая цифра?» Математические фокусы | Математические фокусы | 1 | |
31 | Математический КВН | Командный конкурс в форме КВН | 1 | |
32 | Математический КВН | Командный конкурс в форме КВН | 1 | |
33 | «Газета любознательных» Конкурс | Конкурс на лучшую матема-тическую газету (по группам) | 1 | |
34 | «Газета любознательных» Конкурс | Конкурс на лучшую матема-тическую газету (по группам) | 1 | |
Итого | 34 |
- Список литературы
Используемая для разработки программы и организации образовательного процесса:
- .Агафонова И. Учимся думать. Занимательные логические задачи, тесты и упражнения для детей 8 – 11 лет. С. – Пб,1996.
- Асарина Е. Ю., Фрид М. Е. Секреты квадрата и кубика. М.: «Контекст», 1995.
- Белякова О. И. Занятия математического кружка.– Волгоград: Учитель, 2008.
- Лавриненко Т. А. Задания развивающего характера по математике. Саратов: «Лицей», 2002.
- Симановский А. Э. Развитие творческого мышления детей. М.: Академкнига/Учебник, 2002.
- Сухин И. Г. Занимательные материалы. М.: «Вако», 2004.
- Шкляров Т. В. Как научить вашего ребёнка решать задачи. М.: «Грамотей», 2004.
- Сахаров И. П. Аменицын Н. Н. Забавная арифметика. С.- Пб.: «Лань», 1995
- Г.И. Григорьева «Подготовка школьников к олимпиадам по математике», 5-6 классы.М.: «Глобус» 2009.
- Н.Е. Кордина «Виват, математика!», 5 класс, Волгоград, 2010.
- О.С. Шейнина «Занятия школьного кружка», 5-6 классы, Москва, «ИздательствоНЦ Энас», 2007.
Рекомендуемая для детей и родителей:
1. Шкляров Т. В. Как научить вашего ребёнка решать задачи. М.: «Грамотей», 2004.
2. Сахаров И. П. Аменицын Н. Н. Забавная арифметика. С.- Пб.: «Лань», 1995
3. Агафонова И. Учимся думать. Занимательные логические задачи, тесты и упражне-ния для детей 8 – 11 лет. С. – Пб,1996.
Календарно - тематическое планирование кружка «Занимательная математика»
на 2017-18 учебный год, 5 «в» класс
№ занятия | Дата проведения | Тема занятия | Количество часов | Форма проведения | ||
план | факт | |||||
теория | практика | |||||
1 | 4. 09 | Математика – царица наук. Занимательные задачи. | 1 | 1 | ||
2 | 11.09 | Как люди научились считать, из истории счета. Интересные приемы устного счёта. | 1 | 1 | ||
3 | 18.09 | Готовимся к олимпиаде. Решение олимпиадных задач. | 1 | 1 | ||
4 | 25.09 | Готовимся к олимпиаде. Решение олимпиадных задач. | 1 | 1 | ||
5 | 27. 09 | Внутришкольная олимпиада по математике. | 1 | 1 | ||
6 | 27. 09 | Внутришкольная олимпиада по математике. | 1 | 1 | ||
7 | 12. 10 | Участие в городском конкурсе для учащихся 5-6 классов | 1 | 1 | ||
8 | 12. 10 | Участие в городском конкурсе для учащихся 5-6 классов | 1 | 1 | ||
9 | 1. 11 | Математические горки. Типичные ошибки в олимпиадных и конкурсных задачах. | 1 | 1 | ||
10 | 13.11 | Упражнения с многозначными числами | 1 | 1 | ||
11 | 20.11 | Учимся отгадывать ребусы. | 1 | 1 | ||
12 | 27.11 | Числа-великаны. Коллективный счёт. | 1 | 1 | ||
13 | 4.12 | Задачи с неполными данными, лишними, нереальными данными | 1 | 1 | ||
14 | 11.12 | Загадки- смекалки. Обратные задачи. | 1 | 1 | ||
15 | 18.12 | Загадки- смекалки. Обратные задачи. | 1 | 1 | ||
16 | 25.12 | Практикум «Подумай и реши». | 1 | 1 | ||
17 | 15.01 | Практикум «Подумай и реши». | 1 | 1 | ||
18 | 22.01 | Решение нестандартных задач | 1 | 1 | ||
19 | 29.01 | Решение нестандартных задач | 1 | 1 | ||
20 | 5.02 | Логические задачи | 1 | 1 | ||
21 | 12.02 | Логические задачи | 1 | 1 | ||
22 | 19.02 | Задачи по теории вероятности | 1 | 1 | ||
23 | 26.02 | Задачи по теории вероятности | 1 | 1 | ||
24 | 5. 03 | Задачи международной игры «Кенгуру» прошлых лет | 1 | 1 | ||
25 | 15. 03 | Решение задач международной игры «Кенгуру» | 1 | 1 | ||
26 | 15. 03 | Решение задач международной игры «Кенгуру» | 1 | 1 | ||
27 | 30. 03 | Задачи с многовариантными решениями | 1 | 1 | ||
28 | 9.04 | Задачи с многовариантными решениями | 1 | 1 | ||
29 | 16.04 | Игра «У кого какая цифра?» Математические фокусы | 1 | 1 | ||
30 | 23.04 | Игра «У кого какая цифра?» Математические фокусы | 1 | 1 | ||
31 | 30.04 | Математический КВН | 1 | 1 | ||
32 | 30.04 | Математический КВН | 1 | 1 | ||
33 | 14.05 | «Газета любознательных» Конкурс | 1 | 1 | ||
34 | 14.05 | «Газета любознательных» Конкурс | 1 | 1 | ||
Итого | 34 |
Календарно - тематическое планирование кружка «Занимательная математика»
на 2017-18 учебный год, 5 «а» класс
№ занятия | Дата проведения | Тема занятия | Количество часов | Форма проведения | ||
план | факт | |||||
теория | практика | |||||
1 | 6. 09 | Математика – царица наук. Занимательные задачи. | 1 | 1 | ||
2 | 13.09 | Как люди научились считать, из истории счета. Интересные приемы устного счёта. | 1 | 1 | ||
3 | 20.09 | Готовимся к олимпиаде. Решение олимпиадных задач. | 1 | 1 | ||
4 | 22.09 | Готовимся к олимпиаде. Решение олимпиадных задач. | 1 | 1 | ||
5 | 26. 09 | Внутришкольная олимпиада по математике. | 1 | 1 | ||
6 | 26. 09 | Внутришкольная олимпиада по математике. | 1 | 1 | ||
7 | 12. 10 | Участие в городском конкурсе для учащихся 5-6 классов | 1 | 1 | ||
8 | 12. 10 | Участие в городском конкурсе для учащихся 5-6 классов | 1 | 1 | ||
9 | 8. 11 | Математические горки. Типичные ошибки в олимпиадных и конкурсных задачах. | 1 | 1 | ||
10 | 15.11 | Упражнения с многозначными числами | 1 | 1 | ||
11 | 22.11 | Учимся отгадывать ребусы. | 1 | 1 | ||
12 | 29.11 | Числа-великаны. Коллективный счёт. | 1 | 1 | ||
13 | 6.12 | Задачи с неполными данными, лишними, нереальными данными | 1 | 1 | ||
14 | 13.12 | Загадки- смекалки. Обратные задачи. | 1 | 1 | ||
15 | 20.12 | Загадки- смекалки. Обратные задачи. | 1 | 1 | ||
16 | 27.12 | Практикум «Подумай и реши». | 1 | 1 | ||
17 | 17.01 | Практикум «Подумай и реши». | 1 | 1 | ||
18 | 24.01 | Решение нестандартных задач | 1 | 1 | ||
19 | 31.01 | Решение нестандартных задач | 1 | 1 | ||
20 | 7.02 | Логические задачи | 1 | 1 | ||
21 | 14.02 | Логические задачи | 1 | 1 | ||
22 | 21.02 | Задачи по теории вероятности | 1 | 1 | ||
23 | 28.02 | Задачи по теории вероятности | 1 | 1 | ||
24 | 7. 03 | Задачи международной игры «Кенгуру» прошлых лет | 1 | 1 | ||
25 | 14. 03 | Решение задач международной игры «Кенгуру» | 1 | 1 | ||
26 | 14. 03 | Решение задач международной игры «Кенгуру» | 1 | 1 | ||
27 | 28. 03 | Задачи с многовариантными решениями | 1 | 1 | ||
28 | 11.04 | Задачи с многовариантными решениями | 1 | 1 | ||
29 | 18.04 | Игра «У кого какая цифра?» Математические фокусы | 1 | 1 | ||
30 | 25.04 | Игра «У кого какая цифра?» Математические фокусы | 1 | 1 | ||
31 | 2.05 | Математический КВН | 1 | 1 | ||
32 | 2.05 | Математический КВН | 1 | 1 | ||
33 | 16.05 | «Газета любознательных» Конкурс | 1 | 1 | ||
34 | 16.05 | «Газета любознательных» Конкурс | 1 | 1 | ||
Итого | 34 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа элективного курса по математике "Практикум по математике" 10 класс
Программа и календарно-тематическое планирование элективного курса для учащихся 10 класса...
Программа элективного курса по математике "Избранные вопросы математики" 9 класс
Программа и календарно-тематическое планирование элективного курса для учащихся 9 класса...
Рабочая программа элективного курса по математике "Математика в твоей профессии"
Рабочая программа элективного курса «Математика в твоей профессии» для учащихся 9 классов предпрофильных классов общеобразовательных школ составлена учителем математики первой квалификационной к...
Рабочая программа учебного курса по математике "Математика в архитектуре"
Рабочая программа курса "Математика в архитектуре" составлена в соответствии с требованиями к составлению рабочих программ. Курс расчитан на учащихся 11 класса, проявляющих интерес к математике и жела...
Рабочая программа элективного курса по математике в 9 классе "Избранные вопросы математики"
Цели элективного курса: подготовить учащихся к сдаче ГИА в соответствии с требованиями, предъявляемыми новыми образовательными стандартами. ...
Рабочая программа элективного курса по математике в 9 классе "Избранные вопросы математики"
Цели элективного курса: подготовить учащихся к сдаче ГИА в соответствии с требованиями, предъявляемыми новыми образовательными стандартами. ...
Авторская программа элективного курса по математике Практикум по математике: математика в задачах
Элективный курс "Математика в задачах" рассчитан на учащихся 11 классов общеобразовательных классов, имеющих слабую математическую подготовку при решении задач. ...