Методическая разработка Кейс-метод
методическая разработка по математике (6 класс) на тему
В работе приведен пример использования кейс-метода при изучении темы "Действия с рациональными числами" 6 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka_keys-metod.docx | 136.96 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №17»
Формирование критического мышления на уроках математики
Белогородцева Елена Александровна,
учитель математики
2018 год
Современное общество меняется так динамично, что не представляется возможным точно спрогнозировать, какие именно знания пригодятся ребенку в его взрослой жизни. Поэтому в обучении школьников на первый план выходит вопрос формирования у них умений самостоятельно продолжать образование на протяжении всей жизни, т.е. обладать метапредметными компетентностями. Главной целью современного образования является развитие и воспитание интеллектуальной, свободной, мобильной, нравственной и творческой личности. В свете международных критериев измерения качества системы образования, на одно из первых мест выходит проблема формирования мобильности, умения работать с информацией, принимать решения в нестандартных ситуациях.
Такой подход нашел отражение в основных нормативных документах образовательной сферы, в частности в ФГОС. Метапредметные компетентности внесены в перечень основных результатов обучения, которые, согласно новым стандартам, должны освоить обучающиеся.
В ФГОС метапредметные компетентности увязаны с универсальными учебными действиями, которые делают любую деятельность осознанной и результативной.
Метапредметная компетентность основывается на следующих понятиях: метадеятельность, метазнания, метаспособы, метаумения.
В Федеральном государственном образовательном стандарте указаны основные критерии, которым должны соответствовать метапредметные результаты овладения общеобразовательной программой основного общего образования, среди них умение осуществлять познавательные действия.
Применение кейс - технологии позволяет организовать новый способ познавательной деятельности обучающихся на уроках математики. Работая в школе, учитель всегда сталкивается с вопросом: как заинтересовать учеников на уроке? Наблюдая за учениками, которые могут использовать свои умственные способности, можно сказать о самостоятельной познавательной деятельности учащихся, в ходе которой ученик учится проектировать, открывать что-то новое, исследовать, так у него появляется увлечение предметом. Для осуществления познавательной деятельности учащихся на уроках математики учителю необходимо использовать современные технологии обучения.
Кейс-технология – современная образовательная технология, в основе которой лежит анализ какой-то проблемной ситуации. Она объединяет в себе одновременно и ролевые игры, и метод проектов, и ситуативный анализ. Кейс-технология – это не повторение за учителем, не пересказ параграфа или статьи, не ответ на вопрос преподавателя, это анализ конкретной ситуации, который заставляет поднять пласт полученных знаний и применить их на практике [6].
Методы кейс - технологии [7]: метод инцидентов, метод разбора деловой корреспонденции, игровое проектирование, ситуационно-ролевая игра, метод дискуссии, метод кейс-стади.
Ф.-Й. Кайзер, Х. Камиски в книге [5, С. 26] описывают ход работы с использованием кейс-метода, представленный в таблице 1. Кейс - метод в системе методов организации обучения (приложение 1)
Е.О. Цаплиной определены преимущества использования кейса на уроке: активизация учащихся на уроке; ученик становиться субъектом деятельности; использование жизненной ситуации повышает мотивацию к обучению. Учащийся видит, где его знания могут пригодиться в реальной жизни и он становиться заинтересованным в их получении [7].
По мнению Б.Е. Андюсева, кейс-технологии развивают умения [2]:
- анализировать и устанавливать проблему;
- четко формулировать, высказывать и аргументировать свою позицию;
- общаться, дискутировать, воспринимать и оценивать вербальную и невербальную информацию;
- принимать решения с учетом конкретных условий и наличия фактической информации.
Кейс – технология способствует развитию критичности мышления, задается какая-либо ситуация и ученики должны ее разобрать. Учитель использую данную технологию сможет создать кейс на определенную тему для развития критичности мышления.
Кейс: «Действия с рациональными числами».
Вид кейса: печатный.
Тип кейса: практический.
Цель: выявить у шестиклассников уровень развития учебно-логических, учебно-информационных и учебно-организационных универсальных учебных действий, а именно: умения делать вывод на основе предположений и несложных умозаключений; умения систематизировать материал на основе установления родовидовых отношений; умения осуществлять логическое действие «сравнение» по самостоятельно выбранным критериям; умения осуществлять логическое действие «классификация»; умения осуществлять перевод текста в различные таблицы, схемы и модели; умения самостоятельно осуществлять контроль учебных действий.
В учебниках Н.Б.Истоминой «Математика 5» и «Математика 6» изучение учебного материала сопровождают двое учащихся-помощника Маша и Миша.
Урок 1
Описание ситуации: На электронную почту школы пришло письмо: «Дорогие шестиклассники!
Мы всегда старались вам помочь изучать математику, а сегодня нам потребовалась ваша помощь.
При решении домашних заданий мы очень часто допускаем вычислительные ошибки, выполняя действия с рациональными числами. Для нас оказалось трудным усвоить все правила выполнения арифметических действий с положительными и отрицательными числами. Чаще всего мы не можем верно определить знак.
Помогите, пожалуйста, нам справиться с этой проблемой.
Маша и Миша».
Давайте поможем Маше и Мише справиться с их проблемой. Может, у кого-то есть проверенный способ, как решить данную проблему?
Цель: рассмотреть пример решения задания с учителем и далее весь класс решает аналогичное задание.
1. Рассмотрим несколько примеров:
1) -12: (-10)+ 0,47*(-10)-(-10); 2) 1-0,64:(-0,004);
-(-*28-(-3):5); 4) −3+3*(-1,7-1,6)-(-12,9).
В первую очередь, когда выполняем действия с рациональными числами, нужно вспомнить основные правила (приложение 2).
Учащимся предлагается на магнитной доске «собрать» правила (индивидуальное задание).
В то же время остальные учащиеся, работая в парах, выполняют тест.
Тест 1
Заполните схему на тему «Рациональные числа», используя опорные термины.
Опорные термины: рациональные числа, положительные числа, отрицательные числа, дробные положительные числа, дробные отрицательные числа, целые положительные числа, целые отрицательные числа, число 0.
Фронтальная работа: решение примеров.
2. Групповая работа. Тест 2 (приложение 3)
3. Самостоятельная работа. (приложение 4)
4. Рефлексия. Советы Маше и Мише.
Урок 2
ЗАДАНИЯ ДЛЯ ГРУПП. От каждой группы нужно разработать и предоставить на уроке не менее пяти рекомендаций к системе подготовки решения заданий данного типа. Показать ваше преимущество. Каждой команде нужно решить предоставленные задания.
Задание для выполнения (приложение 5)
Группа 1:
Тест 1
Сравните два математических объекта по их существенным свойствам: и . Запишите 2 сходства и 2 отличия у этих объектов.
Сходства: | Отличия: |
Тест 2
Даны числа: +100; 0,4; ; -8; 12.
Распределите их на две группы так, чтобы их объединяло общее свойство. Дайте название каждой группе.
Тест 3
- Определите знаки сумм, заполнив пропуски:
- Прочитайте правила и проверьте правильность выполненной работы. Рядом с каждым заданием в квадрате напишите номер правила, на которое вы опирались при проверке. Если обнаружили ошибку, зачеркните ее, сверху напишите новый ответ.
Задание 4
а) -*+ (-) *; б) (-1+ 0,2) * 3.
Каждая команда предоставляет решение своего заданий, предлагает свои рекомендации, показывая их преимущество.
Учащиеся совместно с учителем обсуждают уровень достижения поставленных целей. Отвечают на такие вопросы, как:
1. В чем, по вашему мнению, состоит преимущество кейс - технологии?
2. Справились ли вы с темпом урока?
3. Что вызывало у вас затруднения?
4. Что вам понравилось на уроке?
Урок 3
Индивидуальная работа с кейсом
Отметьте правильные решения знаком «+», неправильные решения знаком «-» |
(-376+281+377-280):(-2). а) ((-376+281)+(377-280)):(-2) =(95+97):(-2)=192:(-2)=-96 б) ((281+377)+(-376-280)):(-2)=(658-656):(-2)=2:(-2)=-1 |
-5*(-7)*(-6)-5*21*(-2). а) -*(-7)*(-6)-*21*(-2)=*(-6)++213=0 б) -5*42-5*42=-5*84=-=-71*84:14=-71*(84:14)=-71*6=-426. |
а) Через 1,5 часа после включения температура была -7 ºС. б) Через 1,5 часа после включения температура была +7 ºС. |
Найдите красивые решения.
Результативность применения кейс-технологии представлен в виде диаграммы (приложение 5).
Список литературы:
- Андронова О.В. Формирование критического мышления учащихся при обучении математике в основной школе: Автореф. дис. канд. пед. наук. - Ярославль, 2010. – 23 с.
- Андюсев Б.Е. Кейс – метод как инструмент формирования компетентностей // Директор школы. – 2010. - №4. С. 61-69.
- Бурмистрова Е.Г. Формирование критичности мышления подростков на уроках математики / Сборник трудов по материалам 2 международной научной конференции «Математика. Образование. Культура», 1-3 ноября 2005г., Россия, г.Тольятти/в 3-х ч. Ч.3. Тольятти: ТГУ, 2005.- С. 65-68.
- Григорьева Т.П. Математика, 6 класс: Рабочая тетрадь, 1 часть. – Н.Новгород:2008 г. – 172 с.
- Кайзер Ф.-Й., Камиски Х. Методика преподавания экономических дисциплин. Книга для учителя. – М.: Вита-Пресс, 2007. – 184 с.
- Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: учебное пособие. М.: Народное образование, 1998. – С. 254-255.
- Цаплина Е.О. Кейс – технологии на уроках. URL: https://perm.hse.ru/okrug/section3.
- Чесноков А.С., Нешков К.И. Дидактические материалы по математике 6 класс. – 7 изд. - М.: Просвещение, 2009.-160с.
Приложение №1
Метод, интегрированный в кейс - метод | Роль данного метода в кейс - методе |
моделирование | построение модели ситуации |
системный анализ | системное представление и анализ ситуации |
мысленный эксперимент | способ получения знания о ситуации посредством ее мысленного преобразования |
мысленный эксперимент | способ получения знания о ситуации посредством ее мысленного преобразования |
методы описания | создание описания ситуации |
проблемный метод | представление проблемы, лежащей в основе ситуации |
метод классификации | создание упорядоченных перечней свойств, сторон, составляющих ситуации |
игровые методы | представление вариантов поведения героев ситуации |
«мозговой штурм» | генерирование идей относительно ситуации |
дискуссия | обмен взглядами по поводу проблемы и путей ее решения |
Приложение №2
Правила действий с рациональными числами
Чтобы сложить рациональные числа с одинаковыми знаками, надо сложить их модули и перед полученным результатом поставить их общий знак.
Чтобы сложить числа с разными знаками, надо из большего модуля вычесть меньший и перед полученным результатом поставить знак числа, модуль которого больше.
Чтобы из одного рационального числа вычесть другое, надо к уменьшаемому прибавить число, противоположное вычитаемому.
Произведение двух чисел с одинаковыми знаками равно произведению их модулей.
Произведение двух чисел с разными знаками равно произведению их модулей, взятому со знаком «-».
Чтобы разделить два рациональных числа с одинаковыми знаками, надо модуль делимого разделить на модуль делителя. В результате всегда получится число положительное.
Чтобы разделить два числа с разными знаками, надо модуль делимого разделить на модуль делителя и записать результат со знаком «-».
Приложение 3
Тест 2
1) Изобразите с помощью моделей правило сложения чисел с одинаковыми знаками.
1 случай:__________________________________________________
2 случай:__________________________________________________
2) Изобразите с помощью моделей правило умножения чисел с одинаковыми знаками.
1 случай:__________________________________________________
2 случай:__________________________________________________
3) Изобразите с помощью моделей правило деления чисел с одинаковыми знаками.
1 случай:__________________________________________________
2 случай:__________________________________________________
4) Изобразите с помощью моделей правило сложения чисел с разными знаками.
1 случай:__________________________________________________
2 случай:__________________________________________________
5) Изобразите с помощью моделей правило умножения чисел с разными знаками. ______________________________________________________
6) Изобразите с помощью моделей правило деления чисел с разными знаками.
______________________________________________________________
7) Изобразите с помощью моделей правило вычитания рациональных чисел.
______________________________________________________________
8) Дайте несколько советов Маше и Мише.
Приложение 4
Самостоятельная работа
Вариант №1. Найдите значение выражения:
а) (-15,64:4+7,1)*2;
б) (0,4-)*1-(-0,5):1.
Вариант№2. Найдите значение выражения:
а) (-48:3.9+8)(-6,3);
б) (0,2-)(-)-(--0,75):2.
Вариант №3. Найдите значение выражения:
а) (63:(-4,7)+9,3)*(-4);
б) (0,7-)*(-1)+(0,25-):2.
Вариант №4. Найдите значения выражения:
а) (-50,4:(-5)+6,4)*14,4:(-3);
б) 0,6-)*-(-0,8):(-2).
Приложение 5
Групповая работа
Группа 2:
Тест 1
Сравните два математических объекта по их существенным свойствам: и . Запишите 2 сходства и 2 отличия у этих объектов.
Сходства: ___________________________ ___________________________ ____________________________ ___________________________ | Отличия: ___________________________ ____________________________ ___________________________ ____________________________ |
Тест 2
Даны числа: -2; 2,7; -15; +43; .
Распределите их на две группы так, чтобы их объединяло общее свойство. Дайте название каждой группе.
Название - | |
Название - |
Тест 3
- Определите знаки сумм, заполнив пропуски:
- Прочитайте нижеприведенные правила и проверьте правильность выполненной работы. Рядом с каждым заданием в квадрате напишите номер правила, на которое вы опирались при проверке. Если обнаружили ошибку, зачеркните ее, сверху напишите новый ответ.
- При умножении двух чисел с разными знаками всегда получаем отрицательное число.
- При сложении двух чисел с одинаковыми знаками ставим тот же знак, что и у слагаемых, а модули складываем.
- При сложении двух чисел с разными знаками ставим знак числа с большим модулем, затем из большего модуля вычитаем меньший.
Задание 4
а) –*- * б) (0,4 - 1) * 6.
Группа 3:
Тест 1
Сравните два математических объекта по их существенным свойствам: и . Запишите 2 сходства и 2 отличия у этих объектов.
Сходства: ____________________________ ____________________________ ____________________________ ____________________________ | Отличия: ____________________________ ___________________________ ____________________________ ___________________________ |
Тест 2
Даны числа: +100; 0,4; ; -8; 12.
Распределите их на две группы так, чтобы их объединяло общее свойство. Дайте название каждой группе.
Название - | |
Название - |
Тест 3
- Определите знаки сумм, заполнив пропуски:
- Прочитайте нижеприведенные правила и проверьте правильность выполненной работы. Рядом с каждым заданием в квадрате напишите номер правила, на которое вы опирались при проверке. Если обнаружили ошибку, зачеркните ее, сверху напишите новый ответ.
- При сложении двух чисел с одинаковыми знаками ставим тот же знак, что и у слагаемых, а модули складываем.
- При сложении двух чисел с разными знаками ставим знак числа с большим модулем, затем из большего модуля вычитаем меньший.
- При умножении двух чисел с разными знаками всегда получаем отрицательное число.
Задание 4
а) * (-) +* (-); б) (0,8 - 1) * 7.
Группа 4 :
Тест 1
Сравните два математических объекта по их существенным свойствам: и . Запишите 2 сходства и 2 отличия у этих объектов.
Сходства: ___________________________ ____________________________ ____________________________ ____________________________ | Отличия: ___________________________ ____________________________ ____________________________ __________________________ |
Тест 2
Даны числа: -2; 2,7; -15; +43; .
Распределите их на две группы так, чтобы их объединяло общее свойство. Дайте название каждой группе.
Название - | |
Название - |
Тест 3
- Определите знаки сумм, заполнив пропуски:
- Прочитайте нижеприведенные правила и проверьте правильность выполненной работы. Рядом с каждым заданием в квадрате напишите номер правила, на которое вы опирались при проверке. Если обнаружили ошибку, зачеркните ее, сверху напишите новый ответ.
- При умножении двух чисел с разными знаками всегда получаем отрицательное число.
- При сложении двух чисел с одинаковыми знаками ставим тот же знак, что и у слагаемых, а модули складываем.
- При сложении двух чисел с разными знаками ставим знак числа с большим модулем, затем из большего модуля вычитаем меньший.
Задание 4
а) * (-) - *; б) (- 0,7 - 1) * 11.
Приложение 6
Диагностика уровня усвоения знаний по теме
«Действия с рациональными числами»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
методическая разработка урока с применением кейс метода 9класс тема:” Why do people travel?”
методическая разработка урока с применением кейс метода к УМК М.З.Биболетова, Е.Е.Бабушис 9класс тема:” Why do people travel?”Работа над ситуацией:What happened to the ship the Mary Celeste ....
Методическая разработка урока в 10классе с применением кейс-метода "Learning from the past"
Урок можно проводить с любым УМК....
Методическая разработка занятия по английскому языку с применением кейс-метода “Advantages and Disadvantages of Being a Vegetarian”
Кейс-метод – это эффективный сплав всех существующих методов и приемов обучения. Изложенные в данной методической разработке практические приемы применения кейс-метода помогут преподавателям инос...
Методическая разработка урока по технологии Тема « Использование кейс-методов на уроках технологии»
В связи с реформами образования в нашей стране, происходит постоянный поиск эффективных методов обучения, одним из них являются так называемые кейс-технологии.Кейс-технологии объединяют в себе одновре...
Методический семинар " Кейс -метод"-современный инструмент эффективности учебного занятия "
Я я приглашаю вас на свой методический семинар, целью которого является : познакомить вас, уважаемые коллеги, с одним из современных инструментов учебного занятия «кейс- методом»...
Методическая разработка "Кейс-метод как современный инструмент эффективности учебного занятия"
Методическая разработка мастер-класса «Кейс метод как современный инструмент эффективности учебного занятия» рассматривает методы работы с кейсами. К разработке прилагается дидактический м...
Методическое поссобие :" Кейс-метод как технология проблемного обучения на уроках физики"
В данной методичке собраны проблемные кейс-ситуации по физике....