Открытый урок по теме "Созвездия на координатной плоскости" (6 класс)
методическая разработка по математике (6 класс) на тему
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний по теме: “Координатная плоскость”.
Форма урока: урок-путешествие.
Цель урока: создать условия для прочного овладения учащимися системой математических знаний и умений, необходимых для решения задач на координатной плоскости; формировать умение строить в координатной плоскости точки по заданным координатам и определять координаты заданной точки; развивать познавательный интерес к математике.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспкт урока | 32.34 КБ |
Дополнительный материал | 1.02 МБ |
Предварительный просмотр:
"Созвездия на координатной плоскости"
Не огромность мира звезд вызывает восхищение,
а человек, который измерил его.
Блез Паскаль.
Класс: 6 Г.
Учитель математики: Иевлева Людмила Георгиевна.
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний по теме: “Координатная плоскость”.
Форма урока: урок-путешествие.
Цель урока: создать условия для прочного овладения учащимися системой математических знаний и умений, необходимых для решения задач на координатной плоскости; формировать умение строить в координатной плоскости точки по заданным координатам и определять координаты заданной точки; развивать познавательный интерес к математике.
Задачи:
- обучающие: (формирование познавательных и логических УУД) научить учащихся определять координаты заданной точки и строить точки по заданным координатам.
- развивающие: (формирование регулятивных УУД) развивать умение пользоваться полученной информацией; формировать коммуникативную компетенцию учащихся, а также контроль и оценку процесса и результатов деятельности.
- воспитательные: (формирование коммуникативных и личностных УУД) формировать умение слушать и вступать в диалог; воспитывать ответственность и аккуратность; участвовать в коллективном обсуждении при этом учиться умению осознанно и правильно строить речевое высказывание в устной и письменной форме.
Необходимое техническое оборудование: компьютер, доска, экран.
Формы организации обучения на уроке: фронтальная, парная, индивидуальная.
Используемые методы обучения:
словесные (инструктирование, беседа, рассказ); наглядные (видеофильм, компьютерная презентация); практические (выполнение практических упражнений, стимулирующих творчество); стимулирования и мотивации; контроля и самоконтроля.
Ход урока
Основное содержание учебного материала | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | |||||
1.Организационный момент - 1 мин | |||||||
1 слайд презентации | Приветствие учащихся. Ребята! Сегодня мы отправляемся с вами в настоящее путешествие. Вы сегодня будете работать как индивидуально, так и в командах. На столе у каждого находится табличка с номером вашей команды.
| Приветствие учителя. | |||||
2. Вводно-мотивационный этап – 4 мин | |||||||
2-6 слайды презентации 8 слайд презентации | Учитель: Перед каждым из вас находится путевой лист, а на нем представлено неполное название темы нашего урока. Прочитайте эти слова. Что вы уже умеете делать на координатной плоскости? Чтобы восстановить полное название темы нашего урока и ответить на вопрос «Куда же мы сегодня отправился?», мы должны отгадаете ключевое слово математического кроссворда. Вопросы.
Учитель: Теперь команда путешественников 6Г класса может легко ответить на вопрос: «Куда же мы отправляемся?». В космическое путешествие, в мир звёзд! Поэтому тему нашего урока мы сформулируем так «Созвездия на координатной плоскости». Запишите в ваши путевые листы тему урока. Учитель на фоне фильма читает стихи: Над Землёю ночью поздней, Только руку протяни, Ты ухватишься за звёзды: Рядом кажутся они. Можно взять перо Павлина, Тронуть стрелки на Часах, Покататься на Дельфине, Покачаться на Весах. Над Землёю ночью поздней, Если бросить в небо взгляд, Ты увидишь, словно гроздья, Там созвездия висят. Они миллионы загадок таят, Сверкают, мерцают, на небо манят. Ах, если б у нас были крылья свои, Мы тоже б летали вдали от земли!
Обратимся к ученому астроному Макаровой Марии. |
Координаты. Ордината. Абсцисса. Прямой. Начало. Оси. В космос. Смотрят видео-фильм | |||||
3. Актуализация опорных знаний и умений учащихся – 2 мин | |||||||
8 слайд презентации | Учитель: Итак, первое на нашем космическом пути созвездие Большая медведица, но прежде, чем мы приступим к его построению, давайте вспомним, из чего состоит система координат. | Ученый астроном. Звёздное небо всегда завораживало человека. Яркие звёзды на ночном небосклоне называются созвездиями. Кто первым разбил звёзды по созвездиям – неизвестно. Но в 1922 году на Международном астрономическом съезде было принято решение сохранить древние названия созвездий, Наш корабль подлетает к известному созвездию «Большая медведица». Ученики. Из двух перпендикулярных прямых с общим началом координат (О), и с заданными единичными отрезками. | |||||
4. Собственно учебная деятельность: повторение, обобщение, систематизация - 35 минут | |||||||
9 слайд презентации 10 слайд презентации 11 слайд презентации (15 с.) 11 слайд презентации (20 с.) 12 слайд презентации 13 слайд презентации 14 слайд презентации | Учитель: Давайте вспомним, как определить положение точки на координатной плоскости Учитель: Выполним задание 2. Найдем, какие координаты имеют точки на координатной плоскости, представленные на рисунке. Если вы согласны с ответом стоящего у доски, то поднимаете вверх жёлтую звезду, а если нет, то синюю. Учитель. Вы видите портреты Рене Декарта, французского философа и математика. О Рене Декарте расскажет ученый математик Конарев Алексей. Учитель. Участники нашего путешествия справились со всеми теоретическими заданиями и готовы приступить к практическим заданиям. Учитель. Переходим к заданию № 3. Постройте созвездие Большая медведица в прямоугольной декартовой системе координат, которая представлена в ваших путевых листах. Учитель: Звёзды, которые вы отметили, составляют наиболее яркую и видимую часть этого созвездия. И каждая из этих звёзд имеет своё название. А расскажут нам о них ученые астрономы Иевлев Максим, Митрохина Марианна, Козлова Полина, Симуков Георгий, Гудков Игорь . Учитель: Переходим к задание № 4. Выполните самостоятельно построение созвездие «Малой медведицы» в той же координатной плоскости, что и созвездие «Большой медведицы». Координаты точек даны в путевом листе. Учитель: Поменяйтесь путевыми листами и осуществите проверку правильности построения созвездия «Малой медведицы». Если ответ правильный , то в окне иллюминатора ставим +, если нет, то -. Учитель: Всё внимание на экран. Нам доставлен груз с небольшим видео сообщением. Некоторые из этих созвездий мы сможем построить сегодня на координатной плоскости. Каждой команде дается конверт, в котором вы найдет задание и выполните его своей командой. Работайте сплоченно и вместе. | 1, На оси абсцисс найти точку х и через нее провести перпендикулярную прямую к оси абсцисс. 2. На оси ординат найти точку у и через нее провести перпендикулярную прямую к оси ординат. 3. Точка пересечения проведенных прямых - искомая точка. Работа с таблицей. Ответ: ДЕКАРТ. | |||||
(-4; -3) | (-3; 0) | (-3; 3) | (3; 2) | (5; -3) | (8; 6) | ||
Ученик. Придумал прямоугольную систему координат французский математик Рене Декарт. Свои размышления он записал в книге «Геометрия» в 1637 г. Поэтому прямоугольную систему координат часто называют декартовой системой координат. Ученики строят созвездие Большой Медведица. Ученые астрономы: МЕДВЕДИЦУ БОЛЬШУЮ Узнаю по КОВШУ я: Семь звёзд сверкают тут, А вот как их зовут:
ДУБХЕ освещает мрак, Рядом с ним горит МЕРАК, Сбоку ФЕКДА с МЕГРЕЦОМ Разудалым молодцом.
От МЕГРЕЦА наотлёт Расположен АЛИОТ, А за ним - МИЦАР с АЛЬКОРОМ (Эти двое светят хором). Замыкает ковшик наш Бесподобный БЕНЕТНАШ. Он указывает глазу Путь в созвездье ВОЛОПАСА, Где АРКТУР прекрасный светит, Всяк теперь его заметит! Пять расстояний между Мерак и Дубхе указывают на Полярную звезду. Все звезды в течение суток описывают круг. Только полярная звезда неподвижна и является кончиком хвоста Малой медведицы. Ученики строят созвездие по заданиям в карточке.
Работа учеников в команде. | |||||||
5. Заключительная часть: рефлексия, подведение итогов работы на уроке, сообщение и комментирование домашнего задания – 3 мин | |||||||
15 слайд презентации | Учитель: На этом наше космическое путешествие подошло к концу. Как вы думаете, какие знания и умения помогали нам в путешествии? Давайте подведём итоги. Если наше путешествие вам понравилось, то вы можете наклеить желтую звездочку на звездное небо, которое располагается у вас на столе. Если вам сегодня было сложно или вы испытывали трудность при выполнении заданий, наклейте синюю звездочку на звездное небо. | Ученики: знания о координатной плоскости, умения построить точки на координатной плоскости по заданным координатам. Ученики выбирают звёздочку. |
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок-игра "Астрономия на координатной плоскости"
Астрономия на координатной плоскостиВ 6-м классе изучается тема «Координатная плоскость и построение на ней точек». Работа с заданием–игрой «Астрономия на координатной плоскости» позволяет учащи...
Урок открытия новых знаний по теме "Координатная плоскость". Математика 6 класс. Учебник Петерсон Л.Г.
Материал содержит конспект урока математики 6 класса по теме "Координатная плоскость". Первый урок в теме - урок открытия новых знаний....
Презентация к уроку геометрии "Вектора в координатной плоскости". 9 класс.
Презентация знакомит с вычислением векторов, и их положением в координатной плоскости....
Урок-презентация по теме "Координатная плоскость" с использованием Smart Notebook
Методическая разработка с использованием Smart Notebook по теме "Координатная плоскость" направлена на введения нового материала в 6 классе. Задания, которые выполнены в программе Smart Notebook...
Презентация к уроку математики по теме "Координатная плоскость" 6 класс
Данную презентацию можно использовать при изучении темы "Координатная плоскость" 6 класс УМК Виленкин...
Урок алгебры по теме «Координатная плоскость» 7 класс
Урок алгебрыпо теме«Координатная плоскость»7 класс...
7 класс. Конспект урока алгебры по теме "Координатная плоскость"
Урок по теме "Координатная плоскость"...