Этапы урока. Цель этапа. | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД |
1. Мотивация к учебной деятельности Цель: обеспечить благоприятный климат для работы на уроке, создание психологического комфорта, психологическая готовность учащихся к общению | - Вступительное слово учителя: Здравствуйте ребята. Я рада снова видеть вас на уроке. Один мудрец однажды сказал: « Не для школы, а для жизни мы учимся!» А для чего Вы изучаете такую сложную науку как математика? «Вы – талантливые дети! Когда-нибудь вы сами приятно поразитесь, какие вы умные, как много и хорошо умеете, если будете постоянно работать над собой, ставить новые цели и стремиться к их достижению» - Я желаю вам сегодня на уроке убедиться в справедливости этих слов великого французского философа Ж.- Ж. Руссо. Проводит инструктаж по работе с листом самооценки: На столах у вас лежат маршрутные листы. Подпишите их. В течение урока вы постарайтесь оценить себя и одного из одноклассников, по критериям, которые указаны в маршрутных листах.
| - Высказывания детей.
- Учащиеся готовы к началу работы, имеют представление о работе с листом самооценки.
| Личностные: -самоопределение, регулятивные: -волевая саморегуляция |
2.Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии. Цель: Актуализировать учебное содержание, необходимое и достаточное для восприятия нового материала; Актуализировать мыслительные операции, сравнение, анализ, обобщение; мотивирование учащихся к пробному учебному действию и его самостоятельное осуществление Зафиксировать индивидуальное затруднение в выполнении пробного учебного действия или его обосновании | --Мы закончили изучение очень важного раздела? Какого? Умеем выполнять все действия с натуральными числами, десятичными и обыкновенными дробями. -Сколько арифметических действий вы знаете? Сегодня на уроке мы поговорим об одном из действий. Я загадала это действие, а вы попробуйте его угадать. - Итак, блиц-опрос.
1 подсказка: это действие можно записать, не используя ни одного из арифметических знаков. (Если отгадали это действие с 1 подсказки, то поставьте оценку 5) 2 подсказка: это действие можно заменить другим действием. (оценку 4). Вы догадались? Если догадались, то запишите это слово в лист самооценки. Поставьте соответствующую оценку - Ответьте на вопросы:
- Какое это действие?
- Назовите компоненты этого действия.
- Как можно его записать, не используя арифметических знаков?
- Каким действием можно его заменить?
- Какие числа называются взаимно обратными?
- Как называется результат деления?
Рефлексия: - Кто думает, что материал предыдущих уроков усвоил хорошо?
- Кто считает, что надо еще поработать над пройденным материалом?
- Вычисли устно:
а) 0:5, 0:, 4:1; 1:; 12: ; 12: б) Найти от 15; от 16; 75% от 40; 30% от 60
Рефлексия: Кто удовлетворен своими ответам? Оцените себя и поставьте оценку в маршрутные листы: -Если ты давал полные ответы, поставь 5; -Если ты давал ответы, но делал ошибки, поставь 4; -Если ты не отвечал, то поставь прочерк(-).
в) Чему равно произведение дробей 3/5 и 5/3? в) Чему равно отношение чисел 20 к 4?
| - Дети называют: ДЕЛЕНИЕ ДРОБЕЙ
- Высказывания детей. Ответы детей.
(зеленая карточка) (желтая карточка)
(зеленая карточка)
Проблема? Всевозможные ответы учащихся. Например: я не знаю что это такое? И т.д
| Познавательные: -умение структурировать знания -использование знаково-символических средств -смысловое чтение, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме Коммуникативные: -достаточно точное и полное выражение своих мыслей, учет разных мнений учащихся Регулятивные: -фиксация индивидуального затруднения, волевая саморегуляция в ситуации затруднения |
|
3.Выявление места и причины затруднений. Цель: -организовать деятельность, в ходе которого выявляется и фиксируется отличительное свойство задания, вызвавшего затруднение в учебной деятельности; Согласовать цель и тему урока | - Ну, а мы вернемся к последнему примеру. Итак, перед нами возникла проблема! -Как можно найти отношение чисел 20 и 4? -Ребята, скажите, как вы понимаете слово «отношение», где оно встречается в жизни?
Вывод: т.е. отношения, возникающие при общении между кем-нибудь.
Но так как у нас урок математики, то мы будем говорить с вами об отношениях в математике. Что может являться связью в математике и между чем оно возникает? Вернемся к нашему примеру. Итак, вывод: мы будем говорить о взаимосвязи между числами. Проблема: Как можно найти отношение чисел 20 и 4? Кто попробует сформулировать тему урока?
Итак, тема нашего урока «Отношения двух чисел» Запишите число и тему нашего урока.
| Высказывания учащихся: дипломатические отношения, международные отношения, деловые отношения, отношения между людьми, дружеские отношения
- Между числами
- Вывод учащихся
- Высказывания и предложения учащихся
| Познавательные: -анализ, сравнение, постановка и формулировка проблемы, построение речевого высказывания Регулятивные: - волевая саморегуляция в ситуации затруднения Коммуникативные: -выражение своих мыслей, аргументация -учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций |
4.Построение проекта выхода из ситуации затруднения. Цель: построить проект выхода из затруднения, т.е. постановка целей учебной деятельности и на этой основе – выбор способа и средств их реализации. | Вопросы: -Какова же цель нашего урока? Какие задачи сегодня нужно рассмотреть? (Что такое отношение, где встречается, научится решать задачи по данной теме, практическое применение) Я буду очень рада, если к концу урока мы сможем ответить, хотя бы на ряд вопросов. Это и будет целью нашего урока. Как можно найти отношение чисел 20 и 4?
Вывод: в математике отношение записывают при помощи знака деления или дробной черты, например 17:2 или 17/2.
Как можно найти отношение чисел 20 и 4? Надо 20:4 =5 или =5
- Дайте полное определение, что называют отношением двух чисел?
- Что показывает это отношение? 20:4 =5 или =5 - Что показывает это отношение? 1:3 = |
- Высказывания и предложения учащихся
- Отношением двух чисел называют частное этих чисел.
- Во сколько раз 20 больше 4.
- Какую часть число 1 составляет от числа 3
| Познавательные: -умение структурировать знания -использование знаково-символических средств -смысловое чтение, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме Коммуникативные: -на основе выбранного метода выдвинуть и обосновать гипотезу; учет разных мнений учащихся Регулятивные: -применение нового способа действий для решения задачи, вызвавшей затруднение |
5.Реализация построенного проекта Цель: -организация самостоятельной исследовательской деятельности устраняющего причину выявленного затрудне ния | (Работа с учебником) стр.117 Ответьте на вопросы: - Как можно прочитать данное выражение, используя термин «отношение»? - Что показывает отношение двух чисел?
- По образцу прочтите, используя термин «отношения»: 7:2; ; 1:5; (Отношение числа 7 к числу 2 равно 7/2, и показывает, что 7 больше, чем 2 в 3раза. А отношение числа 1 к числу 5 равно 1/5 и выражает часть, которую 1 составляет от 5.)
Физкультминутка
| | Коммуникативные: Планирование учебного сотрудничества со сверстниками, инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации, умение выражать свои мысли Познавательные: построение логической цепи рассуждений, обоснование Регулятивные: -познавательная инициатива |
6.Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. Цель: Зафиксировать изученное учебное содержание во внешней речи | - -Открыли учебники и еще раз прочтите правило (расскажите друг другу).
- Решить № 722 (а,б,в)
124:3=41; 6:20=; 12,3:3=4,1
3) В цветочный магазин привезли 180 гвоздик. Из них 60 гвоздик белые, а остальные красные. Найдите - отношение количества белых гвоздик к количеству красных. __0,5________ - отношение количества красных гвоздик к количеству белых ____2______ - отношение количества красных гвоздик к общему количеству гвоздик ___2/3_____ - отношение общего количества гвоздик к количеству белых _____3_______ Что означают эти числа для данной задачи? - белые гвоздики составляют половину красных - красных в два раза больше, чем белых - красные составляют 2/3 от числа всех цветов - белых в три раза меньше чем всех цветов
Оцените свое решение. | - Проговариваем правило в парах
- Работа в парах (решаем, объясняя друг другу)
| Познавательный: самостоятельный учет установленных ориентиров действия в новом учебном материале.
Регулятивные: контроль, коррекция |
7.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону Цель: Проверить свое умение применять правило сравнения чисел на основе сопоставления с эталоном для проверки, выявить качество усвоения и способы действия | -А сейчас каждый проверит себя, насколько он понял, что такое отношение двух чисел: Вариант 1. В букете 7 роз, 6 гвоздик, 5 ромашек. Найти отношение: - Количество роз к количеству ромашек.
- Количество ромашек к количеству гвоздик.
- Количество роз к общему количеству цветов в букете.
- Количество гвоздик к общему количеству цветов.
- Ромашек к сумме роз и гвоздик.
Вариант 2. В корзине 13 яблок, 16 персиков, 19 груш. Найти отношение: - Количество яблок к количеству груш.
- Количество груш к количеству персиков.
- Количество яблок к общему количеству фруктов в корзине.
- Количество персиков к общему количеству фруктов.
- Груш к сумме персиков и яблок.
| Самостоятельная работа - (взаимопроверка по эталону)
| Регулятивные: -самостоятельный учет выделенных ориентиров действия в новом учебном материале, -самостоятельная адекватная оценка правильности результатов действия, внесение необходимых корректив Познавательные: -анализ, синтез, использование общих правил |
8.Включение в систему знаний повторение. Цель: Показать необходимость изученного материала в ходе решения задач по как математике | Устный опрос: Задача 1. На столе стоят кружки. Что означают отношения: а) 6 к 10; б) 4 к 10; в) 4 к 6 Задача №2(№729 Задача №3 (№732)
Какую цель мы поставили в начале урока? Достигли ли вы цели? (Дать полный ответ на вопрос о практическом применении, вы сможете, по окончании изучения темы «Отношение»).
| Решение заданий в парах с самопроверкой по образцу
Ответы учащихся
| Познавательные: -анализ, синтез, сравнение -поиск и выделение необходимой информации -умение структурировать знания Личностные: -осознание ответственности за общее дело Коммуникативные: формулирование и аргументация своего мнения и позиции |
9.Рефлексия учебной деятельности на уроке. Цель: -зафиксировать новое содержание, изученное на уроке; правило сравнения рациональных чисел -оценить собственную деятельность на уроке -зафиксировать неразрешенные затруднения как направления будущей учебной деятельности -обсудить и записать домашнее задание | В течение всего урока заполняли лист самооценки, посчитайте количество баллов и выставьте себе оценку за урок Оцените своего одноклассника словесно. Постарайтесь объяснить свое оценивание. -если вы хорошо усвоили тему урока, то поднимите зеленую карту; -если остались непонятными какие-то моменты, то поднимите желтую сигнальную карту; -если вообще не усвоили тему, то поднимите красную сигнальную карту. Вы талантливые дети, так как самостоятельно определили тему урока, делали выводы, отстаивали свое мнение. Я рада, что все этапы цели нами достигнуты. Спасибо за урок.
Домашнее задание: №751, 753 письменно, используя интернет ресурсы подготовить сообщение из истории отношение чисел. Дополнительное задание: Найти отношение собственного роста к расстоянию от подошвы до поясницы. | | Познавательные -рефлексия способ и условий действия -контроль и оценка процесса и результатов деятельности Личностные: -адекватное понимание причин успеха или неуспеха, -внутренняя позиция ученика Коммуникативные: - аргументация своего мнения, планирование учебного сотрудничества |