Клуб веселых математиков
методическая разработка по математике (5 класс)

Миннебаева Айгуль Альфредовна

разработка мероприятия для учащихся 5-х классов

Скачать:


Предварительный просмотр:

КЛУБ  ВЕСЕЛЫХ  МАТЕМАТИКОВ  ДЛЯ  УЧАЩИХСЯ  5-6  КЛАССОВ.

Цели и задачи:

 привитие интереса к изучению математики;

 развитие внимания, логического мышления и стремления к приобретению новых знаний;

 формирование сплочённого детского коллектива, воспитание чувства сотрудничества; формирование дружеских отношений и умение работать командой;

 умение ориентироваться в незнакомой ситуации, быстро мобилизовать свои знания, умения и навыки для решения математических заданий.

1-й     ученик:

2-й     ученик:

3-й     ученик:

4-й     ученик:

        Все:

1-й ведущий:

2-й ведущий:

1-й ведущий:

2-й ведущий:

Учитель:

Команда «Круг»:

Учитель:

Команда «Квадрат»:

1-й ведущий:

     Учитель:

2-й ведущий:

Учитель:

1-й ведущий:

2-й ведущий:

         Учитель:

             Все:

1-й ведущий:

2-й ведущий:

Учитель:

1-й ведущий:

2-й ведущий:

Учитель:

Учитель:

1-й ведущий:

Учитель:

Тем, кто  учит математику,

Тем, кто любит  математику,

Тем, кто еще не знает,

Что может полюбить математику,

Наш КВМ  посвящается!

Этот турнир ждали мы.
Об этом дне мечтали мы, 
Дружно будем задачи решать – 
Мы хотим математику знать.

Две команды есть у нас,

Пригласим мы их сейчас!

У команды первой  здесь

Всех достоинств и не счесть.

А зовется она  «Кругом»-

Стойкие и друг за друга.

(команда «Круг»  занимает место за игровым столом)

Про команду номер два

Разошлась уже молва,

Называется «Квадрат»,

Им любой, конечно, рад!

(команда «Квадрат»  занимает место за игровым столом)

Слово для приветствия предоставляется  команде «Круг».

Наша команда – «Круг»!

В кругу друзей лучше считать, легче решать и побеждать!

Слово для приветствия предоставляется  команде «Квадрат».

Наша команда – «Квадрат»!

Все углы у нас прямые,

 И мы дружбою сильны,

И на свете всем известно:

Квадрата стороны равны!

Первый тур сейчас начнем,

Мы разминку проведем,

Здесь вопросы и задачи,

Пожелаем всем удачи!

(Учитель читает вопросы командам, а участники команд отвечают. За каждый верный ответ – 1 орех).

Ребята, сегодня мы с вами вспомним золотую осень, то время, когда природа дарит нам свои богатства. Вспомните, пожалуйста, зачем мы ходим в лес осенью? … правильно. Мы любим собирать орехи, грибы. И вот вы в течение мероприятия будете собирать орехи и грибы. В этом туре за каждый верный ответ вы получаете 1 орех.

1.Шла старушка в Москву, а навстречу ей – три старика. У одного старика на голове была шапка, у другого – шляпа, а третий был вовсе без головного убора. Вопрос: сколько человек шло в Москву?  (Ответ: в Москву шла одна старушка.)

2.Что легче: пуд ваты или пуд железа?  ( Ответ: вес одинаков.)

3.Сколько получится, если три десятка умножить на три десятка? (Ответ: 900)

4.Из Москвы в Петербург вышел поезд со скоростью 60км/ч, а из Петербурга в Москву вышел второй поезд со скоростью 70км/ч. Какой из поездов будет дальше от Москвы в момент встречи?   (Ответ: два поезда будут на одинаковом расстоянии от Москвы.)

5.Двое играли в шахматы 4 часа. Сколько времени играл каждый?  (Ответ: 4 часа.)  

6.Спутник Земли делает один оборот за 1 час 40минут, а второй оборот за 100 минут. Как это получается?  ( Ответ:1ч40мин=100мин).  

7.Почему в поездах стоп-краны всегда красные, а в самолетах – голубые?( Ответ: в самолетах нет стоп-кранов)

8.Тройка лошадей пробежала 30км. Сколько километров пробежала каждая лошадь?(Ответ: 30км)

9. В карманах денег поровну. Если из одного переложить в другой 3 рубля, на сколько рублей во втором станет больше?(Ответ: на 6 рублей)

10. Какой цифрой заканчивается произведение всех натуральных чисел от 6 до  87?(Ответ: 0)

Тур второй: пусть всякий знает,

Кто же лучше вычисляет?

Нам – примеры показать,

вам же – верно сосчитать !

Ребята, каждый из вас сейчас – живая цифра! Ваша задача: вычислить значение числового выражения и выстроиться  так, чтобы все сидящие в зале могли увидеть ответ. Та команда, которая справилась с заданием быстрее, получает 2 орешка, а другая при верном ответе – 1 орех.

(По-очереди показываются на экране числовые выражения:

(29+64):3                           Ответ: 31

2*(210-167)                       Ответ: 86

23*5+23*6+9*23               Ответ: 460)

Третий тур, конечно, сложный,

Но справиться с заданием можно,

Закономерность в строчках вы ищите

И два числа к ним припишите!

(Обе команды получают одинаковые  листочки с последовательностями.  

1,4,7,10,…

5,10,15,20,…

8,8,6,6,4,4,…

9,1,8,2,7,3,…

1,2,4,8,16,…

1,4,9,16,25,…

1,4,5,9,14,23,37,…

1,3,2,6,3,9,4,12,…

За каждую правильно продолженную последовательность получают по 1 ореху).

Сценка по стихотворению Е.Паина « Треугольник и квадрат»

Жили-были два брата:
Треугольник с Квадратом.
Старший – квадратный,
Добродушный, приятный.
Младший – треугольный,
Вечно недовольный!

Стал расспрашивать Квадрат:
«Почему ты злишься, брат?!»
Тот кричит ему: «Смотри:
Ты полней меня и шире,
У меня углов лишь три,
У тебя же их – четыре!»

Но Квадрат ответил: «Брат!
Я же старше, я – Квадрат».
И сказал ещё нежней:
«Неизвестно,  кто нужней!»


Но настала ночь, и к брату,
Натыкаясь на столы,
Младший лезет воровато,
Срезать старшему углы…

Уходя, сказал: «Приятных

я тебе желаю снов!
Спать ложился, – был Квадратом,
А проснёшься, - без углов!»

Но наутро младший брат
Страшной мести был не рад.
Поглядел он, - нет Квадрата,
Онемел, стоял без слов…
«Вот так месть! Теперь у брата
Восемь новеньких углов!»

 Вот  четвертый тур начнется,

Вы грибочков наберете…

(Поляна с грибами оформлена на доске. Грибы участники команд выбирают сами по очереди.)

ВОПРОСЫ НА ГРИБЫ.

МАЛЕНЬКИЕ ГРИБЫ – 1 очко:

1.Буханка хлеба весит полкило и полбуханки. Сколько весит целая буханка?(1 кг)

2. Одна девочка написала: «Двести сорок да двести сорок будет четыреста сорок». Она не ошиблась, но в чем дело?

3. На грядке сидело семь воробьев. К ним подкрался кот и схватил одного. Сколько воробьев осталось на грядке?(Ни одного)

4. Петя и Миша имеют фамилии Белов и Чернов. Какую фамилию имеет каждый из ребят, если Петя на год старше Белова?(Петя Чернов, Миша Белов)

5. Как называется отрезок, соединяющий точку окружности с ее центром?(радиус)

6. Он очень круглый.  Мы на нём живём. Похож на мяч. О каком геометрическом теле идет речь?(шар)

СРЕДНИЕ ГРИБЫ – 2очка:

1.Дядя Федор, кот Матроскин, Шарик и почтальон Печкин сидят на скамейке. Если Шарик, сидящий справа от всех, сядет между дядей Федором и котом, то кот окажется крайним слева.  В каком порядке они сидят? (Кот Матроскин, Дядя Федор, почтальон Печкин, Шарик)

2.Два муравья отправились в гости к Стрекозе. Один всю дорогу полз, а второй первую половину пути ехал на Гусенице, что было медленнее в 2 раза, чем ползти, а вторую половину пути скакал на Кузнечике, что было в 10 раз быстрее, чем ползти. Какой муравей первым придет в гости, если они вышли одновременно?(который полз)

3.Произведение цифр трехзначного числа равно 3. Найдите все такие числа. (311, 113, 131)

4. На озере росли лилии. Каждый день их число удваивалось, и на 20-й день заросло все озеро. На какой день заросла половина озера?(на 19-й)

5.Василий отыскал правильную дробь, которая больше 1, но держит свое «открытие» в секрете. Почему?

6. Если в Джалиле в полдень идет дождь, то можно ли через 60 часов ожидать солнечную погоду? (Нет, т.к. будет ночь)

БОЛЬШИЕ ГРИБЫ – 3 очка:

1.Сумма трех натуральных чисел равна их произведению. Эти числа различные и однозначные.  Какие это числа?(1,2,3)

2.К однозначному натуральному числу приписали такую же цифру. Во сколько раз увеличили число?(в 11 раз)

3.По дороге вдоль кустов

Шло одиннадцать хвостов.

Сосчитать я также смог, Что шагало тридцать ног.

Это вместе шли куда-то

Петухи и поросята.

И вопрос мой к вам таков:

Сколько было петухов?(7 петухов и 4 поросенка).

4.Два мотоциклиста стартовали из одной точки круговой трассы в одном направлении. Скорость одного из них в два раза больше скорости второго. Сколько кругов успеет проехать второй мотоциклист, пока первый не догонит его?(1круг)

5.На каждые три девочки в классе приходится два мальчика. Сколько девочек в классе, если всего двадцать пять учеников? (15 девочек)

6. Сколькими способами можно выложить в ряд красный, желтый, синий и зеленый кружочки? (24)

7.Расставьте числа в порядке возрастания:  ;   ;  ;  .(так же)

8.До царя Гороха дошла молва, что кто-то из троих богатырей убил Змея Горыныча. Царь приказал всем троим явиться ко двору.

Илья Муромец сказал: «Змея убил Добрыня Никитич».

Добрыня Никитич сказал: «Змея убил Алеша Попович».

Алеша Попович сказал: «Я убил Змея».

При этом оказалось, что один из них  сказал правду, а двое слукавили. Кто убил Змея? (Илья Муромец)

 Задача командам: набрать как можно больше грибов, но не по количеству, а по весу. Большие грибочки приносят 3 очка, средние – 2, а маленькие – 1. Если команда ответила неправильно. то свой грибочек она дарит другой команде! Чем больше гриб, тем мудренее вопрос! Вперед, друзья!

Пока команды собирают грибы, мы с вами поиграем в игру  «ЛЕТИТ, ЛЕТИТ ПО НЕБУ ШАР».

Летит, летит по небу шар,

По небу шар летит.

Но знаем мы: до неба шар

Никак не долетит.

Сначала слово «шар» заменяется движением рук, показывающим шар.  « Во 2-м исполнении слово летит» заменяется движением, напоминающим взмах крыльев. Затем слово «небо» заменяется движением указательного пальца вверх.  Главной задачей участников является не сбиться и правильно показать движением нужное слово.

(После игры проверяются ответы команд)

Кто в школе смог быть капитаном,

Тому открыты все пути,

Владеть он будет океаном

Воздушным, водным и земным!

Пятый тур мы начинаем,

Капитанов приглашаем.

Будут трудные задачи,

Пожелаем им удачи!

(Капитаны команд получают вопросы на листочках, к каждому вопросу приводится несколько вариантов ответов. Букву, которой соответствует верный ответ, нужно обвести ручкой. Затем, используя буквы, собирают мозаику. За каждый верный ответ – 1 орех.)

Игра со зрителями « Не собьюсь!»

 А я сейчас приглашу сюда двух зрителей. Каждый из них должен сосчитать до 30, но вместо чисел, делящихся на 3, нужно говорить: «Не собьюсь!» Смелее!

(После этой игры учитель под-диктовку капитанов собирает мозаику. За каждый верный ответ команда получает 1 орех)

А шестой тур – интересный,

Будет очень вам полезный,

Числа быстро угадайте,

Что за буквами скрываются!

(По-очереди на экране показываются уравнения, команды должны угадать корни уравнений. За каждый правильный ответ – 1 орех.

а+а = а

в:в=1

а+а=а+11

с*с=с

х:х=х)

Вы наверное, устали,

много думали, считали,

Отдохнуть уже пора,

Так седьмой наш тур – игра!

Игра «Каждой руке – свое дело!»

 Я приглашу из каждой команды по 1 участнику. Эти ученики должны будут нарисовать одновременно одной рукой – квадрат, а другой – круг. Посмотрим, у кого это лучше всего получится.

(Участники выходят и на доске выполняют задание. Жюри оценивает работу)

Игра  « Волшебный веер»

Я вам покажу волшебный веер. Чем он интересен? А тем, что если вы загадаете число от 1 до 31 и скажете мне, на каких лепесточках написано это число, то я угадаю, какое число вы задумали. Давайте попробуем!

(Зрители загадывают число, а учитель угадывает)

(Жюри подсчитывает очки: орехи – 1 очко, грибы – 1-3 очка)

Вот закончилась игра,

Результат узнать пора.

Кто же лучше всех трудился

И в турнире отличился?

Жюри подводит итог игры. Награждение команд.

Ребята, молодцы! Все сегодня хорошо поработали, большой урожай собрали, а сейчас давайте споем песню.

Все учащиеся поют песню под мелодию  В.Шаинского «Голубой вагон»

Медленно минуты уплывают вдаль, 
Встречи с ними ты уже не жди. 
И хотя нам прошлоое немного жаль, 
Лучшее, конечно, впереди. 

Каждый день, каждый день учимся мы считать.

Любим задачки мы сложные решать.
Мы математику хорошо знать должны.

Миру ведь светлые головы нужны!

Продолжите последовательности:

1,4,7,10,…

5,10,15,20,…

8,8,6,6,4,4,…

9,1,8,2,7,3,…

1,2,4,8,16,…

1,4,9,16,25,…

1,4,5,9,14,23,37,…

1,3,2,6,3,9,4,12,…

Продолжите последовательности:

1,4,7,10,…

5,10,15,20,…

8,8,6,6,4,4,…

9,1,8,2,7,3,…

1,2,4,8,16,…

1,4,9,16,25,…

1,4,5,9,14,23,37,…

1,3,2,6,3,9,4,12,…

ВОПРОСЫ НА ГРИБЫ.

МАЛЕНЬКИЕ ГРИБЫ – 1 очко:

1.Буханка хлеба весит полкило и полбуханки. Сколько весит целая буханка?

2. Одна девочка написала: «Двести сорок да двести сорок будет четыреста сорок». Она не ошиблась, но в чем дело?

3. На грядке сидело семь воробьев. К ним подкрался кот и схватил одного. Сколько воробьев осталось на грядке?

4. Петя и Миша имеют фамилии Белов и Чернов. Какую фамилию имеет каждый из ребят, если Петя на год старше Белова?

5. Как называется отрезок, соединяющий точку окружности с ее центром?

6. Он очень круглый.  Мы на нём живём. Похож на мяч. О каком геометрическом теле идет речь?

СРЕДНИЕ ГРИБЫ – 2очка:

1.Дядя Федор, кот Матроскин, Шарик и почтальон Печкин сидят на скамейке. Если Шарик, сидящий справа от всех, сядет между дядей Федором и котом, то кот окажется крайним слева.  В каком порядке они сидят?

2.Два муравья отправились в гости к Стрекозе. Один всю дорогу полз, а второй первую половину пути ехал на Гусенице, что было медленнее в 2 раза, чем ползти, а вторую половину пути скакал на Кузнечике, что было в 10 раз быстрее, чем ползти. Какой муравей первым придет в гости, если они вышли одновременно?

3.Произведение цифр трехзначного числа равно 3. Найдите все такие числа.

4. На озере росли лилии. Каждый день их число удваивалось, и на 20-й день заросло все озеро. На какой день заросла половина озера?

5.Василий отыскал правильную дробь, которая больше 1, но держит свое «открытие» в секрете. Почему?

6. Если в Джалиле в полдень идет дождь, то можно ли через 60 часов ожидать солнечную погоду?

БОЛЬШИЕ ГРИБЫ – 3 очка:

1.Сумма трех натуральных чисел равна их произведению. Эти числа различные и однозначные.  Какие это числа?

2.К однозначному натуральному числу приписали такую же цифру. Во сколько раз увеличили число?

3.По дороге вдоль кустов

Шло одиннадцать хвостов.

Сосчитать я также смог, Что шагало тридцать ног.

Это вместе шли куда-то

Петухи и поросята.

И вопрос мой к вам таков:

Сколько было петухов?

4.Два мотоциклиста стартовали из одной точки круговой трассы в одном направлении. Скорость одного из них в два раза больше скорости второго. Сколько кругов успеет проехать второй мотоциклист, пока первый не догонит его?

5.На каждые три девочки в классе приходится два мальчика. Сколько девочек в классе, если всего двадцать пять учеников?

6. Сколькими способами можно выложить в ряд красный, желтый, синий и зеленый кружочки?

7.Расставьте числа в порядке возрастания:  ;   ;  ;  .

8.До царя Гороха дошла молва, что кто-то из троих богатырей убил Змея Горыныча. Царь приказал всем троим явиться ко двору.

Илья Муромец сказал: «Змея убил Добрыня Никитич».

Добрыня Никитич сказал: «Змея убил Алеша Попович».

Алеша Попович сказал: «Я убил Змея».

При этом оказалось, что один из них  сказал правду, а двое слукавили. Кто убил Змея?

КОНКУРС КАПИТАНОВ

1.Найдите дробь, равную 4:        

а);       б);     в);     г).        

2.Найдите верное равенство:

а)(27 + 31) ∙ 4 = 27 ∙ 4 + 31 ∙ 4;

б)(27 + 31) ∙ 4 = 27 + 31 ∙ 4;

в)(27 + 31) ∙ 4 = 27 ∙ 4 + 31;

г)(27 + 31) ∙ 4 = 27 ∙ 31 ∙ 4.

3.Чему равна разность наибольшего трехзначного и наименьшего трехзначного чисел, составленных из цифр 1, 3, 5 ? (Цифры в числе не повторяются)

а) 216;                     б) 444;                       в) 198 ;                        г) 396.

4.Найдите значение выражения 3  ∙ 52  

а) 45;                   б) 75;              в) 30;                  г) 225.

5.Какая из дробей обозначает больше половины целого:

а) ;                 б) ;            в)  ;          г)  ?

6.Какая из дробей выражает четверть:

а) ;                 б) ;            в)  ;          г)  ?

КОНКУРС КАПИТАНОВ

1.Найдите дробь, равную 4:

а);       б);     в);     г).        

2.Найдите верное равенство:

а)(27 + 31) ∙ 4 = 27 ∙ 31 ∙ 4;

б)(27 + 31) ∙ 4 = 27 + 31 ∙ 4;

в)(27 + 31) ∙ 4 = 27 ∙ 4 + 31;

г)(27 + 31) ∙ 4 = 27 ∙ 4 + 31 ∙ 4.

3.Чему равна разность наибольшего трехзначного и наименьшего трехзначного чисел, составленных из цифр 1, 3, 5 ? (Цифры в числе не повторяются)

а) 216;                     б) 396;                  в) 198 ;                        г) 444.

4.Найдите значение выражения 3  ∙ 52  

а) 45;                   б) 75;              в) 30;                  г) 225.

5.Какая из дробей обозначает больше половины целого:

а) ;                 б) ;            в)  ;          г)  ?

6.Какая из дробей выражает четверть:

а) ;                 б) ;            в)  ;          г)  ?

Буханка хлеба весит полкило и полбуханки. Сколько весит целая буханка?

Петя и Миша имеют фамилии Белов и Чернов. Какую фамилию имеет каждый из ребят, если Петя на год старше Белова?

Одна девочка написала: «Двести сорок да двести сорок будет четыреста сорок». Она не ошиблась, но в чем дело?

Дядя Федор, кот Матроскин, Шарик и почтальон Печкин сидят на скамейке. Если Шарик, сидящий справа от всех, сядет между дядей Федором и котом, то кот окажется крайним слева.  В каком порядке они сидят?

На грядке сидело семь воробьев. К ним подкрался кот и схватил одного. Сколько воробьев осталось на грядке?

К однозначному натуральному числу приписали такую же цифру. Во сколько раз увеличили число?

Два муравья отправились в гости к Стрекозе. Один всю дорогу полз, а второй первую половину пути ехал на Гусенице, что было медленнее в 2 раза, чем ползти, а вторую половину пути скакал на Кузнечике, что было в 10 раз быстрее, чем ползти. Какой муравей первым придет в гости, если они вышли одновременно?

На озере росли лилии. Каждый день их число удваивалось, и на 20-й день заросло все озеро. На какой день заросла половина озера?

Василий отыскал правильную дробь, которая больше 1, но держит свое «открытие» в секрете. Почему?

Если в Джалиле в полдень идет дождь, то можно ли через 60 часов ожидать солнечную погоду?

Произведение цифр трехзначного числа равно 3. Найдите все такие числа.

Как называется отрезок, соединяющий точку окружности с ее центром?

Он очень круглый.  Мы на нём живём. Похож на мяч. О каком геометрическом теле идет речь?

Сумма трех натуральных чисел равна их произведению. Эти числа различные и однозначные.  Какие это числа?

Два мотоциклиста стартовали из одной точки круговой трассы в одном направлении. Скорость одного из них в два раза больше скорости второго. Сколько кругов успеет проехать второй мотоциклист, пока первый не догонит его?

Сколькими способами можно выложить в ряд красный, желтый, синий и зеленый кружочки?

Угадайте математическое понятие. Показывает часть от целого. Ей стреляют из охотничьего ружья.  Барабанная …

До царя Гороха дошла молва, что кто-то из троих богатырей убил Змея Горыныча. Царь приказал всем троим явиться ко двору.

Илья Муромец сказал: «Змея убил Добрыня Никитич».

Добрыня Никитич сказал: «Змея убил Алеша Попович».

Алеша Попович сказал: «Я убил Змея».

При этом оказалось, что один из них  сказал правду, а двое слукавили. Кто убил Змея?

На каждые три девочки в классе приходится два мальчика. Сколько девочек в классе, если всего двадцать пять учеников?

Расставьте числа в порядке возрастания: ;   ;  ;  .

По дороге вдоль кустов

Шло одиннадцать хвостов.

Сосчитать я также смог,

Что шагало тридцать ног.

Это вместе шли куда-то

Петухи и поросята.

И вопрос мой к вам таков:

Сколько было петухов?

192-1.jpg

На рис. 3 изображен «волшебный веер». С его помощью можно отгадать любое задуманное число от 1 до 31. Вы просите указать, на каких лепестках веера написано задуманное число, а затем в уме складываете числа, стоящие под столбцами на этих лепестках. Их сумма всегда будет равна задуманному числу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Клуб веселых математиков

Предлагается разработка внеклассного мероприятия, проведенного в рамках "Недели математики" в 11 классе.  Вопросы сотавлены не только на математическом, но и на физическом материале....

Внеклассное мероприятие для учащихся "Клуб Веселых Математиков"

Данное мероприятие  по структуре подобно игре КВН, требуещее предварительной подготовки, а именно команды-участницы должны подготовить домашнее задание на тему "Математика и мы". Игра помогает а...

Клуб веселых математиков 5-6 класс

Одна из важнейших задач учителя - это увлечь их своим предметом, желанием изучать его самостоятельно. Лучший способ это сделать - во влечь в игру. Здесь Вы найдете разработку мероприятия и необходимый...

Внеклассное мероприятие по математике «КВМ» (Клуб Веселых Математиков) игра для учащихся 6-9 классов

Внеклассное мероприятие по математике «КВМ»(Клуб Веселых Математиков)игра для учащихся 6-9 классов...

Неделя математики "Клуб веселых математиков"

Внеклассные мероприятия,такие как КВМ, помогают учителю вызвать интерес к предмету и способствуют лучшему усвоению программного материала....

сценарий внеклассного мероприятия по математике "Клуб веселых математиков"

сценарий внеклассного мероприятия по математике "КВМ" для учащихся 10-11 классов...

Презентация к внеклассному мероприятию по математике для обучающихся 5-9 кл. "Клуб веселых математиков".

Презентация к внеклассному мероприятию по математике для обучающихся 5-9 классов коррекционной школы (с легкой умственной отсталостью)....