Дидактические материалы для занятий математического кружка "Математика +" 7 класс. Занятие24. Разбор задач по теме "Линейная функция"
план-конспект занятия по математике (7 класс) на тему

Сантьева Лариса Валерьевна

Математический кружок- одна из наиболее эффективных форм внеклассных занятий. Для меня, как учителя, важно иметь под рукой пособие, в котором представлены идеи решений и которое позволило бы провести цикл занятий математического кружка не прилагая титанических усилий для подбора материала. Мной предпринята попытка составления такой разработки, которую можно было использовать при подготовке к занятиям.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_24._razbor_zadach_po_teme_lineynaya_funktsiya.docx90.75 КБ

Предварительный просмотр:

Рассмотрим решение задач по теме «Линейная функция»:

  1. Постройте график функции y=kx+b, если известно, что он проходит через точку А(-3;2) и параллелен прямой y=-4x.

В уравнении функции y=kx+b два неизвестных параметра: k и b. Поэтому в тексте задачи должны быть два условия, характеризующих график функции.

а) Из того, что график функции y=kx+b параллелен прямой y=-4x, следует, что k=-4. То есть уравнение функции имеет вид y=-4x+b

б) Нам осталось найти b. Известно, что график функции y=-4x+b проходит через точку А(-3;2). Если точка принадлежит графику функции, то при подстановке ее координат в уравнение функции, мы получим верное равенство: 2=-4∙(-3)+b отсюда b=-10

Таким образом, нам надо построить график функции y=-4x-10

Точка А(-3;2) нам известна, возьмем точку B(0;-10)

Поставим эти точки в координатной плоскости и соединим их прямой:

http://ege-ok.ru/wp-content/uploads/2012/04/ar15.jpg

  1. Написать уравнение прямой, проходящей через точки A(1;1); B(2;4).

Если прямая проходит через точки с заданными координатами, следовательно, координаты точек удовлетворяют уравнению прямой y=kx+b.

То есть если мы координаты точек подставим в уравнение прямой, то получим верное равенство. Подставим координаты каждой точки в уравнение y=kx+b и получим систему линейных уравнений.

1=k+b

4=2k+b

 Вычтем из второго уравнения системы первое, и получим k=3.

Подставим значение k в первое уравнение системы, и получим b=-2.

Итак, уравнение прямой y=3x-2.

  1.   Постройте график функции

y=(x^2-1)(1/{x-1}-1/{x+1})+x

Упростим выражение, стоящее в правой части уравнения функции.

Важно! Прежде чем упрощать выражение, найдем его ОДЗ. Знаменатель дроби не может быть равен нулю, поэтому x≠1, x≠-1

(x^2-1)(1/{x-1}-1/{x+1})+x =

 (x-1)(x+1)({x+1-(x-1)}/({{x-1})({x+1})})+x=  (x-1)(x+1)2/{(x-1)(x+1)}+x=x+2

Тогда наша функция принимает вид:

y=x+2

x≠1, x≠-1

То есть нам надо построить график функции y=x+2 и выколоть на нем две точки: с абсциссами x=1 и x=-1:

http://ege-ok.ru/wp-content/uploads/2012/04/ar16.jpg

  1. Составить уравнение прямой, проходящей через точку с координатами    (2; – 3)   и
  1. параллельной к прямой   4x + 5y = 7 ;
  2. перпендикулярной к прямой 4x + 5y = 7.

Решение.

  1. будем искать уравнение прямой, параллельной прямой 4x + 5y = 7, в виде

4x + 5y = r1 ,

(9)

где  r1 – некоторое число. Поскольку прямая 4x + 5y = r1  проходит через точку с координатами   (2; – 3),   то справедливо равенство

Прямые на координатной плоскости параллельные прямые перпендикулярные прямые графики

Итак, уравнение прямой, параллельной к прямой

4x + 5y = 7 ,

задаётся уравнением

4x + 5y = – 7 .

  1. будем искать уравнение прямой, перпендикулярной прямой 4x + 5y = 7 , в виде  

– 5x + 4y = r2 ,

где r2 – некоторое число. Поскольку прямая – 5x + 4y = r2  проходит через точку с координатами   (2; – 3),   то справедливо равенство

Прямые на координатной плоскости параллельные прямые перпендикулярные прямые графики

Итак, прямая, перпендикулярная к прямой

4x + 5y = 7 ,

задаётся уравнением

– 5x + 4y = – 22 .

графический
способ решения текстовых задач

Пример такого способа:

Автор задачи Борисова Надежда Алексеевна учитель математики высшей категории

МБОУ «Гимназия № 4 им.А.С.Пушкина»,  г.Йошкар–Олы, Республики Марий Эл

 

От Йошкар–Олы до Сернура 90км. Между ними на трассе в 40км от Йошкар – Олы расположены посёлок Советский и деревня Верхний Ушнур в 15км от Сернура. Из Советского в направлении Сернура вышел пешеход со скоростью 4км/ч. Через 1ч 45минут после выхода пешехода из Верхнего Ушнура в Советский выехал велосипедист и доехал до Советского за 1ч 15минут. А через 15минут после выезда велосипедиста из Сернура выехала легковая машина со скоростью 80км/ч. Известно, все они встретились в одном месте на трассе. Через какое время после выезда велосипедиста и  как далеко от Йошкар – Олы произошла встреча?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактические материалы для занятий математического кружка "Математика +" 7 класс. Занятие 3. Задачи на четность

Математический кружок- одна из наиболее эффективных форм внеклассных занятий. Для меня, как учителя, важно иметь под рукой пособие, в котором представлены идеи решений и которое позволило бы провести ...

Дидактические материалы для занятий математического кружка "Математика +" 7 класс. Занятие 4-6. Задачи на четность

Математический кружок- одна из наиболее эффективных форм внеклассных занятий. Для меня, как учителя, важно иметь под рукой пособие, в котором представлены идеи решений и которое позволило бы провести ...

Дидактические материалы для занятий математического кружка "Математика +" 7 класс. Занятие 7. Логические задачи

Математический кружок- одна из наиболее эффективных форм внеклассных занятий. Для меня, как учителя, важно иметь под рукой пособие, в котором представлены идеи решений и которое позволило бы провести ...

Дидактические материалы для занятий математического кружка "Математика +" 7 класс. Занятие 8-10. Логические задачи

Математический кружок- одна из наиболее эффективных форм внеклассных занятий. Для меня, как учителя, важно иметь под рукой пособие, в котором представлены идеи решений и которое позволило бы провести ...

Дидактические материалы для занятий математического кружка "Математика +" 7 класс. Занятие21. Понятие функции. Способы задания функции

Математический кружок- одна из наиболее эффективных форм внеклассных занятий. Для меня, как учителя, важно иметь под рукой пособие, в котором представлены идеи решений и которое позволило бы провести ...

Дидактические материалы для занятий математического кружка "Математика +" 7 класс. Занятие22. Линейная функция (теория)

Математический кружок- одна из наиболее эффективных форм внеклассных занятий. Для меня, как учителя, важно иметь под рукой пособие, в котором представлены идеи решений и которое позволило бы провести ...

Дидактические материалы для занятий математического кружка "Математика +" 7 класс. Занятие23. Линейная функция в задачах ОГЭ

Математический кружок- одна из наиболее эффективных форм внеклассных занятий. Для меня, как учителя, важно иметь под рукой пособие, в котором представлены идеи решений и которое позволило бы провести ...