Этапы урока | Задачи этапа | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД |
Организационный момент 1 мин | Создать благоприятный психологический настрой на работу | Приветствие, проверка наличия на столах учебника, дневника, ручек - Здравствуйте, ребята, садитесь. Начать урок мне хочется со слов М.И.Калинина: «Если вы хотите участвовать в большой жизни, то наполняйте свою голову математикой, пока есть к тому возможность». - Как вы понимаете эти слова. Порассуждайте, выскажите свое мнение.
| Готовятся к уроку, проверяют наличие принадлежностей.
-Математика пригодится нам в будущем, поэтому пока мы учимся в школе, мы должны изучать ее. | Коммуникативные: планирование эффективного сотрудничества с учителем и сверстниками. Регулятивные: организация своей учебной деятельности. Личностные: мотивация учения |
Целеполагание и мотивация 5 мин
| Обеспечение мотивации учения детьми, принятия ими целей урока | - Ребята, сегодня мы с вами совершим путешествие вместе с героями мультфильма «Алеша Попович и Тугарин Змей». Назовите этих героев.
- Начнем мы путешествие из города Ростова, где проживают наши герои. На город напал Тугарин со своим войском и похитил золото ростовчан. Алеша , его друзья и мы вместе с ними отправимся на поиски злого Тугарина. Итак, Алеша взял с собой меч массой 10 кг, Любава – корзинку с продовольствием массой 5 кг, а бабуля – кувшин с водой массой 3 кг. Какова средняя масса всех вещей, которые взяли герои в поход? -Как называется число 6?
- Какова же тема урока?
- Что такое среднее арифметическое?
Шли-шли друзья. Перед нами указатель: «Кто налево пойдет, тот коня потеряет», «Кто направо пойдет, тот в болоте утонет», «Кто прямо пойдет, тот к цели своей придет». Понятно, что Алеша и его друзья выбирают прямой путь, их цель найти злого Тугарина и вернуть золото ростовчанам. - А какова ваша цель?
| Называют героев мультфильма: Алеша, Любава, конь Юлий и т.д
Решают задачу на нахождение среднего арифметического. Ответ: 6 кг Среднее арифметическое
Тема урока: среднее арифметическое
Среднее арифметическое – это сумма слагаемых, деленная на их количество.
- закрепить понятие «среднее арифметическое», - решать задачи на нахождение среднего арифметического. | Коммуникативные: умение вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении вопроса. Регулятивные: целеполагание. Личностные: самоопределение. Познавательные: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме.
|
Устный счет 3 мин | Формирование навыков устного счета при умножение на 0,1 | - Ребята, чтобы к цели своей прийти, и вам, и нашим героям нужно постараться, достойно пройти все испытания. И первое испытание для коня Юлия: он сбился с пути. Поможем ему отыскать путь, посчитаем устно. 23*0,1 3,5*0,1 0,1*0,1 55,6*0,1 5*0,1 - Молодцы ребята! Справились с заданием, помогли Юлию найти дорогу.
| Считают устно
Ответы: 2,3 0,35 0,01 5,56 0.5 | Коммуникативные: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. Регулятивные: контроль и оценка процесса и результатов деятельности. Личностные: оценивание пройденного материала. Познавательные: структурирование собственных знаний.
|
Закрепление изученного материала 15 мин | Закрепление понятия «средняя скорость», поиск информации для решения задачи на движение; закрепление умения находить среднее арифметическое числового ряда. | 1. Задача на среднюю скорость - Следующее испытание ждало Любаву – она заблудилась в березовой чаще. Чтобы помочь ей встретиться с Алешей, нужно решить задачу на среднюю скорость. Любава шла 3,8 часа со скоростью 1,2 м/с, а затем 2,2 часа со скоростью 0,9 м/с. Какова средняя скорость Любавы на всем пути?
- Молодцы ребята! Вы помогли Любаве встретиться с Алешей.
2. Нахождение среднего арифметического числового ряда - А вот и новое испытание. Теперь в беду попал Тихон – верный дядька Алеши. Чтобы помочь Тихону выбраться из болота – найдите среднее арифметическое числового ряда: 32,15; 31,28; 29,16; 34,54 и округлите ответ до сотых. - Вот и ладно, теперь все герои в сборе. Вместе им будет легче победить злого Тугарина. |
Решение задачи у доски v | t | s | V ср | 1,2 м/с | 3,8 ч | ? |
| 0,9 м/с | 2,2 ч | ? |
|
1,2*3,8 =4,56 м 0,9*3,8=3,42 м 4,56+3,42=7,98 м 3,8+2,2=6 7,98:6 = 1,33
Решение у доски: 32,15+31,28+ 29,16+ 34,54 4 =31,7825=31,78
| Коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, воспитывать ответственность и аккуратность. Регулятивные: умение самостоятельно адекватно анализировать правильность выполнения действий и вносить необходимые коррективы. Познавательные: способность к использованию выведенного алгоритма. Личностные: формирование позитивной самооценки. |
Физминутка 2 мин |
| - Но сначала нужно сделать привал и подкрепиться. Пока герои отдыхают, мы тоже отдохнем – немного потанцуем под музыку из этого мультфильма.
- Ребята, посмотрите, что делали герои, пока вы танцевали. Алеша съел 10 пирожков с мясом, Тихон – 4 пирожка с капустой, Юлий – 3 пирожка с яблоком, Моисей – 2 пирожка с грибами, а Любава – 1 пирожок с вишней. Сколько пирожков съел бы каждый, если их разделить поровну? Как называется число 4? Как вы его нашли? | Дети танцуют по музыку из мультфильма.
Устно решают задачу: 10+4+3+2+1=20:5=4
Среднее арифметическое.
Сумму слагаемых поделили на их количество |
|
Повторение изученных знаний 5 мин
| Повторение приемов сложения, вычитания, умножения, деления десятичных дробей.
| 1. Решение примеров на сложение, вычитание, умножение, деление десятичных дробей. - Поможем ослику Моисею - разгрузим тележку, решив примеры. 23,84 + 0,267 88,252 – 4,69 4,55 * 6 243,2 : 8 6,25 * 4,8 7,56 : 0,6
- Молодцы, ребята, вы справились с заданием.
| Решают по очереди у доски.
Ответы: 24,107 83,562 27,3 30,4 30 12,6
| Коммуникативные: слушать собеседника, строить понятные для собеседника высказывания. Регулятивные: осуществляют самоконтроль процесса выполнения задания. Коррекция. Познавательные: сравнивать и обобщать факты, строить логически обоснованное рассуждение, использовать доказательную математическую речь. Личностные: уважительное отношение к ошибкам одноклассников, независимость и критичность мышления. |
Рефлексия 1,5 мин | Организация рефлексии и самооценки учениками своей деятельности на уроке; фиксация соответствия результатов деятельности и поставленной цели. | - Наконец –то наши герои дошли до Тугарина. Чтобы его победить, нужно вспомнить какую цель вы ставили в начале урока.
- Чтобы понять достигли вы цели или нет, выполните тест.
Тест по теме: “Среднее арифметическое” 1. Найдите среднее арифметическое чисел 1,5 и 2,3 А) 1,9 Б) 3,8 В) 3 2. Среднее арифметическое чисел 2, 4, 6, и 0 равно: А) 3 Б) 6 В) 4 3. Незнайка по математике получил следующие оценки 5, 3, 1, 4, 4, 1. Найдите среднюю оценку незнайки. А) 3 Б) 4 В) 5 4. Вини - Пух съел 18 конфет, Пятачок - 9 конфет, Кролик - 3 конфеты. Сколько конфет в среднем съел каждый? А) 12 Б) 5 В) 10 5. Найдите среднее арифметическое чисел: 20,22 и 18,26 А) 23,78 Б) 19,24 В) 12,43
-Проверьте тест. Оцените себя.
| «5» | «4» | «3» | «2» | Сережа |
|
|
|
| Наташа |
|
|
|
| Ваня |
|
|
|
| Надя |
|
|
|
| Леша |
|
|
|
| Лера |
|
|
|
| Среднее арифметическое |
|
- Ура, злой Тугарин повержен. Народное золото спасено. Я хочу вам вручить медали «За победу над Тугариным и за любовь к математике»
| Закрепить умение решать задачи на нахождение среднего арифметического.
Самостоятельно решают тест с последующей взаимопроверкой.
Самооценка. Нахождение средней оценки за урок. | Коммуникативные: выслушивают одноклассников, озвучивают своё мнение. Регулятивные: принимать и сохранять учебную цель и задачу, осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату, планировать будущую деятельность. Познавательные: анализировать степень усвоения нового материала. Личностные: независимость и критичность мышления.
Регулятивные: Адекватно осуществляют самооценку. Познавательные: Осуществляют актуализацию полученных знаний в соответствии с уровнем усвоения. Личностные: Принятие социальной роли обучающегося. |
Домашнее задание
1 мин | Обеспечение понимания детьми содержания и способов выполнения домашнего задания | 1.п.38, с. 230 №1535 2.Вычислить средний рост всех членов семьи; 3. Узнать что такое «рейтинг» (подготовить сообщение).
| Учащиеся записывают в дневники задание. Самостоятельно выбирают уровень для выполнения домашнего задания.
|
|