Рабочая программа 6 класс, А.Г.Мерзляк и др., 2017
рабочая программа по математике (6 класс) на тему

Рабочая программа 6 класс, А.Г.Мерзляк и др., 2017

Скачать:


Предварительный просмотр:

Рабочая программа по математике 6 класс

Пояснительная записка

        

Рабочая программа составлена для учащихся 6 «А» и 6 «З»  классов МОУ «Гимназия № 7» на основе:

  • Федерального  Государственного Образовательного стандарта основного общего образования утвержденный приказом Минобрнауки  РФ «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта  основного общего  образования» от 17 декабря 2010 г. № 1897,
  • авторской программы  А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С. Якир, Е.В. Буцко (Математика: программы: 5–9 классы А.Г. Мерзляк, В.Б.Полонский, М.С. Якир, Е.В. Буцко /. — М.: Вентана-Граф, 2013. — 112 с.) к учебному комплекту для 6 классов («Математика: 6 класс»: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С. Якир. — М.: Вентана-Граф, 2013-2014)
  • в соответствии с особенностями МОУ «Гимназия №7» города Подольска, образовательных потребностей и запросов обучающихся.

Математическое образование является обязательной и неотъемлемой частью общего образования на всех ступенях школы. Обучение математике в основной школе направлено на достижение следующих целей:

I.        В направлении  личностного развития:

  • формирование представлений о математике, как части общечеловеческой культуры, о значимости математики в развитии цивилизации и современного общества;
  • развитие логического и критического мышления, культуры речи, способности к умственному эксперименту;
  • формирование интеллектуальной честности и объективности, способности к преодолению мыслительных стереотипов, вытекающих из обыденного опыта;
  • воспитание качеств личности, обеспечивающих социальную мобильность, способность принимать самостоятельные решения;
  • формирование качеств мышления, необходимых для адаптации в современном информационном обществе;
  • развитие интереса к математическому творчеству и математических способностей;

II.        В метапредметном направлении:

  • развитие представлений о математике как форме описания и методе познания действительности, создание условий для приобретения первоначального опыта математического моделирования;
  • формирование общих способов интеллектуальной деятельности, характерных для математики и  являющихся основой познавательной культуры, значимой для различных сфер человеческой деятельности;

III  В предметном направлении:

•        овладение математическими знаниями и умениями, необходимыми для продолжения образования, изучения смежных дисциплин, применения в повседневной жизни;

• создание фундамента для математического развития, формирования механизмов мышления, характерных для математической деятельности.

Задачи:

  • овладеть системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучении смежных дисциплин;
  • способствовать интеллектуальному развитию, формировать качества, необходимые человеку для полноценной жизни в современном обществе, свойственные математической деятельности: ясности и точности мысли, интуиции, логического мышления, пространственных представлений, способности к преодолению трудностей;
  • формировать представления об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средствах моделирования явлений и процессов;
  • воспитывать культуру личности, отношение к математики как части общечеловеческой культуры, играющей особую роль в общественном развитии.

При составлении рабочей программы учтены основные идеи и положения Программы  развития и формирования универсальных учебных действий для основного общего образования.

Место учебного предмета «Математика» в учебном плане

В учебном плане МОУ «Гимназия №7» на изучение предмета «Математика» в 6 классе отводится 170 часов в год  (5 часов в неделю при 34 учебных неделях), в т.ч. 10 контрольных работ. 

Уровень обучения:  базовый.  

Количество часов по разделам:

Раздел

Количество часов в примерной программе

Количество часов в рабочей программе

Делимость натуральных чисел

17

17

Обыкновенные дроби

38

38

Отношения и пропорции

28

28

Рациональные числа и действия над ними

70

70

Итоговое повторение курса математики 6 класса

17

17

Итого

170

170

Рабочая программа опирается на УМК:

Математика. 6 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/А.Г.Мерзляк, В.Б.Полонский, М.С.Якир – М.: Вентана-граф, 2014

  • Математика. Рабочая тетрадь. 6 класс. В 3-х частях/ А.Г.Мерзляк, В.Б.Полонский, М.С.Якир – М.: Вентана-граф, 2014
  • Математика. Дидактические материалы. 6 класс. А.Г.Мерзляк, В.Б.Полонский, Е.М.Рабинович, М.С.Якир– М.: Вентана-граф, 2014
  • Математика. Методическое пособие. 6 класс./Е.В.Буцко, А.Г.Мерзляк, .Б.Полонский, М.С.Якир – М.: Вентана-граф, 2014.

      Для обеспечения нового качества математического образования и повышения его эффективности в условиях реализации ФГОС ООО программой предусмотрено использование федеральных коллекций:

  • Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов (ФЦИОР): http://fcior.edu.ru
  • Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов (ЕК): http://school-collection.edu.ru;
  • Цифровые образовательные ресурсы учителя (презентации, иллюстрации и др.)

       http://nsportal.ru/shkola/geometriya/library/2014/06/09/fgos-prezentatsii-k-urokam-matematiki-v-5-klasse-po-uchebniku

Требования  к уровню подготовки обучающихся

Результаты изучения учебного предмета

Изучение математики в основной школе дает возможность обучающимся достичь следующих результатов развития:

I        В личностном направлении:

•        умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной

речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры;

  • критичность мышления, умение распознавать логически некорректные   высказывания, отличать гипотезу от факта;
  • представление о математической науке как сфере человеческой деятельности, об этапах ее развития, о ее значимости для развития цивилизации;
  • креативность мышления, инициатива, находчивость, активность при решении математических задач;
  • умение контролировать процесс и результат учебной математической деятельности;
  • способность к эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений;

II        В метапредметном  направлении:

  • первоначальные представления об идеях и о методах математики как универсальном языке науки и техники, средстве моделирования явлений и процессов;
  • умение видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации в других дисциплинах, в окружающей жизни;
  • умение находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических проблем, представлять ее в понятной форме, принимать решение в условиях неполной и избыточной, точной и вероятностной информации;
  • умение понимать и использовать математические средства наглядности (графики, диаграммы, таблицы, схемы и др.) для иллюстрации, интерпретации, аргументации;
  • умение выдвигать гипотезы при решении учебных задач, понимать необходимость их проверки;
  • умение применять индуктивные и дедуктивные способы рассуждений, видеть различные стратегии решения задач;
  • понимание сущности алгоритмических предписаний и умение действовать в соответствии с предложенным алгоритмом;
  • умение самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для решения учебных математических проблем;
  • умение планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера;

Ш        В предметном направлении:

  • овладение базовым понятийным аппаратом по основным разделам содержания, представление об основных изучаемых понятиях (число, геометрическая фигура, уравнение, вероятность) как важнейших математических моделях, позволяющих описывать и изучать реальные процессы и явления;
  • умение работать с математическим текстом (анализировать, извлекать необходимую информацию), грамотно применять математическую терминологию и символику, использовать различные языки математики;
  • умение проводить классификации, логические обоснования, доказательства математических утверждений;
  • умение распознавать виды математических утверждений (аксиомы, определения, теоремы и др.), прямые и обратные теоремы;
  • развитие представлений о числе и числовых системах от натуральных до действительных чисел, овладение навыками  устных, письменных, инструментальных вычислений;
  • овладение символьным языком алгебры, приемами выполнения тождественных преобразований рациональных выражений, решения уравнений, умение применять алгебраические преобразования, аппарат уравнений и неравенств для решения задач из различных разделов курса;
  • овладение основными способами представления и анализа статистических данных; наличие представлений о статистических закономерностях в реальном мире и о различных способах их изучения, о вероятностных моделях;
  • овладение геометрическим языком, умение использовать его для описания предметов окружающего мира, развитие пространственных представлений и изобразительных умений, приобретение навыков геометрических построений;
  • усвоение систематических знаний о плоских фигурах и их свойствах, а также на наглядном уровне — о простейших пространственных телах, умение применять систематические знания о них для решения геометрических и практических задач;
  • умения измерять длины отрезков, величины углов, использовать формулы для нахождения периметров, площадей и объемов геометрических фигур;
  • умение применять изученные понятия, результаты, методы для решения задач практического характера и задач из смежных дисциплин с использованием при необходимости справочных материалов, калькулятора, компьютера.

Планируемые результаты изучения учебного предмета, курса

Натуральные числа. Дроби. Рациональные числа

Ученик научится:

• понимать особенности десятичной системы счисления;

• оперировать понятиями, связанными с делимостью натуральных чисел;

• выражать числа в эквивалентных формах, выбирая наиболее подходящую в

зависимости от конкретной ситуации;

• сравнивать и упорядочивать рациональные числа;

• выполнять вычисления с рациональными числами, сочетая устные и письменные

приёмы вычислений, применение калькулятора;

       • использовать понятия и умения, связанные с пропорциональностью величин,

процентами, в ходе решения математических задач и задач из смежных

предметов, выполнять несложные практические расчёты.

Ученик получит возможность:

       • познакомиться с позиционными системами счисления с основаниями, отличными

от 10;

• углубить и развить представления о натуральных числах и свойствах делимости;

• научиться использовать приёмы, рационализирующие вычисления, приобрести

привычку контролировать вычисления, выбирая подходящий для ситуации способ.

Измерения, приближения, оценки

Ученик научится:

• использовать в ходе решения задач элементарные представления, связанные с

приближёнными значениями величин.

Ученик получит возможность:

• понять, что числовые данные, которые используются для характеристики

объектов окружающего мира, являются преимущественно приближёнными, что по

записи приближённых значений, содержащихся в информационных источниках,

можно судить о погрешности приближения;

• понять, что погрешность результата вычислений должна быть соизмерима с

погрешностью исходных данных.

Алгебраические выражения

Ученик научится:

• оперировать понятиями «тождество», «тождественное преобразование», решать

задачи, содержащие буквенные данные; работать с формулами;

• выполнять тождественные преобразования рациональных выражений на основе

правил действий над алгебраическими дробями;

Ученик получит возможность научиться:

• выполнять многошаговые преобразования рациональных выражений, применяя

широкий набор способов и приёмов;

• применять тождественные преобразования для решения задач из различных разделов курса (например, для нахождения наибольшего/наименьшего значения

выражения).

Уравнения

Ученик научится:

• решать основные виды рациональных уравнений с одной переменной

• понимать уравнение как важнейшую математическую модель для описания и

изучения разнообразных реальных ситуаций, решать текстовые задачи

алгебраическим методом;

Ученик получит возможность:

• овладеть специальными приёмами решения уравнений; уверенно применять

аппарат уравнений для решения разнообразных задач из математики, смежных

 предметов, практики;

Описательная статистика

Ученик научится:

  • использовать простейшие способы представления и анализа статистических данных.

Ученик получит возможность

  • приобрести первоначальный опыт организации сбора данных при проведении опроса общественного мнения, осуществлять их анализ, представлять результаты опроса в виде таблицы, диаграммы.

Комбинаторика

Ученик научится:

  • решать комбинаторные задачи на нахождение числа объектов или комбинаций.

Ученик получит возможность научиться:

  • некоторым специальным приёмам решения комбинаторных задач.

Наглядная геометрия

Ученик научится:

• распознавать на чертежах, рисунках, моделях и в окружающем мире плоские и

пространственные геометрические фигуры;

• вычислять объём прямоугольного параллелепипеда.

Ученик получит возможность:

• научиться вычислять объёмы пространственных геометрических фигур,

составленных из прямоугольных параллелепипедов;

• распознавать развёртки куба, прямоугольного параллелепипеда, правильной пира

миды, цилиндра и конуса;

• строить развёртки куба и прямоугольного параллелепипеда;

• определять по линейным размерам развёртки фигуры линейные размеры самой

фигуры и наоборот;

• углубить и развить представления о пространственных геометрических фигурах;

• научиться применять понятие развёртки для выполнения практических расчётов.

Геометрические фигуры

Ученик научится:

• пользоваться языком геометрии для описания предметов окружающего мира и их

взаимного расположения;

• распознавать и изображать на чертежах и рисунках геометрические фигуры и их

конфигурации;

• находить значения длин линейных элементов фигур и их отношения, градусную

 меру углов от 0° до 180°, применяя определения, свойства и признаки фигур и их

элементов, отношения фигур (равенство, подобие, симметрии, поворот,

параллельный перенос);

      • решать несложные задачи на построение, применяя основные алгоритмы

построения с помощью циркуля и линейки;

      • решать простейшие планиметрические задачи в пространстве.

Измерение геометрических величин

Ученик научится:

• использовать свойства измерения длин, площадей и углов при решении задач на

нахождение длины отрезка, длины окружности, длины дуги окружности,

градусной меры угла;

• вычислять площади треугольников, прямоугольников,

• вычислять длину окружности,

• вычислять длины линейных элементов фигур и их углы, используя формулы

длины окружности и длины дуги окружности, формулы площадей фигур;

Ученик получит возможность научиться:

• вычислять площади фигур, составленных из двух или более прямоугольников,

параллелограммов, треугольников, круга.

Координаты

Ученик научится:

• вычислять длину отрезка по координатам его концов; вычислять координаты

середины отрезка;

Ученик получит возможность научиться:

• овладеть координатным методом решения задач.

Работа с информацией

Ученик научится:

  • заполнять простейшие таблицы по результатам выполнения практической работы, по рисунку;
  • выполнять действия по алгоритму;
  • читать простейшие круговые диаграммы.

Ученик получит возможность научиться:

  • устанавливать закономерность расположения данных в строках и столбцах таблицы, заполнять таблицу в соответствии с установленной закономерностью;
  • понимать информацию, заключенную в таблице, схеме, диаграмме и представлять ее в виде текста (устного или письменного), числового выражения, уравнения;
  • выполнять задания в тестовой форме с выбором ответа;
  • выполнять действия по алгоритму; проверять правильность готового алгоритма, дополнять незавершенный алгоритм;
  • строить простейшие высказывания с использованием логических связок «верно /неверно, что ...»;
  • составлять схему рассуждений в текстовой задаче от вопроса.

Содержание программы (170 часов).

АРИФМЕТИКА

Натуральные числа.

Натуральный ряд. Десятичная система счисления. Арифметические действия с натуральными числами. Свойства арифметических действий.

Степень с натуральным показателем.

Числовые выражения, значение числового выражения. Порядок действий в числовых выражениях, использование скобок. Решение текстовых задач арифметическими способами.

Делители и кратные. Свойства и признаки делимости. Простые и составные числа. Разложение натурального числа на простые множители. Деление с остатком.

Дроби.

Обыкновенные дроби. Основное свойство дроби. Сравнение обыкновенных дробей. Арифметические действия с обыкновенными дробями. Нахождение части от целого и целого по его части.

   Десятичные дроби. Сравнение десятичных дробей. Арифметические действия с десятичными дробями. Представление десятичной дроби в виде обыкновенной дроби и обыкновенной в виде десятичной.

   Проценты; нахождение процентов от величины и величины по ее процентам. Отношение; выражение отношения в процентах. Пропорция; основное свойство пропорции.

   Решение текстовых задач арифметическими способами.

Рациональные числа.

Положительные и отрицательные числа, модуль числа. Множество целых чисел. Множество рациональных чисел; рациональное число как отношение m/n, где т — целое число, п — натуральное число. Сравнение рациональных чисел. Арифметические действия с рациональными числами. Свойства арифметических действий. Степень с целым показателем.

Измерения, приближения, оценки.

   Приближенное значение величины, точность приближения. Округление натуральных чисел и десятичных дробей. Прикидка и оценка результатов вычислений.

АЛГЕБРА

Алгебраические выражения.

Буквенные выражения (выражения с переменными). Числовое значение буквенного выражения. Допустимые значения переменных. Подстановка выражений вместо переменных. Преобразование буквенных выражений на основе свойств арифметических действий. Равенство буквенных выражений. Тождество.

Уравнения.

Уравнение с одной переменной. Корень уравнения. Свойства числовых равенств. Равносильность уравнений.

   Линейное уравнение.

   Решение текстовых задач алгебраическим способом.

ВЕРОЯТНОСТЬ И СТАТИСТИКА

Описательная статистика.

Представление данных в виде таблиц, диаграмм, графиков.

Комбинаторика.

Решение комбинаторных задач перебором вариантов. Комбинаторное правило умножения. Перестановки и факториал.

ГЕОМЕТРИЯ

Наглядная геометрия

Наглядные представления о фигурах на плоскости: прямая, отрезок, луч, угол, ломаная, многоугольник, окружность, круг. Четырехугольник, прямоугольник, квадрат. Треугольник, виды треугольников. Правильные многоугольники. Изображение геометрических фигур.

   Длина отрезка, ломаной. Периметр многоугольника. Единицы измерения длины. Измерение длины отрезка, построение отрезка заданной длины.

   Виды углов. Градусная мера угла. Измерение и построение углов с помощью транспортира.

   Понятие площади фигуры; единицы измерения площади. Площадь прямоугольника и площадь квадрата. Приближенное измерение площадей фигур на клетчатой бумаге. Равновеликие фигуры.

   Наглядные представления о пространственных фигурах: куб, параллелепипед, призма, пирамида, шар, сфера, конус, цилиндр. Изображение пространственных фигур.

   Понятие объема; единицы объема. Объем прямоугольного параллелепипеда, куба.

   Понятие о равенстве фигур.

Геометрические фигуры.

Прямые и углы. Точка, прямая, плоскость. Отрезок, луч. Угол. Виды углов. Биссектриса угла.

   Параллельные и пересекающиеся прямые. Перпендикулярные прямые.

Равнобедренные и равносторонние треугольники; свойства равнобедренного треугольника.

Прямоугольник, квадрат, ромб, их свойства и признаки.

   Окружность и круг. Дуга, хорда.

   Построения с помощью циркуля и линейки.

Измерение геометрических величин.

Длина отрезка.

   Длина окружности, число л; длина дуги окружности.

   Градусная мера угла.

   Понятие площади плоских фигур. Равносоставленные и равновеликие фигуры. Площадь прямоугольника. Площадь треугольника. Площадь круга.

Координаты.

Координаты середины отрезка.

МАТЕМАТИКА В ИСТОРИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ.

   История формирования понятия числа: натуральные числа, дроби, недостаточность рациональных чисел для геометрических измерений, иррациональные числа. Старинные системы записи чисел. Дроби в Вавилоне, Египте, Риме. Открытие десятичных дробей. Старинные системы мер. Десятичные дроби и метрическая система мер. Задача Леонардо Пизанского (Фибоначчи) о кроликах, числа Фибоначчи.

Появление отрицательных чисел и нуля. Л. Магницкий. Л. Эйлер.

      От землемерия к геометрии. Пифагор и его школа. Фалес. Архимед. История числа л. Золотое сечение. «Начала» Евклида. Л. Эйлер. Н. И. Лобачевский.

   Софизмы, парадоксы.

РАБОТА С ИНФОРМАЦИЕЙ (в течение учебного года).

Получение информации о предметах по рисунку (масса, время, вместимость и т.д.), в ходе практической работы. Упорядочивание полученной информации.

Проверка истинности утверждений в форме «верно ли, что ... , верно/неверно, что ...».

Проверка правильности готового алгоритма.

Понимание и интерпретация таблицы, схемы, круговой  диаграммы.

Заполнение готовой таблицы (запись недостающих данных в ячейки). Самостоятельное составление простейшей таблицы на основе анализа данной информации.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Название темы, раздела

Кол-во часов

Содержание изучаемого материала в соответствии с ФГОС ОО

1.

Повторение

4

Повторение  и систематизация курса математики 5 класса

2.

Делимость чисел

  • Делители и кратные
  • Признаки делимости на 10, на 5 и на 2
  • Признаки делимости на 9 и на 3
  • Простые и составные числа
  • Разложение на простые множители
  • Наибольший общий делитель Взаимно простые числа
  • Наименьшее общее кратное

17

Делитель, кратное, наименьшее кратное натурального числа. Признаки делимости на 10, на 5, на 2. чётные и нечётные числа. Признаки делимости на 9, на 3. Простые и составные числа. Разложение натуральных чисел на простые множители. Наибольший делитель двух натуральных чисел. Взаимно простые числа. Алгоритм нахождения НОД. Наименьшее кратное двух натуральных чисел. Алгоритм нахождения НОК. Решение комбинаторных задач.

3.

Обыкновенные дроби

  • Основное свойство дроби
  • Сокращение дробей
  • Приведение дробей к общему знаменателю
  • Сравнение, сложение и вычитание дробей с разными знаменателями
  • Сложение и вычитание смешанных чисел
  • Умножение дробей
  • Нахождение дроби от числа
  • Применение распределительного свойства умножения
  • Взаимно обратные числа
  • Деление
  • Нахождение числа по его дроби
  • Дробные выражения

38

Основное свойство дроби. Сокращение дробей. Сократимые и несократимые дроби. Новый знаменатель. Дополнительный множитель. Общий знаменатель. Наименьший общий знаменатель. Приведение дробей к наименьшему общему знаменателю. Сравнение дробей с одинаковыми и разными знаменателями. Сравнение дробей с одинаковыми числителями. Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями. Смешанное число. Правила сложения и вычитания смешанных чисел, свойства сложения и вычитания смешанных чисел. Сбор, распределение данных по признакам, представление их в виде линейных диаграмм.

Умножение дроби на натуральное число. Умножение обыкновенных дробей. Умножение смешанных чисел. Свойства умножения. Нахождение дроби от числа. Распределительное свойство умножения относительно сложения и вычитания. Взаимно обратные числа. Число, обратное данному. Деление дробей. Нахождение числа по его дроби. Частное выражений. Дробные выражения.

4.

Отношения и пропорции

  • Отношения
  • Пропорции
  • Прямая и обратная пропорциональные зависимости
  • Масштаб
  • Длина окружности и площадь круга
  • Шар
  • Цилиндр, конус
  • Столбчатые диаграммы

28

Отношение двух чисел. Что показывает отношение двух чисел. Взаимно обратные отношения. Пропорция. Верная пропорция. Крайние и средние члены пропорции. Основное свойство пропорции. Неизвестный член пропорции. Прямо пропорциональные величины. Обратно пропорциональные величины. Масштаб карты. Окружность. Радиус окружности. Диаметр окружности. Длина окружности. Круг. Радиус круга. Диаметр круга. Площадь круга. Шар. Радиус, диаметр шара. Сфера. Представление данных в виде круговых и столбчатых диаграмм.

5.

Рациональные числа и действия над ними

  • Координаты на прямой
  • Противоположные числа
  • Модуль числа
  • Сравнение величин
  • Изменение величин
  • Сложение чисел с помощью координатной прямой
  • Сложение отрицательных чисел
  • Сложение чисел с разными знаками
  • Вычитание
  • Умножение
  • Деление
  • Рациональные числа
  • Свойства действий с рациональными числами
  • Раскрытие скобок
  • Коэффициент
  • Подобные слагаемые
  • Решение уравнений
  • Перпендикулярные прямые
  • Параллельные прямые
  • Координатная плоскость
  • графики

70

Положительные числа. Отрицательные числа. Координатная прямая. Координата точки. Начало отсчёта. Противоположные числа. Целые числа. Модуль числа. Правила сравнения чисел с помощью координатной прямой и с помощью модулей чисел. Положительное изменение величины. Отрицательное изменение величины. Что значит прибавить к числу число. Сумма противоположных чисел. Сложение чисел с помощью координатной прямой. Сложение двух отрицательных чисел. Сложение чисел с разными знаками. Вычитание чисел. Число, противоположное вычитаемому. Представление разности в виде суммы. Длина отрезка на координатной прямой. Умножение чисел с разными знаками. Умножение двух отрицательных чисел. Деление отрицательного числа на отрицательное. Деление чисел с разными знаками. Рациональные числа. Периодические дроби. Приближённые значения. Переместительное, сочетательное свойство сложения. Свойство нуля. Переместительное, сочетательное свойство умножения. Свойство нуля и единицы. Распределительное свойство умножения.

Раскрытие скобок, перед которыми стоит знак «+». Раскрытие скобок, перед которыми стоит знак «-». Коэффициент выражения. Распределительное свойство умножения. Подобные слагаемые. Приведение подобных слагаемых. Уравнение. Корень уравнения. Правила переноса слагаемых из одной части уравнения в другую; умножения (деления) обеих частей уравнения на одно и то же число, не равное нулю. Линейные уравнения. Перпендикулярные прямые, отрезки, лучи. Параллельные прямые, отрезки, лучи. Свойства параллельных прямых. Координатные прямые. Система координат на плоскости. Начало координат. Координатная плоскость.

Координаты точки. Абсцисса точки. Ордината точки. Ось абсцисс. Ось ординат.  График движения. График роста. График изменения высоты. График изменения температуры.

11

Повторение и систематизация учебного материала

17

Обобщение и систематизация курса математики 6 класса

Перечень учебно-методического и материально - технического

обеспечения программы.

УМК  для учителя:

  1. Математика. 6 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/А.Г.Мерзляк, В.Б.Полонский, М.С.Якир – М.: Вентана-граф, 2014

2.        Математика. Рабочая тетрадь. 6 класс. В 3-х частях/ А.Г.Мерзляк, В.Б.Полонский, М.С.Якир – М.: Вентана-граф, 2014

3.        Математика. Дидактические материалы. 6 класс. А.Г.Мерзляк, В.Б.Полонский, Е.М.Рабинович, М.С.Якир– М.: Вентана-граф, 2014

4.        Математика. Методическое пособие. 6 класс./Е.В.Буцко, А.Г.Мерзляк, .Б.Полонский, М.С.Якир – М.: Вентана-граф, 2014.

Учебно-лабораторное оборудование:

  1. Компьютер
  2. Мультимедиапроектор
  3.  Интерактивная доска
  4. Аудиторная доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления таблиц
  5. Комплект инструментов классных: линейка, транспортир, угольник (300, 600), угольник (450, 450), циркуль
  6. CD-ROM. Универсальное мультимедийное пособие по математике. 6 класс
  7. Раздаточный материал для контрольных работ.
  8.  Раздаточный материал для самостоятельных работ.

Информационное сопровождение:

  • Сайт ФИПИ
  • Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов (ФЦИОР): http://fcior.edu.ru
  • Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов (ЕК): http://school-collection.edu.ru; цифровые образовательные ресурсы учителя (презентации, иллюстрации и др.)
  • http://nsportal.ru/shkola/geometriya/library/2014/06/09/fgos-prezentatsii-k-urokam-matematiki-v-5-klasse-po-uchebniku

Литература

  1. Федеральный государственный стандарт общего образования по математике. И. Сафронова, Серия: стандарты второго поколения, М.: Просвещение, 2013
  2. Примерные программы по учебным предметам. Математика 5 – 9 классы. Н. Евстегнеева, Серия: стандарты второго поколения, М.: Просвещение, 2010.
  3. Выговская В.В. Поурочные разработки по математике. 6 класс. М.: ВАКО, 2014
  4. Математика. 6 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/ Н.Я.  

      Виленкин, В.И. Жохов, А.С.Чесноков, С.И. Шварцбурд "М.: "Мнемозина",  2013

  1. Математика. Рабочая тетрадь. 6 класс. В 2-х частях. Часть 1: Обыкновенные дроби. Часть 2: Рациональные числа.Рудницкая В.Н.
  2. Математика. Контрольные работы. 6 класс.   Жохов В.И., Крайнева Л.Б.
  3. Математический тренажер. 6 класс.  Жохов В.И.
  4. Математические диктанты. 6 класс. Жохов В.И.
  5. Дидактические материалы по математике. 6 класс / В.И. Жохов. / М: Просвещение, 1999 -2013. -  126 с.
  6. Самостоятельные и контрольные работы по математике для 6 класса. / А. П. Ершова, В.В. Голобородько-М.: Илекса,- 2008.-176с.
  7. Шестакова И.В. Математика. 6 класс. Контрольные работы в новом формате (учебное пособие).- Москва: Интеллект-Центр,2011.- 112 стр.

Для учащихся:

Математика. 6 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/А.Г.Мерзляк, В.Б.Полонский, М.С.Якир – М.: Вентана-граф, 2014

Календарно-тематическое планирование.

Номер

урока

Разделы, темы

Коли-

чество часов

Характеристика основных видов деятельности учащихся

Дата проведения (план)

Дата проведения

(факт.)

Корректировка

6 А

6 З

Глава 1

Делимость натуральных чисел

17

1

Делители и кратные

Формулирование определения понятий: делитель, кратное, простое число, составное число, общий делитель, наибольший общий делитель, взаимно простые числа, общее кратное, наименьшее общее кратное и признаки делимости на 2, на 3, на 5, на 9, на 10.

Описание правила нахождения наибольшего общего делителя (НОД), наименьшего общего кратного (НОК) нескольких чисел, разложения натурального числа на простые множители

01.09-09.09

2

Делители и кратные

01.09-09.09

3

Признаки
делимости на 10, на 5 и на 2

01.09-09.09

4

Признаки
делимости на 10, на 5 и на 2

01.09-09.09

5

Признаки
делимости на 10, на 5 и на 2

01.09-09.09

6

Признаки делимости на 9 и на 3

01.09-09.09

7

Признаки делимости на 9 и на 3

01.09-09.09

8

Признаки делимости на 9 и на 3

11.09-16.09

9

Простые и составные числа

11.09-16.09

10

Наибольший общий делитель

11.09-16.09

11

Наибольший общий делитель

11.09-16.09

12

Наибольший общий делитель

11.09-16.09

13

Наименьшее общее кратное

18.09-23.09

14

Наименьшее общее кратное

18.09-23.09

15

Наименьшее общее кратное

18.09-23.09

16

Повторение и систематизация
учебного материала

18.09-23.09

17

Контрольная работа № 1

18.09-23.09

Глава 2

Обыкновенные дроби

38

18

Основное свойство дроби

Формулирование определения понятий: несократимая дробь, общий знаменатель двух дробей, взаимно обратные числа. Применение основного свойства дроби для сокращения дробей. Приведение дроби к новому знаменателю. Сравнение обыкновенных дробей.  Выполнение арифметических действий над обыкновенными дробями.

Нахождение дроби от числа и число по заданному значению его дроби. Преобразование обыкновенной дроби в десятичные. Нахождение десятичного приближения обыкновенной дроби

25.09-30.09

19

Основное свойство дроби

25.09-30.09

20

Сокращение дробей

25.09-30.09

21

Сокращение дробей

25.09-30.09

22

Сокращение дробей

25.09-30.09

23

Приведение дробей к общему знаменателю. Сравнение дробей

02.10-07.10

24

Приведение дробей к общему знаменателю. Сравнение дробей

02.10-07.10

25

Приведение дробей к общему знаменателю. Сравнение дробей

02.10-07.10

26

Сложение и вычитание дробей

02.10-07.10

27

Сложение и вычитание дробей

02.10-07.10

28

Сложение и вычитание дробей

09.10-14.10

29

Сложение и вычитание дробей

09.10-14.10

30

Сложение и вычитание дробей

09.10-14.10

31

Контрольная работа № 2

09.10-14.10

32

Умножение дробей

09.10-14.10

33

Умножение дробей

16.10-21.10

34

Умножение дробей

16.10-21.10

35

Умножение дробей

16.10-21.10

36

Умножение дробей

16.10-21.10

37

Нахождение дроби от числа

16.10-21.10

38

Нахождение дроби от числа

23.10-28.10

39

Нахождение дроби от числа

23.10-28.10

40

Контрольная работа № 3

23.10-28.10

41

Взаимно обратные числа

23.10-28.10

42

Деление дробей

23.10-28.10

43

Деление дробей

07.11-11.11

44

Деление дробей

07.11-11.11

45

Деление дробей

07.11-11.11

46

Деление дробей

07.11-11.11

47

Нахождение числа по значению его дроби

07.11-11.11

48

Нахождение числа по значению его дроби

13.11-18.11

49

Нахождение числа по значению его дроби

13.11-18.11

50

Преобразование обыкновенных дробей
в десятичные

13.11-18.11

51

Бесконечные периодические десятичные дроби

13.11-18.11

52

Десятичное приближение обыкновенной дроби

13.11-18.11

53

Десятичное приближение обыкновенной дроби

20.11-25.11

54

Повторение и систематизация
учебного материала

20.11-25.11

55

Контрольная работа № 4

20.11-25.11

Глава 3

Отношения и пропорции

28

56

Отношения

Формулирование определения понятий: отношение, пропорция, процентное отношение двух чисел, прямо пропорциональные и обратно пропорциональные величины. Применение основного свойства отношения и основного свойства пропорции. Приведение примеров и описание свойства величин, находящихся в прямой и обратной пропорциональных зависимостях. Нахождение процентного отношения двух чисел. Деление числа на пропорциональные части.

Записывание с помощью букв основные свойства дроби, отношения, пропорции.

Анализ информации, представленной в виде столбчатых и круговых диаграмм. Представление информации в виде столбчатых и круговых диаграмм.

Приведение примеров случайных событий. Нахождение вероятности случайного события в опытах с равновозможными исходами.

Распознавание на чертежах и рисунках окружность, круг, цилиндр, конус, сферу, шар и их элементы. Распознавание в окружающем мире модели этих фигур. Построение с помощью циркуля окружность заданного радиуса. Изображение развёртки цилиндра и конуса. Называние приближённого значения числа π. Нахождение с помощью формул длины окружности, площади круга

20.11-25.11

57

Отношения

20.11-25.11

58

Пропорции

27.11-02.12

59

Пропорции

27.11-02.12

60

Пропорции

27.11-02.12

61

Пропорции

27.11-02.12

62

Процентное отношение двух чисел

27.11-02.12

63

Процентное отношение двух чисел

04.12-09.12

64

Процентное отношение двух чисел

04.12-09.12

65

Контрольная работа № 5

04.12-09.12

66

Прямая и обратная пропорциональные зависимости

04.12-09.12

67

Прямая и обратная пропорциональные зависимости

04.12-09.12

68

Деление числа в данном отношении

11.12-16.12

69

Деление числа в данном отношении

11.12-16.12

70

Окружность и круг

11.12-16.12

71

Окружность и круг

11.12-16.12

72

Длина окружности. Площадь круга

11.12-16.12

73

Длина окружности. Площадь круга

18.12-23.12

74

Длина окружности. Площадь круга

18.12-23.12

75

Цилиндр, конус, шар

18.12-23.12

76

Диаграммы

18.12-23.12

77

Диаграммы

18.12-23.12

78

Случайные события. Вероятность случайного события

25.12-30.12

79

Случайные события. Вероятность случайного события

25.12-30.12

80

Случайные события. Вероятность случайного события

25.12-30.12

81

Повторение и систематизация
учебного материала

25.12-30.12

82

Повторение и систематизация
учебного материала

25.12-30.12

83

Контрольная работа № 6

15.01-20.01

Глава 4

Рациональные числа
и действия над ними

70

84

Положительные и отрицательные числа

Приведение примеров использования положительных и отрицательных чисел. Формулирование определения координатной прямой. Построение на координатной прямой точки с заданной координатой, определение координаты точки.

Характеристика множество целых чисел. Объяснение понятия множества рациональных чисел.

Формулирование определения модуля числа. Нахождение модуля числа.

Сравнивание рациональных чисел. Выполнение арифметических действий над рациональными числами. Записывание свойств арифметических действий над рациональными числами в виде формул. Называние коэффициента буквенного выражения.

Применение свойств при решении уравнений. Решение текстовых задач с помощью уравнений.

Распознавание на чертежах и рисунках перпендикулярных и параллельных прямых, фигуры, имеющие ось симметрии, центр симметрии. Указывание в окружающем мире модели этих фигур. Формулирование определения перпендикулярных прямых и  параллельных прямых. Построение с помощью угольника перпендикулярных прямых и параллельных прямых.

Объяснение и иллюстрирование понятия координатной плоскости. Построение на координатной плоскости точки с заданными координатами, определение координаты точек на плоскости. Построение отдельных графиков зависимости между величинами по точкам. Анализ графиков зависимостей между величинами (расстояние, время, температура и т. п.)

15.01-20.01

85

Положительные и отрицательные числа

15.01-20.01

86

Координатная прямая

15.01-20.01

87

Координатная прямая

15.01-20.01

88

Координатная прямая

22.01-27.01

89

Целые числа. Рациональные числа

22.01-27.01

90

Целые числа. Рациональные числа

22.01-27.01

91

Модуль числа

22.01-27.01

92

Модуль числа

22.01-27.01

93

Модуль числа

29.01-03.02

94

Сравнение чисел

29.01-03.02

95

Сравнение чисел

29.01-03.02

96

Сравнение чисел

29.01-03.02

97

Сравнение чисел

29.01-03.02

98

Контрольная работа № 7

05.02-10.02

99

Сложение рациональных чисел

05.02-10.02

100

Сложение рациональных чисел

05.02-10.02

101

Сложение рациональных чисел

05.02-10.02

102

Сложение рациональных чисел

05.02-10.02

103

Свойства сложения рациональных чисел

12.02-17.02

104

Свойства сложения рациональных чисел

12.02-17.02

105

Вычитание рациональных чисел

12.02-17.02

106

Вычитание рациональных чисел

12.02-17.02

107

Вычитание рациональных чисел

12.02-17.02

108

Вычитание рациональных чисел

19.02-22.02

109

Вычитание рациональных чисел

19.02-22.02

110

Контрольная работа № 8

19.02-22.02

111

Умножение рациональных чисел

19.02-22.02

112

Умножение рациональных чисел

19.02-22.02

113

Умножение рациональных чисел

26.02-03.03

114

Умножение рациональных чисел

26.02-03.03

115

Свойства умножения рациональных чисел

26.02-03.03

116

Свойства умножения рациональных чисел

26.02-03.03

117

Свойства умножения рациональных чисел

26.02-03.03

118

Коэффициент. Распределительное свойство умножения

05.03-07.03

119

Коэффициент. Распределительное свойство умножения

05.03-07.03

120

Коэффициент. Распределительное свойство умножения

05.03-07.03

121

Коэффициент. Распределительное свойство умножения

05.03-07.03

122

Коэффициент. Распределительное свойство умножения

05.03-07.03

123

Деление рациональных чисел

12.03-17.03

124

Деление рациональных чисел

12.03-17.03

125

Деление рациональных чисел

12.03-17.03

126

Деление рациональных чисел

19.03-23.03

127

Контрольная работа № 9

19.03-23.03

128

Решение уравнений

19.03-23.03

129

Решение уравнений

19.03-23.03

130

Решение уравнений

19.03-23.03

131

Решение уравнений

02.04-07.04

132

Решение задач с помощью уравнений

02.04-07.04

133

Решение задач с помощью уравнений

02.04-07.04

134

Решение задач с помощью уравнений

02.04-07.04

135

Решение задач с помощью уравнений

02.04-07.04

136

Решение задач с помощью уравнений

09.04-14.04

137

Контрольная работа
№ 10

09.04-14.04

138

Перпендикулярные прямые

09.04-14.04

139

Перпендикулярные прямые

09.04-14.04

140

Перпендикулярные прямые

09.04-14.04

141

Осевая и центральная симметрии

16.04-21.04

142

Осевая и центральная симметрии

16.04-21.04

143

Осевая и центральная симметрии

16.04-21.04

144

Параллельные прямые

16.04-21.04

145

Параллельные прямые

16.04-21.04

146

Координатная плоскость

23.04-28.04

147

Координатная плоскость

23.04-28.04

148

Координатная плоскость

23.04-28.04

149

Графики

23.04-28.04

150

Графики

23.04-28.04

151

Повторение и систематизация
учебного материала

03.05-05.05

152

Повторение и систематизация
учебного материала

03.05-05.05

153

Контрольная работа
№ 11

03.05-05.05

Повторение и систематизация
учебного материала

17

154

Повторение и систематизация учебного материала курса математики 6 класса

03.05-05.05

155

Повторение и систематизация учебного материала курса математики 6 класса

03.05-05.05

156

Повторение и систематизация учебного материала курса математики 6 класса

07.05-12.05

157

Повторение и систематизация учебного материала курса математики 6 класса

07.05-12.05

158

Повторение и систематизация учебного материала курса математики 6 класса

07.05-12.05

159

Повторение и систематизация учебного материала курса математики 6 класса

07.05-12.05

160

Повторение и систематизация учебного материала курса математики 6 класса

07.05-12.05

161

Повторение и систематизация учебного материала курса математики 6 класса

14.05-19.05

162

Повторение и систематизация учебного материала курса математики 6 класса

14.05-19.05

163

Повторение и систематизация учебного материала курса математики 6 класса

14.05-19.05

164

Повторение и систематизация учебного материала курса математики 6 класса

14.05-19.05

165

Повторение и систематизация учебного материала курса математики 6 класса

14.05-19.05

166

Контрольная работа № 12

21.05-25.05

167

Повторение и систематизация учебного материала курса математики 6 класса

21.05-25.05

168

Повторение и систематизация учебного материала курса математики 6 класса

21.05-25.05

169

Повторение и систематизация учебного материала курса математики 6 класса

21.05-25.05

170

Повторение и систематизация учебного материала курса математики 6 класса

21.05-25.05

Рассмотрено на заседании

кафедры математических дисциплин

Протокол №__ от «30» августа 2017 года

Руководитель кафедры

__________________/ С.С.Ялунина/

Согласовано

Заместитель директора по УВР

_____________________/ Е.М.Лещенко/

«30» августа 2017 года



Предварительный просмотр:

План-конспект урока

Тема: ПРОПОРЦИИ          6 кл.

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний

Цели урока:
Предметные: формировать навык применения пропорций и их свойств при решении уравнений и задач.

Личностные: формировать умение формулировать собственное мнение.

Метапредметные: формировать умение видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации в других дисциплинах.

Задачи: 

-  научить применять пропорции и их свойства при решении уравнений и задач;

-  способствовать интеллектуальному развитию;

- воспитывать культуру личности, отношение к математике как части общечеловеческой культуры, играющей особую роль в общественном развитии.

Организационная структура урока

этапы

Содержание этапа

Форма организации УД

Задания, выполнение которых приведёт к достижению планируемых результатов

Учебник

Рабочая тетрадь №2

Дидактичес-кие материалы

1

Организационный этап

2

Постановка формируемых результатов и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся

3

Проверка домашнего задания

«Недельные отчёты», как способ практиковаться в рефлексии своих знаний и того, как они получены

Анализ отчётов        

и,  ф

4

 Актуализация знаний

ф

презентация

5

Обобщение и систематизация знаний

ф

№ 619 (2, 4, 6), 621, 623, 625, 626

и

№ 267– 270

6

Контроль и коррекция знаний

и

№ 110 (2, 4), 112, 114

7

Повторение

и

№ 631

8

Рефлексия учебной деятельности на уроке

Ответьте на вопросы.

1.Я (узнал, получил; смог придумать, представить, вообразить) … и захотелось … 
2.Самым интересным (познавательным, удивительным…
3.Труднее всего мне сегодня показалось, когда …, и все-таки …

5. При выполнении каких заданий ты ошибся (ошиблась)? Почему?

6. Каковы причины успехов и неудач твоей деятельности на уроке?

9

Информация о домашнем задании

§ 20, №620(4-6), 622, 624

Ф - фронтальная, И – индивидуальная

Техника формирующего оценивания

«Недельные отчёты»

Методика «Недельные отчёты» позволяет обеспечить быструю  обратную связь, с помощью которой ученики сообщают, чему они научились за неделю и какие трудности у них возникли.

Форма проведения методики

«Недельные отчёты» - это опросные листы, которые ученики заполняют раз в неделю, отвечая на 3 вопроса:

  1. Чему я научился за эту неделю?
  2. Какие вопросы остались для меня неясными?
  3. Какие вопросы я задал бы ученикам, если бы я был учителем, чтобы проверить, поняли ли они материал?

Анализируя отчёты, я  получила полезную обратную связь, т. е. узнала об основных затруднениях, увидела типичные ошибки и какие есть затруднения  у отдельных учащихся.

Положительные моменты:

- многие учащиеся дают объективную оценку собственным знаниям, что позволяет увидеть типичные ошибки и реорганизовать содержание курса;  

- проследить развитие письменных навыков учащихся и  их умения строить рассуждения.

Ребятам понравилась новая форма работы. Учащиеся называют её полезной и многие хотели бы продолжить составлять недельные отчёты.

В своей работе хочу применить и другие оценочные техники.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа 6 класс, А.Г.Мерзляк и др., 2017

Рабочая программа 6 класс, А.Г.Мерзляк и др., 2017...

План-конспект " Пропорции", 6 класс, А.Г.Мерзляк и др. 2017

Техника формирующего оценивания«Недельные отчёты»...

Рабочая программа и КТП математика Мерзляк, 5 класс - 5 часов в неделю, 6 класс - 6 часов в неделю.

КТП Мерзляк 5 класс  - 5 часов в неделю, 170 в годКТП Мерзляк 6 класс - 6 часов в неделю, 204 в годТолько номера и названия уроков, без дат. Документ Ворд, можно скопировать таблицу и вставить в ...

Рабочая программа по алгебре УМК Мерзляк 7 класс

Рабочая программа по алгебре УМК Мерзляк 7 класс с КТП на 2022-2023 учебный год...

Рабочая программа по алгебре УМК Мерзляк 8 класс

Рабочая программа по алгебре УМК Мерзляк 8 класс с КТП на 2022-2023 учебный год...

Рабочая программа по геометрии УМК Мерзляк 7 класс

Рабочая программа по геометрии УМК Мерзляк 7 класс с КТП на 2022-2023 учебный год...

Рабочая программа по геометрии УМК Мерзляк 8 класс

Рабочая программа по геометрии УМК Мерзляк 8 класс с КТП на 2022-2023 учебный год...