Повышение качества математического образования
статья по математике на тему
Предварительный просмотр:
Повышение качества обучения учащихся по математике
Для повышения качества обучения необходимо разрабатывать различные способы практической деятельности учащихся на уроках математики с целью развития потенциала учащихся на основе их индивидуальности. То есть обучение каждого ученика на уровне его возможностей и способностей, формирование положительной мотивации у школьников, создание таких ситуаций в организации учебного процесса, при которых ученики с разными способностями и подготовкой могли бы испытывать успех при изучении математики.
На уроках математики я использую элементы дифференцированного обучения и, это дает целый ряд преимуществ. Во - первых, облегчает организацию занятий в классе, создает условия для продвижения школьников в учебе в соответствии с их возможностями.Во - вторых, организованная мною дифференцированная работа выглядит объективной и в глазах ученика.
Дифференцированный подход я осуществляю на различных этапах урока.
I. Этап изучения нового материала.
Дифференцированное введение нового материала осуществляю сочетанием двух подходов – дифференцированного и проблемного.
Проблемный подход использую при изучении нового материала на трех уровнях.
На первом уровне учащиеся самостоятельно ведут поиск. Стараюсь указывать лишь результат, формулирую саму проблему.
На втором уровне, то есть для другой группы учащихся, указываю на проблему, но не сообщаю конечного результата, тогда они сами формулируют проблему.
На третьем уровне не указываю проблему, а учащихся постепенно подвожу к тому, чтобы самостоятельно усмотреть ее.
Большинство методов дифференциации помощи со стороны учителя я объединяю в следующие основные группы:
1. Указание типа задач, правила, на которые опирается данное упражнение;
дополнение к заданию в виде чертежа, схемы;
2. Указание алгоритма решения;
3. Приведение аналогичной задачи, решенной ранее;
4. Предложение выполнить вспомогательное задание, наводящее на решение основной задачи;
5. Расчленение сложной задачи на ряд элементарных;постановка наводящих вопросов;
6. Использование опорных конспектов, рабочих тетрадей .
II. Этап закрепления знаний и умений.
На данном этапе я использую варианты различной сложности. Учащиеся сами выбирают уровень задания. Но к самостоятельному выбору учеников надо готовить. На первом этапе рассказываю о сложности каждого задания и советую, какое задание надо выбрать, на втором – рассказываю о сложности заданий, но уровень ученики выбирают сами. Могу лишь подкорректировать их выбор. И только на третьем этапе ученики сами оценивают сложность заданияи делают выбор самостоятельно.
В каждом варианте упражнения начинаются с простейших и располагаются по возрастающей сложности. Однако это возрастание в разных вариантах происходит с разным ускорением. Пример: 11 класс, тема «Усеченный конус»
А - Радиусы оснований усеченного конуса равны 3 см и 6 см, а высота равна 4 см. найдите площадь осевого сечения и боковой поверхности конуса. |
Б - Диагональ осевого сечения усеченного конуса равна 40 см и перпендикулярна образующей конуса, равной 30 см. Найдите площадь сечения и полной поверхности конуса. |
В - Радиусы оснований усеченного конуса равны 16 см и 25 см. Найдите площадь полной поверхности конуса, если в его осевое сечение можно вписать окружность |
III. Этап проверки знаний.
В основном мною проводится индивидуальная работа по карточкам с разноуровневыми заданиями.
Так же постоянно применяю дифференцированные проверочные работы. Плюс в открытости оценки знаний, т.е. ученик знает, какую отметку он получит за тот или иной уровень. Ответственность за выбор ложится на ученика, т.е. он сам выбирает задания того уровня, какой будет выполнять, соответственно он отвечает за отметку, которую получит. При проведении таких контрольных и тестовых работпрактически не возникают ситуации, когда ученик ничего не может сделать.
Постепенно каждый ребёнок учится рассчитывать свои силы и реально оценивать возможности.
IV. Этап домашнего задания
Дифференцированные домашние задания позволяют мне более полно использовать возможности учащихся.
8класс тема «Квадратные уравнения»
Аа)
б)
в)
г)
Б
a) В a) противоположными числами? |
Дифференцированное обучение позволяет мне заботиться о развитии сильного ученика, предупредить отставание слабого, дает возможность каждому получить достаточно прочные знания по предмету.
Мотивация мною осуществляется через самостоятельность и активность, через поисковую деятельность на уроке и дома, создание проблемной ситуации.
В своей работе я использую различные формы уроков (лекция, практическое занятие, консультация, зачетный урок).
6-й класс. Тема “Диаграммы”. В диаграммах отражаем, например, работу нашей школы: “Успеваемость. Процесс питания. Количественный состав. Возраст школьников”.
Тема “Координатная плоскость”. Строим рисунки, накопленные из газеты “Математика”, часть придумываем сами.
9-й класс. Тема“Последовательности”. В урок включаю исторический материал(старинные задачи).
Тема «Площади».
6-й класс. Практическая работа “Определение высоты дерева” в теме “Пропорция”,
8-й класс. Практическая работа “Определение высоты дерева” в теме “Подобие треугольников”.
Для систематизации знаний учащихся в своей работе я использую опорные конспекты по математике для учащихся 5-6-х классов
Среди методов обучения, следует отметить, прежде всего, тесты, которые содействуют развитию математического мышления учащихся. Приучаю учащихся к работе с тестами я постепенно.
5-6 классы.
1.Тест должен быть рассчитан на 10-15 мин и содержать не более 10-15 вопросов. Предлагаю задания с выбором ответа. Количество вариантов ответа не должно превышать 3-х.
2. Вопросы могут сопровождаться рисунками и необходимо выбрать тот, который соответствует верному ответу.
3. Приучаю учеников чувствовать время.Проверку выполняю сразу же после выполнения всех заданий теста.
7-9 классы
1. Увеличиваю количество вопросов и вариантов ответов.
2. Предлагаю ученикам разделить вопросы на 3 уровня сложности.
3. Стараюсь уделять больше внимания скорости выполнения заданий.
Необходимо как можно раньше приучить учащихся к мысли о ЕГЭ. И начинаю я это именно со среднего звена. При этом нельзя просто натаскивать детей на тесты. Надо оставить время, для того, чтобы научить размышлять и формулировать мысль. И поэтому, я считаю, на уроке должны остаться все формы обучения и проверки, включая традиционную контрольную работу.
Заметно повышают на уроке познавательный интерес уч-ся дидактические игры. Как один из видов занимательной игры применяю учебные кроссворды.
В курсе математики много различных формул. Чтобы формулы лучше запоминались, а так же для контроля за усвоением их использую на уроках, например, дидактическую игру: «Математическое домино». Оно состоит из 12-30 карточек, каждая карточка разделена чертой на две части – на одной записано задание, на другой – ответ к другому заданию.
Математические эстафеты, турниры, конкурсы и др. дидактические игры хорошо уживаются с серьёзным учением. Включение в урок игр и игровых моментов помогает мне делать процесс обучения интересным и занимательным, создаёт у детей бодрое рабочее настроение и даже повышает работоспособность.
Я стараюсь применять различные методы и приемы работы, отбирая более оптимальные для каждого урока: работа по карточкам, с дидактическим материалом, самостоятельная и практическая работа, математические диктанты, групповая работа, коллективная работа и так далее.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Исследовательская работа по теме "Изучение зависимости между интеллектуальным развитием и успеваемостью учащихся как средство повышения качества математического образования"
Результаты данной работы в целом – это информация об ученике в данный момент, некоторый статистический срез данных. Этот срез является фиксацией ...
Статья по теме "Пути и средства повышения качества математического образования"
В школе процесс формирования у детей способностей приобретает целенаправленный и активный характер. Для успешного формирования у школьников как общих, так и специальных (математических) способностей н...
Основные подходы к повышению качества математического образования
Основные подходы к повышению качества математического образования....
Интеграция очного и дистанционного обучения как один из путей повышения качества математического образования
Дистанционная форма предусматривает: самостоятельную исследовательскую деятельность с использованием ресурсов Интернет; выполнение дополнительных заданий, способствующих усвоению...
Тезисы доклада «Профессиональный рост педагога как условие повышения качества математического образования»
Только саморазвивающийся учитель способен воспитать саморазвивающегося ученика и только конкурентоспособный учитель способен вырастить конкурентоспособную личность....
Внедрение эффективных педагогических технологий, как фактор повышения качества математического образования
Внедрение новых педагогических технологий в учебно-воспитательный процесс требует не только адаптации ученика его психологической готовности к новым способам обучения, но и изменение отношения п...
Оптимизация современного урока в целях повышения качества математического образования
В настоящее время в школьном образовании отмечается тенденция снижения заинтересованности учащихся в обучении. Вызвано это высокой информативностью предметов и дефицитом времени, отведенного на их изу...