Игра "Открой кодовый замок"
методическая разработка по математике (11 класс) на тему

Поддубная Наталья Анатольевна

Данная разработка предназначена для проведения внеклассного мероприятия по дисциплине «Элементы математической логики» для студентов 2 курсов специальности 09.02.02 «Компьютерные сети».

Игра «Открой кодовый замок» разработана преподавателем Поддубной Н.А. Мероприятие проводилось в группе 16КС1-9 11.12.2017г

При проведении мероприятия использовались 

технические средства: Программируемое реле ПР110; ПК;

программные средства: программная среда QWENLogic.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл игра "Открой кодовый замок"243.5 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования, науки и молодежной политики

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

Краснодарского края

 «АРМАВИРСКИЙ МАШИНОСТРОИТЕЛЬНЫЙ ТЕХНИКУМ»

Методическая разработка

внеклассного мероприятия

Игра: «Открой кодовый замок»

по дисциплине  «Элементы математической логики»

для студентов 2 курса

специальности 09.02.02 «Компьютерные сети»

2017


Содержание:

Введение        Ошибка! Закладка не определена.

Ход мероприятия:        5

Заключение        8

Фотоотчет:        9


Введение

Данная разработка предназначена для проведения внеклассного мероприятия по дисциплине «Элементы математической логики» для студентов 2 курсов специальности 09.02.02 «Компьютерные сети».

Игра «Открой кодовый замок» разработана преподавателем Поддубной Н.А. Мероприятие проводилось в группе 16КС1-9 11.12.2017г

При проведении мероприятия использовались

технические средства: Программируемое реле ПР110; ПК;

программные средства: программная среда QWENLogic.

        При разработке игры  учитывались предполагаемые результаты освоения учебной дисциплины, т.е. в результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:

  • основные принципы логики высказываний
  • основные принципы исчисления высказываний.

В соответствии с этим поставлены цели игры.

Для достижения целей применялись различные технологии, в том числе здоровьесберегающие.

        Цели игры:

  • повышение уровня логической культуры обучающихся, развитие логического мышления и личностных качеств студентов;
  • привитие студентам навыков аргументировано рассуждать и доказывать, что позволит им более осознанно и эффективно осваивать все последующие профессиональные дисциплины;
  • развитие познавательного интереса;
  • формирование умения анализировать, соотносить разные свойства, обобщать;
  • развитие коммуникативных способностей;
  • расширение кругозора студентов, возможность проявить себя в новой деятельности, где ещё не сложилась «иерархия успешности»
  • получить навыки обеспечения сбора данных для анализа использования и функционирования программно-технических средств компьютерных сетей.

Для достижения целей были применены:

Технология личностно-ориентированного обучения;

Игровая технология;

Активные методы обучения – имитационные упражнения; обучение в сотрудничестве;

Здоровьесберегающие технологии.


Ход мероприятия

  1. Разбиение на 2 команды, выбор капитана команды

  1. Актуализация знаний.

Решение задачи о странном прогнозе погоды

Условие задачи о странном прогнозе погоды: По радио диктор объявляет прогноз синоптиков: Если не будет бури, то будет пасмурная погода без дождя. Если будет дождь, то будет пасмурно и без бури. Если будет пасмурная погода, то будет дождь и не будет бури. Какая будет завтра погода?

  1. Постановка задачи.

Андрей Владимирович купил сейф с кодовым замком. Замок на сейфе имеет 8 кнопок, каждая из которых может находиться в положении «выкл» или «вкл». Положение кнопок задает в соответствии с некоторой формулой значение «выходного сигнала», который отображается свечением одной из четырех лампочек. Правила работы с замком: придумать код (то есть положение каждой из кнопок), запомнить его, перевести все кнопки в требуемое положение и захлопнуть дверцу. При этом положение замка автоматически переходит в начальное «00000000», то есть все значения кнопок сбрасываются. Аналогично сбрасываются все значения, если все положения всех  кнопок «1», то есть «ВКЛ». Замок открывается, если каждый из переключателей-кнопок поставлен в положение, как при закрытии.

При покупке сейфа программист на всякий случай написал папе, какие формулы соответствуют каждому из выходов.

Сын Андрея Владимировича Матвей 10 лет проходил мимо сейфа папы и случайно захлопнул дверцу сейфа. В сейфе лежат документы, которые потребуются папе не позднее, чем через час. Папе срочно нужно открыть сейф. Взламывать сейф нельзя, так как все документы при этом превращаются в пепел.

  1. Актуализация знаний.

Какие будут предложения? Как будем открывать сейф?

  1. Перебрать все варианты. Их 28=256. При расчете 1 набор значений переключателей=15 сек (чтобы записать результат и какое положение входов использовалась), получим 64 минуты. То есть можно уложиться в отведенное время, если поторопиться и не совершать никаких ошибок.
  2. С помощью законов логики вычислить, при каких положениях кнопок все лампочки загорятся. Для этого надо знать, по каким формулам происходит преобразование входящих сигналов в выходящие.

  1. Выдвижение гипотез.

Кто справится быстрее: практики или теоретики? Что будет проще выполнить – перебрать все варианты или вычислить нужные значения?

  1. Построение плана работы.

Капитан распределяет роли между студентами:

  1. по 1-2 человека от команды составляют по предложенным формулам логические схемы (теоретики-построители).
  2. по 1-2 человека  получают формулы и, построив логические схемы для переменных Q1, Q2, Q3, Q4 выполняют построение этих схем на компьютере в программе QWENLogic. Затем последовательно проверяют все возможные комбинации входящих переменных (практики)
  3. остальные члены команды составляют таблицу состояний для каждой формулы (теоретики-вычислители)
  1. Получение ответа задачи.
  1. Капитаны, имея на руках таблицы состояний для каждой формулы, отвечающей за выходы Q1, Q2, Q3, Q4, и, с учетом решенной задачи о прогнозе погоды должны предложить дальнейший план решения проблемы с сейфом (построить общую таблицу состояний и сделать вывод о том, какой код нужен  Андрею Владимировичу, чтобы открыть замок).

  1. Подведение итогов.
  1. Сравнить результаты работы практиков и теоретиков (слово капитанам).
  2. Сегодня, на итоговом уроке по дисциплине «Элементы математической логики» вы повторили и закрепили знания по темам: вычисление значений логической функции, построение таблиц истинности логической формулы, построение логических схем, проверка двух формул на равносильность.
  3. Вы увидели, что теоретический материал с успехом может быть применен на практике, при условии, конечно, что вы разбираетесь в этом материале.


Заключение

Игра «открой кодовый замок» проводилась в группе 16КС1-9.

        При подготовке к игре были поставлены следующие цели:

  • - повышение уровня логической культуры обучающихся, развитие логического мышления и личностных качеств студентов;
  • привитие студентам навыков аргументировано рассуждать и доказывать, что позволит им более осознанно и эффективно осваивать все последующие профессиональные дисциплины;
  • развитие познавательного интереса;
  • формирование умения анализировать, соотносить разные свойства, обобщать;
  • развитие коммуникативных способностей;
  • расширение кругозора студентов, возможность проявить себя в новой деятельности, где ещё не сложилась «иерархия успешности»

получить навыки обеспечения сбора данных для анализа использования и функционирования программно-технических средств компьютерных сетей.        По мнению гостей мероприятия, поставленные цели были достигнуты.

Команды студентов с интересом принимали участие в игре.

В конце мероприятия студенты самостоятельно сделали вывод о возможности применения теоретических знаний на практике, в жизненных ситуациях.


Фотоотчет:

C:\Users\User\Desktop\техникум\откр урок\1513258481464.jpgC:\Users\User\Desktop\техникум\откр урок\1513258480781.jpgC:\Users\User\Desktop\техникум\откр урок\1513258480129.jpgC:\Users\User\Desktop\техникум\откр урок\1513258479490.jpgC:\Users\User\Desktop\техникум\откр урок\1513258478147.jpgC:\Users\User\Desktop\техникум\откр урок\1513018234668.jpgC:\Users\User\Desktop\техникум\откр урок\1513018234055.jpgC:\Users\User\Desktop\техникум\откр урок\1513018233471.jpg


Лист 1.                         Таблица состояний формулы  

команда 1 _____________________________________________________________ (ФИО студентов)

I1

I2

I3

Лист 1. _                        Таблица состояний формулы

команда 1 ______________________________________________________________ (ФИО студентов)

I2

I3

I4

Лист 1. _                        Таблица состояний формулы

команда 1 ______________________________________________________________ (ФИО студентов)

I4

I5

I6

Лист 1.                         Таблица состояний формулы

команда 1 ______________________________________________________________ (ФИО студентов)

I6

I7

I8

Лист 1.                         Таблица состояний формулы  

команда 2 ______________________________________________________________ (ФИО студентов)

I1

I2

I3

Лист 1. _                        Таблица состояний формулы

команда 2 ______________________________________________________________ (ФИО студентов)

I2

I3

I4

Лист 1. _                        Таблица состояний формулы

команда 2 ______________________________________________________________ (ФИО студентов)

I4

I5

I6

Лист 1.                         Таблица состояний формулы

команда 2 ______________________________________________________________ (ФИО студентов)

I6

I7

I8

Лист2.  _                                Результаты вычислений команды 1

I1

I2

I3

I4

I5

I6

I7

I8

Q1

Q2

Q3

Q4

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

1

0

0

1

0

0

0

1

0

0

1

0

0

1

0

1

1

0

1

1

0

1

1

0

0

1

0

0

1

0

1

0

1

1

0

1

1

0

1

1

0

1

1

0

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

Лист2.  _                                Результаты вычислений команды 2

I1

I2

I3

I4

I5

I6

I7

I8

Q1

Q2

Q3

Q4

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

1

0

0

1

0

0

0

1

0

0

1

0

0

1

0

1

1

0

1

1

0

1

1

0

0

1

0

0

1

0

1

0

1

1

0

1

1

0

1

1

0

1

1

0

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1


Задача о странном прогнозе погоды

По радио диктор объявляет прогноз синоптиков:

Если не будет бури, то будет пасмурная погода без дождя.

Если будет дождь, то будет пасмурно и без бури.

Если будет пасмурная погода, то будет дождь и не будет бури.

Какая будет завтра погода?

А – «будет буря»

В – «пасмурно»

С – дождь.

Составим сложное высказывание из простых А, В, С для каждого из трех утверждений ведущего.

При этом учитывайте:

 «если…то» это импликация, обозначается «→»;

«и» это конъюнкция, обозначается «^».

А

В

С

0

0

0

0

0

1

0

1

0

0

1

1

1

0

0

1

0

1

1

1

0

1

1

1


Инструкция

Для капитанов. Выберите 1-2 студентов (практики), которые будут практически проверять все возможные состояния кодового замка. Затем выберите 1-2 студентов (теоретики-построители), которые будут строить логические схемы по формулам. Оставшихся студентов разделите на 4 подгруппы (теоретики-вычислители), каждая из которых будет составлять таблицу состояний по одной из формул. Ваша задача правильно распределить обязанности между членами группы и следить за выполнением работы. После получения результатов вычислений, занесите их в таблицу Листа 2

Инструкция

Для теоретиков-построителей. Перед вами лежит лист с формулами. Для каждой формулы постройте логическую схему. Когда схемы построены, сравните свой результат с результатом теоретиков-построителей другой команды. Если все схемы построены верно, подойдите к практикам своей команды и проверьте, правильно ли они собрали схему в программе QWEN Logic. После этого помогите практикам в их работе.

Инструкция

Для теоретиков-вычислителей. Перед вами лежит лист с формулой и заготовкой таблицы состояний. С помощью последовательных вычислений получите результат – значение выходной переменной Q. Проверьте таблицу и передайте ее капитану.

Инструкция

Для практиков. Перед вами лежит лист с формулами. Постройте для каждой из них логическую схему, и соберите ее на компьютере в программе QWEN Logic. После этого проверьте каждый набор значений входящих переменных и определите те наборы, при которых замок может быть открыт. Не сообщая результат проверки другим студентам, передайте лист с правильным ответом преподавателю.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-спектакль "Замок дробей"

Конспект урока-спектакля "Замок дробей", 5 класс по теме "Обыкновенные дроби"...

Открытый урок по математике «Замок математических загадок»

Тема: Внетабличное умножение на однозначное число. Цели: 1. Коррекционно-образовательные: - закреплять изученные приёмы письменного умножения на однозначное число; - отрабатывать навыки табличного умн...

Урок-игра "Заколдованный замок"

На данном уроке в занимательной форме проводится контроль знаний школьников по теме «Основные классы неорганических соединений, генетическая связь между веществами», он позволяет установить уровень те...

кодовые названия операций ВОВ

В данной таблице даны основные кодовые названия операций Великой Отечественной войны, которые могут быть использованы при подготовке к олимпиаде, конкурсам, викторинам и т.п....

Кодовые названия операций ВОВ

Кодовые название операций ВОВ. Материал для подготовки к ЕГЭ по истории...

Кодовые названия операций Великой Отечественной Войны

Названия военных операций, их даты и имена главнокомандующих необходимо знать для успешной сдачи ЕГЭ по истории. Этот материал упростит и поможет в подготовке к ЕГЭ....

Визитная карточка команды, участвовавшей в викторине, посвященной 80-летию Среднедонской наступательной операции (кодовое название "Малый Сатурн").

16-30 декабря 1942 года в ходе контрнаступления совестских войск под Сталинградом силами Юго-Западного и левого фланга Воронежского фронта была проведена Среднедонская наступательная операция (кодовое...