Игра "Открой кодовый замок"
методическая разработка по математике (11 класс) на тему
Данная разработка предназначена для проведения внеклассного мероприятия по дисциплине «Элементы математической логики» для студентов 2 курсов специальности 09.02.02 «Компьютерные сети».
Игра «Открой кодовый замок» разработана преподавателем Поддубной Н.А. Мероприятие проводилось в группе 16КС1-9 11.12.2017г
При проведении мероприятия использовались
технические средства: Программируемое реле ПР110; ПК;
программные средства: программная среда QWENLogic.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
игра "Открой кодовый замок" | 243.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образования, науки и молодежной политики
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
Краснодарского края
«АРМАВИРСКИЙ МАШИНОСТРОИТЕЛЬНЫЙ ТЕХНИКУМ»
Методическая разработка
внеклассного мероприятия
Игра: «Открой кодовый замок»
по дисциплине «Элементы математической логики»
для студентов 2 курса
специальности 09.02.02 «Компьютерные сети»
2017
Содержание:
Введение Ошибка! Закладка не определена.
Введение
Данная разработка предназначена для проведения внеклассного мероприятия по дисциплине «Элементы математической логики» для студентов 2 курсов специальности 09.02.02 «Компьютерные сети».
Игра «Открой кодовый замок» разработана преподавателем Поддубной Н.А. Мероприятие проводилось в группе 16КС1-9 11.12.2017г
При проведении мероприятия использовались
технические средства: Программируемое реле ПР110; ПК;
программные средства: программная среда QWENLogic.
При разработке игры учитывались предполагаемые результаты освоения учебной дисциплины, т.е. в результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:
- основные принципы логики высказываний
- основные принципы исчисления высказываний.
В соответствии с этим поставлены цели игры.
Для достижения целей применялись различные технологии, в том числе здоровьесберегающие.
Цели игры:
- повышение уровня логической культуры обучающихся, развитие логического мышления и личностных качеств студентов;
- привитие студентам навыков аргументировано рассуждать и доказывать, что позволит им более осознанно и эффективно осваивать все последующие профессиональные дисциплины;
- развитие познавательного интереса;
- формирование умения анализировать, соотносить разные свойства, обобщать;
- развитие коммуникативных способностей;
- расширение кругозора студентов, возможность проявить себя в новой деятельности, где ещё не сложилась «иерархия успешности»
- получить навыки обеспечения сбора данных для анализа использования и функционирования программно-технических средств компьютерных сетей.
Для достижения целей были применены:
Технология личностно-ориентированного обучения;
Игровая технология;
Активные методы обучения – имитационные упражнения; обучение в сотрудничестве;
Здоровьесберегающие технологии.
Ход мероприятия
- Разбиение на 2 команды, выбор капитана команды
- Актуализация знаний.
Решение задачи о странном прогнозе погоды
Условие задачи о странном прогнозе погоды: По радио диктор объявляет прогноз синоптиков: Если не будет бури, то будет пасмурная погода без дождя. Если будет дождь, то будет пасмурно и без бури. Если будет пасмурная погода, то будет дождь и не будет бури. Какая будет завтра погода?
- Постановка задачи.
Андрей Владимирович купил сейф с кодовым замком. Замок на сейфе имеет 8 кнопок, каждая из которых может находиться в положении «выкл» или «вкл». Положение кнопок задает в соответствии с некоторой формулой значение «выходного сигнала», который отображается свечением одной из четырех лампочек. Правила работы с замком: придумать код (то есть положение каждой из кнопок), запомнить его, перевести все кнопки в требуемое положение и захлопнуть дверцу. При этом положение замка автоматически переходит в начальное «00000000», то есть все значения кнопок сбрасываются. Аналогично сбрасываются все значения, если все положения всех кнопок «1», то есть «ВКЛ». Замок открывается, если каждый из переключателей-кнопок поставлен в положение, как при закрытии.
При покупке сейфа программист на всякий случай написал папе, какие формулы соответствуют каждому из выходов.
Сын Андрея Владимировича Матвей 10 лет проходил мимо сейфа папы и случайно захлопнул дверцу сейфа. В сейфе лежат документы, которые потребуются папе не позднее, чем через час. Папе срочно нужно открыть сейф. Взламывать сейф нельзя, так как все документы при этом превращаются в пепел.
- Актуализация знаний.
Какие будут предложения? Как будем открывать сейф?
- Перебрать все варианты. Их 28=256. При расчете 1 набор значений переключателей=15 сек (чтобы записать результат и какое положение входов использовалась), получим 64 минуты. То есть можно уложиться в отведенное время, если поторопиться и не совершать никаких ошибок.
- С помощью законов логики вычислить, при каких положениях кнопок все лампочки загорятся. Для этого надо знать, по каким формулам происходит преобразование входящих сигналов в выходящие.
- Выдвижение гипотез.
Кто справится быстрее: практики или теоретики? Что будет проще выполнить – перебрать все варианты или вычислить нужные значения?
- Построение плана работы.
Капитан распределяет роли между студентами:
- по 1-2 человека от команды составляют по предложенным формулам логические схемы (теоретики-построители).
- по 1-2 человека получают формулы и, построив логические схемы для переменных Q1, Q2, Q3, Q4 выполняют построение этих схем на компьютере в программе QWENLogic. Затем последовательно проверяют все возможные комбинации входящих переменных (практики)
- остальные члены команды составляют таблицу состояний для каждой формулы (теоретики-вычислители)
- Получение ответа задачи.
- Капитаны, имея на руках таблицы состояний для каждой формулы, отвечающей за выходы Q1, Q2, Q3, Q4, и, с учетом решенной задачи о прогнозе погоды должны предложить дальнейший план решения проблемы с сейфом (построить общую таблицу состояний и сделать вывод о том, какой код нужен Андрею Владимировичу, чтобы открыть замок).
- Подведение итогов.
- Сравнить результаты работы практиков и теоретиков (слово капитанам).
- Сегодня, на итоговом уроке по дисциплине «Элементы математической логики» вы повторили и закрепили знания по темам: вычисление значений логической функции, построение таблиц истинности логической формулы, построение логических схем, проверка двух формул на равносильность.
- Вы увидели, что теоретический материал с успехом может быть применен на практике, при условии, конечно, что вы разбираетесь в этом материале.
Заключение
Игра «открой кодовый замок» проводилась в группе 16КС1-9.
При подготовке к игре были поставлены следующие цели:
- - повышение уровня логической культуры обучающихся, развитие логического мышления и личностных качеств студентов;
- привитие студентам навыков аргументировано рассуждать и доказывать, что позволит им более осознанно и эффективно осваивать все последующие профессиональные дисциплины;
- развитие познавательного интереса;
- формирование умения анализировать, соотносить разные свойства, обобщать;
- развитие коммуникативных способностей;
- расширение кругозора студентов, возможность проявить себя в новой деятельности, где ещё не сложилась «иерархия успешности»
получить навыки обеспечения сбора данных для анализа использования и функционирования программно-технических средств компьютерных сетей. По мнению гостей мероприятия, поставленные цели были достигнуты.
Команды студентов с интересом принимали участие в игре.
В конце мероприятия студенты самостоятельно сделали вывод о возможности применения теоретических знаний на практике, в жизненных ситуациях.
Фотоотчет:
Лист 1. Таблица состояний формулы
команда 1 _____________________________________________________________ (ФИО студентов)
I1 | I2 | I3 | ||||
Лист 1. _ Таблица состояний формулы
команда 1 ______________________________________________________________ (ФИО студентов)
I2 | I3 | I4 | ||||
Лист 1. _ Таблица состояний формулы
команда 1 ______________________________________________________________ (ФИО студентов)
I4 | I5 | I6 | ||||
Лист 1. Таблица состояний формулы
команда 1 ______________________________________________________________ (ФИО студентов)
I6 | I7 | I8 | ||||
Лист 1. Таблица состояний формулы
команда 2 ______________________________________________________________ (ФИО студентов)
I1 | I2 | I3 | ||||
Лист 1. _ Таблица состояний формулы
команда 2 ______________________________________________________________ (ФИО студентов)
I2 | I3 | I4 | ||||
Лист 1. _ Таблица состояний формулы
команда 2 ______________________________________________________________ (ФИО студентов)
I4 | I5 | I6 | ||||
Лист 1. Таблица состояний формулы
команда 2 ______________________________________________________________ (ФИО студентов)
I6 | I7 | I8 | ||||
Лист2. _ Результаты вычислений команды 1
I1 | I2 | I3 | I4 | I5 | I6 | I7 | I8 | Q1 | Q2 | Q3 | Q4 |
0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | ||||
0 | 0 | 1 | 0 | 0 | 1 | 0 | 0 | ||||
0 | 1 | 0 | 0 | 1 | 0 | 0 | 1 | ||||
0 | 1 | 1 | 0 | 1 | 1 | 0 | 1 | ||||
1 | 0 | 0 | 1 | 0 | 0 | 1 | 0 | ||||
1 | 0 | 1 | 1 | 0 | 1 | 1 | 0 | ||||
1 | 1 | 0 | 1 | 1 | 0 | 1 | 1 | ||||
1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 |
Лист2. _ Результаты вычислений команды 2
I1 | I2 | I3 | I4 | I5 | I6 | I7 | I8 | Q1 | Q2 | Q3 | Q4 |
0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | ||||
0 | 0 | 1 | 0 | 0 | 1 | 0 | 0 | ||||
0 | 1 | 0 | 0 | 1 | 0 | 0 | 1 | ||||
0 | 1 | 1 | 0 | 1 | 1 | 0 | 1 | ||||
1 | 0 | 0 | 1 | 0 | 0 | 1 | 0 | ||||
1 | 0 | 1 | 1 | 0 | 1 | 1 | 0 | ||||
1 | 1 | 0 | 1 | 1 | 0 | 1 | 1 | ||||
1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 |
Задача о странном прогнозе погоды
По радио диктор объявляет прогноз синоптиков:
Если не будет бури, то будет пасмурная погода без дождя.
Если будет дождь, то будет пасмурно и без бури.
Если будет пасмурная погода, то будет дождь и не будет бури.
Какая будет завтра погода?
А – «будет буря»
В – «пасмурно»
С – дождь.
Составим сложное высказывание из простых А, В, С для каждого из трех утверждений ведущего.
При этом учитывайте:
«если…то» это импликация, обозначается «→»;
«и» это конъюнкция, обозначается «^».
А | В | С | |||||||||
0 | 0 | 0 | |||||||||
0 | 0 | 1 | |||||||||
0 | 1 | 0 | |||||||||
0 | 1 | 1 | |||||||||
1 | 0 | 0 | |||||||||
1 | 0 | 1 | |||||||||
1 | 1 | 0 | |||||||||
1 | 1 | 1 |
Инструкция
Для капитанов. Выберите 1-2 студентов (практики), которые будут практически проверять все возможные состояния кодового замка. Затем выберите 1-2 студентов (теоретики-построители), которые будут строить логические схемы по формулам. Оставшихся студентов разделите на 4 подгруппы (теоретики-вычислители), каждая из которых будет составлять таблицу состояний по одной из формул. Ваша задача правильно распределить обязанности между членами группы и следить за выполнением работы. После получения результатов вычислений, занесите их в таблицу Листа 2
Инструкция
Для теоретиков-построителей. Перед вами лежит лист с формулами. Для каждой формулы постройте логическую схему. Когда схемы построены, сравните свой результат с результатом теоретиков-построителей другой команды. Если все схемы построены верно, подойдите к практикам своей команды и проверьте, правильно ли они собрали схему в программе QWEN Logic. После этого помогите практикам в их работе.
Инструкция
Для теоретиков-вычислителей. Перед вами лежит лист с формулой и заготовкой таблицы состояний. С помощью последовательных вычислений получите результат – значение выходной переменной Q. Проверьте таблицу и передайте ее капитану.
Инструкция
Для практиков. Перед вами лежит лист с формулами. Постройте для каждой из них логическую схему, и соберите ее на компьютере в программе QWEN Logic. После этого проверьте каждый набор значений входящих переменных и определите те наборы, при которых замок может быть открыт. Не сообщая результат проверки другим студентам, передайте лист с правильным ответом преподавателю.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок-спектакль "Замок дробей"
Конспект урока-спектакля "Замок дробей", 5 класс по теме "Обыкновенные дроби"...
Открытый урок по математике «Замок математических загадок»
Тема: Внетабличное умножение на однозначное число. Цели: 1. Коррекционно-образовательные: - закреплять изученные приёмы письменного умножения на однозначное число; - отрабатывать навыки табличного умн...
Урок-игра "Заколдованный замок"
На данном уроке в занимательной форме проводится контроль знаний школьников по теме «Основные классы неорганических соединений, генетическая связь между веществами», он позволяет установить уровень те...
кодовые названия операций ВОВ
В данной таблице даны основные кодовые названия операций Великой Отечественной войны, которые могут быть использованы при подготовке к олимпиаде, конкурсам, викторинам и т.п....
Кодовые названия операций ВОВ
Кодовые название операций ВОВ. Материал для подготовки к ЕГЭ по истории...
Кодовые названия операций Великой Отечественной Войны
Названия военных операций, их даты и имена главнокомандующих необходимо знать для успешной сдачи ЕГЭ по истории. Этот материал упростит и поможет в подготовке к ЕГЭ....
Визитная карточка команды, участвовавшей в викторине, посвященной 80-летию Среднедонской наступательной операции (кодовое название "Малый Сатурн").
16-30 декабря 1942 года в ходе контрнаступления совестских войск под Сталинградом силами Юго-Западного и левого фланга Воронежского фронта была проведена Среднедонская наступательная операция (кодовое...