Урок-игра "Заколдованный замок"
методическая разработка по химии (8 класс) по теме
На данном уроке в занимательной форме проводится контроль знаний школьников по теме «Основные классы неорганических соединений, генетическая связь между веществами», он позволяет установить уровень теоретических знаний и практических умений в распознавании веществ, проверяется умение классифицировать неорганические вещества по составу и свойствам, составлять генетические ряды металлов и неметаллов, иллюстрировать уравнения химических реакций, генетическую связь между членами ряда, охарактеризовать химические вещества данного класса, умение доказывать основной или кислотный характер свойств неорганических соединений, практически с помощью химических реакций растворы кислот, щелочей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok-igra_zakoldovannyy_zamok.docx | 41.6 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение лицей №4
Открытый урок – игра по химии в 8 классе
«Заколдованный замок»
(обобщение знаний о кислотах, оксидах, основаниях и солях)
Выполнила:
учитель химии Дерябина Л.В.
г. Чехов 2012г.
Цель урока:
В занимательной форме провести контроль знаний школьников по теме «Основные классы неорганических соединений, генетическая связь между веществами», установить уровень теоретических знаний и практических умений в распознавании веществ.
На данном этапе ученики должны:
- классифицировать неорганические вещества по составу и свойствам;
- составлять генетические ряды металлов и неметаллов;
- иллюстрировать уравнения химических реакций, генетическую связь между членами ряда;
- охарактеризовать химические вещества данного класса;
- знать основные связи между классами неорганических соединений;
- уметь доказывать основной или кислотный характер свойств неорганических соединений;
- определять практически с помощью химических реакций растворы кислот, щелочей.
Задачи:
- Продолжить воспитание ответственности при подготовке к игре и во время ее проведения.
Методика проведения игры предусматривает своеобразный отчет перед комиссией, состоящей из старшеклассников.
- Формировать умение, с одной стороны, самостоятельно принимать решения, логически думать, формулировать проблему и решать ее, с другой – чувства взаимопомощи и сотрудничества, умения работать в группе.
Игра проводится по командному принципу, где решения принимаются коллективно. Команды формируются коллективно из трех человек на основе личных симпатий и привязанностей.
- Продолжить развитие навыков в обращении с химическими реактивами и оборудованием.
Оборудование и реактивы: плакаты с текстом, карточки-задания, жетоны, пробирки, штативы для пробирок, растворы кислот, щелочей, вода, индикаторы.
Подготовка к игре.
1. За две недели до игры школьникам сообщаются ориентировочные правила и возможные задания.
2. Подготавливается иллюстративный материал: оригинально оформленные правила игры, карточки с заданиями, ключи – ответы для членов комиссии.
3.Формируются команды - участники.
4.Подготовка к игре включается в план урока. А также проводится на дополнительных занятиях и самостоятельно. Подготовка ориентируется на выполнение 5 заданий из общего числа предложенных(7-10), причем ученики не должны знать конкретное содержание заданий, которые им могут предложить.
За неделю до игры в кабинете химии вывешиваются правила игры и тематика заданий.
Формируется проверяющая комиссия из старшеклассников.
Игра проводится во время урока.
Ход урока-игры.
Учитель сообщает о теме урока, его целях, знакомит учеников с составом комиссии и предлагает командам выбрать 5 заданий. Каждой команде выдается маршрутный лист.
Команды выполняют задания и затем подходят к тем членам комиссии, которые проверяют задания по данному разделу. После проверки задания проверяющий выставляет в маршрутном листе свой оценочный балл.
Когда все задания выполнены, ученики подсчитывают общий балл и на его основе выставляют себе оценку. В конце урока подводится общий итог уровня подготовленности школьников.
Содержание игры.
За определенное время пройти маршрут, включающий не менее 5 препятствий, и набрать при этом наибольшее количество выигрышных очков. Общий маршрут состоит из 9 препятствий: галерея каменных статуй, зазеркалье, комната-аквариум, тронный зал, каморка алхимиков, владения черного мага, страна веществ, королевство формул, государство явлений.
Оформляются красочные плакаты, на которых в занимательной форме указываются уровни опасности того или иного препятствия и предлагается задание, с помощью которого эта опасность устраняется.
Для каждого препятствия готовятся 3-4 варианта карточек с заданиями. Каждая команда выбирает свой вариант.
Проверяющая комиссия состоит не менее чем из девяти человек ( по числу препятствий).
Для каждого препятствия готовится ключ-ответ к проверке заданий, позволяющий объективно оценить правильность ответа.
Для выбора заданий готовятся карточки 9 цветов (по числу препятствий) в количестве, соответствующем числу команд. Так, для шести команд готовятся 54 карточки, например 6 красных, 6 желтых, 6 зеленых, 6 синих и т.д. Команда выбирает 5 разноцветных карточек, получает маршрутный лист и отправляется выполнять задания.
Ответ дает тот учениик, которого указывает проверяющий.
Если остается время, команда может выбрать дополнительные задания и улучшить результат. Итоговая оценка выставляется по среднему числу набранных баллов (общее число баллов делится на число выполненных заданий, если их не менее 5). За меньшее число выполненных заданий налагается штраф, за большее дается приз.
Образцы заданий. (тексты на цветных плакатах. Варианты карточек-заданий)
- Галерея каменных статуй.
Неумолимо преследуют ожившие каменные статуи всех, кто появится в Галерее. Статуи становятся неподвижными, если правильно набрать шифр Галереи и вслух его произнести.
Задание. Дана группа веществ - Н2SО4 ,МgCI2, Са(ОН)2, СuSО4, Н2О, НСI, Fе2О3, NаОН, АI(ОН)3, Н2СО3, МgО, Н2S, Fе(ОН)3, ZпСI2. Из группы предложенных веществ выберите и назовите формулы соединений определенного класса. Это и есть шифр.
Карточки задания: Вариант 1. Выберите и назовите формулы кислот.
Вариант 2. Выберите и назовите формулы оксидов.
Вариант 3. Выберите и назовите формулы оснований.
Вариант 4. Выберите и назовите формулы солей.
- Зазеркалье.
Здесь обитают обаятельные существа- липучки. Они возникают перед вами также быстро, как отражение в зеркале. Сладкая сиропообразная масса липучек охватывает входящего и тут же начинает переваривать его. Нейтрализовать липучку можно, если быстренько подсунуть ей вещество с противоположными свойствами.
Задание. На предложенной карточке закройте формулы веществ жетонами с формулами веществ, имеющих противоположные свойства.
Карточки- задания:
Вариант 1. Карточка - СаО, МgО, НNО3, NаОН, СО2, SО2, НСI.
Жетоны - СаО, Р2О5, Н2SО4, НСI, SiО2, КОН, Са(ОН)2, СuО, Н2СО3.
Ваприант 2. Карточка - ВаО, Аg2О, НNО3, КОН, СО2, Са(ОН)2, Н2SО4.
Жетоны- Nа2О, ВаО, Н3РО4, НNО3, NаОН, КОН, СО2, Р2О5, Ва(ОН)2,
Вариант 3. Карточка – СаО, Н3РО4, NаОН, Ва(ОН)2, НСI, SО3 СuО, СuО
Жетоны – СО2, Р2О5, КОН, Са(ОН)2, НNО3, Н2SО4,МgО, ВаО, К2О.
Вариант 4. Карточка - Р2О5, ВаО, Н2SО4, КОН, СuО, SО3, НСI.
Жетоны- Nа2О, ВаО, Н3РО4, КОН, НNО3, NаОН, СО2, Р2О5, Ва(ОН)2.
- Комната-аквариум.
Эту комнату можно перенырнуть, но есть опасность быть ужаленным блэмбиями - разноцветными сгустками, состоящими из смеси трех веществ. Свирепость блембиям придает наличие в смеси вещества, принадлежащего другому классу. Уберите из блембии инородный сгусток, и она станет кроткой, как ягненок.
Задание. На предложенной карточке в каждой строчке вычеркните формулу того вещества, которое принадлежит другому классу, чем остальные два.
Карточки – задания:
Вариант 1. А) ВаО, НNО3, , СО2,
Б) НСL, Н2О, Н2SО4,
В) Са(ОН)2, ВаСL2 АI(ОН)3,
Г) АI(NО3)3, Р2О5, SО2.
Вариант 2. А) SО2, Н2S, СО2,
Б) СаСL2, СаSО4, Н2SО4
В) Ва(ОН)2, ВаSО4,Са(ОН)2,
Г) СuО, СuСL2, СаО.
Вариант 3. А) Nа2О, СО2, НСL,
Б) NаСL, NаОН, NаОН,
В) Р2О5, SО3, КОН,
Г) Аg2О, NаНСО3,NаСL.
Вариант 4. А) МgО. Nа2SО4, СаО,
Б) НСL,NаСL, Н3РО4.
В) НNО3,СuО, НNО2
Г) ) СаСL2, Н2SО4 СаSО4.
IV. Тронный зал.
Владение короля Криглера – ледяного чудовища. Действует в зависимости от настроения: может заморозить на четверть , может – наполовину, а может – и до макушки. Любимое занятие – разбивать замороженные фигуры на кусочки и складывать мозаику. Единственная защита от Криглера – лесть - он от нее тает. Чем больше вы назовете владений, где Криглер является хозяином, тем выше ваши шансы.
Задание. Составьте формулы веществ различных классов, в состав которых входит определенный металл.
Карточки – задания: Составьте формулы веществ, в состав которых входит:
Вариант 1. Натрий
Вариант 2. Магний
Вариант 3. Алюминий
Вариант 4. Кальций.
- Башня оборотней.
Оборотни, или тени умерших магов, обладают пронзительно громким голосом. Живут поодиночке, поэтому страшно любят поболтать, могут заговорить до обморока, особенно, если вы не знаете, как поддержать разговор. По- своему благородны. Если вы докажете, что у вас могут быть общие интересы, оборотни превращаются в певчих птиц, слушать которых одно удовольствие.
Задание. С какими веществами из числа предложенных может взаимодействовать заданное вещество?
Карточки – задания:
Вариант 1. Даны вещества: СО2, НСL, СuSО4, КОН, СuО. С какими из них будет взаимодействовать NаОН?
Вариант 2. Даны вещества: Zn, КОН, К2СО3, Н2SО4, СО2. С какими из них будет взаимодействовать НСl?
Вариант 3. Даны вещества: Н2SО4, SiО2, NаОН, Fе, ВаСl2. С какими из них будет взаимодействовать СuSО4?
Вариант 4. Даны вещества: СО2, Н2О, НСl, NаОН, NаNО3. С какими из них будет взаимодействовать СаО?
- Гильотина
Автоматическая ударная установка с разговорным устройством и фотоэлементом. Удар наносится каждые 10 секунд и оставляет разноцветные несмываемые отпечатки. Любит задавать вопросы как письменные, так и устные. Правильный ответ задерживает удар на 10 секунд.
Задание. Назовите вещество по его формуле или напишите формулу вещества по его названию.
Карточки - задания:
Вариант 1. Гидроксид кальция, серная кислота, оксид железа (II), Са3(РО4 )2 , NаСl, ВаСО3.
Вариант 2. Сульфат меди (II), карбонат бария, соляная кислота, АgNО3, Аl2О3, Са(ОН)2.
Вариант 3. Нитрат бария, хлорид серебра, гидроксид меди(II), Н3РО4, SО3, СаSО4.
Вариант 4. Оксид меди(II), сульфит калия, гидроксид натрия, Р2О5, К2S, NаNО3.
- Подвал приведений.
Подвал приведений – место обитания маленьких безобидных чудовищ. Сами они вреда не приносят, но очень любят играть «в шашки». Если им отказывают, то начинают жутко вопить, а уж на их крик сбегаются ненасытные приведения. Играющие чудовища молчат, а проигравшие – засыпают.
Задание. Какие вещества взаимодействуют между собой?
Карточки – задания:
Вариант 1. А) СО2 и Н2О Вариант 2. А) КОН и НNО3
Б) МgО и НСI Б) Fе2О3 и Н2О
В) SО3 и СО2 В) НСI и Н2SО4
Г) К2SО4 и НСI. Г) Zn и НСI.
Вариант 3. А) СuSО4 и NаОН Вариант 4. А) ВаО и НСI
Б) Н3РО4 и СаО Б) НСI и CО2
В) Н2О и Аg В) ВаСI2 и Н2SО4
Г) NаОН и Ва(ОН)2 Г) СаО и К2О
- Каморка алхимика.
Совершенно безобидный на вид старик. Занимается тем, что пытается добыть золото из человеческой крови. Поэтому всех попадавших к нему пытается отравить. Дает выпить один из трех бокалов на ваше усмотрение – угадаете, где вода, - значит, вам повезло.
Задание. В трех неподписанных пробирках находятся вещества, одно из них – вода. Опытным путем определите, в какой из пробирок находится вода.
Карточки - задания: Опытным путем определите, под каким номером находится каждое из трех предложенных веществ.
Вариант 1. НСI, NаОН, Н2О
Вариант 2. Са(ОН)2, НСI, Н2О
Вариант 3. Н2SО4, КОН, Н2О
Вариант 4. НСI, Ва(ОН)2, Н2О.
- Владения черного мага.
Злой волшебник. Владеет замком и наводит ужас на окрестности. Хитер и коварен, обладает всеми мыслимыми и немыслимыми знаниями. Его оружие- - молния. Одним ударом он может превратить вас в любое животное или растение. Спастись можно только в том случае, если докажете магу, что вы это тоже умеете.
Задание. Составьте уравнения химических реакций, с помощью которых можно осуществить превращения.
Карточки – задания.
Вариант 1. С СО2 Н2СО3 СаСО3
Вариант 2. Са СаО Са(ОН)2 СаСО3
Вариант 3. Р Р2О5 Н3РО4 Са3 (РО4 )2
Вариант 4. Сu CuО СuСI2 Сu(ОН)2
Правила игры:
1. Суть игры состоит в том, чтобы за определенное время (40 минут) пройти не менее пяти помещений Заколдованного замка и набрать наибольшее количество выигрышных очков.
2. В игре принимают участие все ученики 8 класса. Класс делится на команды - группы не более четырех человек.
3. Маршрут движения выбирается наугад: из 9 запертых помещений наугад открываются любые 5, поэтому о своей участи команда узнает в последнюю минуту.
4. Каждой команде выдается маршрутный лист. Передвижение по маршруту можно начинать в любом направлении.
5. В каждой из комнат от мага – привратника вы получите задание. Выполнять его можно коллективно, но помните, что маг может потребовать объяснения задания от любого члена команды.
6. Каждый ответ оценивается в зависимости от его полноты «Большим рыцарским крестом», «Малым крестом» или «Знаком участия». Все знаки отличия заносятся в маршрутный лист.
7. Персональная награда каждого участника зависит от среднего балла всей команды. За дополнительные препятствия выдаются призовые очки.
Маршрутный лист (заполненный образец)
Команда в составе… (фамилии учеников) преодолела в Заколдованном замке следующие препятствия:
Препятствия | Вариант | Знаки отличия | ||
Большой рыцарский крест (5 баллов) | Малый крест (4 балла) | Знак участия (3 балла) | ||
Галерея каменных статуй | - | |||
Зазеркалье | I | + | ||
Тронный зал | III | + | ||
Комната-аквариум | I | + | ||
Башня оборотней | - | |||
Гильотина | II | + | ||
Подвал приведений | - | |||
Каморка алхимика | I | + | ||
Владение черного мага | III | + | ||
Количество набранных баллов | 20 | 8 | ||
Общее количество баллов – 28 баллов Средняя оценка – 28: 6 = 4,7 балла | ||||
Приз за 1 дополнительное препятствие – 0,2 балла Штраф – нет Итоговая оценка команды – «отлично» |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок-спектакль "Замок дробей"
Конспект урока-спектакля "Замок дробей", 5 класс по теме "Обыкновенные дроби"...
Открытый урок по математике «Замок математических загадок»
Тема: Внетабличное умножение на однозначное число. Цели: 1. Коррекционно-образовательные: - закреплять изученные приёмы письменного умножения на однозначное число; - отрабатывать навыки табличного умн...
Разработка квалификационного урока по теме "Рыцарский замок"
В ноябре 2011 первый раз прошел фурсенковскую аттестацию. Пройдя через эти адовы муки и унижение, другого слова подобрать не могу, выставляю на всеобщий обзор свой квалификационной урок, и материалы, ...
ИКП 9 класс презентация "Михайловский замок"
Презентация содержит иллюстративный материал по теме "Михайловсий замок", сопровождающий текст учебного пособия М.А. Гацкевич "Санкт-Петербург". Презентация создана дл изучения в 9 классе....
Строим сами, своими руками – рыцарский замок
творческий проект...
Путешествие в замок спорта
Организация и проведение спортивного мероприятия в начальной школе...
Юмористический мультфильм "Замок Спящей красавицы" (я его сделал сам) для расширения эрудиции школьника в отношении искусства эпохи барокко и раннего классицизма.
Этот мой мультик "Замок Спящей красавицы" отмечен в числе лучших видеофайлов января месяца знаменитой программой Download Master с рейтингом "5" баллов.[[{"type":"media","view_mode":"media_large"...
Комментарии
Урок-игра "Заколдованный замок"
Отличный урок.Я этот урок проводил несколько раз. Примерно такой урок был опубликован в газете Приложение к газете "Первое сентября".Детям очень нравится. Спасибо что разместили! Желаю вам успехов