Урок в школьном музее "Русская трапеза".
статья по математике (5, 6 класс) по теме
Метапредметный урок по биологии и математике в школьном музее "Крестьянский быт и народные промыслы".Всех приглашаем за обеденный крестьянский стол.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_biologiya_-_matematika.docx | 31.54 КБ |
Сценарий с презентацией | 1.82 МБ |
Предварительный просмотр:
Метапредметный урок биология-математика в краеведческом школьном музее
Тема урока. «Как и чем питались наши предки?»
Цель урока:
закреплять умение решать задачи на отношение и пропорции, обучать обучающихся с нарушениями слуха применять знание на практике; показать значение витаминов для здоровья человека на основе продуктов, которыми питались наши предки (в историческом экскурсе);
развивать вычислительные навыки, познавательный интерес у учеников с нарушениями слуха, расширять кругозор, развивать умение высказывать своё мнение, культуру математического языка, расширять биологические знания валеологической направленности;
формировать и актуализировать пассивный и активный словарный запас по теме.
Оборудование: планшет для устного счета, стенд для групповой работы, слайды с задачами, таблички и терминологические карточки.
Место проведения: школьный краеведческий музей «Крестьянский быт и народные промыслы».
Аудитория участников: неслышащие обучающиеся 5-6-го классов
Словарь: толокно, кочерга, чугунок, похлёбка, бурак, овёс, брюква, положить хлеб на ухват, помешать угли кочергой, стол предков.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент и подготовка к восприятию материала урока.
Сообщение темы и цели урока.
Учитель биологии. Мы с вами находимся в школьном музее. Тут много интересного, связанного с культурой и бытом предков, живших на Руси.
Давай присядем за стол наших предков. Располагайтесь. Что вы тут видите?
(Дети перечисляют предметы, расположенные на столе. Учитель проводит коррекционную работу со словарём обучающихся.)
Учитель математики. (обращает внимание на надпись: «Математика - царица наук»). Проводится обсуждение понимания смысла этой надписи и параллельно идёт работа над формированием и развитием монологической речи. В результате обсуждения класс делает вывод, что математику нужно изучать и знать, потому что она взаимосвязана со всеми учебными предметами. И биология тому не исключение.
Учитель биологии. Мы с вами назвали предметы, которыми пользовались наши предки. А что же они ели? Наверно гамбургеры, картофель фри и молочные коктейли?
Обучающиеся. Нет! Они ели другую пищу.
У. -Какую? Может вы знаете?
О. - Кашу, суп, щи, картошку и другие овощи и фрукты.
У. – Не картошку, а КАРТОФЕЛЬ, который люди стали использовать в пищу в XVIII веке, а на Древней Руси люди ещё не знали о таком растении и о том, что его можно есть. Пётр Первый, путешествуя по Европе попробовал картофель и томаты, ему понравился их вкус, и он решил завести картофель и томаты в Россию. А вот другие овощи и фрукты наши предки ели. Самыми распространёнными овощами были: репа, капуста, бурак (свёкла), тыква. Из фруктов люди ели яблоки и груши. Ещё люди выращивали и готовили разные блюда из зерновых культур (пшеница, рожь, овёс, толокно (лён).
Учитель биологии. В этих продуктах много витаминов. Продукты ели не только сырыми, варёными и жареными, их ещё солили и квасили. Например, делали квашенную капусту и яблоки. Солили огурцы. Как вы думаете для чего нужно было квасить и солить продукты?
О. – Чтобы было вкусно.
У. - Да, а ещё?
О. – Чтобы продукты долго хранились.
У. – Молодцы! А ещё для того, чтобы продукты сохраняли витамины и полезные свойства.
Учитель математики.
Как вы понимаете фразу «Математика-царица наук»?
(Идет обсуждение).А сейчас с помощью математики мы поговорим о главном.
Математический счёт о витаминах
( каждый получает задание и число сопоставляет с буквой )
и) 7 : 2 = и) 1 : 4 =
м) 6,4 : 4 = в) 3 : 2 =
н) 4,3 : 43 = т) 80 : 100 =
а) 36:100 =
1,5 | 0,25 | 0,8 | 0,36 | 1,6 | 3,5 | 0,1 |
в | и | т | а | м | и | н |
Учитель математики.
Первый ваш помощник – витамин А. Витамин отвечает за зрение, кожу, сокращает длительность заболеваний.
Задача 1.
Потребность организма в витамине А составляет 30% от дроби 4,5 . Какова суточная потребность организма в витамине А? Ответ выразите в мг.
Вопросы (за экраном):
1.На какую тему задача?
2.Какое число составляет 100%?
3.Какое число составляет 30%?
4.Составьте краткую запись задачи и решите ее.
4,5/100*30=1,35 (мг) Ответ:1,35 мг
Задача 2.
Второй помощник- витамины В. Они нужны для нормальной деятельности нервной системы, предотвращают появление и развитие неврозов, способствуют здоровью и быстрому росту волос, поддерживают здоровье глаз.
Суточная потребность в витамине В у детей от 0,6 до 1,7 мг витамина в сутки.
Перед вами таблица содержание витамина В в овощах (на 100 г продукта)
Бурак | 0,02 мг |
Капуста белокочанная | 0,045 мг |
Репа | 0,05 мг |
Брюква | 0,05 мг |
Выберем с вами продукт и будем считать.
(Ребята выбрали бурак)
Сколько примерно грамм бурака нужно употребить в день, чтобы организм получил детскую норму витамина В? (ответ выразите в кг)
Ребята сделали вывод, что столько бурака (свёклы) в сутки им не съесть. А что делать?
Использовать витамины, что продают в аптеках.
И следующая задача поможет нам рассчитать стоимость витамин.
Третий помощник-витамин С. Предохраняет от простудных и инфекционных заболеваний, ускоряет заживление ран.
Задача 3
Коле прописаны витамины А и С. Стоимость упаковки витамина А 50 руб., а стоимость витамина С дешевле на 50%. Сколько стоит покупка 2 упаковок витамина А и 2 упаковок витамина С. (ответ выразите в рублях).
1)50/2=25 (руб)
2)50*2+25*2=100+50=150(руб.)
Ответ: 150 рублей
Учитель биологии: Вы раньше сказали, что люди делали щи, кашу, похлёбку, пекли хлеб в русской печи. Щи и кашу варили в чугунке. Чтобы поставить чугунок в русскую печь и вытащить чугунок из печи люди пользовались ухватом. Вы знаете, как пользоваться ухватом?
О. – Видели, но сами не делали.
У. – Предлагаю вам попробовать поставить чугунок в печь и достать чугунок из печи, положить в печь хлеб на лопатке, помешать горячие угли в печи кочергой.
О. - Да, мы хотим сами попробовать, поставить чугунок в печь, достать его из печи, положить хлеб на лопатку и помешать угли кочергой.
– Сейчас повторим новые слова и фразы, с которыми вы сегодня познакомились:
А) т…л…кн…
Б) к…ч…р…а
В) ч…г.. н…к
Г) п..хлё…ка
Д) бура…
Е) …вёс
Ж) бр..ква
з) положить хлеб на …………..
и) помешать угли …………….
Учитель математики:
Мы ведем наш разговор о полезной пище.
Решив задание, мы друг другу скажем добрые слова.
( каждый получает задание и число сопоставляет с буквой )
З) НОД ( 11;7) Р) НОК (6;15) Ь) НОД (33;44)
Д) НОД (8;4) О) НОК (12;16) Е) НОК (33;44)
О) НОД (15;25) В) НОК (6;8)
1 | 4 | 5 | 30 | 96 | 24 | 11 | 132 |
з | д | о | р | о | в | ь | е |
Рефлексия урока:
У. - Что нового узнали на этом уроке?
Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:
сегодня я узнал …
было интересно …
я выполнял задания …
я понял, что …
я почувствовал, что …
я научился …
меня удивило …
урок дал мне для жизни …
мне захотелось …
- Узнали как и чем питались наши предки;
- Узнали и согласились, что знание математики важно для жизни;
- Узнали о витаминах, о пользе витаминов.
У. Б. - Все продукты, о которых мы с вами говорили на уроке, содержат витамины и особые полезные вещества, которые поддерживают наш иммунитет и защищают от простудных заболеваний. Поэтому дома старайтесь есть пищу богатую витаминами.
В конце урока хором проговаривает четверостишье.
Мы ведём наш разговор о полезной пище.
И напомним всем совет, он не будет лишним-
Прежде чем за стол нам сесть,
Призадумайтесь, что съесть!
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок-лекция на тему: "Трапеза на Руси" (на английском языке)
Лекция из элективного курса к учебнику Солововой (на английском языке)...
Урокв 5 классе "Как получить информацию"
Название работы: урок информатики для 5 класса «Как получить информацию» Программа Л.Л. Босовой (5 класс). Урок с сопровождением презентации. Урок направлен на: развитие информационных компетенц...
Презентация "Русская трапеза" к программе ФГОС 2 поколения начальной школы по программе Праздники, Традиции,Ремесла
Тема: Русская трапеза.Цели:· Учебная: познакомить с блюдами славян, национальными блюдами русской кухни;·...
Урокв 9 классе. Характеристика химического элемента и его соединений на основе положения в Периодической системе и строения атома
Цельурока: расширить и углубить полученные знания по строению атомов химических элементов из курса химии 8-го класса....
Формирование культуры трапезы
В данной консультации помещены советы родителям о том как приучить ребёнка к самостоятельности за столом....
Городской конкурс «Школьный музей: новые возможности» Номинация: «Народные ремёсла» Интерактивное занятие для обучающихся 6-х классов «Русская трапеза»
Городской конкурс«Школьный музей: новые возможности» Номинация: «Народные ремёсла»Интерактивное занятие для обучающихся с нарушениями слуха 6-х классов«Ру...
Авторская разработка внеклассного мероприятия для 4-5-х классов. Тема: «Английская трапеза»
Тема: «Английская трапеза»Цели: Развитие лингвострановедческой, социокультурной и комуникативной компетенций.Задачи: Предметные:образовательные:углубленное знакомство с традициями и ...