Рабочая программа по внеурочной деятельности
рабочая программа по математике (5 класс) на тему

Смольянинова Елена Леонидовна

Рабочая программа по внеурочной деятельности для 5 класса 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vneurochka_2017_smolyaninova_e.l.doc147 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение города Абакана

«Средняя общеобразовательная школа № 1»

Согласовано:                                                                          Утверждаю:

Заместитель директора по ВР                                               Директор школы

 _________________Г.Н Солдатенко                                     _______________Л.Б.Огурцова

«_____» ______________2017 г.                                            «31»   августа  2017 г.

ПРОГРАММА

по внеурочной деятельности  ООО

«Занимательная математика»

для  5 класса

на 2017 - 2018 учебный год

.

Учитель : Смольянинова Елена Леонидовна

Пояснительная записка

Рабочая программа по внеурочной деятельности для 5 класса составлена на основе Образовательной программы основного общего образования МБОУ «СОШ№1» на 2017-2018 учебный год.

 Программа внеурочной деятельности для 5 класса по математике «Занимательная математика» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения основного общего образования. Главная цель изучения курса - формирование всесторонне образованной личности, умеющей ставить цели, организовывать свою деятельность, оценивать результаты своего труда, применять математические знания в жизни.

Содержание построено таким образом, что изучение всех последующих тем обеспечивается знаниями по ранее изученным темам базовых курсов. Предполагаемая методика изучения и структура программы позволяют наиболее эффективно организовать учебный процесс, в том числе и обобщающее повторение учебного материала. В процессе занятий вводятся новые методы решения, но вместе с тем повторяются, углубляются и закрепляются знания, полученные ранее, развиваются умения применять эти знания на практике в процессе самостоятельной работы.

Программа позволяет учащимся осуществлять различные виды проектной деятельности, оценивать свои потребности и возможности и сделать обоснованный выбор профиля обучения в старшей школе.

Программа «Занимательная математика» содержит все необходимые разделы и соответствует современным требованиям, предъявляемым к программам внеурочной деятельности.

Внеурочная познавательная деятельность школьников является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе. Изучение математики как возможность познавать, изучать и применять знания в конкретной жизненной ситуации.

Изучение данной программы позволит учащимся лучше ориентироваться в различных ситуациях. Данный курс рассчитан на освоение некоторых тем по математике  на повышенном уровне, причем содержание задач носит практический характер и связан с применением математики в различных сферах нашей жизни.

Цели изучения программы:

формирование всесторонне образованной и инициативной личности;

обучение деятельности — умение ставить цели, организовать свою деятельность, оценить результаты своего труда;

формирование личностных качеств: воли, чувств, эмоций, творческих способностей, познавательных мотивов деятельности;

обогащение регуляторного и коммуникативного опыта: рефлексии собственных действий, самоконтроля результатов своего труда.

развитие математических способностей и логического мышления;

развитие и закрепление знаний, умений и навыков по геометрическому материалу, полученному по математике в начальной школе;

расширение и углубление представлений учащихся о культурно- исторической ценностиматематики, о роли ведущих ученых – математиков в развитии мировой науки;

Задачи изучения программы:

создание условий для реализации математических и коммуникативных способностей подростков в совместной деятельности со сверстниками и взрослыми;

формирование у подростков навыков применения математических знаний для решения различных жизненных задач;

расширение представления подростков о школе, как о месте реализации собственных замыслов и проектов;

развитие математической культуры школьников при активном применении математической речи и доказательной риторики

осознание учащимися важности предмета, через примеры связи геометрии с жизнью;


Задачи курса:

Обучающие: (формирование познавательных и логических УУД)

  • Формировать "базу знаний" по математике, позволяющей беспрепятственно оперировать математическим материалом вне зависимости от способа проверки знаний;
  • Научить правильной интерпретации спорных формулировок заданий.
  • Расширить и углубить представления учащихся о приемах и методах решения задач;
  • Помочь овладеть рядом технических и интеллектуальных умений на уровне свободного их использования;
  • Способствовать практической направленности курса, реализуя это с помощью аналитического метода достаточным количеством вычислительных задач;    
  • Развить интерес и положительную мотивацию изучения математики.
  • Научить максимально эффективно распределять время, отведенное на выполнение задания.

  Развивающие: (формирование регулятивных УУД) 

  • научить ставить перед собой цель целеполагание, как постановку учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;
  • научить планировать свою работу - планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;
  • контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
  • оценка - выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения;

Воспитательные: (формирование коммуникативных и личностных УУД)

  • Формировать умение слушать и вступать в диалог;
  • Воспитывать ответственность и аккуратность;
  • Участвовать в коллективном обсуждении,  при этом учиться умению осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;

Место курса в учебном плане

Данная программа описывает познавательную внеурочную деятельность в рамках основной образовательной программы школы. Программа рассчитана на 34 часа, из расчета – 1 учебного часа в неделю.


Планируемые результаты

Личностные

  • осознание красоты и значимости изучаемого предмета через познание интересных и редких математических фактов
  • знакомство с фактами, иллюстрирующими важные этапы развития математики
  • способность к эмоциональному восприятию математических объектов, рассуждений, решений задач, рассматриваемых проблем;
  • умение строить речевые конструкции (устные и письменные) с использованием изученной терминологии и символики, понимать смысл поставленной задачи. Осуществлять перевод с естественного языка на математический и наоборот.

Метапредметные

  • умение планировать свою деятельность при решении учебных математических задач, видеть различные стратегии решения задач, осознанно выбирать способ решения;
  • умение работать с учебным математическим текстом (находить ответы на поставленные вопросы, выделять смысловые фрагменты);
  • умение проводить несложные доказательные рассуждения, опираясь на изученные определения, свойства, признаки; распознавать верные и неверные утверждения; иллюстрировать примерами изученные понятия и факты; опровергать с помощью конкретных примеров неверные утверждения;
  • умение действовать в соответствии с предложенным алгоритмом, составлять несложные алгоритмы вычислений и построений;
  • применение приёмов самоконтроля при решении учебных задач;
  • умение видеть математическую задачу в несложных практических ситуациях.

Предметные

  • владение базовым понятийным аппаратом по основным разделам содержания;
  • владение навыками вычислений с натуральными числами, обыкновенными и десятичными дробями
  • умение решать логические задачи
  • умение решать текстовые задачи арифметическим способом, используя различные стратегии и способы рассуждения;
  • усвоение на наглядном уровне знаний о свойствах плоских и пространственных фигур; приобретение навыков их изображения; умение использовать геометрический язык для описания предметов окружающего мира;
  • умение решать простейшие комбинаторные задачи перебором возможных вариантов.

В результате изучения курса пятиклассник научится:

  • анализировать и осмысливать текст задачи; моделировать условие с помощью схем, рисунков; строить логическую цепочку рассуждений; критически оценивать полученный ответ;
  • решать задачи из реальной практики
  • применять правила устного счета с двузначными и трехзначными числами
  • извлекать необходимую информацию из разных источников и осуществлять самоконтроль;
  • строить речевые конструкции;
  • изображать геометрические фигуры с помощью инструментов и конструировать их
  • выполнять вычисления с реальными данными;
  • выполнять проекты по всем разделам данного курса;

Основные виды деятельности учащихся:

  • решение математических задач;
  • оформление математических газет;
  • знакомство с научно-популярной литературой, связанной с математикой;
  • выполнение проекта, творческих работ;
  • самостоятельная работа; работа в парах, в группах.

Формы занятий

Будут применяться такие организационные формы как дискуссия, проекты, диспут, выступление с докладами, презентациями. Для развития познавательной активности обучающихся будут применяться видеофильмы и мультимедиа технологии, интернет-технологии, которые дают возможность повысить степень активности школьников и привлечь внимание обучающихся.

Критерии оценивания.

В процессе освоения учащимися каждого модуля курса предусмотрено проведение тренировочных тестов.

Тренировочные тесты нацеленные на проверку знаний основных теоретических сведений, оцениваются  «зачтено» (при условии выполнении не менее 75% предложенных заданий) или «не зачтено».

По итогам реализации программы элективного курса выставляется одна из оценок: «зачет» или «незачет»

Осуществление коррекции знаний учащихся проводится на основании мониторинга отслеживания результатов обучения

Требования к УУД

1. История возникновения математики 

Регулятивные УУД: развивать готовность и способность к выполнению норм и требований изучения предмета

Познавательные УУД: проявлять интерес к основам ознакомительного, изучающего, усваивающего и поискового чтения

Коммуникативные УУД: учитывать разные мнения и стремятся к координации различных позиций в сотрудничестве

Личностные: Сформировать уважительное отношение к истории предмета «математика», формирование представлений о математике как части общечеловеческой культуры

2. Магия чисел.

Регулятивные УУД: адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы

Познавательные УУД: строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей

Коммуникативные УУД: договариваются о совместной деятельности, приходят к общему решению, в том числе в ситуации столкновения интересов

Личностные: Иметь критичность мышления, умение распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта.

3. Математическая логика. 

Регулятивные УУД: формирование общих способов интеллектуальной деятельности, значимой  для различных сфер человеческой деятельности

Познавательные УУД: исследовать несложные практические задачи 

Коммуникативные УУД: описывать результаты совместной практической работы

Личностные: Формировать качества мышления, необходимых для адаптации в современном информационном обществе.

4. Первые шаги в геометрии. 

Регулятивные УУД: различать способ и результат действия

Познавательные УУД: искать новые  способы решения задач, делать умозаключения (по аналогии) и выводы на основе аргументации

Коммуникативные УУД: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками

Личностные: Уметь выбирать желаемый уровень математических результатов

5. Математические игры.

Регулятивные УУД: оценивать необходимость изучаемого материала

Познавательные УУД: строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей

Коммуникативные УУД: аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов образом

Личностные: Формировать качества мышления, необходимых для адаптации в современном информационном обществе.

Основное содержание курса

5  класс

34 часа, 1 час в неделю (3 группы)

1. История возникновения математики  (2 ч.).

История возникновения математики как науки. Цифры у разных народов. Старинные меры, решение задач с их использованием. Биографические миниатюры Пифагор и Архимед.

2. Магия чисел. (10ч.). 

Приемы устного счета:

  • умножение на 5(50)
  • деление на 5(50),25(250)
  • признаки делимости
  • умножение двузначных чисел на11
  • возведение в квадрат чисел, оканчивающихся на 5
  • возведение в квадрат чисел пятого и шестого десятков
  • способ сложения многозначных чисел
  • умножение на 9,99,999
  • умножение на 111, умножение «крестиком»
  • быстрое сложение и вычитание натуральных чисел
  • умножение однозначного или двузначного числа на 37

Простые числа. Интересные свойства чисел. Мир больших чисел (степени). Обучение проектной деятельности. Подготовка и защита проектов.(магический квадрат, число Шехерезады, число П и т.д.) Биографические миниатюры (Блез Паскаль, Пьер Ферма)

3. Математическая логика.(6 ч.) 

Логические задачи, решаемые с использованием таблиц. Решение логических задач матричным способом. Решение олимпиадных задач. Логическая задача «Обманутый хозяин», «Возраст и математика», задачи со спичками. Биографические миниатюры Карл Гаусс, Леонард Эйлер.

4. Первые шаги в геометрии (10 ч.)

 Пространство и плоскость. Геометрические фигуры. Разрезание и складывание фигур. Изготовление многогранников. Искусство оригами. Геометрические головоломки(танграм) Уникурсальные кривые(фигуры). Шуточная геометрия. Геометрические иллюзии. Русские математики.

5. Математические игры.(6 ч.) 

Как играть, чтобы не проиграть?. Задачи – фокусы. Задачи - шутки. Математическая игра «Не собьюсь». Игра «Перекладывание карточек». Игра «Кубики». Игра «Математическая Абака». Игра «Математический бой».

Тематическое планирование по курсу «Занимательная математика»

5 класс – 34 часа

 п/п

Темы

Дата плановая

1гр. 2гр. 3гр.

Дата  фактич.

Тема « История возникновения математики » -  2 часа

1

История возникновения математики как науки. Цифры у разных народов.

05.09

06.09

07.09

2

Старинные меры, решение задач с их использованием.

12.09

13.09

14.09

Тема « Магия чисел» - 10часов

3

Простые числа.

19.09

20.09

21.09

4

Интересные свойсва чисел 

26.09

27.09

28.09

5

Приемы устного счета

03.10

04.10

05.10

6

Мир больших чисел (степени).

10.10

11.10

12.10

7

Решение олимпиадных задач.

17.10

18.10

19.10

8

Обучение проектной деятельности.

24.10

25.10

26.10

9

Обучение проектной деятельности.

08.11

09.11

10.11

10

Подготовка и защита проектов.(магический квадрат, число Шехерезады, число п и т.д.)

14.11

15.11

16.11

11

Подготовка и защита проектов.(магический квадрат, число Шехерезады, число п и т.д.)

21.11

22.11

23.11

12

Биографические миниатюры (Блез Паскаль, Пьер Ферма)

28.11

29.11

30.11

Тема « Математическая логика» - 6 часов

13

Логические задачи, решаемые с использованием таблиц.

05.12

06.12

07.12

14

Решение логических задач матричным способом.

12.12

13.12

14.12

15

Логическая задача «Обманутый хозяин»,

19.12

20.12

21.12

16

«Возраст и математика».

26.12

27.12

28.12

17

Задачи со спичками.

16.01

17.01

18.01

18

Биографические миниатюры Карл Гаусс, Леонард Эйлер.

23.01

24.01

25.01

Тема « Первые шаги в геометрии» - 10 часов

19

Пространство и плоскость.

30.01

31.01

01.02

20

Геометрические фигуры.

06.02

07.02

08.02

21

Разрезание и складывание фигур.

13.02

14.02

15.02

22

Изготовление многогранников.

20.02

21.02

22.02

23

Искусство оригами .

27.02

28.02

01.03

24

Геометрические головоломки(танграм)

06.03

07.03

07.03

25

Уникурсальные кривые(фигуры).

13.03

14.03

15.03

26

Шуточная геометрия.

20.03

21.03

21.03

27

Геометрические иллюзии.

03.04

04.04

05.04

28

Русские математики.

10.04

11.04

12.04

Тема « Математические игры» -  6 часов

29

Как играть, чтобы не проиграть? Задачи – фокусы.

Задачи - шутки.

17.04

18.04

19.04

30

Математическая игра «Не собьюсь».

24.04

25.04

26.04

31

Игра «Перекладывание карточек».

08.05

02.05

10.05

32

Игра «Кубики».

15.05

16.05

17.05

33

Игра «Математическая Абака».

22.05

23.05

25.05

34

Игра «Математический бой».

29.05

30.05

31.05

Итого

34ч

 Учебно-методический комплект

  • Математика. Занятия школьного кружка 5-6 классы. Москва «Издательство НЦ ЭНАС 2012
  • Беребердина С.П. Игра «Математический бой» как форма внеурочной деятельности: кн. Для учителя / Геленджик: КАДО. -72 с.
  • Титов Г.Н., Соколова И.В. Дополнительные занятия по математике в 5-6 классах: Пособие для учителя. - Краснодар: Кубанский государственный университет, 2003. - 129 с.
  • Линия учебно-методических комплектов «Сферы» по математике:
  • Математика. Арифметика. Геометрия. 5 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений / Е.А.Бунимович, Г.В.Дорофеев, С.Б.Суворова и др.: Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во «Просвещение». - М.: Просвещение, 2012. 223 с.: ил. - (Академический школьный учебник) (Сферы)
  • Математика. Арифметика. Геометрия. Задачник-тренажер. 5 класс: пособие для учащихся общеобразоват. учреждений /Е.А.Бунимович, Л.В.Кузнецова, С.С.Минаева и др.; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во «Просвещение». - М.: Просвещение, 2012. - 127 с. (Академический школьный учебник) (Сферы)
  • Математика. Арифметика. Геометрия. Тетрадь-тренажер. 5 класс: пособие для учащихся общеобразоват. учреждений /Е.А.Бунимович, Л.В.Кузнецова, С.С.Минаева и др.; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во «Просвещение». - М.: Просвещение, 2012. (Академический школьный учебник) (Сферы)
  • Математика. Арифметика. Геометрия. 6 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений / Е.А.Бунимович, Г.В.Дорофеев, С.Б.Суворова и др.: Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во «Просвещение». - М.: Просвещение, 2012. : ил. - (Академический школьный учебник) (Сферы)
  • 16. Б.П.Гейдман. «Подготовка к математической олимпиаде», М., 2007 г.
  • 17. Т.Д.Гаврилова. «Занимательная математика», изд. Учитель, 2005 г.
  • 18. Е.В.Галкин. «Нестандартные задачи по математике, 5-11 классы», М., 1969 г.
  • 19. «Ума палата» - игры, головоломки, загадки, лабиринты. М., 1996г.




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по внеурочной деятельности (Проектная деятельность) «ВОЛШЕБНЫЙ МИР ГЕОМЕТРИИ»

Изучение геометрического материала в начальной школеиграет особую роль: с одной стороны, он помогает систематизировать и обобщить чувственный опыт ребенка, связанныйс восприятием предметов различной ф...

Рабочая программа по внеурочной деятельности «ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ» 5 класс, ФГОС

Материал предназначен для учителя-словесника.Цель программы: создание условий для успешного освоения учениками основ проектно-исследовательской деятельности...

Рабочая программа по ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Проектная деятельность учащихся»

Рабочая программа по ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ«Проектная деятельность учащихся» 5 класс...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Основы исследовательской деятельности по физике»

Программа «Основы исследовательской деятельности» разработана на основе Примерной программы учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся на ступени основного общего образо...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности «Сдаем ГТО » для 10-11 класса на 2022-2023 учебный год Шульдешов Иван Иванович (Ф.И.О. учителя, составителя рабочей программы)

Данная рабочая программа разработана на основе примерной программы «Внеурочная деятельность. Подготовка к сдаче комплекса ГТО»; учебное пособие для общеобразовательных организаций/ В.С. Ку...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности «Первая помощь» для 5 класса на 2022-2023 учебный год Шульдешов Иван Иванович (Ф.И.О. учителя, составителя рабочей программы)

Актуальность курса.  В современных условиях все возрастающей сложности и напряженности жизни, пребывания людей в стрессовых ситуациях, роста аварийности на предприятиях и дорогах, возрастает роль...