Рабочая программа по внеурочной деятельности
рабочая программа по математике (5 класс) на тему
Рабочая программа по внеурочной деятельности для 5 класса
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vneurochka_2017_smolyaninova_e.l.doc | 147 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение города Абакана
«Средняя общеобразовательная школа № 1»
Согласовано: Утверждаю:
Заместитель директора по ВР Директор школы
_________________Г.Н Солдатенко _______________Л.Б.Огурцова
«_____» ______________2017 г. «31» августа 2017 г.
ПРОГРАММА
по внеурочной деятельности ООО
«Занимательная математика»
для 5 класса
на 2017 - 2018 учебный год
.
Учитель : Смольянинова Елена Леонидовна
Пояснительная записка
Рабочая программа по внеурочной деятельности для 5 класса составлена на основе Образовательной программы основного общего образования МБОУ «СОШ№1» на 2017-2018 учебный год.
Программа внеурочной деятельности для 5 класса по математике «Занимательная математика» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения основного общего образования. Главная цель изучения курса - формирование всесторонне образованной личности, умеющей ставить цели, организовывать свою деятельность, оценивать результаты своего труда, применять математические знания в жизни.
Содержание построено таким образом, что изучение всех последующих тем обеспечивается знаниями по ранее изученным темам базовых курсов. Предполагаемая методика изучения и структура программы позволяют наиболее эффективно организовать учебный процесс, в том числе и обобщающее повторение учебного материала. В процессе занятий вводятся новые методы решения, но вместе с тем повторяются, углубляются и закрепляются знания, полученные ранее, развиваются умения применять эти знания на практике в процессе самостоятельной работы.
Программа позволяет учащимся осуществлять различные виды проектной деятельности, оценивать свои потребности и возможности и сделать обоснованный выбор профиля обучения в старшей школе.
Программа «Занимательная математика» содержит все необходимые разделы и соответствует современным требованиям, предъявляемым к программам внеурочной деятельности.
Внеурочная познавательная деятельность школьников является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе. Изучение математики как возможность познавать, изучать и применять знания в конкретной жизненной ситуации.
Изучение данной программы позволит учащимся лучше ориентироваться в различных ситуациях. Данный курс рассчитан на освоение некоторых тем по математике на повышенном уровне, причем содержание задач носит практический характер и связан с применением математики в различных сферах нашей жизни.
Цели изучения программы:
формирование всесторонне образованной и инициативной личности;
обучение деятельности — умение ставить цели, организовать свою деятельность, оценить результаты своего труда;
формирование личностных качеств: воли, чувств, эмоций, творческих способностей, познавательных мотивов деятельности;
обогащение регуляторного и коммуникативного опыта: рефлексии собственных действий, самоконтроля результатов своего труда.
развитие математических способностей и логического мышления;
развитие и закрепление знаний, умений и навыков по геометрическому материалу, полученному по математике в начальной школе;
расширение и углубление представлений учащихся о культурно- исторической ценностиматематики, о роли ведущих ученых – математиков в развитии мировой науки;
Задачи изучения программы:
создание условий для реализации математических и коммуникативных способностей подростков в совместной деятельности со сверстниками и взрослыми;
формирование у подростков навыков применения математических знаний для решения различных жизненных задач;
расширение представления подростков о школе, как о месте реализации собственных замыслов и проектов;
развитие математической культуры школьников при активном применении математической речи и доказательной риторики
осознание учащимися важности предмета, через примеры связи геометрии с жизнью;
Задачи курса:
Обучающие: (формирование познавательных и логических УУД)
- Формировать "базу знаний" по математике, позволяющей беспрепятственно оперировать математическим материалом вне зависимости от способа проверки знаний;
- Научить правильной интерпретации спорных формулировок заданий.
- Расширить и углубить представления учащихся о приемах и методах решения задач;
- Помочь овладеть рядом технических и интеллектуальных умений на уровне свободного их использования;
- Способствовать практической направленности курса, реализуя это с помощью аналитического метода достаточным количеством вычислительных задач;
- Развить интерес и положительную мотивацию изучения математики.
- Научить максимально эффективно распределять время, отведенное на выполнение задания.
Развивающие: (формирование регулятивных УУД)
- научить ставить перед собой цель – целеполагание, как постановку учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;
- научить планировать свою работу - планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;
- контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
- оценка - выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения;
Воспитательные: (формирование коммуникативных и личностных УУД)
- Формировать умение слушать и вступать в диалог;
- Воспитывать ответственность и аккуратность;
- Участвовать в коллективном обсуждении, при этом учиться умению осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;
Место курса в учебном плане
Данная программа описывает познавательную внеурочную деятельность в рамках основной образовательной программы школы. Программа рассчитана на 34 часа, из расчета – 1 учебного часа в неделю.
Планируемые результаты
Личностные
- осознание красоты и значимости изучаемого предмета через познание интересных и редких математических фактов
- знакомство с фактами, иллюстрирующими важные этапы развития математики
- способность к эмоциональному восприятию математических объектов, рассуждений, решений задач, рассматриваемых проблем;
- умение строить речевые конструкции (устные и письменные) с использованием изученной терминологии и символики, понимать смысл поставленной задачи. Осуществлять перевод с естественного языка на математический и наоборот.
Метапредметные
- умение планировать свою деятельность при решении учебных математических задач, видеть различные стратегии решения задач, осознанно выбирать способ решения;
- умение работать с учебным математическим текстом (находить ответы на поставленные вопросы, выделять смысловые фрагменты);
- умение проводить несложные доказательные рассуждения, опираясь на изученные определения, свойства, признаки; распознавать верные и неверные утверждения; иллюстрировать примерами изученные понятия и факты; опровергать с помощью конкретных примеров неверные утверждения;
- умение действовать в соответствии с предложенным алгоритмом, составлять несложные алгоритмы вычислений и построений;
- применение приёмов самоконтроля при решении учебных задач;
- умение видеть математическую задачу в несложных практических ситуациях.
Предметные
- владение базовым понятийным аппаратом по основным разделам содержания;
- владение навыками вычислений с натуральными числами, обыкновенными и десятичными дробями
- умение решать логические задачи
- умение решать текстовые задачи арифметическим способом, используя различные стратегии и способы рассуждения;
- усвоение на наглядном уровне знаний о свойствах плоских и пространственных фигур; приобретение навыков их изображения; умение использовать геометрический язык для описания предметов окружающего мира;
- умение решать простейшие комбинаторные задачи перебором возможных вариантов.
В результате изучения курса пятиклассник научится:
- анализировать и осмысливать текст задачи; моделировать условие с помощью схем, рисунков; строить логическую цепочку рассуждений; критически оценивать полученный ответ;
- решать задачи из реальной практики
- применять правила устного счета с двузначными и трехзначными числами
- извлекать необходимую информацию из разных источников и осуществлять самоконтроль;
- строить речевые конструкции;
- изображать геометрические фигуры с помощью инструментов и конструировать их
- выполнять вычисления с реальными данными;
- выполнять проекты по всем разделам данного курса;
Основные виды деятельности учащихся:
- решение математических задач;
- оформление математических газет;
- знакомство с научно-популярной литературой, связанной с математикой;
- выполнение проекта, творческих работ;
- самостоятельная работа; работа в парах, в группах.
Формы занятий
Будут применяться такие организационные формы как дискуссия, проекты, диспут, выступление с докладами, презентациями. Для развития познавательной активности обучающихся будут применяться видеофильмы и мультимедиа технологии, интернет-технологии, которые дают возможность повысить степень активности школьников и привлечь внимание обучающихся.
Критерии оценивания.
В процессе освоения учащимися каждого модуля курса предусмотрено проведение тренировочных тестов.
Тренировочные тесты нацеленные на проверку знаний основных теоретических сведений, оцениваются «зачтено» (при условии выполнении не менее 75% предложенных заданий) или «не зачтено».
По итогам реализации программы элективного курса выставляется одна из оценок: «зачет» или «незачет»
Осуществление коррекции знаний учащихся проводится на основании мониторинга отслеживания результатов обучения
Требования к УУД
1. История возникновения математики
Регулятивные УУД: развивать готовность и способность к выполнению норм и требований изучения предмета
Познавательные УУД: проявлять интерес к основам ознакомительного, изучающего, усваивающего и поискового чтения
Коммуникативные УУД: учитывать разные мнения и стремятся к координации различных позиций в сотрудничестве
Личностные: Сформировать уважительное отношение к истории предмета «математика», формирование представлений о математике как части общечеловеческой культуры
2. Магия чисел.
Регулятивные УУД: адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы
Познавательные УУД: строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей
Коммуникативные УУД: договариваются о совместной деятельности, приходят к общему решению, в том числе в ситуации столкновения интересов
Личностные: Иметь критичность мышления, умение распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта.
3. Математическая логика.
Регулятивные УУД: формирование общих способов интеллектуальной деятельности, значимой для различных сфер человеческой деятельности
Познавательные УУД: исследовать несложные практические задачи
Коммуникативные УУД: описывать результаты совместной практической работы
Личностные: Формировать качества мышления, необходимых для адаптации в современном информационном обществе.
4. Первые шаги в геометрии.
Регулятивные УУД: различать способ и результат действия
Познавательные УУД: искать новые способы решения задач, делать умозаключения (по аналогии) и выводы на основе аргументации
Коммуникативные УУД: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками
Личностные: Уметь выбирать желаемый уровень математических результатов
5. Математические игры.
Регулятивные УУД: оценивать необходимость изучаемого материала
Познавательные УУД: строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей
Коммуникативные УУД: аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов образом
Личностные: Формировать качества мышления, необходимых для адаптации в современном информационном обществе.
Основное содержание курса
5 класс
34 часа, 1 час в неделю (3 группы)
1. История возникновения математики (2 ч.).
История возникновения математики как науки. Цифры у разных народов. Старинные меры, решение задач с их использованием. Биографические миниатюры Пифагор и Архимед.
2. Магия чисел. (10ч.).
Приемы устного счета:
- умножение на 5(50)
- деление на 5(50),25(250)
- признаки делимости
- умножение двузначных чисел на11
- возведение в квадрат чисел, оканчивающихся на 5
- возведение в квадрат чисел пятого и шестого десятков
- способ сложения многозначных чисел
- умножение на 9,99,999
- умножение на 111, умножение «крестиком»
- быстрое сложение и вычитание натуральных чисел
- умножение однозначного или двузначного числа на 37
Простые числа. Интересные свойства чисел. Мир больших чисел (степени). Обучение проектной деятельности. Подготовка и защита проектов.(магический квадрат, число Шехерезады, число П и т.д.) Биографические миниатюры (Блез Паскаль, Пьер Ферма)
3. Математическая логика.(6 ч.)
Логические задачи, решаемые с использованием таблиц. Решение логических задач матричным способом. Решение олимпиадных задач. Логическая задача «Обманутый хозяин», «Возраст и математика», задачи со спичками. Биографические миниатюры Карл Гаусс, Леонард Эйлер.
4. Первые шаги в геометрии (10 ч.)
Пространство и плоскость. Геометрические фигуры. Разрезание и складывание фигур. Изготовление многогранников. Искусство оригами. Геометрические головоломки(танграм) Уникурсальные кривые(фигуры). Шуточная геометрия. Геометрические иллюзии. Русские математики.
5. Математические игры.(6 ч.)
Как играть, чтобы не проиграть?. Задачи – фокусы. Задачи - шутки. Математическая игра «Не собьюсь». Игра «Перекладывание карточек». Игра «Кубики». Игра «Математическая Абака». Игра «Математический бой».
Тематическое планирование по курсу «Занимательная математика»
5 класс – 34 часа
п/п | Темы | Дата плановая 1гр. 2гр. 3гр. | Дата фактич. | ||
Тема « История возникновения математики » - 2 часа | |||||
1 | История возникновения математики как науки. Цифры у разных народов. | 05.09 | 06.09 | 07.09 | |
2 | Старинные меры, решение задач с их использованием. | 12.09 | 13.09 | 14.09 | |
Тема « Магия чисел» - 10часов | |||||
3 | Простые числа. | 19.09 | 20.09 | 21.09 | |
4 | Интересные свойсва чисел | 26.09 | 27.09 | 28.09 | |
5 | Приемы устного счета | 03.10 | 04.10 | 05.10 | |
6 | Мир больших чисел (степени). | 10.10 | 11.10 | 12.10 | |
7 | Решение олимпиадных задач. | 17.10 | 18.10 | 19.10 | |
8 | Обучение проектной деятельности. | 24.10 | 25.10 | 26.10 | |
9 | Обучение проектной деятельности. | 08.11 | 09.11 | 10.11 | |
10 | Подготовка и защита проектов.(магический квадрат, число Шехерезады, число п и т.д.) | 14.11 | 15.11 | 16.11 | |
11 | Подготовка и защита проектов.(магический квадрат, число Шехерезады, число п и т.д.) | 21.11 | 22.11 | 23.11 | |
12 | Биографические миниатюры (Блез Паскаль, Пьер Ферма) | 28.11 | 29.11 | 30.11 | |
Тема « Математическая логика» - 6 часов | |||||
13 | Логические задачи, решаемые с использованием таблиц. | 05.12 | 06.12 | 07.12 | |
14 | Решение логических задач матричным способом. | 12.12 | 13.12 | 14.12 | |
15 | Логическая задача «Обманутый хозяин», | 19.12 | 20.12 | 21.12 | |
16 | «Возраст и математика». | 26.12 | 27.12 | 28.12 | |
17 | Задачи со спичками. | 16.01 | 17.01 | 18.01 | |
18 | Биографические миниатюры Карл Гаусс, Леонард Эйлер. | 23.01 | 24.01 | 25.01 | |
Тема « Первые шаги в геометрии» - 10 часов | |||||
19 | Пространство и плоскость. | 30.01 | 31.01 | 01.02 | |
20 | Геометрические фигуры. | 06.02 | 07.02 | 08.02 | |
21 | Разрезание и складывание фигур. | 13.02 | 14.02 | 15.02 | |
22 | Изготовление многогранников. | 20.02 | 21.02 | 22.02 | |
23 | Искусство оригами . | 27.02 | 28.02 | 01.03 | |
24 | Геометрические головоломки(танграм) | 06.03 | 07.03 | 07.03 | |
25 | Уникурсальные кривые(фигуры). | 13.03 | 14.03 | 15.03 | |
26 | Шуточная геометрия. | 20.03 | 21.03 | 21.03 | |
27 | Геометрические иллюзии. | 03.04 | 04.04 | 05.04 | |
28 | Русские математики. | 10.04 | 11.04 | 12.04 | |
Тема « Математические игры» - 6 часов | |||||
29 | Как играть, чтобы не проиграть? Задачи – фокусы. Задачи - шутки. | 17.04 | 18.04 | 19.04 | |
30 | Математическая игра «Не собьюсь». | 24.04 | 25.04 | 26.04 | |
31 | Игра «Перекладывание карточек». | 08.05 | 02.05 | 10.05 | |
32 | Игра «Кубики». | 15.05 | 16.05 | 17.05 | |
33 | Игра «Математическая Абака». | 22.05 | 23.05 | 25.05 | |
34 | Игра «Математический бой». | 29.05 | 30.05 | 31.05 | |
Итого | 34ч |
Учебно-методический комплект
- Математика. Занятия школьного кружка 5-6 классы. Москва «Издательство НЦ ЭНАС 2012
- Беребердина С.П. Игра «Математический бой» как форма внеурочной деятельности: кн. Для учителя / Геленджик: КАДО. -72 с.
- Титов Г.Н., Соколова И.В. Дополнительные занятия по математике в 5-6 классах: Пособие для учителя. - Краснодар: Кубанский государственный университет, 2003. - 129 с.
- Линия учебно-методических комплектов «Сферы» по математике:
- Математика. Арифметика. Геометрия. 5 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений / Е.А.Бунимович, Г.В.Дорофеев, С.Б.Суворова и др.: Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во «Просвещение». - М.: Просвещение, 2012. 223 с.: ил. - (Академический школьный учебник) (Сферы)
- Математика. Арифметика. Геометрия. Задачник-тренажер. 5 класс: пособие для учащихся общеобразоват. учреждений /Е.А.Бунимович, Л.В.Кузнецова, С.С.Минаева и др.; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во «Просвещение». - М.: Просвещение, 2012. - 127 с. (Академический школьный учебник) (Сферы)
- Математика. Арифметика. Геометрия. Тетрадь-тренажер. 5 класс: пособие для учащихся общеобразоват. учреждений /Е.А.Бунимович, Л.В.Кузнецова, С.С.Минаева и др.; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во «Просвещение». - М.: Просвещение, 2012. (Академический школьный учебник) (Сферы)
- Математика. Арифметика. Геометрия. 6 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений / Е.А.Бунимович, Г.В.Дорофеев, С.Б.Суворова и др.: Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во «Просвещение». - М.: Просвещение, 2012. : ил. - (Академический школьный учебник) (Сферы)
- 16. Б.П.Гейдман. «Подготовка к математической олимпиаде», М., 2007 г.
- 17. Т.Д.Гаврилова. «Занимательная математика», изд. Учитель, 2005 г.
- 18. Е.В.Галкин. «Нестандартные задачи по математике, 5-11 классы», М., 1969 г.
- 19. «Ума палата» - игры, головоломки, загадки, лабиринты. М., 1996г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по внеурочной деятельности (Проектная деятельность) «ВОЛШЕБНЫЙ МИР ГЕОМЕТРИИ»
Изучение геометрического материала в начальной школеиграет особую роль: с одной стороны, он помогает систематизировать и обобщить чувственный опыт ребенка, связанныйс восприятием предметов различной ф...
Рабочая программа по внеурочной деятельности «ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ» 5 класс, ФГОС
Материал предназначен для учителя-словесника.Цель программы: создание условий для успешного освоения учениками основ проектно-исследовательской деятельности...
Рабочая программа по ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Проектная деятельность учащихся»
Рабочая программа по ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ«Проектная деятельность учащихся» 5 класс...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Основы исследовательской деятельности по физике»
Программа «Основы исследовательской деятельности» разработана на основе Примерной программы учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся на ступени основного общего образо...
Приказы, рабочие программы по внеурочной деятельности и элективным курсам. Подтверждение реализации рабочих программ по доп. образованию находится в публичных докладах директора школы 2015-2016 (с.11), 2016-2017 (с.5,11,12), 2017-2018 (с.5,12-13)
Приказы, рабочие программы по внеурочной деятельности и элективным курсам...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности «Сдаем ГТО » для 10-11 класса на 2022-2023 учебный год Шульдешов Иван Иванович (Ф.И.О. учителя, составителя рабочей программы)
Данная рабочая программа разработана на основе примерной программы «Внеурочная деятельность. Подготовка к сдаче комплекса ГТО»; учебное пособие для общеобразовательных организаций/ В.С. Ку...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности «Первая помощь» для 5 класса на 2022-2023 учебный год Шульдешов Иван Иванович (Ф.И.О. учителя, составителя рабочей программы)
Актуальность курса. В современных условиях все возрастающей сложности и напряженности жизни, пребывания людей в стрессовых ситуациях, роста аварийности на предприятиях и дорогах, возрастает роль...