Урок « Делители натурального числа», 5 класс
план-конспект урока по математике (5 класс) на тему
Материал состоит из конспекта урока, презентации к уроку, карточек для работы учащихся на уроке и домашней работы. В ходе урока учащиеся формулируют правило разложения числа на простые множители, учатся раскладывать число на простые множители, выбирают простые делители числа. Составлено с учетом изучения материала по программе С.М. Никольского.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект урока в 5 классе "Делители натурального числа". | 23.69 КБ |
Карточки с заданием для работы учащихся на уроке. | 20 КБ |
Карточки для домашнего задания. | 20.5 КБ |
Презентация к уроку. | 666.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок « Делители натурального числа», 5 класс
Тутыгина Н.Ю.
Деятельностная цель: формировать способности обучающихся осуществлять пошаговый контроль по результату, строить речевое высказывание в устной и письменной форме, проводить сравнение, договариваться о совместной деятельности, учитывать разные мнения.
Образовательная цель: сформулировать правило разложения числа на простые множители, научиться раскладывать число на простые множители, называть простые делители числа.
Оборудование:
- Проектор, компьютер, экран
- Презентация (приложение 1)
- Сигнальные карточки для учащихся (красная, желтая, зеленая)
- Карточки с заданием для учащихся (приложение 2)
- Карточки для домашнего задания (приложение 3)
Этапы урока | Продолжи-тельность | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся |
Организационный момент | 1 мин | Приветствует учеников. Проверяет готовность обучающихся к уроку. Вместе с учащимися формулирует тему урока. | Открывают тетради, записывают: число, классная работа. Вспоминают с какими числами работали до сих пор и какое действие с этими числами изучали. |
Актуализация знаний (подготовка к восприятию нового материала) | 6 мин | Показывает записи на доске. Предлагает записать их в тетради: 2*3*5*13 5*5*5 2*2*2*7 Задает вопросы: - Как можно назвать такие записи? Как называются числа, входящие в эту запись? -Делится ли первое произведение на 13? Второе - на 25? Третье – 2? - Как называются числа, являющиеся множителями этого произведения? Дайте определение простого числа. Задание 1 Найдите значения данных числовых выражений и запишите справа от знака равно. -Как можно записать данные выражения по другому? (используя понятие степени натурального числа) Анализирует вместе с учащимися результаты проделанной работы с целью перехода к постановке цели урока. Итак, мы имели … и заменили его на … Для этого мы выполнили действие … -Как вы думаете, существуют ли обратные задачи? | Записывают в тетрадь и отвечают на вопросы учителя. - Числовые выражения, произведения; множители - Да. Если один из множителей делится на некоторое число, то и произведение делится на это число. - Простыми. Простым числом называют такое натуральное число, которое больше единицы и делится только на 1 и само себя. 2*3*5*13=390 2*3*5*13 5*5*5=125 5*5*5=53 2*2*2*7=56 2*2*2*7=22*7 …произведение нескольких простых чисел ( множителей) … число. … умножение - да |
Самоопределение (мотивация) к деятельности | 6 мин | Задание 2 Учитель предлагает задачу: Нужно выделить участок земли прямоугольной формы площадью 18 м2. Какими могут быть размеры этого участка, если они должны выражаться натуральными числами? (слайд 2) 2)задает вопросы: -Чтобы ответить на вопрос задачи нам пришлось представить число 18 в каком виде? -Какие числа в правых частях равенства составные, а какие простые? Задание 3 Замените во 2и3 равенствах составные числа на произведение простых. -Можно ли сказать, что эти произведения равны? А чем они отличаются? - Итак, в задаче что мы сделали с числом 18? -Кто понял как мы это сделали? Показывает слайд 5 | 1)Высказывают мнения, записывают в тетради равенства и осуществляют самопроверку (слайд 3) 18=1х18, 18=2х9, 18=3х6. 2)отвечают на вопросы учителя, продолжают записывать и осуществляют самопроверку (слайд 4) -В виде произведения двух натуральных чисел -18,9, 6-составные, 2,3-простые, 1-не простое и не составное -18=2х3х3, 18=3х2х3 -Да, равны. Отличаются только порядком множителей -представили число 18 в виде простых множителей Проводят самооценку (карточки красная, желтая, зеленая) |
Постановка Учебной задачи | 3 мин | Задаёт вопросы и показывает слайд 6 -Как вы думаете, если число будет не двузначное, а трехзначное, четырехзначное и т.д. трудно будет это сделать? -Как тогда это сделать? | Высказывают мнения и выслушивают мнения других. -Да -Есть какое-то правило (алгоритм) |
Открытие нового знания | 8мин | Задание 4 1)Предлагает рассмотреть решение задачи № 225(а) и понять алгоритм разложения натурального числа на простые множители. 2) проверяет уровень понимания с помощью заданных вопросов: -Какие числа записаны в столбце справа от вертикальной черты? -В каком порядке они расположены, если смотреть сверху вниз? -Какие числа записаны в столбце слева от черты? -Таким образом, что нужно знать, чтобы найти первый делитель данного числа, затем второй и т.д и, наконец, разложить данное число на простые множители? Задание5 а) Предлагает задание на применение признаков делимости: -поднимите карточки, на которых записано число, делящееся на 2, - …на 3 -…на 5 -…простое число б) задание на карточках (приложение 2) (слайд 8) -задание дается если времени достаточно Физкультминутка (слайд 9 ) | 1)разбирают решение предложенное в рабочей тетради 2)отвечают на вопросы -Простые -В порядке возрастания -Частное от деления чисел, стоящих в предыдущей строке -Признаки делимости и простые числа а) У каждого ученика на столе карточка с записанным на ней натуральным числом. Ученики поднимают карточки, соответствующие вопросу учителя. Осуществляют самопроверку (слайд 7) Выполняют задание в парах Проводит ученица, читая стихотворение и имитируя движения по тексту: Буратино потянулся, Раз – нагнулся, два – нагнулся. Руки в стороны развел, Ключик, видно, не нашел. Чтобы ключик нам достать, Нужно на носочки встать. Раз – подняться, подтянуться, Два – согнуться, разогнуться. Три – в ладоши три хлопка, головою три кивка. На четыре – ноги шире. Пять – руками помахать, Шесть – за стол тихонько сесть. |
Первичное закрепление | 4 мин | Задание 6 Предлагает выполнить задание №225(б) - кто правильно решил? | Выполняют и проверяют (слайд 10,11) Решил полностью и правильно (красная) Решил в целом правильно, не представив 2*2 в виде степени (желтая) Решил с ошибкой или совсем не решил (зеленая) |
Самостоятельная работа с самопроверкой | 8 мин | Задает задание. Разложите на простые множители числа Вариант1 Вариант 2 42, 40, 220 54, 80, 250 | Решают и проверяют (слайд 12) Взаимопроверка в паре и оценивание выполненной работы. 1 верный ответ -3, два верных -4, три верных ответа -5 |
Рефлексия | 3 мин | -Вспомните какую цель мы поставили в начале урока? Чему мы хотели научиться? (слайд 13) -Достигли мы её? -Кто хорошо понял, как раскладывать числа на простые множители? (красная карточка) -Кто не все понял, допустил ошибки? (желтая карточка) -Кто не понял, как раскладывать числа на простые множители? (зеленая карточка) | Отвечают на вопросы. Оценивают себя |
Домашнее задание | 2мин | Задает и комментирует домашнее задание. Обязательное (слайд 14) Для всех: п.3.4, № 638(а-д) Дополнительное Для смекалистых «Кенгуру- клуб» предлагает: 1) Любитель арифметики перемножил первые 2002 простых числа. На сколько нулей заканчивается произведение? (А) 0 (В) 1 (С) 10 (D) 20 (Е) 100 2) У двузначного числа n цифра десятков в два раза больше, чем цифра единиц. Тогда число n обязательно (А) четное (В) нечетное (С) меньше 20 (D) делится на 3 (Е) делится на 6 Для творческих: придумать текстовую задачу, для ответа на вопрос которой, придется разложить на множители натуральное число. Раздает дополнительное задание желающим.(приложение 3) | Записывают задание в дневник. Те учащиеся, кто выбрал дополнительное задание поднимают руку и получают задание на карточке. |
Предварительный просмотр:
приложение 2
1) 2013 делится на …- год Охраны окружающей среды.
2) 1898 делится на …
2013-1898=……. лет Государственному Русскому музею.
3) 1803 делится на…
2013-1803=……..лет кругосветному плаванию И.Ф.Крузенштерна
1) 2013 делится на …-год Охраны окружающей среды.
2) 1818 делится на …
2013-1818=……. лет со времени торжественного открытия памятника Минину и Пожарскому.
3) 1828 делится на…
2013-1828=……..лет со дня рождения французского писателя Жюля Верна
Предварительный просмотр:
приложение 3
Для смекалистых «Кенгуру- клуб» предлагает:
1) Любитель арифметики перемножил первые 2002 простых числа. На сколько нулей заканчивается произведение?
(А) 0 (В) 1 (С) 10 (D) 20 (Е) 100
2) У двузначного числа n цифра десятков в два раза больше, чем цифра единиц. Тогда число n обязательно
(А) четное (В) нечетное (С) меньше 20
(D) делится на 3 (Е) делится на 6
Для творческих: придумать текстовую задачу, для ответа на вопрос которой, придется разложить на множители натуральное число.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
2 задание Задача : Нужно выделить участок земли прямоугольной формы площадью 18 квадратных метров. Какими могут быть размеры этого участка, если они должны выражаться натуральными числами ?
Решение задачи: 1) 18 = 1 х 18 2) 18 = 2 х 9 3) 18 = 3 х 6 Ответ : размеры участка могут быть : 1 м и 18 м; 2 м и 9 м ; 3 м и 6 м. 18 м 1 м 2 м 9 м 3 м 6 м
3 задание 18=2*9=2*3*3 18=3*6=3*2*3 Натуральное число 18 представили в виде произведения простых множителей
запомни Представить натуральное число в виде произведения простых множителей или их степеней 108=2*2*2*3*3*3=2 3 * 3 3 - разложить число на простые множители.
Путешествие по страницам словаря Алгоритм-совокупность действий, правил для решения данной задачи (из словаря Ожегова С.И.) Алгоритм - точное предписание, определяющее процесс перехода от исходных данных к исходному результату. (из словаря юного математика)
5 задание Делятся на 2: 218, 302, 58, 812, 742, 62, 394, 538, 722 Делятся на 3: 717, 1011, 813, 906, 4008, 117, 216, 657 Делятся на 5: 275, 85, 105, 7805, 450, 380, 325, 955, 845 Простые числа: 229, 73, 883, 907, 17, 199
физкультминутка
6 задание ( 225 б) 76 2 38 2 19 19 1 76=2 * 2 * 19=2 2 * 19
6 задание ( 225 в) 175 5 35 5 7 7 1 175=5 * 5 * 7=5 2 * 7
1 вариант 1) 42 = 2 * 3 * 7 2) 40 = 2*2*2*5= =2 3 *5 3 ) 220 = 2*2*5*11 = = 2 2 *5*11 2 вариант 1)54 = 2*3*3*3 = = 2*3 3 2) 80 = 2*2*2*2*5 = = 2 4 *5 3)250 =2*5*5*5 = =2*5 3 Проверьте р ешение :
Рефлексия Кто хорошо понял, как раскладывать числа на простые множители? (красная карточка) Кто не все понял, допустил ошибки? (желтая карточка) Кто не понял, как раскладывать числа на простые множители? (зеленая карточка)
Домашнее задание Для всех : П.3.4, № 638(а-д). дополнительное Для смекалистых «Кенгуру-клуб» предлагает Для творческих придумать задачу
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
урок-игра по математике 5 класс "Натуральные числа. Арифметические действия над натуральными числами"
Урок в форме игры. Предназначен для повторения всез арифметических действий над натуральными числами. Из-за нетрадиционной игровой формы проведения заинтересовывает детей с различным уровнем подготовк...
Презентация. Коsmo - star. Урок обобщение "Натуральные числа"
Повторение и систематизация изученного материала по теме. Закрепление и обобщение знаний при действиях с натуральными числами. Развитие интереса учащихся к математике и расширению кругозора....
Урок-обобщение "Натуральные числа" для 5 класса
Конспект урока с использованием ЭОР...
Тема урока «Умножение десятичных дробей на натуральные числа». Класс 5
Урок сообщения и усвоения новых знаний....
Урок-соревнование "Натуральные числа"
Этот урок проверит умение ребят решать примеры, решать и оформлять задачи на натуральные числа; развивать быструю работу мысли и внимательность; воспитывать дружеские отношения в классе и чувство сопе...
Технологическая карта урока . Тема: «Степень числа».Класс 5
Учебник: Математика 5. (А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, Ч.С. Якир.)Цели урокаОбразовательные (предметные результаты):познакомить обучающихся с понятиями степень числа, основание степени, показатель степ...
Презентация урока для 5 класса "Делитель натурального числа"
Презентация урока для 5 класса "Делитель натурального числа". Презентация включает в себя теорию и практические задания. Сделана по учебнику математики (автор Никольский)...