Урок-соревнование "Натуральные числа"
план-конспект урока по алгебре (5 класс) на тему
Этот урок проверит умение ребят решать примеры, решать и оформлять задачи на натуральные числа; развивать быструю работу мысли и внимательность; воспитывать дружеские отношения в классе и чувство сопереживания друг другу; развивать умение составлять и задавать вопросы; развивать интерес к математике.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok-sorevnovanie_naturalnye_chisla.docx | 24.54 КБ |
Предварительный просмотр:
Цели урока: закрепить и проверить умение ребят решать примеры, решать и оформлять задачи на натуральные числа; развивать быструю работу мысли и внимательность; воспитывать дружеские отношения в классе и чувство сопереживания друг другу; развивать умение составлять и задавать вопросы; развивать интерес к математике.
Подготовка к уроку: из класса выделяется один ребенок, который будет помощником и в подготовке к уроку, и во время проведения урока. Нужно подготовить лист рейтинга для трех команд (это задание можно дать самим детям), красиво украсить его, придумать олимпийский значок.
Таблица натуральных чисел. Половина листа ватмана заполняется числами с 1 до 50, числа заполняют таблицу вразброс, и ячейки (тоже вразброс) раскрашиваются в четыре цвета: синий, зеленый, красный и жёлтый.
30 | 22 | 35 | 49 | 31 | 27 | 18 | 43 | 12 | 23 |
8 | 40 | 19 | 45 | 9 | 6 | 33 | 5 | 39 | 46 |
46 | 11 | 34 | 25 | 50 | 42 | 7 | 47 | 4 | 15 |
41 | 36 | 28 | 3 | 21 | 2 | 10 | 44 | 26 | 37 |
24 | 13 | 1 | 14 | 38 | 32 | 20 | 48 | 29 | 17 |
Карточка с примерами для эстафеты «Бег с прицелом». Карточка
делается в трех экземплярах на три ряда.
49617 + 23545 20496:48
38103-28975 81309-59107
343 620 18720:78
71604 + 219239 4075 84
724 58
Также надо подготовить карточки с задачами: каждая карточка должна быть в девяти экземплярах.
1. Туристы шли пешком 3 часа и прошли расстояние в 8 раз мень-
шее, чем проехали на автобусе. С какой скоростью шли туристы,
если на автобусе они проехали 96км?
2. В бидоне несколько литров молока. После того, как в него нали-
ли еще 23 литра молока, а потом вылили 32 литра, в бидоне стало
24 литра молока. Сколько литров молока было в бидоне первона-
чально?
3. За день туристы прошли 15км. После обеда они прошли в 4 раза
меньше, чем до обеда. Сколько километров туристы прошли после
обеда?
4. Смесь конфет, состоящая из 3 частей карамели и 5 частей ирисок,
имеет массу 480граммов. Сколько граммов ирисок в этой смеси?
5. В первый бидон налили масла в 5раз меньше, чем во второй.
Сколько литров масла налили в каждый бидон, если во второй на-
лили на 32 литра больше масла, чем в первый?
Для награждения по результатам урока можно сделать несколько медалей для самых активных участников.
Ход урока . Организационный момент (3 мин)
Успокоить и рассадить детей.
Учитель: Вы знаете, что между странами всего мира происходят такие соревнования, как олимпиады. Причем, олимпиады бывают зимними и летними. Олимпиада включает в себя различные спортивные соревнования, и победители получают медали. Вот и у нас с вами пройдет сегодня олимпиада, но только она будет не спортивная, а математическая. У нас не может быть зимней или летней олимпиады. Поэтому название нашей олимпиады будет немного другое - «Олимпиада по натуральным числам». В нее будут входить различные упражнения с натуральными числами. А победители получат медали. Все активные ученики получат оценки, независимо от того, выиграют они или проиграют. Олимпиада будет проходить между тремя командами - тремя рядами. Но участвовать в ней будет каждый, поэтому стараться должны все.
2. Разминка - устная работа (4 мин)
Учитель: Любое соревнование начинается с тренировки. Нашей тренировкой будет устный счет. И так как соревнования будут между рядами, то и устный счет будет по рядам.
- Примеры решают дети по очереди и произносят ответы вслух. Причем ответ предыдущего примера является частью следующего примера. В выполнении этого задания должны участвовать все дети в классе.
Примеры даются по рядам. За каждый правильный ответ команда получает 1 очко. Если же ответ неправильный, то исправляет его ученик из другой команды. Это делает всех детей внимательней. По окончании подводятся итоги. Помощник суммирует результаты и заносит их в рейтинговый лист.
1 ряд: | 2 ряд: | 3 ряд: |
1000 - 100 = 900 | 352 + 108 = 460 | 200 ·3 = 600 |
: 3 = 300 | : 2 = 230 | - 370 = 230 |
+ 144 = 444 | -122= 108 | + 103 = 333 |
:4= 111 | :9 = 12 | : 111 =3 |
• 9= 999 |
| • 209 = 627 |
+ 10 = 1009 | + 506 = 590 | + 363 = 990 |
- 807 = 202 | -150 = 440 | : 10 = 99 |
+ 128 = 330 | : 110 = 4 | + 2001 = 2100 |
• 5= 1650 |
| : 3 = 700 |
3. «Кто быстрее?» (9 мин)
Учитель: Ну, а теперь переходим непосредственно к соревнованиям. Здесь очень важно учавствовать дружно, друг другу доверять и внимательно слушать. К доске выходят по одному участнику от каждой команды. Всем завязывают глаза. По очереди им предстоит на плакате найти нужное число по указанию команды. С места дети тоже говорят по очереди и только один раз. Переговариваться между собой нельзя. Каждому ряду будет дано свое число.
- Открывается плакат с числами, и преподавателем называется одно из чисел. Со своих мест каждый ищет число; кто нашел его, поднимает руку. Этот участник может дать указание своему товарищу у доски. Ученик у доски должен держать в руке указку и направлять её на плакат с числами. Например: «Подними руку немного наверх», или «Отведи руку вправо по диагонали на 20 сантиметров». Помощник следит за временем. После участия учеников из каждой команды подсчитываются очки. Той команде, участник которой нашел число быстрее всех, дается три очка. Следующей команде по скорости дается два очка. Команде, занявшей последнее место, дается одно очко. Но чтобы это соревнование слишком не затянулось, дольше, чем три минуты, искать число нельзя. Тем, кто так и не смог найти число за отведенное время, очков не дается. По окончании конкурса помощник опять подсчитывает очки, заносит их в таблицу и объявляет всем общий счет после двух конкурсов.
4. «Бег с прицелом» (8 + 3 мин)
Учитель: Следующее наше соревнование - это «Бег с прицелом». Здесь важно выполнить задание быстро и правильно. Карточка дается одна на весь ряд. На ней десять примеров, каждому ученику - по одному примеру. Карточка выдается ученикам первой парты. Они переписывают себе в тетрадь пример, решают его, записывают результат на карточке и передают карточку дальше. Вторая парта решает следующий пример и т.д. Ученики с последней парты передают карточку на учительский стол. Та команда, которая выполнит все задания быстрее всех, за скорость получит четыре очка. Команда, пришедшая к финишу второй, получит два очка. Команде, решившей примеры медленнее всех, очков не дается. После окончания выполнения задания карточки проверяются. Каждый правильный ответ приносит команде по два очка. Поэтому подумайте, что важнее: быстрее или правильнее решить примеры?
- Раздаются карточки. По команде учителя ученики начинают решать примеры. Если какая-нибудь команда ведет себя неправильно, ученики шумят или оборачиваются, то с них можно снять за первое замечание 1 очко, за второе замечание - 2 очка и т.д. После окончания «Бега с прицелом» помощник учителя по заранее приготовленным шаблонам проверяет ответы и подсчитывает общее количество очков, полученных каждой командой. Во время проверки примеров и подсчета баллов проводится разминка по плакату с числами (на котором в самом начале ученики искали числа).
- Преподаватель задает число, и каждый ученик со своего места ищет его на плакате. Тот, кто нашел, поднимает руку и называет цвет данного числа. Если ответ правильный, участник приносит команде 1 очко. Чисел нужно задать как минимум три, чтобы у каждой команды была возможность заработать свое очко.
5. «Кто сильнее?» (10 мин)
Учитель: На Олимпийских играх проверяется, кто сильнее, с помощью штанги. Кто тяжелее поднимет груз, тот и сильней. Мы же с вами проверять, кто сильнее, будем с помощью задач. Сильнее на нашей олимпиаде будет тот, кто решит задачу более высокой сложности. Каждой команде дается 5 задач разной сложности. Так как на одном ряду сидят больше, чем
пять человек, то некоторые задачи будут решать несколько ребят сразу. Какой сложности задачу решать, вы будете выбирать сами. А подсчет поднятого «груза» будем считать таким способом. Каждая задача - это этап. Если кто-то из ряда решил эту задачу, то этап считается пройденным. Каждый этап считается пройденным, даже если задачу из трех взявших учеников решил верно кто-то один. Этапы - с первого по пятый. Первый, второй и третий этапы дают по три очка. Четвертый этап дает 4 очка, а пятый - 5 очков. Но нельзя переходить к следующему этапу, если задача из предыдущего решена неправильно. Например, если никто не решил задачу с четвертого этапа, то задача с пятого даже не проверяется. Эта задача будет проверена после урока для индивидуального зачета.
- Сначала всем желающим с каждого ряда раздаются карточки с задачами самого сложного этапа. Затем раздаются более простые задачи и т.д. Нужно проверить, чтобы на каждом ряду каждую задачу решал хоть один ученик. После раздачи всех карточек на решение дается 5 минут. По прошествии этого времени проверяются ответы. Удобно прочитать ответ учителю. Кто из детей пришел к такому ответу, поднимает руку. Нужно подойти и проверить у ученика решение задания. После проверки заданий помощник подсчитывает баллы, набранные учениками из каждой команды, заносит их в рейтинговый лист и объявляет общий счет.
6. «Удар по воротам» (7 мин)
Учитель: Заключительное соревнование. Это «Удар по воротам». Ударом называется вопрос, который каждая команда может задать соперникам. Команда задает по два вопроса, первый - одним соперникам, второй - другим соперникам. Если команда ответила правильно, то она получает 3 очка. Если же ответить на вопрос команда не может, то вопрос переходит к другим соперникам. Если дети отвечают правильно, то получают 2 очка. Если ни одна из команд-соперниц ответить на вопрос не может, то отвечают ученики, задавшие вопрос, за что получают 1 очко. Вопросы могут быть по правилам, и только по прошедшим темам.
- После того, как вопросы задали все команды, подсчитываются баллы и определяется победитель.
7. Подведение итогов (3 мин)
Наградить победителей. Обсудить с детьми, что они уже умеют делать хорошо, а что им необходимо закрепить. Похвалить активных ребят. Дать домашнее задание. Собрать тетради на проверку. В тетрадях проверяются все задачи, за что тоже можно выставить оценки. Но главное - по тетрадям будет видно, с какими задачами дети справились, а какого типа задачи еще нужно закрепить перед контрольной работой. Тут же будет видно, справляются ли дети с решением уравнений.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Степень числа. Квадрат и куб числа
Урок изучения нового материала в 5 классе с применением ИД (конспект урока, самоанализ)....
Нахождение дроби от числа и числа по значению дроби.
Обобщающий урок по математике 6 класс. Учебник В.Я. Виленкин. Цели: повторить, обобщить и систематизировать знания, умения и навыки по теме; отработка контроля усвоения знаний, умений, навыков в ...
Учебный материал по теме: "Степень числа. Квадрат и куб числа"
Разработка в виде презентации, т.е весь урок можно использовать данную презентацию....
Урок презентация в 5 классе по теме: "Задачи на нахождение части от числа и числа по его части".
В презентацию включены задачи на нахождение части от числа и числа по его части. Задачи даются парами, чтобы дети могли научиться отпределять к какому типу отнети задачу. Представлены различные способ...
Как на Руси колокола отливали да на звонницу поднимали или Нахождение части от числа и числа по величине его части Интегрированный урок математики и истории в 6 классе
1.Отработка навыка решения задач на нахождение части от числа и числа по величине его части....
урок-игра по математике 5 класс "Натуральные числа. Арифметические действия над натуральными числами"
Урок в форме игры. Предназначен для повторения всез арифметических действий над натуральными числами. Из-за нетрадиционной игровой формы проведения заинтересовывает детей с различным уровнем подготовк...
Нахождение дроби от числа и числа по его дроби. Дифференцированные индивидуальные карточки с заданиями
В данной разработке содержится 7 вариантов по возрастанию уровня сложности. Каждый вариант содержит 5 заданий. Ко всем вариантам приведены ответы....