Интегрированный урок по ОБЖ и математике в 8 классе по теме: «Математика в правилах дорожного движения»
план-конспект урока по математике (8 класс) на тему

Жукова Татьяна Борисовна

Урок формирует навыки решения задач на движениие прикладного характертера. При решении задач, обсуждаются правила дорожного движение. Также при рассмотрении диаграмм, анализируется статистика ДДТТ по району или области.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 1_urok_obzh_matematika.pptx924.13 КБ
Файл urok_obzhmatematika.docx659 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Девиз урока: Чтобы путь стал безопасным и учёба не напрасной Знать нам надо несомненно, математику и правила дорожного движения.

Слайд 2

Тема урока: « Математика в правилах дорожного движения»

Слайд 3

Категории участников дорожного движения Водители Пассажиры Пешеходы

Слайд 4

Задача 1. При стоящем ограничителе скорости 40 км/ч папа вёл автомобиль по просёлочной дороге со скоростью 50 км/ч. На сколько процентов он превысил скорость? К чему это может привести?

Слайд 5

Задача 2. На расстоянии 40 м от пешехода движется автомобиль со скоростью 36км/ч. Как должен поступить пешеход, которому нужно пересечь дорогу шириной 6 м? скорость пешехода 1,5 м/с.

Слайд 6

Задача 3. Вова, которому 11 лет забрал из детского сада своего младшего брата и повез его по проезжей части на дачу к родителям со скоростью 12 км/ч. Какой путь они проехали, если время движения составило 15 мин. Нарушил ли правила Вова?

Слайд 7

Распределение погибших детей по основным категориям участников дорожного движения

Слайд 8

Распределение ДТП по времени суток

Слайд 9

Виды происшествий с участием детей.

Слайд 10

РАБОТА В ГРУППАХ. Сережа заметил идущий на остановку автобус в 180 м от остановки. Чтобы не опоздать, он побежал и через 12 с прибежал на остановку одновременно с автобусом. С какой скоростью пришлось бежать Сереже, если известно, что автобус движется со скоростью 19 м/с? Какие правила дорожного движения может нарушить Сергей?

Слайд 11

Подведение итого урока. Правила дорожного движения, которые я запомнил….? Домашнее задание:



Предварительный просмотр:

Интегрированный урок по ОБЖ и математике в 8 классе по теме:

«Математика в правилах дорожного движения»

Цели урока:

Образовательная: формирование навыка решения задач прикладного характера.

Воспитательная: воспитание коллективизма, чувства ответственности, умения делать выводы и не быть равнодушным к чужому горю.

Развивающая: развитие логического мышления, повышение интереса к математике, акцентирование внимания на вопросах безопасности жизнедеятельности.

Ход урока.

I. Организационный момент.

Учитель 1: Добрый день ребята, начинаем наш урок ОБЖ. Предлагаю посмотреть небольшой видеоролик и определить тему урока.

СОЦИАЛЬНЫЙ  РОЛИК.

Учитель 1. О чём сегодня пойдёт речь на уроке? (ПДД).

                     С чем мы должны познакомиться, что нового узнать, чему научиться?

Учитель 2. Девиз нашего урока…..

Девиз: Чтобы путь  стал безопасным и учёба не напрасной,

 Знать нам надо несомненно, математику и правила дорожного движения.

Итак тема урока…..? (выводится на экран)

Цель урока: при решении математических задач не только находить результат вычислений, но и уметь анализировать ситуацию, делать вывод.

II. Подготовка учащихся к работе на основном этапе. 

Учитель 1. Ребята, вы разделены на три группы по участникам дорожного движения. По знакам определите название своей группы. Кем вы можете являться на дороге? (пешеходы, водители, пассажиры).

Начнём с разминки!! Каждой группе будет задаваться вопрос, ваша задача на него быстро ответить. Вопрос по ПДД, ответ математический!

Команде пассажиров:

1. Возраст, с которого разрешается ребенку сидеть на переднем сиденье автомобиля.

(12 лет)

2.Какую геометрическую форму могут иметь дорожные знаки? (Круг, треугольник, квадрат, прямоугольник, шестиугольник)

3. С какой максимальной скоростью должен двигаться транспорт в населенном пункте? (не более 60 км/ч).

Команде пешеходов:

1.Сколько сигналов имеет пешеходный светофор? (два: красный и зеленый).

2.Какую информацию сообщает цифра 30, 40 или 60, написанная на знаке в форме круга? («Ограничение скорости»)

3. Во сколько раз увеличиться тормозной путь легкового автомобиля в гололёд, чем в сухую погоду при резком торможении? ( среднем в 2 раза)

Команде водителей :

1. Число, которое «пытается написать» погнутое колесо велосипеда. (8)

2. Мопедом(скутером) разрешается управлять с … лет? (с 16 лет).

3. Сколько световых (светоотражающих) элементов должно быть установлено на велосипеде? (минимум два спереди и сзади)

Учитель 1: МОЛОДЦЫ!

 Ребята, у каждого в группе на столе лежит лист, на котором в течение урока вам следует записывать те правила, которые вы запомнили на том или ином этапе урока, чтобы подвести итог в конце. Напишите, что вы запомнили после разминки.(30 секунд)

III. Решение задач (один человек из группы решает задачу около доски и отвечает на 1 вопрос, остальные участники команды формулируют ответ на 2 вопрос):

Учитель 2: Изучение правил дорожного движения непосредственно связано с решением задач. Какие величины характеризуют движение как в математике так и в физике? (скорость, время, расстояние).Какой формулой связаны эти величины ?(вывести на слайд)

ПАССАЖИРЫ

Задача 1. При стоящем ограничителе скорости 40 км/ч папа вёл автомобиль по просёлочной дороге со скоростью 50 км/ч. На сколько процентов он превысил скорость? К чему это может привести?

Решение:

  1. 50-40= 10 км/ч
  2. 10:40=1/4
  3. ¼:100=25 %

ПЕШЕХОДЫ

Задача 2. На расстоянии 40 м от пешехода движется автомобиль со скоростью 36км/ч. Как должен поступить пешеход, которому нужно пересечь дорогу шириной 6 м? скорость пешехода 1,5 м/с.

Решение:

  1. 36км/ч=10м/с
  2. 40м:10м/с=4с – время, которое потребуется автомобилю, чтобы поравняться с пешеходом;
  3. 1,5м/с*4с=6с – путь, который может за это время пройти пешеход.

Ответ: можно сделать вывод: пешеход успевает пересечь дорогу. Но пешеходу всегда следует помнить о том, что при переходе дороги могут возникнуть помехи его движению. Человек может поскользнуться, споткнуться, столкнуться со встречным пешеходом и т.п. следовательно, в этой ситуации безопаснее пропустить автомобиль.

ВОДИТЕЛЬ (велосипедист, скутерист)

Задача 3. Вова, которому 11 лет забрал из детского сада своего младшего брата и повез его по проезжей части на дачу к родителям со скоростью 12 км/ч. Какой путь они проехали, если время движения составило 15 мин. Нарушил ли правила  Вова?

Решение: S=V*t= 12 км/ч* ¼ = 3 (км) – проделал Вова.

Ответ: Вова нарушил ПДД: детям до 14 лет не разрешается ездить на велосипеде по проезжей части, а также не разрешается перевозить детей до 7 лет без специально оборудованных  кресел.

IV. Учитель 1. Проводит физкультминутку

Физкультминутка

На вопросы дети выполняют действия, отражающие смысл слов.

– Как живете?
– Через дорогу как идете?
– А на красный свет бежите?
– А на желтый свет стоите?

- А на зелёный свет не бежите, а……..?
– А при резком торможении что бывает?
– По какой дороге мчишься и как подскакиваешь ввысь?

- Соблюдай все правила, будет всё отлично!!!

 V. Статистические данные в диаграммах (чтение и анализ)

Учитель 2. За 9 месяцев 2017 года на дорогах Московской области зарегистрировано 420 дорожно-транспортных происшествий с участием детей и подростков в возрасте до 16 лет, в результате которых 18 юных участников дорожного движения погибли и 450 детей получили травмы различной степени тяжести.

Предлагаю каждой из групп поработать с диаграммами, проанализировать  статистические данные и сделать выводы.

1 Группа. Распределение погибших детей по основным категориям участников дорожного движения

  • Из 11 детей пассажиров, 3 перевозились без использования детского удерживающего устройства и ремня безопасности в автомобиле и 3 ребенка являлись пассажирами мотоцикла (скутера), перевозились без использования шлема и спец. защиты.
  • 4 ребёнка пешехода погибли вне зоны действия пешеходного перехода, 3 из них до 7 лет и 1 школьного возраста.
  • 3 учащихся были без надлежащей экипировке, 1 из них управлял мотоциклом; 2  управляли велосипедом.

2 группа. Распределение ДТП по времени суток

Более половины ДТП происходит в период с 15ч.00мин. до 21ч.00мин. (219 ДТП, 52%). Данная тенденция связана с увеличением интенсивности транспортных потоков и активным пребыванием детей на улице.

3 группа.   Виды происшествий с участием детей.

Самыми распространенными видами происшествий с участием несовершеннолетних являются наезды на пешеходов и столкновения транспортных средств. На их долю приходится  в сумме 79% от общего числа ДТП. Так же опрокидывание, наезд на препятствие и другое.Будучи пешеходом, следует переходить дорогу строго в установленном  месте (пешеходный переход), сидя в автомобиле обязательно пристёгиваться.

VI. Решение задачи в группе.

Учитель 2. В заключение урока, мы предлагаем вам решить ещё одну задачу в группе. Данную задачу можно решить  3 способами, выберите один из них. Но главное смоделируйте данную ситуацию, представьте в этой задаче себя на месте мальчика Серёжи и ответьте на вопрос, какие правила дорожного движения вы можете нарушить?

Задача. Сережа заметил идущий на остановку автобус в 180 м позади себя. Чтобы не опоздать, он побежал и через 12 с прибежал на остановку одновременно с автобусом. С какой скоростью пришлось бежать Сереже, если известно, что автобус движется со скоростью 19 м/с?

1 способ

1) 180: 12 = 15 (м/с) – скорость их сближения

2) 19-15 =4(м/с) –скорость, с которой бежал Сергей.

2 способ

Пусть х (м/с) – скорость Сергея, тогда

(19-х) *12=180

3 способ

  1. 19*12=228(м)-путь, пройденный автобусом до остановки.
  2. 228-180=48(м) – путь, который пробежал Сергей
  3. 48:12=4(м/с) –скорость, с которой бежал Сергей

VII. Этап подведения итогов урока. Рефлексия.

Какие актуальные проблемы мы затронули на уроке?

Прочитайте свой накопительный лист правил (каждая группа зачитывает свои правила, не повторяя друг друга)

МАТЕРИАЛЫ  К  УРОКУ.

Задача. Ширина проезжей части дороги 9 м. Скорость движения колонны школьников в выставочный зал 0,9 м/с. Успевают ли они все перейти пешеходный переход по зеленому сигналу светофора, если длина колонны школьников 18 м, а сигнал горит 20с. Как должны идти учащиеся?

Решение:

  1. 18м +9м=27м – путь, который должен пройти последний школьник;
  2. 27м:0,9м/с=30с –нужно, чтобы вся колонна прошла через проезжую часть дороги;
  3. 30с больше 20с

Ответ: Не успеют. Дети в колонне должны идти с флажками. Транспорт обязан пропустить колонну.

Распределение погибших детей по основным категориям участников дорожного движения

Распределение ДТП по времени суток

 

Виды происшествий с участием детей.

Правила, которые мы запомнили…http://dnpr.com.ua/sites/default/files/u3660/vnimanie.jpg

1)

2)

3)

4)

5)

Правила, которые мы запомнили…http://dnpr.com.ua/sites/default/files/u3660/vnimanie.jpg

1)

2)

3)

4)

5)

Памятка по безопасности дорожного движения

http://dnpr.com.ua/sites/default/files/u3660/vnimanie.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок по информатике и математике 6 класс

Данный конспект урока демонстрирует метапредметную связь по математике и информатике по теме "Коордитнатная плоскость". При изучении данной темы у чащихся вызывает большой интерес рисовать, используя ...

Интегрированный урок русского языка и математики 6 класс

Имя числительное и число.Цели: научить учащихся различать имена числительные и числа; обратить внимание на слова со значением числа; развивать интерес к математике и русскому языку на базе получения д...

Интегрированный урок окружающего мира и математике. 3 класс

Интегрированый урок по окружающему миру и математике 3 класс....

Разработка интегрированного урока швейного дела и математики. 6 класс. "Накладной карман квадратной формы"

Разработка интегрированного урока швейного дела и математики. 6 класс. "Накладной карман квадратной формы"...

Открытое занятие по правилом дорожного движения. Тема: «Маша и Медведь знакомятся с правилами дорожного движения»

Тема: «Маша и Медведь знакомятся с правилами дорожного движения»Цель: повторить правила дорожного движения: значение сигналов светофора, правила безопасности на улицах и дорогах, дорожные ...

Интегрированный урок русского языка и математики 5 класс ОВЗ " Сложение и вычитание чисел в пределах 1000 Предложение, род имен существительных "

Технологическая карта урока для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) легкой степени 1 вариант...