Разработка материала учителем математики Хакимовой Г.Х. на тему «Работа с учащимися, испытывающими затруднения при изучении предмета математики»
учебно-методический материал по математике на тему
Этот материал предназначен учителям математики для работы с учащимися, испытывающими затруднения при изучении предмета математики.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razrabotka_materiala_uchitelem_matematiki_hakimovoy_g.doc | 179 КБ |
Предварительный просмотр:
Разработка материала учителем математики Хакимовой Г.Х. на тему «Работа с учащимися, испытывающими затруднения при изучении предмета математики»
Для решения задачи ликвидации пробелов в знаниях обучающего на начальном этапе необходимо разработать план мероприятий:
№ | Наименование мероприятия | Срок проведения |
1 | Проведение входного контроля знаний учащихся класса по основным разделам учебного материала предыдущих лет обучения. Цель: а)определение фактического уровня знаний детей. б)выявление в знаниях учеников пробелов, которые требуют быстрой ликвидации. | Сентябрь |
2 | Формирование банка данных отстающих обучающихся (для составления индивидуальной работы) | Сентябрь |
3 | Установление причин отставания через беседы с классным руководителем, встречи с родителями, в ходе беседы с самим ребенком. | Сентябрь |
4 | Проведение родительского собрания на тему «Пути повышения мотивации обучения обучающихся» | Сентябрь |
5 | Составление индивидуального плана работы по ликвидации пробелов в знаниях отстающего ученика на текущую четверть. | В течение учебного года |
6 | Используя дифференцированный подход при организации самостоятельной работы на уроке, включать посильные индивидуальные задания слабоуспевающему ученику, фиксировать это в плане урока. | В течение учебного года |
8 | Вести тематический учет знаний ребенка, имеющего затруднения при изучении математики. | В течение учебного года |
9 | Вести индивидуальный контроль выполнения домашних заданий | В течение учебного года |
10 | Диагностирование знаний учащихся по четвертям с фиксацией результатов в индивидуальной карте ошибок | В течение учебного года |
11 | Работа с родителями (родительские собрания, индивидуальные беседы) по поддержке мотивационного интереса к ликвидации пробелов в знаниях у ребенка, имеющего затруднения по математике | В течение учебного года |
Основополагающие направления и виды деятельности при работе с учеником, испытывающим затруднения при изучении предмета
1.Организация работы с учеником на уроке.
2. Методы и формы работы с учеником во внеурочное время.
3. Воспитательная работа с учеником, нацеленная на повышение успеваемости.
4. Организация работы с родителями неуспевающих учащихся.
Программа деятельности учителя-предметника с учеником, испытывающим затруднения при изучении предмета:
1. Использовать на уроках различные виды опроса (устный, письменный, индивидуальный и др.) для объективности результата.
2. Готовить и использовать на уроках опорные схемы, наглядные пособия, технические средства, дидактический материал.
3. Регулярно и систематически опрашивать.
4. Комментировать оценку ученика, отмечая недостатки, чтобы ученик мог их устранять в дальнейшем
5. Ликвидировать пробелы в знаниях, выявленные в ходе контрольных работ, после чего провести повторный контроль знаний.
6. Проводить индивидуальные консультации и занятия с учащимися, нуждающимися в помощи, для отработки базовых знаний и умений
Основные моменты в организации учебного процесса с учениками, испытывающи-ми затруднения при изучении математики.
Для усиления эффективности работы использовать новые образовательные технологии, инновационные формы и методы обучения: личностно – ориентированный подход (обучение строить с учетом развитости индивидуальных способностей и уровня сформированности умений учебного труда) и разноуровневую дифференциацию на всех этапах урока.
Организовать индивидуально-групповую работу, применяя дифференцированные тренировочные задания, инвариантные практические работы, дифференцированные проверочные работы, творческие работы по выбору.
На уроках и дополнительных занятий применять «Карточки коррекции», «Памятки для учащихся», шире использовать игровые задания, которые дают возможность работать на уровне подсознания. В работе создавать специальные ситуации успеха.
При опросе давать примерный план ответа, разрешать пользоваться планом, составленным дома, больше времени готовиться к ответу у доски, делать предварительные записи, пользоваться наглядными пособиями и пр.
Задавать наводящие вопросы, помогающие последовательно излагать материал. В ходе самостоятельной работы на уроке давать задания, направленные на устранение ошибок, допускаемых ими при ответах или в письменных работах.
При организации домашней работы подбирать задания по осознанию и исправлению ошибок: проводить подробный инструктаж о порядке выполнения домашних заданий, о возможных затруднениях, предлагать (при необходимости) карточки-консультации, давать задания по повторению материала, который потребуется для изучения новой темы.
Материал, используемый при работе с учеником, испытывающим затруднения при изучении математики.
Эффективным для восполнения возникших пробелов в математической подготовке является использование карточек для коррекции знаний или карточек-памяток. Карточки-памятки (карточки коррекции) как средство индивидуализации обучения могут улучшить условия для сознательного усвоения изучаемого материала. С их помощью ученик, выполняя практические задания, осознаёт возникающие при их выполнении проблемные задачи, самостоятельно делает выводы, обобщения, постигает логику рассуждений, учится мыслить.
Карточка-помощник по теме: Преобразование рациональных выражений
Действия с алгебраическими дробями
Теория | Практика |
1. | |
2. | |
3. | |
4. | |
5. | |
| |
Основное свойство дроби: , , | Сократите , при |
Реши сам:
1. Представьте выражение в виде дроби
2. Сократите дробь . 1) 2) 3) 4)
3. Сократите дробь . 1) 2) 3) 4)
4. Сократите дробь . 1) 2) 3) 4)
5. Укажите выражение, тождественно равное дроби .
1) 2) 3) 4)
6. Укажите выражение, тождественно равное дроби .
1) 2) 3) 4)
7. Упростите выражение: . Ответ:______________
8. Упростите выражение: . Ответ:______________
9. Упростите выражение: . Ответ:______________
10. Упростите выражение: . Ответ:______________
11. Упростите выражение Ответ:______________
12. Упростите выражение Ответ:______________
13. Упростите произведение Ответ:______________
14. Упростите частное Ответ:______________
15. Упростите частное Ответ:______________
Карточка коррекции знаний по теме «Умножение многочленов»
ОБРАЗЕЦ | ЗАДАНИЯ | |
член первого многочлена на каждый член второго многочлена и сложи результаты. | (а + 2)(х - 3) = = ах - 3а + 2х - 6 | Преобразовать произведение в многочлен: 1) (а + 3)(с + 5) ; 2) (а + 2)(6-с); 3) (а-1)(а -2); 4) (а - 2)(а + 6) ; 5) (а + 7)(а + 1). 6) (х + 4)(2 + x); 7) (х + 2)(у-8); 8) (х-1)(х -3); 9) (х-9)(х + 3); 10) (х + 1)(х +1) . 11) (т + 4)(1 + а) ; 12) (т + 2)(7 - р); 13) (т - \){т + п - 2); 14) (т - р)(т + р) ; 15) (x + 2)(y + 2). |
Правильно организованный и систематически проводимый контроль знаний учащихся помогает определять недостатки в работе учащихся и устранять их. После изучения соответствующего материала каждого параграфа учебника можно проводить математические диктанты
Диктант «Параллелограмм»,
- Параллелограммом называется ...
- В параллелограмме противоположные стороны и противоположные углы ...
- Прямоугольником называется ...
- Квадратом называется ромб, у которого ...
- Высотой параллелограмма называется ...
- В параллелограмм ... …..………..вписать окружность.
При составлении тестов задание должно обеспечивать проверку знаний и умений на трёх уровнях: узнавания и воспроизведения, применения в знакомой ситуации, применения в новой ситуации или творческого применения. Такая дифференциация требований к учащимся на основе достижения всеми обязательного уровня подготовки поможет создать основу для разгрузки слабых учащихся, обеспечивая их посильной работой и формируя положительное отношение к учёбе.
Виды тестов: тест с пробелами (дополнениями), тест напоминания, тест с альтернативным ответом, выборочный тест, тест соответствия (сличения), комбинированный тест.
Тест с пробелами.
Многоугольники. Геометрия 8 класс
1. Сумма углов _____________ n-угольника равна _________
2. Внешним углом многоугольника называется _________, смежный с его __________
3. Сумма внешних ________ выпуклого ________, взятых по _______ при каждой
__________, равна __________
4. Параллелограммом называется____________, противоположные_______ которого попарно __________
5. Диагонали _______________ в точке ______________ делятся пополам
6. У параллелограмма _____ стороны ______ и противоположные ______ равны
7. Прямоугольником называется ________, у которого _______ углы _________
8. __________ прямоугольника равны.
9. В прямоугольном треугольнике ______, проведена к _______, равна половине
_________
10. Ромбом называется ________, все _______ которого _______ между собой
11. Диагонали ________ взаимно перпендикулярны и __________ его углы _________
12. Квадрат - это ________, все стороны которого _________
13. У ________ все углы _________
14. У квадрата ________ стороны ________
После проверочной или контрольной работы можно применить следующий вид работы над ошибками: учащиеся заполняют таблицу ошибок. Страница тетради делится на три столбика. В первом записываем ошибки, во втором правило, в третьем верные решения и примеры. Процесс отыскания и исправления ошибок самими учащимися можно сделать поучительным, в результате чего изучение ошибок становится эффективным средством в развитии познавательного интереса к изучению математики.
У учащихся с низкими учебными возможностями, на уроке не хватает времени для достаточного закрепления материала. Для более лучшего закрепления знаний необходимо проводить индивидуальную работу и во внеурочное время. Во время внеурочных занятий решаются задания на печатных рабочих тетрадях, отрабатываются основные типы заданий по разделам и темам, заполняется индивидуальный справочник ученика. Для контроля внеурочных занятий необходимо составить план дополнительных занятий с обучающимися. Например, по четвертям.
План индивидуальных дополнительных занятий на 1 четверть.
Фамилия ученика (класс)…Иванов Андрей………8 В класс……
Даты проведения | Тематика занятий. | Дифференцированные задания: Печатная рабочая тетрадь, дидактический материал |
Сложение и вычитание обыкновенных дробей. Умножение и деление обыкновенных дробей | ||
Сокращение дробей. | ||
Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями. | ||
Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями. | ||
| Умножение и деление дробей | |
| Параллелограмм. Свойства параллелограмма. | |
Трапеция, средняя линия трапеции, равнобедренная трапеция. | ||
Закрепление свойств и решение задач на тему «Трапеция, прямоугольник, ромб, квадрат». |
Большую помощь должны оказывать родители школьников, которые проводят работу по устранению неуспеваемости в домашних условиях. Дома по указанию учителя родители помогают выполнять индивидуальные задания, используя наглядные материалы. Учитель должен донести до каждого родителя информацию о важности и нужности грамотного своевременного выявления неуспеваемости и устранения ее.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Работа с учащимися, испытывающими трудности в усвоении учебного материала
Чтобы найти средство для преодоления неуспеваемости, надо знать причины, порождающие ее. Это может быть низкое качество мыслительной деятельности ребенка, отсутствие у него мотивации к учению, несовер...
Проектная работа «Система работы учителя с детьми, испытывающими стойкие затруднения в процессе изучения предмета «Математика»».
Новая жизнь требует новых знаний: люди должны уметь применять математические знания в различных областях: оплачивать коммунальные услуги, выбирать выгодные условия кредитования, понимать, как ра...
Методическая разработка для учителей математики по геометрии "Использование зачетных работ по геометрии для повторения изученного материала"
В этой разработке предлагаются вопрсы и задачи для учащихся по геометрии для повторения изученной главы. Цель: проверка знаний и умений в простой и доступной форме, повторение пройденного перед контро...
Планирование урока математики для 5 классов на тему: «Позиционные системы счисления». (Урок изучения нового материала) УМК "Математика. Психология, Интеллект" (МПИ)
Цели урока:· Обучающие: ввести понятие "позиционная система счисления", создать его образное сопровождение, исследовать и обобщить его ее основные особенности...
Система работы учителя с детьми, испытывающими стойкие затруднения в процессе изучения предмета «Математика
В работе описана система работа со слабоупевающими учащимися....
Разработка материала учителем математики Хакимовой Г.Х. на тему «Работа с учащимися, испытывающими затруднения при изучении предмета математики»
Этот материал предназначен для изучения учителям математики для применения в работе с учащимися , испытывающими затруднения при изучении предмета математики....
Предметный кабинет «Естественнонаучного цикла» как ресурс эффективной работы с учащимися, испытывающими учебные затруднения
В проекте предложена система работы с неуспевающими детьми, оказание помощи слабоуспевающим детям на уроке и профилактика неуспеваемости....