РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОУД.03. МАТЕМАТИКА: АЛГЕБРА И НАЧАЛА МАТЕМАТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА; ГЕОМЕТРИЯ
рабочая программа по математике на тему
. Область применения рабочей программы: реализация основной профессиональной образовательной программы СПО на базе основного общего образования с одновременным получением среднего общего образования и в соответствии с ФГОС СПО по специальностям 49.02.02 Адаптивная физическая культура (углубленной подготовки), 44.02.01 Дошкольное образование (углубленной подготовки), 44.02.02 Преподавание в начальных классах (углубленной подготовки).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mat_226_156_oud03.docx | 110.4 КБ |
Предварительный просмотр:
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ И ПО ДЕЛАМ МОЛОДЕЖИ КАБАРДИНО-БАЛКАРСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«КАБАРДИНО-БАЛКАРСКИЙ ГУМАНИТАРНО-ТЕХНИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»
УТВЕРЖДАЮ:
И.о. директора КБГТК
_____________Б.З. Абазов
«____»_________20____ г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОУД.03. МАТЕМАТИКА: АЛГЕБРА И НАЧАЛА МАТЕМАТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА; ГЕОМЕТРИЯ
для специальностей СПО:
49.02.02 Адаптивная физическая культура (углубленной подготовки)
44.02.01 Дошкольное образование (углубленной подготовки)
44.02.02 Преподавание в начальных классах (углубленной подготовки)
Срок обучения – 3 года 10 месяцев
Форма обучения – очная
Уровень освоения: базовый
г. Нальчик, 2017 г.
Программа разработана на основе Примерной программы общеобразовательной учебной дисциплины «Математика: алгебра и начала математического анализа; геометрия» для профессиональных образовательных организаций, рекомендованной Федеральным государственным автономным учреждением «Федеральный институт развития образования» (ФГАУ «ФИРО») (Протокол № 3 от 21.07.2015, Регистрационный номер рецензии 377 от 23.07.2015 ФГАУ «ФИРО»), с учетом требований ФГОС среднего общего образования, предъявляемых к структуре, содержанию и результатам освоения учебной дисциплины «Математика: алгебра и начала математического анализа, геометрия», гуманитарного профиля профессионального образования, в соответствии с Рекомендациями по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования (письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259).
Организация-разработчик: ГКПОУ «КБГТК»
Разработчик:
Унежева Оксана Хусеновна – преподаватель математики высшей квалификационной категории
Рекомендована Методическим советом КБГТК
Заключение №____________ от ____ __________20__ г.
Зам. директора по ОД _____________ С. М. Кажаров
Зав. методкабинетом _________________А.А. Шогенова
МК общеобразовательных дисциплин
протокол №. ____ от «_____»___________20__ г.
Председатель :________________О.Х.Унежева
СОДЕРЖАНИЕ
стр. | |
| 4 - 8 |
| 9 - 17 |
| 18 - 20 |
| 21 |
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ МАТЕМАТИКА: АЛГЕБРА И НАЧАЛА МАТЕМАТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА; ГЕОМЕТРИЯ
1.1. Область применения рабочей программы: реализация основной профессиональной образовательной программы СПО на базе основного общего образования с одновременным получением среднего общего образования и в соответствии с ФГОС СПО по специальностям 49.02.02 Адаптивная физическая культура (углубленной подготовки), 44.02.01 Дошкольное образование (углубленной подготовки), 44.02.02 Преподавание в начальных классах (углубленной подготовки).
Рабочая программа учебной дисциплины «Математика: алгебра и начала математического анализа; геометрия» является частью программы подготовки специалистов среднего звена (ППССЗ) по данным специальностям и разработана на основе требований ФГОС среднего общего образования, предъявляемых к структуре, содержанию и результатам освоения учебной дисциплины «Математика: алгебра и начала математического анализа; геометрия», и в соответствии с Рекомендациями по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования (письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259).
Разработана на основе примерной программы общеобразовательной учебной дисциплины «Математика: алгебра и начала математического анализа; геометрия» для профессиональных образовательных организаций автора Башмакова М.И., одобренной ФГАУ «ФИРО» Минобрнауки России, 2015, с учетом гуманитарного профиля получаемого профессионального образования.
1.2. Место дисциплины в структуре ППССЗ
Учебная дисциплина «Математика: алгебра и начала математического анализа; геометрия» входит в состав общеобразовательных учебных дисциплин, формируемых из обязательных предметных областей ФГОС среднего общего образования, для специальностей СПО гуманитарного профиля.
1.3. Цели и задачи общеобразовательной учебной дисциплины -требования к результатам освоения дисциплины.
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:
- Выполнять тождественные преобразования выражений, содержащих степенные, показательные, логарифмические и тригонометрические выражения. Строить графики степенной, показательной, логарифмической и тригонометрических функций.
- Решать простейшие уравнения и неравенства, содержащие степенные, показательные, логарифмические и тригонометрические функции.
- Изображать геометрические фигуры на чертеже и производить простейшие построения на плоскости.
- Выполнять операции над векторами и пользоваться свойствами этих операций.
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:
- свойства арифметического корня натуральной степени;
- свойства степени с рациональным показателем;
- свойства логарифмов и основное логарифмическое тождество;
- основные тригонометрические формулы;
- таблицу производных элементарных функций;
- аксиомы стереометрии, основные понятия и уметь применять их при решении задач
Целью изучения дисциплины «Математика» является формирование у студентов общих и профессиональных компетенций, необходимых для качественного освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования – программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих, программы подготовки специалистов среднего звена (ППКРС, ППССЗ), необходимых для осуществления профессиональной деятельности будущего специалиста на основе овладения содержанием дисциплины. Общие цели изучения математики традиционно реализуются в четырех направлениях – общее представление об идеях и методах математики, интеллектуальное развитие, овладение необходимыми конкретными знаниями и умениями, воспитательное воздействие.
Задачи по обеспечению достижения цели:
- формирование представлений о социальных, культурных и исторических факторах становления математики;
- развитие логического, алгоритмического и математического мышления;
- овладение математическими знаниями и умениями, необходимыми в повседневной жизни, для изучения смежных естественнонаучных дисциплин на базовом уровне и дисциплин профессионального цикла, для получения образования в областях, не требующих углубленной математической подготовки и применения полученных знаний при решении различных задач;
- воспитание средствами математики культуры личности, понимания значимости математики для научно-технического прогресса, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры, универсальном языке науки, позволяющем описывать и изучать реальные процессы и явления.
Освоение содержания учебной дисциплины «Математика: алгебра и начала математического анализа; геометрия» обеспечивает достижение студентами следующих результатов:
личностных:
- сформированность представлений о математике как универсальном языке науки, средстве моделирования явлений и процессов, об идеях и методах математики;
- понимание значимости математики для научно-технического прогресса, сформированность отношения к математике как к части общечеловеческой культуры через знакомство с историей развития математики, эволюцией математических идей;
- развитие логического мышления, пространственного воображения, алгоритмической культуры, критичности мышления на уровне, необходимом для будущей профессиональной деятельности, для продолжения образования и самообразования;
- овладение математическими знаниями и умениями, необходимыми в повседневной жизни, для освоения смежных естественнонаучных дисциплин и дисциплин профессионального цикла, для получения образования в областях, не требующих углубленной математической подготовки;
- готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;
- готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
- готовность к коллективной работе, сотрудничеству со сверстниками в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности;
- отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем;
метапредметных:
- умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;
- умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты;
- владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;
- готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;
- владение языковыми средствами – умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства;
- владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения;
- целеустремленность в поисках и принятии решений, сообразительность и интуиция, развитость пространственных представлений; способность воспринимать красоту и гармонию мира;
предметных:
- сформированность представлений о математике как части мировой культуры и о месте математики в современной цивилизации, о способах описания на математическом языке явлений реального мира;
- сформированность представлений о математических понятиях как о важнейших математических моделях, позволяющих описывать и изучать разные процессы и явления; понимание возможности аксиоматического построения математических теорий;
- владение методами доказательств и алгоритмов решения, умение их применять, проводить доказательные рассуждения в ходе решения задач;
- владение стандартными приёмами решения рациональных и иррациональных, показательных, степенных, тригонометрических уравнений и неравенств, их систем; использование готовых компьютерных программ, в том числе для поиска пути решения и иллюстрации решения уравнений и неравенств;
- сформированность представлений об основных понятиях математического анализа и их свойствах, владение умением характеризовать
- поведение функций, использование полученных знаний для описания и анализа реальных зависимостей;
- владение основными понятиями о плоских и пространственных геометрических фигурах, их основных свойствах; сформированность умения распознавать на чертежах, моделях и в реальном мире геометрические фигуры; применение изученных свойств геометрических фигур и формул для решения геометрических задач и задач с практическим содержанием;
- сформированность представлений о процессах и явлениях, имеющих вероятностный характер, о статистических закономерностях в реальном мире, об основных понятиях элементарной теории вероятностей; умений находить и оценивать вероятности наступления событий в простейших практических ситуациях и основные характеристики случайных величин;
- владение навыками использования готовых компьютерных программ при решении задач.
1.4. Профильная составляющая (направленность) общеобразовательной дисциплины
Профилизация целей математического образования отражается на выборе приоритетов в Колледже гуманитарно-технической учебной деятельности обучающихся. Для гуманитарного профиля профессионального образования более характерным является усиление общекультурной составляющей учебной дисциплины с ориентацией на визуально-образный и логический стили учебной работы, а также, учитывающей специфику осваиваемой студентами специальности СПО, за счёт обеспечения:
– выбора различных подходов к введению основных понятий;
– формированию системы учебных заданий, обеспечивающих эффективное осуществление выбранных целевых установок;
– обогащению спектра стилей учебной деятельности за счет согласования с ведущими деятельностными характеристиками выбранной специальности.
Профильное изучение общеобразовательной учебной дисциплины «Математика» осуществляется частичным перераспределением учебных часов и отбором дидактических единиц, в зависимости от важности тем, для специальностей 49.02.02 Адаптивная физическая культура (углубленной подготовки), 44.02.01 Дошкольное образование (углубленной подготовки), 44.02.02 Преподавание в начальных классах (углубленной подготовки)
Большое внимание уделяется решению текстовых задач на расчет статистических данных. Такого рода задачи, в частности, предложены во внеаудиторной самостоятельной работе по теме: «Развитие понятия о числе».
Для внеаудиторной самостоятельной работы используются расчётно – графические задания, которые формируют знания, умения и навыки необходимые студенту при освоении профессиональных модулей, в частности – составление различного вида диаграмм в статистике.
Программа ориентирует на приоритетную роль процессуальных характеристик учебной работы, зависящих от профиля профессиональной подготовки, акцентирует значение получения опыта использования математики в содержательных и профессионально значимых ситуациях по сравнению с формально-уровневыми результативными характеристиками обучения.
Базовая составляющая отражается в требованиях к подготовке обучающихся в части:
- общей системы знаний: содержательные примеры использования математических идей и методов в профессиональной деятельности;
- умений: различие в уровне требований к сложности применяемых алгоритмов;
- практического использования приобретенных знаний и умений: индивидуального учебного опыта в построении математических моделей, выполнении исследовательских проектов.
1.5. Рекомендуемое количество часов на освоение программы общеобразовательной учебной дисциплины: максимальная учебная нагрузка обучающегося − 226 часов, из них: аудиторная (обязательная) нагрузка обучающихся, включая практические занятия, – 156 часов; внеаудиторная самостоятельная работа студентов – 70 часов.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ МАТЕМАТИКА: АЛГЕБРА И НАЧАЛА МАТЕМАТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА; ГЕОМЕТРИЯ
2.1. Объем общеобразовательной учебной дисциплины
и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 226 |
Аудиторная(обязательная) учебная нагрузка (всего) | 156 |
в том числе: | |
практические | 78 |
контрольные работы | 22 |
Внеаудиторная самостоятельная работа студента (всего) | 70 |
в том числе: | |
выполнение домашнего задания | 50 |
индивидуальный проект с использованием информационных технологий | 8 |
расчетно-графические работы | 14 |
подготовка реферата | 8 |
написание конспекта | 4 |
изготовление модели | 8 |
составление кроссвордов | 4 |
составление ситуационных производственных (профессиональных) задач | 4 |
Итоговая аттестация в форме экзамена |
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины
Математика: алгебра и начала математического анализа; геометрия
Разделы и темы | Содержание учебного материала, практические занятия, самостоятельная работа обучающихся | Объем часов | Уровень освоения* |
Введение | Математика в науке, технике, экономике, информационных технологиях и практической деятельности. Цели и задачи изучения математики при освоении специальностей СПО | 2 | 1 |
РАЗДЕЛ 1 | АЛГЕБРА | 28 | |
Тема 1.1 | Развитие понятия о числе | 8 | |
Целые числа | 1 | 1 | |
Рациональные числа | 1 | 1 | |
Иррациональные числа | 1 | 2 | |
Действительные числа | 1 | 2 | |
Практическое занятие. Арифметические действия над числами | 2 | 2,3 | |
Приближенные вычисления | 1 | 1 | |
Практическое занятие. Нахождение приближенных значений величин и погрешностей вычислений (абсолютной и относительной), Сравнение числовых выражений. | 1 | 2 | |
Контрольная работа № 1: «Развитие понятия о числе» | 2 | 3 | |
Самостоятельная работа обучающихся | 3 | ||
Тема 1.2 | Корни, степени и логарифмы | 20 | |
Корни натуральной степени из числа | 1 | 1 | |
Свойства корней натуральной степени из числа | 1 | 1 | |
Практическое занятие. Вычисление и сравнение корней. Выполнение расчетов с радикалами. | 1 | 2 | |
Степени с рациональными показателями, их свойства | 1 | 1 | |
Степени с действительными показателями, их свойства | 1 | 1 | |
Практическое занятие. Нахождение значений степеней с рациональными показателями. Сравнение степеней. Преобразования выражений, содержащих степени | 2 | 2 | |
Практическое занятие. Решение иррациональных уравнений | 1 | 2 | |
Показательная функция | 1 | 2 | |
Показательные уравнения | 1 | 2 | |
Показательные неравенства | 1 | 2 | |
Практическое занятие. Решение показательных уравнений и неравенств | 2 | 3 | |
Практическое занятие. Решение прикладных задач | 1 | 3 | |
Логарифмы. Свойства логарифмов. Десятичные и натуральные логарифмы | 1 | 2 | |
Практическое занятие. Нахождение значений логарифма по произвольному основанию. Переход от одного основания к другому. Вычисление и сравнение логарифмов. Логарифмирование и потенцирование выражений. | 2 | 3 | |
Логарифмическая функция | 1 | 2 | |
Логарифмические уравнения | 1 | 2 | |
Логарифмические неравенства | 1 | 2 | |
Практическое занятие. Решение логарифмических уравнений и неравенств | 1 | 3 | |
Практическое занятие. Решение прикладных задач. | 2 | 3 | |
Контрольная работа № 2: «Корни, степени и логарифмы» | 2 | 3 | |
Самостоятельная работа обучающихся | 8 | ||
РАЗДЕЛ 2 | ОСНОВЫ ТРИГОНОМЕТРИИ | 16 | |
Тема 2.1 | Основные понятия | 2 | |
Радианная мера угла. Вращательное движение. Синус, косинус, тангенс и котангенс числа. | 1 | 2 | |
Практическое занятие. Радианный метод измерения углов вращения и связь с градусной мерой | 1 | 2 | |
Тема 2.2 | Основные тригонометрические тождества | 4 | |
Формулы приведения | 1 | 2 | |
Формулы сложения | 1 | 2 | |
Формулы удвоения. Формулы половинного угла. | 1 | 2 | |
Практическое занятие. Основные тригонометрические тождества, формулы сложения, удвоения | 1 | 3 | |
Тема 2.3 | Преобразования простейших тригонометрических выражений | 4 | |
Преобразование суммы тригонометрических функций в произведение и произведения в сумму. | 1 | 2 | |
Практическое занятие. Преобразование суммы тригонометрических функций в произведение и произведения в сумму. | 1 | 2 | |
Выражение тригонометрических функций через тангенс половинного аргумента. | 1 | 1 | |
Практическое занятие. Преобразования простейших тригонометрических выражений | 2 | 3 | |
Тема 2.4 | Тригонометрические уравнения и неравенства | 6 | |
Обратные тригонометрические функции. Арксинус, арккосинус, арктангенс. | 1 | 2 | |
Простейшие тригонометрические уравнения | 1 | 2 | |
Простейшие тригонометрические неравенства | 1 | 1 | |
Практическое занятие. Решение простейших тригонометрических уравнений и неравенств. | 4 | 2 | |
Контрольная работа № 3: «Основы тригонометрии» | 2 | ||
Самостоятельная работа обучающихся | 7 | ||
РАЗДЕЛ 3 | ФУНКЦИИ, ИХ СВОЙСТВА И ГРАФИКИ | 14 | |
Тема 3.1 | Функции. Свойства функции. Обратные функции | 8 | |
Область определения и множество значений функции | 1 | 2 | |
График функции, построение графиков функций, заданных различными способами | 1 | 2 | |
Свойства функции. Монотонность, четность, нечетность, ограниченность, периодичность. Промежутки возрастания и убывания, наибольшее и наименьшее значения, точки экстремума. Графическая интерпретация. | 1 | 2 | |
Примеры функциональных зависимостей в реальных процессах и явлениях. Арифметические операции над функциями. Сложная функция (композиция). Понятие о непрерывности функции. | 1 | 2 | |
Практическое занятие. Примеры зависимостей между переменными в реальных процессах из смежных дисциплин. | 1 | 2 | |
Обратные функции. Область определения и область значений обратной функции. График обратной функции. | 1 | 1 | |
Практическое занятие. Построение и чтение графиков функций. Исследование функции | 4 | 2 | |
Тема 3.2 | Степенные, показательные, логарифмические и тригонометрические функции. Обратные тригонометрические функции | 6 | |
Преобразования графиков. Параллельный перенос, симметрия относительно осей координат и симметрия относительно начала координат, симметрия относительно прямой y = x, растяжение и сжатие вдоль осей координат. | 1 | 2 | |
Практическое занятие. Свойства линейной, квадратичной, кусочно-линейной и дробно-линейной функций. Непрерывные и периодические функции | 2 | 3 | |
Практическое занятие. Свойства и графики синуса, косинуса | 1 | 3 | |
Практическое занятие. Свойства и графики тангенса и котангенса | 1 | 3 | |
Контрольная работа № 4: «Функции их свойства и графики» | 2 | 3 | |
Самостоятельная работа обучающихся | 6 | ||
РАЗДЕЛ 4 | НАЧАЛА МАТЕМАТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА | 26 | |
Тема 4.1 | Последовательности | 3 | |
Последовательности. Способы задания и свойства числовых последовательностей. Понятие о пределе последовательности. Существование предела монотонной ограниченной последовательности. Суммирование последовательностей. Бесконечно убывающая геометрическая прогрессия и ее сумма. | 1 | 2 | |
Практическое занятие. Числовая последовательность, способы ее задания, вычисления членов последовательности. | 1 | 2 | |
Практическое занятие. Предел последовательности. Бесконечно убывающая геометрическая прогрессия. | 2 | 2 | |
Тема 4.2 | Производная и ее применение | 15 | |
Понятие о производной функции, ее геометрический и физический смысл. | 1 | 1 | |
Практическое занятие. Производная: механический и геометрический смысл производной. | 1 | 2 | |
Производные суммы, разности, произведения, частного. Производные основных элементарных функций. | 1 | 1 | |
Практическое занятие. Правила и формулы дифференцирования, таблица производных элементарных функций | 2 | 2 | |
Уравнение касательной к графику функции. | 1 | 1 | |
Практическое занятие. Уравнение касательной | 1 | 2 | |
Применение производной к исследованию функций и построению графиков | 1 | 1 | |
Практическое занятие. Исследование функции с помощью производной | 1 | 2 | |
Практическое занятие. Нахождение наибольшего, наименьшего значения и экстремальных значений функции | 2 | 2 | |
Примеры использования производной для нахождения наилучшего решения в прикладных задачах | 2 | 2 | |
Вторая производная, ее геометрический и физический смысл. Нахождение скорости для процесса, заданного формулой и графиком. | 1 | 2 | |
Контрольная работа № 5: «Производная и ее применение» | 2 | 3 | |
Самостоятельная работа | 9 | ||
Тема 4.3 | Первообразная и интеграл | 7 | |
Первообразная и интеграл. Применение определенного интеграла для нахождения площади криволинейной трапеции. Формула Ньютона—Лейбница. | 1 | 1 | |
Применение определенного интеграла для нахождения площади криволинейной трапеции. Формула Ньютона—Лейбница. | 1 | 2 | |
Примеры применения интеграла в физике и геометрии. | 1 | 2 | |
Практическое занятие. Интеграл и первообразная. Теорема Ньютона-Лейбница | 2 | 2 | |
Практическое занятие. Применение интеграла к вычислению физических величин и площадей | 2 | 2 | |
Контрольная работа № 6: «Первообразная и интеграл» | 2 | 3 | |
Самостоятельная работа обучающихся | 4 | ||
РАЗДЕЛ 5 | УРАВНЕНИЯ И НЕРАВЕНСТВА | 14 | |
Тема 5.1 | Уравнения и системы уравнений | 7 | |
Равносильность уравнений, неравенств, систем | 1 | 1 | |
Основные приемы решения уравнений: разложение на множители | 1 | 2 | |
Основные приемы решения уравнений: введение новых неизвестных | 1 | 2 | |
Основные приемы решения уравнений: подстановка | 1 | 2 | |
Основные приемы решения уравнений: графический метод | 1 | 2 | |
Практическое занятие. Основные приемы решения уравнений | 2 | 3 | |
Практическое занятие. Решение систем уравнений | 2 | 3 | |
Тема 5.2 | Неравенства | 7 | |
Неравенства, основные приемы их решения | 1 | 1 | |
Метод интервалов. Изображение на координатной плоскости множества решений уравнений и неравенств с двумя переменными и их систем | 1 | 2 | |
Практическое занятие. Использование свойств и графиков функций для решения уравнений и неравенств | 1 | 2 | |
Прикладные задачи. Применение математических методов для решения содержательных задач из различных областей науки и практики. Интерпретация результата, учет реальных ограничений. | 2 | 2 | |
Контрольная работа № 7 «Уравнения и неравенства» | 2 | 3 | |
Самостоятельная работа обучающихся | 6 | ||
РАЗДЕЛ 6 | ГЕОМЕТРИЯ | 38 | |
Тема 6.1 | Прямые и плоскости в пространстве | 14 | |
Взаимное расположение двух прямых в пространстве | 1 | 2 | |
Параллельность прямой и плоскости | 1 | 2 | |
Параллельность плоскостей | 1 | 2 | |
Практическое занятие. Признаки взаимного расположения прямых. Угол между прямыми. Взаимное расположение прямых и плоскостей | 1 | 3 | |
Перпендикулярность прямой и плоскости. Перпендикуляр и наклонная. Угол между прямой и плоскостью | 1 | 2 | |
Практическое занятие. Перпендикуляр и наклонная к плоскости. Угол между прямой и плоскостью. Теоремы о взаимном расположении прямой и плоскости. Теорема о трех перпендикулярах | 1 | 3 | |
Двугранный угол. Угол между плоскостями. | 1 | 2 | |
Перпендикулярность двух плоскостей | 1 | 2 | |
Практическое занятие. Признаки и свойства параллельных и перпендикулярных плоскостей | 1 | 2 | |
Практическое занятие. Расстояние от точки до плоскости, от прямой до плоскости, расстояние между плоскостями, между скрещивающимися прямыми, между произвольными фигурами в пространстве | 1 | 3 | |
Геометрические преобразования пространства: параллельный перенос, симметрия относительно плоскости. | 1 | 2 | |
Параллельное проектирование. Площадь ортогональной проекции. Изображение пространственных фигур. | 1 | 2 | |
Практическое занятие. Параллельное проектирование и его свойства. Взаимное расположение пространственных фигур. | 2 | 3 | |
Контрольная работа № 8: «Прямые и плоскости в пространстве» | 2 | 3 | |
Самостоятельная работа обучающихся | 6 | ||
Тема 6.2 | Многогранники | 8 | |
Понятие многогранника. Призма. Прямая и наклонная призма. Правильная призма. Параллелепипед. Куб | 1 | 2 | |
Практическое занятие. Различные виды многогранников. Их изображения. Сечения, развертки многогранников | 1 | 2 | |
Правильные многогранники | 1 | 2 | |
Практическое занятие. Вычисление площадей поверхностей и объемов призм | 1 | 3 | |
Пирамида. Правильная пирамида. | 1 | 1 | |
Усеченная пирамида | 1 | 1 | |
Практическое занятие. Вычисление площадей поверхностей и объемов пирамид | 1 | 2 | |
Сечения куба, призмы и пирамиды | 1 | 2 | |
Тема 6.3 | Тела и поверхности вращения | 6 | |
Цилиндр и конус. Усеченный конус. Основание, высота, боковая поверхность, образующая, развертка. Осевые сечения и сечения, параллельные основанию. | 1 | 1 | |
Шар и сфера, их сечения. Касательная плоскость к сфере. | 1 | 2 | |
Практическое занятие. Вычисление площадей поверхностей и объемов круглых тел | 2 | 2 | |
Подобие тел. Отношения площадей поверхностей и объемов подобных тел. | 2 | 2 | |
Контрольная работа № 9: «Многогранники, тела и поверхности вращения» | 2 | 3 | |
Самостоятельная работа обучающихся | 7 | 2 | |
Тема 6.4 | Координаты и векторы | 10 | |
Прямоугольная (декартова) система координат в пространстве. Формула расстояния между двумя точками. Уравнения сферы, плоскости и прямой | 1 | 2 | |
Практическое занятие. Уравнение окружности, сферы, плоскости. Расстояние между точками | 2 | 2 | |
Векторы. Модуль вектора. Равенство векторов. Сложение векторов. Умножение вектора на число. Разложение вектора по направлениям | 1 | 2 | |
Угол между двумя векторами. Проекция вектора на ось. Координаты вектора. Скалярное произведение векторов | 1 | 2 | |
Практическое занятие. Действия с векторами, заданными координатами | 1 | 2 | |
Использование координат и векторов при решении математических и прикладных задач. | 1 | 2 | |
Практическое занятие. Использование векторов при доказательстве теорем стереометрии | 2 | 2 | |
Контрольная работа № 10: «Координаты вектора» | 2 | 3 | |
Самостоятельная работа обучающихся | 5 | ||
РАЗДЕЛ 7 | КОМБИНАТОРИКА, СТАТИСТИКА И ТЕОРИЯ ВЕРОЯТНОСТЕЙ | 18 | |
Тема 7.1 | Элементы комбинаторики | 10 | |
Практическое занятие. История развития комбинаторики, теории вероятностей и статистики и их роль в различных сферах человеческой жизнедеятельности | 1 | 1 | |
Основные понятия комбинаторики. Задачи на подсчет числа размещений, перестановок, сочетаний. | 1 | 1 | |
Решение задач на перебор вариантов | 1 | 2 | |
Практическое занятие. Правила комбинаторики. Решение комбинаторных задач | 1 | 2 | |
Практическое занятие. Размещения, сочетания и перестановки | 1 | 2 | |
Формула бинома Ньютона | 1 | 1 | |
Свойства биноминальных коэффициентов | 1 | 1 | |
Треугольник Паскаля | 1 | 1 | |
Практическое занятие. Бином Ньютона и треугольник Паскаля. Прикладные задачи | 2 | 2 | |
Самостоятельная работа обучающихся | 5 | ||
Тема 7.2 | Элементы теории вероятностей | 5 | |
Событие. Вероятность события. Сложение и умножение вероятностей. Понятие о независимости событий | 1 | 1 | |
Практическое занятие. Классическое определение вероятности, свойства вероятностей, теорема о сумме вероятностей. Вычисление вероятностей | 2 | 1 | |
Практическое занятие. Прикладные задачи | 2 | 2 | |
Тема 7.3 | Элементы математической статистики | 3 | |
Представление данных (таблицы, диаграммы, графики), генеральная совокупность, выборка, среднее арифметическое, медиана. Понятие о задачах математической статистики | 1 | 1 | |
Практическое занятие. Представление числовых данных. Прикладные задачи | 1 | 2 | |
Контрольная работа № 11 по теме «Комбинаторика. Элементы теории вероятностей и математической статистики» | 2 | 3 | |
Самостоятельная работа обучающихся | 4 | ||
Всего: обязательных | 156 | ||
максимальных | 226 |
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ МАТЕМАТИКА: АЛГЕБРА И НАЧАЛА АНАЛИЗА; ГЕОМЕТРИЯ
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению реализации общеобразовательной дисциплины
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета Математики.
Помещение кабинета удовлетворяет требованиям Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов (СанПиН 2.4.2 № 178-02) и оснащено типовым оборудованием, указанным в настоящих требованиях.
В кабинете имеется возможность обеспечить свободный доступ к электронным учебным материалам по математике, имеющиеся в свободном доступе в системе Интернет (электронные книги, практикумы, тесты, материалы ЕГЭ и др.) во время учебного занятия и в период внеаудиторной деятельности обучающихся.
Состав учебно-методического и материально-технического обеспечения программы учебной дисциплины «Математика: алгебра и начала математического анализа; геометрия» входят:
- многофункциональный комплекс преподавателя (мультимедийное оборудование, посредством которого участники образовательного процесса могут просматривать визуальную информацию по математике, создавать презентации, видеоматериалы, иные документы);
- наглядные пособия (комплекты учебных таблиц, плакатов; дидактический материал; модели многогранников и тел вращения и др.);
- информационно-коммуникативные средства;
- экранно-звуковые пособия;
- комплект технической документации, в том числе паспорта на средства обучения, инструкции по их использованию и технике безопасности;
- библиотечный фонд (учебники, учебно-методические комплекты (УМК), справочники, научно-популярная литература, которые обеспечивают освоение учебной дисциплины «Математика: алгебра и начала математического анализа; геометрия», рекомендованные или допущенные для использования в профессиональных образовательных организациях, реализующих образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования).
3.2. Учебно-методический комплекс общеобразовательной учебной дисциплины, систематизированный по компонентам
- Нормативная документация.
- Рабочая программа.
- Фонд оценочных средств.
- Перечень СРС (самостоятельной работы студентов).
- Методические указания по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы студентов.
- Методические указания по составлению презентации по математике.
- Методические указания по выполнению исследовательской работы по математике.
- Методические указания по подготовке доклада по математике.
- Методические указания по работе над рефератом.
3.3. Информационно - коммуникационное обеспечение обучения.
Перечень рекомендуемых учебных изданий, интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Для студентов:
Основные источники:
1. Башмаков М.И. Математика. Учебник для НПО и СПО. ГРИФ ФИРО – М.: 2016
2. Башмаков М.И. Математика. Задачник: учеб. пособие. – М.: 2016
3. Алимов Ш.А. и др. Алгебра и начала анализа. 10 (11) кл. – М.: 2016
4. Атанасян Л.С., Бутузов В.Ф., Кадомцев С.Б. и др. Геометрия
(базовый уровень). 10-11. – М.: 2015
Дополнительные источники:
1. Башмаков М.И. Математика. Сборник задач профильной направленности: учеб. пособие. – М.: 2016
2. Башмаков М.И. Сборник задач: учеб. пособие (базовый уровень). 11 кл. –
М.: 2016
3.Богомолов Н.В. Математика: учеб. для ссузов /Н.В.Богомолов, П.И.Самойленко.-5-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2016-395, [5] с.: ил.
4. Богомолов Н.В. Сборник дидактических заданий по математике:
учеб. пособие для ссузов /Н.В.Богомолов, Л.Ю.Сергиенко. – М.:Дрофа, 2016
5. Алгебра и начала анализа. 10-11 кл.: В двух частях. Ч. 1: Учеб.для общеобразоват. учреждений / Мордкович А.Г. – 5-е изд. – М.: Мнемозина, 2014. – 375 с.: ил.
7. Алгебра и начала анализа. 10-11 кл.: В двух частях. Ч. 2: Задачник для общеобразоват. учреждений / А. Г. Мордкович, Л. О. Денищева, Т. А. Корешкова, Т. Н. Мишустина, Е. Е. Тульчинская; Под ред. А. Г. Мордковича. – 5-е изд. – М.: Мнемозина, 2014. – 315 с.: ил.
8. Б.М.Ивлев и др. Дидактические материалы «Алгебра и начала анализа»,10-11кл, М.: Просвещение, 2015
9. Б.Г.Зив Дидактический материал по геометрии, 10-11кл., М.: Просвещение, 2014
10. Дадаян, А.А. Математика. - М.: ФОРУМ: ИНФРА, 2015.
11. Дадаян, А.А. Сборник задач по математике. - М.: ФОРУМ: ИНФРА, 2015.
Справочная:
1. Крамор В.С. Повторяем и систематизируем школьный курс алгебры и
Для преподавателей
- Об образовании в Российской Федерации. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ
- Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования. Утв. Приказом Минобрнауки России от 17 мая 2012 г. № 413
- Приказ Минобрнауки России от 29 декабря 2014 г. № 1645 «О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования».
- Рекомендации по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования (письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259).
- Башмаков М.И. Математика. Книга для преподавателя. Методическое пособие. – М.:2013
- Башмаков М.И. Ш.И. Цыганов. Методическое пособие для подготовки к ЕГЭ. – М.: 2011
Интернет-ресурсы:
http://school-collection.edu.ru – электронный учебник «Математика в школе, XXI век».
http://fcior.edu.ru - информационные, тренировочные и контрольные материалы.
www.school-collection.edu.ru – единая коллекция Цифровых образовательных ресурсов
Федеральные образовательные порталы:
Методические разработки: | Электронные библиотеки: |
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ МАТЕМАТИКА: АЛГЕБРА И НАЧАЛА АНАЛИЗА; ГЕОМЕТРИЯ
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
Умения: | |
Проводить тождественные преобразования выражений, содержащих степенные, показательные, логарифмические и тригонометрические функции. | Решение упражнений на уроке, внеаудиторная самостоятельная работа, контрольная работа. |
Строить графики степенной, показательной, логарифмической и тригонометрических функций. | Решение упражнений на уроке, внеаудиторная самостоятельная работа. |
Решать простейшие уравнения и неравенства, содержащие степенные, показательные, логарифмические и тригонометрические функции. | Решение упражнений на уроке, внеаудиторная самостоятельная работа, контрольная работа. |
Изображать геометрические фигуры на чертеже и производить простейшие построения на плоскости. | Решение упражнений на уроке, внеаудиторная самостоятельная работа. |
Выполнять операции над векторами и пользоваться свойствами этих операций. | Решение упражнений на уроке, внеаудиторная самостоятельная работа, контрольная работа. |
Знания: | |
Свойства арифметического корня натуральной степени. | Решение упражнений на уроке, внеаудиторная самостоятельная работа, контрольная работа. |
Свойства степени с рациональным показателем. | Решение упражнений на уроке, внеаудиторная самостоятельная работа, контрольная работа. |
Свойства логарифмов и основное логарифмическое тождество. | Решение упражнений на уроке, внеаудиторная самостоятельная работа, контрольная работа. |
Основные тригонометрические формулы. | Решение упражнений на уроке, внеаудиторная самостоятельная работа, контрольная работа. |
Таблица производных элементарных функций. | Решение упражнений на уроке, внеаудиторная самостоятельная работа, контрольная работа. |
Аксиомы стереометрии. | Решение упражнений на уроке, внеаудиторная самостоятельная работа, контрольная работа. |
Разработчик:
КБГТК, преподаватель математики высшей квалификационной категории - Унежева О.Х.
Эксперты:
____________________ ___________________ _________________________
(место работы) (занимаемая должность) (инициалы, фамилия)
____________________ ___________________ _________________________
(место работы) (занимаемая должность) (инициалы, фамилия)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Програмно-методическое обеспечение курса математики (алгебры и начал математического анализа, геометрии) III ступени обучения коррекционной образовательной школы I-II вида (программа, КТП)
Програмно-методическое обеспечение курса математики (алгебры и начал математического анализа, геометрии) III ступени обучения коррекционной образовательной школы I-II вида (программа, КТП)...
Примерная ПРОГРАММА ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «Математика: алгебра и начала математического анализа; геометрия» для профессиональных образовательных организаций
Примерная ПРОГРАММАОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙУЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ«Математика:алгебра и начала математическогоанализа; геометрия»для профессиональных образовательных организаций...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ МАТЕМАТИКА:Алгебра и начала математического анализа, геометрия по специальности 35.02.05Агрономия
Рабочая программа учебной дисциплиныразработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по профессии начального профессионального образования (далее - С...
УМК по ОУД.03. Математика: алгебра и начала математического анализа, геометрия
Учебно-методический комплекс по дисциплине ОУД.03. «Математика: алгебра и начала математического анализа, геометрия» составлен в соответствии с требованиями к минимуму результатов освоения дисциплины,...
Рабочая программа по « Математика: алгебра и начала математического анализа; геометрия» специальности: 38.02.04 Коммерция (по отраслям)
Учебная дисциплина «Математика: алгебра и начала математического анализа; геометрия» является учебным предметом обязательной предметной области «Математика и информатика» ФГОС среднего общего образова...
Рабочая программа дисциплины «Математика: Алгебра и начала математического анализа; Геометрия» для профессий 23.01.03 «Автомеханик»
Рабочая программа дисциплины «Математика: Алгебра и начала математического анализа; Геометрия» для профессий 23.01.03 «Автомеханик»...
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ И проведению математических олимпиад по дисциплине Математика: Алгебра и начала математического анализа; геометрия
В данной разработке отражены цели проведения олимпиад; приблизительный план оформления итогов олимпиады....