Технологическая карта на уроках математики
статья по математике на тему
Приведены примеры составления технологических карт уроков математики
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta_uroka_matematiki.doc | 91 КБ |
Предварительный просмотр:
СОГБОУ «Сафоновская общеобразовательная школа-интернат
для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»
Учитель физики и математики
высшей категории
Попова Е. А.
Выступление
на заседании педагогического совета
«Технологическая карта на уроках математики»
2014 год
Переход от знаниевой к деятельностной парадигме в обучении нашел свое выражение в стратегии разработки стандарта общего образования, рассматривающей образование как институт социализации, обеспечивающей вхождение подрастающего поколения в общество.
Системно-деятельностный подход, лежащий в основе Стандарта нового поколения, основной результат применения которого – развитие личности ребенка на основе универсальных учебных действий, предполагает:
- воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества;
- переход к стратегии социального проектирования и конструирования в системе образования на основе разработки содержания и технологий образования;
- ориентацию на результаты образования (развитие личности обучающегося на основе УУД);
- признание решающей роли содержания образования, способов организации образовательной деятельности и взаимодействия участников образовательного процесса;
- учет возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли и значения видов деятельности и форм общения для определения целей образования и путей их достижения;
- обеспечение преемственности дошкольного, начального общего, основного и среднего (полного) общего образования;
- разнообразие организационных форм и учет индивидуальных особенностей каждого обучающегося (включая одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов;
- гарантированность достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования, что создает основу для самостоятельного успешного усвоения обучающимися знаний, умений, компетенций, видов, способов деятельности.
Урок – главная составная часть учебного процесса. Учебная деятельность учителя и обучающегося в значительной мере сосредотачивается на уроке. Вот почему качество подготовки обучающихся по той или иной учебной дисциплине во многом определяется уровнем проведения урока, его содержательной и методической наполненностью, его атмосферой. Для того чтобы этот уровень был достаточно высоким, надо, чтобы учитель в ходе подготовки урока постарался сделать его своеобразным произведением со своим замыслом, завязкой и развязкой подобно любому произведению искусства.
Конспект урока, план урока, методическая разработка … Это святая святых, это творческая лаборатория учителя, это плод его дерзаний и терзаний, это то, что может родиться внезапно, а может вымучиваться бессонными ночами, во время работы, в тишине кабинета или суете общественного транспорта.
Технологическая карта — это новый вид методической продукции, обеспечивающей эффективное и качественное преподавание учебных курсов в школе и возможность достижения планируемых результатов освоения основных образовательных программ на ступенях начального и основного образования в соответствии с ФГОС, ее можно рассматривать как мини-проект учителя.
В традиционном плане расписана в основном содержательная сторона урока, что не позволяет провести его системный педагогический анализ, хотя учитель, пусть мысленно, но планирует и свой вид деятельности, и вид деятельности обучающихся. Форма записи урока в виде технологической карты дает возможность максимально детализировать педагогический анализ еще на стадии подготовки, оценить рациональность и потенциальную эффективность выбранных содержания, методов, средств и видов учебной деятельности на каждом этапе урока.
Технологическая карта в дидактическом контексте представляет проект учебного процесса, в котором представлено описание от цели до результата с использованием инновационной технологии работы с информацией.
Технологической карте присущи следующие отличительные черты: интерактивность, структурированность, алгоритмичность при работе с информацией, технологичность и обобщённость.
Задача технологической карты урока - отразить деятельностный подход в обучении. Унифицированной, устоявшейся формы подобной карты пока не существует, они могут быть самыми разнообразными.
Рассмотрим несколько примеров технологических карт по математике в свете требований ФГОС.
Так как в соответствии с новыми стандартами, нужно, прежде всего, усилить мотивацию ребенка к познанию окружающего мира, продемонстрировать ему, что школьные занятия – это не получение отвлеченных от жизни знаний, а наоборот – необходимая подготовка к жизни, её узнавание, поиск полезной информации и навыки ее применения в реальной жизни, первая технологическая карта ориентирована именно на мотивацию.
Карта составлена учителем математики Поповой Е.А.
УМК: математика 5 класс: учеб. для учащихся общеобразоват. учреждений / Н.Я. Виленкин, В.И. Жохов, А.С. Чесноков, С.И. Шварцбурд. – 31-е изд., стер. – М.: Мнемозина, 2013. – 280 с: ил.
Тема урока: Умножение натуральных чисел и его свойства.
Тип урока: закрепление новых знаний и способов действия.
Цель урока: совершенствовать вычислительные навыки обучающихся, продолжить работу над текстовыми задачами.
Технологическая карта урока.
Технология проведения | Деятельность учителя | Задания для обучающихся, выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов | Деятельность обучающихся | Планируемые результаты | |
предметные | универсальные учебные действия (УУД) | ||||
I. Мотивация к учебной деятельности. Цели: - актуализировать требования к обучающемуся с позиций учебной деятельности; - создать условия для формирования внутренней потребности обучающихся во включении в учебную деятельность | Организует актуализацию требований к ученику с позиций учебной деятельности | Работа с учебником: стр. 69 № 414 – работа в парах | Находят пропущенные цифры | Знать правила умножения | Коммуникативные: уметь договариваться о правилах поведения и общения, соблюдать их; оформлять свои мысли в устной форме |
II. Закрепление новых знаний с проговариванием во внешней речи. Цель: - организовать усвоение обучающимися нового способа действий с проговариванием во внешней речи | Организует усвоение обучающимися нового способа действий с проговариванием во внешней речи | Работа с учебником: стр. 68-69 № 412 (2-й столбик), № 413, № 417, № 418 - Что значит «умножить одно число на другое»? - Как называют результат умножения? | Выполняют задания на доске и в тетрадях | Уметь анализировать задачу, устанавливать зависимость между величинами и взаимосвязь между условием и вопросом задачи, находить разные способы решения задачи | Регулятивные: уметь проговаривать последовательность действий на уроке. Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной и письменной речи, слушать и понимать речь других |
III. Рефлексия учебной деятельности на уроке. Цели: - зафиксировать новое содержание урока; - организовать рефлексию и самооценку обучающимися собственной учебной деятельности | Организует фиксирование нового содержания, рефлексию, самооценку учебной деятельности | Работа с учебником стр. 70 № 424, № 426. - Подведем итог работы на уроке. - Какую цель мы ставили? Достигли ли цели? Назовите тему урока. - Расскажите, чему вы научились. - Оцените свою деятельность на уроке. Домашнее задание: стр. 66-68, № 454, № 455(д-з), № 461(а). | Отвечают на вопросы. Рассказывают, что узнали. Осуществляют самооценку. Записывают домашнее задание | Уметь читать буквенные выражения | Регулятивные: уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки. Личностные: уметь осуществлять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности |
СОГБОУ «Сафоновская общеобразовательная школа-интернат для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»
Учитель математики
Сысоенкова Валентина Романовна.
Технологическая карта урока математики в 6 классе
«Умножение обыкновенной дроби на натуральное число»
УМК: математика, 6 класс: учеб. для общеобр. Учреждений Н.Я.Виленкин, В.И. Жохов, А.С. Чесноков, С.И. Шварцбурд,-30 изд., стереот. – М. : Мнемозина, 2013.
Тип урока: изучение нового материала.
Цель урока: формирование способности обучающихся к новому способу действий, расширение понятийной базы, формирование умения умножения обыкновенной дроби на натуральное число, применение полученных знаний.
Задачи урока:
Образовательные: сформировать умение применения алгоритма умножения обыкновенной дроби на натуральное число.
Развивающие: развивать умение анализировать, делать выводы, развивать устную речь.
Воспитательные: воспитывать умение высказывать своё мнение, воспитывать умение участвовать в диалоге, формировать способность к позитивному сотрудничеству.
А это пример обобщенной технологической карты:
Основные этапы организации учебной деятельности | Цель этапа | Содержание педагогического взаимодействия | |||
Деятельность учителя | Деятельность обучающихся
| ||||
Познавательная | Коммуникативная | Регулятивная | |||
1. Постановка учебных задач | Создание проблемной ситуации. Фиксация новой учебной задачи | Организовывает погружение в проблему, создает ситуацию разрыва. | Пытаются решить задачу известным способом. Фиксируют проблему. | Слушают учителя. Строят понятные для собеседника высказывания | Принимают и сохраняют учебную цель и задачу. |
2. Совместное исследование проблемы. | Поиск решения учебной задачи. | Организовывает устный коллективный анализ учебной задачи. Фиксирует выдвинутые учениками гипотезы, организует их обсуждение. | Анализируют, доказывают, аргументируют свою точку зрения | Осознанно строят речевые высказывания, рефлексия своих действий | Исследуют условия учебной задачи, обсуждают предметные способы решения |
3. Моделирование | Фиксация в модели существенных отношений изучаемого объекта. | Организует учебное взаимодействие учеников (группы) и следующее обсуждение составленных моделей. | Фиксируют в графические модели и буквенной форме выделенные связи и отношения. | Воспринимают ответы обучающихся | Осуществляют самоконтроль Принимают и сохраняют учебную цель и задачу. |
4. Конструирование нового способа действия. | Построение ориентированной основы нового способа действия. | Организует учебное исследование для выделения понятия. | Проводят коллективное исследование, конструируют новый способ действия или формируют понятия. | Участвуют в обсуждении содержания материала | Принимают и сохраняют учебную цель и задачу. Осуществляют самоконтроль |
5. Переход к этапу решения частных задач. | Первичный контроль за правильностью выполнения способа действия. | Диагностическая работа (на входе), оценивает выполнение каждой операции. | Осуществляют работу по выполнению отдельных операций. | Учатся формулировать собственное мнение и позицию | Осуществляют самоконтроль |
6. Применение общего способа действия для решения частных задач. | Коррекция отработки способа. | Организует коррекционную работу, практическую работу, самостоятельную коррекционную работу. | Применяют новый способ. Отработка операций, в которых допущены ошибки. | Строят рассуждения, понятные для собеседника. Умеют использовать речь для регуляции своего действия | Самопроверка. Отрабатывают способ в целом. Осуществляют пошаговый контроль по результату |
7. Контроль на этапе окончания учебной темы. | Контроль. | Диагностическая работа (на выходе): - организация дифференцированной коррекционной работы, - контрольно-оценивающая деятельность. | Выполняют работу, анализируют, контролируют и оценивают результат. | Рефлексия своих действий | Осуществляют пошаговый контроль по результату |
Обучение с использованием технологической карты позволяет организовать эффективный учебный процесс, обеспечить реализацию предметных, метапредметных и личностных умений (универсальных учебных действий), в соответствии с требованиями ФГОС. Есть мнение, что написание технологической карты урока существенно сократит время на подготовку учителя к уроку. С этим мнением я пока не согласна, потому что нет навыка написания такой карты. Однако, учителя могут перестраивать свою работу, главное – не боятся перемен.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта к уроку математики в 5 классе "Координатный луч"
Технологическая карта к уроку математики в 5 классе "Координатный луч", тип урока - урок первичного усвоения новых знаний.Задачи урока: 1. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ:1. Познакомить с понятиями: единичный от...
Технологическая карта к уроку математики в 5 классе "Координатный луч"
Технологическая карта к уроку математики в 5 классе "Координатный луч", тип урока - урок первичного усвоения новых знаний.Задачи урока: 1. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ:1. Познакомить с понятиями: единичный от...
технологические карты на уроках математики
данное методическое пособие помогает учащимся успешно осваивать материал на уроках математики, подготовится к самостоятельным и контрольным работам, к зачётам....
Технологические карты к урокам математики в 5 классе (ФГОС ООО, УМК Мерзляк и др.)
Технологические карты к урокам математики в 5 классе (ФГОС ООО, УМК Мерзляк и др.) Все уроки....
Технологические карты к урокам математики в 5 классе (ФГОС ООО, УМК Мерзляк и др.) Продолжение
Технологические карты к урокам математики в 5 классе (ФГОС ООО, УМК Мерзляк и др.) Уроки с февраля по май....
технологическая карта метапредметного урока (математика-естествознание)
технологическая карта метапредметного урока "Модель-Способ-Закон"...
Технологические карты на уроках математики, 5 класс;алгебры 7.8 классы
Технологическая карта является продуктом на завершающем этапе работы городской экспериментальной площадки на базе нашей школы. Работа по такому маршруту на уроке существе...