Индивидуализация и дифференциация обучения на основе применения средств ИКТ
статья по математике (8 класс) на тему
Использование средств информационных и коммуникационных технологий в системе общего среднего образования приводит к повышению эффективности обучения за счет изменения уровня его индивидуализации и дифференциации, использования дополнительных мотивационных рычагов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
individualizatsiya_i_differentsiatsiya_obucheniya_na_osnove_primeneniya_sredstv_ikt.docx | 16.74 КБ |
Предварительный просмотр:
Индивидуализация и дифференциация обучения на основе применения средств ИКТ
В настоящее время во многих российских школах накоплен достаточный опыт организации и методического сопровождения образовательного процесса на основе индивидуализации.
Использование средств информационных и коммуникационных технологий в системе общего среднего образования приводит к повышению эффективности обучения за счет изменения уровня его индивидуализации и дифференциации, использования дополнительных мотивационных рычагов.
Во многих случаях использование современных средств ИКТ дает возможность дифференциации процесса обучения школьников за счет использования средств и технологий выбора заданий разного уровня, организации самостоятельного продвижения по темам курса успевающим школьникам и возврату к недостаточно изученному материалу отстающим ученикам.
Учитывая возможные факторы индивидуализации и дифференциации обучения, средства ИКТ, обоснованно примененные в системе общего среднего образования, могут способствовать организации личностно-ориентированного обучения.
Одно из центральных мест в теории личностно-ориентированного обучения занимает понятие "личность". Согласно определению, личностью является индивидуум, достигший высокого уровня духовного развития и высокого уровня интеллекта, обладающий развитым мышлением; это творчески действующий человек, способный использовать логику своего мышления для созидания знания, способный, отвечая за последствия, управлять собой и внешними обстоятельствами. Конкретная личность рассматривается как совокупность стабильных, длительно существующих характеристик.
Личностно-ориентированное образование рассматривает обучаемого как основную ценность всего образовательного процесса; способствует созданию условий для формирования и проявления личностных качеств обучаемых, развития их мышления, становления творческой, активной, инициативной личности, удовлетворения познавательных и духовных потребностей обучаемых, развития их интеллекта, социальных и коммуникативных способностей, навыков самообразования, саморазвития; ориентировано на потребность общества в специалистах, способных самостоятельно приобретать знания, способных к переквалификации и адаптации в новых социальных условиях.
Основной целью личностно-ориентированного образования является создание условий, обеспечивающих:
- мотивацию к образованию и развитию личности школьника, ее интеллектуального и духовного начала;
- гуманное отношение к обучаемому.
Дидактическими принципами личностно-ориентированного обучения в условиях использования средств ИКТ в системе общего среднего образования являются следующие принципы:
- принцип самоценности индивидуума;
- принцип определенности школьника как активного субъекта познания;
- принцип социализации обучаемого;
- принцип опоры на субъективный опыт школьника;
- принцип ориентации на саморазвитие, самообучение, самообразование обучаемого;
- принцип учета индивидуальных психофизиологических особенностей обучаемого;
- принцип развития коммуникативных способностей личности.
Принцип самоценности индивидуума основан на гуманном отношении к обучаемому, на признании самоценности индивидуума в качестве носителя субъективного опыта, на развитии и сохранении его самобытности, индивидуальной свободы, на раскрытии его творческих способностей, общественно полезных, уникальных личностных и интеллектуальных способностей.
Принцип определенности обучаемого как активного субъекта познания означает, что в процессе обучения педагогическое воздействие и выбор конкретного средства ИКТ определяется собственной активностью каждого школьника, самостоятельным выбором целей, темпа и траектории обучения.
Принцип социализации обучаемого направлен на осуществление развития социальных способностей личности.
Принцип опоры на субъективный опыт обучаемого предполагает учет субъективного опыта школьника, что позволяет максимально индивидуализировать и дифференцировать обучение за счет выбора необходимых для конкретного индивидуума педагогических воздействий и средств ИКТ.
Принцип ориентации на саморазвитие, самообучение, самообразование обучаемого означает, что основным приоритетом личностно-ориентированного образования является создание условий для самостоятельной учебной деятельности школьника, способствующих его самопознанию, саморазвитию, самосовершенствованию и самообучению.
Принцип учета индивидуальных психофизиологических особенностей обучаемого направлен на всесторонний учет способностей, желаний, мотивов, интересов и предпочтений обучаемых. Реализация средств ИКТ для общего среднего образования должна быть основана на максимальном учете следующих индивидуальных психофизиологических особенностей школьника, его индивидуальных личностных свойств:
- темперамент и волевые качества,
- особенности мышления,
- особенности восприятия, памяти, внимания,
- мотивация,
- самооценка,
- уровни притязаний.
Принцип развития коммуникативных способностей личности предполагает формирование умений ценить и уважать окружающих, относиться гуманно к другим людям, умений общаться, отстаивать свою позицию, принимая во внимание мнение партнеров.
Практическая реализация принципов личностно-ориентированного обучения в системе общего среднего образования, осуществляемого в условиях использования средств ИКТ, основана на следующих требованиях:
- требование гуманного отношения к школьнику, признания его смоценности;
- требование индивидуализации и дифференциации обучения;
- требование создания условий, обеспечивающих возникновения собственной активности обучаемых;
- требование обеспечения условий способствующих самопознанию, саморазвитию, самосовершенствованию и самообучению обучаемого;
- требование учета субъективного опыта каждого школьника;
- требование организации коммуникативной и социальной деятельности обучаемого;
- требование обеспечения объективности контроля и измерения результатов обучения;
- требование целесообразности использования возможностей средств ИКТ в школьном обучении;
- требование комплексного использования возможностей средств ИКТ при проведении разных уроков, в ходе выполнения разнообразной учебной деятельности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ И ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ В СИСТЕМЕ АЛЬТЕРНАТИВНОГО ОЦЕНИВАНИЯ
ИОП "ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ И ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ В СИСТЕМЕ АЛЬТЕРНАТИВНОГО ОЦЕНИВАНИЯ "...
Методическая разработка на тему:Технология личностно-ориентированного обучения обучающихся на уроках математики путем индивидуализации и дифференциации обучения с использованием разнообразных дидактических средств обучения;
Использование дифференцированного и индиви дуального подходов на учебных занятиях являются эффективным условием достижение обязательного уровня подготовки отстающих учащиехся и продвинутого уровня хор...
Презентация "Технология индивидуализации и дифференциации обучения"
В презентации раскрывается взаимосвязь индивидуализации и дифференциации обучения; рассматриваются технологии индивидуализации и дифференциации, которые применяются в профессиональном образовании....
Развитие иноязычной коммуникативной компетенции через индивидуализацию и дифференциацию обучения
Материал предназначен для учителей иностранных языков, применяющих технологии индивидуального обучения (дифференцированный подход)....
Индивидуализация и дифференциация обучения как пути повышения качества знаний, сохранения и укрепление здоровья обучающихся. Методические рекомендации
Творческому учителю, готовящему новое поколение к жизни в современных условиях, не обойтись без внедрения в учебный процесс инновационных технологий, развивающих системное мышление, усиливающих ...
Индивидуализация и дифференциация обучения.
Статья на тему: "Индивидуализация и дифференциация обучения"....
Применение в образовательном процессе педагогической технологии уровневой дифференциации обучения на основе обязательных результатов В.В. Фирсова
Применение в образовательном процессе педагогическойтехнологии уровневой дифференциации обучения на основе обязательных результатов В.В. Фирсова...