Рабочая программа по внеурочной деятельности
рабочая программа по математике (7 класс) на тему
Программа направлена на обеспечение условий развития личности учащегося; творческой самореализации; умственного и духовного развития, реализации федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования. Программа внеурочной деятельности ориентирована на учащихся 7 класса. Соответствует возрастным потребностям и способностям учеников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_po_vneurochke_7_kl_matematika_bazanova_e.p.doc | 190 КБ |
Предварительный просмотр:
Управление образования Прокопьевского муниципального района
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Трудармейская средняя общеобразовательная школа»
«Утверждаю»
Директор школы О.А.Дроздова
_______________________2017 г.
Программа рекомендована
к работе Педагогическим советом
Протокол №___ от _________
Утверждено приказом директора
№___________от _______20__
Рабочая программа
внеурочной деятельности
по математике:
«Конструкторское бюро творческого мышления»
интеллектуальное направление
7 класс
2017-2018 уч. год
Составитель: Базанова Е.П.
учитель математики и информатики,
первая квалификационная категория
2017
Пояснительная записка
Программа направлена на обеспечение условий развития личности учащегося; творческой самореализации; умственного и духовного развития, реализации федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.
В основе стандарта лежит деятельностный подход в обучении.
Изобретательско - творческое мышление – плод постоянного нахождения и разрешения технических, социальных, бытовых, предпринимательских, игровых, творческих задач, в вероятностном поле возникающих перед каждым человеком. А уже в процессе решения этих задач появляется необходимость математических вычислений, приобретающих особый личностный смысл. Как сказано в Концепции развития математического образования в Российской Федерации математическое образование должно: обеспечивать каждого обучающегося развивающей интеллектуальной деятельностью на доступном уровне, используя присущую математике красоту и увлекательность; обеспечивать необходимое стране число выпускников, математическая подготовка которых достаточна для продолжения образования в различных направлениях и для практической деятельности, включая преподавание математики.
Творческие развивающие изобретательские задачи (далее ТРИЗ) представляют собой обобщённый опыт изобретательства и изучения законов развития науки и техники.
Основные функции ТРИЗ:
- решение творческих и изобретательских задач любой сложности и направленности без перебора вариантов;
- прогнозирование развития технических систем (ТС) и получение перспективных решений (в том числе и принципиально новых);
- развитие качеств творческой личности.
Выбор метода активного обучения определяется дидактической задачей занятия. Дидактические задачи, решаемые с помощью ТРИЗ - развитие творческого и логического мышления; создание условий для развития познавательной активности и самостоятельности; развитие навыков принятия решений; смена деятельности.
ТРИЗ-задачи, как правило, имеют несколько решений, а не одно единственное, как большинство школьных задач. Тем самым, ТРИЗ-задачи побуждают ученика искать множество решений, выявлять из них оптимальное.
Задача учителя — сформировать у ученика информационную компетентность, умение преобразовывать на практике информационные объекты с помощью средств информационных технологий.
Программа внеурочной деятельности ориентирована на учащихся 7 класса. Соответствует возрастным потребностям и способностям учеников.
Цель: развитие творческого мышления (способностей) обучающихся через решение изобретательских задач во внеурочной деятельности Конструкторского Бюро творческого мышления.
Задачи:
- Рассмотреть теоретические основы формирования творческого мышления через решение изобретательских задач.
- Проанализировать условия развития творческого мышления образовательной среды школы через внеурочную деятельность образовательной области «Математика».
- Выявить возможности и эффективность использования учебных изобретательских задач во внеурочной деятельности по математике для развития интереса к этой дисциплине, развития творческих способностей.
- Реализовать курс внеурочной деятельности по математике «Конструкторское бюро творческого мышления».
Рабочая программа внеурочной деятельности по математике разработана на основе:
- федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования;
- примерной программы по учебному предмету и соответствующему УМК;
- основной образовательной программы ОУ.
В ней соблюдается преемственность с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования; учитываются возрастные и психологические особенности школьников, обучающихся на ступени основного общего образования, учитываются межпредметные связи.
В программе предложен авторский подход в части структурирования учебного материала, определения последовательности его изучения, путей формирования системы знаний, умений и способов деятельности, развития, воспитания и социализации учащихся.
Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности
Регулятивные универсальные учебные действия
Ученик научится:
- целеполаганию, включая постановку новых целей, преобразование практической задачи в познавательную;
- самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учёта выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале;
- планировать пути достижения целей;
- устанавливать целевые приоритеты;
- уметь самостоятельно контролировать своё время и управлять им;
- принимать решения в проблемной ситуации на основе переговоров;
- осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия; актуальный контроль на уровне произвольного внимания;
- адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации;
- основам прогнозирования как предвидения будущих событий и развития процесса.
Ученик получит возможность научиться:
- самостоятельно ставить новые учебные цели и задачи;
- построению жизненных планов во временной перспективе;
- при планировании достижения целей самостоятельно, полно и адекватно учитывать условия и средства их достижения;
- выделять альтернативные способы достижения цели и выбирать наиболее эффективный способ;
- основам саморегуляции в учебной и познавательной деятельности в форме осознанного управления своим поведением и деятельностью, направленной на достижение поставленных целей;
- осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач;
- адекватно оценивать объективную трудность как меру фактического или предполагаемого расхода ресурсов на решение задачи;
- адекватно оценивать свои возможности достижения цели определённой сложности в различных сферах самостоятельной деятельности;
- основам саморегуляции эмоциональных состояний;
- прилагать волевые усилия и преодолевать трудности и препятствия на пути достижения целей.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Ученик научится:
- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
- формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
- устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор;
- аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов образом;
- задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
- осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
- адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;
- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть устной и письменной речью; строить монологическое контекстное высказывание;
- организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, определять цели и функции участников, способы взаимодействия; планировать общие способы работы;
- осуществлять контроль, коррекцию, оценку действий партнёра, уметь убеждать;
- работать в группе — устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми;
- основам коммуникативной рефлексии;
- использовать адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей, мотивов и потребностей;
- отображать в речи (описание, объяснение) содержание совершаемых действий, как в форме громкой социализированной речи, так и в форме внутренней речи.
Ученик получит возможность научиться:
- учитывать и координировать отличные от собственной позиции других людей в сотрудничестве;
- учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
- понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
- продуктивно разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех участников, поиска и оценки альтернативных способов разрешения конфликтов; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
- брать на себя инициативу в организации совместного действия (деловое лидерство);
- оказывать поддержку и содействие тем, от кого зависит достижение цели в совместной деятельности;
- осуществлять коммуникативную рефлексию как осознание оснований собственных действий и действий партнёра;
- в процессе коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
- вступать в диалог, а также участвовать в коллективном обсуждении проблем, участвовать в дискуссии и аргументировать свою позицию, владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка;
- следовать морально-этическим и психологическим принципам общения и сотрудничества на основе уважительного отношения к партнёрам, внимания к личности другого, адекватного межличностного восприятия, готовности адекватно реагировать на нужды других, в частности оказывать помощь и эмоциональную поддержку партнёрам в процессе достижения общей цели совместной деятельности;
- устраивать эффективные групповые обсуждения и обеспечивать обмен знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений;
- в совместной деятельности чётко формулировать цели группы и позволять её участникам проявлять собственную энергию для достижения этих целей.
Личностные результаты
В рамках когнитивного компонента будут сформированы:
• основы социально-критического мышления, ориентация в особенностях социальных отношений и взаимодействий,
В рамках ценностного и эмоционального компонентов будут сформированы:
• уважение к личности и её достоинству, доброжелательное отношение к окружающим, нетерпимость к любым видам насилия и готовность противостоять им;
• потребность в самовыражении и самореализации, социальном признании;
• позитивная моральная самооценка и моральные чувства — чувство гордости при следовании моральным нормам, переживание стыда и вины при их нарушении.
В рамках деятельностного (поведенческого) компонента будут сформированы:
• готовность и способность к выполнению норм и требований школьной жизни, прав и обязанностей ученика;
• умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия; умение конструктивно разрешать конфликты;
• умение строить жизненные планы с учётом конкретных социально-исторических условий;
• устойчивый познавательный интерес и становление смыслообразующей функции познавательного мотива.
Познавательные результаты
Выпускник научится:
• основам реализации проектно-исследовательской деятельности;
• проводить наблюдение и эксперимент под руководством учителя;
• осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;
• создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;
• осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
• давать определение понятиям;
• устанавливать причинно-следственные связи;
• осуществлять сравнение, классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;
• строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания);
• строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
• структурировать тексты, включая умение выделять главное и второстепенное, главную идею текста, выстраивать последовательность описываемых событий.
Выпускник получит возможность научиться:
• ставить проблему, аргументировать её актуальность;
• самостоятельно проводить исследование на основе применения методов наблюдения и эксперимента;
• выдвигать гипотезы о связях и закономерностях событий, процессов, объектов;
• организовывать исследование с целью проверки гипотез;
• делать умозаключения (индуктивное и по аналогии) и выводы на основе аргументации.
Предметные результаты
Повторение. Методы развивающего обучения.
Выпускник научится: решать изобретательские задачи с помощью метода мозгового штурма, метода фокальных объектов, метода синектики, метода контрольных вопросов, морфологического анализа, рядов бесконечности.
Выпускник получит возможность научиться: овладеть специальными методами решения изобретательских задач; уверенно применять их на практике.
Теория развития творческой личности.
Выпускник научится: планировать и выполнять учебные проекты, выявлять и формулировать проблему, обосновывать цель проекта, планировать этапы выполнения работы, выбирать средства реализации проекта, контролировать ход и реализацию проекта
Выпускник получит возможность научиться: организовывать и осуществлять проектную деятельность на основе установленных норм и стандартов, поиска новых решений.
Работа по проекту.
Выпускник научится: находить учебные сведения в литературе, необходимые для создания проекта, представлять результаты выполненного проекта, пользоваться основными видами проектной документации, готовить пояснительную записку к проекту, оформлять проект, представлять проект к защите.
Выпускник получит возможность научиться: грамотно использовать полученную информацию для создания проекта, осуществлять презентация проекта.
Занятия проводятся в классе математики в течение 1 часа, один раза в неделю.
Содержание учебного предмета- Повторение. Методы развивающего обучения.
«Что мы помним о ТРИЗ». Методы развивающего обучения. Задачи на переливание. Задачи на взвешивание.
- Теория развития творческой личности.
Знакомство с содержанием проектной деятельности. Выбор темы проекта. Обоснование темы проекта, актуализация. Постановка цели и задач проекта. Постановка гипотезы проекта. Разработка основных идей проекта. Обоснование темы проекта, заключение. Дидактическая игра «расшифруй-ка»
- Работа по проекту.
Планирование работы. Разработка содержания этапов работы. Работа с информационными источниками по выбранной теме. Интеграция и аккумуляция отобранного материала. Игра «Воздушный змей». Подготовка наглядного материала. Контроль и коррекция промежуточных результатов. Игра «Счастливый случай». Мастер – класс "ТРИЗ-технология творчества». Научно-практическая конференция изобретательского мастерства. Предварительный просмотр проектов. Защита проекта.
Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы
№ темы | Тема | Количество часов |
1 | Повторение. Методы развивающего обучения. | 4 |
2 | Теория развития творческой личности | 12 |
3 | Работа по проекту | 18 |
Итого | 34 |
Наименование объектов и средств материально – технического обеспечения | |
Печатные пособия: | Комплект таблиц для 6 класса. |
2. Экранно-звуковые пособия | Библиотека мультфильмов; Моделяторы; Математическая игротека. |
3.Траспаранты: | Портреты великих математиков. Технические средства обучения: Компьютер; Проектор; Интерактивная доска. |
4.Модели: | Геометрические тела. |
4 Адреса сайтов в интернет: | http:// www.school-collection.edu.ru-«Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов» www.edios.ru – Эйдос – центр дистанционного образования www.km.ru/education -Учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий» http://window.edu.ru/ Единое окно доступа к образовательным ресурсам. |
Календарно – тематическое планирование
в 7 классе
№ | Раздел, тема урока | Кол-во часов | Дата | Планируемые результаты | Характеристика основных видов деятельности | |||
Предметные | Метапредметные УУД | Личностные | ||||||
План | факт | |||||||
Повторение. Методы развивающего обучения. | 4 | Учащиеся должны знать: - метод мозгового штурма; - в чем состоит сущность мозговой атаки; - метод фокальных объектов; - в чем состоит сущность метода фокальных объектов; - метод синектики; - какие аналогии применены в методе синектики; - метод морфологического анализа; -что означает морфологический анализ; - что такое матрица; -ответственный этап метода морфологического анализа; - метод контрольных вопросов; -в чем состоит сущность метода контрольных вопросов; -ряды бесконечности. Учащиеся должны знать: - метод решения задач на переливание; - метод решения задач на переливание с конца. | Учащиеся должны уметь: при необходимости отстаивать свою точку зрения, аргументируя ее, подтверждая фактами; с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем; передавать основное содержание в сжатом, выборочном или развернутом виде; выбирать наиболее эффективные способы решения задач; анализировать условия и требования задачи; проводить анализ способов решения задачи с точки зрения их рациональности и экономичности; выдвигать и обосновывать гипотезы, предлагать способ их корректировки; создавать структуру взаимосвязей смысловых единиц текста; преобразовывать модели с целью выявления общих законов, определяющих их. | ●Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
| Применение методов развивающего обучения при решении изобретательных задач | |||
1 | «Что мы помним о ТРИЗ» | |||||||
2 | Повторение. Методы развивающего обучения. | |||||||
3 | Повторение. Задачи на переливание. | |||||||
4 | Повторение. Задачи на взвешивание. | |||||||
Теория развития творческой личности | 12 | Учащиеся должны уметь: Аргументировать свою точку зрения; с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; понимать причины своего неуспеха и находить способы выхода из этой ситуации. восстанавливать предметную ситуацию, описанную в задаче с выделением только существенной для решения задачи информации | Учащиеся должны:
| Планировать и выполнять учебные проекты, выявлять и формулировать проблему, обосновывать цель проекта, планировать этапы выполнения работы, выбирать средства реализации проекта, контролировать ход и реализацию проекта. | ||||
Учащиеся должны знать: -основные требования к составлению рефератов, проектов; -способы обработки информации; - виды проектов. -оставлять математическую модель полученной информации - интерпретировать факты, делать выводы, формировать собственные суждения. | ||||||||
5 | Знакомство с содержанием проектной деятельности | |||||||
6 | Выбор темы проекта | |||||||
7 | Обоснование темы проекта, актуализация | |||||||
8 | Обоснование темы проекта, актуализация | |||||||
9 | Постановка цели и задач проекта | |||||||
10 | Постановка цели и задач проекта | |||||||
11 | Постановка гипотезы проекта | |||||||
12 | Постановка гипотезы проекта | |||||||
13 | Разработка основных идей проекта | |||||||
14 | Разработка основных идей проекта | |||||||
15 | Обоснование темы проекта, заключение | |||||||
16 | Дидактическая игра «расшифруй-ка» | |||||||
Работа по проекту | 18 | Учащиеся должны иметь представление о: - способы выражения и отстаивания своей точки зрения; Учащиеся должны знать: • приёмы аргументации своей точки зрения • оперировать новой терминологией; Учащиеся должны уметь: - порядок, формы и общепринятые нормы представления полученной информации (правильное составление конспекта, порядок выступления на конференции) - уважительно относиться к труду одноклассников; • выслушивать ответ и прислушиваться к мнению другого; - самостоятельно работать и работать в группе. | Учащиеся должны уметь: Аргументировать свою точку зрения; с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; понимать причины своего неуспеха и находить способы выхода из этой ситуации. восстанавливать предметную ситуацию, описанную в задаче с выделением только существенной для решения задачи информации | Учащиеся должны:
| Находить учебные сведения в литературе, необходимые для создания проекта, представлять результаты выполненного проекта, пользоваться основными видами проектной документации, готовить пояснительную записку к проекту, оформлять проект, представлять проект к защите. | |||
17 | Планирование работы | |||||||
18 | Планирование работы | |||||||
19 | Разработка содержания этапов работы | |||||||
20 | Работа с информационными источниками по выбранной теме | |||||||
21 | Работа с информационными источниками по выбранной теме | |||||||
22 | Интеграция и аккумуляция отобранного материала | |||||||
23 | Интеграция и аккумуляция отобранного материала | |||||||
24 | Игра «Воздушный змей» | |||||||
25 | Подготовка наглядного материала | |||||||
26 | Подготовка наглядного материала | |||||||
27 | Контроль и коррекция промежуточных результатов | |||||||
28 | Контроль и коррекция промежуточных результатов | |||||||
29 | Игра «Счастливый случай» | |||||||
30 | Мастер – класс "ТРИЗ-технология творчества». | |||||||
31 | Научно-практическая конференция изобретательского мастерства | |||||||
32 | Предварительный просмотр проектов | |||||||
33 | Защита проекта. | |||||||
34 | Защита проекта. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по внеурочной деятельности (Проектная деятельность) «ВОЛШЕБНЫЙ МИР ГЕОМЕТРИИ»
Изучение геометрического материала в начальной школеиграет особую роль: с одной стороны, он помогает систематизировать и обобщить чувственный опыт ребенка, связанныйс восприятием предметов различной ф...
Рабочая программа по внеурочной деятельности «ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ» 5 класс, ФГОС
Материал предназначен для учителя-словесника.Цель программы: создание условий для успешного освоения учениками основ проектно-исследовательской деятельности...
Рабочая программа по ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Проектная деятельность учащихся»
Рабочая программа по ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ«Проектная деятельность учащихся» 5 класс...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Основы исследовательской деятельности по физике»
Программа «Основы исследовательской деятельности» разработана на основе Примерной программы учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся на ступени основного общего образо...
Приказы, рабочие программы по внеурочной деятельности и элективным курсам. Подтверждение реализации рабочих программ по доп. образованию находится в публичных докладах директора школы 2015-2016 (с.11), 2016-2017 (с.5,11,12), 2017-2018 (с.5,12-13)
Приказы, рабочие программы по внеурочной деятельности и элективным курсам...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности «Сдаем ГТО » для 10-11 класса на 2022-2023 учебный год Шульдешов Иван Иванович (Ф.И.О. учителя, составителя рабочей программы)
Данная рабочая программа разработана на основе примерной программы «Внеурочная деятельность. Подготовка к сдаче комплекса ГТО»; учебное пособие для общеобразовательных организаций/ В.С. Ку...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности «Первая помощь» для 5 класса на 2022-2023 учебный год Шульдешов Иван Иванович (Ф.И.О. учителя, составителя рабочей программы)
Актуальность курса. В современных условиях все возрастающей сложности и напряженности жизни, пребывания людей в стрессовых ситуациях, роста аварийности на предприятиях и дорогах, возрастает роль...