Рабочая программа по внеурочной деятельности
рабочая программа по математике (6 класс) по теме
Рабочая программа по внеурочной деятельности дл 6 класса расчитана на 64 ч. Программа направлена на обеспечение условий развития личности учащегося; творческой самореализации; умственного и духовного развития, реализации федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_po_vneurochke_6_kl_matematika_posl_bazanova_e.p.doc | 296.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Управление образования Прокопьевского муниципального района
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Трудармейская средняя общеобразовательная школа»
«Утверждаю»
Директор школы О.А.Дроздова
_______________________2016 г.
Программа рекомендована
к работе Педагогическим советом
Протокол №___ от _________
Утверждено приказом директора
№___________от _______20__
Рабочая программа
внеурочной деятельности
по математике:
«Конструкторское бюро творческого мышления»
интеллектуальное направление
6 класс
2016-2017 уч. год
Составитель: Базанова Е.П.
учитель математики и информатики,
первая квалификационная категория
2016
Пояснительная записка
Программа направлена на обеспечение условий развития личности учащегося; творческой самореализации; умственного и духовного развития, реализации федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.
В основе стандарта лежит деятельностный подход в обучении.
Изобретательско - творческое мышление – плод постоянного нахождения и разрешения технических, социальных, бытовых, предпринимательских, игровых, творческих задач, в вероятностном поле возникающих перед каждым человеком. А уже в процессе решения этих задач появляется необходимость математических вычислений, приобретающих особый личностный смысл. Как сказано в Концепции развития математического образования в Российской Федерации математическое образование должно: обеспечивать каждого обучающегося развивающей интеллектуальной деятельностью на доступном уровне, используя присущую математике красоту и увлекательность; обеспечивать необходимое стране число выпускников, математическая подготовка которых достаточна для продолжения образования в различных направлениях и для практической деятельности, включая преподавание математики.[1]
Творческие развивающие изобретательские задачи (далее ТРИЗ) представляют собой обобщённый опыт изобретательства и изучения законов развития науки и техники.[4]
Основные функции ТРИЗ:
- решение творческих и изобретательских задач любой сложности и направленности без перебора вариантов;
- прогнозирование развития технических систем (ТС) и получение перспективных решений (в том числе и принципиально новых);
- развитие качеств творческой личности. [3]
Выбор метода активного обучения определяется дидактической задачей занятия. Дидактические задачи, решаемые с помощью ТРИЗ - развитие творческого и логического мышления; создание условий для развития познавательной активности и самостоятельности; развитие навыков принятия решений; смена деятельности.
ТРИЗ-задачи, как правило, имеют несколько решений, а не одно единственное, как большинство школьных задач. Тем самым, ТРИЗ-задачи побуждают ученика искать множество решений, выявлять из них оптимальное.
Задача учителя — сформировать у ученика информационную компетентность, умение преобразовывать на практике информационные объекты с помощью средств информационных технологий. [17]
Программа внеурочной деятельности ориентирована на учащихся 5-6 классов. Соответствует возрастным потребностям и способностям учеников.
Цель: развитие творческого мышления (способностей) обучающихся через решение изобретательских задач во внеурочной деятельности Конструкторского Бюро творческого мышления.
Задачи:
- Рассмотреть теоретические основы формирования творческого мышления через решение изобретательских задач.
- Проанализировать условия развития творческого мышления образовательной среды школы через внеурочную деятельность образовательной области «Математика».
- Выявить возможности и эффективность использования учебных изобретательских задач во внеурочной деятельности по математике для развития интереса к этой дисциплине, развития творческих способностей.
- Реализовать курс внеурочной деятельности по математике «Конструкторское бюро творческого мышления». [12]
Рабочая программа внеурочной деятельности по математике разработана на основе:
- федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования;
- примерной программы по учебному предмету и соответствующему УМК;
- основной образовательной программы ОУ.
В ней соблюдается преемственность с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования; учитываются возрастные и психологические особенности школьников, обучающихся на ступени основного общего образования, учитываются межпредметные связи.
В программе предложен авторский подход в части структурирования учебного материала, определения последовательности его изучения, путей формирования системы знаний, умений и способов деятельности, развития, воспитания и социализации учащихся.
Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности
Регулятивные универсальные учебные действия
Ученик научится:
- целеполаганию, включая постановку новых целей, преобразование практической задачи в познавательную;
- самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учёта выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале;
- планировать пути достижения целей;
- устанавливать целевые приоритеты;
- уметь самостоятельно контролировать своё время и управлять им;
- принимать решения в проблемной ситуации на основе переговоров;
- осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия; актуальный контроль на уровне произвольного внимания;
- адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации;
- основам прогнозирования как предвидения будущих событий и развития процесса.
Ученик получит возможность научиться:
- самостоятельно ставить новые учебные цели и задачи;
- построению жизненных планов во временной перспективе;
- при планировании достижения целей самостоятельно, полно и адекватно учитывать условия и средства их достижения;
- выделять альтернативные способы достижения цели и выбирать наиболее эффективный способ;
- основам саморегуляции в учебной и познавательной деятельности в форме осознанного управления своим поведением и деятельностью, направленной на достижение поставленных целей;
- осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач;
- адекватно оценивать объективную трудность как меру фактического или предполагаемого расхода ресурсов на решение задачи;
- адекватно оценивать свои возможности достижения цели определённой сложности в различных сферах самостоятельной деятельности;
- основам саморегуляции эмоциональных состояний;
- прилагать волевые усилия и преодолевать трудности и препятствия на пути достижения целей.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Ученик научится:
- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
- формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
- устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор;
- аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов образом;
- задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
- осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
- адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;
- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть устной и письменной речью; строить монологическое контекстное высказывание;
- организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, определять цели и функции участников, способы взаимодействия; планировать общие способы работы;
- осуществлять контроль, коррекцию, оценку действий партнёра, уметь убеждать;
- работать в группе — устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми;
- основам коммуникативной рефлексии;
- использовать адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей, мотивов и потребностей;
- отображать в речи (описание, объяснение) содержание совершаемых действий, как в форме громкой социализированной речи, так и в форме внутренней речи.
Ученик получит возможность научиться:
- учитывать и координировать отличные от собственной позиции других людей в сотрудничестве;
- учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
- понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
- продуктивно разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех участников, поиска и оценки альтернативных способов разрешения конфликтов; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
- брать на себя инициативу в организации совместного действия (деловое лидерство);
- оказывать поддержку и содействие тем, от кого зависит достижение цели в совместной деятельности;
- осуществлять коммуникативную рефлексию как осознание оснований собственных действий и действий партнёра;
- в процессе коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
- вступать в диалог, а также участвовать в коллективном обсуждении проблем, участвовать в дискуссии и аргументировать свою позицию, владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка;
- следовать морально-этическим и психологическим принципам общения и сотрудничества на основе уважительного отношения к партнёрам, внимания к личности другого, адекватного межличностного восприятия, готовности адекватно реагировать на нужды других, в частности оказывать помощь и эмоциональную поддержку партнёрам в процессе достижения общей цели совместной деятельности;
- устраивать эффективные групповые обсуждения и обеспечивать обмен знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений;
- в совместной деятельности чётко формулировать цели группы и позволять её участникам проявлять собственную энергию для достижения этих целей.
Личностные результаты
В рамках когнитивного компонента будут сформированы:
• основы социально-критического мышления, ориентация в особенностях социальных отношений и взаимодействий,
В рамках ценностного и эмоционального компонентов будут сформированы:
• уважение к личности и её достоинству, доброжелательное отношение к окружающим, нетерпимость к любым видам насилия и готовность противостоять им;
• потребность в самовыражении и самореализации, социальном признании;
• позитивная моральная самооценка и моральные чувства — чувство гордости при следовании моральным нормам, переживание стыда и вины при их нарушении.
В рамках деятельностного (поведенческого) компонента будут сформированы:
• готовность и способность к выполнению норм и требований школьной жизни, прав и обязанностей ученика;
• умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия; умение конструктивно разрешать конфликты;
• умение строить жизненные планы с учётом конкретных социально-исторических условий;
• устойчивый познавательный интерес и становление смыслообразующей функции познавательного мотива.
Познавательные результаты
Выпускник научится:
• основам реализации проектно-исследовательской деятельности;
• проводить наблюдение и эксперимент под руководством учителя;
• осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;
• создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;
• осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
• давать определение понятиям;
• устанавливать причинно-следственные связи;
• осуществлять сравнение, классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;
• строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания);
• строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
• структурировать тексты, включая умение выделять главное и второстепенное, главную идею текста, выстраивать последовательность описываемых событий.
Выпускник получит возможность научиться:
• ставить проблему, аргументировать её актуальность;
• самостоятельно проводить исследование на основе применения методов наблюдения и эксперимента;
• выдвигать гипотезы о связях и закономерностях событий, процессов, объектов;
• организовывать исследование с целью проверки гипотез;
• делать умозаключения (индуктивное и по аналогии) и выводы на основе аргументации.
Предметные результаты
Методы развивающего обучения.
Выпускник научится: решать изобретательские задачи с помощью метода мозгового штурма, метода фокальных объектов, метода синектики, метода контрольных вопросов, морфологического анализа, рядов бесконечности.
Выпускник получит возможность научиться: овладеть специальными методами решения изобретательских задач; уверенно применять их на практике.
Задачи на переливание.
Выпускник научится: решать задачи на переливание.
Выпускник получит возможность научиться: решать Триз - задачи на переливание; методом переливания с конца.
Задачи на взвешивание.
Выпускник научится: решать задачи на взвешивание.
Выпускник получит возможность: осуществлять сравнение, строить схемы и математические модели; проводить исследование; применять метод решения задач на взвешивание для нахождения фальшивой монеты; записывать результаты измерения с заданной точностью.
Геометрия в пространстве и на клетчатой бумаге.
Выпускник научится:
- пользоваться языком геометрии для описания предметов окружающего мира и их взаимного расположения;
- распознавать и изображать на чертежах и рисунках геометрические фигуры и их конфигурации.
Выпускник получит возможность научиться: создавать и преобразовывать модели и схемы для решения логических задач; строить схемы и модели для решения задач; устанавливать причинно-следственные связи; выделять характерные причинно-следственные связи; осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий.
Задачи на уровне административного противоречия.
Выпускник научится: анализировать технологическую цепочку производственного процесса.
Выпускник получит возможность: уметь выявить первопричину возникновения задачи, ее зону, имеющиеся в ней элементы, составить для них идеал и реализовать его; уметь решить изобретательную задачу опираясь на приемы, которые указывают лишь общее направление и область, где могут быть сильные решения; знать, что физическое противоречие связано только с двумя принципами: разнесение противоречивых свойств в пространстве и противоречивых свойств во времени.
Старинные задачи.
Выпускник научится: приводить примеры математических моделей; структурировать тексты, включая умение выделять главное и второстепенное, главную идею текста;
Выпускник получит возможность научиться: решать нестандартные задачи с использованием принципа Дирихле; выполнение задания творческого и поискового характера, применять знания и способы действий в изменённых условиях.
Комбинаторные задачи.
Выпускник научится находить относительную частоту и вероятность случайного события.
Выпускник получит возможность: приобрести опыт проведения случайных экспериментов, в том числе с помощью компьютерного моделирования, интерпретации их результатов.
Круги Эйлера.
Выпускник научится: решать задачи при помощи кругов Эйлера.
Выпускник получит возможность научиться: используя круги Эйлера, решать задачи связанные с пересечением и объединением множеств; выделять значимые связи и отношения между множествами объектов и предметов.
Задачи – шутки.
Выпускник научится: решать задачи не требующих особых вычислений, а требующих внимательного прочтения условия.
Выпускник получит возможность научиться: определять в чем «ловушка» в задаче; решать практические задачи, связанные с перекладыванием спичек; поиск выходов из лабиринтов.
Занятия проводятся в классе математики в течение 1 часа, два раза в неделю.
Содержание учебного предмета
- Методы развивающего обучения. (22часа)
Цели изучения курса. Знакомство с ТРИЗ, или как надо изобретать. Знакомство с методом мозгового штурма. Решение задач с помощью метода мозгового штурма. Знакомство с методом фокальных объектов. Решение задач с помощью метода фокальных объектов. Знакомство с методом синектики. Решение задач с помощью метода синектики. Час веселой математики. Знакомство с методом контрольных вопросов. Решение задач с помощью метода контрольных вопросов. Межзональная игра «Математический калейдоскоп». Знакомство с методом морфологического анализа. Решение задач с помощью метода морфологического анализа. Познавательная викторина «ЮНЭК». Ряды бесконечности. Логическая игра «Совиниада».
- Задачи на переливание. (4 часа)
Составление таблиц для решения задач на переливание. Решение задач на переливание с конца. Составление задач. Решение задач на переливание разного типа. Игра с тетрамино, тримино.
- Задачи на взвешивание. (5 часов)
Задачи на взвешивание с использованием десятичных дробей. Цепочка задач с использованием схем. Как найти фальшивую монету. Решение задач на взвешивание с использованием схем и таблиц. Марафон «Креатив - бой».
- Геометрия в пространстве и на клетчатой бумаге. (12 часов)
Способы оформления решений логических задач (применение схем). Задачи на верные и неверные утверждения. Метод упорядоченного перебора. Изображение фигур с секретом. Выявление закономерности. Построение точек на координатной плоскости. Год Петуха. Задачи с развертками с применением схем и моделей. Задачи на разрезание и склеивание. Задачи со спичками. Геометрические фокусы. Рисование фигур на клетчатой бумаге, геометрических фигур. Разрезание фигур на равные части с применением геометрических понятий.
- Задачи на уровне административного противоречия. (6 часов)
Первопричина первозадачи. Решение изобретательских задач. Залп из сорока стволов. Принципиальный разговор. Задачи «Сказочного» содержания. Составление текстов задач. Задачи типа: «Что больше» «Сколько же». Решение Триз – задач.
- Старинные задачи. (5 часов)
Задачи из старинных рукописей. Решение старинных задач и задач в стихах, использование алгебраического метода. Задачи сказочного содержания с составлением уравнений. Старинные задачи – шутки. Математическая игра «Крестики-нолики».
- Комбинаторные задачи. (4 часа)
Комбинаторные задачи. Решение комбинаторных задач табличным методом с помощью составления матриц. «Дерево» решений. Задачи на вероятность. Мини-исследование.
- Круги Эйлера. (2 часа)
Круги Эйлера – Венна. Решение логических задач с помощью кругов Эйлера.
- Задачи – шутки. (8 часов)
Задачи на лабиринты. Задача про шахматную доску. Задачи со спичками. Задачи из книги Рэймонда М. Смаллиана «Как же называется эта книга». Задачи на смекалку. Определение ловушки. Создание математических макетов. Мастер – класс "ТРИЗ-технология творчества». Научно – практическая конференция изобретательского и конструкторского мастерства. Защита проекта.
Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы
№ темы | Тема | Количество часов |
1 | Методы развивающего обучения. | 22 |
2 | Задачи на переливание. | 4 |
3 | Задачи на взвешивание. | 5 |
4 | Геометрия в пространстве и на клетчатой бумаге. | 12 |
5 | Задачи на уровне административного противоречия. | 6 |
6 | Старинные задачи. | 5 |
7 | Комбинаторные задачи. | 4 |
8 | Круги Эйлера. | 2 |
9 | Задачи – шутки. | 8 |
Итого | 68 |
Наименование объектов и средств материально – технического обеспечения | |
Печатные пособия: | Комплект таблиц для 6 класса. |
2. Экранно-звуковые пособия | Библиотека мультфильмов; Моделяторы; Математическая игротека. |
3.Траспаранты: | Портреты великих математиков. Технические средства обучения: Компьютер; Проектор; Интерактивная доска. |
4.Модели: | Геометрические тела. |
4 Адреса сайтов в интернет: | http:// www.school-collection.edu.ru-«Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов» www.edios.ru – Эйдос – центр дистанционного образования www.km.ru/education -Учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий» http://window.edu.ru/ Единое окно доступа к образовательным ресурсам. |
Календарно – тематическое планирование
в 6 классе
№ | Раздел, тема урока | Кол-во часов | Дата | Планируемые результаты | Характеристика основных видов деятельности | |||
Предметные | Метапредметные УУД | Личностные | ||||||
План | факт | |||||||
Методы развивающего обучения. | 22 | 2.09 | Учащиеся должны знать: - что означает понятие ТРИЗ-задачи; - метод мозгового штурма, его происхождение; - в чем состоит сущность мозговой атаки; - метод фокальных объектов; - в чем состоит сущность метода фокальных объектов; - метод синектики; - какие аналогии применены в методе синектики; - метод морфологического анализа; -что означает морфологический анализ; - что такое матрица; -ответственный этап метода морфологического анализа; - метод контрольных вопросов; -в чем состоит сущность метода контрольных вопросов; -ряды бесконечности. | Учащиеся должны уметь: при необходимости отстаивать свою точку зрения, аргументируя ее, подтверждая фактами; с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем; передавать основное содержание в сжатом, выборочном или развернутом виде; выбирать наиболее эффективные способы решения задач; анализировать условия и требования задачи; проводить анализ способов решения задачи с точки зрения их рациональности и экономичности; выдвигать и обосновывать гипотезы, предлагать способ их корректировки; создавать структуру взаимосвязей смысловых единиц текста; преобразовывать модели с целью выявления общих законов, определяющих их. | ●Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
| Применение методов развивающего обучения при решении изобретательных задач | ||
1 | Цели изучения курса. Знакомство с ТРИЗ, или как надо изобретать. [13] | 2.09 | ||||||
2 | Знакомство с методом мозгового штурма. [11] | 9.09 | ||||||
3 | Решение задач с помощью метода мозгового штурма. | 9.09 | ||||||
4 | Решение задач с помощью метода мозгового штурма. | 16.09 | ||||||
5 | Знакомство с методом фокальных объектов. | 16.09 | ||||||
6 | Решение задач с помощью метода фокальных объектов. | 23.09 | ||||||
7 | Решение задач с помощью метода фокальных объектов. | 23.09 | ||||||
8 | Знакомство с методом синектики.[20] | 30.09 | ||||||
9 | Решение задач с помощью метода синектики. | 30.09 | ||||||
10 | Решение задач с помощью метода синектики. | 7.10 | ||||||
11 | Час веселой математики.[15] | 7.10 | ||||||
12 | Знакомство с методом контрольных вопросов.[20] | 14.10 | ||||||
13 | Решение задач с помощью метода контрольных вопросов. | 14.10 | ||||||
14 | Решение задач с помощью метода контрольных вопросов. | 21.10 | ||||||
15 | Межзональная игра «Математический калейдоскоп» [15] | 21.10 | ||||||
16 | Знакомство с методом морфологического анализа. | 28.10 | ||||||
17 | Решение задач с помощью метода морфологического анализа. | 28.10 | ||||||
18 | Решение задач с помощью метода морфологического анализа. | 11.11 | ||||||
19 | Познавательная викторина «ЮНЭК» [15] | 11.11 | ||||||
20 | Ряды бесконечности. | 18.11 | ||||||
21 | Ряды бесконечности. | 18.11 | ||||||
22 | Логическая игра «Совиниада» [15] | 25.11 | ||||||
Задачи на переливание. | 4 | Учащиеся должны знать: - метод решения задач на переливание; - метод решения задач на переливание с конца; - ввести понятие тетрамино, тримино. | Учащиеся должны уметь: Аргументировать свою точку зрения; с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; понимать причины своего неуспеха и находить способы выхода из этой ситуации. восстанавливать предметную ситуацию, описанную в задаче с выделением только существенной для решения задачи информации | Учащиеся должны:
| Составлять схемы и математические модели при решении задач; - устанавливать причинно-следственные связи; - составлять схемы и математические модели при решении задач; осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; - преобразовывать запись алгоритма с одной формы в другую; | |||
23 | Составление таблиц для решения задач на переливание. | 25.11 | ||||||
24 | Решение задач на переливание с конца. Составление задач. | 2.12 | ||||||
25 | Решение задач на переливание разного типа. | 2.12 | ||||||
26 | Игра с тетрамино, тримино | 9.12 | ||||||
Задачи на взвешивание. | 5 | Учащиеся должны знать: - ознакомление с задачами на взвешивание и способами решения простейших из них; работа со смешанными единицами измерения массы; - применять метод решения задач на взвешивание для нахождения фальшивой монеты; записывать результаты измерения с заданной точностью; - обобщить способы решения задач на взвешивание. | Учащиеся должны уметь: Аргументировать свою точку зрения; с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; понимать причины своего неуспеха и находить способы выхода из этой ситуации. восстанавливать предметную ситуацию, описанную в задаче с выделением только существенной для решения задачи информации | Учащиеся должны:
| Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей; - осуществлять сравнение, классификацию; - строить схемы и математические модели; проводить исследование, устанавливать причинно – следственные связи. | |||
27 | Задачи на взвешивание с использованием десятичных дробей. | 9.12 | ||||||
28 | Цепочка задач с использованием схем | 16.12 | ||||||
29 | Как найти фальшивую монету | 16.12 | ||||||
30 | Решение задач на взвешивание с использованием схем и таблиц. | 23.12 | ||||||
31 | Марафон «Креатив - бой». | 23.12 | ||||||
Геометрия в пространстве и на клетчатой бумаге. | 12 | Учащиеся должны знать: - методы решения логических задач, использование схем и таблиц; - использовать делимость чисел при решении практических задач в том числе и геометрических; выполнять простейшие построения геометрических фигур; - использовать делимость чисел при решении практических задач в том числе и геометрических; выполнять простейшие построения геометрических фигур; - выявлять особенности различных геометрических фигур; - изображение конкретных фигур по клеткам в том числе объемных; рассмотрение разницы между плоскими фигурами и геометрическими телами, выполнение построения с помощью клетчатой бумаги; - ввести понятие ломанной ее построения для разрезания фигур. | Учащиеся должны уметь: Аргументировать свою точку зрения; с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; понимать причины своего неуспеха и находить способы выхода из этой ситуации. восстанавливать предметную ситуацию, описанную в задаче с выделением только существенной для решения задачи информации | Учащиеся должны:
| Создавать и преобразовывать модели и схемы для решения логических задач; устанавливать причинно-следственные связи; - осуществлять сравнение, классификацию; - строить схемы и модели для решения задач; устанавливать причинно-следственные связи; - выделять характерные причинно-следственные связи; осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий | |||
32 | Способы оформления решений логических задач (применение схем) | 13.01 | ||||||
33 | Задачи на верные и неверные утверждения. | 13.01 | ||||||
34 | Метод упорядоченного перебора | 20.01 | ||||||
35 | Изображение фигур с секретом. Выявление закономерности. | 20.01 | ||||||
36 | Построение точек на координатной плоскости. Год Петуха. | |||||||
37 | Задачи с развертками с применением схем и моделей. | |||||||
38 | Задачи на разрезание и склеивание. | |||||||
39 | Задачи со спичками. Геометрические фокусы. | |||||||
40 | Рисование фигур на клетчатой бумаге, геометрических фигур. | |||||||
41 | Рисование фигур на клетчатой бумаге, геометрических фигур. | |||||||
42 | Разрезание фигур на равные части с применением геометрических понятий. | |||||||
43 | Разрезание фигур на равные части с применением геометрических понятий. | |||||||
Задачи на уровне административного противоречия | 6 | Учащиеся должны знать: Понятие первозадачи, использовав технологическую цепочку решить поставленную задачу; что означает принцип «обратить вред в пользу», виды противоречий, принципы физического противоречия, | Учащиеся должны уметь: Аргументировать свою точку зрения; с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; понимать причины своего неуспеха и находить способы выхода из этой ситуации. восстанавливать предметную ситуацию, описанную в задаче с выделением только существенной для решения задачи информации |
| Уметь выявить первопричину возникновения задачи, ее зону, имеющиеся в ней элементы, составить для них идеал и реализовать его. Уметь решить изобретательную задачу опираясь на приемы, которые указывают лишь общее направление и область, где могут быть сильные решения. Знать, что физическое противоречие связано только с двумя принципами: разнесение противоречивых свойств в пространстве и противоречивых свойств во времени. | |||
44 | Первопричина первозадачи. Решение изобретательских задач. | |||||||
45 | Залп из сорока стволов. Решение изобретательских задач. | |||||||
46 | Принципиальный разговор. Решение изобретательских задач. | |||||||
47 | Задачи «Сказочного» содержания. Составление текстов задач. | |||||||
48 | Задачи типа: «Что больше» «Сколько же» | |||||||
49 | Решение Триз – задач | |||||||
Старинные задачи | 5 | Учащиеся должны знать: - познакомятся с понятиями старинных задач, некоторыми старинными единицами длины; решать задачи по теме с использованием схем и графов; - решение нестандартных задач с использованием принципа Дирихле; - выполнение задания творческого и поискового характера, применять знания и способы действий в изменённых условиях, решать задачи по теме. | Учащиеся должны уметь: Аргументировать свою точку зрения; с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; понимать причины своего неуспеха и находить способы выхода из этой ситуации. восстанавливать предметную ситуацию, описанную в задаче с выделением только существенной для решения задачи информации | Учащиеся должны:
| Уметь приводить примеры математических моделей; структурировать тексты, включая умение выделять главное и второстепенное, главную идею текста; проводить исследование, устанавливать причинно – следственные связи. | |||
50 | Задачи из старинных рукописей. | |||||||
51 | Решение старинных задач и задач в стихах, использование алгебраического метода. | |||||||
52 | Задачи сказочного содержания с составлением уравнений. | |||||||
53 | Старинные задачи – шутки. | |||||||
54 | Математическая игра «Крестики-нолики». | |||||||
Комбинаторные задачи. | 4 | Учащиеся должны знать: - решение комбинаторных задач с помощью графов; - решение комбинаторных задач с помощью составления матриц (таблиц); решение комбинаторных задач с помощью графов и таблиц; - решение простейших задач на вероятность событий. | Учащиеся должны уметь: Аргументировать свою точку зрения; с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; понимать причины своего неуспеха и находить способы выхода из этой ситуации. восстанавливать предметную ситуацию, описанную в задаче с выделением только существенной для решения задачи информации | Учащиеся должны:
| Строить схемы и математические модели; строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей; Классифицировать; наблюдение; сравнение; проводить мини – исследование на основе сравнения, анализа. | |||
55 | Комбинаторные задачи. | |||||||
56 | Решение комбинаторных задач табличным методом с помощью составления матриц | |||||||
57 | «Дерево» решений | |||||||
58 | Задачи на вероятность. Мини-исследование. | |||||||
Круги Эйлера. | 2 | Учащиеся должны знать: - представления о кругах Эйлера – Венна их использования в теории множеств; изображать множества предметов, объектов с помощью кругов Эйлера – Венна, находить их пересечение и объединение; - используя круги Эйлера, решать задачи связанные с пересечением и объединением множеств; выделять значимые связи и отношения между множествами объектов и предметов. | Учащиеся должны уметь: Аргументировать свою точку зрения; с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; понимать причины своего неуспеха и находить способы выхода из этой ситуации. восстанавливать предметную ситуацию, описанную в задаче с выделением только существенной для решения задачи информации | Учащиеся должны:
| - устанавливать причинно-следственные связи; делать умозаключения и выводы на основе аргументации. | |||
59 | Круги Эйлера – Венна | |||||||
60 | Решение логических задач с помощью кругов Эйлера | |||||||
Задачи – шутки. | 8 | Учащиеся должны знать: - решение задач не требующих особых вычислений, а требующих внимательного прочтения условия; -определять в чем «ловушка» в задаче; - решать практические задачи, связанные с перекладыванием спичек; - поиск выходов из лабиринтов. | Учащиеся должны уметь: Аргументировать свою точку зрения; с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; понимать причины своего неуспеха и находить способы выхода из этой ситуации. восстанавливать предметную ситуацию, описанную в задаче с выделением только существенной для решения задачи информации | Учащиеся должны:
| - объяснять связи и отношения; структурировать тексты, включая умение выделять главное и второстепенное, главную идею текста; проводить мини – исследование на основе сравнения, анализа; - классифицировать; наблюдение; сравнение, устанавливать закономерности изменения объекта; - осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий. | |||
61 | Задачи на лабиринты | |||||||
62 | Задача про шахматную доску | |||||||
63 | Задачи со спичками. | |||||||
64 | Задачи из книги Рэймонда М. Смаллиана «Как же называется эта книга» | |||||||
65 | Задачи на смекалку. Определение ловушки | |||||||
66 | Создание математических макетов. | |||||||
67 | Мастер – класс "ТРИЗ-технология творчества». | |||||||
68 | Научно – практическая конференция изобретательского и конструкторского мастерства. Защита проекта. |
Список литературы
1. Авдевич, В. И. Несколько общих мыслей о творчестве и педагогике [Электронный ресурс] / В. И. Авдевич // Проблемы ТРТЛ. Проблемы творческой педагогики. [Режим доступа: http://www.trizminsk.org].
2. Альтшуллер, Г. С. Алгоритм изобретения [Текст] / Г. С. Альтшуллер. – М.: Московский рабочий, 1973. – 232 с.
3. Альтшуллер, Г. С. Творчество как точная наука [Текст] / Г. С. Альтшуллер. – Петрозаводск: Скандинавия, 2004. – 208 с.
4. Альтшуллер, Г. С. Психология изобретательского творчества [Текст] / Г. С. Альтшуллер, Р. Б. Шапиро //Вопросы психологии. – 1956. – № 3. – С. 5-11.
5. Белова, Г. В. Система работы с математическими определениями [Текст] / Г.В. Белова // Проблемы теории развития творческой личности: сборник научных трудов. Челябинск: Изд-во ЧГПУ «Факел». – 1998. – Вып. №1. – 60 с.
6.Белова, Г. В. Творческие копилки на уроках математики [Текст] / Г. В. Белова // Научно-практическая конференция «Творчество во имя достойной жизни», 16-17 августа 2000 г. Тезисы докладов. Петрозаводск, 2000 – 320 с.
7.Беркалиев, Т. Н. Инновации и качество школьного образования [Текст]: научно-метод. пособие для педагогов инновационных школ / Т. Н. Беркалиев, Е. С. Заир-Бек, А. П. Тряпицына. – СПб.: КАРО, 2007. –144 с. 70
8.Гальетов, В. П. Роль ТРИЗ в реформе системы образования / В. П. Гальетов // Творческие технологии. – Челябинск: ЮУГУ, 2001. – С.19-25.
9.Гин, А. А. Задачи-сказки от кота Потряскина [Текст]: для детей младшего школьного возраста / А. А. Гин. – М.: Вита-Пресс, 2002 – 80 с.
10.Гин, А. А. ТРИЗ-педагогика [Электронный ресурс] / А. А. Гин. – [Режим доступа: http://www.trizway.com].
11.Гин, А. А. Бескровная Атака. Технологии проведения учебного мозгового штурма [Текст] / А.А. Гин // Педагогика + ТРИЗ. – № 3. – Мн.: ПолиБиг, 1997. – 64 с.
12.Гин, А. А. Цели и задачи ТРИЗ-педагогики [Электронный ресурс] / А. А. Гин; доклад на 9-й научно-практической конференции «Развитие 71 творческих способностей в процессе обучения и воспитания на основе ТРИЗ», июнь 2006 г. – [Режим доступа: http://www.trizway.com].
13.Иванов, Г. И. Формулы творчества, или Как научиться изобретать [Текст]: кн. для учащихся ст. классов / Г. И. Иванов. – М.: Просвещение, 1994. – 208 с. 36.Иванова, Н. Г. Материалы конкурса «ТРИЗформашка-2006» [Текст] / Н.Г.Иванова, М. А. Плаксина, О.Л. Русакова // Информатика. – 2006. –№23. –С. 29-36.
14. Канин, Е. С. Учебные математические задачи [Текст] / Е. С. Канин. – Киров: Изд-во ВятГГУ, 2004. – 154 с.
15.Микалко, М. Игры разума. Тренинг креативного мышления [Текст] / М. Микалко. – СПб.: Питер, 2008 – 448 с.
16.Нагибин, Ф. Ф. Математическая шкатулка [Текст] / Ф. Ф. Нагибин, Е. С. Канин. – М.: Дрофа, 2006. – 270 с. 73
17.Педагогика + ТРИЗ [Текст]: сборник статей для учителей, воспитателей и менеджеров образования. №3. – Мн.: ПолиБиг, 1997. – 64 с.
18.Погребная, Т. В. ТРИЗ-педагогика и модернизация образования [Элек- тронный ресурс] / Т. В. Погребная, А. В. Козлов, О. В. Сидоркина // «ТРИЗ-Конференция – 2007». – [Режим доступа: http://www.metodolog.ru].
19.Погребная, Т. В. ТРИЗ-педагогика в преподавании математики [Рукопись] / Т. В. Погребная, А. В. Козлов. – Красноярский государственный технический университет, Красноярский краевой Институт повышения квалификации работников образования, 2008. 74
20. Сборник задач для изучающих ТРИЗ [Текст] / Сост. А. В. Кислов, Е. Л. Пчелкина. – СПБ.: РА ТРИЗ, 2007. – 56 с.
21.Утѐмов, В. В. Об опыте использования принципов ТРИЗ-педагогики в обучении школьников математике /В. В. Утѐмов // Образование и межнациональные отношения: теория и социальная практика. Материалы Международной научно-практической конференции. 14-16 ноября 2007 г. Под ред. А. А. Баранова, Э. Р. Хакимова, Я. С. Сунцовой. ГОУ ВПО «УдГУ». – Ижевск, 2007. – С. 458-460.
22.Электронная книга «Введение в ТРИЗ. Основные понятия и подходы». Официальное издание Фонда Г. С. Альтшуллера, версия 3.0. [Электронный ресурс]. [Режим доступа http://www.altshuller.ru/e-books/download/triz1.zip].
23.Якиманская, И. С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе [Текст] / И. С. Якиманская. – М: Просвещение, 1996. – 286 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по внеурочной деятельности (Проектная деятельность) «ВОЛШЕБНЫЙ МИР ГЕОМЕТРИИ»
Изучение геометрического материала в начальной школеиграет особую роль: с одной стороны, он помогает систематизировать и обобщить чувственный опыт ребенка, связанныйс восприятием предметов различной ф...
Рабочая программа по внеурочной деятельности «ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ» 5 класс, ФГОС
Материал предназначен для учителя-словесника.Цель программы: создание условий для успешного освоения учениками основ проектно-исследовательской деятельности...
Рабочая программа по ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Проектная деятельность учащихся»
Рабочая программа по ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ«Проектная деятельность учащихся» 5 класс...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Основы исследовательской деятельности по физике»
Программа «Основы исследовательской деятельности» разработана на основе Примерной программы учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся на ступени основного общего образо...
Приказы, рабочие программы по внеурочной деятельности и элективным курсам. Подтверждение реализации рабочих программ по доп. образованию находится в публичных докладах директора школы 2015-2016 (с.11), 2016-2017 (с.5,11,12), 2017-2018 (с.5,12-13)
Приказы, рабочие программы по внеурочной деятельности и элективным курсам...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности «Сдаем ГТО » для 10-11 класса на 2022-2023 учебный год Шульдешов Иван Иванович (Ф.И.О. учителя, составителя рабочей программы)
Данная рабочая программа разработана на основе примерной программы «Внеурочная деятельность. Подготовка к сдаче комплекса ГТО»; учебное пособие для общеобразовательных организаций/ В.С. Ку...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности «Первая помощь» для 5 класса на 2022-2023 учебный год Шульдешов Иван Иванович (Ф.И.О. учителя, составителя рабочей программы)
Актуальность курса. В современных условиях все возрастающей сложности и напряженности жизни, пребывания людей в стрессовых ситуациях, роста аварийности на предприятиях и дорогах, возрастает роль...