Урок в 5 классе "Задачи на дижение"
план-конспект урока по математике (5 класс) на тему

Ткаченко Сергей Николаевич

Урок в 5 классе "Задачи на дижение"

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon urok_v_5_klasse_zadachi_na_dizhenie.zip1.89 МБ

Предварительный просмотр:

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА

Урок разработан учителем математики Ткаченко Сергеем Николаевичем, МБОУ СОШ №11 х. Южного Курганинского района Краснодарского края 

Класс 5. Урок №   : Тема: «Задачи на движение»

Тип и особенности: урок открытия и изучения новых знаний на основе известного из начальной школы. Урок в форме эвристической беседы.

Оборудование: компоненты УМК «Сферы. Математика. 5-6», проектор, компьютер, интерактивная доска (ИД), презентация, линейка, карандаш, ластик.

Цель: объяснить правила решения задач на движение, формировать умение решать задачи на движение, развитие умений преодолевать трудности при решении математических задач; развитие познавательного интереса учащихся, формирование логического, абстрактного, эвристического мышления; способствовать пониманию  необходимости интеллектуальных усилий для успешного обучения, положительного эффекта настойчивости для достижения цели.


Этапы урока

Задачи этапа

Визуальный ряд

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые   УУД  

Организация

Определить цель занятия, повторить ранее изученный материал

На доске дата и название темы: «Задачи на движение»

На столах учащихся открыт учебник с. 60 «Вы узнаете» (учитель просит вначале урока открыть)

- Ребята, давайте посмотрим на экран.

Как вы думаете, что общего в этих картинках?

- Как вы уже догадались мы будем  сегодня на уроке решать задачи на движение.

- Давайте вспомним, что такое путь?

- Что такое скорость?

- Ребята, вы уже знаете, как найти расстояние, если известны скорость и время движения; как найти скорость или время, зная расстояние и время или скорость. Давайте вспомним, как это сделать.  

- Посмотрите, пожалуйста, на экран.

- Сколько километров проехал грузовик за 2 часа со скоростью 40 км/ч?

- Как вы это узнали?

- Теплоход проходит расстояние 250 км со скоростью 25 км/ч. Сколько времени в пути будет теплоход?

- Как вы это узнали?

- Улитка проползла 6 м за 3 ч. С какой скоростью ползла улитка?

- Как вы это узнали?

- Ребята, а теперь вы составьте задачу по последнему столбику. Обратите внимание на единицы измерения скорости и времени.

- Но, ребята, задачи бывают не только на движение одного объекта: человека, машины, теплохода, мухи, но и двух. Об этом мы сегодня и порассуждаем.

- Движение

- Расстояние, пройденное за какое-то время.

- Скорость – это путь, пройденный за единицу времени.

- Грузовик проехал 80 км.

- Скорость умножили на время.

- 10 часов.

- Расстояние 250 км поделили на скорость 25 км/ч.

- Улитка ползла со скоростью 2 м/ч.

- Расстояние разделили на время.

- Какое расстояние проедет велосипедист за 10 мин со скоростью 6 м/с? 3600 м.

Целеполагание предметная рефлексия (повторение ранее изученного),

положительное отношение к познавательной деятельности.

Целеполагание

Объяснение материала с закреплением

Флеш-демонстрация ЭП п.13 «Движение в противоположных направлениях» 

- Давайте рассмотрим случай, когда два пешехода идут из одной точки в разных направлениях.

- Какой способ решения задачи вам больше понравился?

- Почему?

- Что мы сделали со скоростями и почему?

- Как называется такая скорость?

- Второй способ.

- Этот способ короче.

- Скорости сложили, так как пешеходы идут в разных направлениях.

- Скорость удаления.

Развитие умения перебора вариантов, решения проблемы и выбора оптимального способа;

научная эстетика – сравнительный анализ нескольких решений одной задачи;

рефлексия с помощью взаимопроверки;

озвучивают понятия;

осмысленное чтение текста;

развитие умения рассуждать,  делать выводы;

понимать информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме

- Давайте этим способом решим задачу № 196 стр. 62.

- Проверьте решение задачи у соседа по парте.

- Какой ответ у вас получился?

- 420 км.

Флеш-демонстрация ЭП п.13 «Движение навстречу»

- Давайте рассмотрим случай, когда два пешехода идут навстречу друг другу.

- Что  сделали со скоростями и почему?

- Как называется такая скорость?

- Давайте попробуем сделать вывод о том, что нужно сделать со скоростями, если объекты движутся в разных направлениях.

- Скорости сложили, так как пешеходы идут в разных направлениях.

- Скорость сближения.

- Если объекты движутся в разных направлениях, то скорости нужно сложить.

- Давайте этим способом решим задачу № 198 стр. 62.

- Проверьте решение задачи у соседа по парте.

- Какой ответ у вас получился?

- Через 5 минут.

Флеш-демонстрация ЭП п.13 «Движение по реке»

- Давайте рассмотрим задачи с движением по реке.

- Как найти скорость катера по течению реки?

- Почему нужно сложить?

- Как найти скорость катера против течения реки?

- Почему нужно вычесть?

- Сложить собственную скорость катера и скорость течения реки.

- Течение реки увеличивает скорость катера.

- От собственной скорости катера вычесть скорость течения реки.

- Скорость катера уменьшается за счет сопротивления течения реки.

- Давайте  решим задачу № 207 стр. 63 самостоятельно.

- Сережа идет решать задачу к доске для проверки всему классу.

А вы, ребята, просмотрите задачу 3 на странице 61 учебника.

Развитие умения перебора вариантов решения проблемы и выбора оптимального способа.

Рефлексия с помощью взаимопроверки.

Озвучивают понятия.

Читают текст.

Развитие умения рассуждать, делать выводы

Флеш-демонстрация ЭП п.13 «Задача на движение по реке»

- Какой главный вопрос в этой задаче?

- Собственная скорость лодки 4 км/ч, а скорость течения реки 5 км/ч. Определите скорость движения лодки, если она пытается плыть против течения реки.

- Найти время движения лодки против течения.

- Лодка не сможет плыть против течения, ее будет сносить течением, т.к. скорость лодки меньше скорости течения.

- Ребята решаем задачу устно №195.

- Ребята решаем задачу устно №206.

- а) 10км/ч скорость сближения, т.к. идут навстречу друг другу, это могут быть пешеходы;

б) 22 км/ч скорость сближения, т.к. идут навстречу друг другу, это могут быть всадники или велосипедисты;

в) 20 км/ч скорость удаления, т.к. идут друг от друга, это могут быть пешеход и велосипедист;

г) 110 км/ч скорость удаления, т.к. едут друг от друга, это могут быть грузовой и легковой автомобили.

- а) от А к В, т.к. времени затрачено меньше.

б) за 1 час на 2 км, а за 5 часов на 10 км.

Информирования о домашней работе

Обеспечение понимания детьми цели, содержания и способов выполнения домашнего задания.

П. 13, №202, №210

- Задание на дом: пункт 13, № 202 и 210.

Прочитайте задачу 202. Попробуйте разложить ее на составляющие.

- О ком идет речь в задаче?

- Одновременно ли вышли мальчики?

- Одинаковое ли время были они в пути?

-  Прочитайте задачу 210. Попробуйте разложить ее на составляющие.

- Из каких частей состояла прогулка?

- Какие скорости для решения задачи нужно найти?

О двух мальчиках: Андрее и Николае.

Нет, ни одновременно. Николай вышел на 10 минут позже.

Поездка по течению реки, отдых на природе и поездка против течения реки.

Скорость катера по течению реки и скорость катера  против течения.

Читают текст.

Развитие умения рассуждать, делать выводы, отвечать на вопросы

Рефлексии

Инициировать предметную рефлексию

На партах открыты стр. 60-61 учебника, на экране тоже - рубрика «Вопросы и задания»

- Получили ли вы ответ на вопрос «Вы узнаете»,  Как вы думаете, достаточно ли вам знаний, чтобы решить задачи из рубрики «Вопросы и задания»?

Указывают, читают и отвечают на  вопросы

рубрики

Давать оценку проделанной работе, оценивать, целесообразность, объяснять причины успехов и неудач.

Домашнее задание. Отсроченное. Проектное.

1) В течение недели посчитать количество шагов, сделанных ежедневно от школы до дома, и засечь время, в течение которого ты проходишь этот путь. Результаты занести в таблицу. Сложить эти результаты (шаги отдельно, время отдельно) и поделить на количество дней каждое (возможно деление с остатком, остаток при этом не считать). Это еще называют средним значением. Записать в строку «Среднее значение».

2) Измерить длину своего шага в см, умножить количество шагов (среднее) на длину шага. Так вы узнаете расстояние от школы до дома.

3) Поделите полученное расстояние на среднее значение времени. Получите вашу скорость движения (см/мин). С помощью родителей переведите в м/мин.

Приложение к эксперименту дома

№ п/п

Количество шагов

Время

Первый день

Второй день

Третий день

Четвертый день

Пятый день

Шестой день

Всего

Среднее значение

  1. 1 шаг=_______см

Работа с инструкцией. Применение знаний в решении практической задачи. Округление по смыслу. Знакомство с табличными способами систематизации.

Планирование.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка: предполагаемый план проведения урока - При подготовке к уроку использовать как вспомпгательный ориентир для каждого этапа урока. Презентация отражает создание условий для учебных действий на уроке.

При подготовке к уроку использовать как вспомпгательный ориентир для каждого этапа урока.  Презентация отражает  создание условий для учебных действий на уроке....

Конспект открытого урока по технологии в 6 классе. Тема урока: Игровые технологии на уроках обслуживающего труда. Одежда и требование к ней. Снятие мерок для построения чертежа юбки. (Презентация к уроку)

Разработка урока с презентацией помогает учителю более доступно и понятно познакомить учащихся с историей юбки. На уроке используются игровые технологии, что помогают учащимся лучше усвоить материал у...

Урок изобразительного искусства в 5-ом классе.Тема урока: « Деревья как люди». Вид работы: рисование по представлению Тип урока: комбинированный, урок – сказка

Тема урока: « Деревья как люди».Вид работы:  рисование по представлениюТип урока:  комбинированный, урок – сказка Цель урока:ü Средствами   изобразительного языка   ...

Класс 9 Урок №24. Тема урока: Системы счисления. Перевод чисел Тип урока; Урок «построения » системы знания.

Урок для учащихся 9 класса по теме "Системы счисления. Перевод чисел". Урок в разделе программы по счету третий. Цель:Образовательная: систематизация и расширение знаний обучающихся о операциях п...