Этапы урока | Задачи этапа | Визуальный ряд | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД |
Организация
| Определить цель занятия, повторить ранее изученный материал | На доске дата и название темы: «Задачи на движение» На столах учащихся открыт учебник с. 60 «Вы узнаете» (учитель просит вначале урока открыть)
| - Ребята, давайте посмотрим на экран. Как вы думаете, что общего в этих картинках? - Как вы уже догадались мы будем сегодня на уроке решать задачи на движение. - Давайте вспомним, что такое путь?
- Что такое скорость?
- Ребята, вы уже знаете, как найти расстояние, если известны скорость и время движения; как найти скорость или время, зная расстояние и время или скорость. Давайте вспомним, как это сделать. - Посмотрите, пожалуйста, на экран. - Сколько километров проехал грузовик за 2 часа со скоростью 40 км/ч? - Как вы это узнали?
- Теплоход проходит расстояние 250 км со скоростью 25 км/ч. Сколько времени в пути будет теплоход? - Как вы это узнали? - Улитка проползла 6 м за 3 ч. С какой скоростью ползла улитка? - Как вы это узнали? - Ребята, а теперь вы составьте задачу по последнему столбику. Обратите внимание на единицы измерения скорости и времени. - Но, ребята, задачи бывают не только на движение одного объекта: человека, машины, теплохода, мухи, но и двух. Об этом мы сегодня и порассуждаем. |
- Движение
- Расстояние, пройденное за какое-то время. - Скорость – это путь, пройденный за единицу времени.
- Грузовик проехал 80 км. - Скорость умножили на время. - 10 часов. - Расстояние 250 км поделили на скорость 25 км/ч. - Улитка ползла со скоростью 2 м/ч. - Расстояние разделили на время. - Какое расстояние проедет велосипедист за 10 мин со скоростью 6 м/с? 3600 м. | Целеполагание предметная рефлексия (повторение ранее изученного), положительное отношение к познавательной деятельности. |
Целеполагание | Объяснение материала с закреплением | Флеш-демонстрация ЭП п.13 «Движение в противоположных направлениях» |
- Давайте рассмотрим случай, когда два пешехода идут из одной точки в разных направлениях. - Какой способ решения задачи вам больше понравился? - Почему? - Что мы сделали со скоростями и почему?
- Как называется такая скорость? |
- Второй способ.
- Этот способ короче. - Скорости сложили, так как пешеходы идут в разных направлениях. - Скорость удаления. | Развитие умения перебора вариантов, решения проблемы и выбора оптимального способа; научная эстетика – сравнительный анализ нескольких решений одной задачи; рефлексия с помощью взаимопроверки; озвучивают понятия; осмысленное чтение текста; развитие умения рассуждать, делать выводы; понимать информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме |
- Давайте этим способом решим задачу № 196 стр. 62. - Проверьте решение задачи у соседа по парте. - Какой ответ у вас получился? |
- 420 км. |
Флеш-демонстрация ЭП п.13 «Движение навстречу» |
- Давайте рассмотрим случай, когда два пешехода идут навстречу друг другу. - Что сделали со скоростями и почему?
- Как называется такая скорость? - Давайте попробуем сделать вывод о том, что нужно сделать со скоростями, если объекты движутся в разных направлениях. |
- Скорости сложили, так как пешеходы идут в разных направлениях.
- Скорость сближения. - Если объекты движутся в разных направлениях, то скорости нужно сложить. |
- Давайте этим способом решим задачу № 198 стр. 62. - Проверьте решение задачи у соседа по парте. - Какой ответ у вас получился? |
- Через 5 минут. |
|
| Флеш-демонстрация ЭП п.13 «Движение по реке» |
- Давайте рассмотрим задачи с движением по реке. - Как найти скорость катера по течению реки?
- Почему нужно сложить?
- Как найти скорость катера против течения реки?
- Почему нужно вычесть? |
- Сложить собственную скорость катера и скорость течения реки. - Течение реки увеличивает скорость катера. - От собственной скорости катера вычесть скорость течения реки. - Скорость катера уменьшается за счет сопротивления течения реки. |
| - Давайте решим задачу № 207 стр. 63 самостоятельно. - Сережа идет решать задачу к доске для проверки всему классу. А вы, ребята, просмотрите задачу 3 на странице 61 учебника. |
| Развитие умения перебора вариантов решения проблемы и выбора оптимального способа. Рефлексия с помощью взаимопроверки. Озвучивают понятия. Читают текст. Развитие умения рассуждать, делать выводы |
Флеш-демонстрация ЭП п.13 «Задача на движение по реке» | - Какой главный вопрос в этой задаче?
- Собственная скорость лодки 4 км/ч, а скорость течения реки 5 км/ч. Определите скорость движения лодки, если она пытается плыть против течения реки. | - Найти время движения лодки против течения. - Лодка не сможет плыть против течения, ее будет сносить течением, т.к. скорость лодки меньше скорости течения. |
- Ребята решаем задачу устно №195.
- Ребята решаем задачу устно №206. | - а) 10км/ч скорость сближения, т.к. идут навстречу друг другу, это могут быть пешеходы; б) 22 км/ч скорость сближения, т.к. идут навстречу друг другу, это могут быть всадники или велосипедисты; в) 20 км/ч скорость удаления, т.к. идут друг от друга, это могут быть пешеход и велосипедист; г) 110 км/ч скорость удаления, т.к. едут друг от друга, это могут быть грузовой и легковой автомобили. - а) от А к В, т.к. времени затрачено меньше. б) за 1 час на 2 км, а за 5 часов на 10 км. |
Информирования о домашней работе | Обеспечение понимания детьми цели, содержания и способов выполнения домашнего задания. | П. 13, №202, №210 | - Задание на дом: пункт 13, № 202 и 210. Прочитайте задачу 202. Попробуйте разложить ее на составляющие. - О ком идет речь в задаче?
- Одновременно ли вышли мальчики? - Одинаковое ли время были они в пути? - Прочитайте задачу 210. Попробуйте разложить ее на составляющие. - Из каких частей состояла прогулка?
- Какие скорости для решения задачи нужно найти?
|
О двух мальчиках: Андрее и Николае. Нет, ни одновременно. Николай вышел на 10 минут позже.
Поездка по течению реки, отдых на природе и поездка против течения реки. Скорость катера по течению реки и скорость катера против течения. | Читают текст. Развитие умения рассуждать, делать выводы, отвечать на вопросы |
Рефлексии | Инициировать предметную рефлексию | На партах открыты стр. 60-61 учебника, на экране тоже - рубрика «Вопросы и задания» | - Получили ли вы ответ на вопрос «Вы узнаете», Как вы думаете, достаточно ли вам знаний, чтобы решить задачи из рубрики «Вопросы и задания»?
| Указывают, читают и отвечают на вопросы рубрики
| Давать оценку проделанной работе, оценивать, целесообразность, объяснять причины успехов и неудач.
|
Домашнее задание. Отсроченное. Проектное. 1) В течение недели посчитать количество шагов, сделанных ежедневно от школы до дома, и засечь время, в течение которого ты проходишь этот путь. Результаты занести в таблицу. Сложить эти результаты (шаги отдельно, время отдельно) и поделить на количество дней каждое (возможно деление с остатком, остаток при этом не считать). Это еще называют средним значением. Записать в строку «Среднее значение». 2) Измерить длину своего шага в см, умножить количество шагов (среднее) на длину шага. Так вы узнаете расстояние от школы до дома. 3) Поделите полученное расстояние на среднее значение времени. Получите вашу скорость движения (см/мин). С помощью родителей переведите в м/мин. | Приложение к эксперименту дома № п/п | Количество шагов | Время | Первый день |
|
| Второй день |
|
| Третий день |
|
| Четвертый день |
|
| Пятый день |
|
| Шестой день |
|
| Всего |
|
| Среднее значение |
|
|
- 1 шаг=_______см
| Работа с инструкцией. Применение знаний в решении практической задачи. Округление по смыслу. Знакомство с табличными способами систематизации. Планирование. |