рабочая программа математика 3 класс
рабочая программа по математике на тему
рабочая программа математика
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma._matematika_3_klass.doc | 131.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа по математике для 3 класса составлена в соответствии
с ФГОС начального общего образования, на основе авторской программы
М. И. Моро С. И. Волковой, С. В. Степановой «Математика»,
М.: Просвещение, 2014г.
МЕСТО КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Согласно учебному плану МОУ «Ялгинская СОШ» всего на изучение учебного предмета «Математика» в 3 классе отводится 136 ч (4 ч в неделю).
Основными целями начального обучения математике являются:
– Математическое развитие младших школьников.
– Формирование системы начальных математических знаний.
– Воспитание интереса к математике, к умственной деятельности.
Программа определяет ряд задач, решение которых направлено на достижение основных целей начального математического образования:
– формирование элементов самостоятельной интеллектуальной деятельности на основе овладения несложными математическими методами познания окружающего мира (умения устанавливать, описывать, моделировать и объяснять количественные и пространственные отношения);
– развитие основ логического, знаково-символического и алгоритмического мышления;
– развитие пространственного воображения;
– развитие математической речи;
– формирование системы начальных математических знаний и умений их применять для решения учебно-познавательных и практических задач;
– формирование умения вести поиск информации и работать с ней;
– формирование первоначальных представлений о компьютерной грамотности;
– развитие познавательных способностей;
– воспитание стремления к расширению математических знаний;
– формирование критичности мышления;
– развитие умений аргументировано обосновывать и отстаивать высказанное суждение, оценивать и принимать суждения других.
Общая характеристика учебного предмета
Начальное обучение математике закладывает основы для формирования приёмов умственной деятельности: школьники учатся проводить анализ, сравнение, классификацию объектов, устанавливать причинно-следственные связи, закономерности, выстраивать логические цепочки рассуждений. Изучая математику, они усваивают определённые обобщённые знания и способы действий. Универсальные математические способы познания способствуют целостному восприятию мира, позволяют выстраивать модели его отдельных процессов и явлений, а также являются основой формирования универсальных учебных действий. Универсальные учебные действия обеспечивают усвоение предметных знаний и интеллектуальное развитие учащихся, формируют способность к самостоятельному поиску и усвоению новой информации, новых знаний и способов действий, что составляет основу умения учиться.
Начальный курс математики является курсом интегрированным: в нём объединён арифметический, геометрический и алгебраический материал.
Содержание обучения представлено в программе разделами: «Числа и величины», «Арифметические действия», «Текстовые задачи», «Пространственные отношения. Геометрические фигуры», «Геометрические величины», «Работа с информацией».
Арифметическим ядром программы является учебный материал, который, с одной стороны, представляет основы математической науки, а с другой – содержание, отобранное и проверенное многолетней педагогической практикой, подтвердившей необходимость его изучения в начальной школе для успешного продолжения образования.
Основа арифметического содержания – представления о натуральном числе и нуле, арифметических действиях (сложение, вычитание, умножение и деление). На уроках математики у младших школьников будут сформированы представления о числе как результате счёта, о принципах образования, записи и сравнения целых неотрицательных чисел. Программа предусматривает ознакомление с величинами (длина, площадь, масса, вместимость, время) и их измерением, с единицами измерения однородных величин и соотношениями между ними.
Важной особенностью программы является включение в неё элементов алгебраической пропедевтики (выражения с буквой, уравнения и их решение). Как показывает многолетняя школьная практика, такой материал в начальном курсе математики позволяет повысить уровень формируемых обобщений, способствует более глубокому осознанию взаимосвязей между компонентами и результатом арифметических действий, расширяет основу для восприятия функциональной зависимости между величинами, обеспечивает готовность выпускников начальных классов к дальнейшему освоению алгебраического содержания школьного курса математики.
Особое место в содержании начального математического образования занимают текстовые задачи. Работа с ними в данном курсе имеет свою специфику и требует более детального рассмотрения.
Решение текстовых задач связано с формированием целого ряда умений: осознанно читать и анализировать содержание задачи (что известно и что неизвестно, что можно узнать по данному условию и что нужно знать для ответа на вопрос задачи); моделировать представленную в тексте ситуацию; видеть различные способы решения задачи и сознательно выбирать наиболее рациональные; составлять план решения, обосновывая выбор каждого арифметического действия; записывать решение (сначала по действиям, а в дальнейшем составляя выражение); производить необходимые вычисления; устно давать полный ответ на вопрос задачи и проверять правильность её решения; самостоятельно составлять задачи.
При решении текстовых задач используется и совершенствуется знание основных математических понятий, отношений, взаимосвязей и закономерностей. Работа с текстовыми задачами способствует осознанию смысла арифметических действий и математических отношений, пониманию взаимосвязи между компонентами и результатами действий, осознанному использованию действий.
Программа включает рассмотрение пространственных отношений между объектами, ознакомление с различными геометрическими фигурами и геометрическими величинами. Учащиеся научатся распознавать и изображать точку, прямую и кривую линии, отрезок, луч, угол, ломаную, многоугольник, различать окружность и круг. Они овладеют навыками работы с измерительными и чертёжными инструментами (линейка, чертёжный угольник, циркуль). В содержание включено знакомство с простейшими геометрическими телами: шаром, кубом, пирамидой. Изучение геометрического содержания создаёт условия для развития пространственного воображения детей и закладывает фундамент успешного изучения систематического курса геометрии в основной школе.
Предметное содержание программы направлено на последовательное формирование и отработку универсальных учебных действий, развитие логического и алгоритмического мышления, пространственного воображения и математической речи.
Большое внимание в программе уделяется формированию умений сравнивать математические объекты (числа, числовые выражения, различные величины, геометрические фигуры и т. д.), выделять их существенные признаки и свойства, проводить на этой основе классификацию, анализировать различные задачи, моделировать процессы и ситуации, отражающие смысл арифметических действий, а также отношения и взаимосвязи между величинами, формулировать выводы, делать обобщения, переносить освоенные способы действий в изменённые условия.
Знание и понимание математических отношений и взаимозависимостей между различными объектами (соотношение целого и части, пропорциональные зависимости величин, взаимное расположение объектов в пространстве и др.), их обобщение и распространение на расширенную область приложений выступают как средство познания закономерностей, происходящих в природе и в обществе. Это стимулирует развитие познавательного интереса школьников, стремление к постоянному расширению знаний, совершенствованию освоенных способов действий.
В процессе освоения программного материала младшие школьники знакомятся с языком математики, осваивают некоторые математические термины, учатся читать математический текст, высказывать суждения с использованием математических терминов и понятий, задавать вопросы по ходу выполнения заданий, обосновывать правильность выполненных действий, характеризовать результаты своего учебного труда и свои достижения в изучении этого предмета.
Содержание программы предоставляет значительные возможности для развития умений работать в паре или в группе. Формированию умений распределять роли и обязанности, сотрудничать и согласовывать свои действия с действиями одноклассников, оценивать собственные действия и действия отдельных учеников (пар, групп) в большой степени способствует содержание, связанное с поиском и сбором информации.
Программа ориентирована на формирование умений использовать полученные знания для самостоятельного поиска новых знаний, для решения задач, возникающих в процессе различных видов деятельности, в том числе и в ходе изучения других школьных дисциплин.
Математические знания и представления о числах, величинах, геометрических фигурах лежат в основе формирования общей картины мира и познания законов его развития. Именно эти знания и представления необходимы для целостного восприятия объектов и явлений природы, многочисленных памятников культуры, сокровищ искусства.
Структура содержания определяет такую последовательность изучения учебного материала, которая обеспечивает не только формирование осознанных и прочных, во многих случаях доведённых до автоматизма навыков вычислений, но и доступное для младших школьников обобщение учебного материала, понимание общих принципов и законов, лежащих в основе изучаемых математических фактов, осознание связей между рассматриваемыми явлениями. Сближенное во времени изучение связанных между собой понятий, действий, задач даёт возможность сопоставлять, сравнивать, противопоставлять их в учебном процессе, выявлять сходства и различия в рассматриваемых фактах.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА
«МАТЕМАТИКА»
Предметные результаты:
образовывать, называть и записывать числа в пределах 1000;
- выполнять сложение и вычитание в пределах 1000;
- решать задачи в 1-3 действия на сложение и вычитание;
- измерять длину отрезка, чертить отрезок данной длины;
- узнавать и называть плоские геометрические фигуры: треугольник, четырехугольник и т.д.;
- выделять из множества четырехугольников прямоугольники и квадраты;
- читать и записывать числовые выражения;
- находить значение выражений со скобками и без них;
- выполнять проверку правильности вычислений;
- выполнять умножение и деление;
- решать текстовые задачи на умножение и деление.
Обучающиеся научатся:
– использовать при выполнении заданий названия и последовательность чисел от 1 до 1000;
– использовать при вычислениях на уровне навыка знание табличных случаев сложения однозначных чисел и соответствующих им случаев вычитания в пределах 20;
– использовать при выполнении арифметических действий названия и обозначения операций умножения и деления;
– осознанно следовать алгоритму выполнения действий в выражениях со скобками и без них;
– использовать в речи названия единиц измерения длины, объёма: метр, дециметр, сантиметр, килограмм;
– читать, записывать и сравнивать числа в пределах 1000;
– осознанно следовать алгоритмам устного и письменного сложения и вычитания чисел в пределах 1000;
– решать задачи на сложение и вычитание, умножение и деление:
а) раскрывающие смысл действий сложения, вычитания, умножения и деления;
б) использующие понятия «увеличить в (на)...», «уменьшить в (на)...»;
в) на разностное и кратное сравнение;
– измерять длину данного отрезка, чертить отрезок данной длины;
– узнавать и называть плоские углы: прямой, тупой и острый;
– узнавать и называть плоские геометрические фигуры: треугольник, четырёхугольник, пятиугольник, шестиугольник, многоугольник; выделять из множества четырёхугольников прямоугольники, из множества прямоугольников – квадраты;
– находить периметр и площадь многоугольника.
Учащиеся получат возможность научиться:
- переводить одни единицы в другие;
- заменять числа суммой разрядных слагаемых;
- применять переместительное и сочетательное свойства сложения;
- решать текстовые задачи арифметическим способом;
- записывать решения составных задач с помощью выражения;
- находить значения буквенного выражения при заданных значениях букв;
- решать уравнения нахождением значения неизвестного;
- определять и чертить углы разных видов, прямоугольник и квадрат на клетчатой бумаге;
- находить периметр и площадь прямоугольника;
- использовать математическую терминологию при записи и выполнении арифметического действия умножения.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Числа от 1 до 100.
Сложение и вычитание (10 ч.)
Нумерация чисел. Устные и письменные приемы сложения и вычитания. Решение уравнений. Выражения с переменной.
Табличное умножение и деление (53 ч.)
Таблица умножения однозначных чисел и соответствующие случаи деления.
Умножение числа 1 и на 1. Умножение числа 0 и на 0, деление числа 0, невозможность деления на 0.
Нахождение числа, которое в несколько раз больше или меньше данного; сравнение чисел с помощью деления.
Примеры взаимосвязей между величинами (цена, количество, стоимость и др.)
Решение подбором уравнений.
Площадь. Единицы площади: квадратный сантиметр, квадратный дециметр, квадратный метр. Соотношение между ними.
Площадь прямоугольника (квадрата).
Обозначение геометрических фигур буквами.
Единицы времени: год, месяц, сутки. Соотношения между ними.
Круг, Окружность. Центр, радиус, диаметр окружности (круга).
Нахождение доли числа и числа по его доле.
Внетабличное умножение и деление. (26 ч.)
Умножение суммы на число. Деление суммы на число.
Устные приемы внетабличного умножения и деления.
Деление с остатком.
Проверка умножения и деления. Проверка деления с остатком.
Выражения с двумя переменными; нахождение их значений при заданных числовых значениях входящих в них букв.
Уравнения и их решение на основе знания взаимосвязей между результатами и компонентами действий.
Числа от 1 до 1000.
Нумерация (11 ч.)
Образование и названия трехзначных чисел. Порядок следования чисел при счете.
Запись и чтение трехзначных чисел. Представление трехзначного числа в виде суммы разрядных слагаемых.
Сравнение чисел.
Увеличение и уменьшение числа в 10, 100 раз.
Арифметические действия (26 ч.)
Устные приемы сложения и вычитания, умножения и деления чисел в случаях, сводимых к действиям в пределах 100.
Письменные приемы сложения и вычитания. Письменные приемы умножения и деления на однозначное число.
Единица массы: грамм. Соотношение грамма и килограмма.
Виды треугольников: разносторонние, равнобедренные (равносторонние).
Решение задач в 1-3 действия на сложение, вычитание, умножение и деление в течение года.
Итоговое повторение (10 ч.)
Учебно-тематический план
№ | Тема | Всего часов |
1 | Числа от 1 до 100. Сложение и вычитание | 10 |
2 | Числа от 1 до 100. Табличное умножение и деление | 53 |
3 | Числа от 1 до 100. Внетабличное умножение и деление | 26 |
4 | Числа от 1 до 1000. Нумерация | 11 |
5 | Числа от 1 до 1000. Сложение и вычитание | 8 |
6 | Числа от 1 до 1000. Умножение и деление | 8 |
7 | Числа от 1 до 1000. Приемы письменных вычислений | 10 |
8 | Итоговое повторение | 10 |
ИТОГО | 136 |
Календарно-тематическое планирование учебного материала по математике
№ | Тема урока | Количество часов | Дата | |||
план | фактически | |||||
ЧИСЛА ОТ 1 ДО 100. СЛОЖЕНИЕ И ВЫЧИТАНИЕ (10 ЧАСОВ) | ||||||
1-2 3 4-5 6-7 8 9-10 | Нумерация чисел. Устные и письменные приемы сложения и вычитания. Выражения с переменной. Решение уравнений. Решение уравнений. Обозначение геометрических фигур буквами. Странички для любознательных. Что узнали. Чему научились. Контрольная работа по теме: «Повторение сложения и вычитания». Анализ контрольной работы. | 2 1 2 2 1 2 | ||||
ЧИСЛА ОТ 1 ДО 100. ТАБЛИЧНОЕ УМНОЖЕНИЕ И ДЕЛЕНИЕ (53 Ч) | ||||||
11 12 13 14 15 16 17-18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30-31 32 33 34-35 36 37 38 39 40 41-42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 | Связь умножения и сложения. Связь между компонентами и результатом умножения. Четные и нечетные числа. Таблица умножения и деления с числом 3. Решение задач с величинами «цена», «количество», «стоимость». Решение задач с понятием «масса» и «количество». Порядок выполнения действий. Страничка для любознательных. Что узнали. Чему научились. Контрольная работа по теме «Умножение и деление на 2 и 3». Анализ контрольной работы. Таблица умножения и деления с числом 4. Закрепление изученного. Задачи на увеличение числа в несколько раз. Решение задач. Задачи на уменьшение числа в несколько раз. Решение задач. Таблица умножения и деления с числом 5. Задачи на кратное сравнение. Решение задач. Таблица умножения и деления с числом 6. Решение задач. Таблица умножения и деления с числом 7. Страничка для любознательных. Наши проекты. Что узнали. Чему научились. Контрольная работа по теме «Табличное умножение и деление». Анализ контрольной работы. Площадь. Сравнение площадей фигур. Квадратный сантиметр. Площадь прямоугольника. Таблица умножения и деления с числом 8. Закрепление изученного. Решение задач. Таблица умножения и деления с числом 9. Квадратный дециметр. Таблица умножения. Закрепление. Закрепление изученного. Квадратный метр. Закрепление изученного. Страничка для любознательных. Что узнали. Чему научились. Проверочная работа. Умножение на 1. Умножение на 0. Умножение и деление с числами 1, 0. Деление нуля на число. Закрепление изученного. Доли. Окружность. Круг. Диаметр круга. Решение задач. Единицы времени. Что узнали. Чему научились. Контрольная работа за первое полугодие. Анализ контрольной работой. Страничка для любознательных. Умножение на 1. Умножение на 0. Умножение и деление с числами 1, 0. Деление нуля на число. Итоговая контрольная Анализ контрольной работы. Доли. Окружность. Круг. Диаметр круга. Решение задач Единицы времени. Самостоятельная работа. Решение задач Закрепление изученного | 1 1 1 1 1 1 2 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 2 1 1 2 1 1 1 1 1 2 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 | ||||
ЧИСЛА ОТ 1 ДО 100. ВНЕТАБЛИЧНОЕ УМНОЖЕНИЕ И ДЕЛЕНИЕ (26 ЧАСОВ) | ||||||
64 65 66-67 68-69 70-71 72-73 74 75 76 77 78 79-80 81-82 83 84 85-86 87-88 89 | Умножение и деление круглых чисел. Деление вида 80:20. Умножение суммы на число. Умножение двузначного числа на однозначное. Закрепление изученного. Странички для любознательных. Деление суммы на число. Деление двузначного числа на однозначное. Делимое. Делитель. Проверка деления. Случаи деления вида 87:29. Проверка умножения. Решение уравнений. Закрепление изученного. Странички для любознательных. Контрольная работа по теме «Решение уравнений». Анализ контрольной работы. Деление с остатком. Решение задач на деление с остатком. Случаи деления, когда делитель больше делимого. Проверка деления с остатком. Что узнали. Чему научились. Наши проекты. Контрольная работа по теме «Деление с остатком». Анализ контрольной работы. Странички для любознательных. | 1 1 2 2 2 2 1 1 1 1 1 2 2 1 1 1 2 2 1 | ||||
ЧИСЛА ОТ 1 ДО 1000. НУМЕРАЦИЯ (11 ЧАСОВ) | ||||||
90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 | Тысяча. Образования и названия трехзначных чисел.Запись трехзначных чисел. Письменная нумерация в пределах 1000. Увеличение и уменьшение чисел в 10 раз, в 100 раз. Представление трехзначных чисел в виде суммы разрядных слагаемых. Письменная нумерация в пределах 1000. Приемы устных вычислений. Сравнение трехзначных чисел. Письменная нумерация в пределах 1000. Странички для любознательных. Закрепление изученного. Единицы массы. Грамм. Что узнали. Чему научились. Контрольная работа по теме «Нумерация в пределах 1000». Анализ контрольной работы. Странички для любознательных. | 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 | ||||
ЧИСЛА ОТ 1 ДО 1000. СЛОЖЕНИЕ И ВЫЧИТАНИЕ (8 ЧАСОВ) | ||||||
101 102 103 104 105 106 107 108 | Приемы устных вычислений. Приемы устных вычислений вида 450+30, 620-200. Приемы устных вычислений вида 470+80, 560-90. Приемы устных вычислений вида 260+310, 670-140. Приемы письменных вычислений. Алгоритм сложения трехзначных чисел. Алгоритм вычитания трехзначных чисел. Виды треугольников. Закрепление изученного. Что узнали. Чему научились. Контрольная работа по теме «Сложение и вычитание». Анализ контрольной работы. Странички для любознательных. | 1 1 1 1 1 1 1 1 | ||||
ЧИСЛА ОТ 1 ДО 1000. УМНОЖЕНИЕ И ДЕЛЕНИЕ (8 ЧАСОВ) | ||||||
109-112(4) 113-114 115-116 | Приемы устных вычислений. Виды треугольников. Закрепление изученного. | 4 2 2 | ||||
ЧИСЛА ОТ 1 ДО 1000. ПРИЕМЫ ПИСЬМЕННЫХ ВЫЧИСЛЕНИЙ (10 ЧАСОВ) | ||||||
117 118 119-120 121 122 123-124 125 126 | Приемы письменного умножения в пределах 1000. Алгоритм письменного умножения трехзначного числа на однозначное. Закрепление изученного. Приемы письменного деления в пределах 1000. Алгоритм деления трехзначного числа на однозначное. Закрепление изученного. Проверка деления. Закрепление изученного. Знакомство с калькулятором. Что узнали. Чему научились. Контрольная работа по теме «Письменные приемы умножения и деления». Анализ контрольной работы. | 1 1 2 1 1 2 1 1 | ||||
ЧИСЛА ОТ 1 ДО 1000. ИТОГОВОЕ ПОВТОРЕНИЕ (10 ЧАСОВ) | ||||||
127 128 129 130-131 132-136 | Нумерация в пределах 1000. Устные и письменные приемы сложения и вычитания в пределах 1000. Устные и письменные приемы умножения и деления в пределах 1000. Решение задач. Геометрические фигуры и величины. Итоговая контрольная работа. Анализ итоговой контрольной работы. Работа над ошибками Резерв | 1 1 1 2 5 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа МАТЕМАТИКА 6 класс, Виленкин
Планирование составлено на основе учебника И.Я. Виленкин, В.И. Жохов, А.С. Чесноков, СИ Шварцбурд "Математика 6", издательство Просвешение, 2006 и более поздних изданий6 недельных часов....
Рабочая программа.Математика 7-9 классы
Рабочая программа по математике составлена на основе 1. Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования на базовом уровне (Приказ МО № 1089 от 05....
рабочая программа 9 класс, математика,УМК Мордкович А.Г.Атенасян.
Подробная поурочная программа по математике, УМК мордкович А.Г., Атенасян Л.С....
Рабочая программа для классов с углубленным изучением математики (8 класс)
Рабочая программа...
Рабочая программа "Математика 5, 6 " класс. Учебник "Математика". Н.Я.Виленкин, В.И.Жохов, А.С.Чесноков
Рабочая программа к учебнику "Математика 5,6", автор учебника Н.Я.Виленкин, В.И.Жохов и др. Программа рассчитана на 5 часов в неделю, 170 часов в год...
Рабочая программа «Математика для 5 класса» составлена на основе программы «Математика» (М.Н.Перова, В.В.Эк)
рабочая программа для 5 класс 8 вид...
Рабочая программа «Математика» 6 класс УМК: Мерзляк А.Г., Полонский В.Б., Якир М.С., Буцко Е.В. (6 класс, 6 часов в неделю, углубленный уровень).
Рабочая программа «Математика» 6 классУМК: Мерзляк А.Г., Полонский В.Б., Якир М.С., Буцко Е.В....