Формирование познавательных УУД на уроках математики в пятом классе.
статья по математике (5 класс) на тему

Баландина Елена Робертовна

В современных условиях задача учителя- показать ученику путь к познанию, научить его учиться. Поэтому приоритетным направлением новых образовательных стандартов является формирование не только предметных теоретических знаний, но и комплекса универсальных учебных действий.В данной работе представлены основные приёмы, которые использую в своей деятельности для формирования таких познавательных универсальных учебных действий, как

1. Формулировка проблемы и цели урока.

2. Составление алгоритма и выполнение действий по алгоритму.

3. Отбор информации из текстов, таблиц, диаграмм.

4. Представление информации в виде таблиц, схем, диаграмм.

5. Сравнение, обобщения, классификация.

6. Контроль и оценка процесса и результатов деятельности

Скачать:


Предварительный просмотр:

Учитель математики МБОУ «СОШ№7»

г. Лысьва Пермского края

 Баландина Елена Робертовна

Формирование познавательных УУД на уроках математики в пятом классе

В современных условиях задача учителя- показать ученику путь к познанию, научить его учиться. Поэтому приоритетным направлением новых образовательных стандартов является формирование не только предметных теоретических знаний, но и комплекса универсальных учебных действий.

У учащихся должны быть сформированы 4 основных вида УУД: познавательных, личностных, коммуникативных и регулятивных.

Хочу остановиться на формировании познавательных УУД. Для меня они являются наиболее актуальными, т.к. обеспечивают школьнику умение искать и находить информацию, перерабатывать и пользоваться ею в зависимости от поставленной задачи.

Напомню, что познавательные УУД — это система способов познания окружающего мира, построение самостоятельного процесса поиска, исследования, систематизация и обобщение полученной информации, включают в себя:

Общеучебные УУД

Логические учебные действия

Постановка и решение проблемы.

Хочу поделиться основными приёмами, которые использую в своей деятельности для формирования таких познавательных универсальных учебных действий, как

1. Формулировка проблемы и цели урока.

2. Составление алгоритма и выполнение действий по алгоритму.

3. Отбор информации из текстов, таблиц, диаграмм.

4. Представление информации в виде таблиц, схем, диаграмм.

5. Сравнение, обобщения, классификация.

6. Контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

1. Формулировка проблемы и цели урока.

Формирование данного учебного действия возможно на любом из видов уроков: урок открытия новых знаний, урок рефлексии, урок закрепления новых знаний.

Я чаще использую на уроках открытия новых знаний, где необходимо создать проблемные ситуации, выход из которых детям приходится находить самим. Уроки открытия новых знаний: «Умножение десятичных дробей» и «Деление на десятичную дробь». Учащимся предлагаю заполнить таблицы. При заполнении дети сталкиваются с проблемной ситуацией (трудности возникают при заполнении 3-го и 5-го столбиков). Формулируют тему и цель урока.

а

2

1,2

1,2

6

3,2

b

4

3

0,3

1,2

1,6

ab

a

2

1,2

1,2

6

3,2

b

4

3

0,3

1,2

1,6

а:b

2. Составление алгоритма и выполнение действий по алгоритму.

Работая с данными таблицами, учащиеся предлагают пути выхода из возникшей проблемной ситуации. Составляют алгоритм, и далее закрепляют навыки умножения или деления десятичных дробей в соответствии с ним.

Таким образом, учащиеся привыкают к тому, что новое знание они открывают, а не получают в готовом виде

3.Сравнение, обобщения, классификация.

При изучении темы «Сравнение десятичных дробей» использую следующие задания.

1.

Получается слово грачевник. Данная тема изучается в марте и можно познакомить детей с днями марта по народному календарю.

2.

д

к

ч

р

т

у

б

а

и

0,2

64,135

1,375

765,304

0,063

0,15

55,784

1,37

1,5

Выполни задания, вычеркни из таблицы буквы, соответствующие твоим ответам. Оставшиеся числа расставь в порядке возрастания. Составь слова.  (слово удач)

63, 5+ 0,635 =                            0,35 – 0,287 =

32,5 + 732,804 =                       64,3 – 8,516 =

Интерес вызывают задачи о родном городе.  Считаю, что духовно-нравственное и гражданское воспитание должно быть не только на уроках истории или литературы. Здесь же идёт развитие личностных УУД.

3.

Вычислить и каждому результату поставить в соответствие букву.

Виктор Решанов –лысьвенский художник. Подобные задания расширяют кругозор учащихся, они узнают новую информацию о своём городе, о людях, которые в нем живут. Идёт повторение по теме «Десятичные дроби» и подобные задачи вызывают больший интерес, чем просто решение примеров, способствуют

обобщению, систематизации материала.

4.В 2012 году на базе нашей школы под руководством директора по научно-методической работе «Центра Развития Молодёжи» города Екатеринбург Пинжениной С.В. учителями математики лысьвенского района был разработан сборник компетентностно-ориентированных заданий. Многие из данных задач использую на уроках для формирования таких познавательных УУД как: отбор информации из текстов, таблиц, диаграмм. Представление информации в виде таблиц, схем, диаграмм. 

1. Тема  «Арифметические действия с натуральными числами».

Найди значения выражений. Каждый ответ в первом столбце является датой важного события  в истории Лысьвы. Сопоставь дату с событием, записанном во втором столбце.

207 · 52 – (8627+229)

2236 - 5738 : 19

2080 : 65 + 1885

Основана газета «Искра»

Заложен парк

Открылся музей

Построен хлебозавод

Открылась музыкальная школа

Соедини стрелкой дату с соответствующим событием.

Справка

В 1908 г. заложен парк ученым-лесоводом А.В. Зануцци.   10 июня 1917 г. основана газета «Искра».  В 1932 году построен хлебозавод на 66 тонн хлеба в сутки. В 1934г. открылась музыкальная школа. 4 ноября 1957 года открылся музей.

2 Тема «Диаграммы»

.Построить  две диаграммы о площадях и средней глубине прудов Прикамья.

Справка. Плотины и запруды различного назначения возводились в Прикамье с давних времен. Со времен Строгоновых и Демидовых возводились пруды на речках для производственных целей. Сейчас общая площадь прудов края более 6,5 тыс. гектаров. Вот описание некоторых крупных прудов.

Очерский пруд. Площадь зеркала 4,3 кв. километра. Максимальная глубина 11 метров, средняя 4 метра. Павловский пруд. Площадь зеркала 2,68 кв. км. Максимальная глубина 10,5 метров, средняя 4,5 метров. Лысьвенский пруд, площадью 4,08 кв. км. Средняя глубина 6,5 метров.

Нытвенский пруд. Площадь пруда 6,72 кв. км. Максимальная глубина 12 метров, средняя 3,7 метра.

Большесосновский пруд. Площадь пруда 0,56 кв. км. Максимальная глубина 8,5 метров, средняя 3,3 метра.

Данные задания предлагаю выполнять в парах, так идёт формирование и коммуникативных УУД..

5.Контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Одна из задач учителя, учить детей объективно оценивать собственную деятельность. В конце уроков задаю следующие вопросы:

 Выполнили ли вы сегодня условия учебной деятельности?

Какую цель ставили перед собой на уроке?

Смогли ли её достичь?

Что понравилось на уроке?

На некоторых уроках предлагаю закончить предложения:

Сегодня я узнал…….

Меня удивило……………

У меня получилось……….

Было трудно………..

Таким образом, дети учатся не только формулировать свои мысли в устной или письменной форме, но и адекватно оценивать себя и свою деятельность на уроке.

Мы, учителя-предметники знаем, что важным моментом для успешности обучения является наличие положительной мотивации ученика, его заинтересованность. И те приёмы формирования познавательных УУД, которые я вам продемонстрировала, мне в этом очень помогают.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по математике в пятом классе по теме "Деление"

Урок включает в себя задания разной сложности. Отличается разнообразием заданий, включает элементы игры, соревнования между колонками....

Бинарный урок математики в пятом классе на английском языке.

Бинарный урок математики в пятом классе на английском языке.doc...

Бинарный урок математики в пятом классе на английском языке.

Бинарный урок математики в пятом классе на английском языке....

презентация к уроку математики в 4 классе коррекционной школы 8 видана тему "Умножение пяти и деление на 5"

Данная презентация использовалась на уроке математики в 4 классе коррекционной школы...

Современные технологии, направленные на формирование коммуникативных универсальных действий учащихся пятых классов на уроках русского языка и изобразительного искусства».

Приоритетным направлением новых образовательных стандартов является формирование универсальных учебных действий, как важной составляющей фундаментального ядра образования.  Современная система об...

Методическая разработка урока математики в пятом классе, посвященного 70-летию Великой Победы

Интегрированный урок обобщения и систематизации знаний по курсу математики пятого класса...

Статья в сборнике НПК "ДИАЛЕКТИКА ФОРМ ТРУДА НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ В ПЯТЫХ КЛАССАХ"

При   диалектическом   подходе в организации   учебного процесса   на уроках   математики   возникает   потребность наряду с индив...