Использование авторских разработок мульмедиа на уроках математики.
статья по математике (6, 7, 8 класс) по теме

Солохина Мария Михайловна

"Урок-это зеркало общей и педагогической культуры учителя, мерило его интеллектуального богатства,показатель его кругозора

 его эрудиции"-так писал об уроке Сухомлинский.Неотъемлемой частью современного урока являются ИКТ.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Районный фестиваль информационных технологий «Комплексное использование ИКТ при реализации учебной программы по предмету»

Номинация 2: Презентация методического опыта по теме

«Использование авторских  разработок мультимедиа на уроках математики»

Автор Солохина М.М. учитель математики МОУ  гимназии г.Малоярославца

Цель: Обобщение опыта работы по использованию информационно-коммуникационных технологий на уроках математики.

Задачи:

1.Обобщить виды компьютерной поддержки урока.

2.Показать на практике виды работы с применением презентационного сопровождения на различных этапах урока.

Введение

«Урок- это зеркало общей и педагогической культуры учителя, мерило его интеллектуального богатства, показатель его кругозора, эрудиции»-так писал об уроке В.Сухомлинский. Урок остается вечной и главной формой обучения. На нем держалась традиционная и стоит современная школа. «Колесо ещё древнее. Но попробуйте без него обойтись»-это высказывание можно отнести  и к уроку.Тема «Современный урок» всегда актуальна и интересна для каждого педагога.Ни один урок не может решить всех задач обучения. Он является частью темы, курса учебного предмета. Важно всегда осознавать, какое место он занимает в системе учебного предмета, каковы его дидактические цели. Урок должен быть логической единицей темы, раздела, курса.

Характерной особенностью современного урока математики, я считаю   активную (самостоятельную) учебную деятельность учащихся. Знания учащихся, как правило, находятся в прямой зависимости от объема и систематичности их самостоятельной  познавательной деятельности. В связи с этим А.Дистервег(немецкий педагог, либеральный политик) писал, что «развитие и образование ни одному человеку не могут быть даны или сообщены. Всякий кто желает к ним приобщиться, должен достигнуть этого собственной деятельностью, собственными силами, собственным напряжением.»

Для того чтобы знания учащихся были результатом их собственных поисков, необходимо организовывать эти поиски, управлять ими, развивать их познавательную деятельность.

Неотъемлемой частью урока являются  информационно-коммуникационные технологии.

если

в образовательном процессе использовать информационно-коммуникационные технологии в различных формах (поиск информации, выборка информации из баз данных, проведение практических и лабораторных работ в виртуальных лабораториях, компьютерное тестирование и т.д.)

то

усвоение материала будет происходить быстрее, качественней и интересней, процесс обучения – увлекательнее, увеличится мотивация на образование и самообразование

Так как

снизится психологическая нагрузка связанная с субъективным восприятием учителя, каждый ученик будет иметь возможность изучать материал в своём ритме, получит возможность экспериментировать и резерв времени для занятия творчеством.

ИКТ и педагогика

Основные принципы дидактики

Основные принципы дидактики

Принцип наглядности

«золотое правило»: все, что возможно представлять для восприятия чувствами: видимое – для восприятия зрением, слышимое – слухом, запахи – обонянием, подлежащее вкусу – вкусом, доступное осязанию – путем осязания, надо представлять через эти органы восприятия».

ИКТ позволяют дополнить «золотое правило» Коменского: наглядно можно представлять не только то, что возможно для непосредственного восприятия чувствами, но и то что выражается абстрактными законами и моделями.

Условия для использования ИКТ на уроке

  • Наличие и доступность компьютерной техники и мультимедийных ресурсов;
  • ИКТ – компетентность участников образовательного процесса;
  • Видение преимущества мульти-медийных ресурсов перед другими средствами обучения.

Использование ИКТ в учебном процессе предполагает, что учитель умеет:

  • обрабатывать  текстовую, цифровую, графическую и звуковую информацию при помощи соответствующих редакторов для подготовки дидактических материалов;-    создавать слайды по данному учебному материалу, используя редактор презентации MS PowerPoint;
  • использовать имеющиеся готовые программные продукты по своей дисциплине;
  • применять учебные программные средств ;
  • осуществлять поиск необходимой информации в Интернете в процессе подготовки к урокам
  • организовывать работу  с учащимися по поиску необходимой информации в Интернете
  • работать на уроке с материалами Web-сайтов;
  • разрабатывать тесты, используя готовые программы -оболочки или самостоятельно, и проводить компьютерное тестирование.

Компьютерная поддержка урока может быть разнообразной:

1.Видео - и анимационные фрагменты теоретического материала по математики.

2.Материалы для тестового контроля (итогового, рубежного, диагностического).                             3.Комплекты задач для самостоятельной и групповой работы, с образцами решений и возможностью проверки результатов в компьютерном эксперименте.4.Проведение компьютерных лабораторных работ.5. Использование в лабораторных работах встроенных математических программ вычисления результатов, построения графиков, расчета погрешностей.6. Включение в ход урока исторического и справочного материала.7. Наборы нестандартных, творческих заданий креативного типа, требующих поиск и преобразование информации.8. Анимационные рисунки, логические схемы, интерактивные таблицы и т.п., используемые в ходе объяснения, закрепления и систематизации изучаемого материала.

Повышение эффективности изучения нового материала.

Для этого целесообразно использовать мультимедиа. Мультимедиа – это объединение нескольких способов подачи информации – текст, неподвижное изображение (рисунок и фотографии), движущие изображения (мультипликация и видео) и звук. Систематическое применение мультимедиа в сочетании с традиционными методами позволяет увеличить скорость передачи информации, повышает уровень ее понимания, развивает образное мышление. Информационные объекты могут быть объединены в одну презентацию (с помощью конструктора презентаций) для проведения урока на определенную тему.

Проектирование мультимедийного урока

Компьютерная  режиссура

- высокая мотивационная активность

  • активизация мыслительной деятельности учащихся,
  • оперативный объективный контроль знаний и умений учащихся;
  • интенсификация учебного процесса.

Во время урока любого типа наодном или нескольких этапах учитель или ученики используютИКТ:

- Интернет,

- электронные учебники,

-энциклопедии

-презентации,

-тестирующие, моделирующие программы и др.

Этапы урока

Возможность применения ИКТ

1.Мотивация к учебной деятельности. Актуализация знаний.

Использование проектора, CD-дисков, обучающих программ, демонстрационных программ, Internet, тестовых программ

2.Изучение нового материала

Создание проблемной ситуации.

Построение проекта выхода из

затруднения.

Использование проектора, CD-дисков, обучающих программ, демонстрационных программ, Internet, моделирующих программ

3.Закрепление знаний и

совершенствование умений и

навыков

Использование моделирующих систем, обучающе-контролирующих программ

4.Закрепление знаний и

совершенствование умений и

навыков

Использование моделирующих систем и любых других ИКТ

На уроках математики я использую:

1.Методические пособия с электронным приложением серии «Современная школа»:

-уроки математики с применением ИКТ.5-6 классы

-уроки математики 5-10 классы

-внеурочная деятельность с мультимедийным приложением Путешествие в страну Геометрию 5 класс.

Первые шаги в освоении и использовании ИКТ на уроках математики начались с использования в работе различного рода презентаций.

2.Методическая копилкаавторских презентаций при использовании ИКТ на этапах урока:

2.1Актуализация знаний. Формирование практического навыка.

-Презентация по теме  «Решение практических задач по теме «Четырехугольники»» 8-9 класс.

При выполнении  домашнего задания, которое было дано на карточках –1.разделить кораблик на знакомые фигуры, 2. пользуясь ножницами получить из равнобокой трапеции параллелограмм, ученики должны распознать на чертеже геометрические фигуры и применить теоретические знания при выполнении данных заданий.

2.2 Постановка задачи и открытие новых знаний на уроках математике.

-Площадь круга.

На уроке рассматривается задача, где требуется определить площадь круга арены цирка. Возникает проблемная ситуация. Ученики не знают формулы площади круга. Для построения проекта выхода из затруднения приглашаются в лабораторию открытий с домашней практической работой. Дома дети должны вырезать круг из картона, разделить его на 8,16 равных секторов и собрать знакомую фигуры, площадь которой знают. Полученную фигуру наклеить на альбомный лист. В лаборотории открытий устанавливают вместе с учителем какая фигура получилась, и что необходимо знать, чтобы найти ее площадь. В результате практической работы устанавливают, что площадь круга равна площади прямоугольника. Ширина прямоугольника - это радиус окружности, а длина прямоугольника равна половине длины окружности. Затем делают вывод о нахождении площади круга.

-«Решение практических задач по теме «Четырехугольники»» 8-9 класс.

Ученики рассматривают несколько задач практического характера, возникает ситуация, которая требует от учеников применения теоретического материала, для решения данной проблемы.

-Доли. Обыкновенные дроби.

-Числа с разными знаками ссорятся.

2.3.Изучение материала в ходе выполнения лабораторной работы по теме «Число П».

Лабораторная работа позволяет внести разнообразие в деятельность учащихся, повышает их активность и самостоятельность.

2.4.Практическая работа по теме «Взаимное расположение графиков линейной функции в системе координат». Выполняют предложенные задания, делают выводы.

  • Задание №1
  • В одной системе координат постройте графики функций:  y=2x-3;  y=2x+4;  y=2x-7
  • Задание №2
  • В одной системе координат постройте графики функций: y=2x-3;  y=-x+4;   y=5x+1
  • Задание №3
  • В одной системе координат постройте графики функций: y=2x-3  y=-x-3  y=5x-3
  • Посмотрите на формулы, задающие графики в задании №1, что Вы можете сказать про коэффициенты?
  • Обратите внимание на то, как расположены графики функций в задании №1 ?
  • Посмотрите на формулы, задающие графики в задании №2, что Вы можете сказать про коэффициенты?
  • Обратите внимание на то, как расположены графики функций в задании №2? Посмотрите на формулы, задающие графики в задании №3, что Вы можете сказать про коэффициенты?
  • Обратите внимание на то, как расположены графики функций в задании №3?
  • Какой вывод можно сделать, сопоставив аналитическое задание функций и взаимное расположение их графиков?

Мною разработан ряд презентаций для внеурочной   деятельности по математике 5-6 классов по темам:

-Приемы быстрых вычислений.

Урок проходит в игровой форме. На урок приходит Клоун. Клоун начал подсчитывать «столбиком» сумму следующих чисел:999+999+999+5. Он долго возился с записями, путался и начинал снова, вспотел, но никак не мог сосчитать сумму. Публика смеялась. Ведь всем было видно, что такую сумму легко подсчитать в уме, если кто догадался подскажите клоуну способ решения.

Использование на уроках, во   внеурочной деятельности по математике проблемных ситуаций и построение проекта выхода из затруднения.

3. Имеется ряд презентаций, подготовленных школьниками под моим  руководством по темам:

-Как я решаю логические задачи. Работа ученицы 5 класса  Гузиевой Ангелины.

-Решение простейших комбинаторных задач. Работа ученика 5 класса

Калиничеко Александра

-Параллельные линии в окружающем мире. Работа ученицы 8 класса Ежовой Дарьи.

-Числа великаны.

-Старинные русские меры длины.

Творческий проект − это «шесть П»:

 Проблема  Планирование  Поиск информации  Продукт  Презентация.  Портфолио. Особенность метода проектов очевидна – в ходе проектной деятельности у учащегося возникает личная заинтересованность в получении новых знаний, снимается страх «плохой оценки», создаётся положительная мотивация к учебной деятельности, что очень важно в практико-ориентированном обучении. Поэтому сегодня проектная и исследовательская деятельность занимает особое место в процессе обучения.

ВЫВОД.

Применение ИКТ- технологий сегодня, на мой взгляд, является перспективным, так как позволяет:

  • комплексно решать образовательные, воспитательные и развивающие задачи;
  • поставить каждому обучающемуся (за счет возможностей, предоставляемых средствами ИКТ) конкретные задачи в зависимости от его способностей, мотивации, уровня подготовки;
  • применить различные типы электронных средств учебного назначения, активизирующие учебную деятельность;
  • частично освободить преподавателя от выполнения информационной, тренировочной и контролирующей функций;
  • формировать у школьников навыки самостоятельного овладения знаниями;
  • развивать навыки поиска, сбора и обработки информации в сети Интернет;
  • стимулировать положительную мотивацию учения за счет интегрирования всех форм наглядности;
  • осуществить учебную деятельность с немедленной обратной связью и развитой системой помощи.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ,

  1. Теоретические и методологические проблемы современного образования [текст] / Материалы международной научно-практической конференции 29-30 декабря 2010 г. – М., 2010. – 249 с.
  2. Интернет-технологии в образовании [текст] /  Учебно-методическое пособие. – Тамбов: Изд-во ТГТУ, 2002. – 114 с.
  3. Воронцова И.А. Системно- деятельностный подход в обучении-  основы современного урока в соотвествии с требованиями ФГОС.
  4. https://ru.wikipedia.org/wiki
  5. Источник:http://zdravotvet.ru/skolko-vremeni-v-den-mozhno-sidet-za-kompyuterom-vliyanie-kompyutera-na-zdorove-detej-i-vzroslyx/(Влияние компьютера на здоровье человека)
  6. # www.studzona.com. Методика преподавания математики.11.
  7. Э. Г. Гельфман, Л.Н. Демидова и др. Математика. Учебник для учащихся 5 класса общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 2004.5
  8. С.С.Варданян.Задачи по планиметрии с практическим содержанием:Кн.для учащихся 6-8 кл.сред.шк./Под ред. В.А.Гусева.-М.: Просвещение,1989.
  9. Математика:Учеб.-собеседник для 5-6 кл. сред.шк./М34 Л.Н.Шеврин,А.Г.Гейн,И.О.Коряков,М.В.Волков.-М.: Просвещение,1989.(Б-ка учителя математики)
  10.  Математике.5 класс, 6 класс: учеб. для учащихся образоват. организаций/  Н.Я.Виленкин, В. И. Жохов, А.С.Чесноков,С.И.Шварцбурд .М.:Мнпемозина,2014.
  11. Геометрия. 7-9 классы:учеб.для общеобразоват.организаций/А.В.Погорелов.-М.: Просвещение,2014.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ

В работе  рассматривается  вопрос внедрения современных компьютерных технологий на уроках математики, различные типы уроков в зависимости от использования икт на уроках....

Использование современных образовательных технологий на уроках математики

Информационные технологии, вторгшиеся в современную жизнь, меняют наши представления  о мире, знании и о самих себе. Основная задача современного образования – не только давать знания,...

Методическая разработка "Использование электронных образовательных ресурсов на уроках математики"

В методической разрабоке описана организация учебной деятельности на уроках математики с помощью электронный образовательных ресурсов....

Использование творческих форм работы на уроках математики для развития познавательного интереса школьников

В работе рассказывается как на уроках математики развить познавательный интерес учащихся к предмету...

Обобщение педагогического опыта работы учителя математики Наниз Р.Е. «Использование современных инновационных технологий на уроках математики»

Современные образовательные технологии немыслимы без широкого применения информационно-коммуникационных технологий, которые всё плотнее входят в нашу жизнь. Обучение через применение информационно-ком...

Использование творческих разработок педагога на уроках литературы

В статье раскрываются современне методы изучения литературы посредством совместного творчества педагогов и обучающихся общеобразовательных школы...